Главная / Начальные классы / Исследовательская работа по теме "Правильная осанка - залог здоровья!"

Исследовательская работа по теме "Правильная осанка - залог здоровья!"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ровдинская средняя общеобразовательная школа»















Тема: «Правильная осанка – залог здоровья!»


hello_html_m1a700f9c.gif




Автор: ученик 2 класса

Абликов Алексей


Научный руководитель:

Рюхачева С.В.






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретическая часть

1.1. Что такое осанка.

1.2. Какая бывает осанка

ГЛАВА 2 Практическая часть


2.1. Факторы, влияющие на осанку учащихся

2.2. Профилактика нарушений осанки


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


ПРИЛОЖЕНИЕ































- 3 –

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность работы


В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Желание заняться изучением данной проблемы появилось после медицинского прихода врача в школу. Наша учительница сказала, что со здоровьем у ребят в классе есть проблемы и больше всего ребят страдают нарушением осанки.

И мне стало интересно узнать, почему столько маленьких ребят уже не здоровы? Кто в этом виноват? Нельзя ли как-то поправить это положение?

Какое значение имеет осанка для здоровья, могут ли они исправить свою осанку и какие факторы влияют на её нарушение? Эта проблема и определила тему нашего исследования: « Осанка и ее значение для здоровья учащихся».


Цель исследования:

Изучить осанку для определения ее значения для здоровья человека и выявить причины неправильной осанки.


Задачи исследования:

1. выяснить, что такое осанка;

2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;

3. изучить литературу по этой проблеме;

4. изучить факторы, которые влияют на её нарушение


Гипотеза:



Методы исследования:

1. наблюдение;

2. изучение литературы об осанке;

3. спросить у старших;

4. выйти в сеть Интернета.

5. эксперимент

6. анкета








- 4 -

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


    1. Что такое осанка?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, я отправился в библиотеку.

Свое исследование я начал с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.


Открываю толковый словарь С.И. Ожегова. Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад, живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать осанистый вид.


Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

  • Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;

  • Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;

  • Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;

  • Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.



1.2. Какая бывает осанка?


Она может быть правильной и неправильной. Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Костная система маленького человека отличается от взрослой: кости ребенка более гибкие, мягкие, но менее прочные и легко поддаются искривлению. Формирование скелета и костей завершается к 23-25 годам, а это значит, что школьные годы – это один из важнейших периодов, когда закладывается основа здоровья человека на всю жизнь.

Как выглядит человек с правильной осанкой? В библиотеке я взял учебник анатомии и прочитал, что при правильной осанке голова находиться прямо, плечи развернуты, живот подтянут. Правая и левая стороны тела расположены симметрично: на одном уровне находятся плечи и нижние углы лопаток, одинаковы треугольники талии – пространство между внутренней поверхностью опущенной вниз руки и туловища.

У человека с неправильной осанкой голова излишне запрокинута назад, или опущена вперед, плечи сведены вперед, спина сутулая, грудная клетка запавшая, живот выпячен. Правая и левая стороны тела несимметричны: на разных уровнях плечи и нижние углы лопаток; неодинаковы треугольники талии.

Я пошёл в медицинский кабинет и поинтересовался, к чему приводит нарушение осанки. При ее нарушениях движения человека становятся неловкими, внутренние органы смещаются, возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице. Нарушения осанки могут привести к очень серьезным заболеваниям и потере работоспособности.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:

  • лордоз (искривление выпуклостью вперед),

  • кифоз (искривление выпуклостью назад),

  • сколиоз (искривление выпуклостью вбок). Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Нарушение в позвоночнике это заболевание, которое может привести к затруднению работы сердца, уменьшению жизненного объема легких, ухудшению деятельности органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения. Это приводит к быстрому утомлению, головокружениям и частым головным болям, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что осанкой называют, как умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в положении сидя, лежа и во время ходьбы, так и саму эту правильную позу. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника.



2.1. Факторы, влияющие на осанку учащихся


В классе с самого первого дня занятий наша учительница в течение всех уроков повторяет: «Сели ровно», «Выпрямили спины», «Ноги под столом поставили правильно», «Носы от тетрадей оторвали» и так без конца и края. Действие это имеет, но не долго. А почему? Спросив у ребят, я понял, что многие не понимают зачем это им надо, у них вроде все нормально, спина не болит. Данные медицинского осмотра их тоже не убедили. Что же делать, чтобы убедить ребят следить за своей осанкой без напоминаний?

Я предложил провести эксперимент: проверить осанку доступными для нас способами:

В положении стоя:

Подойти к стене и встать к ней спиной.

Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.

Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие,

значит осанка неправильная.


  1. Убедились, что врачи правы – у многих из нас «кривые» спины (наши результаты совпали с диагнозом врачей).

  2. Многие ребята дома проверили осанку у своих родных!



Изучая литературу, посвящённую данной проблеме, узнал, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы.

Мы провели анкету среди учеников школы (2, 3 и 4 классов) и выяснили, что многие ребята плохо относятся к своему здоровью

  • завтракают 14 чел.;

  • витамины с минеральным комплексом пьют 2/3 класса;

  • рыбу и молочные продукты почти никто не любит (за исключением йогуртов и молочных коктейлей).

  • утреннюю гимнастику никто не делает;

  • у телевизора мои одноклассники «торчат» от 1,5 часов и более;

  • телевизор смотрят лежа на диване (14 чел.), сидя в кресле (7 чел.) и лишь 12 чел. лежа на полу!

  • специальные компьютерные кресла только у 12 из 24 ребят, имеющих дома компьютер;

  • с ранцами в школу ходят только 20 ребятам;

Список получился большой, поэтому решила действовать методом исключения: не выявленные в нашем классе факторы вычёркивать.



Фактор 1. Питание


Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводит сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

Во-первых, хоть дома ребята предпочитают съесть булочку, печенье, бутерброд, какой-нибудь фрукт, зато многим родители регулярно покупают витамины. Во-вторых, школьной столовой Елена Васильевна убеждает оставлять тарелки чистыми, поэтому едят все и всё (в том числе суп, кашу, рыбу и т.д.). В-третьих, при помощи взрослых нашла в интернете несколько меню для тех, у кого проблемы с позвоночником. Посоветовалась со школьной медсестрой. Оформила меню в буклет «Питание +». Раздала ребятам и их родителям, чтобы они старались питаться с пользой для здоровья (Приложение 5). Может кто-то и воспользуется!



Фактор 2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки


Нам часто говорят «Какой у тебя портфель тяжелый! В нем что, кирпичи?» На самом деле стоит призадуматься: «Сколько же весит средний портфель ученика?» и «Сколько он должен весить, чтобы не вредить здоровью школьников?» Что думать, надо действовать.

Спрошу сначала мнение школьной мед.сестры –.

«Сегодня по статистике, если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таких практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших школьных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в 4 кг равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

«Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце, — сказала Валентина Николаевна. — В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования».

Загляну ещё в Интернет!

По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-3-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3 кг (нормы 2003 г.). При этом вес ноши первоклассника (без веса ранца) не должен превышать 2 килограммов. С 1 октября 2010 г. вступили в силу новые санитарные нормы в отношении веса школьных ранцев. По новым правилам для младших классов портфель должен весить не больше одного килограмма! 3, 7, 10].

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления [7].

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

Однако понятия «рюкзак» и «ранец» все чаще смешиваются. Да и очень часто стали изготовлять рюкзаки с жесткой спинкой. Поэтому эти слова часто путают.

Мы поняли, что выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце.

Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух).


Фактор 3. Неправильная поза

Вновь проанализировала данные анкеты:

  • за своей позой во время ходьбы, сидения за стенами школы никто из ребят не следит;

  • есть ребята, которые носят портфели в одной руке, а не за плечами.

Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.

При ходьбе стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.

В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой.

Размер каблучка у младшего школьника должен быть не более одного сантиметра, у старшеклассников – 4-5 сантиметров.

Необходимо правильно сидеть за партой: ноги согнуты под углом в 90 градусов и твердо стоят на полу, спина выпрямлена и поддерживается чуть выше поясницы спинкой стула, руки согнуты в локтях и лежат на парте. Расстояние от глаз до столешницы – не менее 40 сантиметров.

Если ребенок высокого роста, необходимо следить, чтобы он не сутулился при ходьбе и в компании ребят меньшего роста, так же часто дети начинают горбиться при переживании стрессовых моментов. У ребенка должна быть спокойная, комфортная обстановка дома.
Очень важно правильное освещение. При недостатке света за рабочим столом ребенок начнет горбиться, «писать носом».




Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок

Узнала, сколько ребят нашего класса занимаются спортом:

  • ходят в спортивные секции – 2 (каратэ, плавание),

  • посещают бассейн (6 чел.),

  • занимаются танцами (5 чел.),

  • делают по утрам зарядку (0);

  • посещают занятия лечебной физкультурой, хореографией, но без особого желания (27 чел.).

Сопоставила эти данные с результатами мед. осмотра. Выяснила, что у ребят, «занимающихся спортом» нарушений осанки нет. Но таких, к сожалению, не много. Необходимо как-то убедить одноклассников, что занятия спортом нам полезны и нужны. Оставила этот фактор в своём списке.


Фактор 5. Режим труда и отдыха

В школе режим труда и отдыха соблюдается. Кроме того, у нас есть ещё динамическая пауза (45 минут) после третьего урока. Но дома почти половина класса долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё и в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе (по данным анкеты).

И этот фактор остаётся в списке.

С чего начинается правильная осанка у школьника? Да и не только у школьника. Исследуя этот вопрос, я пришел к выводу. Правильная осанка начинается с того, что вы делаете дома.

По приходу с уроков школьнику просто необходимо полежать минут 30-40 и просто отдохнуть. Еще лучше в это время поспать, это позволит мышцам отдохнуть и выпрямиться позвоночнику. Часок вздремнуть не помешает не только школьникам, но и многим взрослым. У многих людей после обеда наступает спад активности, продолжать работать в это время будет мукой, а вот переждать его, поспав, немного будет в самый раз.

Очень вредно слишком долго засиживался за столом. Уже достаточно того, что в школе полдня проводим за партой. Необходимо делать перерывы, чтобы подвигаться. Хотя бы 10 минут раз в час будет уже неплохо для подрастающего организма.





Вывод. Изучив и проанализировав наиболее распространённые факторы, влияющие на осанку детей в списке для нашего класса остались:

  • Фактор 3. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ).

  • Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

  • Фактор 5. Режим труда и отдых



Советы для сохранения правильной осанки


Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж.

Во всех трех случаях главное - ежедневные занятия!

На ранних стадиях с искривлением можно справиться такими методами лечения, как:

  • Здоровое рациональное питание.

  • Физиотерапевтические общеукрепляющие процедуры.

  • Лечебная физкультура.

  • Лечебный массаж.

  • Плавание.

  • Корсетолечение.

  • Мануальная терапия.

Главное, чтобы лечение спины и позвоночника было направлено на причину, вызвавшую искривление!

Все это можно выразить несколькими словами: «Выпрямись!», «Выполняй физические упражнения!», «Плавай!», «Сам следи за своей осанкой!», «Хорошо и с пользой отдыхай!».


Профилактические меры:

- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;

- занятия в спортивных кружках и секциях;

- правильный подбор мебели в школе и дома;

- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;

- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;

- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;

- закаливание организма;

- выполнение профилактических упражнений.


Вывод: Таким образом. Проведя исследование, изучив научную литературу, получив консультацию у специалиста – хирурга Аверьянова Андрея Александровича, можно сделать вывод. Контроль рабочей позы, контроль осанки, профилактика двигательных ошибок, регулярное выполнение корригирующих упражнений – это основа воспитания правильной осанки, как важного параметра физического здоровья.

Как я уже сказал выше, что основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.

Поэтому мы разработали:

  1. Примерные комплекс домашних упражнений для утренней зарядки для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет

  2. Примерные комплексы упражнений (на каждый учебный день) для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет

  3. Примерные комплексы упражнений для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет сидя за партой.

Эти комплексы упражнений заверены хирургом Аверьяновым А.А.

А также, я разработал тесты (мультимедиа) в помощь учителям и ученикам для более прочного усвоения этой сложной и нужной темы: «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»



Приложение 1


П р а в и л ь н а я о с а н к а


SL370087SL370016




hello_html_1dcb0c2f.pnghello_html_m61ebe51f.png


Н е п р а в и л ь н а я о с а н к а

SL370021SL370023







Приложение 2

Упражнения для укрепления мышц стопы


hello_html_35128157.jpghello_html_754b26a0.jpg







hello_html_m2f4373c2.jpg



Приложение 3

Упражнения для профилактики нарушений осанки

SL370017SL370015

Упражнения для исправления нарушенной осанки


SL370501SL370507SL370202




SS853976SS853975SS853977
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью нашего исследования было изучить осанку для определения ее значения для здоровья человека и выявить причины неправильной осанки.


Работая над первой главой, мы выяснили, что такое осанка. Мы рассмотрели правильную осанку и ее значение для здоровья и хорошей учебы.

Мы сделали вывод, что если учащиеся и взрослые будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями.

А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Что это значит? Это значит постоянно следить за собой, пока правильная осанка не станет «второй натурой». Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником.

Не стоит забывать и о том, что хорошее настроение и правильное питание и постоянно выполняя комплекс упражнений тоже важны.

Я буду рад, если кто - то задумался над моей проблемой и сделал

самый главный вывод: что беречь позвоночник нужно смолоду, потому что «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»







Литература

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

2. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.:ВАКО,2005

3. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.






Исследовательская работа по теме "Правильная осанка - залог здоровья!"
  • Начальные классы
Описание:

Исследовательская работа ученика 2 класса Абликова Алексея, научный руководитель Рюхачева Светлана Викторовна по теме "Правильная осанка - залог здоровья!"

Цель исследования

Изучить осанку для определения ее значения для здоровья человека и выявить причины неправильной осанки.

 Задачи исследования:

1. выяснить, что такое осанка;

2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;

3. изучить литературу по этой проблеме;

 

4.  изучить факторы, которые  влияют на её нарушение.

Методы исследования:

1. наблюдение;

2. изучение литературы об осанке;

3. спросить у старших;

4. выйти в сеть Интернета.

5. эксперимент

 

6. анкета

 

Автор Рюхачева Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2005
Номер материала 34707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓