Главная / Классному руководителю / Исследовательская работа по теме: "Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы"

Исследовательская работа по теме: "Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»








Городской конкурс работников образовательных учреждений

«Образование. Взгляд в будущее»

Номинация «Педагогические надежды»





Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы

Автор: Гаврилова Вера Николаевна,

учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного

учреждения «Лицей № 101»













Барнаул, 2011

Содержание



  1. Введение______________________________________________с.3-5

2.Использование здоровьесберегающих технологий в учебной

деятельности и внеклассной работе_________________________с.6-14

3.Роль родителей в воспитании здорового образа жизни детей___с.15-16

4. Связь с учреждениями дополнительного образования

в формировании здорового образа жизни

у младших школьников__________________________________ с.17

5.Обобщение и распространение опыта________________________с.18

6. Заключение ____________________________________________с.19

























1.Введение

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1.стрессовая педагогическая тактика;

2. функциональным возможностям школьников;

3.несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.провалы в существующей системе физического воспитания;

6.интенсификация учебного процесса;

7.функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.



Тема исследования педагога: « Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы».

Цель исследования - проанализировать условия для формирования и развития у учащихся начальных классов потребности в здоровом образе жизни.

Задачи исследования:

  1. создать условия, при которых дети будут заботиться о своём здоровье;

  2. повысить уровень заинтересованности родителей здоровьем своих детей;

  3. использовать здоровьесберегающие технологии во всех направлениях педагогической деятельности учителя.

Гипотезы исследования:

  1. Потребность в здоровом образе жизни можно формировать с младшего школьного возраста;

  2. Сотрудничество учителя с родителями и учреждениями дополнительного образования позволяет повысить эффективность работы в данном направлении.

Методы исследования:

  • Анкетирование;

  • Медицинский осмотр учащихся.












2. Использование здоровьесберегающих технологий в учебной

деятельности и внеклассной работе

В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:




Здоровьесберегающие технологии

hello_html_m12ec8566.gifhello_html_m753197c9.gifhello_html_53d976bc.gif






сотрудничество

hello_html_m7d242653.gifучитель учреждения

дополнительного образования сотрудничество

уhello_html_m75e65360.gifчитель ученик


сотрудничество

hello_html_3a1f80ea.gifучитель родители



По всем этим направлениям работа ведётся одновременно во время уроков и внеклассных мероприятий.

На уроках этому способствует материал учебников учебно-методического комплекта «Школа XXI века». На физминутках часто использую упражнения для развития межполушарных взаимодействий, которые советует проводить Алла Леонидовна Сиротюк в своей книге «Коррекция обучения и развития школьников».

В данном случае наука кинезиология помогаем мне развить умственные способности и физическое здоровье детей через определённые двигательные упражнения. Приведу некоторые из них.


1. Растяжка.


«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.


«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.


«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.


«Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.


2. Дыхательные упражнения


«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.


«Дышим носом»

Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.




«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.


3. Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.


«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.


«Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.


«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.


«Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.


4. Упражнения на релаксацию

«Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.


«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.



5. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.


«Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

hello_html_5e134541.png

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.


6. Глазодвигательные упражнения


«Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.


«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.


«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.


7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.


б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.


в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.


Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно. Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Признаки, по которым можно определить достижения детей :


  • У ребенка пропал страх отвечать у доски, он стал спокойнее, увереннее в себе.


  • Ученик научился самостоятельно работать с учебником, со справочной

литературой.


  • Появилась у ученика “жажда чтения”.


  • У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.


  • Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.


  • Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.


  • Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.


Важно создание экологического пространства в классе:


  • проветривание помещений;

  • наличие живого уголка;

  • озеленение кабинета,

  • освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители.

В лицее уроки физической культуры проходят бассейне (фото в приложении).

Проводятся соревнования « Весёлые старты», игра «Перестрелка», лыжные соревнования.


hello_html_m53e8c13e.jpg


Соревнование по «Перестрелке» 3 «В» класс


Также во время внеклассных мероприятий я рассказываю детям о здоровом образе жизни. В плане воспитательной работы мной на учебный год распланированы классные часы и внеклассные мероприятия.


Планирование на III четверть внеклассных занятий по здоровому образу жизни.


Тема

Задачи

Дата

1.

Что может носовой платок?

-научить соблюдать нормы гигиены;

-развивать творческие способности

18.01.2011

2.

Познай самого себя.

-учить основам работы с тестами;

-стимулировать учащихся к познанию собственного Я

27.01.2011

3.

Твоё здоровье.

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ.

-способствовать воспитанию здорового образа жизни, бережного и вдумчивого отношения к своему здоровью;

-продолжить обучение несложным упражнениям, тренирующим зрение;

- создать условия для составления детьми своего режима дня и воспитания в себе таких качеств характера, как дисциплина, организованность, доброта.

-расширить знания детей о содержании витаминов в продуктах и необходимости их употребления.


16.03.2011

4.

Взаимопонимание в классе.

-дать учащимся представление о согласии, взаимопонимании с одноклассниками как одной из сторон общения;

-сформировать умение находить взаимопонимание, разрешать разногласия противоречия с помощью просьбы, убеждения, беседы, научить видеть причины отсутствия взаимопонимания;

-развить умение лучше понимать чувства других людей и мотивы их поведения

17.02.2011




Разработка внеклассного мероприятия по теме «Твоё здоровье» вместе с презентацией в программе Notebook и фотоматериалами можно найти в приложении на диске. Информационно коммуникационные технологии на данном внеклассном мероприятии использовала с целью:

-развития интереса к компьютеру как к средству обучения;

-продолжить развивать умение пользоваться интерактивной доской,

-использовала как наглядность.

Несколько раз в год я организую поездки учащихся в город Новосибирск. В этих поездках дети не только показывают свою культуру питания, но и объясняют, чем полезно питаться учащимся других классов. В одной из таких поездок в музее «Хоккайдо» мы узнали о традициях чаепития японцев, об очистке воды и употреблении её на заводе «Чистая вода». В Новосибирском краеведческом музее нам рассказали о трапезах наших предков в Сибири. В музее Солнца нам продемонстрировали игру на древнем музыкальном инструменте БИЛО. Дети сами смогли сыграть на нём. Данный опыт можно прослушать в приложении. Вибрации этот инструмента благоприятно влияют на клетки организма. В древности звуки било лечили больных людей. Общение с животными также благоприятно влияет на эмоциональное здоровье детей. Для этого мы посетили Новосибирский зоопарк (фото в приложении). На мультипликационной студии наш класс снял свой мультфильм про космос и в студии звукозаписи дружно смеялись над своими голосами (фото и мультфильм в приложении). В конце руководители показали нам мультфильмы, снятые совсем маленькими детьми. Это было весело, а положительные эмоции благотворно влияют на здоровье.

На своих занятиях с детьми практикую исследовательскую работу по рабочей тетради Александра Ильича Савенкова «Я - исследователь».


hello_html_m5b121ac3.pnghello_html_6e02d49f.png

Данные в методическом пособии пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной начальной школе. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. В этом году в нашем лицее была впервые проведена научно-практическая конференция учащихся начальных классов. В ней приняли участие трое учеников моего класса. Один учащийся занял 2место, а двое стали лауреатами. В своей работе «Талантливый человек талантлив во всём» ученик на примере нашего земляка Германа Титова показал, как здоровый образ жизни помогает человеку достичь поставленной перед собой цели. Практическое применение проведённых детьми исследований представлено в приложении.





3.Роль родителей в воспитании здорового образа жизни их детей

Следующее направление работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни – это работа с родителями. Я провожу беседы на тему здоровья детей. Первое, на что я обращаю внимание родителей с первого класса - это на личную гигиену ребёнка. Ученик должен переодеваться после урока физической культуры, мыть руки перед приёмом пищи, быть опрятным в одежде.

Меня радует, что многие родители в выходной день активно отдыхают на природе. Дети катаются на лыжах, коньках и санках, с ледяной горки во дворе нашего лицея. Несомненно, во всех поездках в Новосибирск нашими спутниками и помощниками являются родители. Возвращаемся мы из поездок в приподнятом настроении. На обратном пути поём песни под караоке.

Во время собраний с родителями провожу беседы о здоровом образе жизни. Например, наше последнее собрание было посвящено роли отцов в воспитании детей. Обсуждались и некоторые вредные привычки, которые негативно воздействуют на психику ребёнка. Перед собранием было проведено тестирование «Незаконченные предложения», которое выявило взгляды и образы их мировосприятия.


Тест.

1. Мы любим маму…

2. Я думал, что мама чаще всего…

3. Отцы иногда…

4. Чтобы наш папа…

5. Мой брат (сестра) …

16. Если бы мой брат (сестра) …

7. Ребенок в семье…

8. Мои близкие думают обо мне, что я…

9. Бываем среди детей, но…

10. Дети, с которыми я играю…

11. Мои друзья меня часто…

12. Мой учитель (учительница, учителя)…

13. Если бы не было школы…

14. Когда я думаю о школе, то…

15. Я думаю, что людей больше…

16. Я достаточно ловкий…

17. Я самый слабый…

18. Я хочу, чтобы у меня не было…

19. Я весь трясусь, когда…

20. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

21. Больной ребенок…

22. Был бы очень счастлив, если бы я …

23. В будущем я хотел бы …

24. Всегда мечтаю …

Методическая разработка и презентация родительского собрания представлены на диске.

Администрация лицея откликается на просьбы родителей по замене старой школьной мебели, и это положительно отражается на здоровье учащихся.

Родители участвуют в проведении праздников. Они становятся героями в инсценировках, готовят поздравления, украшают помещения, готовят детей к праздникам. Дети любят мероприятия, на которые проходят их родители, активно готовятся, чтобы было интересно: учат песни и стихи, помогают готовить презентации, подарки, конкурсы (фото и видео на диске). На празднике мам дети настолько проникновенно исполняли песни, что на глазах мам и бабушек появились слёзы.


hello_html_m77695b48.jpg


Праздник «День матери» в 3 «В» классе






4.Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования


hello_html_m33d954ff.jpg


Праздник «Масленица» в 3 «В» классе


На протяжении семи лет МОУ «Лицей № 101» сотрудничает с центром эстетического воспитания детей «Песнохорки». В совместной педагогической деятельности используем различные направления народной культуры:

-куклотерапия;

-народные праздники;

-народные игры и танцы;

-народные песни;

-изучение культуры русского народа.

Мы добиваемся душевного и духовного равновесия, единения с природой. Дети проявляют больше позитивных эмоций, чем негативных. Происходит коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка, формируется позитивное отношение к жизни, гармония внешнего и внутреннего мира. Танцы и игры развивают физическое здоровье детей. Куклотерапия (изготовление традиционной тряпичной куклы-скрутки) – развивает мелкую моторику, корректирует эмоционально - волевую сферу, раскрывает генетическую память ребёнка. В русских народных играх мальчики и девочки обмениваются энергией, что тоже благотворно сказывается на их здоровье, взаимопонимании и терпимости друг к другу и противоположному полу. Через русские народные традиции происходит принятие образцов нравственно – этических норм поведения и образцов взаимодействия с природой, в семье, со взрослыми. Всё это можно наблюдать во время ролевых народных игр: «Бояре, а мы к вам пришли!», «Золотые ворота» и в других играх, которые организую на уроках музыки.


5. Обобщение и распространение опыта

Исследовав и проанализировав всю работу, можно сделать вывод: если деятельность учитель использует здоровьесберегающие технологии по всем направлениям, то положительный результат очевиден. Понимая важность и эффективность здоровьесберегающих технологий, пропагандирую свой опыт в лицее: готовлю исследовательские работы с учащимися класса, а ученики представляют их на научно-практических конференциях, выступаю на методическом объединении классных руководителей учителей начальных классов, на заседаниях кафедры учителей начальных классов, педагогических советах. Провожу открытые уроки в лицее. На методическом дне района со своими учащимися провела открытое внеклассное мероприятие по теме: «Твоё здоровье». Сейчас готовлю публикацию на тему своего исследования. Систематически предоставляю отчёт о проделанной работе на родительский собраниях класса. Это необходимо для того, чтобы проинформировать родителей о результатах, достижениях и проблемах.


hello_html_m76d78111.jpg



Открытое внеклассное мероприятие на тему «Твоё здоровье»

16 марта 2011 год






6. Заключение

Таким образом тема работы «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы» актуальна . В ходе работы удалось проанализировать условия для формирования и развития у учащихся начальных классов потребности в здоровом образе жизни. Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:

  1. создали условия, при которых дети будут заботиться о своём здоровье;

  2. повысился уровень заинтересованности родителей здоровьем своих детей;

  3. здоровьесберегающие технологии реализовывались по всем направлениям педагогической деятельности учителя.

Выдвинутые гипотезы подтверждены.

  1. Потребность в здоровом образе жизни можно формировать с младшего школьного возраста;

  2. Сотрудничество учителя с родителями и учреждениями дополнительного образования позволяет повысить эффективность работы в данном направлении.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

Практическая значимость данной исследовательской работы: предложенная система работы, отдельные упражнения, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий могут быть использованы педагогами других школ.

Перспектива дальнейшего исследования:

  1. Сотрудничество с педагогами средней и старшей ступени обучения с целью поддержки и развития потребности в здоровом образе жизни у учащихся (сохранение преемственности);

  2. Исследовать условия формирования и развития духовного здоровья учащихся начальных классов.




Группа 32

Исследовательская работа по теме: "Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы"
  • Классному руководителю
Описание:

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия  является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

 

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Автор Гаврилова Вера Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1579
Номер материала 28275
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓