Главная / Биология / Исследовательская работа по теме

Исследовательская работа по теме

Название документа приложение1.docx

Приложение №3





C:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1146.JPG

Заросли краснотала на западе хутора Дубовского



C:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1149.JPG

Заготовка прутиков краснотала.

Приложение№1

C:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1116.JPG



C:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1017.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1162.JPGC:\Users\user\Pictures\DSCF1170.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1117.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1168.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1151.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1161.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1210.JPGC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1103.JPG



Такая композиция украшает нашу учительскую





Приложение№4



C:\Users\user\Pictures\getImageCAKCI9JU.jpgC:\Users\user\Pictures\getImage[6].jpgC:\Users\user\Pictures\getImageCALKY0YM.jpgC:\Users\user\Pictures\getImageCAYXZ3TH.jpg

Фото из архива жителя х. Провоторовского Паросочка Н. В.



C:\Users\user\Pictures\к проекту.jpgC:\Users\user\Desktop\плетение\getImageCA3BFCY7.jpg

Приложение №5

Результаты опроса:

Знаете ли вы, что можно сделать из лозы?










































Приложение №2



C:\Users\user\Pictures\DSCF1249.JPG





Приложение № 7

Отрывок из поэмы И. Куланина(Бурячкова А.) «Краснотал», занявшая призовое место в областном конкурсе, который проводила газета «Казачий круг».

«Вдоль ухабистой дороги

Распустился краснотал,

Скачут черти, в гневе Боги –

Красный цвет белесым стал…

Побелели все кусточки,

Затихает скорбный стон,

Пока есть живые почки –

Будет жить наш славный Дон!»











Название документа проект новый.docx


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дубовская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области



Исследовательская работа по краеведению «Краснотал: прошлое и будущее…»

hello_html_m5d7e741e.pngC:\Users\user\Desktop\плетение\DSCF1160.JPG



Работу выполнила: Арчакова Лидия,

ученица 9 класса МБОУ Дубовской сош

Руководители: Трофимов Николай

Георгиевич, учитель биологии и

географии МБОУ Дубовской сош;

Маркина Мария Никифоровна,

учительница иностранного языка МБОУ

Дубовской сош

2014


Оглавление

  1. Введение…………………………………………………2

  2. Основная часть…………………………………………4

1. Из истории ивоплетения……………………………………4

2. Подготовка к плетению………………………………….....6

2.1. Сырьё для плетения………………………………..6

2.2.Заготовка прута и подготовка его к плетению……7

3.Встреча с местными жителями……………………………....7

4. Мониторинг учащихся школы……………………………....9

III. Заключение…………………………………………….9

1. Полученные результаты……………………………………..9

2. Анализ результатов и выводов…………………………….10

IV. Список литературы………………………………..…12

V. Приложения……………………………………………13


  1. Введение

Выбор этой темы стал для меня неслучайным. Мы, молодое поколение, большую часть времени проводим в социальных сетях, и вот как-то однажды на страничке своей учительницы я увидела фотографии корзин, сплетённых из ивовых прутьев. И так меня это заинтересовало, что я решила узнать, как всё это делается. Здесь не надо ничего покупать, просто ивовые прутики, а получается такая красота. Да и корзины в хозяйстве нам бы тоже не помешали бы. И вот набравшись храбрости, я отправилась в гости.

Во дворе стоял велосипед, с привязанной охапкой свежих прутьев. Оказывается, Мария Никифоровна только что приехала с поймы «со свежим материалом».(Приложение№1) Рядом на коврике лежал острый нож, линейка, шило, перчатки и секатор – это всё, что надо для работы. Пока Мария Никифоровна показывала мне с чего надо начинать работу (а начинала она с плетения «солнышка» - донышка корзины), она успела рассказать мне о своём дедушке Журавлёве Дмитрие Фомиче, который славился на всю округу своим мастерством плетения. Выплетал такие плетни, что люди из близлежащих хуторов приезжали посмотреть на его «шедевры». Однажды он сплёл плетень с бегущим конём: из белотала он выплел фон, а самого коня сплёл из краснотала. Издалека это было настолько красиво, что проезжавшие мимо машины останавливались и люди подходили и любовались этим чудом. Она была в то время ещё мала, чтобы перенять мастерство от дедушки, но корзины плести он их учил, хотя доверял плести только донышки, а дальше требовалась сила, чтобы гнуть прутья, и детские ручонки вряд ли смогли сделать это прямо и красиво. В память о своём дедушке она написала стихотворение, которое было напечатано в районной газете «Победа» Кумылженского района, откуда родом Мария Никифоровна. Стихотворение так и называлось «Дедушкин плетень». (Приложение№2) Много интересного рассказала мне учительница из своего детства, показала сплетённую загородку для цыплят (такие были у бабушки и дедушки), показала пожелтевшие от времени фотографии из семейного архива и мне стало интересно узнать, а как вообще казаки использовали краснотал в хозяйстве, насколько это был «ходовой» материал.

Цель моего исследования: изучить историю плетения из ивовых прутьев , чтобы понять, можно ли возродить ремесло в нашем крае .

Задачи исследования:

- узнать, как давно возникло ремесло ивоплетения у казаков нашего края;

- познакомиться с работой ивоплетения людей наших хуторов;

- выявить, какие качества присущи мастеру;

- вовлечь одноклассников и родителей в занятие по плетению для создания неповторимых изделий интерьера и оформления пришкольного участка;

Гипотеза: если изделия из ивы стали модными и пользуются спросом, то это ремесло долговечно.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ и синтез, предметное моделирование.

II. Основная часть

  1. Из истории ивоплетения

На территории нашего хутора Дубовского, на его западной части, в пойме Хопра, произростают заросли краснотала и белотала.(приложение№3) Это кустарники с тонкими гибкими ветвями и удлинёнными листьями. Стоит задуть ветру, как листва затрепещет и словно засверкает серебряными блёстками. Весной краснотал зацветает одним из первых – настоящий подарок для рано проснувшихся пчёл. А зимой ветви этих кустарников охотно поедают лоси и зайцы. Эти растения не только красивы, но и издавна были весьма полезны в хозяйстве.1 От старожилов казачьей станицы Провоторовской я узнала, что краснотал казаки сами высаживали в пойме, ивы влаголюбивые и быстро растут, их корни в короткий срок связывают почву, не давая воде размывать берега и близлежащие луга. Но основной целью посадки краснотала казаками было сдерживание песков, для того, чтобы сохранить плодородную почву для урожаев. В хозяйстве любого казака это был незаменимый материал для изготовления изгороди, плетения корзин, без которых не обходилась ни одна казачка.

Плетение - это одно из старинных ремёсел. Тысячелетиями совершенствовались его приёмы и способы, из поколения в поколение передавались секреты мастерства. Одним из видов народного ремесла является ивоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты - древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей. Искусство плетения из лозы и ивы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В наши казачьи края это ремесло было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века.2 Но это, так сказать, спорный вопрос. По другим источника следует, что лозоплетение и ивоплетение позаимствовано было с Воронежской губернии, где жили «рукастые мужики», которых всегда ждали на ярмарках с их товаром, и их «плетенки» расходились «влёт». Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители делали из лозы.

В последствии и сами казаки стали выплетать всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Но основным сырьём краснотал служил для изготовления плетней, старые фотографии подтверждают нам это ещё раз, хотя здесь представлены фото 50х-70х годов. (Приложение№4)


  1. Подготовка к плетению

В России насчитывается более 100 видов ив, а в плетении используют всего 10 – 15 сортов. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому – ракитник.

. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта - вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких.

2.1 Сырьё для плетения

Прутья ивы должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью. Чаще всего применяют для плетения такие сорта ивы как краснотал, белотал и конопляную иву. (приложение№4) Замечено, что там, где прутья никто не режет, кусты превращаются в деревья, под которыми даже трава плохо растёт, а ветки переплетаются и мешают друг другу, а там, где срезают прутья – кусты становятся только пышнее и красивее. Поэтому массовое увлечение плетением не причиняет вред природе. Но летняя заготовка прутьев вредна для ивы, так как ива в это время растёт.

2.2 Заготовка прута и подготовка его к плетению.

Заготовка лозы проводится весной, осенью и зимой. Режут прут остро отточенным ножом движением от себя, соблюдая осторожность. Заготовленный прут необходимо очистить от коры с помощью щемилки. Весенний прут очищается легко, а осенне-зимний - только после варки. Прутья укладывают в бак, заливают водой, ставят на огонь, доводят до кипения и варят в течение 1- 2 часов. Окорённый прут просушивают и связывают в пучки. Хранят лозу в сухом месте, а перед плетением её замачивают. После окончания работы оставшийся прут должен быть высушен, чтобы не заплесневел3.

  1. Встреча с местными жителями

Вообще, это целая наука, которой может овладеть любой человек, имеющий большое желание, хорошую ручную моторику, глазомер, хороший художественный вкус и ещё, что немаловажно, творческий подход к делу. Просматривая пожелтевшие от времени фотографии из семейного архива жителя х.Провоторовского Паросочко Николая Викторовича, я с интересом вглядывалась в казачьи хаты, обнесённые плетнями. А что же сейчас? Сохранились ли плетни хоть где-нибудь? Оказывается, цивилизация дошла и до наших хуторов. Сегодня их нет в бывшей казачьей станице, сохранились они, как отдельные «экземпляры» на «задних базах». Николай рассказывает, что началось всё это в 80х годах, когда совхоз стал возводить добротные, современные, кирпичные дома с заборами. « Вот и местные жители застеснялись своих плетней и стали их потихоньку переносить «в зады», а со временем плетни ушли в забытье… Да, и работа эта трудоёмкая, требует большого терпения и времени. Конечно, красивые и прочные сейчас ставят заборы, но как-то это получается совсем безлико. То ли дело, свеже- сплетённый плетень! От него запах шёл особый «духмяный», и каждый казак умудрялся свой почерк оставить, выплетая завитки…. душу в него вкладывал». Из беседы с Николаем Викторовичем я узнала, что казаки использовали краснотал для растопки печи, «горел хворост исключительно». Бережно относились наши предки к природе, дерево лишний раз «без надобности не решались спилить», поэтому и шёл на растопку в основном краснотал. Дубили овечьи шкуры опять же им, оказывается, он обладает и дубильными свойствами. А как известно, те растения, которые содержат дубильные ферменты, в своём составе имеют и антибактерицидные свойства. «Может быть, поэтому воздух в хуторах был особый, да и болели меньше разной хворью….», добавляет Николай Викторович. В нашем хуторе Дубовском только на подворье Бокова Валентина можно увидеть сегодня крепкие, гордые, казачьи плетни, которые напоминают нам о наших корнях и о наших достойных предках, для которых «хворост» был неотъемлемой частью их жизненного уклада. Заглянула я в гости и к нему… «Высокие, добротно сплетённые плетни, да ещё хорошо «посаженные» свидетельствовали о том, что здесь живёт «домовитый» казак»…. говорил Валентин, «особой хитрости здесь нет, самое главное, «набить руку».

  1. Мониторинг учащихся школы (Приложение №5)

Среди учащихся нашей школы я провела опрос:

1.Знаете ли вы, что можно сделать из лозы?

2.Хотели бы вы научиться плетению из лозы?

Результаты мониторинга

В опросе принимали участие учащиеся 2-11 классов. 62% опрошенных ответили, что они не знают, что можно сделать из лозы, 38%-знают .

По второму вопросу 95% опрошенных хотели бы научиться плести из лозы.

III. Заключение

  1. Полученные результаты

- казаки широко использовали краснотал в быту: для розжига печи, для плетения корзин, так необходимых в хозяйстве, для ограды своих подворий, для дубления овечьих шкур, из которых они шили тёплые шубы;

- в хуторах осталось мало людей, кто занимается ивоплетением и лозоплетением, считая это трудоёмким делом, требующим большого терпения;

- учащиеся нашей школы мало знают о плетении, но хотели бы овладеть мастерством плетения, считая это дело очень интересным и креативным;

- ивоплетение и лозоплетение стало сегодня модным брендом для декорирования комнат, дач и приусадебных участков;

2.Анализ результатов и выводов

Работая над темой «Краснотал: прошлое будущее… », я узнала, что ивоплетение и лозоплетение - это старинное ремесло. Казаки, как мне стало известно, широко использовали краснотал и белотал в своём быту. Материал для плетения легко заготовить, и он практически был у них «под рукой». При правильной заготовке прута не наносится ущерб природе. Из лозы можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Я выяснила, что изделия из лозы не только практичны, но красивы и изящны, потому что мастер их делает с любовью. Каждое изделие индивидуально и пользуется широким спросом у населения. Следовательно, ремесло будет «жить» и развиваться, так как интерес народа к его изделиям не угасает. Современный дизайн приусадебных участков, дач и двориков почти не обходится без красивых плетённых вещей. Я поняла, что научиться плетению может каждый, у кого хватит терпения, времени и желания; опыт накапливается постепенно, от работы к работе; начинать надо всегда по принципу «от простого к сложному», есть много литературы по плетению из лозы, используя которую можно научиться плести. Есть много людей, интересующихся лозоплетением, но не имеющих материала. Так в чём же дело? Можно организовать продажу прутиков через интернет, что уже и делают некоторые интернет-магазины, тем более, что у нас есть для этого все условия.

Я была удивлена, когда узнала, что в изделие нужно вкладывать свою душу и настроение, и что нет предела совершенству: за каждой вершиной есть другая - более высокая, к которой нужно стремиться. Данное ремесло можно возродить в наших хуторах, так как оно отражает быт и культуру казачьего народа. Исходя из результатов опроса среди учеников нашей школы, большинство хотели бы научиться этому делу. С этой целью, я сделала несколько набросков плетённых изделий для школьного двора, чтобы сделать территорию нашей школы более красивой и привлечь самих учеников к этой работе.(Приложение№6) Я рекомендую и другим общеобразовательным учреждениям использовать ивоплетение и лозоплетение для оформления клумб и дизайна пришкольного участка.

Подводя итог всему выше сказанному, я хочу ещё раз сказать, что краснотал является неотъемлемой частью истории нашего края, казачьего быта, воспетого в стихах и песнях.4 С ним мы можем связывать и своё будущее: техническое использование краснотала для лозоплетения становится в наши дни востребуемым и популярным. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла, не расстворилась в необозримой Вселенной любовь к родному краю.



Список используемой литературы

1. Савельев Е.П. «Древняя история казачества» 1990г.

2. Караманский С.А. «Плетёные изделия» 1992г., издательство «Экология»

3.Копылов В.В. «Адский круг» 2001г.

4. журнал «Экология и здоровье» №7, 2013г

5. Энциклопедия для детей, «Аванта», Биология, том 2, 2003г.

6. Лащилин С. М. «Донские сказы и сказки»









































































1 Детская энциклопедия Биология , том 2, с.363, «Аванта» 2003г.

2 Савельев Е.П. «Древняя история казачества» 1990г.

3 С.А. Карманский «Плетёные изделия», издательство «Экология», 1990г.

4 Приложение №7 И. Куланин (А.Бурячков) «Краснотал»


Исследовательская работа по теме
  • Биология
Описание:

Данная исследовательская работа по краеведению рассказывае о том, как казаки использовали заросли краснотала и белотала в своём быту.А сейчас изделия из лозы стали модными предметами в интерьерах домов.

 

Материал для плетения легко заготовить, и он практически был у них «под рукой». При правильной заготовке прута не наносится ущерб  природе. Из лозы можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Я выяснила, что изделия из лозы не только практичны, но красивы и изящны, потому что мастер их делает с любовью. Каждое изделие индивидуально и пользуется широким спросом у населения.  Следовательно, ремесло будет «жить» и развиваться, так как интерес народа к его изделиям не угасает.  Современный дизайн приусадебных участков, дач и двориков  почти не обходится без красивых  плетённых вещей. Я поняла, что научиться плетению может каждый, у кого хватит терпения, времени и желания; опыт накапливается постепенно, от работы к работе; начинать надо всегда по принципу «от простого к сложному», есть много литературы по плетению из лозы, используя которую можно научиться плести. Есть много людей, интересующихся лозоплетением, но не имеющих материала. Так в чём же дело? Можно организовать продажу прутиков через  интернет, что уже и делают  некоторые интернет-магазины, тем более, что у нас есть для этого все условия. 

Я была удивлена, когда узнала, что в изделие нужно вкладывать свою душу и настроение, и что нет предела совершенству: за каждой вершиной есть другая - более высокая, к которой нужно стремиться. Данное ремесло можно возродить в наших хуторах, так как оно отражает быт и культуру казачьего народа. Исходя из результатов опроса среди учеников нашей школы, большинство хотели бы научиться этому делу.

Автор Маркина Мария Никифоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 22353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓