Главная / Технология / исследовательская работа по технологии на тему " Возрождение ремесел. Резьба по дереву"

исследовательская работа по технологии на тему " Возрождение ремесел. Резьба по дереву"


Министерство Просвещения ПМР

Каменское управление

народного образования

МОУ «Общеобразовательная школа - детский сад с. Хрустовая».




Исследовательская работа по технологии




ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕМЁСЕЛ. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ.








Работу выполнил

Ученик «11» класса

Морарь Роман

Руководитель – Лукащук Геннадий Иванович

Учитель технологии I кв. категории
















Хрустовая 2013г



« Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

Введение.


Дерево является основным природным материалом, который помогал выжить человеку с незапамятных времён. Из дерева можно было построить дом, смастерить инструменты и массу других необходимых для жизни предметов. Так как дерево трудно сохраняется тысячи лет, предметы, изготовленные из него, бесследно исчезли, не оставив нам свидетельств, по которым можно было бы судить об истории использования этого материала человеком. Обработка дерева оставалась одним из главных мужских занятий на протяжении всей истории нашего народа. Терминология, связанная с деревянными изделиями, убедительно говорит о том, что обработка дерева является очень древним ремеслом. Железные инструменты для обработки дерева подтверждают тот факт, что в раннефеодальный период развития общества среди мастеров столярного дела была своя узкая специализация. Так, существовали следующие специальности: токари, плотники, бондари, тележники, столяры, мастера по изготовлению корыт, бёрд, прялок, веретён, посуды.

То, что наши предки несомненно использовали дерево для своих нужд и занимались его художественной обработкой, подтверждается высоким уровнем развития народной орнаментики, наносимой на деревянные изделия, постоянное использование геометрических мотивов.

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Я родился в Приднестровской Молдавской Республики, и это моя малая родина – чудесный, благодатный край. Край живописных гор и золотистых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.

«Работа сама за сэбэ скаже.»

«Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.»

О ком все эти пословицы?

Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! На уроках истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались паши предки.

И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…

При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта.



Тема исследования


  • Значение резьбы по дереву в жизни наших предков


Проблемный вопрос (вопрос для исследования):


  • Резьба-это творчество или ремесло?

Гипотеза исследования:


  • Я предполагаю, что резьба была не только ремеслом, но творческой деятельностью наших предков.

Цели исследования:


  • Выяснить историю появления резьбы

  • Выяснит область применения резьбы

  • Значение резьбы

Задачи:


  • изучить литературу по теме;

  • знакомство с основными видами народного ремёсла.

  • раскрыть значимость народного ремесла;

  • узнать о народных умельцах нашей станицы.

Методы исследования:


  • чтение различной литературы; работа в интернете;

  • наблюдение;

  • опрос;

  • сравнение полученных результатов.

















ГЛАВА I . ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ


    1. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ХРАНИТЬ



Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов . Издавна крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Искус­ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Мастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной иг­рушки — создавать подлинные произведения искусства.

Изучив материал и познакомившись с историей, мы выяснили, что своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Это доказывают такие находки археологов, как деревянные скульптурки птиц и зверей Алтая V века, или новгородская утварь IX-XV веков, украшенная резьбой и росписью. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись.

При изучении истории развития резьбы, я узнал, что с развитием нашего государства развивалось и искусство резьбы по дереву.









ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ РЕЗЬБЫ.


2.1 Резьба по дереву – из глубины веков до наших дней.


Культурное наследие Молдавии богато самыми разнообразными традициями и обычаями. Территория современной Молдавии была заселена племенами гето- даков, которые занимались в основном земледелием, а также выращиванием коз и овец. Уже тогда, за сотни лет до нашей эры, начали появляться традиции и обычаи, сохранившиеся по сей день. Это традиции связанные с народной музыкой, танцами, песнями, народной кухней, изготовлением предметов быта и их орнаментации. Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Когда в начале нашей эры территория Молдавии находилась в составе Римской Империи многие обычаи и традиции претерпели изменения и переняли черты Римской культуры, даже речь изменилось до неузнаваемости под влиянием латыни. Своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись. Отголоски тех времен сохранились и сегодня. Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева в изобилии имеются на рынке.

Но давайте приостановим этот антропологический дискурс и перейдем к более обывательской стороне вопроса. Итак, традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи, а также некоторые области традиционного Молдавского творчества является резьба по дереву. Важные свидетели народного мастерства предметы домашнего интерьера такие как: столики и стулья, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ложки, разделочные доски, шкатулки и другие. Характерна также декоративная резьба на наружных колоннах домов, верандах, дверях и воротах. Для того чтобы полюбоваться красотой и мастерством наружной отделки деревянных построек Молдавии следует посетить Каларашский, Страшенский и Резинский районы.

Художественная обработка дерева — одно из древних занятий молдаван. Это область мужского творче­ства. Строя дома, изготавливая мебель, орудия труда и домашнюю утварь, народные мастера большое внимание уделяли не только практической, но и эстетической стороне. Резьба по дереву выполнялась при помощи долота, ножа, пилки, пилы, топора. Существуют разные виды резьбы: контурная, рельефная, объемная, сквозная. К сожалению , сохранилось немного старинных образ­цов художественной обработки дерева. Дерево — материал недолговечный. Кроме того, многие предметы искусства, в том числе и изготовленные из дерева, исчезли во время Великой Отечественной войны. Большинство дошедших до нас образцов художественной обработки дерева отно­сятся ко второй половине XIX века и являются элемента­ми декора жилища. Это фронтоны, столбы, капители, коньки, подзоры. Правда, в некоторых селах еще можно найти изделия с традиционными чертами резьбы по дереву, которые не потеряли художественного значения: круглые столики со стульями, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ткацкие станки, ложки, разделочные доски. Красивые модели декора в народной архитектуре можно встретить в селах, расположенных на берегах Реута, а также в Каларашском, Ниспоренском, Страшенском районах. Большой интерес представляют декоратив­ные резные капители деревянной галереи дома, где про­явилось все многообразие творческого дарования народ­ных мастеров. Имеются данные, что еще с древних времен молдаване украшали резьбой колонки дома, на которые опирался вынос кровли. Во многих селах, особенно на юге Молдавии, фронто­ны домов украшены двумя деревянными змеями. Изображение змея встречается также и на керамических сосудах Триполья. В далеком прошлом змеи считались хранитель­ницами домашнего очага, им придавался магический смысл. Изображение змеи, а также птиц, коня — важные элементы орнаментики народной архитектуры. В молдавских селах застекленные веранды, двери, ворота часто украшены своеобразными деревянными «кружевами». Резьба по дереву, резной камень и роспись дополняют друг друга, придают молдавскому дому наряд­ный облик. Многие исследователи справедливо отмечают, что ор­наментика камня ведет свое начало от деревянной резьбы, что мотивы орнаментов и приемы их выполнения на протяжении веков неоднократно переходили с дерева на камень. Поэтому сохранившиеся памятники каменной ар­хитектуры можно считать прямым доказательством высо­кого уровня развития деревянной резьбы. Особенно красивы резные деревянные ворота кресть­янских дворов в селах Центральной Молдавии, где сохрани­лись древние традиции художественной обработки дерева. Высокие, выполненные в основном из дуба, украшенные выразительным орнаментом, такие ворота являются настоящими произведениями искусства, в которых отра­жается история молдавского народа, история земли мол­давской. Ворота состоят обычно из трех столбов (деревян­ных или каменных), на которые, как правило, опирается крыша. Все элементы ворот украшены орнаментом. До настоящего времени часто встречается на воротах знак солнца, древо жизни, цветы, геометрические фигуры. Украшением ворот является и верхняя часть створ и калитки — ажурная решетка . Ажурная решетка ворот — своеобразное деревянное кружево, орнаментальные мотивы которого разнообраз­ны, выразительны и красивы. Столбы ворот состоят из прямоугольного или квадрат­ного тулова, заканчивающегося сложным навершием, на­поминающим пирамиду, отделенную от столба пояс­ками. Иногда столбы ворот напоминают стилизованную фигуру человека. Во всех мотивах отражена действитель­ность, чувствуется связь с традициями, богатая фантазия мастеров. В орнаментах на деревянной мебели встречаются про­стейшие декоративные элементы. Иногда вся поверхность таких предметов украшена параллельными прямыми, вол­нистыми или пересекающимися линиями. Зигзагообразные линии носят в народе название «клык», «волчий клык». Интересно отметить, что в старых книгах — рукописных и печатных — фронтиспис и инициалы перено­сились на бумагу с деревянных форм. Многие мотивы и элементы орнаментов перешли в резьбу именно из книг. В настоящее время в Каларашском, Страшенском, Резинском районах есть еще мастера, которые изготовля­ют деревянные ложки, веретена, кружки, доски для разделывания продуктов и другие бытовые предметы, украшенные интересными орнаментами.











































2.2Технология творчества


Резьба по дереву высвобождает формы, виртуально существующие в дереве или порожденные фантазией резчика. Речь идет как об орнаменте на салатнице, так и о человеческой фигурке. Ремесло состоит в том, чтобы освоить приемы, необходимые для умелого удаления ненужных частей деревянного бруска. Некоторые мастера весьма в этом преуспевают. Они быстро и точно выполняют задачу, поставленную заказчиком, однако не в состоянии разработать собственный проект и воплотить его в жизнь. Другие же полны оригинальных идей, но не решаются вырезать повторяющиеся орнаменты в соответствии с предложенной схемой. Так или иначе, резьба по дереву принимает самые разнообразные формы: от кустарных изделий до искусства скульптуры. И эти формы не являются исключительной прерогативой ремесленников или художников. Они могут скрасить досуг всех тех, у кого дерево вызывает живой интерес.
Как нам представляется, желание гравировать и вырезать возникло у человека еще на заре цивилизации. Народы всего мира всегда мастерили фигурки и украшали предметы и здания затейливыми орнаментами, зачастую с помощью самых примитивных инструментов. Подобные творения могли иметь исключительно религиозное или ритуальное значение, являться наглядным свидетельством богатства и могущества или, напротив, отвечать сугубо эстетическим целям.
























3. Виды древесины и их свойства.


Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,





3.1. Подготовка материала


Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8--10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями получают бруски разных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент



























3.2. Сушка древесины


Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Естественный вид сушки - атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины - это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

Некоторые резчики считают делом чести использовать древесину только тех пород, что произрастают если не непосредственно около их дома, то, по меньшей мере, в их регионе или в их стране. Они придерживаются мнения, что, как дом, построенный из местных материалов, дополняет ландшафт, так и использование местных пород деревьев создает гармонию с окружающей средой и продолжает старинные традиции. Это вполне разумный подход, однако ваш выбор должен зависеть от ваших возможностей и цен на древесину. И поэтому я не советую отказываться от импортных материалов. Если вы найдете идеальную для вашей работы древесину, используйте ее.






4 .ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

За прошедшие столетия инструменты резчиков по дереву не претерпели особых изменений, свидетельством чему служат старинные картины и резные изделия. На произведении, датированном приблизительно 1285 годом и хранящимся в музее Ганновера, изображен монах, использующий стамеску и круглую киянку, инструмент, до сих пор любимый резчиками по камню и дереву. Мы также видим, что на козлах разложены стамески с лопастными лезвиями.

До XIX века инструменты изготавливали сами ремесленники, которые порой приспосабливали их для решения особых задач. Инструменты ковали в штампах с помощью штамповочного молота. Однако если бродячий кузнец пользовался старым штампом, лезвие стамески могло получиться размером 6,7 мм вместо 6,3 мм. Резчики того времени не придавали особого значения тому, какой ширины получатся канавки и желобки: 1 мм или 5 мм. Однако для современных реставраторов это создает серьезные проблемы, поскольку для точного воспроизведения канавок и желобков они должны использовать инструменты, изготовленные в соответствии с определенными размерами.
В XX веке промышленное развитие привело к стандартизации инструментов, повысив их качество. Но невзирая на успехи в области металлургии, до сих пор можно встретить инструменты, изготовленные более ста лет назад и выполняющие свою функцию лучше, чем некоторые современные приспособления. В наши дни была разработана система классификации инструментов. Номера присваивались, с одной стороны, в соответствии с углом изгиба концевой части лезвия вне зависимости от ширины и с другой стороны, в соответствии с профилем. Несмотря на незначительные отличия между инструментами и классификационными системами различных производителей, они в основном совпадают.
Многих приведет в ужас разнообразие инструментов для
 резьбы по дереву, особенно, если учесть, что резчики по камню используют значительно меньшее количество. Один профессионал покупает примерно 200 приспособлений, другой ограничивается 70 инструментами.
Потребности каждого мастера зависят от его стиля и сюжетов, которым он отдает предпочтение. Выбор также зависит и от масштабов работы. Лучше всего сразу приобрести минимум инструментов, а затем подкупать их в соответствии с вашими потребностями.
Все резчики по дереву должны иметь стамески, долота и киянки. Эти инструменты чрезвычайно разнообразны по формам и по размерам. Для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующие инструменты и приспособления

Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит верстак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение - естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Прямые стамески с шириной полотна 3-30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.

Косые стамески, называемые также резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кончиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с разной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50-70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна

2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорезной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли.

5. Виды резьбы по дереву.


Существующие виды резьбы по дереву можно подразделить на группы. Основные из них следующие:

- геометричкская;

- плосковыемчатая или углубленная;

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная или ажурная;

- скульптурная или объемная;

- домовая.

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент углублен в толщу заготовки незначительно, а фон остается плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заготовки, называется контурной резьбой.

























5.1 Техника выполнения геометрической резьбы


Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы различной ширины и глубины считаются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники) получили наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямоугольными или ромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций.

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития волокон древесины. В этом случае поверхность изделия получается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверхность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверхности заготовки. В конце прорези пятку косячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30-40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительными, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения резчика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует отдирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требуют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на прямой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древесины режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую - от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, профиль которой должен соответствовать дуге окружности. Стамеску ставят вертикально на линию дуги окружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2-3 мм. Таким образом, делают надрезы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к основанию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по средней линии, а затем соответствующей по размеру и профилю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани - движением к себе сверху вниз, а верхние - движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полукруглую стамеску соответствующего размера. Стамеску берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки отскакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Этими же приемами, располагая порезки в шахматном порядке, выполняют узор чешуйки, распространенный в геометрической резьбе.





5.2Техника выполнения контурной резьбы


Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображаемых фигур резко выраженной линией выемкой. Ширина и глубина таких линий чаще остается одинаковой на всем протяжении рисунка, но может и меняться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д.

В композициях контурной резьбы используют разнообразные линии, которые образует контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие рельефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную или окрашенную. Часто поверхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут острием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: крутую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую стамеску.

Иногда при контурной резьбе надрез контура с внутренней стороны выполняют круто, а подрезку с внешней стороны – полого. Это делает рисунок более выразительным.

Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.










5.2. Плоскорельефная резьба


Плоскорельефная резьба - это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возможность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:

- резьба с заоваленными контурами;

- резьба с подушечным фоном;

- резьба с подобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.



















5.3. Рельефная резьба.


Техника выполнения рельефной резьбы

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

барельефная резьба - резьба с низким рельефом; узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения.

Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инструменты для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу выполняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большое разнообразие методов и приемов обработки поверхности при рельефной резьбе, порядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:

- нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;

- надрез и подрезка контура орнамента;

- выявление форм рельефа орнамента;

- зачистка фона;

- выявление мелкого рельефа орнамента;

- чеканка фона.

















6. Виды орнамента


Орнамент (от лат. ornamentum -- украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гиперболизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка - различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

- сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;

- замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим - из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных растительных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний декоративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического орнамента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы риторических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, определяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамента является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разностью цвета, тона или сопоставлением различной формы элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, прицел направление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпадать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обработку поверхности набора (шлифование) после приклеивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапазон, поэтому растительный орнамент может быть самым разнообразным по характеру композиции.

При выполнении растительного орнамента необходимо правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов.




7 Отделка резных изделий.


Готовые резные изделия, малые архитектурные формы и декоративные скульптуры для длительного сохранения от воздействия внешней среды, для выявления текстуры, для придания поверхности нового цвета и глянца необходимо отделать и покрыть защитными материалами. В зависимости от идеи мастера и эстетической нагрузки изделия отделку производят прозрачными и непрозрачными материалами.

Основные этапы обработки следующие:

     - подготовка к отделке;

     - крашение;

     - подготовка и нанесение отделочных материалов;

     - облагораживание.

Подготовка к отделке включает операции шлифования, удаления ворса и очистки от пыли.

Геометрическую и контурную резьбу, в которых преобладают плоские поверхности, шлифуют шкуркой № 5 или № 6, обернутой вокруг деревянной колодки, предварительно обтянутой сукном или фетром.

Шлифование производят вдоль волокон древесины, но очень осторожно, чтобы не заовалить грани резьбы. Заоваленную резьбу шлифуют вручную мелкозернистой шкуркой, при этом контуры резьбы слегка заоваливают. Рельефную резьбу шлифуют также мелкозернистой шкуркой. Каждый элемент резьбы шлифуют отдельно с учетом направления волокон и кривизны.

После шлифования удаляют пыль из углублений с помощью жесткой волосяной щетки, затем ворс. Для этого поверхность предварительно увлажняют 3–5%-м раствором столярного или поливинилацетатного клея. Увлажнение производят смоченным тампоном, двигая его вдоль волокон древесины. После увлажнения изделие сушат при комнатной температуре 2–3 ч. Ворс удаляют отработанной мелкозернистой шкуркой легкими движениями вдоль волокон. Операцию выполняют два раза и поверхность снова очищают от пыли.

Крашение производят с целью изменения цвета резного изделия, используя водорастворимые красители. Раствор готовят 1,5–2%-й концентрации. Краситель тщательно перемешивают. Воду брать лучше теплую. Подготовленный краситель наносят кистью. Примерно через минуту после нанесения избыток удаляют тампоном.

Торцевые срезы древесины впитывают воду быстрее, поэтому окраска сухих резных поверхностей может получиться неравномерной. Для получения равномерной окраски всю поверхность предварительно увлажняют теплой водой. Следует иметь в виду, что водный раствор красителя высыхает быстро, и при крашении больших деталей уже окрашенный участок может высохнуть к тому моменту, когда будет окрашен следующий. В результате на стыке эти участки различаются по цвету. Во избежание такого дефекта крашение надо начинать на второстепенной поверхности, лучше всего на ребре. Более равномерную окраску получают при использовании краскораспылителя.

Сушку окрашенных деталей производят при комнатной температуре в течение 3 ч. После высыхания поверхность осторожно протирают вдоль волокон жесткой тканью или отработанной мелкозернистой шкуркой. Это необходимо для удаления поднявшегося ворса и излишков красителя.

Крашение геометрической резьбы можно выполнять в два тона, например плоскую поверхность более светлым, а углубления более темным. В этом случае окрашенный слой на плоской поверхности сошлифовывают колодкой, обернутой мелкозернистой шкуркой.

Подготовку и нанесение отделочных материалов производят в зависимости от назначения изделия, вида резьбы, породы древесины. При этом используют щетку или тампон.

Отделка восковой мастикой является одним из старых и хорошо зарекомендовавших себя способов отделки, которая рекомендуется для изделий больших размеров с глубокой рельефной резьбой.

Мастику готовят следующим образом. Берут пчелиный воск или его заменитель – церезин и расплавляют на водяной бане – две вставленные одна в одну банки, пространство между стенками которых заполнено водой. Затем добавляют растворитель (скипидар) в соотношении 1:2. Горячую мастику наносят на поверхность резьбы щеткой, тщательно разравнивая и удаляя излишки. Выдерживают 1,5–2 ч и натирают поверхность сукном до блеска. Через сутки операцию повторяют. Для защиты от влаги поверхность можно покрыть спирторастворимым лаком (шеллачным).

Покрывать поверхность нитроцеллюлозным лаком при отделке восковой мастикой нельзя, так как он не имеет связи с воском.

Более широкое распространение получила отделка нитроцеллюлозными лаками. Лак наносят на поверхность марлевым тампоном тонкими слоями, чтобы он не скапливался в углублениях. После нанесения лака и сушки первого слоя в течение не менее 2 ч поверхность слегка шлифуют отработанной мелкозернистой шкуркой. Затем наносят второй слой лака и сушат в течение 24–48 ч, опять слегка шлифуют поверхность, очищают ее от пыли и полируют.

Облагораживание выполняют только на поверхностях, покрытых нитроцеллюлозными лаками.

Первое полирование выполняют смесью нитролака с политурой в соотношении 1:1. Полируют тампоном петлеобразными движениями до появления блеска. Чтобы тампон не прилипал к поверхности, на нее можно нанести несколько капель вазелинового масла. После выдержки в течение суток покрытие слегка шлифуют и полируют второй раз политурой НЦ-314 до получения желаемого блеска. Изделие выдерживают до 3 суток. Заключительное, третье, полирование производят политурой, разбавленной спиртом до 8–10%-й концентрации. При третьем полировании удаляются следы масла, и поверхность приобретает зеркальный блеск.





8. Техника безопасности при работе с древесиной.


Обработку древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.

Ввиду большой остроты инструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательные приборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух.

Как и многие другие виды работ с использованием остро заточенных инструментов, резьба по дереву может быть опасной. Поэтому во избежание несчастных случаев важно принимать меры предосторожности. Если вы всё время будете помнить, что для успешной работы вам необходимы острые инструменты, вы, вероятно, будете обращаться с ними осторожно. Не стоит также забывать, что опилки, мелкая стружка и абразивные частицы бывают токсичными. Так, все части тиса содержат в себе яд. Но резчики любят этот материал. Следуйте следующим советам:
• В мастерской обязательно должна находиться аптечка.
• Ваш рабочий стол или верстак должны быть устойчивыми.
• Убедитесь, что изделие, над которым вы работаете, надежно закреплено. Обработку деревянных брусков производят обеими руками.
•  Проверяйте остроту лезвия инструментов только на деревянном бруске, а не на пальцах.
• Работайте при хорошем освещении.
• Пол в мастерской должен быть чистым и свободным. Уберите все предметы, о которые вы можете споткнуться или на которых можете поскользнуться.
• Надевайте маску и защитные очки, когда работаете на станках, а также шумозащитные наушники.
• Механизмы всегда продаются вместе с инструкциями по технике безопасности; внимательно изучите приложенные инструкции.
• Если при работе образуется много пыли, постарайтесь работать на улице. В помещении установите пылеуловитель. Надевайте респиратор.
• Не собирайте абразивные отходы, не надев защитные очки.
• Немедленно удаляйте занозы. Они вызывают воспаление, особенно если речь идет о древесине тропических деревьев. В случае необходимости проконсультируйтесь с врачом.
• Не ведите инструмент «на себя». Не занимайтесь резьбой, если вы устали.
• Храните инструменты в безопасном месте. При работе тщательно разложите их. Инструмент, упавший с загроможденного верстака, может поранить вас.
• Своевременно убирайте стружки, это уменьшит угрозу пожара.



9. Заключение.


В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше курсовой работе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.

Проведя свое исследование, мы узнали много нового и интересного. Изучая орнаменты, виды резьбы, ее применение, можно сделать вывод, что в резьбе передаются традиции народа из поколения в поколение. Считать резьбу по дереву только промыслом было бы не правильно. Поэтому можно говорить, что наша гипотеза верна: резьба не только ремесло, но и творчество.



исследовательская работа по технологии на тему " Возрождение ремесел. Резьба по дереву"
  • Технология
Описание:

Тема исследования

 

·       Значение резьбы по дереву в жизни наших предков

 

Проблемный вопрос (вопрос для исследования):

 

·       Резьба-это творчество или ремесло?

Гипотеза исследования:

 

·       Я предполагаю, что резьба была не только ремеслом, но творческой деятельностью наших предков.

Цели исследования:

 

·       Выяснить историю появления резьбы

·       Выяснит область применения резьбы

·       Значение резьбы

Задачи:

 

·       изучить литературу по теме;

·       знакомство с основными видами народного  ремёсла.

·       раскрыть значимость народного ремесла;

·       узнать о народных умельцах нашей станицы.

Методы исследования:

 

·       чтение различной литературы; работа в интернете;

·       наблюдение;

·       опрос;

·       сравнение полученных результатов.

 

 

 

 

 

Автор Лукащук Геннадий Иванович
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 1176
Номер материала 5429
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓