Главная / Технология / исследовательская работа по технологии на тему " Ковроткачество"

исследовательская работа по технологии на тему " Ковроткачество"


Министерство Просвещения ПМР

Каменское управление народного образования

МОУ «Общеобразовательная школа - детский сад с. Хрустовая»





Исследовательская работа по технологии





Ковроткачество - уникальный промысел .





Работу выполнила

Ученицы «10» класса

Негар Анастасия

Руководитель – Лукащук Майя Валерьевна

Учитель технологии I кв. категории







Хрустовая 2013г

ВВЕДЕНИЕ

У каждого из нас есть своя маленькая родина, место, где мы появились на свет, место, где прошли беззаботные детские годы. Проходят года, человек взрослеет, но привязанность и любовь к маленькой родине не исчезает, она только растёт. Родина,… какой глубокий смысл в этом слове. Как тепло и близко оно каждому человеку. Я родилась в крае удивительных людей и прекрасных дойн. Природа моего края всегда была для меня чем-то великим и непокорённым. Это шедевр, который всегда радует моё сердце, и глубоко любим в моей душе. И я горжусь, что живу на этой благодатной и славной земле моих далёких предков. Край, в котором я живу и учусь, называется… Приднестровьем! Я считаю, что мы, жители Приднестровья должны знать историческое прошлое нашего края. Это поможет нам узнать место и роль нашего народа в мировом развитии, понять, как жили наши предки. Знать прошедшее - значит, во многом понять, настоящее и предвидеть будущее. Как говорили древние римляне: «История - это учительница жизни». И они правы, ведь предыдущие поколения передают нам свой опыт, достижения, свои успехи - материальные, духовные, культурные, а также свои промахи, просчёты, неудачи, горести и беды.

Ёще совсем маленькой я любила залазить на старый чердак. Он всегда манил меня своей стариной. Там было много интересных и даже не понятных мне вещей. Я весьма часто находила старинные и не понятно для чего созданные полочки, реечки, дощечки с дырочками, даже что-то похожее на веретено. Я могла часами смотреть, крутить и переставлять всё эти «ненужные» деревянные изделия. Это было столь увлекательным и забавным. Но мой детский разум так и не мог понять, что это такое и для чего оно нужно. С какой-то целью ведь было оно смастерено. С вопросами я начала осаждать свою бабушку. Она-то была и хранительницей всех моих тайн и загадок, оказывается, все эти палочки, и дощечки вместе составляли разобранный прядильный станок. Когда-то в молодости бабушка сама пряла наши ковры. И ковроделие было основным видом её деятельности. Бабушка много рассказывала мне об этом, как они сами изготовляли пряжу, красили её, а потом долго и кропотливо часами пряли чудесные ковры; большие и маленькие с разными орнаментами. Она показала наглядные примеры ковровых изделий. Я, будучи впечатлительной девочкой, очень заинтересовалась ковроткачеством, как видом искусства. Конечно, бабушка рассказала мне очень много, но мой питательный ум требовал ещё и ещё больше информации. Мне хотелось знать о ковроделии всё, из чего изготовляли пряжу, как её красили, а главное как давно этим начали заниматься, где истоки зарождения, и как вообще ковроделие приходило сквозь быт народа. Как это меня заинтриговало и увлекало. Очень много я узнала из книг, кое-что и нашла в музее. В общем, собирала всю информацию, что находила. Вы спросите, зачем я всё это делаю, зачем рассказываю, всё это вам Я отвечу. Не только потому, что это интересно, а потому что это наше прошлое, это то, чем занимались наши предки ещё в недалёком прошлом. Я вовсе не пытаюсь возродить традицию. Я просто хочу, чтобы эту традицию знали, помнили и уважали.


Актуальность и практическая значимость данной работы заключается в том, что в настоящее время не существует обобщённой информации по ковроткачеству Каменского района, в то время как есть возможность почерпнуть знания и собрать воедино всю информацию из прошлого и настоящего. Этим я хотела внести свой вклад в изучение культуры ковроткачества Каменского района и выполнить образец ковра.


Цель работы:

Цель научно исследовательского проекта – формирование представления о народном промысле– ковроткачество , развитие интереса к народному промысла в Приднестровья. Провести параллель между прошлым и настоящим .

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:


  • Изучить особенности ковроткачества в Каменском районе .

  • Изучить какие нити и пряжу использовали.

  • Изучить какие цветы и орнаменты преобладали.

  • Изучить какие станки использовались.

  • Открытие выставки ковров и ковровых изделий.

  • Возрождение традиций ковроделия.

Объектом данного исследования является молдавский ковер.


Предметом исследования является история ковроделия и выполнение коврика.


Методы работы:

- поисковый;

- описательный;

- анализа и обобщения;

- беседа;

- изучение литературы и других источников.


Структура исследования.

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.

На первом этапе изучался опыт проведения такого рода исследований, и определились методики для собственного исследования. На втором этапе была проведена работа с материалами предоставленными Каменским Госархивом. На третьем этапе приводился анализ собранного материала и его обобщения.











ГЛАВА I . ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

1.1. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ХРАНИТЬ


Каменский район расположен вдоль среднего течения реки Днестр. Территория района является молдавско-украинской этноконтактной зоной. Результатом исторического развития молдаван и украинцев является становление местных особенностей в материальной культуре. А ковроделие - один из компонентов материальной культуры , в котором нашли отражение вековые традиции, самобытность народа. Моя работа является попыткой анализа характерных местных особенностей в ковроделии Каменского района. Документы ⅩⅤⅡвека свидетельствуют об использовании ковра и ковровых изделий, как в крестьянском быту, так и в быту правящих кругов. Из сообщений , приводимых Павлом Алеппским в описании путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию в середине ⅩⅤⅡ века, (а июня 1654г. Путешественники миновали г. Рашков), узнаем о присутствии в быту « ковров и тканей , растянутых вдоль стен ». Сведения о коврах этого периода имеются в произведении «Свадьба Тимоши Хмельницкого». Среди подарков, полученных на свадьбе Тимофея Хмельницкого с Руксандой, дочери молдавского господаря Василия Лупу, был и ковер. Так же узнаем, что «тело Тимоши, убитого во время осады Сучавы, в гробе покрыто двумя коврами, было поставлено в лавке». Одним из источников, где содержится информация о присутствии ковров и ковровых изделий в быту молдаван и руснаков, т.е. украинцев, является работа А.Афанасьева- Чужбинского «Поездка в Южную Россию». О внутреннем убранстве молдавской избы он писал: «У стен хаты тянутся лавки, застланные непременно коврами… У печки на всех выступах брошены коврики. Я не говорю о хате достаточного крестьянина, в которой он сам не живет, а предназначает для гостей, там ничего не видно за коврами». Избу украинца он характеризует так: «Мебель и прочие принадлежности сходны с молдавскими, в особенности множество ковров и ковриков, прибитых и постланных где только представляется возможным… У зажиточных на «лавках кладутся ещё и войлоки». Сохранившиеся образцы ковров и ковровых изделий, позволяют утверждать, что с древних времен в качестве исходных материалов в ковроткачестве использовались шерсть, конопля, лен, позже хлопок. Основной процесс подготовки пряжи к ткачеству - ее крашение. Использовались натуральные красители. Из них наиболее часто употреблялись лук, скумпия, грецкий орех, одуванчик, зверобой, дубовая кора. Для получения красящих веществ использовались древесина, кора, листья, цветы. Из измельченной древесины скумпии при кипячении извлекали краситель желто- оранжевого цвета. В кипящий красильный отвар опускали шерсть, добавляли рассол (моаре) в расчете 100г на 1литр отвара, кипятили в течение часа, потом прополаскивали в чистой холодной воде. Примерно таким же образом окрашивали шелухой лука пряжу в оранжевый цвет. Краситель оранжевого цвета извлекали также из высушенных стебельков зверобоя. Черный цвет получали при кипячении зеленых спелых орехов, а темно-зеленый - высушенных листьев ореха. Некоторые натуральные красители применялись в плоть до 50-х годов ⅩⅩвека. Из орудий ткачества наиболее широко распространены 2 вида горизонтального ткацкого станка: стативе и верстат. Чаще встречается первый. Вертикальный ткацкий станок дручь появился в начале ⅩⅩвека и был распространен меньше. В основном ковровые изделия изготавливались на горизонтальном станке, а большие ковры рэзбой - на вертикальном. Ковровые изделия и ткани узорного качества применялись для убранства дома, по их назначению: настенные (ковры, настенные дорожки, полотенца и др.) и застилочные (налавники, покрывала, скатерти, половики). К ковровым изделиям относятся и плечевые сумы, бытующие и сейчас. Их изготавливали из шерсти, реже из конопли. Хочу отметить следующие типы ковров: килим, скоарцэ, рэзбой. К настенным дорожкам можно отнести: пэретар алее, пэретар ын гратий. Войлочные изделия лэйчер использовались в качестве налавников. Повсеместно присутствуют половики лат ын вырсте, лат де петичь. Килим - наиболее распространённый тип гладких ковров больших пропорций (1,5-2х4-5м) в основном это удлиненны состоящие из 3 полотнищ, вытканные на горизонтальном станке изделия.

Особый интерес представляют килимы, собранные в селе Валя - Адынкэ. Это ковры больших пропорций, чистошерстяные или на конопляной основе, мотивы в основном растительные. Самые ранние сохранившиеся образцы относятся ко второй половине ⅩⅠⅩ века.

Термин килим встречается и у молдован, и у украинцев, проживающих в зоне компактного расселения, но преобладает в терминологии украинского населения.

Скоарцэ изготавливается на горизонтальном станке и состоит из двух полотнищ (Каменка, Хрустовая), реже из трех (Грушка). Двухполотные небольших размеров (1,5х2-2,5) скоарцэ используются для покрытия кроватей и украшения стен над ними. Трехполотные, ничем не отличатся от килимов. Орнамент преимущественно растительный, крупный, яркий. Термин скоарцэ встречается у обоих соседствующих народов.

К ковровым изделиям относятся настенные дорожки пэретар. Это удлиненные ковровые изделия шириной 60-80см с горизонтальным узором. Сохранившиеся старинные образцы пэретар алее относятся ко второй половине ⅩⅠⅩ века и изготовлены на горизонтальном ткацком станке. Исходный материал - шерсть, конопля, хлопчатобумажные нити. Орнамент (чаще геометрический) состоит из чередующихся одинаковой по форме, но разных по цвету фигур (ромбы, квадраты, кресты).

Растительный мотив на старинных изделиях встречается в виде древа жизни (Грушка, Подоима, Хрустовая), отдельных вертикальных веток, в изгибах которых- цветы, листья (Валя - Адынкэ, Каменка), ветки чередующихся с геометрическим орнаментом (Каменка, Хрустовая, Валя - Адынкэ).

Клетчатые настенные дорожки пэретар ын гратий распространены меньше. Среди ковровых изделий, употребляемых для покрытия лавок, кроватей, сундуков, традиционным и самым старинным является лэйчер (налавник).

Войлочные изделия изготовлялись из неокрашенной шерсти темно-коричневого цвета. Геометрический орнамент выполнялся светлой шерстью. Толщина изделия составляла 1,5-2см. Изготовление войлоков производилось на сукновальнях села Хрустовая. Вероятно, они располагались на речке Каменка, протекающей через это село.

Существовал древний обычай готовить девушке к замужеству ковровые изделия. На свадьбе при выносе приданного первой выносили войлочную дорожку, т.е. наличие в приданном считалось престижным.

Повсеместно распространены половики- изделия, предназначенные для покрытия пола. Исходным материалом для их изготовления является шерсть, конопля, хлопчатобумажные нити, текстильные отходы. Украшены они вытканными полосками.

Из растительных мотивов наиболее часто встречаются древовидный, цветочный и мотив вазона.

Отличается килим 0 древовидным мотивом. Он состоит из трех полотнищ, черный фон. Древо жизни изображении опирающимся на корневую основу с крупными цветами и с ветками, обращенными кверху. Интересно присутствие мотива снопа в середине и по краям центрального поля. Кайма продольная, по нижнему и верхнему краю состоит из зигзагообразного стебля, в изгибах которого крупные цветы и листья. Участки центрального поля заполнены мелким орнаментом. Цветовая гамма включает 7 тонов.

На высоком художественном уровне выполнены килимы с изображением вазонов. Он состоит из трех полотнищ. Цветовые мотивы отличаются крупными формами. Кайма широкая и представляет собой зигзагообразную линию со срезанными углами, в изгибах которой ветки с цветами и листьями. Фон каймы, свободный от главного мотива, заполнен мелкими изображениями. Цветовая гамма состоит из 7 тонов.

Современным коврам и ковровым изделиям, изготавливаемым в нашей местности, свойственны крупные декоративные формы, натуралистичность и красочность. Итак, что есть общее и отличительное в ковроделии Каменского района? Общие черты в народном ковроделии молдаван и украинце прослеживаются в используемом материале и орудиях ткачества. Анализ терминологии свидетельствует об украинском влиянии в преобладании термина килим c наименовании ковров больших пропорций, а наличие двух одинаковых ковров с разными названиями килим и скоарцэ является результатом культурных контактов молдован и украицев.






















1.1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МОЛДАВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОВРА

Особую роль в быту молдаван, в их праздниках и обрядах, в оценке социально-экономического статуса, мастерства отдельно взятой семьи играли домотканые ковры. Они представляют собой результат коллективного творчества, художественного видения, сформировавшегося на протяжении многих поколений.

Они свидетельствуют о тесной связи народных умельцев с окружающей их природой, с многочисленными источниками вдохновения. На примере ковровых изделий можно проследить уровень развития техники тканья, влияние развития текстильной промышленности, коммерческие и культурные  взаимовлияния с соседними народами, способы адаптации определённых элементов греческой, романской, западноевропейской, восточной, славянской культур. Искусство молдавского ковра постоянно совершенствовалось, на протяжении веков отбирались орнаменты, композиции и особенная цветовая гамма. Из многочисленных письменных источников, документов узнаём, что ковры создавались из чистой шерсти и только для дома, что они были очень красивыми и бережно сохранялись, передаваясь как семейные реликвии из поколения в поколение. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья молдаванина попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр из дома.

Традиционный молдавский дом обязательно украшен коврами, которыми выстилались стены, лавки, пол. Эта традиция украшения жилища коврами является характерной для молдаван испокон веков и остаётся таковой до настоящего времени.

В Молдове практически не встречались дома, в которых не было бы ковров.

Ковры, их количество имели большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Традиции ковроделия тесно переплетались с трудовым воспитанием в семье. Искусство ткать, выбирать ковры высоко ценилось в народе, поэтому девочки с 10–11 лет обучались этому искусству. Девушки, когда выходили замуж, получали от родителей приданое, в которое входили предметы, необходимые в хозяйстве, в том числе для украшения дома: ковры, налавники, настенные дорожки, половики, полотенца, скатерти и др.

Сохранение искусства ковроделия поддерживается, и по сей день распространённой традицией приготовления «комынд» – ряда предметов, в особенности тканых, которые раздавались за помин души покойного. По обычаю, именно на ковёр перед домом принято ставить гроб с телом усопшего, чтобы проводить его в последний путь как «настоящего хозяина».

Каждое изделие выполнялось на высоком художественном уровне, потому что все они  оставались в доме и были показателем богатства и престижа семьи. 



























ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ МОЛДАВСКОГО КОВРОТКАЧЕСТВА

2.1 ИСТОРИЯ КОВРОДЕЛИЯ.

Особое место в народном декоративном искусстве занимает ковер - один из древних видов художественных текстильных изделий. Архивные данные, дневники путешественников ⅩⅤⅠ-ⅩⅤⅠⅠⅠ веков свидетельствуют о широком распространении ковроделия. Но, к сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных примерно в середине ⅩⅤⅠⅠ века. Временем расцвета ковроделия считается конец ⅩⅤⅠⅠ - начало ⅩⅠⅩ века. Ковры этого периода отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием орнаментов.

С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме людей выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что традиционная мебель крестьянина состояла обычно из длинных деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати. Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки - ковровые покрывала.

Для ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнаментов. Причём растительный и геометрический орнаменты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов, венок, гирлянд.

На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким ажурным рисунком. Рисунок вазона и букета считается типичным для ковра конца ⅩⅠⅩ - начала ⅩⅩ века. Интересна традиционная форма стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего времени в орнаменте молдавского ковра сохранился и ряд геометрических фигур, которые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадраты, крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные предметы быта сильно стилизованы.

Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью- восемью цветами- важная характерная черта ковра. Пряжу окрашивали растительными красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких красителей и способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в поколение. Ковры бывают с четырехсторонней, двухсторонней каймой и вообще без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей ковров с каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную композицию, которая основывается не на сходстве, а на контрасте мотивов и цветовой гаммы орнаментов.

Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.

В конце ⅩⅠⅩ - начале ⅩⅩ века господствующее положение почти во всех областях народного декоративно- прикладного искусства занимает растительный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась натуралистическая тенденция в передаче растительных мотивов. В результате несколько снизилась художественная ценность, и потерялось неповторимое своеобразие коврового орнамента.

Наряду с прежними, прекрасными по рисунку и цвету шерстяными коврами, в конце ⅩⅠⅩ века стали появляться ковры на конопляной, льняной и даже хлопчатобумажной основе с узорам, лишенными тонкого вкуса и фантазии. Крестьяне начали окрашивать пряжу анилиновыми красителями в слишком яркие, порой даже резкие цвета. Преобладали ярко- розовые, красно- фиолетовые, ярко- зеленые цвета. Фон стал черным, в то время как у ковров ⅩⅤⅠⅠⅠ - первой половины ⅩⅠⅩ века фон был чаще всего мягких розовых, коричневых, голубых или зеленых тонов. Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понимание сущности природных явлений, представление о красоте окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнаментам: короница кодрулуй (венок кодр), букетул (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близнецы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытеснить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыслов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.





















2.2 ВИДЫ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

    

Ковровые изделия можно разделить на два основных вида: гладкие и ворсовые.

Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.

Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.





















2.3 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТКАЧЕСТВО.

Археологические раскопки показали, что ткачество является древним занятием. На территории были найдены остатки тканей на дне глиняных сосудов с эпохи неолита. На основе раскопок установлено, что еще с тех времен молдавский ковер ткался горизонтально. Только позже в 10 веке при дальнейшем развитии тканья, молдавский ковер был усовершенствован, который был везде одинаковым: хорошего качества и больших размеров. До средневековья малоизвестно о способе работы. Развитие этого ремесла в средневековый период следует извилистой траекторией, волнующей историю. Сохраненные показывают, что возле дворов правителей и бояров или в области монастырей организовывались мастерские, в которых ткали материалы, холсты и ковры. Уже в 15 веке в некоторых слободах ткали сукно и полотна, которые продавались на ярмарках. В то время это ремесло было очень распространенным. Антон Мария Черо Фиолентино отметил тот факт, что в романских странах были настоящие ткацкие фабрики в каждом доме. Кроме написанных материалов, техники работы, композиций с орнаментами, изысканной разноцветности, а также богатой и различной гаммой тканых видов указывает на продолжительную традицию в области ткачества и использования тканей, как в рамках национальных нарядов; так и в рамках сельского интерьера. С точки зрения материала, из которого изготавливаются ткани, их можно классифицировать на две группы: ткани из волокон животного происхождения (шерсть, козий волос, шелк-сырец) и ткани из волокон растительного происхождения (конопля, хлопок).

Установленные виды тканей могут быть стабилизированы и связаны с функциями, которые они выполняют и местом, которые они занимают в рамках интерьера.

  • Ткани хозяйственного использования, плетенные из конопли, одеяла из шерсти или из конопли, скатерти.



2. Декоративные ткани- ковры, наволочки, занавески.

3. Ткани церемониального характера - свадебные рушники, полотенца для похорон, подушки, половики.

Все категории тканей являются важными с художественной точки зрения.

Форма и украшения на поверхности ткани определенны функцией и их позицией в помещении или в жизни. В ансамбле тканых изделий преобладают геометрические элементы; антропоморфные и аниморфорные растения уступают по количеству. Орнамент, который встречается во всех видах ткачествах из шерсти и хлопка является древом жизни. Хроматическая гамма тканых изделий состоит из нескольких основных цветов и многих оттенков.

В украшении тканей в 18-19 в.в. преобладали простые гаммы, имея в основе растительные цвета: коричневый, пепельный и сине- зеленная охра. Хотя на протяжении времени хроматическая гамма обогатилась новыми оттенками и цветами, которые были получены с помощью химических красителей.

Тканьем ковров занимаются женщины. Материалом служит шерсть от местных пород овец. Молдавские ковры все гладкие. Преобладающие цвета черный, желтый и малиновый, иногда зеленый. Для красных тонов употребляют кошениль ,, для розовых - цветы мальвы.

Кроме ковров, молдаванки ткут другие ткани из овечьей шерсти, пеньки, льна. В каждом доме ткут холст, рядно, сукно, скатерти, полотенца, пояса, мешки, вяжут чулки, рукавицы. В монастырях молдаванки изготовляют прекрасные сукна коричневого, черного и серого цвета, а также более легкие женские материи, иногда с примесью шелка. Ширина материи только 3Л арш. Все эти изделия охотно раскупаются горожанами.

У зажиточных царан во дворе имеются разные хозяйственные постройки: погреб для хранения вина (пивницы или кигницы), овчарня (стынэ), хлев (пояты, пентру вашь), конюшня (граждь), сплетенная из хвороста и обмазанная глиной, амбар (анбарь), гумно (йецаря, ария), большие корзины из хвороста для хранения кукурузы (сыяк), курятник (коштеряца гэинилор) и прочее.

Двор (ограды) окружается плетнем (гард), а в безлесных местах нередко грубосложенными камнями (зыд де пятры).







































2.4 ЦВЕТОВАЯ ГАММА КОВРА

В цветовом отношении молдавский ковер также отличается обилием различных решений. В его колорите нет преобладания какой-либо одной тональности (как, например, в туркменских копрах, где преобладает гамма плотных красных тонов). Для фона берутся коричневые тона, розовые, мягкие зеленые и голубые, а также черный тон. Цвету фона противопоставлены контрастирующие с ним цвета каймы и узоров, что и определяет основу «живописного» построения ковра.

Спокойная, сдержанная цветовая гамма старинных молдавских ковров достигалась, в известной степени, применением растительных красителей местного происхождении. Из многочисленных местных красителей употреблялись, главным образом, наиболее стойкие: дрок красильный (желтый краситель), зопник (красно-коричневый), кора дуба и ольхи (черный и коричневый), марена (красный), местная индигоноска вайда (синий) и некоторые другие. В конце XIX в. естественные красители стали быстро вытесняться привозными анилиновыми — яркими и весьма нестойкими к действию света и влаги. Широкое применение их вызвало резкое ухудшение колорита ковров. В настоящее время используются прочные химические (кислотные) красители.
Цветовая гамма лучших ковров обычно ограничена небольшим количеством тонов (пять — восемь). Народные мастера понимают, что сила цветового воздействия произведения зависит не от количества или яркости тонов (что привело бы лишь к пестроте), а от умения найти их отношения, от умения выявить, путем сопоставления тонов, заложенные в них возможности.
Цветовая трактовка узора носит условный характер. Расцветка растительных и других мотивов не обязательно соответствует их природной окраске. Цветовой трактовке образов свойственна та же мера условности, какая наблюдается и в самом рисунке; в этом проявляется органичность, цельность народных художественных представлений.
Лучшие традиции народного ковра продолжаются и развиваются в современном ковроделии Молдавии. Современное ковровое искусство Молдавии характеризуется развитием двух его форм — орнаментального и сюжетно-тематического ковра. Роль орнаментального бытового ковра в наше время значительно повысилась. 
В современных орнаментальных коврах традиционные приемы и мотивы подвергаются творческой переработке. Заметно стремление художников к расширению круга мотивов, к поискам новых композиционных решений. Растительный орнамент современных ковров обогащается мотивами винограда, хлебного колоса, подсолнуха, кукурузы, хлопка и особенно — плодовых культур. Часто образы эти получают в ковровом узоре символическое значение, выражая идею изобилия, благосостояния.
Сюжетно-тематические ковры представляют совершенно новое явление в ковроделии Молдавии. Они предназначены для интерьеров общественных зданий, тематика их посвящена историческим событиям и современности. В своих первых сюжетно-тематических коврах художники шли по пути воссоздании в ковровой технике произведений живописи, добавляя к ним на ковре лишь орнаментальную кайму. В работах последних дней в этой области определились своеобразные для Молдавии приемы, когда орнамент, тесно переплетающийся с сюжетными кадрами, сам приобретает образно-символический смысл, участвуя в выявлении общей идеи произведения. 











2.5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Технологический процесс производства ворсовых ковров включает в себя:

изготовление ворсовой шерстяной и чистошерстяной пряжи;

крашение пряжи;

ткачество ковров;

отделка ковров.

Полугребенная система прядения состоит из 10-ти переходов, технический уровень которых обеспечивает высокое качество полуфабрикатов и суровой пряжи для ворса. Красильное производство использует аппараты для крашения и сушки под давлением в пряже.

Ткачество высокоплотных ковров типа «Тебриз» осуществляется на двухполотных ковроткацких станках с жаккардовой машиной. В процессе отделки производится реставрация и аппретирование, обработка кромок и маркировка готового товара.

















3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

3.1 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОВРА

Для изготовления качественных ковров ручной работы используются три основных материала - овечья шерсть, натуральные шелк и хлопок. В коврах кочевников встречается также козья и верблюжья шерсть.

В большинстве ковров ручной работы узлы и, соответственно, ворс - из овечьей шерсти. Она отличается мягкостью, долговечностью, относительно невысокой по сравнению с шелком ценой, кроме того, она удобна в работе. Такой набор качеств делает овечью шерсть уникальным материалом для изготовления восточных ковров. Добавление к пряже козьей или верблюжьей шерсти может придать ковру дополнительный блеск, однако этим стараются не злоупотреблять, так как козья и верблюжья шерсть плохо прокрашивается.

Наиболее высоким качеством отличается шерсть овец, пасущихся на высокогорных пастбищах.

Шелк является самым дорогим из натуральных волокон и используется для создания ковров реже, чем шерсть. Шелк- это нить, из которой свит кокон тутового шелкопряда, насекомого, питающегося листьями тутового дерева- шелковицы…

Также для изготовления ковров используется хлопок. Из него создается основа ковра - это придает ему мягкость и прочность. Довольно часто в шелковых коврах основа изготавливается из шелка. Узелки из хлопка практически не вяжут. Исключение составляют некоторые племенные ковры, где хлопок используется для подчеркивания контраста при изображении мелких деталей.





3.2 КРАСИТЕЛИ.

Настоящие ковры ручной работы создают только из натуральной пряжи- шерсти, шелка и хлопка. А вот с красками все обстоит по-другому. Даже в странах с многовековой культурой ковроткачества, синтетические красители применяют наравне с натуральными.

Чаще всего пряжу для ковров красят именно «синтетикой». Иногда синтетические красители используются вместе с натуральными. Ковры, цвета и оттенки которым придают исключительно натуральные красители, встречаются реже, обычно это племенные ковры.

Небольшой набор цветов дает создателю ковра даже основной материал, с которым он работает - овечья шерсть. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато- коричневой, желтой и серой - и иногда используется неокрашенной. Конечно, для богатой гаммы восточного ковра этого мало.

До середины 19 столетия для окрашивания пряжи использовались исключительно натуральные красители. О них принято говорить «краски, подаренные природой», но, как минимум, в одном отношении это неверно. Натуральные красители никак нельзя считать подарком, они всегда стоили очень дорого, иногда - буквально на вес золота. Источниками красителей стали растения, минералы, и даже некоторые насекомые.

Растительные краски люди научились получать из листьев, плодов, коры и даже корней. Синий краситель индиго известен с глубокой древности, его добывали из листьев тропического растения индигоферы, а так же вайды - травянистого растения. Для получения желтой окраски пряжи использовались шафран, сафлор, сумах, куркума, ревень, фустик и даже луковая шелуха.

Для окрашивания тканей и пряжи в красный цвет издревле использовались корни марены. Для той же цели применяли красное дерево и фернамбук. Придавать пряже черный и коричневый цвет помогают акация катеху, дубовая кора, шелуха желудей и грецкого ореха и чай. Старинный оранжевый краситель - хна. А вот для того, чтобы получить зеленый цвет, используют индиго вместе с различными типами желтых красителей.

Ярко- красный кармин- кошениль, добывают из бескрылых самок кошенили - это насекомые, распространенные, а Южной Европе и Мексике, а так же кермеса - кермесового червеца, обитающего в Средиземноморье. Кермес по большей части использовался до 16 столетия, затем его сменила более дешевая кошениль.

Не менее часто используются и пигменты минеральных веществ - таких, как охра, которая позволяет получить желтый, коричневый и красный цвет, известь - белый, киноварь и сурик дают красный цвет, азурит и ляпис-лазурь для получения синего цвета и малахит для зеленого.

Один и тот же природный краситель может дать разные оттенки в зависимости от пряжи, которую им красят, особенностей местной воды, и применяемых в процессе окраски дополнительных реагентов, в том числе закрепляющих. В качестве закрепителей используются лимонная кислота, каустическая сода и другие вещества - они предохраняют краску от вымывания, стирания, и делают её долговечной. Опытные красильщики пользуются тем же приемом, что и художники, смешивающие краски на своей палитре - красители также смешивают, получая широкую гамму цветов и оттенков.

Потребность в удобных в использовании красителях с широкой цветовой гаммой возникла у персидских ковроделов в середине 19века. В этот период резко вырос экспорт восточных ковров в страны Запада и мастера в Персии (Ирине) и других центрах ковроделия ближнего Востока постарались поспеть за спросом. Именно в этот момент на рынок поступили первые анилиновые красители.

Первым синтезировал анилин знаменитый русский химик Николай Зинин, впоследствии академик Петербургской Академии Наук и президент Русского физико-химического общества. Производство анилиновых красителей было быстро освоено в Европе, и их начали поставлять в Персию (Иран), Анатолию (азиатскую часть нынешней Турции, а в те времена - провинцию Османской империи) и другие регионы Востока, где их с готовностью приняли на вооружение мастера- ковроделы.

Однако у анилиновых красителей был существенный недостаток: хотя они были яркими и недорогими по сравнению с натуральными, они быстро выцветали под воздействием света и «пыли» от воды. В 1903 году Насер-ад-Дин, шах Персии из Каджарской династии запретил использование анилиновых красителей. Поэтому в начале века синтетические краски при изготовлении персидских ковров не применялись - до того момента, как в промежутке между первой и второй мировыми войнами не были изобретены хромовые красители. Эти красители отличаются высокой цветоустойчивостью (сохраняют цвет и яркость независимо от воздействия солнечного света и воды), и производятся во множестве вариантов цветов и оттенков.

Сейчас для украшения пряжи, идущей на изготовление ковров, в подавляющем большинстве случаев используются хромовые красители. Покупая ковер ручной работы - неважно, использованы при его изготовлении натуральные или синтетические красители - можно быть уверенным, что со временем его стоимость вырастет. Даже ковры, при изготовлении которых использовались в конце 19 века анилиновые красители, ценятся сейчас очень дорого из-за их возраста.

Существует другое мнение, что ковер, пряжа которого окрашена натуральными красителями, безусловно, лучше ковра, при изготовлении которого использовались хромовые красители. Это мнение ошибочно. Во-первых, оба типа красителей часто применяются одновременно, а во-вторых, хромовые красители нередко оказываются более долговечными и стойкими, чем натуральные.





3.3 КРАШЕНИЕ ПРЯЖИ.

Далеко не всем известно, что окрасить пряжу для вязания или нитки для вышивания можно не только приобретёнными в магазине красителями, но и натуральными средствами. При этом получаются естественные и очень интересные цвета и оттенки. Окрашивая натуральными красителями, можно получить ярко- желтый, бежевый, зеленый, красный и даже синий цвет.

Получают красители следующим образом: растительное сырье - корни или кору, листья, цветы, фрукты или семена измельчают и заливают теплой мягкой (желательно дождевой) водой и выдерживают 30-40 минут. Затем, добавив на каждый литр воды чайную ложку питьевой соды, кипятят раствор на слабом огне в течение 1-1,5 часов в эмалированной посуде. Отвар надо остудить и процедить. Получившийся осадок заливают литром воды и кипятят ещё один час. Затем оба раствора смешиваются.

Необходимо подготовить и пряжу для украшения. Смотанную в мотки по 100-150 г. Пряжу стирают без сжатия и трения в мыльном растворе (кусок хозяйственного мыла растворяют в небольшом количестве воды, затем вливают смесь в 20-50 литров теплой воды и взбивают пену). Стирают в небольшом количестве раствора, меняя его 2-3 раза.

Чтобы отбелить шерсть, мотки вываривают 20-30минут в растворе детского мыла. Для стирки добавляют 2-3 г соды на каждый литр жидкости.

Для закрепления красителей используются квасцы (продаются в аптеке). Также можно использовать поваренную соль, уксус, рассол квашеной капусты.

Наиболее простым является способ одновременного крашения и кварцевания. Для 1кг пряжи необходимо 40г квасцов, которые растворяют в 2-3 литрах теплой воды, а затем вливают в 20-22 литра воды с красителем, в котором будет осуществляться крашение.

Крашение в ярко- желтый цвет листьями березы.

Красящий раствор готовится из 500 г свежих листьев березы, которые необходимо кипятить около часа в 3-4 литрах воды. Листья предварительно надо замочить на сутки в теплой воде. Отвар процеживают и окрашивают в нем квасцованную пряжу при кипении в течение часа. Выкрашенную пряжу прополаскивают сначала в теплой, затем в холодной воде и, не отжимая, сушат в теплом помещении.

Крашение в бежевый цвет еловыми шишками.

В 3 литрах воды в течение 3-4 часов надо варить 1500 г раздробленных зеленых или зрелых еловых шишек. Отвар процедить и растворить в нем 4-5 г квасцов. Затем кипятить в растворе 100г пряжи 40-50 минут. Для получения более темного оттенка можно добавить 2-3г сульфата меди, растворенные в пол стакане воды. Окрашенную пряжу прополаскивают и сушат, не отжимая.Крашение в бежевый цвет крапивой.В растворе квасцов (4г на 2л воды) кипятят 100г пряжи за 30 минут. Одновременно кипятят 500г листьев крапивы в 3л воды 3-4 часа. Затем в отваре крапивы кипятят на слабом огне в течение часа оквасцованную пряжу. Другие способы окраски.

Процеженный и подкисленный небольшим количеством лимонной кислоты отвар из ежевики окрашивает шерстяные изделия в вишнево- красный цвет.Отстоявшийся несколько дней отвар из 1кг листьев айвы окрашивает хлопчатобумажные материалы в бежевый цвет.

Водный экстракт из цветов липы, полученный после 2-3-дневного замачивания в воде, окрашивает шелковые материалы в светло- розовый цвет.

Свежие стебли и листья картофеля при окрашивании с сульфатом железа дают зеленый цвет. Опавшие листья клена окрашивают в красный цвет перед крашением сульфатом железа. Листья дикой яблони дают красную окраску перед крашением квасцами.

Сухие цветы полевого василька при одновременном крашении с уксусом дают синий цвет…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молдавский ковер, его колорит, узор и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекции молдавских ковров, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии молдавских людей, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Молдова: многообразие форм и образов, необычайность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего ковра в целом, изящество и неповторимость декора, особенно узоры - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного ковра.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю молдавского ковра и рассматривая современный ковер, можно заключить, что в любом современном ковре должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его более ограниченным, самобытным, родным, близким и дорогим. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что ковер - явление интернациональное, поэтому было бы неправильным исключать их взаимовлияние, всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного ковроделия.



исследовательская работа по технологии на тему " Ковроткачество"
  • Технология
Описание:

Цель работы:

 Цель научно исследовательского проекта – формирование представления о народном  промысле– ковроткачество , развитие интереса к народному промысла в Приднестровья. Провести параллель между прошлым и настоящим  .

 Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 

·       Изучить особенности ковроткачества в Каменском районе .

·       Изучить какие нити и пряжу использовали.

·       Изучить какие цветы и орнаменты преобладали.

·       Изучить какие станки использовались.

·       Открытие выставки ковров и ковровых изделий.

·         Возрождение традиций   ковроделия.

Объектом  данного исследования является молдавский ковер.

 

Предметом  исследования является история ковроделия и выполнение коврика.

 

Методы работы:

- поисковый;

- описательный;

- анализа и обобщения;

- беседа;

- изучение литературы и других источников.

 

Структура исследования.

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.

На первом этапе изучался опыт проведения такого рода исследований, и определились методики для собственного исследования. На втором этапе была проведена работа с материалами предоставленными Каменским  Госархивом. На третьем этапе приводился анализ собранного материала и его обобщения

Автор Лукащук Геннадий Иванович
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 3217
Номер материала 5437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓