Главная / Обществознание / Исследовательская работа по социологии. Тема: "Проблемы подростковой преступности"

Исследовательская работа по социологии. Тема: "Проблемы подростковой преступности"


ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ"

----------------------------------------

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»









Проблемы подростковой преступности

в Челябинской области и Верхнем Уфалее


Исследовательская работа на Южно-Уральский

молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"

(секция 5.6 «Социология»)














Автор:

Манохина Татьяна Дмитриевна

Челябинская область, г. Верхний Уфалей

МБОУ «СОШ №2», 9 класс

Научный руководитель: Самсонова Елена Александровна Учитель истории высшей категории

МБОУ «СОШ № 2»









Г. Челябинск - 2014

Оглавление












Введение


Данная работа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени проблеме подростковой преступности. Изучение подростковой преступности, в настоящее время имеет особую значимость. Так как во многих регионах нашей страны процент преступлений совершенных подростками достаточно велик, уровень детской преступности растёт.

Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков девиантного поведения. Важно не только выяснить каковы причины роста преступности в подростковой среде, но и понять, какие профилактические меры наиболее действенны в борьбе с детской и подростковой преступностью

Цель исследования: рассмотреть возможности изменения криминальной обстановки в подростковой среде нашего города и региона путём применения профилактических мер.

Объект исследования: криминальная обстановка в подростковой среде.

Предмет исследования: влияние мер профилактики на подростковую преступность в городе Верхнем Уфалее.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи, следующие задачи:

1) Изучить обстановку с подростковой преступностью в городе и регионе.

2) Выяснить причины роста подростковой преступности.

3) Изучить систему профилактических мер нацеленных на борьбу с подростковой преступностью, применяемых в области, городе в школе.

4) Разработать план школьных мероприятий по профилактике подростковой преступности. Подготовить материалы для лектория об ответственности и наказаниях несовершеннолетних за преступления.

Решая данные задачи, будем опираться на имеющиеся литературные данные, интернет-источники, статистические данные комиссии по делам несовершеннолетних Верхнеуфалейского городского округа, материалы предоставленные Участковым уполномоченным майором полиции Черепановым К. Б., старшим инспектором ГДН МО МВД РФ «Верхнеуфалейский» майором полиции Баязитовой Г.С. и результаты наших исследований.

Методы исследования:

1) Изучение литературы.

2) Анализ нормативных документов, статистических данных.

3) Сравнительный анализ статистических данных.

4) Анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов для дальнейшего изучения проблемы подростковой преступности, планировании профилактической работы на уровне школы, организации бесед и классных часов, работы «Министерства внутренних дел», «Министерства профилактики» республики СМиД в системе школьного самоуправления в МБОУ «СОШ № 2».

  1. Причины подростковой преступности

При изучении вопроса о причинах подростковой преступности мы обнаружили множество литературных источников. Это в основном научная литература и учебники по подростковой психологии. Данные источники определяют причины подростковой преступности следующим образом. Подросток - формирующаяся личность. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он оказывается неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. Они проявляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие своего ребёнка.

Подростковая преступность может быть обусловлена целым рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.
   Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер. Подростков интересуют в основном предметы молодёжной моды: радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, деньги, оружие.
   Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Зачастую такая мотивация сочетается с жестокостью поведения. Наиболее общими личностными характеристиками несовершеннолетних правонарушителей можно назвать следующие:
-      деформация нравственных и правовых ориентаций и установок, смещение ценностей в сторону сиюминутных удовольствий;

-       в эмоционально-волевой сфере – ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность. При этом отсутствие волевых качеств констатируется в 15-25% случаев, е если всё-таки волевые усилия и проявляются, то чаще всего бывает выражена их отрицательная направленность; -     отягощённость нервно-психическими аномалиями, причём в 85% случаев они приобретаются вследствие неблагоприятный условий жизни и воспитания;      пониженная самооценка;
-       Высокая склонность к риску.
 С точки зрения выраженность и направленности волевых качеств, условно можно выделить три типа подростков-правонарушителей:
-       подростки с сильной волей, способные организаторы;
-       подростки с проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами активные участники подготовки и совершения преступлений;
-       слабовольные подростки, которых втягивают в совершение правонарушений другие лица.
Подростки становятся грубыми, чтобы:
1. Получить недостающее им внимание родителей – неважно, положительное или отрицательное.
2. Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью, самоутвердиться и уважать себя.
Подростки становятся трудными в результате того, что:
- Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования  и единственным «светом в окошке».
- Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат»  и «питают» его; в семье  царят  холодновато – вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
3. Родители не живут  в согласии  и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание,  конфликты, взаимное неудовольствие.
4. Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.

Подростки становятся трудными, потому что:
- Воспитывая детей, родители нарушают главные правила  и принципы воспитания.
- В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
- Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат»  и «кормят» ребёнка, наивно надеясь, что его воспитает «школа», «жизнь», «государство»…

Подростки становятся «трудными», после того как родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом. Ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода  не имеет нормального  с ним общения. Ребёнок растёт  в «одинокой» семье: «только с папой», «только с мамой», «только с бабушкой» и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов мужчин и женщин. Социальной причиной подростковой преступности является рост численности делинквентных семей.

2. Делинквентные семьи

Делинквентными семьями называют те семьи, в которых происходят мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности

Такую семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к деликвентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы. Однако негативное влияние оказывает не только семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью деликвентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя.

Обстановка в делинквентных семьях характеризуется периодическими или с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

Выборочное криминологическое обследование показало, что 26% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где есть судимые.  На личность подростка в семье на его формирование в дальнейшем отрицательную роль играет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т.е. имели судимость. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Нередко они вовлекли несовершеннолетних в преступную деятельность.

3. Подростковая преступность в нашем регионе и городе

Для характеристики криминальной обстановки в подростковой среде региона мы использовали статистические данные за 2009 – 2013 годы по городам В-Уфалей, Кыштым, Касли, Нязепетровск, Златоуст. (Приложение №1) Построив соответствующие графики, мы выяснили, что наиболее благополучная обстановка складывается в г. Нязепетровске. В Кыштыме, где скачок криминальной активности среди подростков приходится на 2010 год, в настоящее время ситуация значительно улучшилась. В Верхнем Уфалее, наоборот, наблюдается устойчивый рост негативных показателей. По данным представленным в диаграмме (Приложение№2) видно, что большинство этих преступлений кражи -27 случаев, на втором месте незаконный оборот наркотиков. Имеют место также разбои грабежи и иные преступления.

Мы довели эту информацию до сведения учащихся 7-11 классов нашей школы, а затем провели опрос, предложив ребятам две анкеты, и получили следующие результаты: 26 % когда-либо подвергались вымогательству, угрозам и избиению (прил. №3); 27 % опрошенных сами совершали какие-либо мелкие правонарушения (прил. №4). 34% опрошенных считают, что совершать преступления подростков заставляют чувство зависти и корысть. На вопрос «есть ли в нашем городе молодёжные шайки и группировки?» 98% респондентов ответили утвердительно. 15 % утверждают, что они сами входят в состав какой-либо группировки. Главными причинами вхождения в состав группировок было названо следующее: нехватка денег, проблемы в семье и слабый контроль со стороны родителей (прил. № 7)

52 % респондентов считают что обстановка с подростковой преступностью в нашем городе напряжённая, 18% - кризисная, 14 % - катастрофическая (прил. №5). Основными причинами являются слабый контроль со стороны родителей и желание самоутвердиться. (прил. №6)


4. Результаты совместной работы органов внутренних дел по Челябинской области и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

На территории Челябинской области удалось обеспечить координацию усилий всех органов системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий преступности в подростковой среде.

Деятельность ОВД области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строилась соответственно положениям Федерального Закона № несовершеннолетних», областных законов: №125-ЗО от 28.11.02. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 403-ЗО от 22.09.05 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Меры, принимаемые ГУ МВД России по Челябинской области в 2011-2012 гг., направлены, в первую очередь, на повышение эффективности совершенствования взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С этой целью принято участие в 15 расширенных заседаниях и совещаниях, в том числе в совещании при заместителе Председателя Правительства Челябинской области. Вопросы взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности преступности среди несовершеннолетних рассмотрены на заседании комитета по социальной и молодежной политике Законодательного собрания области по межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений, Совете безопасности.

Немаловажную роль в профилактической деятельности в подростковой среде сыграло использование ресурса межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области. Ежеквартально в заседаниях МКДН и ЗП при Правительстве Челябинской области принимает участие руководство ГУ МВД России по Челябинской области.

В 2012 году сотрудниками органов внутренних дел в заинтересованные органы системы профилактики направлено 1195 представлений и информаций об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в подростковой среде. В итоге к дисциплинарной и административной ответственности за непринятие мер привлечено 176 должностных лиц.

С целью оздоровления криминогенной обстановки в подростковой среде на территории области проведен ряд межведомственных комплексных акций и операций.

В текущем периоде совместно с Министерством социальных отношений органами внутренних дел выявлено и помещено в учреждения системы профилактики 3182 несовершеннолетних, которые нуждались в помощи со стороны государства, из них 1322 безнадзорных. На ранней стадии выявлялись семьи, где складывалась неблагоприятная обстановка, в которой родители ослабили контроль за воспитанием детей. Собрано 1478 материалов на лишение родительских прав. По итогам года сотрудниками ОВД выявлено и поставлено на профилактический учет 4416 «трудных подростков», 1275 законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей.

5. Статистика и результат профилактической деятельности ОВД по Челябинской области

В результате совместной работы всех органов системы профилактики, по итогам 2012 года количество самовольных уходов несовершеннолетних в целом снижено на 0,6% (с 1411 до 1402), при этом число детей, покинувших семьи, сократилось на 1,2% (с 831 до 821). Вместе с тем, число подростков, оставивших государственные учреждения, возросло на 0,2% (с 580 до 581).

С целью оздоровления ситуации, связанной с самовольными уходами из детских учебно-воспитательных учреждений для проведения шефской работы за 56 детскими домами и школами-интернатами закреплены структурные подразделения ГУ МВД России по Челябинской области и территориальные органы внутренних дел. Сотрудниками полиции организовано проведение бесед, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних, воспитание патриотизма и правового сознания у несовершеннолетних. Руководством ГУ МВД России по Челябинской области налажен постоянный обмен информацией с Министерствами образования и науки и социальной защиты.

В профилактической работе использовались возможности средств массовой информации. В текущем году сотрудниками органов внутренних планово и целенаправленно проводится информационно-пропагандистская работа. Подготовлен 941 материал в СМИ, в том числе на радио- 110, телевидении- 228, в печати- 541. В образовательных учреждениях проведено 10 930 бесед профилактической направленности. Инспекторами ПДН на родительских собраниях обсуждаются маршруты безопасного возвращения детей из школы домой, разъясняется, как вести себя с незнакомцами.

Профилактическая деятельность, прежде всего, была нацелена на своевременное выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, их вовлечению в преступную и иную противоправную деятельность. Так, удалось обеспечить положительную динамику работы по выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ). По области зарегистрировано 625 преступлений, совершенных подростками в составе групп с участием взрослых лиц. К уголовной ответственности привлечено 114 человек или каждый пятый. Наработан положительный результат по выявлению взрослых, вовлекающих подростков в антиобщественные деяния (ст. 151 УК РФ), привлечено к ответственности 9 взрослых, отрицательно влияющих на детей. Стабильно ведется работа по профилактике семейного неблагополучия, выявлено 119 фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей законными представителями, сопряженного с жестоким обращением с детьми (ст. 156 УК РФ).

Особое внимание в течение года уделялось организации летнего отдыха и занятости детей, их безопасному пребыванию в местах отдыха. Обеспечена занятость 90,6% несовершеннолетних «группы риска», состоящих на учете в органах внутренних дел. В летний период 2012 года на территории региона действует 907 детских лагерей. В том числе загородных оздоровительных лагерей- 73, лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений – 779, палаточных -34, трудовых – 20, военно-патриотических -1.

6. Анализ структуры преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами

Анализ структуры преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, указывает на преобладание корыстно-имущественных преступлений над остальными видами преступных проявлений. На их долю приходится 2708 преступлений (кражи 1720, грабежи- 561, разбои-74, кражи и угоны автотранспортных средств-353) или 87% от общего числа совершенных подростками преступлений (3109).

В результате совместной работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних удалось добиться снижения на 25%(с 16 до 12) количества убийств, на 60% (с 23 до 9) изнасилований, на 2% (с 51 до 50) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, на 6,5% (с 459 до 429) совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в период условного осуждения на 37,4% (со 115 до 72), на 2% (с 1181 до 1158) в составе группы, в том числе и участием взрослых лиц (с 666 до 625). Стабильным осталось число преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью-40.

В первую очередь, усилия были направлены на устранение факторов, определяющих семейное неблагополучие, и выявление лиц, вовлекающих подростков в совершение правонарушений. В результате удалось обеспечить положительную динамику работы. Так, подростками в составе смешанных групп совершено 625 преступлений, по ст. 150 УК РФ привлечено 114 человек. Наработана практика по выявлению взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественные деяния. Возбуждено 9 УД по ст. 151 УК РФ. Стабильно велась работа по профилактике семейного неблагополучия, однако выявлено меньше на 1,6 % (со 121 до 119) фактов жестокого обращения с детьми. (ст. 156 УК РФ).

Таким образом, в целом, система профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Челябинской области, используя комплексный подход, координируя усилия заинтересованных учреждений и органов, смогла достичь определенных положительных результатов. Тем не менее, ряд проблем требует своего разрешения.

По итогам года сформировались негативные тенденции, переломить которые не удалось. Проведенный анализ показал, что наметившийся рост подростковой преступности в области обусловлен рядом причин. Прежде всего, это незанятость несовершеннолетних учебой, трудом, организованными формами досуга и отдыха. Значительное количество преступлений совершено, как правило, в период времени с 12.00 до 23.00, когда они не заняты учебой либо работой и не могут самостоятельно заполнить свой досуг общественно полезной деятельностью. Так, подростками в дневное и вечернее время в 2012 г. совершено 962 преступления.

Кроме того, в 2 раза (с 449 до 996) возросло количество преступлений, совершенных учащимися государственных общеобразовательных учреждений области. Наибольший рост показателя на 100% (с 0 до 29) отмечен в, ЗАТО г. Озерске, (с 0 до 42) в г. Миассе, (с 0 до 37) в Ашинском, (с 1 до 24) в Агаповском районах, в 2 раза (со 102 до 204) в г. Челябинске. В регионе увеличилось на 4% (с 371 до 387) количество учащихся государственных образовательных учреждений НПО, а так же в 4,5 раза (с 81 до 387) учащихся СПО, совершивших преступления. Возросло на 5% (с 67 до 71) число преступлений, совершенных подростками в общеобразовательных учреждениях, из них наиболее всего - в учебных заведениях г. Магнитогорска, а именно каждое третье по области, 21 из 71. На данную ситуацию в образовательной сфере негативно повлияло сокращение на 40% (с 440 до 259) штатной численности сотрудников ПДН и, прежде всего, 89 «школьных» инспекторов. Нельзя не признать, что по той же причине были ослаблены позиции по организации индивидуально - профилактической работы с несовершеннолетними. Вместе с тем, реализуя принцип неотвратимости наказания, инспекторским составом ПДН число инициативно раскрытых преступлений увеличилось на 8% (с 1059 до 1152).

7. Профилактика семейного неблагополучия

Большую роль в профилактической работе имеет экстренная социальная помощь и временный приют для несовершеннолетних.

Для решения вопросов социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей в области функционирует 23 специализированных учреждения с общей численностью 811 койко-мест, в том числе 14 социально-реабилитационных центров и 9 приютов.

С целью повышения результативности работы по профилактике семейного неблагополучия на ранних стадиях, как важнейшего условия предотвращения преступлений и правонарушений, а также реализации функции постосопровождения семей, проводится работа по реорганизации социальных приютов для детей и подростков в социально-реабилитационные центры.

Социально значимой в системе профилактики семейного неблагополучия является работа службы «Телефон доверия». На территории Челябинской области данная служба функционирует более 20 лет. В ноябре 2011 года Челябинская область подключена к общероссийскому единому номеру детского телефона доверия.

Детский телефон доверия работает в Челябинской области на базе трех учреждений системы социальной защиты населения:

  1. Государственное учреждение «Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» (основной консультационный пункт);

  2. Муниципальное учреждение социального обслуживания «Центр помощи семье и детям» г. Магнитогорск (работает в круглосуточном режиме);

  3. Муниципальное учреждение «Кризисный центр» г. Челябинск.

За прошедший год работы детского телефона доверия поступило 62 727 звонков, (что составило 85,5% звонков от несовершеннолетних, 14,5 звонков от родителей и иных граждан) из них по вопросам:

- жестокого обращения с ребенком в семье – 1 322;

- жестокого обращения с ребенком вне семьи – 98;

- жестокого обращения с ребенком среди сверстников – 2 375;

- сексуального насилия в отношении ребенка – 43;

- детско-родительских отношений – 3 927;

- отношения ребенка со сверстниками – 8 721;

- по иным вопросам – 40 763;

-звонки розыгрыши, звонки молчания – 5 496.(приложение №7)

Данное направление работы активно развивается.

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних – одно из важных направлений деятельности 55 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется совместная деятельность с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних. Совместно с учреждениями здравоохранения проводится профилактическая работа по предупреждению возникновения и преодоления вредных зависимостей: употребления токсических веществ, наркотиков, алкоголя, табачных изделий.

С целью профилактики самовольных уходов воспитанников из учреждений особое внимание уделяется занятости детей. Организация досуговой деятельности осуществляется посредством включения воспитанников в систему дополнительного образования.

Ежегодно дети привлекаются в трудовые летние объединения. Кроме того, в каникулярное время они задействованы в спортивно-туристических, досуговых мероприятиях, а также трудятся в отрядах Губернатора, глав муниципальных образований. Большинство воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сельских территорий области работают на своих приусадебных участках.

На сегодняшний день стоит отметить, что благодаря проведению системной и плановой работы по профилактике семейного неблагополучия удалось стабилизировать количество самовольно ушедших несовершеннолетних из учреждений и семей.

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются основным направлением в работе Министерства социальных отношений Челябинской области. На сегодняшний день в нашей области существует следующие формы устройства детей: усыновление (удочерение), опека на безвозмездной основе, опека на возмездной основе (приемная семья), государственные учреждения (семейные воспитательные группы).

Наиболее предпочтительной формой устройства детей является передача их в семью: кровную, приемную, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство).


8. Профилактика подростковой преступности в городе Верхнем Уфалее

Изучив информационные письма Межмуниципального отдела МВД РФ «Верхнеуфалейский» Челябинской области Главе Верхнеуфалейского городского округа о состоянии детской преступности и мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2012, 2013 и 11 месяцев 2014 года мы сделали следующие выводы. В 2013 году наблюдалось снижение количества преступлений совершенных несовершеннолетними 31 против 35, число лиц привлечённых к уголовной ответственности так же снизилось. Групповых преступлений 11 против 14. Совершенные преступления это кражи, угон автотранспорта, грабёж. (в 2012 году помимо названного, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью). В 2014 году наблюдается существенный рост числа преступлений. На сегодняшний день совершено 47 преступлений, из них 8 групповых. Число несовершеннолетних преступников 35, ранее привлекавшихся к ответственности 15. Возросло количество преступлений совершённых в состоянии алкогольного опьянения. 51 человек привлечён к административной ответственности с алкогольным законодательством. За 11 месяцев 2014 года совершено 1 убийство,1 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,8 грабежей, 28 краж, 8 угонов автотранспорта.

С целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних проведены следующие мероприятия: «Дети улиц»; комплексная оперативно-профилактическая операция «За здоровый образ жизни», «Без наркотиков», «Брошенные дети»; операция «Подросток» в 3 этапа: «Подросток - здоровье», «Подросток - семья», «Подросток - лидер»; «Образование всем детям». В ходе этих мероприятий проведены лекции, беседы, конференции, родительские собрания в учебных заведениях города.

Ведётся работа по выявлению групп с антиобщественной направленностью, постановка их на учёт, работа по их разобщению и переориентации. Устанавливается контроль над лицами вовлекающими подростков а противоправную деятельность. Ведётся работа по выявлению жестокого обращения с детьми в семьях, вовлекающих их в преступную или иную антиобщественную деятельностью. Осуществляется контроль за лицами условно осужденными, освобождёнными по УДО и спецшкол несовершеннолетними. Используются возможности ЦВСНП и СУВУЗТ как меры профилактической работы. Ведётся работа по выявлению несовершеннолетних нуждающихся в помощи государства. Осуществляется сотрудничество с МКУСО «Социально-реабилитационный центр.

9. Работа с детьми «группы риска» в МБОУ «СОШ №2»

По данным содержащимся в социальном паспорте школы (приложение 16) мы определили, что наибольшее количество детей «группы риска» и стоящих на учёте в ПДН приходится на 2009-2011 годы. По сравнению с 2012, 2013 годом на сегодняшний день количество детей, входящих в «группу риска» и стоящих на учёте в ПДН резко возросло с 4-6 до 10 человек. Причины постановки на учет это кражи, употребление алкоголя, токсикомания, угроза холодным оружием. Среди учащихся, стоящих на учёте, дети из семей и воспитанники Детского дома. На начало декабря решением комиссии по делам несовершеннолетних с учёта были сняты 3 человека. В «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Челябинской области» отправлен на 30 дней ученик 4 класса, в Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением на 3 года 6 месяцев ученик 4 класса, находится под следствием ученик 9 класса. Все они являются воспитанниками Детского дома. Количество неблагополучных семей снизилось, но резко возросла численность малообеспеченных.

10. Предложения и рекомендации

Так как одной из задач нашей работы является оказание помощи в профилактике правонарушений среди учащихся, мы разработали и предложили список мероприятий по предупреждению правонарушений в план работы школы. Наши предложения были приняты и включены в план на 2014-2015 учебный год (выделены курсивом)

План мероприятий по предупреждению правонарушений обучающихся 2014-2015 учебный год

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Работа с родителями по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Заседания «Родительской ассоциации»

Сентябрь


1 раз в 2 месяца

Социальный педагог

Инспектор ПДН

Педагог-психолог

Вовлечение детей группы риска в кружковую деятельность

Сентябрь – октябрь

Руководители кружков

Размещение в школьной ученической газете "Отражение" публикаций по пропаганде здорового образа жизни

Октябрь

Редакция газеты

Главный редактор

Показ по школьному телевидению роликов о вреде алкоголя и наркотиков, по пропаганде здорового образа жизни.

Показ видеороликов и презентаций «Подросток и закон»

Октябрь, февраль


Ноябрь, 4 четверть

Заместитель директора по ВР,

министерство просвещения

Создание министерства профилактики в системе школьного самоуправления «Республики СМиД»

Декабрь

Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников

Работа министерства внутренних дел (МВД) в системе школьного самоуправления по предупреждению нарушений правил внутреннего распорядка (рейды, дежурства)

В течение года

Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР

Мониторинг досуга обучающихся

Ноябрь

Социальный педагог, министерство профилактики

Разработка плана проведения месячника по правовому воспитанию (круглый стол, классные часы, встречи)

Ноябрь

Классные руководители, министерство профилактики, инициативная группа Совета старшеклассников

Участие в работе «Школы лидера» с привлечением «трудных» подростков


Январь, март (каникулы)

Педагог-организатор, Совет старшеклассников

Культурно-развлекательные, спортивные, туристические мероприятия, согласно плану воспитательной работы

В течение года

Совет командиров, Совет старшеклассников, классные руководители

Работа школьного «Телефона доверия» по оказанию помощи лицам, оказавшимся с трудной ситуации

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

Участие в постоянно действующем семинаре школьных психологов, социальных педагогов

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

Заседания совета профилактики правонарушений обучающихся

В течение года

Социальный педагог

Инспектор ПДН

Работа с банком данных о несовершеннолетних, не посещающих и пропускающих учебные занятия без уважительных причин. Работа с детьми «группы риска».

В течение года

Социальный педагог

Реализация программы по патриотическому воспитанию.

Привлечение «трудных» подростков к работе по переоборудованию школьного музея, по систематизации материалов и обновлению экспозиций.


В течение года

Администрация школы,

Учитель ОБЖ, Совет музея

Обсуждение вопросов профилактики правонарушений на заседаниях методических объединений классных руководителей

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Выявление преобладающих мотивов девиантного поведения детей

В течение года

Педагог-психолог

Создание при библиотеке «Клуба вежливости». Привлечение детей к работе лекторской группы.

В течение года

Организаторы, классные руководители, заведующий школьной библиотекой, работники библиотеки «Центра досуга»

Мы приняли участие в подготовке и проведении месячника по правовому воспитанию. Составленная нами подборка презентаций и фильмов на тему «Подросток и закон», статистический материал, диаграммы, созданные в ходе исследования, использовались учащимися и классными руководителями на классных часах в 5-11 классах. В 8-9 классах нашей школы, состоялась демонстрация фильма «Атлян или воздух свободы» М. Тютева. Проведённое после этого анкетирование показало, что 98% респондентов считают необходимым знакомство подростков с правовой, статистической информацией, с судьбами подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, попавших в места заключения. Но настораживает то, что 21 % опрошенных считает, что ради жизненных удовольствий иногда стоит рискнуть свободой. Хотя 100% респондентов говорят о свободе как о важнейшей ценности, 1/5 часть из них не исключают возможности своего участия в противоправном деянии. Мы ещё раз убедились в том, что проблема профилактики подростковой преступности очень сложна и всегда актуальна. Мы надеемся внести посильный вклад в её решение, реализуя свои планы.


Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди подростков и методы ее профилактики. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.

Преступность среди несовершеннолетних во многом связана с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы или детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков, что подтверждают результаты исследования.

Четвёртая часть опрошенных школьников побывала в роли жертв вымогательства, угроз и насилия. Примерно такой же процент респондентов сами совершали мелкие правонарушения. Не смотря на то, что эти действия не нанесли окружающим тяжкого вреда, они наложили отпечаток на личность подростков. Им неприятно об этом вспоминать. У большинства эти воспоминания вызывают стыд, страх, обиду. Но есть и те, кто уверовал в безнаказанность, вседозволенность, ощутили себя сильными, хитрыми, ловкими, бесстрашными героями.

Усложнению криминальной обстановки способствует образование молодёжных шаек и группировок, в которых подростки стремятся найти поддержку и защиту, почувствовать силу, самоутвердиться. Опасность таких объединений в том, что подчиняясь группе, молодой человек совершает порой поступки несвойственные лично ему. 46% подростков отметили, что чаще всего они поступают, так как поступает большинство. Конформизм обычная черта поведения подростков.

Известно, что «преступниками не рождаются, преступниками становятся». Сочетание неблагоприятных биологических, социально-психологических, семейных и других факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам девиантного поведения.

Рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что все больше и больше детей в стране чувствуют себя несчастными. Это подтверждается множеством фактов. Например, статистикой звонков подростков в Челябинской области по телефону доверия или цифрами, свидетельствующими о количестве детей, находящихся в социально опасном положении.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.

Таким образом, ранняя профилактика нарушений поведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней жизни ребенка. Она заключается в правильной организации воспитательного воздействия, которое осуществляется, в основном в семье.

Исследование показало, что профилактическая работа ведётся на различных уровнях: на уровне органов внутренних дел по Челябинской области и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на уровне органов социальной защиты, через образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и другими способами. Но эти меры не всегда дают положительный результат.

Совершение преступлений - это своеобразный вызов всему обществу. Причем это утверждение одинаково справедливо и для беспризорников, и для детей из внешне благополучных семей. Протестуя против устоев, стирая все запреты, ребенок подсознательно пытается заявить о себе, рассказать о своих проблемах. Эти проблемы порождают общество и государство, находящиеся в состоянии кризиса, не способные защитить интересы семьи, обеспечить стабильность и гарантии.

Продуктом исследования является статистический материал, оформленный в диаграммах, а так же материалы для бесед, классных часов об ответственности и наказаниях несовершеннолетних за преступления, подборка фильмов и презентаций, предложения, вошедшие в план мероприятий по предупреждению правонарушений обучающихся на 2014-2015 учебный год.

































Литература и источники:

1. Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности, - М., 1983 г.

2. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп, - М.: Информпечать, 2000. – 336 с.

3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы, - М.: РУ ВНИИМ, 1992. – 342 с.

4.Выготский Л. С. Психология детского возраста // Выготский Л. С. Психология, - М.: Эксмо-экспресс, 2000. – 1008 с.

5. Гравина А. А. Кашепов Т. О. и др. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Научно-практическое пособие. Под ред. Кашепова, - М.: Юридическая литература, 1999. – 160 с.

6. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних

юридическая библиотека, 2010 г. Юристлиб. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_4660.html — Загл. с экрана
7. Змановская Е.Е. (психология отклоняющего поведения). Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 238 с.

8. Зыков О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 4/9. С. 24.

9. Карпец И.И. преступное общество, - М.: 1983 г. – 123 с.

10. Миронова Е.О. Направления, формы и методы профилактики детской безнадзорности и беспризорности // Педагогическое образование и наука. 2007. N 3. С. 44.

11. Мудрая И.Е. О проблемных вопросах предупреждения безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних и путях их решения // Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Материалы семинара-совещания МВД России (24 - 26 ноября 2006 г., Белгород). М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 108.

12. Новосельцева Е.А. Семейное неблагополучие как причина безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Преступность и общество: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 61.

13. Тарухин С. А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты, - М.: 1974 – 387 с.

14. Татенко В.А. «Трудный подросток: причины и следствия» – Киев, 1985г. – 189 с.

15. Тростанецкая Г. Н. Шипицына Л. М. Дети группы «риска». Социальные психолого-педагогические проблемы // Дети и насилие. Материалы всероссийской научно-практической конференции, М.: СПб. 2-8 октября 1994. – с 5-9.1.

16. Уголовный Кодекс РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dogovor-urist.ru/кодексы/уголовный_кодекс/, свободный. — Загл. с экрана.

17. Комментарии к Уголовному кодексу РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakoniros.ru/?p=6135, свободный. — Загл. с экрана.

18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/14/, свободный. — Загл. с экрана.

19. Особенности назначения наказания несовершеннолетним [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://isfic.info/koms/criml133.htm, свободный. — Загл. с экрана.

20. Материалы, предоставленные Участковым уполномоченным полиции отдела УУП и ПДН «МО МВД РФ «Уфалейский»» Челябинской области майором полиции Черепановым К. Б. , старшим инспектором ГДН МО МВД РФ «Верхнеуфалейский» майором полиции Баязитовой Г.С., социальным педагогом МБОУ «СОШ № 2» Ивановой Р.Ю.














Приложения

Приложение №1

hello_html_m5b51203d.png

Приложение №2

Статистика преступлений, совершенных подростками в возрасте до 18 лет 2011-2012 гг. в г. Верхний Уфалей

hello_html_5d6dd4c.gif

Приложение №3

hello_html_7b6a5c25.png



Приложение №4

hello_html_2da885c4.png



Приложение №5

hello_html_m734cf456.png



Приложение №6

hello_html_69d687d5.png

Приложение №7

Статистика звонков подростков в Челябинской области по телефону доверия

hello_html_m287c9387.gif















Приложение№8

hello_html_5556b70b.png

Приложение №9

hello_html_aebbf93.png



Приложение №10

hello_html_5014b350.png



Приложение №11

hello_html_58244ac1.png





Приложение №12

hello_html_7d639772.png

Приложение №13

hello_html_m6714955c.gif

Приложение №14

Анкета

  1. Совершали ли вы какие-то правонарушения?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Кто или что руководит вашими поступками?

  1. Семья

  2. Друзья, окружение

  3. Сам

  1. Что руководит поступками того, кто переступает закон

  1. Зависть

  2. Корысть (тоже хочу)

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Я действую:

  1. Самостоятельно

  2. Как все



  1. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в Челябинской области:

1) Благополучная, спокойная

2) Напряженная

3) Кризисная

4) Катастрофическая

5) Затрудняюсь ответить

  1. Как Вы думаете, какова основная причина подростковой преступности:

  1. Плохие условия жизни

  2. Нехватка денег

  3. Желание самоутвердиться

  4. Слабый контроль со стороны родителей

  5. Неорганизованный досуг

  6. Влияние взрослых лиц, вовлекающих подростков в противоправную деятельность.











Приложение № 15

Анкетирование после просмотра фильма М. Тютева

«Атлян или воздух свободы»

Аудитория: 9 а, б, в классы МБОУ «СОШ № 2», 56 человек

Вопросы анкеты

  1. Изменилось ли ваше отношение к правонарушениям, преступлениям после просмотра фильма?

А. Нет. Я и раньше был абсолютно уверен, что никогда не совершу ничего противоправного.

Б. Да. Я стал более серьёзно относиться к этому вопросу.

2. Как по вашему, стоят ли «удовольствия» свободы?

3. Что для вас значит свобода?

4. Нужно ли подросткам показывать такие фильмы?





hello_html_m49438291.png



hello_html_m2ac0d424.gifhello_html_m7042b917.png

hello_html_470404b7.png


Исследовательская работа по социологии. Тема: "Проблемы подростковой преступности"
  • Обществознание
Описание:

     Исследовательская работа по социалогии ученицы 9 класса, основанная на анализе статистических данных по региону и городу содержит графики и диаграммы созданные по материалам собственного исследования, предложения в план работы школы по профилактике правонарушнеий.Цель исследования: рассмотреть возможности изменения криминальной обстановки в подростковой среде нашего города и региона путём применения профилактических мер.

 

   Объект исследования: криминальная обстановка в подростковой среде.

        Предмет исследования: влияние мер профилактики   на подростковую  преступность в городе Верхнем Уфалее.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи, следующие задачи:

1)         Изучить обстановку  с подростковой преступностью в городе и регионе.

2)         Выяснить причины роста подростковой преступности.

3)         Изучить систему профилактических мер нацеленных на борьбу с подростковой преступностью, применяемых в области, городе в школе.

4) Разработать план школьных мероприятий по профилактике подростковой преступности. Подготовить материалы для лектория об ответственности и наказаниях несовершеннолетних за преступления.

Автор Самсонова Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 4404
Номер материала 39408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓