Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по русскому языку"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • УВК «ШКОЛА-САД» №15Исследовательская работа 
по    русскому  языку
2010-2011...

    1 слайд

    УВК «ШКОЛА-САД» №15
    Исследовательская работа
    по русскому языку

    2010-2011 учебный год

  • ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВЦель данной работы:

*определить с...

    2 слайд

    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
    Цель данной работы:

    *определить специфику языковой картины мира школьника,
    *проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15
    г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.

    Материал исследования – фразеологизмы
    .

  •  При подготовке были использованы следующие методы: *Эмпирические (изучение...

    3 слайд

     
    При подготовке были использованы следующие методы:
    *Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
    *Анкетирование; лингвистический эксперимент.
    *Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).
    *Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).

  • В языке одухотворя-
ется весь народ
 и вся его родина. 
Язык есть самая 
жив...

    4 слайд

    В языке одухотворя-
    ется весь народ
    и вся его родина.
    Язык есть самая
    живая, самая обильная
    и прочная связь, соединяющая отжив-шие, живущие
    и будущие поколения народа в одно историческое
    целое.

    К.Д.Ушинский

  • Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников»...

    5 слайд





    Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников»




    *Фразеологизмы особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
    * Современное состояние русской речи беспокоит многих, а такой языковой пласт, как фразеологизмы, остается невостребованным. Многие люди: не только школьники, но и взрослые,- практически не употребляют в своей речи фразеологизмов.
    * Значение и происхождение фразеологизмов очень интересно
    Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.

  • ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА     Фразеология (гр. phrasis - выражение...

    6 слайд

    ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА
         Фразеология (гр. phrasis - выражение + logos - учение) - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава. Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний - фразеологизмов.

  • Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: 1
2выб...

    7 слайд

    Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:
    1
    2
    выбор темы
    постановка цели и задач
    3
    4
    сбор материла
    обобщение полученных данных
    5
    6
    выявление закономерности
    подведение итогов работы.
    Учащиеся Мамедлаева Ление и Менсеитов Дилявер помогают в обработке анкет

  • В исследовании принимали участие школьники7-А,Б,У  классов, 9-А,Б,В,Т,У; 1...

    8 слайд

    В исследовании принимали участие школьники
    7-А,Б,У классов,
    9-А,Б,В,Т,У;
    10А,Б,У,Т классов

      

    Количество школьников, принимавших участие в эксперименте,-174 человека

  • Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологиз...

    9 слайд

    Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологизмов:
    голова садовая;
    остаться с носом;
    на лбу написано;
    стоять как вкопанный;
    вешать лапшу на уши.

    Дополнительно были взяты еще 19 фразеологизмов, из которых учащиеся должны были выбрать те, значение которых понятно
    Для этого была составлена анкета.

  • ВЫВОД: 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ...

    10 слайд

    ВЫВОД:
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУППАХ, НО ЕСТЬ УЧАЩИЕСЯ КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО ДАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПРИШЛИ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА

    ТАБЛИЦА №2 Результаты анкетирования по объяснению происхождения фразеологизмов

  •  
ВЫВОД: 
НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ  ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬ...

    11 слайд

     
    ВЫВОД:
    НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬСЯ С НОСОМ», «ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ», «СТОЯТЬ КАК ВКОПАННЫЙ».
    САМЫЕ НЕПОНЯТНЫЕ : «ГОЛОВА САДОВАЯ» И « НА ЛБУ НАПИСАНО».

    Таблица №3 Результаты анкетирования по объяснению значения фразеологизмов

  • Вывод: Из таблицы видно, что  чем старше  учащиеся, тем активнее употребляют...

    12 слайд

    Вывод: Из таблицы видно, что чем старше учащиеся, тем активнее употребляют они фразеологизмы в речи

    Таблица №4. Результаты анкетирования по использованию фразеологизмов речи

  • ВЫВОД:
ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧ...

    13 слайд

    ВЫВОД:
    ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ И ТЕМ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ОНА СТАНОВИТСЯ.
    ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОСТАЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, КОТОРЫЕ НЕ ОБЛАДАЮТ ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ И ЯРКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧЬЮ.


    Таблица №5 Результаты ответа
    «Почему и зачем вы употребляете фразеологизмы в тексте?»

  • Лингвистический  эксперимент Лингвистический эксперимент – это  мини – сочине...

    14 слайд

    Лингвистический эксперимент
    Лингвистический эксперимент – это  мини – сочинения на тему «Расскажи об одном из дней школьной жизни».
    Ребята должны были не только написать сочинения, но и по мере возможности употребить фразеологические обороты.

    Целью проведения было следующее:
    – определить круг наиболее употребляемых фразеологизмов в речи учащихся;
    – определить мотивы употребления фразеологизмов в речи;
    – выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без фразеологизмов.

  • Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни»      1.  Утром я...

    15 слайд

    Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни»
    1. Утром я проснулась ни свет ни заря. Погода на улице была пасмурная, в школу идти не хотелось, потому что на уроках обычно полкласса валяет дурака, часть моих одноклассников витает в облаках и только часть ребят старательно грызет гранит науки. Обидно, что на контрольной работе все, кто бил баклуши, просят списать….Из соч. Гридиной М.
    2. ...На уроке русской литературы я сидела как на иголках , боясь не успеть повторить стих. Я не ударила в грязь лицом и рассказала его на отлично. Когда закончились уроки, я сломя голову побежала домой, потому что у моей мамы сегодня день рождения. Мы сбились с ног, торопясь все успеть к приходу гостей, вертелись как белка в колесе, и к вечеру у нас все было готово. Из сочинения Кравецкой М.
    3. Как-то выдался очень трудный день. Я как в воду глядела, подумав о том, что меня спросят по всем предметам. На трех уроках подряд, меня действительно, вызвали, как будто у меня на лбу было написано: «Спросите меня!»
    Я чувствовала себя многострадальным Иовом, но я – крепкий орешек. А еще в этот день поссорились две моих подруги. Яблоком раздора послужил сущий пустяк, но разразилась целая буря в стакане воды, а я оказалась меж двух огней. Своей ссорой они довели меня до белого каления, потому что сделали из мухи слона. Когда все-таки девчонки разобрались между собой, день учебный подошел к концу. Мне в этот день досталась львиная доля оценок, но день был наряженным ,и я чувствовала себя как выжатый лимон. Из сочинения Тверезовской Ю.
    Данные отрывки показывают, что учащиеся достаточно хорошо ориентируются в мире фразеологизмов, понимают их значение и успешно используют обороты в своей речи

  • Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов  в  текстУтром я как обыч...

    16 слайд

    Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов в текст
    Утром я как обычно пошел в школу. Первым уроком была география и мне как снег на голову поставили 6 баллов…
    Потом была алгебра, я получил 10 баллов, но это было проще пареной репы.. Когда уроки закончились мы с другом пошли домой бить баклуши. Древетняк А..
    2.Все ученики закатили рукава и начали выполнять упражнения. В моем классе есть дети, которые работают как белка в колесе, а есть те, у которых 7 пятниц на неделе….Биченова Р.
    Данные отрывки показывают, что учащиеся понимают значения фразеологизмов, но не могут их употреблять к месту, что свидетельствует о том, что культуру речи необходимо совершенствовать, что нужно больше обращаться к художественной литературе, обогащая тем самым свою речь

  • ВЫВОДЫВ работе мы попытались  исследовать языковую картину мира современного...

    17 слайд

    ВЫВОДЫ
    В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника.
    Мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения.
    Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.
    Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются.
    Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов.
    В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.

    Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходили по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».
    Мы пришли к выводу, что школьникам необходимо интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас.
    Мы поняли, что работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень.

  • Чем была интересна эта работа1Мы узнали, какие есть  фразеоло-гические словар...

    18 слайд

    Чем была интересна эта работа
    1
    Мы узнали, какие есть фразеоло-гические словари и научились с ними работать
    Мы узнали происхождение и значение многих фразеологизмов
    2

    Мы совершили экскурс в историю
    В нашем лексиконе прибавилось много новых слов и словосочетаний

    3
    Мы будем более грамотно употреблять слова и словосочетания
    Наша речь станет более точной и эмоциональной

  • В  мире фразеологизмовУчащиеся  школы за работой над фразеологизмамиКот напла...

    19 слайд

    В мире фразеологизмов
    Учащиеся школы за работой над фразеологизмами
    Кот наплакал
    Крокодило-вы слезы
    Пуд соли съел

  • Работу выполнилиЛихошерстова Юлия, ученица 7- Б классаСадрединова  Фериде, уч...

    20 слайд

    Работу выполнили
    Лихошерстова Юлия, ученица 7- Б класса
    Садрединова Фериде, ученица 7-Б класса

  • Научный руководительучитель высшей категории, старший учительЛисунова Ольг...

    21 слайд

    Научный руководитель
    учитель высшей категории,
    старший учитель
    Лисунова Ольга Владимировна
    В работе были использованы ответы учащихся УВК №15 7, 9, 10 классов.
    Отрывки из сочинений учащихся
    7-А, 7-Б классов:
    Гридиной М., Тверезовской Ю., Кравецкой М., Древетняка А., Биченовой Р.

  • Работа продолжаетсяМатериалы со  школьного стендаРаботы учащихсяАнкета для ис...

    22 слайд

    Работа продолжается
    Материалы со школьного стенда
    Работы учащихся
    Анкета для исследовательской работы

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель данной работы:

 определить специфику языковой картины мира школьника, проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15 г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.

 Для этого требуется решить следующие задачи:

определить понятие «фразеологизм»;

определить, выделить и описать функции фразеологизмов;

исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент;

проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;

 Материал исследования – фразеологизмы.

 При подготовке были использованы следующие методы:

Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).

Анкетирование; лингвистический эксперимент.

Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).

Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).Гипотеза: если рассмотреть употребление фразеологизмов в речи современного школьника, то можно выявить языковую картину мира школьников.

 Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материла, обобщение полученных данных, выявление закономерности, подведение итогов работы.

В работе мы попытались  исследовать языковую картину мира современного школьника. Предмет исследования  – фразеологизм.

Исследуя полученные в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения. Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.

Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. Они стоят выше бытового уровня, пытаются прикоснуться к глубине языка, к неизвестному языковому пространству.

В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.

Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходят по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».Вместе с тем нами отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, тем языковая картина мира шире и многообразней.

Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что школьникам необходимо разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас.

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень. 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 227 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 667
    • PPTX 3.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лисунова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лисунова Ольга Владимировна
    Лисунова Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 79160
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек