Главная / Русский язык и литература / Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

УВК «ШКОЛА-САД» №15 Исследовательская работа по русскому языку 2010-2011 учеб...
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Цель данной работы: *определить с...
  При подготовке были использованы следующие методы: *Эмпирические (изучение ...
В языке одухотворя- ется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая,...
Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников» *Фраз...
ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА      Фразеология (гр. phrasis - выражение...
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: Учащие...
В исследовании принимали участие школьники 7-А,Б,У классов, 9-А,Б,В,Т,У; 10А,...
Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологиз...
ВЫВОД: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ ГР...
  ВЫВОД: НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬСЯ...
Вывод: Из таблицы видно, что чем старше учащиеся, тем активнее употребляют он...
ВЫВОД: ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧ...
Лингвистический эксперимент Лингвистический эксперимент – это  мини – сочинен...
Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни» 1. Утром я просну...
Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов в текст Утром я как обычн...
ВЫВОДЫ В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного ...
Чем была интересна эта работа
В мире фразеологизмов Учащиеся школы за работой над фразеологизмами Кот напла...
Работу выполнили Лихошерстова Юлия, ученица 7- Б класса Садрединова Фериде, у...
Научный руководитель учитель высшей категории, старший учитель Лисунова Ольга...
Работа продолжается Материалы со школьного стенда Работы учащихся Анкета для ...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 УВК «ШКОЛА-САД» №15 Исследовательская работа по русскому языку 2010-2011 учебный
Описание слайда:

УВК «ШКОЛА-САД» №15 Исследовательская работа по русскому языку 2010-2011 учебный год

№ слайда 2 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Цель данной работы: *определить спец
Описание слайда:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Цель данной работы: *определить специфику языковой картины мира школьника, *проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15 г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов. Материал исследования – фразеологизмы .

№ слайда 3   При подготовке были использованы следующие методы: *Эмпирические (изучение и а
Описание слайда:

  При подготовке были использованы следующие методы: *Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме). *Анкетирование; лингвистический эксперимент. *Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений). *Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).

№ слайда 4 В языке одухотворя- ется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, са
Описание слайда:

В языке одухотворя- ется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжив-шие, живущие и будущие поколения народа в одно историческое целое. К.Д.Ушинский

№ слайда 5 Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников» *Фразеол
Описание слайда:

Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников» *Фразеологизмы особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. * Современное состояние русской речи беспокоит многих, а такой языковой пласт, как фразеологизмы, остается невостребованным. Многие люди: не только школьники, но и взрослые,- практически не употребляют в своей речи фразеологизмов. * Значение и происхождение фразеологизмов очень интересно Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.

№ слайда 6 ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА      Фразеология (гр. phrasis - выражение +
Описание слайда:

ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА      Фразеология (гр. phrasis - выражение + logos - учение) - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава. Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний - фразеологизмов.

№ слайда 7 Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: Учащиеся
Описание слайда:

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: Учащиеся Мамедлаева Ление и Менсеитов Дилявер помогают в обработке анкет

№ слайда 8 В исследовании принимали участие школьники 7-А,Б,У классов, 9-А,Б,В,Т,У; 10А,Б,У
Описание слайда:

В исследовании принимали участие школьники 7-А,Б,У классов, 9-А,Б,В,Т,У; 10А,Б,У,Т классов    Количество школьников, принимавших участие в эксперименте,-174 человека Класс 7-А 7-Б 7-У 9-А 9-Б 9-В 9-Т 9-У 10-А 10-Б 10-Т 10-У кол-во Участ-вую-щих 21 20 11 22 19 21 4 6 21 17 4 8 всего 52 72 50

№ слайда 9 Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологизмов
Описание слайда:

Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологизмов: голова садовая; остаться с носом; на лбу написано; стоять как вкопанный; вешать лапшу на уши. Дополнительно были взяты еще 19 фразеологизмов, из которых учащиеся должны были выбрать те, значение которых понятно Для этого была составлена анкета.

№ слайда 10 ВЫВОД: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
Описание слайда:

ВЫВОД: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУППАХ, НО ЕСТЬ УЧАЩИЕСЯ КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО ДАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПРИШЛИ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА ТАБЛИЦА №2 Результаты анкетирования по объяснению происхождения фразеологизмов Фразеологизм Кол-во опрошенных 7 класс Кол-во опрошенных 9 класс Кол-во опрошенных 10 класс Знаютили предполагают происхож дение Не знают происхож- дение Знают илипредпо-лагают происхож-дение Не знают проис-хожде- ние Знают илипредпо-лагают роис- хождение Не знают проис-хож- дение 1.Голова садовая 52 0/3 49 72 0/4 65 50 0/4 46 2. Остаться с носом 0/3 49 0/3 69 0/6 44 3. На лбу написано 0/3 48 0/5 67 0/6 44 4. Стоять каквкопанный 0/2 50 0/2 70 0/6 44 5. Вешать лапшу на уши 0/2 50 0/4 68 0/6 44

№ слайда 11   ВЫВОД: НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬСЯ С
Описание слайда:

  ВЫВОД: НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬСЯ С НОСОМ», «ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ», «СТОЯТЬ КАК ВКОПАННЫЙ». САМЫЕ НЕПОНЯТНЫЕ : «ГОЛОВА САДОВАЯ» И « НА ЛБУ НАПИСАНО». Таблица №3 Результаты анкетирования по объяснению значения фразеологизмов Фразеологизм Кол-во опрошенных 7 класс Кол-во опрошенных 9 класс Кол-во опрошенных 10 класс Понимают значение Не пони- мают значение Пони- мают значение Не пони- мают значение Пони- мают значение Не Пони- мают значение 1.Голова садовая 52 5 47 72 5 67 50 15 35 2. Остаться с носом 25 27 13 59 37 13 3. На лбу написано 11 41 18 54 15 35 4. Стоять как вкопанный 21 31 28 44 40 10 5. Вешать лапшу на уши 20 32 25 47 42 8

№ слайда 12 Вывод: Из таблицы видно, что чем старше учащиеся, тем активнее употребляют они ф
Описание слайда:

Вывод: Из таблицы видно, что чем старше учащиеся, тем активнее употребляют они фразеологизмы в речи Таблица №4. Результаты анкетирования по использованию фразеологизмов речи Фразеологизм Кол-во опрошенных 7 класс Кол-во опрошенных 9 класс Кол-во опрошенных 10 класс Исполь-зуют в речи Не исполь- зуют в речи Используют в речи Не исполь- зуют в речи Используют в речи Не исполь- зуют в речи 1.Голова садовая 52 5 47 72 8 64 50 12 38 2. Остаться с носом 11 41 17 55 18 32 3. На лбу написано 5 47 15 57 17 33 4. Стоять как вкопанный 11 41 16 58 21 29 5. Вешать лапшу на уши 30 22 40 32 40 10

№ слайда 13 ВЫВОД: ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ И
Описание слайда:

ВЫВОД: ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ И ТЕМ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ОНА СТАНОВИТСЯ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОСТАЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, КОТОРЫЕ НЕ ОБЛАДАЮТ ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ И ЯРКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧЬЮ. Таблица №5 Результаты ответа «Почему и зачем вы употребляете фразеологизмы в тексте?» Варианты ответов 7 класс 9 класс 10 класс Модно, современно 4 6 6 2.Нужныв речи для связи слов 10 6 14 3.Помогаютпреодолеть недостаток слов 12 10 14 4.Делаютречь ярче 8 12 15 5.Вообщене употребляю 4 15 14 6.Употребляюттолько люди начитанные 4 25 32 7.Другое 4 15 21 Всего: 44 89 169

№ слайда 14 Лингвистический эксперимент Лингвистический эксперимент – это  мини – сочинения
Описание слайда:

Лингвистический эксперимент Лингвистический эксперимент – это  мини – сочинения на тему «Расскажи об одном из дней школьной жизни». Ребята должны были не только написать сочинения, но и по мере возможности употребить фразеологические обороты. Целью проведения было следующее: – определить круг наиболее употребляемых фразеологизмов в речи учащихся; – определить мотивы употребления фразеологизмов в речи; – выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без фразеологизмов.

№ слайда 15 Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни» 1. Утром я проснулас
Описание слайда:

Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни» 1. Утром я проснулась ни свет ни заря. Погода на улице была пасмурная, в школу идти не хотелось, потому что на уроках обычно полкласса валяет дурака, часть моих одноклассников витает в облаках и только часть ребят старательно грызет гранит науки. Обидно, что на контрольной работе все, кто бил баклуши, просят списать….Из соч. Гридиной М. 2. ...На уроке русской литературы я сидела как на иголках , боясь не успеть повторить стих. Я не ударила в грязь лицом и рассказала его на отлично. Когда закончились уроки, я сломя голову побежала домой, потому что у моей мамы сегодня день рождения. Мы сбились с ног, торопясь все успеть к приходу гостей, вертелись как белка в колесе, и к вечеру у нас все было готово. Из сочинения Кравецкой М. 3. Как-то выдался очень трудный день. Я как в воду глядела, подумав о том, что меня спросят по всем предметам. На трех уроках подряд, меня действительно, вызвали, как будто у меня на лбу было написано: «Спросите меня!» Я чувствовала себя многострадальным Иовом, но я – крепкий орешек. А еще в этот день поссорились две моих подруги. Яблоком раздора послужил сущий пустяк, но разразилась целая буря в стакане воды, а я оказалась меж двух огней. Своей ссорой они довели меня до белого каления, потому что сделали из мухи слона. Когда все-таки девчонки разобрались между собой, день учебный подошел к концу. Мне в этот день досталась львиная доля оценок, но день был наряженным ,и я чувствовала себя как выжатый лимон. Из сочинения Тверезовской Ю. Данные отрывки показывают, что учащиеся достаточно хорошо ориентируются в мире фразеологизмов, понимают их значение и успешно используют обороты в своей речи

№ слайда 16 Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов в текст Утром я как обычно п
Описание слайда:

Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов в текст Утром я как обычно пошел в школу. Первым уроком была география и мне как снег на голову поставили 6 баллов… Потом была алгебра, я получил 10 баллов, но это было проще пареной репы.. Когда уроки закончились мы с другом пошли домой бить баклуши. Древетняк А.. 2.Все ученики закатили рукава и начали выполнять упражнения. В моем классе есть дети, которые работают как белка в колесе, а есть те, у которых 7 пятниц на неделе….Биченова Р. Данные отрывки показывают, что учащиеся понимают значения фразеологизмов, но не могут их употреблять к месту, что свидетельствует о том, что культуру речи необходимо совершенствовать, что нужно больше обращаться к художественной литературе, обогащая тем самым свою речь

№ слайда 17 ВЫВОДЫ В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного шко
Описание слайда:

ВЫВОДЫ В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника. Мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения. Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному. Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских. Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходили по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности». Мы пришли к выводу, что школьникам необходимо интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас. Мы поняли, что работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень.

№ слайда 18 Чем была интересна эта работа
Описание слайда:

Чем была интересна эта работа

№ слайда 19 В мире фразеологизмов Учащиеся школы за работой над фразеологизмами Кот наплакал
Описание слайда:

В мире фразеологизмов Учащиеся школы за работой над фразеологизмами Кот наплакал Крокодило-вы слезы Пуд соли съел

№ слайда 20 Работу выполнили Лихошерстова Юлия, ученица 7- Б класса Садрединова Фериде, учен
Описание слайда:

Работу выполнили Лихошерстова Юлия, ученица 7- Б класса Садрединова Фериде, ученица 7-Б класса

№ слайда 21 Научный руководитель учитель высшей категории, старший учитель Лисунова Ольга Вл
Описание слайда:

Научный руководитель учитель высшей категории, старший учитель Лисунова Ольга Владимировна В работе были использованы ответы учащихся УВК №15 7, 9, 10 классов. Отрывки из сочинений учащихся 7-А, 7-Б классов: Гридиной М., Тверезовской Ю., Кравецкой М., Древетняка А., Биченовой Р.

№ слайда 22 Работа продолжается Материалы со школьного стенда Работы учащихся Анкета для исс
Описание слайда:

Работа продолжается Материалы со школьного стенда Работы учащихся Анкета для исследовательской работы

Исследовательская работа по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель данной работы:

 определить специфику языковой картины мира школьника, проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15 г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.

 Для этого требуется решить следующие задачи:

определить понятие «фразеологизм»;

определить, выделить и описать функции фразеологизмов;

исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент;

проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;

 Материал исследования – фразеологизмы.

 При подготовке были использованы следующие методы:

Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).

Анкетирование; лингвистический эксперимент.

Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).

Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).Гипотеза: если рассмотреть употребление фразеологизмов в речи современного школьника, то можно выявить языковую картину мира школьников.

 Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материла, обобщение полученных данных, выявление закономерности, подведение итогов работы.

В работе мы попытались  исследовать языковую картину мира современного школьника. Предмет исследования  – фразеологизм.

Исследуя полученные в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения. Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.

Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. Они стоят выше бытового уровня, пытаются прикоснуться к глубине языка, к неизвестному языковому пространству.

В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.

Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходят по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».Вместе с тем нами отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, тем языковая картина мира шире и многообразней.

Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что школьникам необходимо разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас.

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень. 

 

 

Автор Лисунова Ольга Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1070
Номер материала 21004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓