Главная / Русский язык и литература / Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: лингвистика





Исследовательская работа

на тему

«Тема Рождества: печальна или радостна?»



Яковлева Ксенья 6 класс

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Лицей № 1 с. Мишкино



Руководитель:

Галиева Елена Зинуровна учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Лицей № 1 с. Мишкино





с. Мишкино 2013-2014 учебный год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Особенности жанра. Святочный и рождественский рассказ…..8

Глава 2 Практическая часть………………………………………………….12

2.1Определение жанровых особенностей исследуемых рассказов……...12

2.2Анализ рождественских рассказов на содержательном и структурном уровне…………………………………………………………………………..14

Глава 3. Рождество в современном мире…………………………………….18

3.1 Современные рождественские рассказы:

традиции и новаторство……………………………………………………….18

3.2. Рождество в мире взрослых и детей. Тестирование……………………19



Заключение…………………………………………………………………….20

Библиография………………………………………………………………….21

Приложения……………………………………………………………………22





















Введение.

Даже веками раскаяния нельзя

возместить упущенную на земле

возможность сотворить доброе

дело.

Ч. Диккенс

Человек рождается, чтобы жить и работать в обществе на благо людей. Это не возможно без связи поколений, без знания культуры, традиций и обычаев наших предков. Нынешний год объявлен Годом Культуры, что предполагает каждому из нас обратиться к культурному наследию своего народа, к традициям.

Рождество – одна из самых красивых христианских традиций. Праздник Рождества — один из самых почитаемых в христианском мире. Он имеет свои давние и глубокие традиции. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. С другой стороны, дни празднования Рождества издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события. Есть еще одна сторона праздника Рождества — светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения родных и близких в эти холодные декабрьские дни, общечеловеческой идеей сострадания и любви.

Под Рождество обычно вся семья собирается дома, у родного очага, прощаются прошлые ошибки и обиды. Именно в это время семья объединяется в едином стремлении к счастью и вере в чудо.

С чем у нас ассоциируются Рождество? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Как в литературе отражается этот праздник? Только ли смех и веселье сопровождают героев рождественских произведений? Есть ли в них борьба между добром и злом?

Тематика Рождества, его традиций и образы были отражены во многих произведениях авторов различных эпох, каждый из которых строил свою собственную концепцию Рождества, создавал новую символику и тем самым новый образ этого праздника.

Что же касается образа Рождества, то он широко используется в таком жанре художественной литературы, как рождественский рассказ. Ч. Диккенс правомерно считается основоположником этого жанра в западноевропейской литературе.

В русской литературе к теме Рождества обращались многие писатели: А. С.Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Бунин и многие другие.

Но понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия. Итак, почему рассказ называется рождественским, каковы его жанровые особенности?



Актуальность темы.

Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол;

живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно,

ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень.

А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек:

«Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Святитель Иоанн Златоуст.

Мир не стоит даже одной слезинки замученного ребенка…

Ф. М. Достоевский

Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Мир поворачивается сегодня к высшим ценностям, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества. Почему мы обратились к данной теме? На наш взгляд, она является актуальной сегодня, потому что в обществе существуют следующие проблемы:

  • бездуховность, насилие, жестокость, захлестнули наше общество;

  • главное достояние – дети, многие из них брошены на произвол судьбы, идет процесс деградации семейного воспитания


Как такая животрепещущая тема связана с радостным праздником Рождество?

Во-первых, очень часто в повседневной жизни взрослые мало внимания уделяют детям, повышенное внимание можно наблюдать в праздники; подобный парадокс мы встретили и в литературе: именно в радостных рассказах Рождества присутствует тема невинно страдающих детей;

Во-вторых, эти рассказы не только показывают «тяжелую картину детства», но и пробуждают в нас чувства сострадания, милосердия, любви (как и должно быть по христианским обычаям).

В-третьих, стало интересно, обращаются ли современные писатели к теме Рождества и как она раскрывается в их произведениях.

По этим причинам рождественские рассказы вызвали у нас интерес. Тема невинно страдающих детей звучит в творчестве многих писателей: Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, Андерсена, Л. Улицкой. Эта тема удивительным образом переплетается в их творчестве с темой Рождества, с ожиданием чуда.

В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети, а это, как считал Достоевский, признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства жизни. Этих писателей волнуют вопросы: Почему же ребенок плачет? Почему все проходят мимо него? Ведь так не должно быть… Дети, которые заблудились во взрослом мире, потеряли свои истоки. Нет у них веры, надежды на лучшую жизнь. Живут лишь сегодняшним днем. А люди проходят мимо. Люди, занятые собой и своими делами. 

А ведь дети – будущее России! Люди идут дальше. Никто не хочет протянуть руку помощи…

Мне кажется, рождественские рассказы не утратили своей актуальности в наше время. Испорченная «картина мира», «картина детства» со времён Достоевского исказилась ещё более: в нынешней России два миллиона беспризорных детей. Чувства сострадания и милосердия нечасто встретишь в наше время.

Чтение рассказов помогут, на наш взгляд, понять, что чувство сострадания, желания помочь другому в трудную минуту должно стать естественным для каждого человека.

Цель: выяснить, как писатели решают проблему нравственную, проблему добра и зла, используя христианские мотивы в произведениях с темой Рождества.

Предмет исследования - рождественские рассказы:

  1. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»,

  2. Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе», Г. Х.Андерсен «Девочка со спичками»

  3. Л. Е. Улицкая «Капустное чудо».

Задачи исследовательской работы:

1.Рассмотреть рассказы Ф.Достоевского, Г.Андерсена, Ч.Диккенса, Л.Улицкой, найти в них сходства для определения основных жанровых признаков рождественского рассказа.

2. Сравнить и проанализировать создание образа Рождества в зарубежной и русской прозе; определить, какие выразительные средства были использованы писателями для раскрытия темы Рождества. 

3. Выявить, что нового привнес каждый автор в создание образа Рождества, какие темы рассматриваются в рождественских рассказах.

Выдвигаемые гипотезы:

  1. Если внимательно прочитать и осмыслить настроения героев и автора, то можно определить не одну, а круг тем, которые переплетаются с темой Рождества.

  2. Рождественский рассказ изменялся с течением времени.

Новизна работы: анализ рождественских рассказов проведен не только на содержательном, но и структурном уровне; мало исследованы современные рождественские рассказы в сопоставлении с традиционными.

Обоснование:

Художественная литература развивает эмоциональный мир, воображение читателя, расширяет его кругозор. Но это, возможно, будет только тогда, когда мы будем уметь давать оценку событиям, характерам героев, уметь работать с разными источниками (с научными статьями, биографией писателя и т. д.) Данная работа позволяет приобрести такой опыт.

Методы исследования:

  • анализ рассказов

  • наблюдение;

  • тестирование; опрос;


Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении мы обосновали выбор и актуальность нашего исследования, а также сформулировали цель, задачи, указали объект, предмет и методы. Основная часть состоит из двух глав, в первой мы выделяем особенности жанра святочного рассказа, во второй - анализируем рассказы. В заключение мы суммируем все выводы, полученные в результате исследования.




Глава1.Особенности жанра. Святочный и рождественский рассказ.

Рождественский рассказ (святочный рассказ) - литературный жанр, характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет, как-то: "Нива", "Петербургская жизнь", "Родина", "Огонек", "Звезда". Очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное - особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело". Исследователи добавляют, что последнее не всегда обязательно: есть рассказы с грустными и трагическими или драматическими концовками. А в журнале "Православная беседа" в разделе "Зернышко" дается такое определение: "Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье". Исследователи отмечают, что термины "святочный рассказ" и "рождественский рассказ", по большей части, используются как синонимы: в текстах с подзаголовком "святочный рассказ" могли преобладать мотивы, связанные с праздником Рождества, а подзаголовок "рождественский рассказ" не предполагал отсутствие в тексте мотивов народных святок.

А. Собенников пишет: «В XIX в. термины «рождественский» и «святочный» употреблялись как синонимы, хотя рождественский рассказ литературно-письменного (западноевропейского) происхождения, а святочный рассказ наследник устного фольклорного жанра былички».

Таким образом, основой литературного святочного рассказа явились устные истории или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле, вплоть до Крещения. Святочные рассказы обычно повествовали о происшествиях с гадальщицами (встрече с суженым) или о встречах с нечистой силой.

Значит, святочный рассказ опирался на народные обычаи и суеверия, связанные с празднованием святок (Святки длились от Рождества Христова до Крещения (6 января). Гадание – один из самых распространенных сюжетных мотивов святочного рассказа.

А оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с её интересом к национальной старине и таинственному. Появляются литературные обработки святочных быличек. "Светлана" В.А. Жуковского использует сюжет о гадающей на святках героине.

Редкий святочный рассказ обходился без элемента чудесного, но фантастическое начало было представлено не только привидениями, призраками и злыми духами, но и ангелами, Девой Марией, Иисусом Христом.

Поэтому вместе со "страшными" святочными рассказами, существовала и другая группа рассказов, внутренне теснее связанная с Рождеством Христовым, а не с периодом святок.

Жанр рождественского рассказа, как отмечает Е.С. Безбородкина, в русской литературе возникнул значительно позже святочного - к сороковым годам XIX века. М. Кучерской было замечено, что первые рассказы этого типа появились в Европе, где празднование Рождества быстро приобрело здесь не только религиозное, но и бытовое, домашнее значение.

Культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью, - все это было хорошо известно русскому читателю по произведениям Ч. Диккенса, по праву признанного родоначальником "рождественского" жанра. "Рождественские повести" ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок на печи") писателя были переведены в России почти сразу после своего появления - в 40-х годах.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, то в отечественной литературе не редки трагические финалы.

Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе является мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.

В рождественских (святочных) рассказах среди персонажей должны присутствовать дети. Действительно, кто, как не ребенок, способен так остро радоваться подаркам, быть счастливым от одного вида блистающего елочного наряда, так доверчиво ожидать чуда? Недаром Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей.

Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество - второй мотив рождественских (святочных) рассказов.

Следует отметить здесь и роль беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета, а также тенденцию к внезапным повествовательным ходам, которые придают произведению занимательность.

Задача авторов рассказов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, напомнить о труждающихся и обремененных, о необходимости милости и любви.

Рождественский рассказ всегда содержит некий нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

Третий мотив рождественского (святочного) рассказа - это мотив "нравственного перерождения". По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей.

В 1873 году рассказом "Запечатленный ангел" начинает свое "святочное" творчество Н.С. Лесков. Он становится мастером и теоретиком святочного рассказа. Его перу принадлежит сборник «Святочные рассказы».

Таким образом, жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Основой первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера. Рождественский же рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились в Европе.

Родоначальником этого жанра признан английский писатель Ч. Диккенс. Непременным финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев.

Значит, рождественский рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.



Глава 2.Практическая часть.

2.1Определение жанровых особенностей исследуемых рассказов. Анализ- доказательство.

Докажем, что все перечисленные рассказы являются рождественскими. В ходе анализа, определим наличие основных признаков рождественского рассказа.

Анализ- доказательство

1.Ф. Достоевский Мальчик у Христа: время- канун Рождества; главный герой- маленький мальчик лет шести, одет в какой-то халатик, бедный, несчастный; Чудо в том, что ему стало хорошо у Христа, весело. Христос его забрал к себе, чтобы ему стало легче. Идея - не оставляйте своих родных и близких в одиночестве, особенно в канун Рождества, будьте внимательны к окружающим, может им нужна помощь. В Рождество нужно быть в кругу семьи.

Исторический комментарий

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета "Голос" сообщала: "26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник "елка" с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По сей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами".

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Оно дается через описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. "А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то".

2. Ч. Диккенс «Рождественская песнь»: Канун Рождества. Старик Скрудж. Он был злой, скрытный, замкнутый, одинокий. Чудо- к Скруджу является дух его друга Марли и он объясняет ему, куда он попадёт после смерти, если будет всегда злым. Чудо в душе героя- после этого Скрудж становится добрым и делает людям хорошие дела. Идея- нужно творить добро, не нужно быть злым и жестоким. И как сказал Малютка Тим: да осенит нас всех Господь Бог своею милостью.

3.Андерсен «Девочка со спичками»: Рождество. Девочка с непокрытою головою, босая бредет по улицам, боясь вернуться домой. Ведь отец ее накажет за то, что она не продала ни одной спички.
Она зажигала спички в надежде согреться и видела, как другие празднуют Рождество. Она девочка тоже хотела отмечать с ними .Чудо- к ней явилась умершая бабушка ,которая забрала ее с собой. В сказочный мир. И к утру девочку нашли мёртвой. Идея — “Будьте милосердны!

4.Улицкая «Капустное чудо»: героини- две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми.
платками. Время- конец ноября. Девочки- сиротки, попали в неприятную ситуацию (потеряли деньги). Не могут купить капусту, которую заказала хозяйка. Девочкам навстречу мчался грузовик, который вёз капусту и у него выпали две капусты, покатившиеся прямо по ноги девочкам и тогда это было для них чудо. Чудо произошло и с хозяйкой, она стала добрее по отношению к ним. Идея- будьте добры друг к другу!







Название рассказа

Время- Рождество

наличие среди героев ребенка 


наличие рассказчика

Нравственный урок, мораль

наличие элемента чудесного

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке

+

+

+

+

+ _

в реальности чуда не происходит, только После смерти

Г.Х.Андерсен
«Девочка со спичками»

+

+

+

+

+ _

После смерти

Ч. Диккенс

«Рождествен-ская песнь»

+

+

дети

+

+

+

В душе героя

Л. Улицкая

«Капустное чудо»

_



Конец ноября

+

дети

+

+

+Чудо в случайности Чудо в душе старой героини


Таким образом, все рассказы относятся к жанру рождественского.

    1. Анализ рождественских рассказов на содержательном и структурном уровне

Определим, какие микротемы включает в себя тема Рождества в произведениях. Как они раскрываются на содержательном и структурном уровне.

Тема Рождества в рассказах - это

-Тема присутствия чуда в жизни человека (либо после смерти);

-Тема детских страданий;

-Тема равнодушия общества;

-Тема нравственного перерождения героя (который вначале был отрицательным персонажем)

-Выражена авторская позиция в морали рассказов.

Рассмотрим, как эти темы раскрываются с помощью выразительных средств.

А) Антитеза или противопоставление раскрывает ярко тему равнодушия общества; тему присутствия чуда в жизни человека (либо после смерти);

Использование приема антитезы - чтобы показать как сильно отличается быт героев, отношение окружающих от отношения мира Христа к детям, от душевного состояния детей.)

Например, после описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, "маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица", которые были "совсем как живые". Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, "живые куколки", противопоставлены мертвым душой людям.

Название произведения.

Отношение людей к герою»

Отношение к герою другого мира.

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

он вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу.

Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. 

Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно". 

Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. 

…все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... 

Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

Мальчик уносит туфлю, карета мчится во весь опор.

Жилье ребенка .Недоступная праздничность

витрин магазинов

Бабушка берет ее на руки и обе возносятся к Богу.


Ф.М.Достоевский 

«Мальчик у Христа на елке».

Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала.

Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно

видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ.

Девочка со спичками

Девочка ходила по улице и продавала спички, чтобы заработать деньги на еду. Она брела по улочкам, боясь вернуться домой. Ведь отец убьёт её за то, что она не продала и коробка. Да и не теплее у них дома! Только что крыша над головой, а ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками.

Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой <...> Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку” («Девочка со спичками»).

Ч. Диккенс «Рождественская песнь»



Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и твёрд, как кремень, и ещё никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания.








Скрудж побывал в церкви, затем побродил по улицам. Он приглядывался к прохожим, спешившим мимо, гладил по головке детей, беседовал с нищими, заглядывал в окна квартир и в подвальные окна кухонь, и все, что он видел, наполняло его сердце радостью. Думал ли он когда-нибудь, что самая обычная прогулка – да и вообще что бы то ни было – может сделать его таким счастливым!

Л. Улицкая «Капустное чудо»

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками.

Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты. Но когда привезли капусту они потеряли деньги и не смогли купить капусту.

Они посмотрели друг на дружку – два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок – был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его…

И тогда это было для них счастье!


Б) прием аллегории помогает раскрыть тему перерождения героя.

Перерождение героя

"Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика - Невежество. Имя девочки - Нищета".

Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. "Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!" - этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном.

В) Авторская позиция выражается в обрисовке героев

И Достоевский, и Андерсен сочувствуют несчастным детям. Описывая и девочку, имальчика, писатели используют слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами: «замерзшие пальчики», «розовые щечки», «худенькие ручки».


Г) Тема детского страдания раскрывается в в наличии вопросительных, восклицательных предложений, однородных членов.

В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: "Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то"! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. "Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые"! - любуется мальчик. Таким образом, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его; эффект "присутствия" создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: "Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше". Мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости.


Глава 3. Рождество в современном мире.

3.1 Современные рождественские рассказы: традиции и новаторство.

Л. Улицкая «Капустное чудо».

В. Токарева «Рождественская сказка»

Что нового внесли современные писатели?

-открытый финал. Автор предлагает читателю самому домыслить события, задуматься над прочитанным.

- чудо, перерождение происходит в душе героя. Время Рождества – это время огромной работы над собой. Человеку необходимо переоценить свои поступки, взаимоотношения, даже мысли. Это время для добрых дел.

- не обязательным является время- Рождество. Мы должны делать добрые дела не только в Рождество, но и в обычные дни

-Не обязательно должен умереть ребенок. Смерть цветка в рассказе Виктории Токаревой не менее трагична, чем смерть человека. Ведь она привела к опустошению души девочки. Главная цель данных рассказов – заставить читателя задуматься над своей жизнью и заставить его научиться прощать, научиться замечать других людей. Больший упор делается на нравственную сторону, на работу в душе человека.

Как и в традиционных рассказах:

-учат милосердию, умению прощать друг друга, заботиться о ближних, надеяться на лучшее.

Вывод:

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы.

В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей.


3.2. Рождество в мире взрослых и детей.

Тестирование среди одноклассников (Приложение 1) показало, что они не знают отличия между святочным и рождественским рассказом, половина одноклассников знает историю происхождения праздника Рождества, для многих Рождество является семейным праздником. К сожалению, ребята мало знают произведений о Рождестве и смысл праздника видят только в веселье. Меня порадавало. Что многие мои одноклассники понимают, что праздник этот нужен.

Также я опросила своих соседей, что они знают про праздник Рождество.

Все ответили, что знают и любят этот праздник. Накрывают на стол, приглашают гостей. Все ответили, что знают гадания и тоже гадают под Рождество. Знают гадание: бросать валенок через забор, сжигать бумагу и смотреть на стене изображение, гадание на воске.

Вывод: таким образом, традиции Рождества в мире людей продолжаются, и это отрадно.


Заключение






Закончив свое небольшое исследование, я могу сделать следующие выводы:

Россия – многонациональная страна. Веками наши предки учились жить в мире, иначе нельзя, только живя в согласии, можно сеять хлеб, растить детей. Поэтому нужно учиться уважать культуру и обычаи других народов. Эту же идею миролюбия нес Иисус Христос, день рождения которого отмечают как Рождество.

Образ Рождества эволюционирует, изменения в обществе отражаются на традициях этого праздника.  Рождество присутствует в жизни каждого человека, тем самым значение этого праздника и его образа, на наш взгляд, имеет огромное значение. Большое значение имеет этот образ, немалую роль он играет в жизни общества и отдельно взятого человека.

Образ Рождества как символ семейного единения, сострадания, сочувствия, любви к окружающим и к миру должен жить в сердце каждого из нас. Литература нас призывает к этому. Жанр рождественского рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего исследования. Наша задача - вдумчиво читать произведения, прислушиваться к голосу автора, не оставаться равнодушным.


Библиографический список

1. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Тольятти: Развитие через образование, 1994. - 48 с.

2. Касаткина, Т. "Мальчик у Христа на елке" // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm

3. Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.

4.Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.

5. Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.

6. Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.32-35.

7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. - М.: Правда, 1982. - 544 с.

8. Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache: j3J5aD7Sm2IJ: tsu. tmb. ru/ru/ob_yniv/struct_podr/inst_filologii/dikkens/shvachko. doc

9. http: // ru. wikepedia. org/wiki/
















Приложение 1

Тест-опрос «Рождество» среди одноклассников

1.Как вы думаете, есть ли отличие между святочным и рождественским рассказом?

А)да

Б)нет

90 %- нет отличия между святочным и рождественским рассказом, 10%- наверно, есть

2.Знаете ли вы, как появился праздник Рождество?

А)да

Б)нет

Нет- 45%, да-65 %

3.Знаете ли вы, почему на Рождество дарят подарки?

А)да

Б)нет

Нет- 45%, да-65 %

4.Чем для вас является Рождество?

А)семейным праздником

Б) религиозным праздником, в основе которого лежит сострадание и любовь к ближним

70 %- семейный праздник, 30%- религиозный

6. Что вы дарите на Рождество? Как вы отмечаете этот праздник?

В основном дарят на рождество сувениры. Подарки с конфетами.

7. Знаете ли вы такую традицию – как гадание в ночь под Рождество? Какие виды гадания вы знаете?

Знают гадание с зеркалом.

8. Участвуете ли Вы в «колядках»?

20 %- участвуют

9. Какие вы знаете произведения о Рождестве?

Ночь перед Рождеством-100%, Гофман «Щелкунчик….»-30%. Больше не знают

10. Нужен ли нам, современным людям, праздник Рождество?

А)Да, нужен, потому что…

Б) Нет, не нужен, потому что…

85%- нужен, потому что это радость. Веселье. Подарки



Приложение 2

Опросила соседей, своих родителей. Всего 20 человек. Провела опрос.

  1. Знаете ли вы такой праздник Рождество? Все ответили, что знают и любят.

  2. Как вы отмечаете этот праздник? – Накрываем на стол, приглашаем гостей.

  3. Знаете ли вы такую традицию – как гадание в ночь под рождество? – Все ответили, что знают и тоже гадают.

  4. Какие виды гадания вы знаете? 5 человек ответили: бросать валенок через забор. 6 человек – сжигать бумагу и смотреть на стене изображение. 9 человек – гадание на воске.

  5. Участвуете Вы в «колядках». 20 человек ответили, что сами не участвуют, а дети с удовольствием делают это.






Исследовательская работа по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Особенности жанра. Святочный и рождественский рассказ…..8

Глава 2 Практическая часть………………………………………………….12

2.1Определение жанровых особенностей исследуемых рассказов……...12

2.2Анализ рождественских рассказов на содержательном и структурном уровне…………………………………………………………………………..14

Глава 3. Рождество в современном мире…………………………………….18

3.1 Современные рождественские рассказы:

традиции и новаторство……………………………………………………….18

3.2. Рождество в мире взрослых и детей. Тестирование……………………19

 

Заключение…………………………………………………………………….20

Библиография………………………………………………………………….21

Приложения……………………………………………………………………22 

Автор Галиева Елена Зинуровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1277
Номер материала 45815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓