Главная / Русский язык и литература / Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: лингвистика



Исследовательская работа

на тему

«Литература или телевидение? Наш выбор»





Шамратова Екатерина 10 класс

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Лицей № 1 с. Мишкино


Руководитель:

Галиева Елена Зинуровна учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Лицей № 1 с. Мишкино





Мишкино 2013-2014 учебный год

Оглавление.


Введение

Глава 1. Влияние телевидения на обучение и воспитание ребёнка

1.1. Телеинформация: влияние и восприятие.

Глава 2.Как литература влияет на обучение и воспитание ребёнка

2.1. Отражение в литературе влияние телевидения на человека.

Восприятие произведений через литературу и телевидение, сравнение.

2.2. Анкетирование среди школьников 5-х и 10-х классов


Заключение

Используемая литература

Приложения

Введение.

Современный мир информации, загроможденный и запутанный, поставил человека в сложную ситуацию: с одной стороны, информации много, с другой - неуверенность в ее точности. Возникает вопрос: какие источники верны - телевизионные или литературные? Как воздействуют они на человека? Что лучше: читать книгу или смотреть телевизор? Поскольку сегодня требования к молодому поколению в новом информационном обществе возрастают, значимость образованного культурного человека велика.

Актуальность темы обусловлена не только вопросом как лучше обучать и воспитать, но и тем, что современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывает обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа изменений социальных и духовных ценностей молодежи под влиянием СМИ и культуры.

В данном исследовании были рассмотрены в сравнении два фактора, оказывающие в числе прочих влияние на развитие личности подростка: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг – литература (как часть культуры).

Цель исследования: выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.

Задачи:

  • Узнать из разных источников, как телевидение влияет на обучение и воспитание ребёнка.

  • Выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации.

  • Провести исследование среди учеников с помощью анкетирования.

  • Узнать, какова роль книги в жизни современного подростка в сравнении с другими источниками информации.

  • Изучить явление «экранной» культуры и ответить на вопрос: может ли экран заменить книгу?

В своей работе я использовала следующие методы:

  • обращение к сети интернет;

  • анализ произведений

  • опрос, анкетирование;

анализ литературы по данному вопросу

Мною были выдвинуты следующие гипотезы:

  • для большинства подростков более важно телевидение, чем книги.

  • подросткам наиболее интересно смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги.




Глава 1.Как телевидение влияет на обучение и воспитание ребёнка.

1.1Телеинформация: влияние и восприятие.


Абсолютное большинство людей смотрят телевизор. Это норма современного человека и если у него забрать возможность смотреть телевизор – он будет лезть на стенку от скуки. Тем временем все врачи, начиная с психологов и заканчивая ортопедами, говорят о вреде малоподвижного образа жизни за просмотром телепередач.

Литературный критик Валентин Непомнящий в своей статье «О культуре, свободе, школе» отмечает отрицательное влияние телевидения, которое навязывает потребительское отношение к жизни молодого поколения: «Душа теперь не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования - это называется прогрессом». Автор статьи отмечает, что многие телевизионные передачи «подвергают людей циничному эксперименту, в ходе которого унижают их в глазах зрителей – то в лицо, то заочно». Понятие «честь и достоинство, можно и нельзя» заменены животным принципом «возможно» и «невозможно». «Главная жуть в том, что мы ко всему этому привыкаем. Хотя все это откровенно враждебно традициям русской культуры, в частности русской классики».( )
Нужно отметить пагубное влияние развлекательных, а не культурно – развивающих программ. Молодое поколение, а особенно дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил.

Дети, которые увлекаются фильмами ужасов, боевиками, имеют больше проблем с поведением в школе, чем те, кто смотрит спокойные, позитивные программы. Потому что если ребенок регулярно видит по телевизору сцены насилия, нарушается его эмоциональное состояние. У него не развивается способность к состраданию, сочувствию.

Почему же телепередача воздействует на зрителей гораздо сильнее, чем текст? Какова степень влияния телевидения на зрителей?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к психологическим исследованиям известного психолога А.А. Леонтьева.

«Телевизионный сюжет такой же текст, как газетное сообщение, только построенный из другого «материала». Если газетное сообщение построено исключительно словесными средствами, то сообщение ТВ базируется на зрительном ряде» ( ). Таким образом, нам кажется, что содержание сообщения как бы задано реальным событиям. Потому мы полностью доверяем телесюжету. Но визуальный текст обладает некоторыми свойствами, которые делают его не менее уязвимым. Леонтьев определяет следующие недостатки визуального текста:

а) зрителю кажется, что он видит происходящее своими глазами, правильнее и полнее понимает и истолковывает информацию. При этом он упускает из виду, что тележурналист сам может быть неадекватен к событию и усугубляет его словесным комментарием (второстепенные характеристики события выводят на передний план, а главные упускает);

б) зритель считает, что сообщение по телевизору не оценочно. Но это не так. Почти всякое визуальное сообщение несет в себе элементы оценочности. Например, один и тот же человек может быть пойман телекамерой, когда у него доброе и беззащитное выражение лица, а может быть показан со зверским выражением.

в) видеосообщение также зависит от формы, от фона (фон может внести дополнительную смысловую нагрузку). Например, роскошная тусовка с икрой и шампанским на фоне сюжета о не выплате зарплаты, выглядит не очень корректно. Таким образов видеосообщение имеет гораздо больший воздействующий потенциал, чем словесное сообщение.

Ознакомившись с работой Леонтьева, я была удивлена этими фактами и решила провести несколько исследований, чтобы убедиться в правоте этого психолога.

1.Мое внимание привлек репортаж посещения президентом РФ одной из школ Московской области в первые дни сентября. Тридцатиминутное пребывание Путина в школе было показано по десяткам телевизионных каналов. Почему именно эту школу выбрал Путин? Ответ из репортажа РТР «Вести» : «Школа была выбрана совершенно случайно». Ответ из репортажа «Новости» ОРТ: «Сотрудники администрации президента остановили свой выбор на этой школе».

В итоге мы увидели искажение информации.

2. Среди учащихся 5 класса я провела психологическую игру «Рисунок». Дети делятся на две группы и встают в две шеренги. Последнему человеку из каждой шеренги я показываю рисунок, который тот должен передать впереди стоящему, рисуя пальцем на его спине. В итоге выяснилось, что последний человек получил искаженную информацию. Слово первого человека – домик, словом второго человека оказалось - ракета.

При обсуждении этого упражнения ребята вспомнили игру «Испорченный телефон» и пришли к пониманию помех и искажений информации, которые происходят не только в играх, но и в жизни.

Глава 2.Как литература влияет на обучение.

Литература воспитывает человека, прививает ему хорошие манеры, прекрасный вкус. Это отличный способ к личностному росту, особенно если говорить о классической литературе, такой как война и мир бородинское сражение и так далее. К сожалению, современное поколение людей отошло от чтения книг, которые не только расширяли кругозор, но и формировали и формируют в настоящее время собственные взгляды, мышление и многое другое.

Многие дети сейчас предпочитают провести время за компьютером, нежели прочитать, какую-нибудь интересную книгу. Даже чтение к урокам литературы у многих ограничивается всего лишь просмотром соответствующего фильма. Но ведь нередко мы сталкиваемся с тем, что взгляд режиссера на некоторые моменты книги, или даже на большую ее часть совсем не совпадают с тем, что в действительности написано.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально образован, то вы, как родитель, непременно должны с самого раннего возраста прививать в нем любовь к чтению. Возможно, что первое время придется заставлять, однако позже ребенок будет с удовольствием читать не только страшилки, но и серьезные произведения классической мировой литературы, тем самым, поднимаясь, каждый раз на более высокую ступеньку.

2.1.Отражение в литературе влияние телевидения на человека.

Проблема влияния телевидения на человека описывается и в романе Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Наопределённомэтапеобществодостиглооченьвысокогоуровняразвитияинформационныхсистем.В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео — и аудиосистемы, компьютерная сеть.
Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой — они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её часть? Средства связи? Без них не обойтись. Телевидение, рекламу? Они уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Вот решение — надо избавиться от книг!

Почему именно от книг? Попытку аргументировать это делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причина, по которой книги отходят на задний план, считает он, это массовизация культуры.

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач — книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют.

Телевизорные стены в доме обывателя отгораживают, изолируют его от остального мира, искажают действительность, оставаясь единственной пищей для умов, телевизионная иллюзия приобретает в жизни среднего американца всё большее значение, даже большее, чем сама жизнь. Этот вымышленный писателем факт иллюстрирует теории развития информационных технологий, выдвинутые современными социологами.

Я проанализировала произведения зарубежных писателей. Они в своих произведениях показывают важнейшую проблему влияния телевидения на зрителей, говорят о том, что может произойти с человечеством, если мы перестанем обращаться к литературе, культуре. Данные анализа раскрыла в таблице.


произведение

Общество- город

Позиция автора

Р. Бредбери «Улыбка»

Время после свершения «культурной» революции

«груды развалин», разбитые здания, «измазанные грязные шляпы», отец «рявкнул, пнул ногой», мать прикрикнула, толпа кричала, толкала, мчалась к картине

Улыбка- напоминание о сути человеческой, о гуманизме, который отличает цивизизованного человека от варвара и вандала, о культуре, которая складывалась веками.

«451 по Фаренгейту»

«В школах философия, история, язык упразднены…Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения…Так зачем же учиться чему-нибудь. Кроме умения нажимать кнопки?


Тревога писателя.

Чем больше благ и комфорта получает человек от техники, тем ленивее делается его ум и черствее сердце. В результате падает интерес к чтению, знаниям Не превращают ли эти кнопки человека в робота?.


Вывод: разрушение начинается с уничтожения культурных ценностей, потому что блага цивилизации - это область комфорта человека. В чудеса техники он вкладывает деньги. А ценности духовной культуры уже не в цене. Залы музеев полупустые, книги подолгу лежат на прилавках. Все в руках человека. Так литература призывает беречь и сохранять нашу культуру.

2.2.Восприятие произведений через литературу и телевидение, сравнение.

Сравнение фильма «Русский бунт» по «Капитанской дочке» с текстом Пушкина показало, что вторичный источник (фильм по произведению) может выработать у учащихся неправильную оценку действительности, дать искаженную характеристику героям классического произведения

После прочтения повести Капитанская дочка, учащимся 7 класса было предложено посмотреть отрывок из фильма и высказать свое мнение о нем.

После опроса 7-х классов было отмечено, что мысленный образ героя после прочтения книги не совпадает с экранным, отличается по характеру. Значит, если ученик не будет читать первоисточник, а лишь смотреть фильм, то у него может выработаться неправильное представление о характере героя, о его отношениях с окружающими. Эта проблема уже не раз отмечалась на страницах журнала Литература, данный эксперимент только подтвердил эту проблему.



2.2.Анкетирование среди школьников 5-х и 10-х классов

1.Из 21 опрошенного среди 5-х классов 95% получают основную информацию из интернета, 90% из литературы, 90% из телевидения.

Из 11 опрошенных среди 10-х классов 82% получают основную информацию из интернета, 18% из литературы и 45% из телевидения.

2. Среди 5-х классов 90% учеников помимо школьной программы читают и другую литературу, а среди 10-х классов 45%.

3. На вопрос: Какие телепередачи вы смотрите больше всего?

Ученики 5-х классов ответили:

  • Спортивные-62%

  • Образовательные- 38%

  • Развлекательные- 71%

  • Музыкальные- 24%

Ученики 10-классов:

  • Спортивные-9%

  • Образовательные- 54%

  • Развлекательные-45%

  • Музыкальные-9%

4.76% ученикам 5-х классов телевидение приносит пользу, а ученикам 10-х классов всего лишь 45%

5. У 64% учеников 5-х классов есть любимый литературный герой, а у учеников 10-х классов 86%.

Вывод: по данным анкетирования для большинства подростков более важно телевидение. Подросткам наиболее интересно смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги. Большое влияние оказывает литература на старших школьников, на младших – телевидение оказывает большое влияние.









3.Заключение

В ходе проделанной работы я пришла к выводам:

  1. Телевидение оказывает сильное влияние на человека.

  2. Экранная культура не может заменить книгу, потому что телеинформация искажает сообщение.

  3. В литературе много примеров пагубного влияния «чудес техники»


Отношения к телевидению и литературе подростков показано, что в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение. Телевидению подросток выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, подростки не представляют, насколько важно чтение книг.



























Библиография



















































Приложение

Рекомендации.

Как правильно надо смотреть телевизор. Врачи-офтальмологи рекомендуют детям младшего школьного возраста:

  • Не смотреть телевизор на расстоянии ближе 3-х метров, в помещении без освещения, сидя или лёжа на полу, от этого ухудшается зрение, экран должен быть расположен четко напротив вашего взгляда, а не сбоку или сверху от того места, где вы сидите, во избежание развития косоглазия.

  • Во время просмотра телевизора нельзя принимать пищу, от этого ухудшается процесс пищеварения, и впоследствии могут возникнуть болезни желудка.

  • Смотреть телевизор можно не более 2 часов в день, 2-3 раза в неделю,

т. е. всего 4-6 часов в неделю.

Таким образом, грамотный подход может сделать телевидение одним из способов развития и обучения детей. Только тогда мы можем быть уверены, что вырастим здоровыми, умными и воспитанными личностями, которые получают информацию из разных источников и умеют грамотно её использовать.

























































Исследовательская работа по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Исследовательская работа на тему: "Литература или телевидение ? Наш выбор"

Оглавление.

 

Введение

Глава 1. Влияние телевидения  на обучение и воспитание ребёнка

1.1. Телеинформация: влияние и восприятие.

 Глава 2.Как литература влияет на обучение и воспитание ребёнка

2.1. Отражение в литературе  влияние телевидения на человека.

Восприятие произведений через литературу и телевидение, сравнение.

2.2. Анкетирование среди школьников 5-х и 10-х классов

 

Заключение

Используемая литература

 

Приложения

Цель исследования: выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.

Автор Галиева Елена Зинуровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2898
Номер материала 45800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓