Главная / История / Исследовательская работа по краеведению "Летопись родного края"

Исследовательская работа по краеведению "Летопись родного края"

Номинация «Летопись родного края»



Подготовила: Ковенько Анастасия Михайловна

учащаяся 5 класса.

МБОУ Луговская основная

общеобразовательная школа.





Руководитель:

Чикова Лилия Николаевна

Учитель истории и обществознания.

Муниципальная бюджетная общеобразовательная

Луговская школа

347078 Ростовская область

Тацинский район

х. Луговой

Ул. Молодёжная №1.

Тел.:89286025133.











2013 г




Содержание работы:

1.Введение

2.Первые поселенцы

3.Уклад и традиции

4.Годы становления Советской власти

5.«Мало прожито - да много пережито»...

6.Животноводческий комплекс

7.Жить и радоваться жизни

-Досуг хуторян. Сельский клуб

-Продовольствие. Магазин

8.Образование. Школа

-Молодое поколение. Детский сад

9.«Без прошлого нет будущего»

10.Заключение





















I

В жизни каждого ребенка есть момент, когда начинаешь интересоваться кто твои родственники, деды, прадеды; тебя начинают интересовать разные детали жизни своего хутора, села или деревни. Например, проходя мимо старого, с облупившимися от времени стенами магазина, ты спрашиваешь у папы: «Папа, а что здесь было раньше?»- и узнаешь интересную историю, что когда-то давно, еще до прихода Советской власти, здесь была церковная сторожка. И самое главное, что ты впервые слышишь, что в хуторе вообще когда-то была церковь. История каждого, даже самого маленького хуторка очень интересна и познавательна, поэтому мы с одноклассниками решили провести исследовательскую работу и побольше узнать о хуторе…

Итак, для того, чтобы побольше узнать о хуторе, о его возникновении и жизни в давние времена, мы решили расспросить бабушек, дедушек, родителей и учителей. И то, что узнали, мы расскажем в этом проекте.

II

Когда мы поинтересовались об истории возникновения хутора Коминтерна, нам рассказали красивую историю о любви молодой казачки, дочери есаула, и бравого, но бедного казака. Отец запретил им быть вместе, но дочь ослушалась. Есаул выгнал ее из дома, правда, при этом, загрузил повозку всем необходимым и отпустил влюбленных на все четыре стороны. Так вот, молодые люди обосновались в здешних местах и стали первыми жителями хутора. История, конечно, очень красивая и романтичная, но все-таки это легенда, которая не имеет ничего общего с настоящей правдой возникновения хутора.

А возник хутор в 70-80 годах XIX века и первыми, кто поселился здесь, были казаки из хуторов Верхний Гнутов и Нижний Гнутов. Хутора эти и по сей день существуют и находятся в Морозовском районе. Причина, по которой люди покинули родные места, довольно проста: там, где они жили и трудились, развелось много сусликов, которые уничтожали весь урожай и поэтому, спасаясь от голодной смерти, люди вынуждены были искать новую землю, где можно было бы обосноваться. На поиски они отправили одного из мужиков. Когда он вернулся, то сообщил, что есть три места, где можно поселиться: станица Ермаковская, станица Михайловская, и просто свободная земля, как они ее называли «земля обетованная». Почему? Потому что природа здешних мест была необычайно красива: плодородная земля, неподалеку небольшое озеро, в котором водилось много рыбы. Так же рядом был курган - древнее захоронение скифов. Позже оно было разграблено, а озеро, по воспоминаниям старожилов исчезло за одну ночь. Но это было потом, а пока хутор на «земле обетованной» назвали Есаулов.

Так прибыли сюда три семьи и стали обживаться, а сделать это было - ох, как не просто. Чтобы обработать землю, казакам приходилось сначала выпалывать сибирок, который рос повсюду. Это были огромные кустарники, ветки толщиной с человеческую руку, а высотой с всадника (едущего на коне не было видно) Земля была свободной, поэтому брали столько, сколько могли обработать. А работать казаки умели: строились основательно. Хозяйство имели крепкое: быки, коровы, лошади, козы, куры, гуси, свиньи, то есть твердо стояли на ногах. Только смелые трудолюбивые люди могли, не побоявшись трудностей, начинать все с начала. Конечно, опорой казакам всегда были их жены. Большая часть дел в казачьем хозяйстве ложилась на женщину. Казачка умела все: пахать, сеять, жать, запрягать лошадей и быков, косить косой, крыть крышу, делать саман, выхаживать и лечить скотину, шить, прясть. Держали огород, готовили еду и воспитывали детей. Семьи были многодетными - редко у кого меньше трех детей. Мальчикам записывали дату рождения, так как они должны были служить в армии. В три года их уже сажали на коня. А девочки не знали своего ни дня, ни года рождения, только приблизительно. Женили своих повзрослевших детей родители: искали пару своему чаду сами, молодых не спрашивали. Как говориться: «Стерпится - слюбится».

Советская власть пришла в наши края в 20-х годах XX века. Был организован колхоз имени Орджоникидзе, хутор переименовали в Коминтерн. Церковь разрушили, но появились магазин, школа, сельсовет. Стояли они в центре хутора.

Позже, когда два колхоза объединили в один, имени «Двадцать первого партсъезда», сельский совет, а это был деревянный сруб, перетащили в х. Ковылкин. Поэтому он до сих пор именуется Коминтерновским. Жизнь колхозников в это время была очень тяжела, работали за трудодни; в конце года выдавалось зерно, но его не хватало, чтобы прокормить семью. А вся остальная продукция сдавалась государству. В 1933 году случилась настоящая беда – голод. Наши старики говорят, что нет ничего страшнее голода. Летом еще как- то можно было прокормиться – трава, корешки, ягоды, фрукты; ловили и ели сусликов, а зимой начался настоящий мор. Но жизнь шла своим чередом и те, кто выжил, продолжали трудиться. Жизнь стала постепенно налаживаться. Но в 1941 году все рухнуло – началась Великая Отечественная война.

III

Всех мужиков, которые могли держать оружие в руках, сразу забрали на фронт. Остались одни дети, старики, да бабы. В Коминтерн война пришла зимой 1942 года. Дело в том, что поселение стояло прямо на пути продвижения вражеской армии к Сталинграду. Въехали фашисты на мотоциклах и сразу пошли по хатам забирать все, что только можно унести: яйца, молоко, ловили кур, поросят. Рылись в сундуках, выбрасывали, топтали, рвали последние пожитки у обезумевших от страха людей. Надо сказать, что до войны хутор утопал в зелени садов. Вдоль улиц росли огромные груши, которые, смыкаясь, сверху образовывали зеленые тоннели, так вот немцы, чтобы замаскировать свою технику, вырубили практически все сады. Люди ютились в погребах, боясь показаться оккупантам на глаза. За одного убитого немца фашисты объявили о расстреле 10 местных жителей. Местных жителей поразило то, как сильно была подготовлена фашистская армии. И наша полуголодная и полураздетая армия не шла ни в какое сравнение с их армией. Но, несмотря ни на что, наш народ смог отстоять свободу и независимость нашей Родины.

IV

Война закончилась, но оставила после себя разруху, голод и нищету. Страну надо было поднимать из руин. Восстанавливать хозяйство пришлось женщинам и детям - подросткам. Старики вспоминают, как на нескольких повозках, с впряженными в них коровами, возили зерно в Тацинскую. Ферму восстанавливали опять же своими силами: клали стены, крыли крышу камышом.

V

С самого основания колхоза в хуторе была ферма, где держали поголовье крупного рогатого скота. До 1961 года коров доили вручную. Профессия доярки очень тяжелая: приходилось вставать в 3 часа утра, кормить животных, убирать стойла, потом доить коров. Сено и солому также заготавливали вручную. Чтобы животные получали полноценное питание, на полях хозяйства сажали бахчу, свеклу. Доярки также занимались уборкой урожая. Работали от зари до зари без выходных. В хуторе имелся свой маленький молокозавод, на котором молоко подвергалось первичной обработке, т. е. сепарировали молоко; сметану и масло отправляли в Тацинскую, а обрат шел на кормление телят. Для хранения молочной продукции использовали лед, который заготавливали зимой, выпиливая из пруда и складывая его в специальное хранилище. В 1961-62 годах труд доярок был заметно облегчен тем, что появилась первая механическая дойка, а в 1972-1974 годах построили современный животноводческий комплекс, рассчитанный на 800 голов дойного стада. А всего скота: дойное стадо, телята и откорм насчитывало 4000 голов. Было предусмотрено все, что могло облегчить труд животноводов, имелись столовая и душевая. Были свои конюшня, кузня, мельница. Одно время в хозяйстве занимались птицеводством: выращивали уток и кур. Надо сказать, что хозяйство было самодостаточное. Недалеко от хутора Городянки была разбита плантация, она обеспечивала колхозников, столовые и детские сады всеми необходимыми овощами: луком, морковью, картофелем, капустой, помидорами. Коминтерновская столовая считалась лучшей в колхозе. Жизнь постепенно налаживалась. Как говорится жить, да радоваться.

VI

Но, а жить и радоваться наши люди не разучились. Во все времена, как бы трудно ни было, какие бы невзгоды их не ждали, они никогда не унывали. А помогали им дружба, взаимопомощь и, конечно же, песня. Шли на работу с песней, трудились с песней и отдыхали – пели. Редкое застолье обходилось без частушек и казачьих застольных. Жили бедно, но дружно, радовались вместе, а горе делили поровну. Свадьбы ли, крестины ли, проводы в армию, приглашали всех, и гулял весь хутор. И на торжество шли не с пустыми руками: несли, у кого что есть.

VII

В 1960 году в хуторе построили клуб, которому селяне были безмерно рады, особенно молодежь. Клуб стал сосредоточением культурной жизни: показ кинофильмов, детские киносеансы, на все праздники своими силами ставили концерты, юмористические капустники. Существовал хуторской хор, проводились чаепития. Клуб объединял и стар и млад, особенно это было видно, когда крутили индийское кино. Вот это был аншлаг! Еще одним местом сосредоточения культурной жизни – был магазин. Здесь можно было купить все самое необходимое и узнать последние новости.







VIII

В хуторе Коминтерн в 1960 году была построена начальная школа. Стояла она на пустыре, но со временем здесь разбили парк, посадили сирень. За этим зеленым хозяйством ухаживали сами ученики.

После войны возникла острая необходимость в создании детского сада. Детей в хуторе рождалось много, но родители работали от зари до зари и матери, после рождения ребенка нужно было выходить на работу уже через месяц. Первый садик работал только в весенне–летний период.

IX

Наши деды и отцы сделали для нас все, чтобы мы жили в свободной стране под мирным небом, никогда бы не узнали, что такое голод, нищета, страх перед будущим. Они поднимали страну из руин, для нас строили светлое будущее. Но все это было поставлено под сомнение в начале 90х годов XX века. Настало наше время отдавать долги, восстанавливать былую славу страны, Донской земли, что бы наши дети и внуки могли гордиться нами, как мы гордимся нашими отцами и дедами.

X

Итак, получается, что этот небольшой хуторок имеет такую богатую, обширную и интересную историю. Я считаю, что каждый человек должен интересоваться историей родного края, ведь это интересно и познавательно.

Исследовательская работа по краеведению "Летопись родного края"
  • История
Описание:

Содержание работы:

1.Введение

2.Первые поселенцы

3.Уклад и традиции

4.Годы становления Советской власти

5.«Мало прожито - да много пережито»...

6.Животноводческий комплекс

7.Жить и радоваться жизни

-Досуг хуторян. Сельский клуб

-Продовольствие. Магазин

8.Образование. Школа

-Молодое поколение. Детский сад

9.«Без прошлого нет будущего»

10.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

В жизни каждого ребенка есть момент, когда начинаешь интересоваться кто твои родственники, деды, прадеды; тебя начинают интересовать разные детали жизни своего хутора, села или деревни. Например, проходя мимо старого, с облупившимися от времени стенами магазина, ты спрашиваешь у папы: «Папа, а что здесь было раньше?»- и узнаешь интересную историю, что когда-то давно, еще до прихода Советской власти, здесь была церковная сторожка. И самое главное, что ты впервые слышишь, что в хуторе вообще когда-то была церковь. История каждого, даже самого маленького хуторка очень интересна и познавательна, поэтому мы с одноклассниками решили провести исследовательскую работу и побольше узнать о хуторе…

 

Итак, для того, чтобы побольше узнать о хуторе, о его возникновении и жизни в давние времена, мы решили расспросить бабушек, дедушек, родителей и учителей. И то, что узнали, мы расскажем в этом проекте.

Автор Чикова Лилия Николаевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 959
Номер материала 7781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓