Главная / География / Исследовательская работа по краеведению на тему "Лыткарино прифронтовое: повседневная жизнь города в годы ВОВ" (6 класс).

Исследовательская работа по краеведению на тему "Лыткарино прифронтовое: повседневная жизнь города в годы ВОВ" (6 класс).







Исследовательская работа по краеведению



«Лыткарино прифронтовое: повседневная жизнь города в годы войны».



Авторы:

Сафонова Ксения, Никитина Александра,

Иванов Михаил

Руководитель:

учитель географии

Юданова Татьяна Борисовна





















2014 год

Аннотация к исследовательской работе.

Глядя на современную жизнь городов Подмосковья, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это не только наименования населённых пунктов, памятников истории и архитектуры, названия заводов игравших не последнюю роль в годы войны, но в первую очередь это люди и их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит если не сами исчезнувшие объекты исторического наследия Московской области, то, по крайней мере, их названия. Прошлое уходит в небытие... 

Исследовательская работа создана с целью благоприятного развития   образовательного процесса МОУ гимназии №7 г.Лыткарино посредством приобщения школьников к истокам национальной истории, используя  разные виды деятельности, методы и средства, побуждающие детей к яркому,    эмоциональному восприятию новых знаний об историческом прошлом своего края. Материал данной работы может быть использован на уроках истории и краеведения, а также на классных часах посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.



































Оглавление.



Введение…………………………………………………………………….4

1.Образование в г.Лыткарино в годы Великой Отечественной войны…6

2. Храмы окрестностей г.Лыткарино в годы войны……………………...7

  1. Завод ЛЗОС в годы Великой Отечественной Войны…………………16

  2. Улицы города, названные в честь героев- лыткаринцев……………...17

Основные выводы по работе……………………………………………24

Заключение……………………………………………………………....25























Введение.



Там, где некогда рожь колосилась,
Нынче - пустошь багряного цвета.
Там, где мать с сыновьями простилась,
Не наступит счастливое лето.
Имена на могильных плитах,
Сотней яростных ветров истертых,
Не поведают нам о забытых,
Не расскажут живые о мертвых…



Вез прошлого не может быть настоящего и не может быть будущего... Среди предыдущих поколений есть великие люди, которые олицетворяют собой характер народа, составляют его гордость и славу. Их помнят поименно и вечно. Именно этого заслуживают Советские люди, пережившие Великую Отечественную войну. Нужно помнить, что мы обязаны им очень многим. Без этих людей не было бы Победы, не было бы нас.

Ещё в древности наши предки говорили, что человек живет столько, сколько о нем помнят. Поэтому сегодня мы поговорим о лыткаринцах улицах нашего города, которые носят имена героев-лыткаринцев.

Задачи:

1)Собрать сведения о том, как проходили военные годы в Лыткарине.

2) Рассказать о тружениках тыла города Лыткарино, о тех, кто обеспечивал фронт техникой, кто приближал Победу, не жалея ни сил, ни жизни.

Методы исследования: изучение и анализ документов и литературы.


Практическая значимость:

  1. воспитание патриотизма у нынешнего поколения россиян;

  2. воспитание уважения к предшествующим поколениям, которые отдали жизнь и здоровье во имя свободы своих потомков;

  3. расширение исторических знаний о родном крае.



Объекты исследования: Ф.Г.Сафонов, С.Е.Базяев,

Л.Р.Гонор, В.Н.Преображенский, Н.Г.Преображенская, Е.Т.Сычева, Е.Д.Жокова.

Предмет исследования: трудовые и боевые подвиги жителей города Лыткарино в годы Великой Отечественной войны.















































  1. Образование в г.Лыткарино в годы Великой Отечественной войны.

В 2014 году нашему городу исполнилось 57 лет. Но населенный пункт Лыткарино известен, по новым сведениям, около шести веков. Конечно же, за это время здесь образовывались разные учебные заведения. Мы же решили возвратиться к истокам и рассмотреть историю народного образования нашего города.[1]

Вероятно, первая школа в местечке Лыткарино появилась еще в 1840 году. Она была начальная, двухлетняя, затем она стала трехлетней, а преподавали в ней чтение, письмо, арифметику, географию, историю, Закон Божий. В школе было 5 учителей и 5 классов, а располагалась она в «людской» - здании на территории усадьбы Чернышовых (илл.1). Там и впоследствии, после революции, была школа.

Вторая школа, называемая в то время «на Песках», сейчас это район улицы Песчаная приняла первых учеников в 1936 году. В ней было 10 классов и 13-15 учителей. Заведующим был назначен Силантий Иванович Самсонов.

Владимир Николаевич и Наталья Григорьевна Преображенские приехали в Лыткарино в 1939 году, в то время можно было доехать только до Николо-Угрешского монастыря, а оттуда пешком 7 километров до Лыткарино. Владимир Николаевич преподавал в школе «на Песках» географию и музыку. В первые дни войны он ушел на фронт. С военным музыкальным ансамблем дошел до Берлина. Он награжден орденом Красной Звезды. Наталья Григорьевна проработала в школе 15 лет, награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Екатерина Дмитриевна Жокова, коренная жительница Лыткарино, окончила в 1940 году школу «на Песках» и поступила на годичные учительские курсы. В 1941 году стала учительницей русского языка и литературы. Но не смогла остаться в стороне от фронта, окончила курсы шоферов и стала водить трёхтонный грузовик, обслуживая аэродром в Люберцах. В 1944 году снова вернулась в школу и работала учителем до 1998 года. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

1 сентября 1938 года открывается школа «на Усадках», район современной улицы Парковая (илл.2), руководила ею Р.И.Жиравова. Сейчас на ее месте находится технический лицей. Выпускники 1940 года Сергей Матюхин и Лев Суханов погибли на Великой Отечественной войне. Елизавета Тихоновна Сычёва была в годы войны заведующей школой «на Усадках», награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.[2]

Во время войны количество учеников резко уменьшилось, но школы работали, хотя значительную часть помещений отдали под подразделение подрывников (когда в школе хранилась взрывчатка, уроки не проводились), а позже – под жилье для рабочих, возводивших оборонительные сооружения. Был сильный голод. По ночам учителя дежурили на крышах, сбрасывали «зажигалки». Ученики заготовляли дрова для отапливания школы, работали в колхозе, собирали лекарственные травы для аптеки. После войны, 1946 году, даже были выпускники- 14 человек. Последний выпуск школы «на Песках» состоялся в 1952 году – 20 человек. К тому моменту школа была так переполнена, что уроки шли иногда в 5 смен. В 1952 году открылась школа №1 (№37).

В 1940 году в городе появилось фабрично-заводское училище. С 2001 года оно преобразовано в Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства (илл.3).[3]





2.Храмы окрестностей г.Лыткарино в годы войны.

2.1. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково.



Первое упоминание о храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково Московского уезда (илл.4) относится к XVII веку. Храм был построен на средства односельчан. По данным окладных книг Патриаршего Казенного приказа церковь в начале 17 века была уже каменной. По указу 1731 года основной объем церкви Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца был обновлен. На северном фасаде храма сохранилась доска, текст которой сообщает: «Построена сия церковь Рождества Пресвятые БЦЫ в селе Мячково сего 1772 года июля 5 дня при священнике Стефане Иванове старанием старостою церковным того ж села Мячково крестьянином Ефимом Харитоновым». В 1782 -1783 гг. была возведена сень над святым престолом в церкви Рождества Богородицы села Мячково.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь Рождества Богородицы была разграблена и осквернена. Престолы были сдвинуты с места, антиминсы похищены, сняты драгоценные ризы с икон, возведенная сень над Святым престолом сломана, слюда, покрывающая царские врата, выломана. В 1827 году были проведены внешние строительные работы церкви Рождества Богородицы в селе Верхнее Мячково.

В июне 1843 года началась перестройка трапезной части храма по проекту И. П. Лутохина. В ходе строительства были построены два больших с колонами перестиля, сделаны главы над приделами, для обогревания храма под трапезною была устроена камера духового отопления. По данным метрики в 1847 году в храме были устроены придельные иконостасы. Архитектурной особенностью храма являлось соединение древнерусских допетровских традиций и традиций екатерининской и николаевской эпох. Отличительной особенность оформления внешнего декора храма были кокошники, завершающие фасад храма с каждой стороны. Кокошники расположили по три с каждой стороны, этот архитектурный декоративный элемент символизировал солнечные лучи. Строительство вела артель мастеров высокого уровня. Храм в плане представляет собой четверик, имеющий пятикупольное завершение. Купола выполнены в излюбленной древнерусской традиции – маковки-луковицы голубого цвета. Синий цвет со звёздами означал небо. Храм Рождества Богородицы представлял собой сложную ассиметричную конструкцию, поскольку к нему пристроено 2 придела, трапезная, притвор и высокая колокольня с шатровым покрытием.



При настоятеле храма Феодоре Сахарове в 20 — 40 годы XIX века началось почитание иконы Божией Матери «Страстная» в храме Рождества Пресвятой Богородицы селе Верхнее Мячково. Тогда по всему Подмосковью пронеслось моровое поветрие, в это время встречается первое упоминание о чудодейственной помощи местным жителям иконы Божией Матери «Страстной».

К концу XIX века на колокольне было 9 колоколов. При храме Рождества Богородицы была построена Богадельня на средства умершего крестьянина с. Нижнее Мячково Павла Торопова, деревянная , 12 на 14, крыта железом. В ней проживало 8 престарелых женщин, содержатся на свои средства и на доброхотные подаяния от прихожан. Настоятелем храма был в те годы священник Николай Минервин.

В конце 1890-х годах священником церкви был Василий Иванович Смирнов. Священник Василий Смирнов в 1904 году открывает церковно-приходскую школу в селе Нижнее Мячково и становится её заведующим. Поводом к открытию школы послужило переполнение Верхнемячковской и неудобством сообщения, отделенным Москва-рекою. Школа была построена на средства церкви Рождества Богородицы в Верхнем Мячково, попечителя и пожертвования прихожан. В школе обучалось более 100 детей. Попечителем школы состоял местный крестьянин И.Т. Пенкин.

В 1909 году по инициативе священника Василия Смирнова в селе Мячково открыта потребительская лавка, он же принимал самое деятельное участие при организации в селе Мячково молочной артели и кредитного товарищества.

К началу XX века храм был одним из самых почитаемых во всей округе. В 1918 году была попытка закрыть храм Рождества Богородицы, но верующие села Верхнее Мячково отстояли храм, не позволили чекистам и комсомольцам закрыть его. 29 ноября 1918 года настоятель храма Рождества Богородицы отец Василий Смирнов был арестован. Бронницкая ЧК нашла необходимым провести обыск у священника Василия Ивановича Смирнова. У отца Василия нашли дома брошюру « Доклад священника А.А.Полозова», изданная Советом объединённых приходов города Москвы, содержание которой было направлено против Декрета Совнаркома от 21 января 1918 г. об отделении церкви от государства. Для Бронницкого ЧК это и послужило достаточным основанием для его ареста. Следователь Барышников, требовал, спустя 4 месяца, после ареста отца Василия, суда трибунала. Через год после ареста в июне 1919 года отец Василий был переведен в Таганскую тюрьму, а затем в Бутырскую тюрьму. 21 октября 1919 года следователь Московского губернского революционного трибунала Г. Зайдель рассмотрел дело отца Василия Смирнова. Арест священника вызвал ходатайства прихожан храма и родственников. 15 июня 1919 года состоялось общее собрание крестьян села Верхнее Мячково, во главе с председателем сельсовета И. Базаровым, помощником председателя П. Мышковым и секретарем Д. Голубевым, на котором обсуждали вопрос о священнике храма Василии Ивановиче Смирнове. До наших дней сохранился протокол собрания, в котором все собравшиеся прихожане Богородице-Рождественской церкви просили освободить от ареста и до окончания по делу следствия отпустить на жительство в приход под личную ответственность граждан села Верхнего Мячкова: члена сельского совета Павла Савельевича Мышкова и Дмитрия Егоровича Голубева. В письме-ходатайстве дается подробная характеристика отцу Василию Смирнову: «… священник Смирнов прослужил в нашем приходе около 20 лет, поведения был совершенно безупречного, ни в чем предосудительном замечен никогда не был, известный нам только с хорошей стороны человек». Это письмо было отправлено в следственную комиссию Московского губернского трибунала. 16 июня 1919 года на письме внизу листа была сделана приписка: « к ходатайству граждан Верхне-Мячковского общества о взятии на поруки священника Смирнова со стороны исполнительного комитета Мячковского волостного Совдепа препятствий не имеется. Июня 16-годня.№2473. Председатель Совдепа Г. Зарубин». После освобождения отец Василий Смирнов продолжил свое служение в храме. Умер в 1921 году, был захоронен у храма с северной стороны (памятник сохранился до наших дней).[11]

В 1937 году над храмом нависла угроза закрытия. В Ильинский придел церкви по распоряжению местной советской власти стали ссыпать зерно, но жители села вступили на защиту храма и делегировали представителей для поездки к вышестоящим органам. Храм удалось отстоять.

В годы Великой Отечественной войны в храме продолжались богослужения, каждую службу совершали молебны о спасении Родины и даровании победы над фашизмом. В годы войны в храм была перенесена икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская» из Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря с. Лукино. После окончания войны для управления храмовой жизнью были созданы «двадцатки», в которые входили прихожане храма.

В 50 – 70 годы XX века в храме часто менялись священники. Храм с годами приходил в упадок, разрушался парапет, кладка здания. В те годы сложно было купить строительные материалы, дрова, уголь, но прихожане всячески старались помочь храму и сохранить былую красоту и величие.

В 1984 году в храм Рождества Богородицы настоятелем был назначен священник Александр Шередекин. С 1985 года начались восстановительные работы в храме: восстановление кровли храма, малых куполов; перекрыт четверик и трапезная часть храма; заменены все кресты и купола храма; позолочен киот и отреставрирована икона Пресвятой Богородицы «Страстная»; проведен газ и оборудована система отопления в храме. В 1985 году было перестроено здание сторожки, в ней расположилась просфорная и трапезная для паломников.

В 1991 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь передали Русской Православной Церкви. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II образ Пресвятой Богородицы «Иерусалимская» был торжественно передан монастырю.

В 1990 – 1994 годах начали промывать росписи в главной части храма, в приделах святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца.

В 1995-2004 годах велась расчистка храмовой территории, реставрация икон, восстановление утерянных икон, приобреталась утварь взамен ветхой и утраченной. Проводились внешние реставрационные работы храма. Был восстановлен некрополь у храма. Расчищена территория, установлены надгробия захороненных здесь священников, служивших в храме, благотворителей, знатных селян, именитых людей XVIII-XIX веков.

В 2001 году к храму Рождества Богородицы был приписан для восстановления храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Еганово. В храме в Еганово были восстановлены крыша и колокольня, установлены купола и кресты, восстановлена паперть храма. 9 июля 2002 года в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском приделе было совершено малое освящение придела и отслужена первая за более 60 лет Божественная Литургия.[11]

В 2001 году Его Высокопреосвящество Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил храм Рождества Богородицы в день празднования иконы Божией Матери «Страстная».



В 2006 году стараниями прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково был заложен камень на строительство часовни Преподобного Серафима Саровского, на территории будущего храма св. Николая Чудотворца в поселке Островцы Раменского района Московской области.

С 2007 по 2011 год в храме проводились реставрационные работы. Была закончена реставрация главного пятиярусного иконостаса, восстановлены отдельные фрагменты деревянной резьбы, восстановлен проотеческий ряд. Поновлены росписи в центральном приделе.[11]

2.2. Храм Святых Апостолов Петра и Павла в мкр. Петровское.

Село Петровское возникло на давно обжитых местах. Вдоль Москвы-реки с незапамятных времен селились люди. Соколово городище, расположенное выше по течению Москвы-реки, тому подтверждение. С середины I века до н. э. «курган Соколов» заселяли и обживали наши древние предки.

Первое письменное упоминание о Петровском относится к 1521 году. Петровское в ту пору представляло собой небольшое село с церковью «Петра и Павла на Мусолине озере». Крестьянские дома, по традиции того времени, располагались на возвышенном месте к востоку и северу от церкви, «ради безопасности от полой воды и зимних сугробов». Широкий крестьянский двор, огороженный забором, вмещал в себя жилые дома и хозяйственные постройки. Под общей кровлей располагались избы нескольких поколений большой крестьянской семьи: сыновья, братья, племянники. Избы строили и курные — черные, и белые с печными трубами, в зависимости от материального достатка хозяев.[1]

Здешняя природа обеспечивала всем необходимым жителей Петровского. «Петровские пожни» в пойме Москвы-реки давали хорошие укосы трав. Лесного зверя промышляли на «Петровском путике» — охотничьем участке, на которые был поделен лес между крестьянами-промысловиками. «Мусолинские старожи рыбные» разводили, выращивали и охраняли рыбу в озерах. Смешанный лес округи обеспечивал и строительным материалом, и давал дополнительный прокорм: орехи, ягоды, мед.

Земля, на которой расположилось древнее поселение, хранила залежи «стратегического» строительного сырья. В оврагах — обилие глины, используемой для изготовления домов, печей, посуды. Болотистые места давали «болотную руду», необходимую для выплавки оружия, хозяйственного инвентаря и украшений. Камень, что добывался с незапамятных времен, использовался в строительстве храмов Москвы и всей округи. Многочисленные природные ключи, родники, реки, озера, давали не только чистейшую питьевую воду, но и служили межевыми знаками и ориентирами для составления географических карт и схем: «Маурильским врагом вниз в болотце, а болотцем до источка, что источек течет меж Петра святого и деревни Усовы, да източком через дорошку, что дорошка лежит от Петра Святого к Иткоринскому сельцу к чюдовскому…»

Столь богатый природными ресурсами район нижней Москвы-реки всегда привлекал внимание богатых и знатных людей.

Территориальная близость нашего края к стольному граду, к дворцовому селу Остров, к «царскому богомолью» Угреши сделали село Петровское желанным объектом собственности многих государственных деятелей. Поэтому Петровское также часто меняет своих владельцев, как часто сменялись царские и великокняжеские фавориты. В разные века оно было и дворцовой собственностью, и собственностью бояр Милославских, Нарышкиных, дворян Демидовых, купцов Шелапутиных, Ферсановых, князей Чернышевых и Барятинских.[1]

XX стал для храма переломным. В 1905 году  началось пастырское служение самого достопамятного батюшки села Петровское Иоанна Соболева. Четверть века были связаны с Петропавловской и Никольской церквами. Годы его службы в Петровском пришлись на самое непростое время в России: русско-японская война, Первая мировая, Революции, Гражданская война, преследования, репрессии, голод, разруха. В эти тревожные годы прочно стояла духовная крепость лыткаринских крестьян, возглавляемая отцом Иоанном, черпая силы в вере и патриархальных традициях. Усилиями о. Иоанна в 1905 году был создан Петропавловский отдел трезвости при Петропавловском приходском совете. Целью Общества было духовно-нравственное отрезвление народа в эти неспокойные предреволюционные годы. В общество вошли старейшины сел Петровское и Лыткарино и крестьяне, соблюдавшие Устав Общества. Так как не все крестьяне были грамотные, то на встречах вслух прочитывались новости из газет, разъяснялась политическая и экономическая обстановка в стране.

В год начала Первой мировой войны Московская Синодальная типография выпустила «Ведомости о церквах». В документе описаны оба храма села Петровское, земля, погосты, хозяйство: «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла построена 1805 году тщанием Григория Александровича Демидова. Церковь каменная, с колокольнею, холодная. Имеет один престол. По штату при ней положены священник и псаломщик». И сведения о второй церкви: «Церковь Николая Чудотворца построена когда и кем неизвестно. Церковь каменная, теплая. Имеет один престол». О земле и других строениях сказано: «Земля при церкви усадебная вместе с погостом церковным и другая: пахотная, сенокосная. Землею владеют сами священноцерковнослужители. Дома для них построены в 1875 году их же тщанием и составляют их собственность. Другие здания: сторожка и сарай принадлежат церкви». Церковный староста Василий Васильевич Курбесов служит с 1910 года.

После революции 1917 года Советской властью был принят Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Согласно этому документу, все имущество церкви становилось народным достоянием. Церковнослужители лишались своих домов и земли. Но «граждане сельца Лыткарино» посчитали «такое положение вещей в отношении причта села Петровское ненормальным…” и «горячо ходатайствуют о том, чтобы причту села Петровское была предоставлена возможность заниматься землею и тем кормиться, т. е. чтобы из бывшей церковной земли была выделена часть пашни и покосы и отдана в пользование священноцерковнослужителей».

Отец Иоанн Соболев вместе со своей семьей жил в ту пору в одном из домов в Лыткарино.[5]

Будучи «священноцерковнослужителем по званию, но крестьянином по образу жизни…” вел свое хозяйство: обрабатывал пашню, косил траву, держал корову, разводил пчел.

В 1919 году батюшка Иоанн вынужден был поступить на работу в контору по Управлению работ речной Москворецкой системы и стать членом профсоюза рабочих-водников. Службы в церкви велись не регулярно в новых условиях, и, как вспоминают жители, ходил о. Иоанн по домам: утешал, причащал, крестил… А в 1921 году был переведен с конторских работ «за критику комъячейки и разложение рабочих масс».

Все более наступательной становилась борьба государства с церковью. В 1927 году Пленум Московского уездного комитета ВКП(б) постановил вести активную борьбу с религиозным движением. Началась планомерная работа, ведущая к закрытию церкви. Старожилы вспоминают: «Запрещали ходить в церковь. Бывало идет служба, колокола звонят, крестный ход идет, а мы сидим у окошка — выйти нельзя — и плачем».

В декабре 1931 года прошло заседание Лыткаринского сельсовета с участием организаций села и завода по вопросу о закрытии церкви. Храм постановили закрыть и оборудовать в нем клуб. Одновременно проходила усиленная разъяснительная работа о вреде Церкви и религии. Активисты, которые проголосовали единогласно на собрании, должны были «подготовить население и рабочие массы к правильному решению вопроса». Сроки для выполнения работы были сжаты до десяти дней. Следующее заседание о закрытии церкви состоялось накануне нового 1932 года. После проведенной «обработки» населения, собравшиеся, а их было более ста человек, постановили: «церковь изъять и переоборудовать под клуб», а «молодняку в рождественские дни вступить в ЛКСМ». Одновременно с этим: «Просить администрацию совхоза о выселении попов и их прислужников с территории совхоза». Далее, в течение двух дней 3 и 4 января 1932 года, собрания рабочих Камнедробильного завода и общее собрание села Лыткарино поддержали решение о закрытии церкви. 29 декабря 1932 года было проведено еще одно собрание, где решался вопрос о расширении территории хозцентра совхоза Петровское. Для этого предлагалось закрыть кладбище, а для нового отвести другой участок. «Всю территорию, занятую кладбищем и постройками причта… передать ТК № 2 ОГПУ». На этом собрании вопрос решен не был. Церковная община, пытаясь бороться за свои права, пишет 26 января 1933 года жалобу в Президиум Московского областного исполкома о том, что постановление о закрытии кладбища и расширении территории за счет земель церкви — неправильное. На жалобу пришел ответ с рекомендациями разобраться в ситуации. И 14 февраля 1933 года Председатель Лыткаринского сельсовета посылает служебную записку в Ухтомский Райисполком, где объясняет, что сторожка у религиозной общины отобрана не была «хотя вопрос стоял на общем собрании о закрытии церкви. Но подписка подворная у нас не прошла, так как должного количества подписи рук мы не собрали…».[5]

Видимо, крепки духом были лыткаринцы, что после всех собраний и массовой обработки сознания церковь все-таки действовала до 1937 года.

В 1932 году на смену о. Иоанну Соболеву приходит служить другой батюшка — Леонтий Гримальский. Назначен он был в храм 4 апреля. В 1935 году протоиерей Леонтий награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года переведен из Лыткарино в Солнечногорский район.

В том же 1937 году 22 июня в Петропавловский храм был переведен «священник из монахов» Гавриил Гур. Лыткарино стало местом его последнего земного служения Богу.

29 сентября 1937 года он был арестован по ложному обвинению за контрреволюционную агитацию и решением тройки при Управлении НКВД СССР приговорен к расстрелу.

Преподобномученик был казнен 19 ноября 1937 года.

Церковь закрыта… Сброшены колокола. Сжигают иконы. Чтобы спасти их от уничтожения, прихожане прятали их по домам. Разорен и разрушен семейный склеп рода Чернышевых.

В алтаре прорубили дверь. В разное время здесь были столовая, магазин, картонажная мастерская. Казалось, жизнь в храм не возвратится. На долгие пятьдесят три года поселились в нем разруха и разорение.

К 1990 году церковь представляла собой печальное зрелище. В разбитых окнах гулял ветер, расшвыривая по углам мусор и завывая на разные лады. Вид колокольни с рваными шрамами от сброшенных колоколов заставлял болью сжиматься сердце и отводить глаза, как от безнадежно больного, скрывая правду. Каркасы куполов своей пустотой отражали все ту же разруху и нищету вокруг…

Но возрождение началось. К храму стали приходить люди. Они собирались раз в неделю, разгребали мусор, убирали камни, ремонтировали, мели, делали двери, окна…[5]


  1. Завод ЛЗОС в годы Великой Отечественной Войны.


Как и до революции, в советское время местное население продолжало трудиться на карьерах по добыче известняка и песчаника. В начале 30-х гг. в окрестностях Лыткарино были обнаружены залежи особо чистых белых кварцевых песков, что послужило основанием для строительства Завода зеркальных отражателей, ныне ЛЗОС (илл.6) В 1934 году началось строительство завода зеркальных отражателей (ЛЗОС). Строительство было грандиозным и требовалось много специалистов в своей области. Для этого вербовались люди из разных районов страны.
Для приезжающих рабочих, вокруг усадьбы Лыткарино строились бараки для проживания рабочих. Так появился рабочий поселок. Население поселка стало сильно увеличиваться, и было решено построить еще один рабочий поселок на территории д. Усадки.[1]

В 1939 году уже была выпущена первая партия прожекторных зеркал диаметром 1,5 м для зенитных установок противовоздушной обороны. Этот же год считается и годом основания завода.
      В 1942 г. налажено производство прожекторных отражателей диаметром 600-1500 мм и бронестекол для самолетов ИЛ-2, ЛА-6 и ЯК-1, смотровые призмы для танков и другая продукция.

В последующие военные годы завод выпускал оборонную продукцию в соответствии с плановыми заданиями.
      В 1946 году на заводе началась организация производства оптического стекла. Параллельно создавались производственные мощности по выпуску 1200 тонн стекла в год, -  в последующем это полностью обеспечило потребности промышленности страны в оптических материалах.
      С 1952 г. на предприятии организовывается оптико-механическое производство, начинается изготовление  смотровых призм для бронетанковой техники и оптических приборов гражданского назначения. Вскоре завод стал на 100%  обеспечивать  предприятия по производству бронетанковой техники оптическими приборами, а предприятия атомной энергетики - смотровыми системами для наблюдения за процессами в "горячих" камерах и боксах, а также  биологической защиты оператора.

С 1960 года на заводе разрабатывалась технология по созданию стекла с низким термическим расширением с последующей обработкой и изготовлением зеркал для телескопов и космической оптики. В частности, в 1974 году завод завершил изготовление 6-метрового монолитного зеркала Большого телескопа азимутального (БТА)  для   Зеленчукской астрономической обсерватории.  Телескоп оставался самым крупным в мире на протяжении 70 - 80 годов.[6]

 В 1980-1992 годах освоена технология высокоточной доводки оптических поверхностей с применением компьютерных методов локального съема материала по зонам и интерференционных методов контроля. В 1992-2003 годах разработаны и внедрены в производство более 40 новых видов оптико-механических приборов, как специального (военного) назначения, так и для гражданских целей. Имеющийся научно-технический потенциал позволил заводу в середине 90-х годов выйти на международный рынок. 
За последние 10-12 лет Фирмы из сорока стран мира стали нашими партнерами. Особое развитие получила на ЛЗОСе крупногабаритная астрономическая оптика. Именно это  позволило Лыткаринскому заводу оптического стекла  стать в начале XXI века полноправным и общепризнанным участником крупнейших мировых астрономических проектов.[6]   


   4.Улицы города, названные в честь героев- лыткаринцев.


    1. Улица Сафонова.


Эта улица начинается с площади, на которой находятся три образовательных учреждения: музыкальная школа, лицей и школа №3 и уходит в сторону ул. Парковой к лесу, в сторону Тураево. До 1965 года эта улица называлась Коммунальной. В год 20-летия Победы ее переименовали в улицу Сафонова в честь партизана- разведчика, героически погибшего в боях под Москвой.[1] Родился Федор Сафонов в 1918 году в Орловской области. Он был еще ребенком, когда его семья переехала в Лыткарино, где начиналось строительство завода зеркальных отражателей (ныне АЗОС). Поселились они в лесном поселке Волкуша в землянке. Федор рос здоровым и подвижным, любил книги, спортивные игры. Научился плавать. Раздолье было ребятам на Москве-реке, в лесу, который с трех сторон окружал деревню Лыткарино. В положенный срок он был призван в Красную Армию и, отслужив на Дальнем Востоке, вернулся домой. В 1940 году Федор Сафонов пришел работать слесарем на ЛЗОС в прожекторный цех. Заводская молодежь выбрала его секретарем комсомольской организации. Сразу же после начала Великой Отечественной войны Федор одним из первых пришел в военкомат с просьбой немедленно направить его на фронт, тем более что линия фронта стремительно приближалась к Москве (и к Лыткарино). Федор получил назначение в Ухтомский истребительный батальон, а оттуда после короткой подготовки, как одного из самых лучших, его командировали в ОМСБОН - Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. В задачу бригады входила подготовка и заброска в тыл врага спецотрядов (пример - фильм «Диверсант»). Впоследствии на их базе создавались партизанские отряды. В один из таких разведывательнодиверсионных спецотрядов под названием «Москва» и был направлен Федор. При отборе учли его хорошую физическую подготовку и высокие моральные качества.

Зима 1941-42 годов выдалась невероятно холодной. Столбик термометра падал до отметки 40 градусов. 3 декабря 1941 года отряд пересек линию фронта и растворился в снежных лесах Подмосковья. За 44 суток, которые отряд находился в тылу врага, им было уничтожено большое количество боеприпасов, боевой техники и живой силы противника, взорваны мосты, линии электропередач, железнодорожные переезды, заминированы автомобильные дороги.

Старшина Федор Григорьевич Сафонов, командир разведгруппы, за время рейда отряда проявил высочайшее мужество, героизм и отвагу. Он со своей группой взял в плен более 20 немецких «языков»-офицеров, которые дали ценные сведения для командования фронта и Ставки Верховного Главнокомандующего.

13 января 1942 года отряд получил приказ вернуться, а это означало, что им предстоял снова переход через линию фронта. По следу наших солдат был направлен отряд карателей, состоящий, в основном, из финских снайперов. Для отхода отряда необходимо было оставить группу прикрытия. Добровольцы, среди которых был и старшина Федор Сафонов, вызвались прикрыть отряд.

Спецотряд отходил, а позади слышались короткие очереди пулеметов, автоматов, взрывы гранат.

Около четырех часов храбрецы сдерживали врага. Последним в живых остался Федор Сафонов. Фашисты предложили ему сдаться в плен. В ответ он выпустил последнюю автоматную очередь. Без патронов, раненный в ноги, он лежал на снегу с последней гранатой. И как только фашисты окружили его плотным кольцом, Федор рванул кольцо гранаты. Он погиб сам, но и врагов уничтожил. Через несколько дней Красная Армия освободила Верейский район и деревню Ахматово, у которой дал свой последний бой Федор Сафонов.[4]

В январе 1942 года Федора Григорьевича Сафонова со всеми воинскими почестями похоронили на Красной площади рядом с урнами Героев Советского союза Виктором Талалихиным и Львом Доватором. На похоронах сына присутствовала его мать.

Спустя 30 лет после похорон мать героя настояла на том, чтобы произвести перезахоронение ее сына на лытка- ринском кладбище. Перезахоронение состоялось. Почетный воинский эскорт доставил из Москвы урну с прахом Федора Сафонова, и она была установлена для прощания в фойе ДК «Мир».

Лыткаринский поэт Александр Алтайский написал поэму-быль «Улица Сафонова». В ней есть такие строки:

... Улица Сафонова в цветах -

Не опишешь сразу, в двух словах.

Через годы высыпал народ

Повстречать Героя у ворот.

Мать добилась наверху, в Кремле,

Сына схоронить в родной земле.

Знамя. Бронетранспортер. Лафет.

Федин прах везут сквозь траур лет.

Кончен митинг. Отгремел набат.

Из Кремля домой пришел солдат.

Первый раз был погребен в стене,

А затем в могильной тишине...

В 1990 году на улице Сафонова была открыта мемориальная доска в его честь, которую укрепили на здании музыкальной школы. На доске написано: «Улица названа в честь партизана-разведчика Федора Григорьевича Сафонова, геройски погибшего при защите подступов к Москве в январе 1942 года».[4]

4.2 Улица Базяева.

Если подниматься от улицы Сафонова вверх по улице Октябрьской до угла магазина «Крестьянка», то слева видна улочка в несколько домов, оканчивающаяся тупиком у школы №2. Это улица Базяева.

Родился Степан Егорович Базяев в 1914 году в Донбассе, там же закончил школу. В 1936-38 годах проходил срочную службу в Красной Армии и тогда уже отличился. Неся постовую службу, задержал трех диверсантов. А когда началась Великая Отечественная война, его снова призвали в армию, в разведку, где он прослужил до конца войны.

Много боевых подвигов совершил Степан Егорович, пройдя тысячи километров по военным дорогам. Однажды, выполняя разведку в тылу врага, его отряд спас людей, запертых в амбаре для сожжения. Потом он участвовал в боях под Курской дугой, форсировал реки Днепр и Одер. 8 августа 1944 года у населенного пункта Кражяй (Литва) старший сержант Базяев разведал огневые средства противника и лично истребил четь гитлеровцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант Степан Егорович Базяев награжден орденом Славы 3-й степени (N23104) 20 августа 1944 года, находясь с батареей в окружении в районе населенного пункта Янулайце (Литва), старший сержант Базяев с отделением умело занял позицию, уничтожил 25 солдат и офицеров противника, что позволило огневым расчетам отразить атаку вражеских танков и выйти из окружения. За это Базяев был повторно награжден орденом Славы 3-й степени.[4]

Командир отделения разведки 490-го истребительнопротивотанкового артиллерийского полка 25-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 1-го гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта старший сержант Базяев с 21 по 25 апреля 1945 года в боях под Берлином разведал местонахождение восьми танков и минометной батареи противника, подавил две пулеметные точки и ликвидировал свыше десяти вражеских солдат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант Степан Егорович Базяев был награжден орденом Славы 1-й степени (N3779).[10]

Степан Егорович форсировал Днепр, Одер, освобождал Курск, Орел, Варшаву, Шауляй. Закончил он войну в Берлине, где расписался на рейхстаге в мае 1945 года. За годы войны он побывал в плену, где его пытали раскаленным железом, требуя сведений о расположении наших частей. Ничего не добившись, фашисты выжгли на спине солдата звезду. Побывал он и в штрафной роте, потому что свято верил, что право говорить правду в глаза заслужил в боях.

В коне 1945 года Степан Егорович был демобилизован, ему была вручена благодарность и напутствие от Маршала Жукова: «...За честную службу на благо нашей Родины объявляю Вам благодарность. Теперь Вам предстоит сменить оружие войны на орудие труда. Желаю Вам успехов на новой работе. Будьте и впредь в первых рядах нашего героического народа...»[4]

После войны семья Базяевых переехала в Лыткарино. Степан Базяев работал шофером на ЛЗОСе, затем в «Сатурне».[6]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1963 года в порядке перенаграждения Степан Егорович Базяев был награжден орденом Славы 2-й степени (N46401).

Таким образом, Степан Егорович стал полным кавалером Ордена Славы трех степеней, а это очень высокое звание, которое говорит о высокой отваге и мужестве.

В 1973 году Степан Егорович получил путевку в санаторий на Черное море. Дорога проходила по тем местам, где он родился и вырос. Переживания нахлынули, и резкая боль пронзила сердце... Станция Горловка, что в Донбассе, стала для него последней. Врачи поставили диагноз - разрыв сердца. Его тело родственники перевезли в Лыткарино и похоронили на Петровском кладбище. Лишь после его смерти (23 сентября 1973 г.) многие в Лыткарино узнали, что здесь жил полный кавалер ордена Славы.

В 1985 году, к 40-летию Победы было принято решение назвать в городе Лыткарино улицу в честь героя Степана Базяева. В начале этой улицы стоит большой блочный серый дом, его в народе так и называют «базяев- ским» На доме - гранитная мемориальная доска: «Улица названа в честь кавалера ордена Славы трех степеней Базяева Степана Егоровича».

Вот что писала об этом событии газета «Люберецкая правда»: «К одиннадцати часам 8 мая 1985 года стало многолюдно у дома №18 по улице Октябрьской. Праздник чувствовался во всем. Даже тополя, которые медлили распустить свои листья, к этому дню зазеленели. Пришли сюда лыткаринцы и стар, и млад. Но особенно торжественно выглядели ветераны, чью грудь украшали боевые награды... В митинге приняла участие вдова героя - Полина Михайловна Базяева. Учащиеся школы №2 преподнесли ей цветы. Отныне в Лыткарино появилась новая улица...»[4]

4.3. Проезд Гонора.

Проезд проходит между 9 и 10 домами на квартале За, далее - возле 4 школы и заканчивается у ТРЦ «Весна».

Гонор Лев Рувимович, еще один почетный житель нашего города, родился в Киевской губернии в 1906 году. В 920-е годы его семья переехала в Ленинград. В 1926 году, после окончания Ленинградского механического института, поступил на завод «Большевик». С июля 1937 по 1939 год работал главным инженером этого завода. В 1939 году был назначен директором Сталинградского завода «Баррикады». В ноябре 1942 года, после эвакуации предприятия, возглавил Свердловский артиллерийский завод №9 имени И.В.Сталина. С 1946 по 1950 год был директором НИИ-88, где возглавил работу по созданию ракет. В то же время там работал и Сергей Павлович Королев, будущий Главный конструктор советских космических ракет.[1] В 1950 году Гонор был переведен в Красноярск и назначен директором артиллерийского завода №4. 31 декабря 1951 года был арестован по ложному обвинению. Спустя полтора года был освобожден и назначен директором филиала ЦИАМ в Лыткарино, где трудился до конца своей жизни. Имел звание генерал- майора.

Достоинства Гонора можно перечислять долго. Он - участник Великой Отечественной войны, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Кутузова и Красной Звезды, орденом Отечественной войны, множеством медалей. Он - герой труда, награжденный Золотой Звездой Героя СССР за выдающийся вклад в оборонную промышленность, Лауреат Государственной премии и т.д.

При его участии у нас в городе велось энергичное строительство жилых домов, озеленялись улицы, был построен дворец культуры «Мир». В тяжелое дефицитное время, когда было нелегко получить необходимые строительные материалы, Лев Рувимович, использую свой авторитет, смог добиться необходимого снабжения для завершения строительства ДК «Мир». Люди, знавшие Гонора, вспоминают о нем как о человеке одаренном, мудром, интеллигентном, несомненно, заслуживающем долгой памяти.[4]



Основные выводы по работе.

  • В годы Великой Отечественной войны юноши и девушки вынуждены были оставить школы и пойти работать на заводы, в колхозы и учреждения для того, чтобы оказать посильную помощь фронту.

  • Храмы, святые места и другие архитектурные достояния были разрушены, осквернены, разграблены или использовались как склады и хранилища боеприпасов.

  • В годы Великой Отечественной войны на Заводе Зеркальных Отражателей было налажено производство прожекторных отражателей и бронестекол для самолетов ИЛ-2, ЛА-6 и ЯК-1, смотровые призмы для танков и другая продукция, отправляемая на фронт.

  • Приезжавшие в Лыткарино люди для работы на Заводе Зеркальных Отражателей из-за нехватки домов, строили их хаотично и без всяких правил, не было улиц, кварталов. Позже стали появляться улицы, проулки, проезды. Современные улицы стали приобретать свои названия, которые сохранили свои названия до сегодняшнего времени. 
          Каждая улица города индивидуальна, и по-своему значима для города.





 



Заключение.

9 Мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для каждого из россиян День Победы - самый главный, самый дорогой, поистине народный праздник. В этот день мы будем вспоминать героические и трагические страницы Великой Отечественной, вспоминать погибших, а главное - благодарить тех, кто остался в живых, кто выстрадал и совершил Победу!

Ветераны войны - люди особой закалки и особого духа. Перенеся все ужасы и тяготы войны, выстояв, всем смертям назло, они остались настоящими патриотами своей Родины. Они не умеют и не могут жить только ради себя, жаловаться на жизнь, просить за себя.

В Лыткарино ветеранов осталось уже совсем мало. Всего фронтовиков живут среди нас. Самым молодым из них - уже глубоко за восемьдесят. Наше государство и каждый из нас должны сделать все возможное для достойной жизни ветеранов.

Мы часто говорим: «День Победы - наш общий праздник». Не должно быть «чужих» стариков. Не должно быть такого, чтобы раз в год - праздничная открытка, а дальше - забвение. Это наша история, наши корни. Забыть - значит, предать, прежде всего, самого себя...

Говорят, что война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. Сегодня наша святая обязанность - сберечь память о войне, потому что это - наша общая память, без которой у нас нет общего будущего. Наш долг - оставить будущим поколениям не выдуманную, а правдивую историю, со всеми её страшными страницами, «удобными» и «неудобными». Тем более что живых свидетелей Великой Победы осталось так мало, а желающих цинично «переписать и переиначить» нашу недавнюю историю становятся всё больше.

В данной работе рассказано о людях, которые продолжали жить в военные годы и трудиться на благо своей Родины, а также о героях-лыткаринцах, в честь которых названы улицы нашего города. Хочется надеяться, что теперь, каждый раз проходя по улицам Сафонова, Базяева, по проезду Гонора, вы будете вспоминать подвиги наших земляков.








































Список использованной литературы.


  1. Материалы историко-краеведческого музея г.Лыткарино;

  2. Лыткаринские вести. 8.06.2001г.

  3. Лыткаринские вести. 14.04.2006г.

  4. Лыткаринские вести. Спец-выпуск. «Тыл у линии фронта».

  5. http://petr-pavel.org

  6. http://lzos.ru/index.php

  7. http://ia-lyt.mosoblonline.ru/historymo

  8. http://ru. wikipedia.org/wiki/65_лет_Победы_в_Вели кой_Отечественной_войне_ 1941—1945_гг.

  9. http://www.promoplanet.ru/ru/icons/ima-press- razrabotali-emblemu-prazdnovaniya-65-letiya-pobedy

  10. http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues- doc/68736

  11. http://verh-myachkovo.cerkov.ru



























Приложение.

Илл.1 Людская.

http://www.lytkarino-mo.ru/users/kr%20dom.JPG



Илл.2 ДК «Центр Молодежи» на улице Парковая.

http://cs622029.vk.me/v622029234/1fea/DRt6ReHh64M.jpg







Илл.3 Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства.

http://moycollege.ru/filestore/uploaded/IMG_1056_522_normal.jpg



Илл. 4 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково

http://www.lytkarino-mo.ru/users/Cerkov%20Turaevo%201911u.JPG





Илл.5 Храм Святых Апостолов Петра и Павла в мкр.Петровское.

http://www.lytkarino-mo.ru/users/ptp.jpg



Илл.6 ЛЗОС.

http://lzos.ru/pic/history/factory1.jpg

31


Исследовательская работа по краеведению на тему "Лыткарино прифронтовое: повседневная жизнь города в годы ВОВ" (6 класс).
  • География
Описание:

Глядя на современную жизнь городов Подмосковья, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Прошлое уходит в небытие... 

 

Исследовательская работа создана с целью благоприятного развития   образовательного процесса МОУ гимназии №7 г.Лыткарино посредством приобщения школьников к истокам национальной истории, используя  разные виды деятельности, методы и средства, побуждающие детей к яркому,    эмоциональному восприятию новых знаний об историческом прошлом своего края. Материал данной работы может быть использован на уроках истории и краеведения, а также на классных часах посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Автор Юданова Татьяна Борисовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1119
Номер материала 51555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓