Главная / Классному руководителю / Исследовательская работа по дополнительному образованию на тему "Лозоплетение"

Исследовательская работа по дополнительному образованию на тему "Лозоплетение"



Муниципальное образовательное учреждение

«Гадалейская средняя общеобразовательная школа»

Тулунский район




Районный конкурс исследовательских работ «Золотые руки мастера»

Декоративно-прикладное творчество




Исследовательская работа по народным промыслам


ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ


hello_html_5d887b9c.jpghello_html_m62b6a460.pnghello_html_m62b6a460.png

Выполнила: Ващилина Мария

11 класс


Руководитель: Трач Мария Григорьевна

c.Гадалей

Ул 40 лет Победы , 4/2

89500754606







Гадалей-2014



Содержание



  1. Введение …………………………………………………… ….. .. 3 стр.

  2. Цели и задачи исследовательской работы………………………5

  3. История развития лозоплетения ……………….. ………….. …...6

  4. Знакомство с народными умельцами Тунского района.

Плетение лозой. Практическая часть ……………………………… 13

  1. Заключение ……………………………………….......................... 19

  2. Список использованной литературы ……………………… …... 21

  3. Приложение……………………………………….. . ……………...22



























Введение



Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу, и плетение из бересты и лозы, и украшения из бисера и многое другое. (6) Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Великий лесной край, где зелёное вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озёрах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломская роспись.

Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись, сразу выбрала своё русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.

К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трёх десятков сёл и деревень. Одно из них, бывший волостной центр – Гжель.

Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу.

Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел. Славу небольшому посёлку Палех в Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палеховских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, тарелки, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру.

Давно обратили на себя внимание гончарные изделия мастеров из Болдина (Нижегородская область). Готовая посуда приобретает равномерную чёрную или тёмно-серую окраску, превращается в незамысловатый узор, нанесённый лощилом перед обжигом в печи, начинает отливать серебром и таит в себе неяркую мерцающую красоту.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки – дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство, а дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей.

Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. (6)

В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют

прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки.

Россия – страна лесная. Давным-давно, ещё до киевского князя Владимира, принявшего христианство, славянские племена строили

из дерева остроконечные языческие храмы, сторожевые башни, просторные жилища. На острове Кижи сохранилось несколько дивных, различных по композиции и декоративному убранству привлекательных и живописных часовен. Их называют «Кижским ожерельем». Музей-заповедник в Кижах по ценности своих памятников не имеет себе равных.

Дагестан, Кубачи – эти два слова широко известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Ювелирное искусство Дагестана, наряду с ковроделием, представляет высшее достижение мастеров из края, где развиты различные ремёсла. Современное творчество златокузнецов и гончаров, ковровщиц и мастеров других профессий продолжает лучшие традиции древней культуры народов Северного Кавказа. И сейчас в каждом ауле есть мастера, умеющие обрабатывать дерево, камень, и мастерицы, умеющие ткать и вышивать.

Художественная обработка металла достигла высокого уровня ещё во времена Киевской Руси. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. Часто деревенских кузнецов приглашали в город, где они ковали кружевные решётки для оград и ворот.(6)



Цели и задачи исследовательской работы

В нашей стране большое внимание уделяется возрождению народных промыслов. Познакомившись с историей развития различных народных промыслов, мы заинтересовались одним из видов - лозоплетением, поэтому перед собой поставили следующую цель:

глубже изучить историю развития народного промысла лозоплетение, познакомиться с работой умельцев лозоплетения нашей местности.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

  1. - изучить литературу по данному вопросу;

  2. - организовать встречу с умельцами лозоплетения и учащимися МОУ «Гадалейская СОШ»;

  3. - презентовать работу школьного кружка по лозоплетению «Мастер» (руководитель Ротарь Галина Павловна)

  4. - провести мастер – класс для желающих научиться плести из лозы.

Объект исследования народные умельцы села Гадалей Тулунского района

Основной метод исследования: сравнительно-сопоставительный.

Методом сбора информации является интервьюирование местных жителей: Племяничева Валентина Кирилловна (1936 года рождения), Иванцова Нина Александровна (1932 года рождения), Трач Александр Николаевич (1963г)

Исследования проводились с октября 2014 по декабрь 2014 года в селе Гадалей.

Работа строилась по этапам:

  1. Анализ литературы.

  2. Интервьюирование местных жителей.

  3. Фотографирование работ народных умельцев лозоплетения.

  4. Посещение кружка «Мастер», изготовление работ.

  5. Оформление полученных данных.

  6. Формулировка выводов.


История развития лозоплетения

Одним из видов народного промысла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей.

Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков.

Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ.

В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремёсел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды.

В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В средние века техника лозоплетения была одной из самых распространённых, многочисленные плетёные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения.

Ко второй половине 19-го века этот вид прикладного искусства вошёл в моду самых различных слоёв общества. Изделия из ивового прута и других

материалов занимали у многих народов нашей страны большое место в хозяйственной деятельности и домашнем обиходе. В промышленности, сельском хозяйстве и торговле их использовали при сборе и транспортировке овощей и фруктов, тех или иных товаров или сырья. Большим спросом пользовались и пользуются плетенные из ивового прута корзинки разного назначения: хлебницы, сухарницы, вазы, конфетницы и другие предметы домашнего обихода.

При архитектурном и художественном оформлении внутренних помещений домов отдыха и детских учреждений, общественных и зрелищных зданий, а также

квартир и особенно дач широко использовали плетеную мебель.

Современные материалы, используемые при архитектурном оформлении внутреннего помещения, в сочетании с плетеными изделиями, не только дополняют друг друга, хорошо смотрятся, но и украшают бытовую среду современного человека, очень чуткого к произведениям декоративно-прикладного искусства из натуральных материалов. Плетеные изделия тонкой художественной работы отличаются от прочих произведений декоративно-прикладного искусства легкостью, прочностью, гигиеничностью и теплотой вложенного в них труда.

Техника плетения из прутьев была одной из самых распространенных и в Средние века. На полотнах художников эпохи Возрождения изображены различные плетеные предметы обихода. На протяжении многих столетий из ветвей древесных растений возводили жилища и хозяйственные постройки, делали изгороди, плели детские колыбели, кузова повозок, мебель, корзины, а также делали игрушки, посуду и сувениры. В первой половине XIX века плетение из лозы, ивы и бересты вошло в моду самых различных слоев общества. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия(5) . Изделия находили широкое применение в хозяйстве. Во второй XIX века плетение из лозы, ивы и бересты вошло в моду самых различных слоев общества. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия. Предполагается, что лозоплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской России. В России плетут разнообразные изделия из черемухового прута: выездные сани, легкие тарантасы, чемоданы, дорожные сундуки. Из ивовой лозы - корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки и ларчики, детские игрушки, а для самых

маленьких и погремушки. (5)

Плетеные изделия всегда отличались красотой и изяществом. Особенно добротными и искусными изделиями славились мастера Верхнего Поволжья: кустари из Камышина, умельцы из деревень Костромской и Ивановской областей. Промысел относят к формам семейного производства.

Плетение - искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времен плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.

Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь к списку возможных материалов добавились синтетические ленты. Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и веревочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.

Самыми старыми из найденных плетеных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме - и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта! Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. Но это лишь два-три примера из истории. На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где ее берут. Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому - ракитник (да, тот самый "куст ракиты за рекой"!). Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Однако найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели, - задача не из легких. Короткие, узловатые побеги, пустившие

отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта - вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких. Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой. Плетеная корзина и сейчас осталась "тарой номер один" для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков. Но дело не только в легкости и прочности плетеного "оборудования", но и в его эстетичности. Ведь за город, на дачу, мы едем ради общения с природой, а "натуральность" корзин из ивовой лозы (вместо вездесущих пластмассовых ведер) легко настраивает утомленных горожан на нужный лад, принося спокойствие и умиротворение.

До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе. Всевозможная мебель, газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины, детские игрушки, предметы сервировки стола пользовались и пользуются неизменным спросом. Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Одним из таких мест является Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные сорта лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые

плели корзины. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги. Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий человека. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из старинных манускриптов известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы и других материалов. Плетение возникло, прежде всего, в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетеных изделиях: предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, плетеные ловушки для зверей и птиц, и прочее. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. Начиная со средних веков, плетеные изделия находят широкое применение. У крестьян это были предметы быта, у знати – предметы отдыха и украшение интерьера. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце 18-говека. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее. В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. В начале

20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков. В послевоенные 40-е-50-е годы плетение не развивалось: все силы, и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной. Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть "отсталое прошлое": оно стало немодным. И все же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы. В 60-х-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов. Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром Россия "возвращается к корням". Рождается новое поколение "экологических" людей, мыслящих стратегически

Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. Такие школы были открыты в Ярославской, Тульской, Курской и Московской губерниях.

Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д.В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели.

В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную

мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже. Кельне, Нью –Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы. Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Многое сейчас забыто и требует серьезного изучения. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел, стало поздно развиваться и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок. В 50-х годах нашего столетия на мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Они стали выпускать плетеную мебель и изделия утилитарного назначения.

В 1971 году по инициативе художника Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий. Продукция цеха лозоплетения по сей день пользуется особенным спросом. Уровень мастерства некоторых плетельщиков очень высок.

Знакомство с народными умельцами Тулунского района. Плетение лозой

Люблю бродить я по лугам,

Вставая раньше, до зари.

Мне прояснение прохладой

Дрожит росинкой изнутри.

Едва виднеется тропинка,

Звенит ручей, родник не спит.

Верба чуть слышно и спокойно,

С ним о любви всё говорит.

Вдыхаю свежесть полной грудью,

Лоза мне силы придаёт.

И снова в сказку вместе с нею

Весь день и вечер мой уйдёт.

Л.П.Евтушенко



Лозоплетениеремесло, развитое в основном среди славянских народов. Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные вещи, такие как корзины, вазы и другие.

Знакомство с народными умельцами мы начали с районного краеведческого музея и библиотеки, где нам рассказали о народных умельцах Тулунского района. Из материалов музея и библиотеки мы узнали, что как народный промысел лозоплетение у нас в районе не получило широкое развитие, но этим ремеслом занимались очень долго во всех деревнях района. В каждой деревне были умельцы, которые занимались плетением корзин. До сих пор ещё есть любители лозоплетения. Нам захотелось познакомиться с ними поближе. С помощью работников библиотеки нам удалось найти материал фестиваля «Живые ремесла». В 2011 году двадцать шесть мастеров, девятнадцать подмастерьев и три клубных формирования, а также мастеров из Нижнеудинска и Иркутска собрал в ДК «Прометей» первый открытый фестиваль декоративно-прикладного искусства «Живые ремёсла». Многообразие техник – витраж, вышивка, резьба по дереву, лозоплетение, глина, тестопластика, лоскутное шитьё, береста, вязание, батик, а также жгутовые куклы и текстильные изделия, множество образов и сюжетов, профессиональное исполнение и частичка души мастера в каждом представленном изделии – вот что стало поистине открытием для всех, кто пришёл на фестиваль. И, наверняка, не пожалел, потому что можно было не только посмотреть, но и купить приглянувшуюся работу. Кстати, в рамках фестиваля прошёл ещё и районный конкурс «Мастер года – 2011»

  - Подобный фестиваль мастеров декоративно-прикладного искусства в Тулунском районе проводится впервые, - прокомментировала происходящее специалист по народному творчеству организационно-методического Центра Тулунского района, мастер по лозоплетению Елена Лисицкая, - участие в нём приняли мастера практически всего района, более чем из десятка сёл. Очень богата выставка техниками представленных работ. Есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

   Открыл фестиваль звонкой русской песней фольклорный ансамбль «Сибирская славица». С приветственным словом выступили начальник Управления по культуре, молодёжной политике и спорту администрации Тулунского района Л.И. Константинова и народный мастер Иркутской области М.И. Онучкова.

   - Это очень важное мероприятие, - сказала Любовь Ивановна Константинова, - потому что сохранять народную культуру так же важно, как восстанавливать разрушенные храмы. Именно народная культура  - традиции и обычаи – формируют храм души человека. Нестареющее наследие наших предков сохраняют и дарят нам наши мастера. Впервые в 1994 году родилась идея возрождения и сохранения народного творчества на территории учреждений культуры. Тогда в Тулунском районе в базе данных числилось 18 мастеров. Сегодня их более ста человек. Мы не стоим на месте и будем дальше поддерживать и развивать народное творчество района. 

   - Эта выставка показала, насколько Тулунский район мастеровит, - добавила Мария Ивановна Онучкова, - как много в нём живёт интересных  мастеров, оригинальных и индивидуальных, как много техник освоено мастерами, какое разнообразие работ представили они. Хочется, чтобы эта первая выставка не стала единственной, а фестиваль имел продолжение. Живые ремёсла пусть живут не только в нашем сердце, но и сохраняются с помощью наших золотых рук. 

   Эстафету от присутствующих подхватили ведущие  - Марья-Искусница и Данила-Мастер, которые представили мастеров и рукодельниц зрителям и строгому жюри. Оценить работы и выбрать лучшие, оригинальные, неповторимые были приглашены преподаватели Тулунской ДХШ Е.А. Смычкова, О.В. Трифонава, директор Межпоселеческого организационно-методического Центра Тулунского муниципального района Р.И. Симонова, ведущий аналитик, специалист по работе с поселениями Управления по культуре, молодёжной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района А.В. Киселёва. Председателем жюри стала Мария Ивановна Онучкова, народный мастер Иркутской области по ДПИ, преподаватель народного клуба «Творчество», Музейно-культурного Центра г. Нижнеудинска.

   Члены жюри, оценив выставочные работы, руководствуясь конкурсными критериями – мастерство и своеобразие  технического исполнения, актуальность и оригинальность темы, содержание и традиционность  исполнения, -  определили победителей и номинантов в каждой из трёх номинаций: «Работа с пластическими материалами», «Художественная обработка дерева», «Изделия из текстиля». Отдельно были учреждены номинации – «Подмастерье года» (участвовали мастера до 18 лет), «За преданность ремеслу», «Открытие года» и «Приз зрительских симпатий».  Спонсорами фестиваля стало Управление по культуре, молодёжной политике и спорту  администрации Тулунского  района, а также, учредив свои собственные призы, предприниматели и предприятия города – ООО «Мясной двор» в лице его директора Владимира Киреева, Игорь Копытко и кафе «Бриз».  

   В торжественной обстановке прошло награждение лучших мастеров. В номинации «Изделия из текстиля» диплом I степени получила М.Г. Орлова (с. Бурхун), диплом II  степени – Е.А. Бардова (с. Бурхун), она же получила специальный приз от председателя Союза предпринимателей г. Тулуна и Тулунского района Игоря Копытко – сертификат на 1000 рублей, диплом III степени  - В.В  Асташко и Г.А. Грачёва (с. Шерагул). В номинации «Художественная обработка дерева» диплом I степени был отдан О.В. Алексенковой (с. Шерагул), диплом II степени достался В.Н. Атминович (с. Гуран), диплом III степени получил А.М. Чикиндин (с. Гуран). В номинации «Работа с пластическими материалами» диплом III степени – у Елены Дудниковой (с. Шерагул), диплом II степени – Олеси Свинарёвой (с. Шерагул), диплом I степени увезла в с. Гуран И.Д. Ерданова. Специальный приз «За преданность ремеслу» получил Г.Д. Оводнев (с. Гуран), диплом «Открытие года» уехал в п. Алгатуй, он был отдан автору коллекции мягких мишек Алёне Игрушиной. Подмастерьем года был назван Николай Волков, воспитанник школы-интерната из посёлка Целинные Земли за свои работы из лозы. И, наконец, самая главная награда! «Мастер года – 2011» получили резчики по дереву братья Росляковы Сергей и Виталий из села Котик. Между прочим, приз зрительских симпатий тоже достался Росляковым. Так что у котикских мастеров – двойная победа. Победители и дипломанты получили ценные призы и памятные подарки. Специальный приз от кафе «Бриз» получил Александр Кокорин (с. Бурхун), приз от ООО «Мясной двор» получили сразу два участника конкурса – Т.М. Созонтова (с. Будагово) и С.А. Саламахина (с. Азей).     

Мы встретились с жителями села Уйгат и Гадалей, которые плёли и плетут разнообразные корзины уже много лет. Мы решили познакомиться с ним поближе. Александр Николаевич Трач встретил нас приветливо и показал свои работы. Из рассказа народного умельца мы узнали, что его научил плести корзины отец Николай Антонович, которого научил дедушка Антон сразу после войны. Корзинки использовались как тара для переноски грузов, картофеля и других овощей. Многие мужчины занимались тогда лозоплетением. Как сказал Александр Николаевич, «только ленивые не плели». Для садовников и грибников корзина была незаменимой тарой. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, радовали селян при уборке картофеля. Сам Александр Николаевич всю жизнь проработал в лесхозе. Во время работы в лесу присматривал поросль лозы и весной, осенью заготавливал материал. Корзинки плёл и во время отпуска и дома в свободное время. Корзинка, лукошко – это самый востребованный товар был на протяжении многих лет в деревне. С корзинкой ему удобно было ходить за грибами, ездить на природу, переносить и перевозить яйца, продукты. Весной ещё плели ерши для ловли рыбы. Лозу использовали и для плетения изгородей возле дома. Александр Николаевич показал фотографии, которые от времени уже пожелтели, на которых дед Антон представляет свои изделия на сельскохозяйственной ярмарке. О другом умельце я всё знаю –это мой учитель, руководитель кружка «Мастер» Ротарь Галина Павловна, где я занимаюсь уже четыре года. Плести корзины Галину Павловну научил Бударный Владимир Анатольевич, который работает в художественной школе г. Тулуна, преподает «Лозоплетение и дизайн». Мы всегда вместе с нашим руководителем заготовливаем материал весной, осенью и зимой (на машине, мотоцикле, пешком с санками).

Руководитель нам рассказал о хитростях лозоплетения и показал приёмы плетения. Я принялась учиться этому сложному рукоделию. Мне так хотелось увидеть результат своей работы, а руки не всегда меня слушались. Галина Павловна помогала мне, постоянно хвалила меня. Вот работа закончена и я довольна своим результатом. Научиться плести из ивы и лозы может любой желающий. С помощью определённых приемов и правил плетения можно создать практически любую вещь. Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий , является прут ивы (или лоза). Основным сырьем лозоплетения являются одно – двухлетние побеги кустарниковых ив (лоза). Они должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью и окраской. Как определить, подойдет, прут для плетения, или нет? Просто. Срезается прут и обматывается несколько раз вокруг пальца. Пригодный может оборачиваться сколько угодно раз, не ломаясь. Теперь посмотрите на срез прута. Он поделен на 2 части: сердцевину и древесину. Чем меньше у него рыхлая сердцевина и чем больше древесная оболочка, тем он прочнее и выше его качество. Для работы нам понадобятся рабочий стол, удобный по высоте, и низкий стул. Кроме того, необходима дрель, кусачки, ножовки, отвертки, шурупы, мелкие гвозди, тонкая и мягкая проволока, ванна для вымачивания прутьев и

другие инструменты и приспособления.

В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток). Плетение бывает сплошное, ажурное и смешанное. Основные виды сплошного плетения: простое, послойное, рядами, квадратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько видов плетения. Простой способ плетения - заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме «перед - за, перед - за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по пологой спирали. В замкнутых контурах изделий (корзины, вазы) наслоение рядов ведется кругообразно в одном направлении - слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута высота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец с вершинным.

Заключение



Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь

всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу

пропустив историю русского народа.

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки.

Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далекого прошлого в мифах и легендах.

Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте. Для выживания надо было не так уж много - грубая шкура, дающая тепло, примитивные орудия труда, немногочисленная утварь, пещера с надежно прикрытым входом.

Но в тяжелейших условиях, с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали законы гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы.

Не зря во все времена мастера повторяли, что материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен.

Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремесел? И то, что не могли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора. Это мебель, табакерки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки. А на улицах и площадях буквально все, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решеток и витражей в соборах, - все это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров. И если самые древние из предметов и сооружений сохранились до наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда остается и сам мастер - вдохновленный своим ремеслом человек?

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете - растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или еще какого-нибудь продукта нефтепереработки. Ведь у нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традиций.




Литература

1. Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. / Рукоделие. М., 1959.

2. Кузьмина М. / Азбука плетения. - М., 1993.

3. Некрасова М.А. / Народные мастера. Традиции, школы. - М., 1985.

4. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / Плетеные изделия. - М.:

Лесная промышленность, 1982.

5. Несерова Д.В. /Плетение лозой, ивой, берестой. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

6. Романова А.Ф. /Нестандартные уроки географии 8-9 классы. Народные

промыслы России - 2004



Приложение

Мастер- класс. Плетение донышка

 С донышка начинается плетение корзин, вазочек, лукошек. Научившись плести донышко ровно и плотно, можно приступать к изготовлению целого изделия. Техника выполнения несложная, но требует тренировки. 

1

hello_html_m4bf2e46.jpg

Для плетения донышка «3х3 прута» затачиваем 6 колышков.

 Распределяем их по толщине.



2

hello_html_ma740c4c.jpg

3 колышка расщепляем ножом.



3

hello_html_m483c9500.jpg

Нанизываем расщеплённые колышки.

 

4

hello_html_m47b7de16.jpg

Должна получиться такая крестовина.

 

 

 

 

 

 



5

hello_html_m45a68034.jpg

Для начала оплётки берём 2 тонких прута и вставляем вершины в расщеплённое отверстие.



6

hello_html_m208395e9.jpg

Оплетаем 2 ряда пучками.



7

hello_html_m6a7fba00.jpg

Теперь надо оплести каждый колышек  крестовины



8

hello_html_m5da255b.jpg

Продолжая плетение, стараемся, чтобы колышки равномерно расходились в «солнышко»



9

hello_html_m39f87eb5.jpg

Сплетённое донышко зачищаем бокорезами от лишних концов прута и кладём под пресс.









Исследовательская работа по дополнительному образованию на тему "Лозоплетение"
  • Классному руководителю
Описание:

В нашей стране большое внимание уделяется возрождению народных промыслов. Познакомившись с историей развития различных народных промыслов, мы заинтересовались одним из видов - лозоплетением, поэтому перед собой поставили следующую цель:

глубже изучить историю развития народного промысла лозоплетение, познакомиться с работой  умельцев  лозоплетения нашей местности.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

                        - изучить литературу по данному вопросу;

                        - организовать встречу  с умельцами  лозоплетения  и  учащимися МОУ  «Гадалейская СОШ»;

                        - презентовать  работу школьного кружка по лозоплетению «Мастер» (руководитель Ротарь Галина Павловна)

                        - провести мастер – класс для желающих научиться плести из лозы.

  Объект исследования народные умельцы села Гадалей Тулунского района

 Основной метод исследования: сравнительно-сопоставительный.

 Методом сбора информации является интервьюирование местных жителей: Племяничева Валентина Кирилловна (1936 года рождения), Иванцова Нина Александровна (1932 года рождения), Трач Александр Николаевич (1963г)

Исследования проводились с  октября 2014 по декабрь 2014 года в селе Гадалей.

Работа строилась по этапам:

1.      Анализ литературы.

2.      Интервьюирование местных жителей.

3.      Фотографирование работ  народных умельцев лозоплетения.

4.      Посещение кружка «Мастер», изготовление работ. 

5.      Оформление полученных данных.

6.      Формулировка выводов.                                                                                

Автор Трач Мария Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1595
Номер материала 25818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓