Главная / Музыка / Исследовательская работа об оперной певице

Исследовательская работа об оперной певице

6


Толстова Наталия, учащаяся 9 класса МБОУ Емешевская СОШ

Горномарийского района Республики Марий Эл.

Руководитель Ильина С.В., учитель марийского языка, литературы, ИКН



Тема моей исследовательской работы: Славен человек талантами. Путь на оперную сцену.

Богата наша Марийская земля известными и талантливыми людьми, которые прославляют своими талантами наш народ, которыми мы очень гордимся! А особенно нам становится очень гордо, когда этот талантливый человек из твоего села, деревни. Одна из таких уже прославленных людей - моя землячка Елена Никитина. Я бы хотела рассказать о её жизни и творчестве – это цель моей работы.

Перед собой ставила такие задачи: побольше найти сведений о ней, прослушать имеющиеся у меня записи в ее исполнении, познакомить моих одноклассников и учащихся с ее деревни ее творчеством. Привить чувство восхищения ее талантом.

Новизна моей работы: открыть ее имя широкому кругу слушателей и заставить полюбить оперное пение, заставить удивиться такому голосу.

Настоящих оперных певиц, родившихся в марийских деревнях и посвятивших свою жизнь и творчество национальному театру оперы и балета имени Э.Сапаева, единицы. Это Елизавета Коновалова, Светлана Сушкина и Лидия Бочкарёва. Все они окончили консерватории, имеют высшее музыкальное образование. Им подвластно всё: народные и эстрадные песни, романсы и шедевры оперных партий.

Осенью 2011 года в списке солистов театра появилось новое имя - Елена Никитина. Родилась она в моём родном Горномарийском районе в 1977 году в деревне Чекеево.

Горномарийцы - народ поющий. Отец Елены играет на гармони, а мама хорошо поёт.

Поэтому неудивительно, что в первом классе на вопрос учительницы: «Кем ты хочешь стать?», Лена смело ответила: «Певицей!».

Своё путешествие в мир музыки она начала с обучения игре на гуслях в филиале Микряковской музыкальной школы в Пертнурской средней школе. Ее преподавателем была Салянова Людмила Изосимовна. Она учила азам музыкальной грамоты в классе гусли. К той поре относятся и её первые концертные выступления, когда под аккомпанемент известного в Марий Эл гармониста Арсения Яйцова она исполняла песни на горномарийском и русском языках.

Своё обучение Елена продолжила в Йошкар-Оле на вокальном отделении музыкального училища имени И.С.Палантая. В столице Марий Эл студентка впервые увидела и услышала оперу великого итальянского композитора Верди «Травиату». Сама она пока стала солисткой студенческого ансамбля пединститута «Пеледыш». В его составе выступала в родном районе, также в городах Эстонии.

Окончив музыкальное училище, она в 1997 году легко поступила на факультет вокального искусства Чувашского государственного университета имени И.П.Ульянова. В том же году в Козьмодемьянске Елена стала обладательницей гран-при популярного ежегодного конкурса горномарийской песни «Мыры …».

Стремление к совершенствованию своего голоса заставило певицу перевестись в Нижегородскую государственную консерваторию имени М.И.Глинки.

Нижегородская консерватория сегодня - это динамично развивающийся современный российский вуз, крупный образовательный, научно-просветительский и культурный центр Поволжья. В Нижегородской консерватории работает высокопрофессиональный педагогический коллектив. В составе коллектива свыше 200 преподавателей, в их числе профессора и доценты, доктора и кандидаты наук, педагоги, отмеченные почетными званиями и наградами.

Консерватория бережно хранит и приумножает лучшие традиции российской академической музыкальной школы.



После её окончания повышала профессиональное мастерство во всемирном известном Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С блестящего исполнения партии Джильды Елена Никитина начала в 2005 году свою артистическую карьеру в Омском музыкальном театре. С Омском у певицы связаны хорошие воспоминания. Одно из них - рождение сына Миши.

Четыре года спустя она вернулась в Москву, продолжая выступать во многих столичных залах, например, в кремлевском Дворце съездов. И всё это время ее не покидали мысли о родном марийском крае.

За небольшой период работы в Йошкар-Оле певица исполнила главные роли в операх Э.Сапаева «Акпатыр» (Эвика), Дж. Верди «Травиата» (Виолетта), оперетте И.Кальмана «Сильва» (Сильва) и в других спектаклях. Её прекрасный голос звучал в Италии и Испании.

У Елены Никитиной лирико-колоратурное сопрано.

Значение слова Сопрано по словарю Ушакова:
СОПРАНО - нескл., ср. (ит. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Сопрано в Энциклопедическом словаре:
Сопрано - (итал. soprano - от sopra - над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают
сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Верхняя партия в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.

Лирико-колоратурное сопрано - у этого вида голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания. Отличается природной беглостью, легкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано, при этом имея более звучную «середину», что позволяет певицам лирико-колоратурного сопрано исполнять репертуар как лирического, так и лирико-колоратурного сопрано.

В репертуаре Елены Никитиной ария Царевны -Лебедь в опере «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, ария Снегурочки в одноименной опере Н. Римского-Корсакова и многие другие.

Прекрасная сказка о Снегурочке. Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки - хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу -- колоратурному сопрано. Колоратурное сопрано – самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передает сказочный образ. Колоратуры в партии Снегурочки ассоциируются с пением птиц, спутниц весны, с веселой мартовской капелью, с журчанием веселых ручейков. Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Характер звучания колоратурного сопрано позволяет создавать шаловливые, своенравные образы, такие как Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки. Часто колоратурному сопрано поручают партии сказочных персонажей – Царевны-лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, Шемаханской царицы в его же «Золотом петушке». Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано – нежный, легкий голос. Для него написаны партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Наташи в «Войне и мире» Прокофьева, Тамары в «Демоне» Рубинштейна. Партии, в которой преобладают черты лиризма, душевной теплоты. Голоса, которые сочетают в себе различные качества, называют лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими голосами могут петь разные партии. Выбирают они для себя те, которые оказываются более удобными по голосу, близкими по образу. Чудесным лирико-колоратурным сопрано обладала великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы. Теперь знаю, почему у Елены Никитиной голос считается лирико-колоратурное сопрано.

Я предлагаю послушать песню в ее исполнении.

Сейчас в Национальном театре имени Э. Сапаева звучит чудесный голос Елены Никитиной, ещё одной марийской оперной дивы.

На оперной сцене исполняла партию Эвики из – оперы «Акпатыр»

Это ее возвращение на родину. За короткое время она удостоилась таких наград: в 2009 г. − Лауреат благотворительного международного конкурса «Мир на ладони»;
в 2011 г. – Благодарность от Президентского полка за участие в концерте в Московском Кремле, посвященном Дню защитника Отечества.

Пусть их не много, но работа на сцене еще только началась.

Изучив жизнь и творчество Елены Никитиной, я поняла, что только кропотливый труд делает человека успешным, востребованным в обществе. И я очень горжусь, что наша Марийская земля богата такими талантливыми людьми, как Елена Никитина! Предлагаю дослушать песню на ее родном языке «Ітявлін шачмы кечї лїмеш».

Я мечтаю послушать Елену Никитину на оперной сцене!

Моя работа может использоваться на уроках ИКН.

Я пользовалась такой литературой.






Использованные источники:

1.http://www.operaballet.net/ru/collective/opera/nikitina_elena/
2. Шапкин В. Елена Никитина – оперын мырызыжы / «У сем», декабрь, 2014
3. Шапкин В. Возвращение на родину / «Марийский мир», декабрь, 2014 г.

4. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.





Исследовательская работа об оперной певице
  • Музыка
Описание:

Славен человек талантами. Путь на оперную сцену.
Богата наша Марийская земля известными и талантливыми людьми, которые прославляют своими талантами наш народ, которыми мы очень гордимся! А особенно нам становится очень гордо, когда этот талантливый человек из твоего села, деревни. Одна из таких уже прославленных людей - моя землячка Елена Никитина.
Перед собой ставила такие задачи: найти сведения о ней, прослушать записи в ее исполнении, познакомить одноклассников и учащихся с ее деревни творчеством певицы. Привить чувство восхищения ее талантом.
Новизна моей работы: открыть ее имя широкому кругу слушателей и заставить полюбить оперное пение, удивиться такому голосу.
Настоящих оперных певиц, родившихся в марийских деревнях и посвятивших свою жизнь и творчество национальному театру оперы  и балета имени Э.Сапаева, единицы. Это Е. Коновалова, С. Сушкина и Л. Бочкарёва. Все они окончили консерватории, имеют высшее музыкальное образование. Им подвластно всё: народные и эстрадные песни, романсы и шедевры оперных партий.

Автор Ильина Светлана Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 531
Номер материала 39425
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓