Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыИсследовательская работа об истории села Никитино Починковского района Нижегородской области

Исследовательская работа об истории села Никитино Починковского района Нижегородской области

Скачать материал

-1-

Из глубины средневековья

«Не знать, что было до того,

как ты родился, значит остаться

навсегда ребёнком»

Цицерон

Введение

Большое русское село Никитино находится в Приволжской возвышенности, на самом рубеже Горьковской области с Мордовией (Приложение 1). Местность вокруг села Никитина увалистая, лесостепная, вроде бы ничем особенным непримечательная, климат умеренно-континентальный, на редкость здоровый. Село Никитино не отличалось от окружающих сёл и деревень. Оно казалось типичным. Как и всюду в средней полосе России крестьянские дома были одноэтажными, рубленными из липовых, сосновых, а для прочности и долговечности из дубовых брёвен. Покрывались они, как правило, только соломой.

Обитатели села, рослые, крепкие здоровьем, трудолюбивые, практичные, добропорядочные люди. Особенно интересны женщины. Они очень дородные, энергичные, не уступают своим мужчинам, ни в какой работе, а при случае могут заткнуть за пояс любого молодца. Так и, кажется, что русский поэт прошлого века Н.А. Некрасов брал портрет для героинь именно с Никитянок. В дополнение к этому следует добавить, что женщины села были ещё и плодовиты. Их родное село росло и увеличивалось именно только за счёт  неудержимой рождаемости. Жители села Никитино были три столетия крепостными. Жестокая эксплуатация феодалами-помещиками держала безвольных крестьян в таком режиме, что они не располагали свободным временем и не могли развивать свои природные дарования. Грамотных людей в ту пору в селе не было, письменность в крестьянской среде ещё не практиковалась. Никакой летописи села Никитина не существовало. Такая скудность культуры позволяла знать минувшие годы образ жизни своих предков разве что, по

-2-

народным преданиям, по нехитрым рассказам стариков, по невесёлым песням, да по кое-каким порой неправдоподобным легендам.

Исследовательская часть

Любопытство жителей села Никитина к истории  родного села и бытия предков только через четыре столетия удалось удовлетворить. В Москве в Государственном архиве сохранились древние акты, которые свидетельствуют о том, что село Никитино возникло в период Средневековья. Случилось это событие вскоре после того, как Иван Грозный покорил Казанских татар и ликвидировал царство Астраханское. Исторические акты подтверждают, что после этих побед народы Нижнего Поволжья воссоединились с Русью. Московское государствозаметно расширило свои границы и приобрело большие природные богатства. Именно в ту пору для тружеников Русской земли были открыты широкие поля невозделанного чернозёма, большие массивы девственных лесов, водоёмов и прочих природных богатств по всей верхней Оке, по верхнему Дону, по обе стороны Волги. Русь набрала силу и превратилась в могущественное государство. Однако, граничащие государства вовсе не хотели иметь под боком сильную и могущественную Русь. Всё чаще создавались различные интриги и пограничные конфликты. Крымские татары, жизненным промыслом которых постоянно были грабежи и разбои, усилили дикие набеги на Русские сёла и деревни на юге.  На Западе польская шляхта  Ливония агрессивным путём захватывали земли, принадлежащие Русскому государству. На севере Швеция преграждала путь выхода Руси к Балтийскому морю. Таким образом, на всех рубежах не было покоя, и не прекращались раздоры. Правительство тогда решило укрепить как можно прочнее оборону страны путём заселения пограничных районов служилыми людьми и тягловыми крестьянами. Вот тогда ратнику земского ополчения Никите Полдомасову  и была предоставлена земля за Пузской засекой на границе Мордовии около самой пограничной черты, идущей от города Алатыря до Темникова, в так называемом «Собакинском стане»1. Никита Полдомасов (Приложение 4) оказался практичным хозяином.Он быстро оценил эти земли, надеясь, что труд хлебороба с лихвой будет

1Гришутин В.Г. – «История с. Никитино»

-3-

оплачиватьсяприродой. Но как многие помещики, он не мог освоить целину. Тогда он пригласил на эти земли крестьян из густонаселённых районов страны. Переселенцы знали, что переезжают из насиженных мест в дикий край, в пустынное одиночество, где природа явно находилась в непробудном сне, где им придётся преодолевать большие трудности. Но группа подлинных хлебопашцев решилась на последний шаг. Разумеется, это решение было принято не от хорошей жизни. Вот таким образом, четыре столетия назад, на степной нови, далеко в стороне от больших городов и проезжих трактов, между глубоких как трещины оврагов Ламовки и Кардасоки, возникла новая деревня. Шесть избушек было построено в начале. Крестьяне не думали о комфорте. Окна домиков были маленькими, вместо стёкол затянуты плёнкой из бычьего пузыря. Огромная печь занимала половину хаты. Топилась она по-чёрному. Мебель состояла из стола и двух лавок, топорной работы. Зимой в доме содержались новорождённые телята, ягнята, козлята и другие домашние животные. Тут же висела детская зыбка. Воздух внутри хат поэтому был всегда с привкусом, режущим глаза. От печной копоти и слабопроницаемого света с улицы, там  царил постоянный мрак. Вечерами зажигалась лучина, которая ещё сгущала воздух. Назвали деревню Полдомасово, отдавая при этом дань Никите Полдомасову.

Деревня Полдомасово находилась в глухомани, но её обитатели тут же были взяты на учёт и занесены в писцовые книги и стали называться «людьми письменными». Жизнь полдомасовцев протекала в темноте и невежестве.2Но они не смущались своим положением, наоборот, были довольны тем, что, наконец, обрели на новом месте пристанище, а на широких полях нестеснённую волю своему труду. Полдомасовцы начали вести натуральное хозяйство. На плодородных землях сеяли: рожь, овёс, чечевицу, лён, коноплю и прочие культуры. А кое-кто из крестьян выкармливал и разводил скот. Как практичные хозяева,  Полдомасовцы делали своими руками все средства сельскохозяйственного производства: сохи, бороны, повозки, сани и прочий инвентарь. Умело дубили овчины, разделывали кожи из шкур животных. Из овчин шили себе шубы, тулупы. Из кож тачали сапоги женские коты, полу сапоги. Особенно мастерски делали лапти. Женщины в свою очередь пряли

2Гришутин Г.Село.каких тысячи.- Газ. «Колхозная деревня» (Починки), 1969, №58

-4-

нитки из конопляного и льняного волокна, из овечьей шерсти, затем искусно ткали на своихпримитивныхстанках различные полотна. Итак, практичностью и трудолюбием они обеспечивали свои скромные потребности, не всегда даже прибегая к рынку. Полдомасовцы политикой не занимались, от государственных дел стояли далеко в стороне, но общественные обязанности справляли исправно. Государственные подати платили тоже исправно. Как добропорядочные христиане строго соблюдали церковные правила. Берегли обеты старины, не нарушали дедовских заветов. Государственной силой в деревне был труд, добропорядочность и почтительное уважение к старшим. В общем, в деревне царили мир и сердечные взаимоотношения.

И вдруг неожиданно, к величайшему несчастью, в государстве возникли чрезвычайно тяжёлые события и огромные перемены в крестьянской судьбе. Роковое событие произошло в русском  обществе после смерти царя Ивана Васильевича. На русском престоле оказался по наследству отпрыск Ивана Грозного Фёдор Иванович. Новый царь был молод, неопытен в государственных делах, слабый здоровьем и безвольный человек. Страной по сути стал управлять шурин нового царя Борис Годунов. При новом царе в стране было введено крепостное право. Как обычно бывало раньше, после больших государственных потрясений и разорительных последствий бремя тяжести ложилось на плечи простого народа. Основным классом было в ту пору крестьянство, на его долю и был назначен тяжёлый гнёт по восстановлению экономики и укреплению государственности. Полдомасовцы не избежали той же печальной участи. Вначале они были привлечены к труду по восстановлению хозяйства. Потом окончательно закабалены и обречены на полное бесправие. Каких только издевательств крестьяне-крепостные села Никитинане испытывали. Их продавали, как вещи, принадлежащие крепостнику, меняли на коней, на щенят, проигрывали в карты.

      22 января 1612 года служивые люди земского ополчения Фёдор Левашов да Яков Миленин3 получили по отказной грамоте Московского правительства в своё поместье деревню Полдомасово в Арзамасском уезде.  Для крестьян деревни Полдомасово это

3Гришутин Г. Из истории села Никитино.- Газ. «Колхозная деревня» (Починки), 1974, №2

-5-

решение правительства явилось  неожиданностью. Полдомасовцы не знали, что на Руси введено крепостное право, поэтому усомнились в подлинности этого государственного акта. Они категорически заявили помещикам, что не могут признать их своими хозяевами. Господа Миленин и Левашов восприняли протест Полдомасовцев как оскорбление их личности и организованным бунтом против государственной власти. Поэтому крепостники тут же обратились с челобитной к управлениям Московского государства.  В Москве к челобитной отнеслись с полным доверием и незамедлительно приняли меры для усмирения Полдомасовцев и принудительной передаче их крепостникам.

Арзамасский воевода князь Львов не замедлил принять решительные меры по исполнению строгих распоряжений управителей Московского государства. Для суровой  расплаты с бунтарями в деревню Полдомасово был направлен приказной делец с отрядом вооружённых ратников. Многих крестьян наказали на месте, а кое-кого увезли в Арзамас на расправу. Полдомасовцев наказали очень сурово и неволей подчинили помещикам Миленину и Левашову. Вот, таким образом крестьяне деревни Полдомасово и были лишены относительной вольности и закабалены навечно, В древних актах нет указаний о том, как строились взаимоотношения  крепостников с крепостными, но народные предания донесли до нас такие сведения, что никакой взаимности между крепостными и крепостником не было. Помещики мстили за причинённое оскорбление, крестьяне, в свою очередь, как могли, проявляли резкие протесты.

Дело дошло до того, что правительство быстро отобрало деревню Полдомасово у помещиков Миленина и Левашова,  передало её помещику Василию Аргомакову. Крестьяне были довольны и горды тем, что первые помещики не сломили их воли. И при последующих вотчинниках они не падали низко и не теряли своего лица.При вотчиннике Аргомакове в деревне Полдомасово была построена деревянная церковь «Николы-чудотворца, господский дом, и на реке Рудня, в трёх километрах от деревни, барская дача (Приложение 3). По правилам того времени, с постройкой церкви

 

-6-

деревня превращалась в село. Полдомасовцы, верные памяти основателя деревни Никиты Полдомасова, назвали его именем « Никитино-Полдомасово». Затем по истечению некоторого времени, для более простого названия в повседневном обиходе и в казённых бумагах село стало называться просто Никитино. После прекращения смуты и избрания на Русский престол Михаила Фёдоровича Романова, вокруг этой царствующей особы стала создаваться привилегированная каста. Владелец села Никитино, господин В. Аргомаков, очевидно тоже не угодил молодому царю и оказался в стороне от государственных дел. В 1621 году царь Михаил Фёдорович отобрал от помещика В.Аргомакова село Никитино и пожаловал им стольника князя Фёдора Борисовича Татова. Князь Ф. Татов был удостоен царской милости « за Московское осадное сидение в королевичев приход». То есть за защиту Москвы в 1617 году от войск Польского королевича Владислава. Князь Фёдор Татов передал село Никитино под управление своим сынам Ивану и Петру. Но эти молодые помещики оказались непрактичными хозяевами и несостоятельными вотчинниками. Они заложили это село с живым и мёртвым инвентарём Троице- Сергиеву монастырю. Старейший и богатейший Троице-Сергиев монастырь4 был на Руси в ту пору самым крупным владельцем крепостных крестьян. Несколько лет спустя село Никитино было выкуплено у Троице-Сергиевой лавры шурином Татовых, боярином Фёдором Семёновичем Куракиным. Но положение Никитинских крестьян не улучшилось. Царь Алексей Михайлович Романов преподнёс село Никитино в дар боярину Воротынскому Ивану Алексеевичу. Бояре Воротынские – выходцы из Черниговского княжеского рода. На Руси они были известны политическими деятелями и военными предводителями. Эти господа активно участвовал в покорении казанских татар и однажды командовали войсками при разгроме под Москвой войска Крымского хана Давлет-Гирия. Князь Иван Воротынский при выдаче своей дочери замуж за князя Алексея Андреевича Голицына в 1672 году отдал село Никитино за неё в приданное.Господа из рода Голицыных были крупнейшими помещиками. Село Никитино являлось потом их вотчиной сто с лишним лет, а крестьяне этого села – их крепостными. Правда, господа Голицыны, не в пример другим, обращались со своими

4Гришутин В.Г. – «История с. Никитино»

-7-

крестьянами более или менее по-человечески. Во владении этого помещика былооколо десяти тысяч десятин земли (примерно 11 тыс. га). В пяти километрах от центральной усадьбы имелась роща из лиственных пород. Там же находился ещё большой хутор Константиновский.Сегодня это Криушинский барский сад.

В хозяйствах этого богатейшего помещика было всё для обработки сельскохозяйственных культур и их сбыта. При центральной усадьбе были фундаментальные конюшни для содержания лошадей. В имении были спиртовой, крахмальный заводы. Паровая мельница, просорушка и целый ряд других предприятий. Анастасия Ивановна Голицина продала в 1687 году село Никитино

своему деверю, князю Борису Алексеевичу Голицину. В 1716 году тот умирает, и село переходит его брату Петру Алексеевичу Голицину. Затем Никитино переходит из рук в руки сынам и внукам из рода Голицыных. В 1736 году князь Василий Голицын не захотел владеть Никитиным, разделил его и по частям продал капитану князю Александру Александровичу Меньшикову (870 душ), подполковнику Василию Михайловичу Хилкову (460 душ), Алексею Петровичу Голицину (431 душу). Себе он оставил только 51 крестьянский двор. В 1751 году Василий Алексеевич Голицын заложил своих крестьян, а затем продал графу Петру Ивановичу Шувалову, который владел вотчиной до своей смерти в 1762 году. Другой владелец Никитина князь Сергей Петрович Меньшиков ещё в начале 19 века продал свою вотчину коллежскому советнику Гавриилу Васильевичу Рюмину (из г. Рязань).

       К моменту государственной реформы и освобождения крестьян о крепостного права в 1861 году по официальной статистике в Лукояновском уезде было 79 помещичьих имений, владевших 69645 десятинами земли. Никитинское поместье занимало большую часть землепользования 11 тыс. гектар. В поместье входили сёла: Василёвка, Криуша, Ирсеть, деревня Трегубовка, деревня Верякуши, с. Новоалександровка, Наталинка, Рюминка (Приложение 2). 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право. Этот акт оценивался всеми слоями населения достойно. По новому положению «Об устройстве сельских обществ волостей» было сказано: «Для волости полагается наименьшее число жителей – около трёхсот ревизских

-8-

мужского пола душ, а наибольшее – около 2000. Наибольшее расстояние отдалённейших селений волости то сосредоточения управления оной полагается около 12 вёрст». В период реформы вНикитино было 422 крестьянских двора с населением мужского пола 1559 человек. Таким образом, там было образовано волостное управление. В Никитинскую волость входили большие сёла: Василёвка, Криуша, деревня Наталинка.

Заключение

      История  села Никитино  в рассматриваемый период не была богата выдающимися событиями.  Веками  большое село находилось в одном и том же состоянии. В начале двадцатого века в селе Никитино было одна тысяча двести крестьянских дворов, с населением около шести тысяч человек. От убогих полунищих деревень, составляющих крепостные владения боярина  Морозова,  других помещиков и Троице-Сергиевского монастыря,  до одного из сёл развитого промышленно-аграрногорайона области – таков путь, проделанный Никитиноми нынешним Починковским районом в течение почти400-летней истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области

«Отечество»

Номинация «Историческое краеведение. Тема исследований – «К 300-летию образования Нижегородской губернии»

 

Название работы: «Из глубины средневековья»

 

Участник:  Корнева Татьяна Алексеевна 10 класс

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Никитинская средняя общеобразовательная школа Починковского района Нижегородской области

 

Руководитель: Корнева Марина Александровна, учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения Никитинской средней общеобразовательной школы Починковского муниципального района Нижегородской области тел. 88319733625

 

Адрес: Нижегородская область, Починковский район, с. Никитино, ул. Ленина,

д. 105 (email-nikitinosoch@yandex.ru)

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Гришутин В. «История с. Никитино», Новосибирск,1968г. Издание осуществлено за                   счёт средств автора.

2.Илюшечкин В. «Починки и Починковский район Нижегородской области». Н.Н. 1992г. Издание осуществлено за  счёт средств автора.

3.Газ.«Колхозная деревня» (Починки),1974. №2,1968. №58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка

на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса

исследовательских краеведческих работ «Отечество»

Администрация МБ ОУ Никитинской школы сообщает:

в муниципальном этапе конкурса принимают участие:

 

Образовательное

учреждение

Ф.И.О. участника,

возраст, класс

Творческое

объединение

Ф.И.О.

руководителя

Название работы

1

МБ ОУ Никитинская СОШ

Корнева Таня

15 лет

10 класс

 

Корнева М.А.

«Из глубины средневековья»

 

 

 

     

Директор школы ________________ Т.И. Чичерова

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа об истории села Никитино Починковского района Нижегородской области"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В представленной исследовательской работе мной и моей талантливой ученицей Корневой Татьяной были по крупицам собраны скудные материалы, рассказывающие об истори создания моего любимого родного села Никитино. Очень непросто было найти этот материал. Скудные архивные данные, разговоры со старожилами, музейные материалы всё таки позволли нам написать эту работу. Очень надеемся, что она пригодится всем, кто интересуется историей Нижегородской области, в частности историей Починковского района. Починковский район находится на самом юге Нижегородской области и граничит с республикой Мордовия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 896 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1388
    • DOCX 32.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корнева Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Корнева Марина Александровна
    Корнева Марина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10483
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 12 регионов

Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе