Главная / История / Исследовательская работа о селе Емешево

Исследовательская работа о селе Емешево

Ильина С.В.

Тема экскурсии: «История села Емешево, известные его земляки»

Цель: воспитать любовь и уважение к православному прошлому своего края на примере реальных событий и лиц, связанных с историей села Емешево и Ценибековской Церковью с престольным праздником св. Александра Невского.

Задачи: знакомство экскурсантов с историей возникновения села, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем.

Я расскажу вам о селе, о его людях и о церкви. Наша предлагаемая тема экскурсии познакомит вас (экскурсантов) с жемчужинами нашего края – это памятники истории, духовной культуры и природы. Мы ставим и другие задачи: привлечь внимание к проблеме их охраны, объединить усилия по охране и изучению.

Для этого разработали демонстрационный материал в форме компьютерной презентации. Это сейчас актуально, потому что это позволяет получать знания, сделать изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. Видя своими глазами некоторые объекты, мы соприкасаемся с историей. История в основном осталась в книгах, но многое, чтобы посмотреть, не сохранилось.

Мы с вами находимся в селе Емешево. Это – центр Емешевского сельского поселения. Когда-то и здесь была церковь, поэтому это село, но мало кто знает или видел, где она стояла. Это древнее небольшое село. Оно имеет свою историю, охватывающую несколько столетий.

Мы стоим на развилке дорог. Здесь перекрещиваются две дороги. Одна из них ведет к Волге. Вторая – это тракт, который тянется из Васильсурска до Чебоксар. Раньше эту дорогу старожилы называли «екатерининской», есть и другое название – Сибирский тракт. По нему царская власть гнала в суровые и далекие края своих противников – декабристов, народовольцев, немало каторжан, гремя кандалами, проходили через село. И она является живым историческим памятником, слышавшим звон кандалов на их ногах. Узнать эту старинную дорогу можно по стоящим по обе стороны тракта березам. Такие деревья были до Пертнур и в других участках, жаль: из-за строительства дорог с твердым покрытием березовую аллею вырубили. Такая аллея, которая сделана перпендикулярно Волге, есть на конце первой дороги. Говорят, что эту дорогу с аллеей сделали перед приездом Екатерины II.

Село расположено на высоком месте. Вокруг него раскинулись поля, отсюда видно далеко. В ясную погоду можно увидеть Козьмодемьянск, чуть правее – Картуково, на западе – в голубом тумане Васильсурские дубравы.

Немного из истории села. В одном из документов Казанского наместничества, составленном в 1781 году, говорится, что в деревне Ценибеково проживает 126 мужчин и женщин. Под таким названием в далеком прошлом значилось Емешево. Видимо, оно связано с временами татарского владычества в нашем крае.

А вот другой документ, связанный с переписью населения в России в 1897 году. Он сообщает, что численность населения составляет 225 человек. Впервые упоминается новое название села – Эмашево, позже – Емешево.

Долгое время жители села были государственными крестьянами. Они платили денежный налог государству, выполняли трудовые повинности царским чиновникам, часть урожая отдавали священнику. Кроме землепашества, так как земля была бедной, немало семей занималось различными видами ремесел: делали полозья для саней, вили из мочал веревки, плели кошели, готовили колеса для телег, бондари делали кадки и шайки деревянные. Все это вывозилось на базар, конечно же, в Юрино. Иные уходили на сплав леса и работали на Волге вплоть до окончания навигации.

К этому времени и в этой древней марийской деревне произошли некоторые изменения. Ставилась цель «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространить первоначальные полезные знания», т.е. наряду с открытием школ для детей в начале 19 века продолжается крещение инородцев, поэтому были построены церкви.

Осенью 1885 года была открыта одна из красивейших церквей горной стороны в селе Емешево. Церковь была с хорошей оградой из железа, стены кирпичные, каменные, стеклянные окна. Деревня стала селом. Вот здесь было ее место. Церковь называлась Ценибековская (по названию деревни Ценибеково). Церковь служила людям до 1924 года, а закрыта потому, что в 1923-1947 годах в СССР был организован Союз воинствующих безбожников как массовая атеистическая организация. В дальнейшем Союз усилил работу - и церковь разрушена в 1938 году, потому что она стояла около центральной дороги, на виду у работников партийно-идеологического аппарата. (Другая судьба - у Сумской церкви).

По другую сторону дороги при церкви была церковно-приходская школа. Школа открыта в 1878 году, законоучителем был М. Оточев, а учителем работал П. Иванов. Наряду с такими школами открывались земские училища с 4-х годичным сроком обучения.

В 1924 году образован Красно-Емешевский сельский совет, числился в Больше-Юнгинской волости, школа была школой I ступени. В 1926 году в селе была изба-читальня и отдельно существовала Емешевская библиотека.

На этой фотокарточке вы видите работающих колхозников первого в районе колхоза «Кечы». Уже видно, что стоит трактор. Это первый трактор, который ему выделили, чтобы и в других деревнях люди вступали в колхозы. Кроме трактора «Фордзон», колхозу выделили и другие сельхозмашины, а также семена. Колхоз стал как бы опытной лабораторией, где крестьяне наглядно убеждались в правоте колхозного дела.

Мы с вами подошли к обелиску павшим воинам в Великой Отечественной войне. Около 30 мужчин пало за свободу и независимость нашей Родины. Здесь мы в День Победы чествуем ветеранов войны.

Направо вы видите небольшую мемориальную доску с надписью «улица им. П.Г.Григорьева» - это современная улица Емешева.

Кто П. Г. Григорьев? П.Г.Григорьев - педагог-просветитель, общественный деятель, поэт, музыкант.

«И жизнь моя будет незавершенной, если я не сумею передать потомкам самое существенное из пережитого. Да, интересные времена переживали: и 1905-1906, и 1917- 1920 годы. Есть о чем вспомнить, есть, что поведать другим…»- писал за год до смерти П.Г.Григорьев своим дочерям. Эти слова можно поставить эпиграфом к его жизни и творчеству. П. Г. Григорьев, литературный псевдоним П.Эмаш, является нашим земляком. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Как педагог он внедрял в народное образование новые методы и формы работы, сочинял детские песни, писал стихи, готовил книги и учебники для школ, публиковал статьи в газетах, переводил художественные произведения.

Петр Эмаш родился 10 июля 1883 года в селе Емешево, в семье Григория Шатрова. Он прожил всего 54 года, но заслуги его очень большие.

Учитывая большие заслуги П.Г.Григорьева и его вклад в дело народного просвещения, 8 июля 1923 года коллектив Горномарийского педтехникума выдвинул его кандидатуру на присвоение звания Героя труда. И это звание ему было присвоено первому из горных мари.

Но, к сожалению, судьба П. Григорьева была похожа на судьбу многих людей из числа марийской интеллигенции. В 1938 году он был расстрелян. Сталинский режим не мог терпеть людей умных и инициативных.

В 2003 году в нашей школе отмечали 120-летие со дня рождения Петра Григорьевича. Было присвоено его имя нашей молодой Емешевской школе. Почему появилась эта идея?

Мы знаем, что у него была дружная большая семья: четыре дочери, Вера, Надежда, Елена, Ирина, и два сына. Надежда Петровна, переписываясь с родственниками из села, узнала, что в родном селе ее отца построена и открылась новая большая школа, и появилось у нее желание, чтобы школе присвоили имя их отца. Далее началась переписка со школой. Она посылала нам свои воспоминания, фотокарточки семьи, книги с автографом на память, старые вырезки из газет.

Сбылась и мечта Надежды Петровны: она исполнила наказ своего отца, ибо потомкам сохранены педагогическое и литературное наследие П.Григорьева. Мы сохраняем память о славном сыне марийского народа и продолжаем его дело. Благородную работу по обучению молодого поколения продолжили, конечно, сначала его дочери.

После окончания Горьковского пединститута Вера Петровна проработала в школах около 20 лет. 27 лет посвятила детям Надежда Петровна. Долгие годы работала Елена Петровна, выпускница Московского областного пединститута, самая младшая в семье Ирина стала инженером-конструктором; два сына участвовали в Великой Отечественной войне: Павел погиб на фронте, а Николай умер от ран после войны.

Где бы ни были, где бы ни работали, дети Григорьевых постоянно помнили своего отца. Поэтому, как я уже сказала, Надежда Петровна связалась с нашей школой и нашла способ увековечить еще на долгие годы его имя. Мы гордимся нашим земляком! Наши учащиеся, конечно, видят в коридоре на стене стенд о его жизни и творчестве, знают о нем. Добро пожаловать в нашу школу!

Из известных людей можно назвать такие имена: Павел Степанович Кушелев (1891-1943), государственный и общественный деятель, художник, этнограф, педагог – просветитель. Уроженцами этой деревни являются Куприяновы: 3 брата.

А в конце экскурсии можно сказать о трагическом факте: в 1996 году в селе случился пожар, сгорело 26 хозяйств. Благодаря содействию В.М. Зотина, первого президента РМЭ, погорельцам за лето были построены новые дома.

Мы начали учиться в этой школе в 1999 году, 1 сентября юбилей - 10 лет, это самая молодая школа в районе. Наша школа – это удивительно красивый, уютный, как дворец. Классы светлые, просторные.

Неузнаваемо изменился быт жителей села. Возрос их культурный и общеобразовательный уровень. Оно с каждым годом хорошеет.



Литература:

Юшкин А.В. Петр Эмаш – один из зачинателей марийской литературы. – Горные марийцы на рубеже веков. 2002, 62 с.

Фадеев В.З. Организация турпоходов по Горномарийскому району. г. Козьмодемьянск, 1993, 44 с.

Горномарийский район. Сборник документальных очерков. Йошкар-Ола, 2006, 194 с.

Письмо дочери П. Эмаша Надежды Петровны директору МОУ Емешевская СОШ от 8 февраля 2000 года.

Эмаш П., Эпин С. Лым п¿рц¿квлä. Лыдышвлä дä ямаквлä – Йошкар- Ола, Книгä лыкмы мары изд-во, 1965, 62 с.































Исследовательская работа о селе Емешево
  • История
Описание:

Емешево – центр Емешевского сельского поселения. Когда-то и здесь была церковь, поэтому это село, но мало кто знает или видел, где она стояла. Это древнее небольшое село. Оно имеет свою историю, охватывающую несколько столетий.
Мы стоим на развилке дорог. Здесь перекрещиваются две дороги. Одна из них ведет к Волге. Вторая – это тракт, который тянется из Васильсурска до Чебоксар. Раньше эту дорогу старожилы называли «екатерининской», есть и другое название – Сибирский тракт. По нему царская власть гнала в суровые и далекие края своих противников – декабристов, народовольцев, немало каторжан, гремя кандалами, проходили  через село. И она является живым историческим памятником, слышавшим звон кандалов на их ногах.  Узнать эту старинную дорогу можно по стоящим по обе стороны тракта березам. Такие деревья были до Пертнур и в других участках, жаль: из-за строительства дорог с твердым покрытием березовую аллею вырубили. Такая аллея, которая сделана перпендикулярно Волге,  есть на конце первой дороги. Говорят, что эту дорогу с аллеей сделали перед приездом Екатерины II.
Село расположено на высоком месте. Вокруг него раскинулись поля, отсюда видно далеко. В ясную погоду можно увидеть Козьмодемьянск, чуть правее – Картуково, на западе – в голубом тумане Васильсурские дубравы.

Автор Ильина Светлана Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 35686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓