Главная / Биология / Исследовательская работа на тему «Влияние пыли на организм человека»

Исследовательская работа на тему «Влияние пыли на организм человека»

Название документа Анкета, опрос.docx

Анкетирование учащихся.

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

__________________________________________________________________

Анкетирование учащихся.

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

__________________________________________________________________

Анкетирование учащихся.

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

__________________________________________________________________

Анкетирование учащихся.

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

________________________________________________________________

Анкетирование учащихся.

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?



Название документа Введение.doc

Тема:

«Влияние пыли на организм человека»

Цель:

Убедить учащихся в необходимости сменной обуви.

Объект исследования:

Школьные помещения.

Актуальность:

Безобидна пыль, как кажется на первый взгляд.

Задачи:


  1. Выяснить влияние пыли на организм человека

  2. Выявить места наибольшего скопления пыли в школе.

  3. Выяснить, знают ли учащиеся о важности сменной обуви, значении влажных уборок и вредном влиянии пыли на организм человека.

  4. Дать рекомендации учащимся школы, как защититься от пыли.

Гипотеза:

Чистота – залог здоровья.

Методика:

  1. Работа с литературой

  2. Поиск информации во всемирной сети Интернет

  3. Исследование запыленности в школе

  4. Анкетирование учащихся.

Оборудование:

Электронные весы, чистая белая бумага, клейкая лента, ватные шарики

Схема опыта и статистическая обработка:


1. Изучение степени запыленности помещения.
Цель:
Выявить самое запыленное место в помещении, проследить накопление пыли за несколько дней.
Ход работы:
На подоконниках в кабинетах, в фойе, спортзале, в раздевалке, на кухне наклеили лист белой бумаги клейкой лентой. Через несколько дней сравнили полученные результаты исследования с исходным материалом.

2. Определение массы пыли, накапливаемой в помещении.

Цель: определить массу пыли в помещения.
Ход работы:
1.Подготовить ватные шарики, используя электронные весы.
2.Подготовить поверхность для сбора пыли и определить её площадь.
3. С помощью ватных шариков собирать накопившуюся пыль и определять с помощью весов её массу.
4.Рассчитать массу накопившейся пыли по формуле


hello_html_m565b9454.png














5. Определить содержание пыли в воздухе. Для этого мы разделили массу пыли, накопившейся в помещении, на объем помещения.


hello_html_m8892b3a.png









Выводы:  

1. Пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте.

2. В школе пыли образуется больше в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении; в раздевалке, где хранится уличная обувь; на кухне, где нет вытяжки.


3. Меловая доска — источник твердых пылевых частиц. При нерегулярной влажной уборке, развивается серьезная опасность поражения легких минеральными частицами.







Название документа Работа исследовательская.doc

hello_html_m3913aa4f.gif





















































Исследовательская работа на тему «Влияние пыли на организм человека»

Введение.

Пыль привычна и воспринимается как само собой разумеющееся в любом помещении. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом, школу грязь с улицы. Известно, что семья из трех человек производит около 1 кг пыли в месяц, которая состоит в основном из отмерших частичек кожи. Дома каждую неделю родители заставляют делать влажную уборку: помыть полы, протереть пыль с подоконников, шкафов, полок, стола. Наверняка, хоть раз во время уборки лукавый шептал на ухо: «Да ладно! Не подметай ты под кроватью, туда все равно никто заглядывать не будет!» И пыль оставалась лежать пышными «сугробами» до лучших времен. Иногда думаешь: «Зачем брать тряпку каждый день? Я лучше один раз приберу, когда пыли станет больше». В классе, также требуют проводить генеральную уборку.
В школе ведена сменная обувь, но иногда отдельные учащиеся игнорируют требования школы об обязательной смене обуви.
Современный подросток большую часть времени проводит в школе, дома и на улице, любит сидеть за компьютером, заниматься в спортзале, играть на улице, поэтому он постоянно взаимодействует с «уличной» и «домашней» пылью.
Меня заинтересовал вопрос о том, так ли безобидна пыль, как кажется на первый взгляд, где она чаще всего обитает, откуда берется и как с ней бороться.

Глава 1. Что такое пыль и откуда она взялась?

1.1. Пыль, ее источники.

Пыль – это взвесь в воздухе твердых частиц размером 0,1-100 мкм.
Можно выделить четыре основные причины возникновения пыли: разрушение материалов, улица, животные и сам человек.
Поролоновая обивка мебели, разрушаясь через 8–10 лет эксплуатации, выделяет огромное количество вредных веществ, которые оседают на полу, книжных полках, тумбочках и прочих «понравившихся» им предметах. Также частички отделочных и строительных материалов, ковров, бумаги, образующиеся в результате износа. Пыль неизбежно попадает и с улицы: от близлежащих промышленных предприятий, строек, пыльца растений, тополиный пух, резиновая пыль (шины автотранспорта). Домашние животные оставляют «свой след» в виде клочков шерсти, частичек кожи. И, конечно же, сам человек: доля отмерших частичек нашей кожи составляет примерно 10% от всего количества домашней пыли. Плюс частички одежды и текстиля, находящиеся в помещении.


hello_html_m5cf45ed7.png


1.2. Состав пыли.

Состав домашней пыли очень сложен, в целом все вещества пыли можно разделить на шесть частей:


Чешуйки кожи.

Семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Микроскопическая её часть больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г. омертвевшей кожной ткани в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Песок и жир.
Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Твердые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, т.к. песок, по сути — это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками. Поэтому песок увеличивает содержание пыли в помещении во много раз. Жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор, препятствуя его уборке.

Пыльца.
Гранулы пыльцы появляются в наших домах благодаря цветущим растениям, и часто являются возбудителями аллергических реакций организма. Несмотря на то, что эти аллергические реакции, как правило, происходят на улице, в наших домах пыльца также может собираться на полу при нерегулярных уборках и неблагоприятно воздействовать на здоровье человека.

Шерсть домашних животных.
Шерсть домашних животных служит пищей для пылевых клещей, а так же может также содержать некую секрецию, которая являться возбудителем аллергии и даже астмы. В общественных местах, таких как школы и офисы, концентрация «кошачьего» и «собачьего» аллергенов в пыли часто находится на том же уровне, что и в домах, где содержат этих животных. Аллергены выносятся с одеждой или в волосах из дома в окружающую среду.
Различные аллергические реакции может вызвать шерстяная и меховая одежда. Установлено, что эпидермис и волос человека также является сильным аллергеном.

Клещи, живущие в пыли и отходы их жизнедеятельности.
Пылевые клещи - это насекомые, которые обитают в коврах, на мягкой мебели и в постелях. На 70-80% пыль состоит из разного вида клещей. Их основной пищей являются органические составляющие пыли (шерсть и ороговевшие частички кожи). Домашние пылевые клещи живут около четырех месяцев. В течение этого времени клещ производит экскрементов в 200 раз больше собственного веса. И откладывает до 300 яиц. Теперь понятно, почему концентрация аллергенов в помещении быстро увеличивается за короткое время. К настоящему времени в домашней пыли найдено около 150 видов клещей. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей! Мелкие фрагменты клещей (от 10 до 40 микрон) и продукты их жизнедеятельности (особенно, фекальные частицы) обладают исключительной способностью вызывать аллергию.
Поднявшись в воздух, эти аллергены подолгу не оседают, а при вдыхании попадают к нам в дыхательные пути. Основным местом обитания клещей является постель, где для них достаточно пищи, а условия близки к оптимальным (температура около 25 °С и относительная влажность 75%). Немало их и в коврах, креслах, гардинах, текстильных изделиях. Размеры клещей от 0,1 до 0,4 мм, в зависимости от фазы развития, за сутки каждый клещ производит до 20 фекальных шариков размером 10-40 мкм, которые легко поднимаются в воздух. Количество клещей непостоянно в течение года. Наибольшее количество – конец августа – начало октября.

Плесневый грибок.
Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в домашней пыли, размножаясь на чешуйках отмершей кожи человека и животных. Также может поражать ткани комнатных растений.

Дрожжевые грибы.
Непосредственным источником дрожжей в домашней пыли могут служить комнатные растения, которые также заселены дрожжами. Наряду с ними дрожжевые грибы постоянно выделяются с тела человека (они являются компонентами его нормальной микрофлоры).

Глава 2. Пыль не так безобидна, как кажется!

2.1. Влияние пыли на человека.

Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы (хронические заболевания полости носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз.
Постоянное наличие пыли со временем может вызывать аллергию даже у абсолютно здорового человека. Аллергия к домашней пыли наиболее часто проявляется в виде астмы и ринита, реже - конъюнктивита. Приступ бронхиальной астмы часто начинается ранним утром. Симптомы болезни отмечаются в течение всего года. Когда больной выезжает из своей квартиры хотя бы на несколько дней, ему становится значительно лучше.
Аллергенные свойства пыли известны уже несколько столетий. Одно из первых упоминаний относится к 17-му веку; фламандский врач Джон Баптиста описал монаха, который начинал задыхаться, когда подметал.
Главными возбудителями аллергии являются постельные и бумажные клещи. Численность их свыше 500/г пыли (концентрация аллергена выше 10 мкг/г пыли) – фактор, провоцирующий приступ бронхиальной астмы. Но и меньшее количество клещей может вызвать заболевание, особенно у детей (концентрация аллергена выше 2мкг/г пыли или количество клещей 100/г достаточны для повышения чувствительности ребенка).
Эти страшные звери, похожие на микроскопических носорогов, обитают в матрацах, подушках, в постельном белье и мягкой мебели, в скоплениях пыли на полу и прочих «пылесборниках». Они питаются отшелушившимися чешуйками кожи. Сами они не вызывают аллергию, к заболеванию приводит постоянное вдыхание их экскрементов.
Содержание в пыли пыльцы растений также вызывают аллергию. В среднем в России каждый третий человек подвержен аллергическим реакциям на пыльцу растений.
Шерсть домашних животных может также содержать некую секрецию, которая являться возбудителем аллергии и даже астмы.
Некоторые типы плесени могут вызывать отравление своими спорами при их вдыхании.

2.2. Как узнать, есть ли у Вас аллергия к клещу домашней пыли?

Можно заподозрить этот вид аллергии, если состояние явно ухудшается при контакте с домашней пылью (например, при уборке постели, подметании пола, выбивании ковров или снятии штор), если периоды ухудшений совпадают со сроками активного размножения клеща, если становится плохо в помещениях, где много ковров и предметов, накапливающих пыль (в том числе шкур животных, мягких игрушек, тяжелых штор и т.д.). Проявления могут быть различны: аллергический ринит, чаще всего круглогодичный, аллергический коньюктивит, дерматит (экзема), бронхиальная астма, т.е. проявления зависят от того, какой орган больше реагирует: кожа, слизистая глаз, носа или бронхов. Для уточнения диагноза следует обратиться к аллергологу.

Глава 3. Исследовательская работа.

3.1. Анкетирование учащихся школы.

Для выяснения, знают ли учащиеся о значении сменной обуви в школе, влажной уборки, вредном влиянии пыли на организм человека учащимся 5 класса, 9-11 класса были предложены следующие вопросы:

1. Нужна ли в школе сменная обувь?
2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?
3 . Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

Нужна ли в школе сменная обувь


да

95%

нет

5%

hello_html_m42d0294b.gif

Надо ли проводить влажные уборки


да

97

нет

3

hello_html_21c8f7bd.gif


Пыль вредна для здоровья


да

85

нет

15


hello_html_m720b22a.gif
Результаты анкетирования:

1) 5% учащихся школы считают не нужным смену обуви.

2) За проведение влажных уборок высказались 97% опрошенных, остальные 3% считают, что это не обязательно делать.

3) 85% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего здоровья, при этом возможен кашель, чихание, аллергические реакции.

3.2. Самые запыленные места в школе.

Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:

1. Изучение степени запыленности помещения.

Цель:

Выявить самое запыленное место в помещении, проследить накопление пыли за несколько дней.

Ход работы:

На подоконниках в кабинетах, в фойе, спортзале, в раздевалке, на кухне наклеили лист белой бумаги клейкой лентой. Через несколько дней сравнили полученные результаты исследования с исходным материалом.

Вывод: В результате исследования были выявлены самые запыленные места в школе. Особенно пыльным оказалась раздевалка. Это объясняется тем, что именно в раздевалку учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь. Огромное количество пыли образуется также в спортзале. За 5-6 уроков в спортзале занимается в среднем 100 человек, все они выполняют физические упражнения, бегают, играют с мячом, провоцируя образование и поднятие пыли в воздух. Немало пыли накопилось и на кухне, из-за отсутствия вытяжки. Меньше всего пыли накапливается в классных комнатах. Это и понятно, ведь в классе мы большую часть времени сидим, не провоцируя поднятие пыли в воздух. В фойе школы, тоже мало пыли, так как там стоят скамейки для отдыха и много комнатных растений.

2. Определение массы пыли, накапливаемой в помещении.

Цель: определить массу пыли в помещения.

Ход работы:

1.Подготовить ватные шарики, используя электронные весы.
2.Подготовить поверхность для сбора пыли и определить её площадь.
3. С помощью ватных шариков собирать накопившуюся пыль и определять с помощью весов её массу.
4.Рассчитать массу накопившейся пыли по формуле


hello_html_m565b9454.png








5. Определить содержание пыли в воздухе. Для этого мы разделили массу пыли, накопившейся в помещении, на объем помещения.


hello_html_m8892b3a.png








Результат исследуемых мест.


Помещение

Площадь поверхности

(S)

Площадь помещения

(S)

Объем помещения

(V)

Содержание пыли

(масса пыли)

Количество пыли в воздухе

1

Кабинет биологии

0,14

47,8

151,53

0,05 мг

0, 08

2

Кабинет информатики

0,14

65,5

207,64

0,05 мг

0,11

3

Фойе школы

0,14

64,73

205,20

0,05 мг

0,13

4

Спортзал

0,14

163,3

841,0

0,40 мг

0,55

5

Кухня столовой

0,14

36,9

117,71

0,20 мг

0,45

6

Раздевалка

0,14

27,1

85,43

0,25 мг

0,57


Согласно санитарным нормам содержание пыли в воздухе жилых помещений не должно превышать 10 мг/м3.В результате данного эксперимента выяснила, что содержание пыли в нашей школе превышает допустимые нормы на несколько раз в спортзале, на кухне в столовой, в раздевалке.

Выводы.

1. Пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте.

2. В школе пыли образуется больше в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении; в раздевалке, где хранится уличная обувь; на кухне, где нет вытяжки.


3. Меловая доска — источник твердых пылевых частиц. При нерегулярной влажной уборке, развивается серьезная опасность поражения легких минеральными частицами.


На основании изученных фактов и проведенных исследований, разработала рекомендации по борьбе с пылью, которые можно использовать в школе и дома. С данными рекомендациями и самой работой считаю нужным ознакомить учащихся школы. Материал поможет убедить учащихся в необходимости сменной обуви и проведении влажных уборок. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.

Рекомендации по улучшению санитарного состояния помещений.

1. Способ уборки помещений оказывает большое влияние на содержание пыли, так же как и наличие обстановки. Влажная уборка дает лучшие результаты, чем сухая, т.к. при этом пыль не поднимается и не рассеивается.

2. Регулярное проветривание освобождает помещение лишь от крупных взвешенных частиц, в то время, как мельчайшие летучие частицы — пыльца, споры плесневых грибов и т.п. остается в воздухе и оседает на поверхностях.

3. Основным вторичным источником пыли, таким образом, становятся поверхности шкафов, полок, светильников. Необходимо регулярно протирать их влажной тканью, не допуская накопления пыли.

4. Меловую пыль, с поверхности доски и пола, лучше удалять влажной тканью. Кроме того, хотя бы 1-2 раза в месяц - тканью, смоченной слабым раствором лимонной кислоты, которая способна растворять известковые частицы.

5. Строго следить за соблюдением внутришкольного гигиенического режима (сменная обувь, мытье рук, протирка парт и стульев дезинфицирующими растворами и т.п.).

6. Необходимо проводить активную пропаганду гигиенических знаний среди школьников.


Литература

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.
2. Брокгауз и Ефрон. Словарь., Спб, 1905.

3. Жизнь растений, I том, М., «Просвещение», 1974.

4. Иванцов А. П. «Заглянем в мир пыли», журнал Наука и жизнь, №5-1986г.

5. Иванцов А. П. «Заглянем в мир пыли», "Наука и жизнь" №2, 1985г.

6. Тимаков В. Д., Микробиология, М. «Медицина», 1973.

7. Интернет - источники

www.alteros.ru/proffesional/fiterbags/dust  
www.allergoid.ru/predotvrashhenie_allergii.html
www.medportal.ru/encyclopaedia/allergology/allergy/4/  
www.chus-ozero.ru/96/




Название документа Таблица.doc

Результат исследуемых мест.


Помещение

Площадь поверхности

(S)

Площадь помещения

(S)

Объем помещения

(V)

Содержание пыли

(масса пыли)

Количество пыли в воздухе

1

Кабинет биологии

0,14

47,8

151,53

0,05 мг

0, 083

2

Кабинет информатики

0,14

65,5

207,64

0,05 мг

0,113

3

Фойе школы

0,14

64,73

205,20

0,05 мг

0,113

4

Спортзал

0,14

163,3

841,0

0,40 мг

0,555

5

Кухня столовой

0,14

36,9

117,71

0,20 мг

0,448

6

Раздевалка

0,14

27,1

85,43

0,25 мг

0,567


Название документа Фотографии, приложение.docx

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13459.JPG

Взвешивание ватных шариков.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13460.JPG

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13462.JPG

Проведение эксперимента в столовой.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13464.JPG

Проведение эксперимента в спортзале.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13468.JPG

Проведение эксперимента в фойе школы.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13467.JPG

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13469.JPG

Проведение эксперимента в кабинете биологии.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13471.JPG

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13474.JPG

Проведение эксперимента в кабинете информатики.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC13476.JPG

Проведение эксперимента в раздевалке.

Название документа диаграммы.doc

  1. Нужна ли в школе сменная обувь?
    2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе?
    3 . Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

    Результаты анкетирования:

    1) 5% учащихся школы считают не нужным смену обуви.

    2) За проведение влажных уборок высказались 97% опрошенных, остальные 3% считают, что это не обязательно делать.

    3) 85% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего здоровья (кашель, чихание, аллергические реакции).



Нужна ли в школе сменная обувь


да

95%

нет

5%

hello_html_77780c5b.gif

Надо ли проводить влажные уборки


да

97

нет

3

hello_html_m1ede607a.gif



Пыль вредна для здоровья


да

85

нет

15


hello_html_67e37d5a.gif


hello_html_m535d1241.gif






hello_html_m731d05ac.gif

hello_html_m731d05ac.gif




Название документа участник конкурса, заявка.doc

В оргкомитет.











Заявка

Просим включить исследовательскую работу на конкурс «Твой первый шаг в науке».



Наименование образовательной организации

МОУ Тимшерская СОШ

Адрес

168075, РК, Усть-Куломский район, п.Тимшер, ул.Школьная, д.11а

Телефон

882123795668

Электронный адрес

nadezhda.parshukova64@mail.ru

Ф.И.О. участника, класс

Паршукова Екатерина Алексеевна, 10 класс

Ф.И.О. руководителя

Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии и экологии

Направление конкурса

естественнонаучное

Название работы, вид работы

Исследовательская работа на тему «Влияние пыли на организм человека»









Исследовательская работа на тему «Влияние пыли на организм человека»
  • Биология
Описание:

       Пыль привычна и воспринимается как само собой разумеющееся в любом помещении. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом, школу грязь с улицы. Известно, что семья из трех человек производит около 1 кг пыли в месяц, которая состоит в основном из отмерших частичек кожи. Дома каждую неделю родители заставляют делать влажную уборку: помыть полы, протереть пыль с подоконников, шкафов, полок, стола. Наверняка, хоть раз во время уборки лукавый шептал на ухо: «Да ладно! Не подметай ты под кроватью, туда все равно никто заглядывать не будет!» И пыль оставалась лежать пышными «сугробами» до лучших времен.  Иногда думаешь: «Зачем брать тряпку каждый день? Я лучше один раз приберу, когда пыли станет больше». В классе, также требуют  проводить генеральную уборку.
      В  школе ведена сменная обувь, но иногда отдельные учащиеся  игнорируют требования  школы об обязательной смене обуви.
      Современный подросток большую часть времени проводит в школе, дома и на улице, любит сидеть за компьютером, заниматься в спортзале, играть на улице, поэтому он постоянно взаимодействует с «уличной» и «домашней» пылью.
      Меня  заинтересовал вопрос о том, так ли безобидна пыль, как кажется на первый взгляд, где она чаще всего обитает, откуда берется и как с ней бороться.


Автор Тишина Любовь
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 2577
Номер материала 6878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓