Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа на тему «Тема войны в поэзии М. Джалиля, К.Симонова, М.Петрова»

Исследовательская работа на тему «Тема войны в поэзии М. Джалиля, К.Симонова, М.Петрова»

Скачать материал

 

 

 

Исследовательская работа:

«Тема войны в поэзии  М. Джалиля, К.Симонова, М.Петрова»

 

 

Хайруллин Ильдан

 МБОУ Терсинская средняя общеобразовательная школа Агрызского района РТ, 9б класс

 

 

 

 

Научный руководитель Тукманова Гульнур Файзиевна

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

  С каждым днём мы отдаляемся от даты Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне1941-1945 годов , но это не даёт нам право забыть о тех, кто подарил всем нам сегодняшнюю светлую жизнь. Я считаю, что тема Великой Отечественной войны актуальна и сегодня своими уроками истории. Мы, учащиеся, имеем возможность узнать об этом событии через литературу, через творчество поэтов и писателей. Вся литература в годы Великой Отечественной войны, по меткому выражению А.Толстого, была «голосом героической души народа». Лозунг «Все силы – на разгром врага» писатели относили и к себе. Помимо чисто литературной деятельности они сражались и с оружием в руках. Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 стали героями Советского Союза, 275 мастеров слова не вернулись с поля боя. Среди этих защитников страны были известный татарский поэт, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии Муса  Джалиль и талантливый русский поэт, лауреат многих государственных премий и наград Константин Симонов, известный удмуртский поэт Михаил Петров.

   Основная часть

     Изучив биографии Мусы Джалиля и Константина Симонова, прочитав их замечательные поэтические творения, я пришёл к выводу, что Великая Отечественная война стала общей страницей в их творческой биографии. Как можно не волноваться, читая стихи, написанные в окопах, в траншеях, под огнём противника, стихи, пробитые пулей? Да, в них есть огонь, и по словам Л.Н.Толстого, «огонь этот жжёт, греет, освещает».

     В военной поэзии М.Джалиля и К.Симонова, на мой взгляд, основными темами творчества являются следующие:

1)     тема Родины;

2)     тема борьбы  с фашистскими захватчиками, ненависть и презрение к ним;

3)     тема любви;

4)     тема солдатской жизни.

      Оба поэта уже с первых дней  войны встали в ряды защитников Отечества.23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».

     Началась жизнь политработника и военкора, полная трудностей, лишений, риска.

Пусть над моим окопом всё грозней

Смерть распускает крылья, тем сильней

Люблю свободу, тем ярче жизнь

Кипит в крови пылающей моей,- писал Джалиль  в стихотворении «Письмо из окопа» в грозном 1941 году.

    С началом войны К.Симонов стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Его корреспонденции печатались в нескольких газетах («Красная звезда», «Известия», «Правда»), позже они составили 4 книги. То, что произошло с его стихами, написанными в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал стихотворений «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»…

     Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбах народа – вот основные мотивы поэзии Джалиля и Симонова, что делает их творчество всенародным.

     В дни войны особенно обострилось чувство отчизны. Поэты пристально вглядывались в лицо родной земли, писали о деревенских просёлках, о зябком осиннике, о простеньких крестах русских могил, о трёх берёзках, что стоят  на родном, до боли знакомом клочке земли, где ты родился и рос…

Ты знаешь, наверное, всё- таки Родина-

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил,- читаю грустные, очень правдивые строки о родной земле в стихотворении К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

С чувством гордости, любви написано поэтом стихотворение «Родина»:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

     Тогда Родина нуждалась в защите от врагов, её святую землю топтали грязные фашистские сапоги…

      Труднейшие испытания выпали на долю мужественного сына татарского народа Мусы Джалиля- На Волховском фронте тяжелораненый поэт был взят в плен.

…Я вижу зарю над колючим забором.

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

    По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю  в неволе. Тоска и отчаяние тяжёлым комом застревали в горле. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали поэта, а разлука с Родиной.

 Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою,- звучат горькие строки  в стихотворении «Прости, Родина!» Джалиля.

    Муса, встретившись с фашизмом лицом к лицу, с особенной  остротой и наглядностью выразил об античеловеческой сущности гитлеризма. В таких стихах, как «Волшебный клубок», «Варварство», «Перед судом» разоблачается не просто жестокость и бездушие палачей. Всей логикой художественных образов поэт подводит к мысли, что фашизм органически враждебен живому. Фашизм и смерть – синонимы для поэта.

Здесь всюду стоят капканы,

Чтоб ты убежать не мог,

Тень смерти на всех переулках,

На каждой двери замок.

         Стихотворения такого же содержания можно найти и в поэзии Константина Симонова:

Что- то очень большое и страшное,

На штыках принесённое временем,

Не даёт нам увидеть вчерашнего

Нашим гневным сегодняшним зрением.

      Особое место занимают в творчестве обоих поэтов стихи задушевного, лирического склада. В стихотворениях на тему любви господствует элегический строй. Тут и грусть,  и раздумья о войне, и скорбь о невосполнимых утратах, горечь разлуки, тоска по мирной, счастливой жизни и мечта о победе. Интимные чувства лирического героя, его личные страдания, описанные поэтами, очень близки и понятны всем воинам.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло

Не понять не ждавшим им,

 Как среди огня

 Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Сколько тепла, любви двух родных душ можно почувствовать в этом стихотворении Симонова! И в творчестве Джалиля много стихов интимного характера. Поэт верит в животворную силу любви, это чувство обогащает его, придаёт стойкость и мужество в минуты самых тяжёлых жизненных испытаний. Вот строки, посвящённые жене Амине:

Прощай, моя умница. Этот привет

 Я с ветром тебе посылаю.

Я сердце своё посылаю своё,

Где пламя не меркнет, пылая…

Также в военной поэзии Джалиля и Симонова широко представлен фронтовой быт: боевые походы, короткий  солдатский отдых с шутками, товарищескими беседами, грустными лирическими раздумьями о далёком доме. Ярким примером является стихотворение Симонова «Дом в Вязьме»:

И если кто- нибудь из нас

 Рубашку другу не отдаст,

Хлеб не поделит пополам,

Солжёт или изменит нам,

Иль, находясь в чинах больших,-

Друзей забудет фронтовых,-

Мы суд солдатский соберём

И в этот дом его сошлём.

Образ «Этого дома» воспринимается как место больших испытаний на стойкость, на твёрдость духа, на боевое товарищество, где в двух шагах от каждого- смерть…

Боевым братством проникнуто стихотворение Джалиля «На память другу»:

Мы ведь столько пережили вместе,

Связанные дружбой фронтовой!

До конца бы нам не разлучаться,

До конца пройти бы нам с тобой!

Обобщая изученное по творчествам М. Джалиля и К.Симонова, можно сказать, что их военная поэзия созвучна общностью тем, поднятых проблем, жанровыми группами. В годы Великой Отечественной войны оба поэта создали лирические, сатирические, лирико- эпические жанры.       Конечно, имена Мусы Джалиля и Константина Симонова известны всему народу нашей необъятной Родины.  В ходе  исследования их творчества  я невольно заинтересовался тем, как же поступили в ходе войны поэты других национальностей. Так как в нашем Агрызском районе  самыми многочисленными являются 3 национальности (татары, русские, удмурты), я решил узнать об удмуртском  поэте, участнике Великой Отечественной войны.

     Широко известно имя удмуртского поэта и писателя Михаила Петровича Петрова. Интересно, что он родился в деревне Монашево, которая теперь относится к  Елабужскому району Республики Татарстан. В войну М.Петров проходит боевой путь от Москвы до Кенигсберга, завершая военную службу помощником командира полка по артиллерийскому снабжению.

     Мне было интересно узнать, что он был лучшим переводчиком с татарского и русского языков на удмуртский. Среди многочисленных его переводов  есть стихи и Мусы Джалиля.

     Михаил Петров известен во всех родах искусства слова. Его произведения составляют значительную часть национальной литературы.

     Вы живы в памяти солдата,

     Близки – с роднёю наравне,

     Друзья, с которыми когда-то

     Я повстречался на войне,- написал он  в своём стихотворении «Друзьям».

   Во время Великой Отечественной войны печатал он свои стихи и очерки. Его известная поэма  «Песня не умрёт» посвящена светлой памяти удмуртского поэта  Филиппа Кедрова, погибшего смертью храбрых в боях за Витебск:

    Бежит, переборов усталость.

    Приказ - врагу сломать хребет…

    До Витебска пять вёрст осталось.

    Вперёд! Врагу спасенья нет!

    Как видно, тема боевого братства, тема борьбы с фашизмом являются основными темами в творчестве М.Петрова.

     Произведения военных лет данного поэта были объединены в сборники «Сквозь ураган», «За жизнь».

     За заслуги перед Отечеством М.П.Петрова наградили орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени».

 

             Заключение

    Рассмотренные в данной работе лирические стихотворения служили утверждению высших ценностей и, несмотря на воинственность, несли величайший заряд гуманизма, говорили о единении людей, заставляли по- новому взглянуть на то, что было дорого каждому человеку: отчизну, мать, семью, соотечественников, родную природу. Именно эта сила любви помогла стране выстоять в жестокой войне.

    Я считаю, что наряду с мужественным сыном татарского народа

М. Джалилем, отважным русским писателем - бойцом К.Симоновым известный удмуртский поэт М.Петров  своим творчеством  внёс большой вклад в Победу. И не только творчеством - с  оружием в руках эти герои завоевали нам наше светлое будущее. Долг каждого современного молодого человека- знать заслуги этих героев перед народом, равняться на них, великих сынов  нашей Отчизны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Лирика военных лет (1941-1945). Издательство Московского университета,1985.

2. М.Джалиль.  «Красная ромашка». Казань. Татарское книжное издательство,1981.

3.М.Джалиль. Избранное. Москва. «Художественная литература»,1990.

4.А.Гиниятуллина. Писатели Советского Татарстана. Казань. Татарское книжное издательство,1970.

5.Р.Мустафин. По следам поэта- героя. Казань. Татарское книжное издательство,1973.

6. Р.Мустафин. Муса Джалиль. Москва, «Детская литература»,1977.

7. Литература. Учебник – хрестоматия для 11 класса. Санкт- Петербург. «Просвещение»,1997.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа на тему «Тема войны в поэзии М. Джалиля, К.Симонова, М.Петрова»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка посвящается 70-летию Великой Победы над фашизмом.С каждым днём мы отдаляемся от даты Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но это не даёт нам право забыть о тех, кто подарил всем нам сегодняшнюю светлую жизнь. Я считаю, что тема Великой Отечественной войны актуальна и сегодня своими уроками истории. Мы имеем возможность узнать об этом событии через литературу, через творчество поэтов и писателей. Вся литература в годы Великой Отечественной войны, по меткому выражению А.Толстого, была «голосом героической души народа»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 661 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
  • 02.10.2020
  • 307
  • 2
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
Урок русского языка в 4 классе "Знаки препинания при однородных членах предложения. Союзы". УМК"Перспективная начальная школа"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
  • 02.10.2020
  • 523
  • 16
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1526
    • DOCX 51 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тукманова Гульнур Файзиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тукманова Гульнур Файзиевна
    Тукманова Гульнур Файзиевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 11618
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции