Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа на тему "Категория числа имени существительного"

Исследовательская работа на тему "Категория числа имени существительного"

Скачать материал

Оглавление.

 

 

Введение----------------------------------------------------------------------------------3                                                                                                               

 

 Глава I. Категория и формы числа имен существительных в современном русском языке.-------------------------------------------------------------------------- 5

 

1.1.          Категория числа имен существительных.--------------------------------- 5

1.2. Формы числа имен существительных разных разрядов.------------------6

1.3 Категория числа и точность речи.-----------------------------------------------9

 

Глава II. Значение и употребление форм числа.---------------------------------14

 

2.1. Число у вещественных, собирательных, отвлеченных, собственных существительных. ---------------------------------------------------------------------14

2.2.  Изучение числа имен существительных школе.--------------------------20

 

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------26

 

Список литературы.-------------------------------------------------------------------28

 

                

 

 

Введение.

 При самом зарождении русской исторической грамматики в первой половине XIX в. исследователям бросилось в глаза многообразие значений множественного числа в русском языке. Формы и значения множественного числа представлялись морфологически и семантически обособленными от форм единственного числа, не вполне соотносительными с ними. Функция форм единственного числа имени существительного вообще казалась неоднородной и неопределенной. В формы единственного числа облекались не только имена единичных вещей, но и названия предметов, мыслимых без отношения к счету, к идее числа, например названия отвлеченных и собирательных понятий. Все это нарушало параллелизм и взаимосвязь форм единственного и множественного числа имен существительных.
К. С. Аксаков пытался объяснить это явление «склонностью русского человека видеть во
множественном как бы новое имя», «стремлением к образности, стремлением понять множество как совокупность и множественное число имени обратить в новое имя».

Проблема исследования форм числа существительных в современном русском языке и их употребления  занимает одно из ведущих мест в науке. Данная тема необходима и своевременна с точки зрения современного этапа развития общества. Категорию числа рассматривали такие выдающиеся лингвисты, как Ф.Ф. Фортунатов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов и другие.

Понимание числа как категории имеет важные следствия, во-первых, для понимания морфологической структуры существительных, а во-вторых, для определения числа согласованных классов существительных.

Объектом исследования является процесс формирования языковых понятий и умений на материале темы «Категория числа имени существительного».

Предмет исследования - методика изучения категории числа имени существительного.

Целью исследования является разработка методики формирования умения образовывать множественное число существительных русского языка.

В работе использованы теоретические методы исследования:

-изучение учебно-методической литературы;

-изучение опыта педагогов – новаторов, опубликованного в периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Категория и формы числа имен существительных в современном русском языке.

1.2.          Категория числа имен существительных.

Морфологическая категория числа существительного – это словоизменительная категория, выражающаяся в системе двух противоположных рядов форм – единственного числа и множественного. (Шанский Н.М, 1981, 6.)

Категория числа – одна из важнейших грамматических категорий имени существительного, которая указывает на количество одушевленных или неодушевленных предметов. ( Д.Э. Розенталь; 1979, 189.)

В учебном пособии П.А. Леканта дано такое определение: «Число – это словоизменительная категория существительных, выражающая в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа значения единичности/множественности предметов (конь – кони,  поезд – поезда, окно – окна, корова – коровы). (П.А. Лекант, 2001, 255.)

Основным средством выражения числа являются окончания существительных. Имеются и дополнительные способы выражения числовых значений:

- чередование фонем в основе (сосед – соседи, черт – черти);

- усечение, наращение или чередование основообразовательных суффиксов (крестьянин – крестьяне, сын – сыновья, котенок – котята);

- мена ударения (озеро – озера, дерево – деревья);

- супплетивизм, т.е. использование основ с разными корнями при образовании числовых форм одного слова (ребенок – дети, человек – люди).

Кроме того, если в тексте от существительного зависит согласуемая форма прилагательного, причастия, а так же личная форма глагола, то формах числа существительного выражается и синтагматически, в словосочетании (новый учебник – новые учебники; студент пишет – студенты пишут). Для несклоняемых существительных синтагматический способ выражения числа является единственным ( висело красивое пальто – висели красивые пальто). (П.А. Лекант,  2001, 258.)

Очевидно, что значение «количество (единичность/множество) предметов» охватывает подавляющее большинство русских существительных. Таким образом, за некоторыми исключениями, эту характеристику грамматического числа можно считать обязательной. Подавляющее число словоформ, указывающих на единичный предмет, предопределяет существование словоформы, указывающей на множество таких же предметов. Однако и здесь существуют исключения. Следовательно, если пренебречь случаями, входящими в «исключения», противопоставление «единичность/ множественность» оказывается обязательным и регулярным. Иными словами, оно формирует грамматическую категорию. При этих условиях данная категория выступает как формообразующая, словоизменительная, поскольку она способна противопоставлять словоформы, более ничем не отличающиеся друг от друга. Именно как словоизменительную грамматическую категорию понимали число у существительных А.А. Шахматов и В.В. Виноградов. (В.А. Белошапкова;  1989, 418.)

Возможен и другой взгляд на эти факты. Можно не рассматривать как исключения случаи, отмеченные выше. Тогда характеристика «число предметов» не оказывается ни обязательной, ни регулярной. При этом, нельзя говорить ни о какой грамматической категории – ни о словоизменительной, ни о классифицирующей.

Однако очевидно, что грамматическое число обладает определенными согласовательными возможностями. Причем различие в этих возможностях, обусловленное числовой характеристикой словоформы, носит универсальный, обязательный характер. В этом случае перед нами – грамматическая категория, определяющая определение связи между словоформами. Ясно, что при такой интерпретации грамматической категории числа она выступает в качестве классифицирующей. Понимание категории числа как классифицирующей, рассматривающей не словоформы одной лексемы, а разные лексемы, представлено в русской лингвистической традиции (в трудах таких выдающихся лингвистов, как Ф.Ф. Фортунатов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов). (В.А. Белошапкова;  1989, 419.)

 

1.2. Формы числа имен существительных разных разрядов.

         Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом – дома, книга – книги, озеро – озера.

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. Существительные, не имеющие форм множественного числа и не подлежащие счету, называются singularia tantum, что в переводе с латинского означает «только формы единственного числа». К числу слов  singularia tantum относят многие отвлеченные существительные (бег, тишина, перемирие), вещественные (олово, молоко, сахар), собирательные (листва, человечество), некоторые имена собственные (Енисей, Крым, Зевс), а также названия ряда спортивных и иных игр (футбол, хоккей, преферанс и др.). (П.А. Лекант,  2001, 258.)

Бывают также существительные, не имеющие формы единственного числа, - это слова pluralia tantum,  что в переводе с латинского означает «только формы множественного числа». К ним также относятся некоторые отвлеченные существительные (поминки, переговоры, хлопоты), вещественные (духи, сливки, чернила), собирательные (деньги, джунгли, финансы), многие имена собственные (Альпы, Лужники, Мытищи и др.), особую группу составляют конкретные существительные (брюки, ворота, ножницы, сани и др.). (П.А. Лекант,  2001, 259.)

Сравнивая существительные singularia tantum и pluralia tantum, нетрудно заметить, что образованию соотносительных числовых форм в обоих случаях препятствует один и тот же фактор – особенности семантики существительного, т.е. принадлежность имени к определенным лексико-грамматическим разрядам существительных отвлеченных, вещественных, собирательных или собственных. Конкретные же существительные имеют обычно обе числовые формы (булка – булки, стол – столы, озеро – озера). Исключение составляют лишь некоторые слова pluralia tantum типа сани; эти существительные обозначают предметы, имеющие сложное, нередко парное строение (брюки, ворота, очки, ножницы и т.п.); у многих из них некогда существовала форма единственного числа, которая с развитием языка была утрачена.

От некоторых существительных singularia tantum в профессиональном языке, в разговорной речи и в языке поэзии иногда образуется, вопреки отмеченной выше закономерности, форма множественного числа. В таком случае она имеет некоторые особенности семантики по сравнению с формой множественного числа конкретных существительных.

         Так, форма множественного числа отвлеченного существительного имеет более конкретное значение по сравнению с формой единственного числа и указывает на множество форм проявления отвлеченного понятия, обозначаемого основой данного слова; ср.: мощность завода (величина его производительной способности) – мощность завода (конкретные цеха, станки, складские помещения и пр., в которых реализуется мощность предприятия); красота города – красоты города (исторические памятники, скверы и пр.)  (П.А. Лекант, 2001.  259.)

Форма множественного числа вещественного существительного указывает на множество сортов данного вещества (продаются воды – минеральная и фруктовая) или же на большие массы вещества (пески пустыни, воды океана).

         Форма множественного числа имени собственного может указывать не только на множество одноименных предметов («Запорожцы», Иваны), но и на собирательную совокупность лиц, связанных родственными отношениями (Чацкие, Маниловы).

Следовательно, образование словоформы множественного числа от отвлеченных, вещественных, собирательных и собственных существительных нередко служит для передачи более сложных, смысловых отношений, нежели простое указание на множественность предметов.

         Хотя у каждой числовой формы есть свои собственные, присущие ей значения, в некоторых случаях (обычно в экспрессивной речи) вместо формы множественного числа используется форма единственного числа и наоборот. Например: Пусть все откроют учебники и выучат правило, в предложении такого типа форма единственного числа учебник указыает на реальную множественность предметов (это так называемое единственное число дистрибутивное, т.е. распределительное). Форма единственного числа может иметь также значение собирательной или обобщенной множественности: Ягода в этом году обильная; Студент теперь знающий. Напротив, множественное число может иметь значение единственного. Таково множественное число гиперболическое, служащее для экспрессивного обозначения единичности предмета: Соседка опять на курорты поехала (прост.); Чему его только в институтах учили (прост.).

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного чисел, была особая форма двойственного числа, которая затем исчезла. В современном русском языке об этой форме напоминают:

окончание –а в форме именительного падежа множественного числа слов мужского рода бока, рога, рукава (по происхождению это  - окончание формы двойственного числа);

окончание –и в форме именительного падежа множественного числа слов среднего рода очи, плечи, уши;

особая по характеру ударения форма родительного падежа единственного числа (т.н. счетная форма), образуется некоторыми существительными мужского рода, когда они сочетаются с количественными числительными полтора, два, оба, три, четыре (полтора часа -  ср. с. «обычной» формой родительного падежа: половина часа), два шага ( нет шага), три ряда (вдоль ряда).( П.А. Лекант,  2001, 261.)

 

1.3 Категория числа и точность речи.

В последнее время традиционный взгляд на «ясную» и «прозрачную» категорию числа все чаще подвергается сомнению.

         Семантическое содержание категории числа нельзя свести лишь к точному показателю, поскольку основное назначение множественного числа – выражение количественной неопределенности (столы - 2,3,4… 100, сколько угодно больше одного). Причем это касается и таких существительных, которые своим лексическим значением передают определенное количество (существительные – единицы меры: килограмм – килограммы, метр – метры). Счетные слова в форме множественного числа теряют значение определенного множества: такие слова как десятки, дюжины, сотни, приобретают значение неопределенного (большого) количества. Таким образом в прямом смысле точность ( в БАС: точный –«строго, не приблизительно измеренный, вычисленный, максимально приближенный в своем числовом выражении к объективным данным; противоположное - приблизительный» речи, скорее, будет обеспечена употреблением количественных числительных. (Л.А. Брусенская, №4, с.80)

         И все же в целом ряде случаев употребление числовых форм нацелено на точную передачу количества. Если оказывается значимым противопоставление «один – больше одного» (а сколько больше – известно по ситуации), категория числа вполне может обеспечить предметную точность. Сравним единственное дистрибутивное: поднимите руку и неопределенное: поднимите руки. С формами множественного числа связана возможность выражения точного, определенного количества, равного двум, если речь идет о природе парных предметов или предметах, состоящих из двух частей: Он надел сапоги. Единственное и множественное число в дистрибутивном значении взаимозаменимы (ср.: Они опустили голову. - Они опустили головы). Однако, выбор одной из форм может быть связан с желанием избежать неточности:

         Большинство из них нигде не работали, а Бердников и Каплин уже имели судимость. (Сов. Россия. – 1989. – 11 окт.).

         Множественное число (судимости) оставляет невыясненным вопрос о количестве (одна или больше одной), единственное число обеспечивает точную информацию. Но в ряде случаев, напротив, именно форма множественного числа обеспечивает большую точность:

         Начнем с того, что никакого копирования, по сути дела не было и нет. Разработка системы началась много лет назад, советские и американские специалисты продвигались своими путями в этой области и пришли к созданию совершенно разных космических кораблей. (Моск. новости. – 1988. - №46).

         Одни и те же формы числа могут быть употреблены интенционально (намеренно) и неинтенционально. Числовое оформление русского существительного облигаторно, независимо от того, входит это в намерение говорящего или нет. То, что числовая форма может быть не связана непосредственно с целями высказывания, определяет возможность варьирования этих форм. Сравним:

         Но поразительнее всего было сообщение Соцзембанка. Там сообщалось, что из прибылей МТС снято две тысячи рублей различных отчислений. Вот действительно чудо! МТС нету, а прибыль от нее есть. И, вероятно, огромная прибыль, если одних отчислений взято две тысячи. (И. Ильф и Петров).

Частотность неинтенциональных употреблений числовых форм приводит к автоматизму восприятия числовой флексии, к тому, что она чаще всего не осознается показателем реальной множественности или единичности. Намеренное использование числовых форм. Напортив, связанно с акцентрированием семантического содержания единственного и множественного числа. Особенно ярко это проявляется в случаях грамматической антитезы – при противопоставлении форм единственного и множественного числа:

Мне кажется, чем актер как личность богаче, те у него больше возможности проникнуть в мир другого человека. Многих  людей. (Литовская газета. – 1990. -№10);

-Но добровольцы–то, каковы? Как рвались топтать! А глаза видел? Загадка века.

-Загадка веков, - сказал Федор Иванович. – Загадка всей человеческой популяции. (В. Дудинцев).

Такое столкновение в узком контексте двух числовых форм одного слова не только служит средством уточнения, но может создавать особый художественный образ:

Так писем не ждут,

Так ждут письма.

Тряпичный лоскут,

Вокруг тесьма

Из клея.  Внутри – словцо.

И счастье. – И это – все.

                                (М. Цветаева).

Единственное число актуализирует семы «единственный», «неповторимый», «любимый».

Появление рядом двух числовых форм одного слова может быть следствием неточного знания или вообще невозможности точного знания, и тогда между этими формами появляются скрепы или, может быть:

Изучены возможные пути следования президентского кортежа, проконсультирован снайпер (или снайперы), которому поручили нажать курок… (А. Аджубей); За спиной неделя длиною в год, а может, и в годы; Наталья Макарова хотела получать больше, жить лучше, чем жили ее коллеги, иметь дом или дома, увидеть весь мир. (Литовская газета. – 1989. - №34).

 

Противопоставление может быть жестким, и тогда числовые формы входят в конструкцию с союзом а и отрицательной частицей:

… не зря о Каине сказано Господом: «Голос кровей брата твоего Авеля вопиет во мне. Слышите? Кровей, а не крови! Кровей всего, неродившегося потомства Авелева». (Ю. Домбровский).

Смена форм числа одного слова отражает развитие мысли, движение от приблизительного, неточного выражения к более точному, что передается скрепляющим словом вернее:

В тот год, вернее сказать – в те годы

Я занимался тем, что охранял от мора, града, тряса, непогоды

Те ценности, которые ронял мой век…

                                      (Д. Сухарев);

В руках у товарища Шулякина, ранее в его единственной руке было сосредоточено снабжение продовольствием общественных столовых. (В. Инбер);

В главе «Пиры Валтасара» Искандер подчеркивает неимоверное изобилие стола, вернее столов, за которыми расположились вожди…(Лит. газета. – 1988. - №32);

Оттуда, из трех романтических времен, пришел в фильм Сергея Юрского и образ поезда, вернее поездов, занимающих в «Чернове» такое важное место. (…(Лит. газета. – 1990. - №32).

В последнем примере очевидно и нельзя было сразу употребить форму множественного числа, к ней должна была «подвести» форма поезд, т.е. первая форма появляется не как результат того, что говорящий чего-то «недодумал», а как отражение движения от обычного способа выражения (образ + форма ед.ч. род. П.) к тому, который нужен автору.

И вот эту новизну, этот весь ворох новизн, - огромную, уже не вмещающую папку – Белый вдруг потерял. (м. Цветаева).

Предметной точности могут способствовать и числовые формы признаковых частей речи, у которых число, как правило, имеет лишь реляционное значение. Единичность/множественность несклоняемого существительного проявляется лишь на синтаксическом уровне: висит пальто – висят пальто. При двух определяемых существительных, определение, как известно, может принимать форму как единственного, так и множественного числа, причем множественное предпочтительнее там, где нужна большая точность сообщения – в юридических документах, в объявлениях и т.п., а единственное более приемлемо там, где контекст позволяет однозначно установить. Что определение относится к обоим существительным. (Л.А. Брусенская, №4, с.82).

Таким образом, категория числа – одна из важнейших грамматических категорий имени существительного, которая указывает на количество одушевленных или неодушевленных предметов. Категория числа имен существительных – словоизменительная.

Существуют две формы числа – единственное и множественное. Соотносительные формы единственного и множественного числа характерны для существительных, обозначающих считаемые предметы: шкаф – шкафы, трамвай – трамваи.

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. Существительные, не имеющие форм множественного числа и не подлежащие счету (молодежь, сахар, горе), называются singularia tantum. Бывают также существительные, не имеющие формы единственного числа (ворота, всходы, дрова), - это слова pluralia tantum. Хотя у каждой числовой формы есть свои собственные, присущие ей значения, в некоторых случаях вместо формы множественного числа используется форма единственного числа и наоборот. В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного чисел, была особая форма двойственного числа, которая затем исчезла.

 

 

 

 

 

Глава II. Значение и употребление форм числа.

2.1. Число у вещественных, собирательных, отвлеченных, собственных существительных.

Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом – дома, книга – книги, озеро – озера.

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа
(с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Лермонтов); В саду служанки, на грядах, сбирали ягоду в кустах (Пушкин).

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному числу): вожжи, лыжи, сплетни.

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа, или только формы множественного числа. У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

- имена существительные, обозначающие вещество, материал
(вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и т.д. Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связаны различия смысловых значений. Металл – металлы: ведь металлы – это не много металла, а разные металлы. Снега – не много снега и не разные виды снега, а снег, лежащий всюду, куда ни кинешь взгляд. Бега – тоже не множественное число от слова бег, а особый вид соревнований (конные бега), свободы – не множественное от слова свобода, а правовой термин (гражданские права и свободы). Во всех этих случаях перед нами разные слова, каждое из которых по числам не изменяются;

- имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

- отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, тепло, сырость, оттепель, энтузиазм, беготня и др.
Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

- имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазоревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); братья Карамазовы, род Толстых.

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

- названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

- названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно- собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

- обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

- названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

- имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением:

Альпы, Карпаты, Анды, Холмогоры, Горки.
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Например: Я потерял свои ножницы. – В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. – Во двор ведут двое ворот.

Появление формы множественного числа у существительных singularia tantum связано с изменением их лексического значения.

1. Отвлеченные существительные.

Возникновение формы множественного числа сопровождается обычно конкретизацией лексического значения. Так, например, слова, обозначающие процессы: "формирование нового общества", "сооружение
зданий", достижение желаемого", "работа на воздухе", могут обозначать и результат этого процесса: "армейские формирования", "разрушены все сооружения", "овладевать достижениями науки", "курсовые работы сданы в срок".

Отвлеченные существительные, называющие состояние, чувство: печаль, ревность, радость, любовь, идиотство и пр., могут употребляться для обозначения фактов проявления этого состояния: икона Божьей Матери "Утоли моя печали", "Всех мук, всех ревностей моих лишь он свидетель был" (Сим.); событий, связанных с переживанием этого состояния, чувства: "Первые радости" (название романа К. Федина); "Среди идиотств,
суеты, наветов поэт одиозен, порой смешон..." (Возн.); самих объектов, вызывающих это чувство: "Это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных и чистых любовей и миллион миллионов маленьких грязных любят" (Маяковский).

Типично употребление отвлеченных существительных, называющих свойство человека, предмета, для обозначения самого этого предмета или человека, воплощающего данное свойство: "неряшливость стиля" – "языковые неряшливости";"тонкость, сложность какого-либо процесса" – "тонкости и сложности выплавки чугуна и стали"; "меньшинство присутствующих" – "национальные меньшинства". Названия областей знания, науки, искусства могут быть употреблены для обозначения видов науки, искусства, их жанров: "искусства и ремесла народов Севера", "естественные науки", "Академия художеств".

Как видно из приведенных выше примеров, всевозможные случаи конкретизации лексического значения отвлеченных существительных распространены и в общенародной и в индивидуально-авторской речи. В современных публицистических и общественно-политических текстах это явление также весьма продуктивно. Сегодняшнюю газету невозможно представить себе без словосочетаний типа: "реальности современного мира", "антивоенные движения", "хельсинкские договоренности". Выделенные в них существительные приобрели способность широко употребляться во множественном числе сравнительно недавно.

Формы множественного числа отвлеченных существительных появляются и в профессиональной речи: ростá – изделия определенной длины (швейн.), "капитальные ремонты" (строит.); "всесоюзные соревнования по легкоатлетическим многоборьям" (спорт.) и т.п. Представляется, что подобные формы, имеющие узкопрофессиональный характер, в газетах, не рассчитанных на специалистов и ориентированных на нормы литературного языка, употреблять не следует.

2. Вещественные существительные при переносном употреблении также могут переходить в другой лексико-грамматический разряд и употребляться в результате этого перехода в форме множественного числа. Наиболее распространены случаи использования их для обозначения сортов, видов вещества: "растительные масла","животные жиры", "минеральные соли". Не менее продуктивна в языке модель, по которой существительное, называющее вещество, употребляется для обозначения изделия из этого вещества: "оконные стекла", "на выставке представлены акварели, гуаши московских художников". Сюда же можно отнести и авторские образования, например: "Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали. На стенах обледенелых Блещут хрустали" (Фет), где индивидуальная форма хрустали обозначает искрящиеся, как хрусталь, льдинки, изморозь.

Вещественные существительные могут употребляться во множественном числе и при изменении их лексического значения в сторону собирательности, когда они начинают обозначать пространства, занятые данным веществом: "территориальные воды Великобритании", "земли помещика Троекурова", "арктические льды".

3. Собственные имена существительные (а именно: те из них, которые обычно употребляются только в единственном числе) также могут приобретать форму множественного числа при изменении лексического значения, переходя при этом в разряд нарицательных, например: "Под проливным дождем на склизких, неопрятных асфальтовых мостовых часами стоят взаимно закупорившиеся вереницы грузовиков, монбланы жратвы, казбеки гастрономических сокровищ" (М.Кольц.). Обозначения единичных понятий Монблан, Казбек, употребленных как образные метафоры, становятся нарицательными существительными: указывают на громадные скопления еды, сходные по величине с двумя высочайшими горными вершинами. Показателен и такой пример из газеты: "Их таскали по Лубянкам и психушкам" (Комс. пр. 1992. 17 марта) – здесь Лубянки – это не название здания на одноименной площади в Москве, а вообще все тюрьмы страны.

Чаще всего употребляются в значении нарицательных те собственные существительные, которые являются именами и фамилиями выдающихся деятелей культуры, истории, политики, имена литературных персонажей. Подобные примеры русский язык, русская художественная и критическая литература знают уже очень давно. Всем известны строки Ломоносова: "...Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". Герцен писал: "Время Онегиных и Печориных прошло", "...что так мало пишут об Обломовых". Давно вошли в русский литературный язык ставшие нарицательными существительные чацкие, молчалины, фамусовы, чичиковы, коробочки, сквозник-дмухановские, хлестаковы.

Наше время дало новый ряд нарицательно используемых имен собственных: рашидовы, кунаевы, сусловы, нины андреевы.
В разряд нарицательных, в принципе, может перейти любое имя собственное, принадлежащее той или иной выдающейся личности, становясь при этом обозначением класса людей, которые обнаруживают характерные черты этой личности. Примечательно, что в языке современной газетной публицистики подобные образования обладают обычно негативно-оценочным компонентом значения, выражают отрицательное отношение говорящего к той личности, имя которой употреблено в качестве нарицательного существительного. Так, обращает на себя внимание процитированное в "Огоньке" высказывание известного публициста Александра Невзорова о выдающемся русском художнике-модернисте Казимире Малевиче: "Мрак собачий этот Малевич. Когда были действительно цельные люди – они не нуждались в малевичах. Выгнали бы!" (Ог
онек.  1992. № 4).

4. Наконец, в индивидуально-поэтической речи форму множественного числа иногда приобретают существительные, которые традиционно ее не имеют (или во всяком случае которые обычно используются лишь в форме единственного числа). Это существительные типа сирень, жасмин, разбег и т.д. Например; "Сиреневые сирени, И как вам не тяжел Застывший в трудном Крене альтовый гомон пчел" (А.Тарк.); "И так неистовы на синем разбеги огненных стволов, и мы так долго рук не вынем из-под заломленных голов" (Паст.); "Цветут ростовские жасмины. И в небе ласточки кричат. И вдруг мелодией старинной Твои слова во мне звучат" (В.Виногр.). Появление формы множественного числа здесь связано с необходимостью назвать несколько явлений, обозначаемых традиционно только существительным singularia tantum.

По-иному следует оценивать случаи употребления формы множественного числа существительных singularia tantum (отвлеченных и вещественных) в примерах такого рода: "Взглянув на главы-шлемы, боярин рек: "У, шельмы! В бараний рог! Сплошные перламутры – сойдешь с ума. Уж больно баламутны их сурик и сурьма" (Возн.); "Рынок – Малые Лужники. Слева в фартуках мужички, справа - сборная команда – бабы в брюках и помадах" (Возн.); "Несомненно, в сенаторе – развивались: боязни пространства" (А. Белый). В приведенных примерах явно нет никакого изменения лексического значения существительного в сторону конкретности, единичности, противопоставленной раздельной множественности. Здесь само по себе грамматическое значение множественного числа, которое ассоциируется в сознании носителя языка с представлением о множественности, о большом объеме, большом количестве чего-либо, выдвигается на первый план, актуализируется. И это грамматическое значение придает художественной речи дополнительную экспрессивность, выразительность ("сплошные перламутры" т.е. очень много, чрезмерно много перламутра; "бабы в брюках и помадах" т.е. покрывшие себя невероятно густым или ярким слоем помады женщины; "боязни
пространства"– т.е. непрекращающийся, все нарастающий страх перед пространством). Интересен и такой пример из стихотворения Б. Пастернака "Десятилетие Пресни":

Любила снег ласкать пальба,

И улицы обыкновенно

Невинны были, как мольба,

Как святость – неприкосновенны.

Кавалерийские следы

Дробили льды. И эти льды

Перестилались снежным слоем

И вечной памятью героям.

Здесь вместо формы лед употреблена имеющаяся в языке форма льды,
которая в данном контексте имеет совсем иное значение, нежели в традиционных словосочетаниях типа "льды Арктики". В процитированном отрывке это именно пара по числу вещественного существительного лед, обозначающая ту же реалию, что и исходная форма. Но употребление ее небезразлично к общему значению высказывания, делает его образно более многомерным. Основная информация – дробили лед –
расширяется. С одной стороны, возникает ощущение массивности, мощности ледяных напластований на зимней улице (значение количества), с другой – создается картина одновременно и многократно происходивших действий (значение расчлененной множественности); форма как бы помогает передать множественную дробность галопа лошадей, под копытами которых крошится и разлетается лед. Благодаря употреблению формы множественного числа и ассоциирующихся с ней оттенков грамматического значения строфа приобретает большую экспрессивность.

2.2.  Изучение числа имен существительных школе.

Морфология в школе усваивается не только как система лингвистических явлений, но и как средство, обеспечивающее ученикам речевую деятельность на русском литературном языке. На достижение коммуникативной цели обучения морфологические знания, умения и навыки оказывают влияние не непосредственное, а опосредованное речевыми и правописными разделами школьного курса русского языка. Действительно, на морфологических закономерностях основываются многие орфографические правила, изучаемые в школе.  Изучение примеров образования форм слов обеспечивает овладение языковыми нормами, повышает культуру речи школьников. (Баранов М.Т. 1990. 50)

Изучение морфологии направлено на привитие школьникам в первую очередь нормативных образований форм слов, словосочетаний и предложений, поскольку между морфологией и синтаксисом существуют самые тесные связи. «В основе грамматической нормы лежат образцы, по которым образуются слова, формы слов, конкретные словосочетания и предложения». ( Арутюнова Н.Д. 1980. 10)

Следует иметь в виду, что морфологические ошибки постоянно отмечаются окружающими, вызывают досаду, мешая восприятию смысла, т.е. их можно отнести к грубым ошибкам. В то же время, от них значительно проще избавиться, чем от лексических и синтаксических. При правильной организации работы морфологические ошибки устраняются быстро. (Баранов М.Т. 1990. 86)

Рассмотрим тему «Непостоянные морфологические признаки имен существительных» по учебнику русского языка в 5 классе под редакцией С.И. Львовой.

Цели урока:

1.     Повторить сведения о механизме формообразования  в русском языке и добиваться осмысления особенностей формообразования существительных.

2.     Тренировать умение учащихся употреблять в речи несклоняемые имена существительные с учетом их принадлежности к определенному роду.

3.     Дать представление о существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только множественного числа.

В начале урока задаются теоретические вопросы:

Какие морфологические признаки имен существительных являются непостоянными? Покажите на примерах.

С помощью какой морфемы передается значение числа и падежа имен существительных?

Затем предлагается прочесть правило:

Некоторые имена существительные в русском языке не имеют формы множественного числа (любовь, честность, белизна), у других отсутствует форма единственного числа (каникулы, сутки, именины, сливки, чернила, щи).

В упражнении 788 существительные, имеющие форму только единственного числа, разделены на четыре группы. Требуется объяснить, что объединяет слова каждой из них.

1.     Беднота, мошкара, листва, учительство, детвора, молодежь, студенчество.

2.     Молоко, пиво, варево, чай, мед, варенье, секла, баранина.

3.     Тоска, горе, дружба, баловство, лукавство, упрямство, коварство.

4.     Европа, Азия, Байкал.

Дается задание составить по одному предложению с именами существительными каждой группы. Учащимся сильного класса можно предложить самостоятельно привести примеры существительных, которые не имеют формы единственного или формы множественного числа.

         В случаях затруднения необходимо обратить внимание учащихся на суффиксы, с помощью которых могут быть образованны эти существительные и предложить воспользоваться словариком значения морфем.

         В слабом классе можно помочь ученикам определить значения, определяющие существительные каждой группы:

1.     Называют множество предметов как одно целое (имеют собирательное значение).

2.     Обозначают различные жидкости (вещества).

3.     Обозначают различные чувства, качества человека.

4.     Являются географическими названиями.

На рисунке к упражнению 789 изображены брюки, сани, грабли, часы, ножницы, ролики, очки. Дано задание записать названия предметов, помещенных на фотоколлаже; придумать с ними предложения. Спрашивается, в чем заключается грамматическая особенность этих существительных?

В учебнике имеются индивидуальные задания:

В текстах русских народных загадок найдите  примеры использования существительных, имеющих форму только множественного числа.

Из учебника природоведения выпишите пять предложений, в которых есть существительные, не имеющие форм множественного числа.

Категория числа  по учебнику русского языка в 6 классе под редакцией С.И. Львовой рассматривается в теме «Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи». Цель урока: углубить и  расширить представление детей о непостоянных признаках имени существительного.

На уроке даются упражнения для повторения и закрепления знаний, полученных в пятом классе.

328. От данных существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа. Запишите эти формы, распределяя их на группы:

1)      ___________        ,                            2)     ___________      .

Апельсины, макароны, мандарины, очки, яблоки, сапоги, помидоры, рельсы, гектары, облака, плечи, партизаны, чулки, носки, татары, солдаты, вафли, блюдца, полотенца, цыгане, бананы, басни, туфли, тапки.

Включите записанные вами существительные в состав словосочетаний числ. +сущ.

Образец: Шесть солдат, восемь блюдец.

Книга Иванова В.А. «Занимательно о русском языке» не является учебником, она только разъясняет и дополняет его. Автор пытался в популярной и по возможности занимательной форме рассказать о наиболее трудных вопросах русского языка.

         В учебниках по русскому языку для средней школы грамматика излагается в основном, как свод определений и правил. Объяснительные тексты к этим учебникам и правилам отсутствуют, чем учебник русского языка резко отличается от учебников по другим предметам. А между тем грамматические явления так же, а может быть и больше, нуждаются в содержательных текстах.

Вот эту задачу – дать пояснения к некоторым грамматическим правилам – и ставит перед собой настоящая книга. Она построена в виде небольших рассказов на определенную тему. К ним, как правило, даны занимательные заголовки, в качестве которых используются пословицы, крылатые выражения, цитаты из известных стихов, содержащие описываемые явления.

Сами рассказы можно условно разделить на две группы.

1.Рассказы, в которых в доступной форме излагается материал по русскому языку, как бы он мог быть представлен на уроке.

«Известно, что имена существительные изменяются по числам. В русском языке различают два числа: единственное и множественное. Названия чисел понятны. Единственное произошло от слова един, а множественное от слова много. Число в грамматике, следовательно, обозначает количество предметов: если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше, то используется множественное число: стол – столы, окно – окна, книга – книги».  (Иванова В.А.1990. 76.)

2.Беседы между учителем и учащимися, имитирующими урок на данную тему.

«- А когда говорят крупы, колбасы? Разве это не множественное число? – последовал вопрос ученика.

- Да, это форма множественного числа. Как мы помним, ее показателем является окончание – ы, но она обозначает не количесто данного продукта, а разные его сорта.  Если говорят: «В магазине большой выбор круп», то хотят сказать, что есть разные ее виды: (манная, перловая, ячневая, пшенная и др.)».  (Иванова В.А.1990. 76.)

Есть в книге и занимательные рассказы.

«А. Барто рассказывает: «В детстве, когда я научилась читать, мне подарили стихи поэта Бальмонта. На первой странице я прочла: «У Бальмонта есть свой читатель».

- У него всего один читатель? Так мало! – посочувствовала я Бальмонту».

Таким образом, существительные, имеющие форму только единственного числа, не подлежат счету. Но в некоторых случаях они образуют форму множественного числа: вещественные существительные, обозначающие типы или сорта веществ; отвлеченные существительные; собственные имена существительные при переходе в разряд нарицательных; существительные в отношении «единичность – множественность».

         У некоторых существительных, имеющих форму только множественного числа, тоже возможно значение единичности. Это достигается сочетанием с числительным одни.

Морфология в школе усваивается не только как система лингвистических явлений, но и как средство, обеспечивающее ученикам речевую деятельность на русском литературном языке. Действительно, на морфологических закономерностях основываются многие орфографические правила, изучаемые в школе.  Изучение примеров образования форм слов обеспечивает овладение языковыми нормами, повышает культуру речи школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение.

Категория числа – одна из важнейших грамматических категорий имени существительного, которая указывает на количество одушевленных или неодушевленных предметов. Категория числа имен существительных – словоизменительная.

Существуют две формы числа – единственное и множественное. Соотносительные формы единственного и множественного числа характерны для существительных, обозначающих считаемые предметы: шкаф – шкафы, трамвай – трамваи.

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. Существительные, не имеющие форм множественного числа и не подлежащие счету (молодежь, сахар, горе), называются singularia tantum. Бывают также существительные, не имеющие формы единственного числа (ворота, всходы, дрова), - это слова pluralia tantum. Хотя у каждой числовой формы есть свои собственные, присущие ей значения, в некоторых случаях вместо формы множественного числа используется форма единственного числа и наоборот. В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного чисел, была особая форма двойственного числа, которая затем исчезла.

Существительные, имеющие форму только единственного числа, не подлежат счету. Но в некоторых случаях они образуют форму множественного числа: вещественные существительные, обозначающие типы или сорта веществ; отвлеченные существительные; собственные имена существительные при переходе в разряд нарицательных; существительные в отношении «единичность – множественность».

         У некоторых существительных, имеющих форму только множественного числа, тоже возможно значение единичности. Это достигается сочетанием с числительным одни. Эти существительные могут сочетаться и с собирательными или с неопределенно – количественными числительными.

Морфология в школе усваивается не только как система лингвистических явлений, но и как средство, обеспечивающее ученикам речевую деятельность на русском литературном языке. Действительно, на морфологических закономерностях основываются многие орфографические правила, изучаемые в школе.  Изучение примеров образования форм слов обеспечивает овладение языковыми нормами, повышает культуру речи школьников.

Морфологические ошибки постоянно отмечаются окружающими, вызывают досаду, мешая восприятию смысла, т.е. их можно отнести к грубым ошибкам. В то же время, от них значительно проще избавиться, чем от лексических и синтаксических. При правильной организации работы морфологические ошибки устраняются быстро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Арутюнова Н.Д. Русская грамматика. В 2т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой М.: Академия Наук СССР, 1980, 471 с.

2.     Бабайцева В.В. Современный русский язык: теория. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Е.И. Дибровой.  – М.: Академия, 2001 – 704с.

3.     Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 6 классе: методические указания. – М.:  Просвещение,  1990.  –  208 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4.     Брусенская Л.А. Служит ли категория числа для создания точности речи? //Русский язык в школе. – 1995, №4.

5.     Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой В.В. Львова «Русский язык. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2008. – 365с.

6.     Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой В.В. Львова «Русский язык. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2009. – 287с.

7.     Варнаева А.Е. Категория числа существительных.//Русский язык в школе. – 2007, №1.

8.     Дудников А.В. Методика обучения грамматики в школе. Пособие для учителей. _ М.: Просвещение. 1977.

9.     Иванова В.А. Занимательно о русском языке.: Пособие для учителя.- Л.: Просвещение, 1990. – 255с.

  1. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
  2. Львова С.И. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 173с.
  3. Львова С.И. «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 173с.
  4. Новейший справочник школьника/ Под ред. И. Федосова, - М.: Эксмо, 2009, -450с.
  5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 448с.
  6. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.
  7. Русский язык. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2001 – 768с.
  8. Современный русский язык. Ч.2. Словообразование. Морфонология. Морфология  /  Под.  ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО Плопресс, 1998.
  9. Современный русский язык. Ч.1 Учебник для вузов / Под ред. Д.Э. Розенталя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1979 – 317с.
  10. Современный русский язык  / Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989 – 800с.
  11. Современный русский язык. Ч.1Учебник для студентов вузов. / Под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001 – 560с.
  12. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1981.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа на тему "Категория числа имени существительного""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема исследования форм числа существительных в современном русском языке и их употребления  занимает одно из ведущих мест в науке. Данная тема необходима и своевременна с точки зрения современного этапа развития общества.Язык является обязательным элементом гуманитарной культуры, важнейшим средством человеческого общения. Овладение грамматикой языка необходимо для формирования коммуникативных умений личности, развития логического, абстрактного мышления, общего образования обучающихся, осознания ими языковых явлений. Однако, развивающие возможности русского языка, в частности, раздела морфологии, не реализуются в современных образовательных учреждениях. Обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и знаний. Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью усилить обучающий эффект при формировании языковых знаний, умений и навыков.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 5636
    • DOCX 57.2 кбайт
    • 109 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голяшова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голяшова Светлана Викторовна
    Голяшова Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 150682
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе