Главная / Технология / исследовательская работа на тему "Из глубины веков"

исследовательская работа на тему "Из глубины веков"

Ямало-Ненецкий автономный округ

Пуровский район

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1им.Ярослва Василенко» п. Пурпе







«Из глубины веков»











учитель Яншина Татьяна Викторовна


















Оглавление


Введение………………………..……………………………………………………………….3

Основная часть………………..………………………………………………………………...5

Народная одежда России…….…………………………………………………………..……..5

Народная одежда Кавказа………………………………………………………..……….…….8

Традиционная национальная одежда лесных ненцев……………………….…………..……11

Заключение…………………………………..……………………………………………....….12

Библиографический список литературы………………………………………..…………….13

Приложение………………………………………………………………………………..……14
















Введение

Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов. В моде зачастую находят свое выражение те или иные интересы социальных групп. В ней: могут материализоваться как настроения общественного протеста, так и чувства лояльности, поддержки; как идеи национального возрождения, так и национального превосходства. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах, сконцентрировал вековой опыт народа. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.

Народная одежда, обувь, создавшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, и, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях мода становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Поэтому важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. В настоящее время проблема понимания культуры разных народов, как части многонационального государства, является актуальным.

Предмет исследования: является народная одежда.

Цель исследования:

  • изучить особенности национальных костюмов народов России.

  • доказать, что народная одежда при всём своём разнообразии не подверглась значительным изменениям

  • показать, как на создание современного костюма оказывает влияние традиционный народный костюм.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  • уточнить сущность понятия «мода»;

  • рассмотреть народную одежду и выявить ее особенности;

  • проанализировать литературу по данному вопросу;

  • на основе исследований выявить особенности национальных костюмов и их интеграцию.

Методами нашего исследования является:

  • работа с соответствующей литературой;

  • анализ полученных данных;

  • сравнительный анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования: национальный костюм – своеобразный мост между прошлым и будущим.




















Немного о моде

История моды так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Обычай — это подражание предкам, а мода — подражание современникам. Пока существует социальное неравенство, не может быть единой моды. Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда, он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.


Народная одежда России

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие разных народа России, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.


Русский народный костюм


В основе русского костюма1 заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей. Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром. Использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом. Обширность территории расселения, замкнутость отдельных районов и различное природное сырье, и окружение, характер обычаев и условий существования послужили причиной возникновения многообразных вариантов одежды. Только в женской одежде ученые выделяют четыре четко выраженных комплекта: 1. рубаху с поневой и головным убором сорокой; 2. рубаху с сарафаном и кокошником; 3. рубаху с юбкой-андараком; 4. платьем кубельком. Первые два основные. Два последних в XIX в. имели ограниченное бытование. К началу ХХ в. из существовавших четырех комплектов, наиболее распространенными были два: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Позднее популярным стал комплект юбки с кофтой. Первый комплект отмечен множеством вариантов и охватывал не только южные районы России – Орловскую, Курскую, Воронежскую, Рязанскую, Тамбовскую губернии, но и ряд центральных: Тульскую, Московскую, Калужскую. Определенный отпечаток наложило на формирование его элементов соседство с коренным нерусским населением – украинцами, белорусами, мордвой и др. Комплект с сарафаном, или северорусский, бытовал на Севере, в районах Поволжья, Урала, Сибири, в некоторых местах западных и южных губерний – Смоленской, Курской, Харьковской, Воронежской. Костюм, характерный для казаков Дона и Кубани, Северного Кавказа с распашным платьем-кубельком, испытал влияние местного населения. Его носили поверх рубахи с вязаным колпаком и штанами, как это принято на Востоке. Но к середине XIX века он вытесняется другими типами одежды, в особенности юбкой с кофтой. Это смешение национальностей не могло не сказаться на психологии местного населения, его производственной и бытовой культуре, в том числе и формировании народного костюма. В 1840 г. оренбургское войско получило свою территорию, куда вошли Челябинский, Троицкий, Верхне-Уральский, Орский уезды, и оренбургским казакам приходилось нести воинскую службу, в основном, уже далеко от дома. Поэтому все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног”, и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде. К XIX в. наименование “сарафан” стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплект с ним вытеснил южнорусский комплект с паневой, завезенный переселенцами из Южных губерний России. Глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Псковской, Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской затем широко распространился в районах Приуралья. Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные клинья. Шили сарафаны из шелковых тканей на ситцевой подкладке. Отделывали золотым позументом, золотым шитьем. Пуговицы серебряные со сканью и чернью, металлический шнур. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах; или черный шелковый платок, обшитый черным кружевом – “косынка с бантом”. С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири. Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник (фартук), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками. Помимо своего непосредственного назначения – защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля. Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке. Пожилые женщины носили кофты широкого покроя с застежкой через плечо и пройму или по спинке. Праздничная одежда – белая. Мужской казачий костюм исключительно официальный. Короткое военное пальто и пиджак с жилетом и шароварами с лампасами, заправленными в голенища. Этот костюм не изменялся около 300 лет, сохранив традиции и культуру XVIII-XIX вв.

В моделировании современной одежды часто используются приемы декорирования, кроя, элементов присущих народному костюму. Костюм оказывается созвучным народному костюму в использовании похожих рисунков (клетки, полоски разных размеров и ритмов), в игре фактурных материалов. Анализ моделей, которые были опубликованы за период 1950-2000 годов, показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к образно-ассоциативному представлению к первоисточнику.

Вывод: эволюция в народном костюме происходила медленно, мало поддаваясь воздействиям, модификация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отразилось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и украшений.


Народная одежда Северного Кавказа

Народный костюм на Северном Кавказе2 отличается разнообразием форм, красочностью убранства и множеством украшений. По его отделке и покрою можно определить, к какому народу принадлежит человек. В чем заключается сокровище народа? Это его история, культура, традиции и обычаи. Неотъемлемой частью истории народа является его костюм.


Чечено-ингушский национальный костюм

В национальной одежде чечено-ингушей3 отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет. Характерная чечено-ингушская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором вайнахов была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески, папахи.

Национальный костюм девушки был повседневной одеждой. Это нижнее платье и верхняя накидка. Каждый элемент, аксессуар, орнамент костюма  несет в себе глубокий смысл. Длинные рукава верхней накидки (падуги) и нагрудник защищали девушку от случайного прикосновения, которое, например, могло произойти в танце. Важное украшение вайнахской одежды – серебряный пояс. Звеньев на поясе двенадцать, что составляет 60 сантиметров, значит, девушка следит за собой, аккуратна, и в доме у нее будет порядок. Его надевали поверх платья. Еще один обязательный аксессуар наряда вайнахской девушки – это нагрудник, расшитый серебряными украшениями с драгоценными и полудрагоценными камнями, обычно рубином и бирюзой. Такие дорогие и красивые пояса и нагрудники девушки одевали в праздничные дни. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Наряд часто украшался различным орнаментом. Так как вайнашки занимались земледелием и охотой, на платьях девушек можно было различить символику, обозначающую оленьи рога, солнце, символ плодородия и т.д. Повседневный костюм девушки мог быть любого цвета –  от красного до фиолетового. Разнообразию материалов не было предела.

Свадебный наряд отличался не только своей нарядностью и дороговизной, в основном он был белого цвета. Также он непременно дополнялся шапочкой, за счет высоты которой можно «регулировать» рост невесты и придать ей больше стройности. Сегодня национальный свадебный костюм - это частица, которая сохранялась у вайнахского народа в условиях, когда повсюду внедряется все европейское.

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чечено-ингушские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Женщины в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Замужняя женщина носила на голове "чухт" – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних "чухт", закрывавший косу, прикрывали платком. Повседневным головным убором вайнахских женщин конца 19 начала 20 в.в. был платок – кортали, что буквально означает «накидка на голову» (корт – голова, тиллар – от глагола тилла «накидывать, одевать»). Без платка женщины не появлялись не только на людях, но и в своей семье. Головной платок выполнял большую роль при соблюдении невестой традиционных норм поведения. Выходным головным убором пожилой женщины служил платок большого размера с бахромой, а для дома – малого размера, сложенный треугольником, концы которого подвязывались под подбородок.

В каждом костюме чувствуется история и культура ингушского народа. В то же время национальные элементы переплетаются с европейскими тенденциями.

Круг исследовательской культуры выходит за пределы Северного Кавказа. В настоящее время жителей Северного Кавказа - разных профессий – можно встретить всюду. Они приносят в другие регионы свой опыт, свою культуру, самобытный национальный колорит. Вдали от своей родины они проявляют гибкость, вплетая «свое» в новые для себя традиции.

Находясь вдали от дома, они не только не потеряли интерес к своей культуре, но и стараются показать всю красоту ингушского наряда своим нынешним соотечественникам.
Вывод: национальный  костюм, состоящий из  различных  элементов,  несет  в  себе  характерные,  наиболее  общие  черты  силуэта,  кроя  одежды  северокавказских народов. Это объясняется  схожестью  природно-климатических  условий,  хозяйственно-бытового  уклада,  военизированного  образа  жизни,  рода  занятий. Традиционный чечено-ингушский костюм претерпел немало изменений в 20 веке. Но, надо сказать, что сельские жители, особенно пожилые, и сейчас сохраняют верность национальной одежде.


Традиционная национальная одежда лесных ненцев

Одежда коренных жителей4 едва ли не самая архаичная по форме.

Житель тундры, приспосабливаясь к суровым условиям края, подружился с ним. Через творения человеческих рук и ума нетрудно проследить черты бережного отношения северянина к природе, к тундре, ко всему, что его окружает.

Почти всю её шьют из оленьих шкур сухожильными нитками. Оленья шкура разного времени года используется как часть зимней одежды для детей и взрослых, а также, для покрытия чума. Причём, важное значение имеет то, когда была добыта и обработана эта шкура, и от этого зависит, пойдёт она на изготовление одежды или покрытие чума. Для детей одежду шьют из шкурок новорождённых оленей и из пушнины. В украшении одежды важное значение имеет орнамент.

Вывод: север создал свою систему одежды. В результате проведённой работы, мы выяснили, что, не смотря на все изменения в мире, жизнь лесных ненцев за многие столетия практически не изменилась. Особых изменений нет и в одежде. Если же одежда и менялась, то не по веянию моды, а с жизненной необходимостью.












Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных одежде в прошлом.

В результате сравнения женского и мужского костюмов народов, населяющих Россию, установлено сходство в составе костюма, крое некоторых видов одежды, головных уборов и обуви. Сходство объясняется не только длительными культурными контактами сопредельных регионов, в результате которых проходили заимствования и обмен культурными ценностями, но и существованием в прошлом общих этнокультурных компонентов в культурогенезе народов, проживающих в России.

Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в современном костюме проявляются черты народного, национального, традиционного, что делает костюм самобытнее, роднее, ближе, дороже.

Диалогичность предполагает сопоставление национальных ценностей и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов. Взаимодействие культур приобретает свою специфику на основе пересечения уникальных культурных систем. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами. Художники создают современный костюм, используя красоту народного кроя - конструкцию русской рубашки, сарафана; конструкцию рукавов – низкие проймы, рубашечный рукав. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что национальный костюм - своеобразный мост между прошлым и будущим. Гипотеза исследования подтвердилась.










Библиографический список литературы


  1. http://referat.deport.ru/subjects/showReferats/iskusstvo_i_kultura_10.html

  2. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура — цивилизация» К.Леонтьева // Сб. Философия культуры-97. Тез. докл. на российской научной конф. «Человек в культуре — культура в человеке», посвященной 60-летию В.А. Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164; Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151.

  3. http://dom-np.narod.ru/rekon/rhazar.htm

  4. АйбазоваМ.Ю. Нравсвенно - эстетическое воспитание в этнопедагогический культуре Северно- Западного Кавказа. Монография.- М.: МГОУ,2003.- 272с

  5. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1-2. М" 1987-1991

  6. Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада. Вып. 1-2. М., 1992

  7. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие худож. культур. М., 1994.

  8. Н.В.Кокшаров. Взаимодействие культур: диалог культур//http://www.portalus.ru






















1

2

3

4

14


исследовательская работа на тему "Из глубины веков"
  • Технология
Описание:

Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах, сконцентрировал вековой опыт народа. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.

   Народная  одежда, обувь, создавшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, и, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались.

 

   Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях мода становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Поэтому важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. В настоящее время  проблема понимания культуры разных народов, как части многонационального государства, является актуальным. 

Автор Яншина Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1185
Номер материала 27703
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓