Главная / Начальные классы / исследовательская работа на тему

исследовательская работа на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесейская средняя общеобразовательная школа»














Исследовательская работа

по теме: Почему «нарезанный лук сильнее пахнет»?







Выполнила: Болонина Людмила,

ученица 1 класса



Руководитель: Бутонаева

Ирина Валентиновна


















2014г.

Содержание


  1. Введение

  2. История возникновения репчатого лука

  3. Состав репчатого лука

  4. Физический смысл высказывания «нарезанный лук сильнее пахнет»

  5. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы

  6. Выводы

  7. Литература



































Введение


Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем, что лук - обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. В моей семье больше используют репчатый лук. Только популярностью у детей он не пользуется, и у меня в том числе, потому что он издает запах, когда его нарезают. Поэтому я решила найти ответ на вопрос «Почему «нарезанный лук сильнее пахнет»?».

Цель исследования: выявить причины сильного запаха нарезанного лука.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг и газет по теме.

  2. Выяснить причины запаха нарезанного лука, связанные с физическим явлением диффузия.

  3. Провести опытно – экспериментальную работу по теме исследования.



Гипотеза исследования: если белый лук имеет острые и резкие вкусовые качества, чем красный лук, физическое явление диффузия будет протекать быстрее.





























  1. История возникновения репчатого лук

Репчатый лук с незапамятных времен используется и в кулинарии, и в лечебных целях.  Считается, что люди ели его еще во времена, когда не знали письменность. Его упоминают в Египетском папирусе. Это было 3200 лет до нашей эры. Репчатый лук очень часто рисовали в египетских пирамидах и в усыпальницах сильных мира сего. В то время репчатый лук был достойным подношением богам, его часто использовали в ритуальных целях. В Египте его вставляли мумии вместо глаз. Так археологи нашли маленькие луковички в гробнице мумии фараона Рамзеса четвертого, который умер 1160 г. до нашей эры. Для Египтян репчатый лук был символом вечной жизни и вечного поиска.

О репчатом луке упоминают в Индии, знали его и в Месопотамии. Раньше в Месопотамии даже существовал закон о ежемесячной выдаче хлеба и репчатого лука самому бедному населению. В то время верили, что большое употребление лука помогает содержать состав крови в норме, поэтому он был очень популярен среди атлетов.

Римляне также постоянно употребляли репчатый лук и брали его с собой в свои провинции, которые находились на огромных территориях. Они считали, что лук обладает множеством оздоровительных свойств: зрение становится острее, лук  помогает от бессонницы, лечит зубы, диарею. Римские гладиаторы перед боем натирались соком из репчатого лука.

В средневековье репчатый лук был вместе с фасолью самыми распространенными продуктами. Их ели и бедные и богатые. К тому же лук служил как лекарство. Использовался против боли в голове, от укусов змей, а также против выпадения волос.



  1. Состав репчатого лука


Своё название лук получил за то, что петелька роста, вылезая из земли, изгибается, как тетива лука. Но у него есть и научное название: по-латыни «алиум» - остропахнущий.

Свой вопрос «Почему «нарезанный лук пахнет»?» мы задали учителю химии Сыргашевой Р.И. . Она нам рассказала о химическом составе луковицы. Мы узнали, что репчатый лук издаёт характерный запах, обусловленным присутствием в нём эфирных масел, включающих серу.

В книгах написано, что фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулёзную палочки, грибки, простейшие. Луковицы весьма питательны, в них содержатся углеводы, белки, жиры. Репчатый лук богат витаминами: С, А, D, B1, B2, B6, PP, E. Содержит кальций, калий, натрий, фосфор, магний, железо. Особенно

много витамина С в зелёных листьях.



  1. Физический смысл высказывания «нарезанный лук сильнее пахнет»


Луковица репчатого лука является телом, т.к. она имеет объём, четкую округлую форму. Мы её можем рассмотреть со всех сторон.

В словаре Ожегова понятие «тело» означает часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь вещество или ограниченная замкнутой поверхность.

Поэтому при нарезании луковицы репчатого лука выделяется вещество в виде эфирного масла.

Затем ответ на вопрос «Почему «нарезанный лук пахнет»?» мы получили от учителя физики Канзычаковой Г.Р. . Учитель физики нам дала разъяснение, что все вещества имеют мельчайшие частицы, по – другому они называются молекулами, и они постоянно находятся в хаотичном движении. Это доказал Роберт Броун при наблюдении в микроскопе за цветочной пыльцой в воде наблюдал хаотичное движение частиц, возникающее «не от движения жидкости и не от ее испарения». Поэтому при разрезании луковицы репчатого лука, можно сказать, молекулы эфирного масла распространяются в воздухе. Данное явление называется диффузией. Для наглядности учитель физики нам показал процесс диффузии: налил в стакан воду и добавил марганцовки, вследствие чего марганцовка начала растворяться в воде и вода стала фиолетового цвета.


E:\исследовательская работа\Фото1777.jpg E:\исследовательская работа\Фото1784.jpg


Из большой энциклопедии мы узнали, что диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие)  – это  процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму.






Организация и результаты опытно-экспериментальной работы


Мы решили проверить физическое явление – диффузию на нарезанном репчатом луке, тем самым получить ответ на вопрос «Почему «нарезанный лук сильнее пахнет»?»

Для опытно – экспериментальной работы мы взяли разные виды репчатого лука: красный и белый лук.

Самым распространенным видом является белый лук. Его отличают в первую очередь по шелухе белого цвета. Вкус и запах у белого репчатого лука острые и резкие – перепутать с чем-либо очень сложно.

Красный репчатый лук отличается соответственно шелухой красного цвета. На вкус намного мягче, чем белый.


E:\исследовательская работа\Фото1786.jpg

В начале своей работы взяла белый лук и стала его нарезать мелко


E:\исследовательская работа\Фото1789.jpg E:\исследовательская работа\Фото1790.jpg



Когда я нарезала лук, то выделилась жидкость, т. е. эфирное масло. Мы взяли и насыпали марганцовку на него. Марганцовка в течение трёх минут начала растворяться и запах тоже очень сильно чувствовался, что у меня даже побежали слёзы.

E:\исследовательская работа\Фото1791.jpgE:\исследовательская работа\Фото1792.jpg




Затем такой же опыт я провела с красным луком. Также его нарезала и добавила марганцовки.

E:\исследовательская работа\Фото1793.jpgE:\исследовательская работа\Фото1795.jpg


E:\исследовательская работа\Фото1797.jpg



При нарезании также появилось эфирное масло, но марганцовка в нем растворялась медленнее, т.е. физическое явление диффузия происходит медленнее. И запах был не настолько силен, как у белого лука.


Вывод: Физическое явление диффузия у белого лука происходит быстрее, чем у красного.






Заключение

В результате исследовательской работы цель была достигнута, задачи, которые ставили, решены, гипотеза подтвердилась.
Для себя сделала много открытий:

  • познакомились с историей лука;

  • узнали о физическом явлении «диффузия»

  • выяснили причины запаха лука































Литература

1. Энциклопедия для детей. Биология, издательство «Аванта +», 1995г., стр.246

2. И.А. Виншу «Земля заботы нашей»,- Серов, ГОУП «ПО Север», стр. 102

3. Джейн Уокер «Семена, луковицы и споры», М., издательство «Фламинго», стр. 18

4. « Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Физика/ Составитель А.А.Леонович, издательство ТКО «АСТ», Москва, 1994г, стр. 479

http://subscribe.ru/group/uchimsya-delat-vse-sami/1833613/

http://vsevocrug.ru/primenenie-lukovoj-sheluhi#ixzz2Kh9gFAae

ru.wikipedia.org/wiki/Овощи








исследовательская работа на тему
  • Начальные классы
Описание:

Данная иработа имеет исследовательский характер по направлению физики. Данная работа была предтсавлена на ресспубликанском конкурсе "Я - исследователь". Работа была представлена на 2 этапах конкурса. Данная работа имеет экспериментальный характер, доказывая физическое явление диффузию. Девочка проводила опыты с луком, доказывая это физическое явление диффузию. Об этом явлении она узнала у учителя физики, а также рассмотрела состав лука и историю его возникновения. Работа является интересной и познавательной. работу выполняла ученица 1 класса. Исследование проводилось в течение месяца.

Автор Бутонаева Ирина Валентиновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 696
Номер материала 43584
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓