Главная / Другое / Исследовательская работа на тему "Некоторые аспекты миграции молодёжи из Пинежского района"

Исследовательская работа на тему "Некоторые аспекты миграции молодёжи из Пинежского района"

Название документа Работа_Олейникова.doc

ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Молодёжь является наиболее динамичной частью общества. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь [8]. Ему предстоит получить образование, обрести профессию и определить свое место в жизни. Однако часто молодые люди, сегодняшние школьники, уезжают в крупные города из сельской местности на учёбу и не планируют возвращаться обратно, т.е. не связывают свое будущее с будущим своей малой родины.

Миграция молодежи из сельской местности в города имеет ряд последствий. Крупные сельские населенные пункты – «миграционные доноры» теряют свою функциональную принадлежность, превращаясь в более мелкие поселения при потере молодежи, и вовсе могут исчезнуть [10].

Рассматривая основные проблемы сельской молодежи, можно увидеть, что в них во многом отражаются проблемы социально-экономического развития России в целом [10] Вопросы сохранения и развития сельской молодежи являются актуальными проблемами для многих регионов нашей страны.

Данная проблема явилась темой для исследований многих отечественных социологов. Мы попытались изучить некоторые аспекты миграции молодежи, учитывая наши региональные особенности.

Цель исследования – изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района Архангельской области

Объект исследования – учащиеся 10-11-х классов МБОУ «Сурская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее Сурская школа) и МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа № 6» (далее Междуреченская школа) Пинежского района Архангельской области

Предмет исследования – аспекты миграции молодежи из Пинежского района

Гипотеза: перспектива возвращения молодежи в Пинежский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории проживания

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по вопросам миграции молодежи.

2. Изучить социально – демографическую ситуацию в Пинежском районе.

3. Провести анкетирование школьников 10-11-х классов Сурской и Междуреченской средних школ Пинежского района.

4. На основе анализа анкетирования изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района.

5. Провести анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013год на предмет социальной привлекательности населенных пунктов: село Сура и поселок Междуреченский.

Методы исследования – анализ документов (литературные источники, архивные документы, периодические издания); опрос (анкетирование). Образец анкеты - приложение № 1.


ГЛАВА I . Миграция. Виды миграции. Особенности молодежной миграции.


Миграция — это переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню.

Миграции населения в целом, а также и молодежи, оказывают большое воздействие на размещение населения, на его численность и состав. [2]

Молодежная миграция представляет собой различные территориальные перемещения молодежи.

Традиционным является деление миграции населения, в том числе и молодежи, по признаку постоянства и возвратности. Перемещения молодежи бывают временными и возвратными, постоянными и безвозвратными. Временная и возвратная миграция может быть сезонной, т.е. зависящей от времени года (туризм, лечение, учеба и др.), маятниковой, представляющей собой регулярные передвижения из данного пункта и возвращения в него, а также нерегулярной – поездки в командировку, в гости и т.д.

Постоянная и безвозвратная миграция — переезд молодежи из страны в страну, из региона в регион, из города в город, из города в село, из села в город, из села в село на постоянное место жительства. [2]

Постоянную и безвозвратную миграцию подразделяют на внешнюю и внутреннюю миграцию.

Трудовая миграция молодежи связана с отсутствием рабочих мест в регионе первоначального проживания, низкими заработками, невозможностью найти работу по специальности.

Отток населения, особенно молодого, с Севера — одно из самых заметных изменений в межрегиональных миграциях населения России — начался с самого начала перестройки. Что касается миграции молодежи с целью обучения, получения образования, то здесь изменения миграционных тенденций не произошло. Молодежь, как и раньше, едет учиться из сел в города, из провинции — в столицу.

Одной из особенностей молодежной миграции является ее возможная беспричинность. Примером может служить непрекращающаяся миграция молодежи в Москву, «покорять столицу». [2]

Из миграционных потоков по типам местности превалирует миграция молодежи из деревень в города, тогда как обратный поток практически отсутствует.

В.И. Переведенцев выделял три главных потока молодежи из села в город: 15-16 лет, после окончания неполной средней школы; 17-18 лет по окончании средней школы и 20-21 год, после службы в армии. Именно в молодом возрасте миграционная активность населения наиболее высока. [11]

Согласно оценкам, в предыдущий межпереписной период (1989-2002 гг.) сельская местность и небольшие провинциальные города ежегодно теряли до 40% выпускников школ за счет миграции в региональные центры и крупнейшие города.

Исследование миграции молодежи в пяти различных регионах России за последний межпереписной период (2003-2010) продемонстрировало, что миграционная ситуация в российской глубинке не только не улучшилась, но и серьезно усугубилась. Теперь из внутренней периферии в региональные центры и крупные города уезжает до 70% выпускников школ. [4]

Можно сказать, что молодежная миграция отлична от миграции остальных возрастных групп настолько же, насколько сама молодежь отличается от старших поколений. [2]

Миграция в другой город или даже страну увеличивает самостоятельность, независимость, ускоряет взросление молодого человека.

Изучив понятие миграции, виды миграции, особенности молодежной миграции, мы разработали анкету и провели анкетирование школьников (Приложение 1).









Глава II. Роль молодежи в системе общественных отношений. Возрастные особенности старших школьников.

Молодёжь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности [15].

По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14–16, а верхняя – между 25–29 годами.

Социальное развитие общества в целом, перспектива развития определенных территорий зависит во многом от молодежи. Энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов [12].

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью [14].

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе. Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности [7].

Сельская молодежь отличается от всего сельского населения более высоким уровнем образования, большей грамотностью, трудоспособностью, повышенной миграционной активностью. Это отражается на демографических процессах в сельской местности – молодежь активно покидает сельские районы. Это в свою очередь приводит к социальной и демографической деградации села: снижается рождаемость, стареет население, закрываются объекты социальной инфраструктуры и пр. Данные проблемы наглядно проявились и на территории Пинежского района Архангельской области.



Глава III. Краткая социально-демографическая характеристика населения Пинежского района. Особенности населенных пунктов: село Сура и поселок Междуреченский.

Социально-демографическая ситуация в районе характеризуется следующим образом: абсолютная численность населения ежегодно уменьшается. Численность подростков 15-18 лет за последние 5 лет уменьшилась почти в 2 раза.

Смертность превышает рождаемость. Общий коэффициент рождаемости за последние годы ниже среднего по Архангельской области (2012год – 12,6 о/оо).Общий коэффициент смертности в последние годы выше областного (за 2012год – 13,8 о/оо ).

Естественный прирост населения остаётся стабильно отрицательным. В возрастной структуре населения наблюдается высокий процент лиц пенсионного возраста (27,3 %) [5, 6 ] (приложение № 2).

Данные тенденции характерны в той или иной мере для всех поселений Пинежского района. В этих условиях можно говорить о том, что сохранение и развитие территорий зависит от возвращения молодежи в район после обучения в высших и средних учебных заведениях. А это, в свою очередь, определяется социальной привлекательностью территории, где проживают и куда должны вернуться сегодняшние школьники.

В работе мы поставили перед собой цель рассмотреть миграцию молодежи из Пинежского района посредством изучения мнения школьников старших классов средних школ, расположенных в селе Сура и в поселке Междуреченский Пинежского района. Для проведения опроса (анкетирования) мы выбрали старшеклассников именно этих территорий, так как считаем, что в настоящий момент село Сура является социально привлекательной территорией, а поселок Междуреченский, к сожалению, напротив, депрессивной территорией.

Поселок Междуреченский один из самых крупных населенных пунктов Пинежского района. Он был построен для обеспечения потребностей колонии и развития экономики района (заготовка леса).

Поселок считался перспективным, так как ещё в 60-х годах планировалось строительство железной дороги до реки Мезень и станция Карпогоры-Пассажирская должна была стать узловой. Предусматривалось также строительство участка Карпогоры — Вендинга (в юго-восточном направлении). [1]

Время девяностых годов наложило негативный отпечаток на развитие поселка. Было заморожено строительство школы, дома культуры, новых панельных домов. [1]

Планы по развитию населенного пункта не были воплощены в жизнь. Годы перестройки и рыночных реформ негативно отразились на развитии. Как отмечалось в информации о работе сельсовета за 1998 год «сокращение населения вызывается прежде всего финансовым положением предприятий, которые вынуждены идти на сокращение рабочих мест, нежеланием людей работать за низкую зарплату, и в конце концов отсутствием перспективы в дальнейшей жизнедеятельности в данной местности что толкает к перемене местожительства»[1, 7].

По материалам газеты «Пинежье», в последнее время ситуация усугубляется тем, что в связи с проводимой в системе УФСИН мероприятий по оптимизации штатной численности, в колониях поселка прошли значительные сокращения сотрудников. Т.к. колонии для поселка, являются градообразующим предприятием, сокращения рабочих мест влекут за собой рост безработицы и снижение налоговых поступлений в местный бюджет. А это, в свою очередь, обостряет проблемы для населения поселка и ведет к снижению социальной привлекательности данной территории.

Преимуществами поселка является территориальная близость к районному центру с.Карпогоры и железнодорожной станции Карпогоры-Пассажирская.

Село Сура располагается на значительном удалении от районного центра (около 90 километров), к тому же находится за рекой. В периоды ледохода и ледостава Сура «отрезана» от «большой земли».

Однако, в последнее время, развитию села уделяется большое внимание. Это связано с тем, что Сура является, как мы знаем, родиной святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2015 году пройдут всероссийские торжества, приуроченные к 25-летию прославления в лике святых Иоанна Кронштадтского.

Как сказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов в одном из интервью: «Сура – знаковое место для всего региона и России в целом». [3]

По словам главы региона, сохранять такие удивительные места очень важно: Сура – это первозданная русская природа, речные и лесные просторы, которых в России осталось не так много. Маленькие северные деревеньки –  те самые скрепы нашего общества, благодаря которым удалось сберечь древнюю народную культуру и духовную мощь России. Сура должна стать стартовой площадкой, вокруг которой в общем контексте начнется возрождение пинежских деревень. Необходимо, чтобы молодежь в Суре оставалась, развивала свое село. [3]

В этих масштабных работах примут участие инвесторы из частных структур, благотворители из Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов страны, Русская православная церковь, федеральный центр, правительство региона. [3]

В рамках проекта возрождения Суры планируется отреставрировать монастырь, привести в порядок село. Также планируется строительство больницы, школы, развитие современной транспортной инфраструктуры, в том числе строительство мостов через реку Пинегу.

Мы полагаем, что в результате проведенных мероприятий, у жителей Суры появится постоянная связь с «большой землей», получат дальнейшее развитие туризм и паломничество, появятся новые рабочие места и перспектива возвращения молодежи в родное село.

Таким образом, мы проанализировали литературные источники по вопросам молодежной миграции, изучили возрастные особенности старших школьников, исследовали основные социально-демографические показатели населения Пинежского района и особенности населенных пунктов: село Сура и поселок Междуреченский. Далее мы решили изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района.


ГЛАВА IV. Исследовательская часть.


IV. I. Анализ анкетирования школьников 10-11 классов Сурской средней школы и Междуреченской средней школы.

Характеристика выборки: общая численность выборки -70 человек; школьники 10 – 11-х классов Междуреченской школы – 28 человек, среди них 15 мальчиков, 13 девочек, возраст – 16-17 лет; школьники 10 – 11-х классов Сурской школы – 42 человека, среди них 17 мальчиков, 25 девочек, возраст – 16-17 лет.

Результаты исследования:

1. Большинство школьников Сурской школы хотят получить профессию в сфере образования (24% респондентов), а также рабочие специальности (24 % респондентов), 13 % опрашиваемых школьников хотят получить профессию в сфере услуг и 13 % - в сфере силовых структур; большинство школьников Междуреченской школы планируют получить профессию в сфере здравоохранения и сфере услуг (по 25 % респондентов), в сфере управления и силовых структурах - по 20% респондентов.

2. Большинство опрашиваемых школьников Междуреченской и Сурской школ считают наиболее востребованными в Пинежском районе рабочие специальности (28% респондентов Сурской школы, 35 % респондентов Междуреченской школы). На втором месте по востребованности профессии в сфере здравоохранения (22% и 20% соответственно), третье место по востребованности , по мнению школьников Сурской школы, занимают профессии в сфере образования (18%), по мнению школьников Междуреченской школы - профессии в сфере образования, силовых структур и в сфере услуг (по 15%).

3. Проанализировав ответы на вопрос «хотели бы вы вернуться в район после получения профессии?» мы получили следующие результаты:

  • 20 % опрашиваемых школьников Сурской школы ответили, что хотели бы вернуться в район, тогда как среди опрашиваемых школьников Междуреченской школы ни один из опрашиваемых школьников не ответил утвердительно;

  • 33 % опрашиваемых школьников Сурской школы не хотят возвращаться в район, тогда как среди опрашиваемых школьников Междуреченской школы, доля не желающих возвращаться в район почти в 2 раза выше (65%);

  • Около половины (47%) респондентов Сурской школы считают возможным вернуться в район при определенных условиях. Среди респондентов Междуреченской школы считают возможным вернуться возможным в район 35 % опрашиваемых школьников.

  • Среди условий возвращения в район, наиболее значимыми для респондентов обеих школ является позиция « найду достойно оплачиваемую работу по специальности» (68% школьников Сурской школы и 71 % школьников Междуреченской школы)

  • 20 % респондентов Сурской школы и 14% респондентов Междуреченской школы считают возможным вернуться в район, если найдут работу по выбранной специальности ( фактор достойной оплаты труда при этом не учитывается)

  • В случае улучшения организации досуга молодежи, считают возможным вернуться в район 12% опрашиваемых школьников Сурской школы. Для опрашиваемых школьников Междуреченской школы условие улучшения организации досуга не является решающим фактором для возвращения в район.

4.Анализ причин нежелания школьников возвращаться в Пинежский район, свидетельствует:

  • Преимущественное большинство опрашиваемых школьников не желают возвращаться, т.к. считают, что в районе «нет перспективы жизни и работы» (школьники Сурской школы – 56%, школьники Междуреченской школы – 50%)

  • Следующая причина - невостребованность будущей профессии (школьники Сурской школы – 22%, школьники Междуреченской школы – 23%);

  • По мнению 20-ти % школьников Сурской школы и 17-ти % школьников Междуреченской школы в Пинежском районе «не интересно жить»;

  • Доля школьников Сурской школы и Междуреченской школы, считающих, что в районе нет возможности полноценно воспитывать детей, составляет 10 и 2,2 % соответственно.

5. Как показало исследование, главным фактором, влияющим на возвращение молодежи обратно в Пинежский район, является наличие рабочих мест с достойной заработной платой (так считают 48,6 % школьников Сурской школы и 48,7 школьников Междуреченской школы).

Для респондентов Сурской школы второе место по значимости занимает возможность иметь собственное жилье (15,9%), третье место - развитая социальная сфера и организация досуга (по 13,9 %). Самым незначительным фактором для школьников Сурской школы является возможность открыть собственное дело (8,3%).

Для респондентов Междуреченской школы второе место по значимости занимает развитая социальная сфера и организация досуга (по 15,4 %), третье место - возможность иметь собственное жилье (15,9%) и возможность создать свое собственное дело (по 10,2%).

IV. II. Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013год на предмет социальной привлекательности населенных пунктов: село Сура и поселок Междуреченский.

Анализ публикаций позволил выявить приоритетные направления освещения журналистами вопросов по поселку Междуреченский и село Сура. Мы распределили все публикации по направлениям: развитие территории; духовное возрождение; активность населения (участие в конкурсах, культурные мероприятия, деятельность общественных организаций, спортивные достижения); школьная жизнь; проблемы населенного пункта (занятость, безработица, проблемы в ЖКХ и пр.).

Полученные результаты оформили в таблицу:

Тематика публикаций

Количество публикаций


П.Междуреченский

С.Сура

развитие территории

2

4

духовное возрождение

0

7

активность населения (участие в конкурсах, культурные мероприятия, деятельность общественных организаций, спортивные достижения)

5

15

школьная жизнь

5

2

проблемы населенного пункта (занятость, безработица, проблемы в ЖКХ и пр.)

6

0

патриотическое воспитание

3

1

Всего

21

29


Таким образом, мы видим, что местная пресса уделяет внимание вопросам того и другого из изучаемых нами населенных пунктов. В целом, количество публикаций довольно значительное. По Суре количество опубликованных материалов несколько больше (58%), чем по Междуреченскому. Однако, обращает на себя внимание различие в тематике публикаций. Преимущественное количество статей посвящено вопросам духовного возрождения Суры и активности населения села (доля статей по данной тематике составляет 76% из всех статей по Суре и 44 % из общего количества статей).

Что касается Междуреченского, большинство материалов опубликовано по проблемам поселка – проблемы занятости, безработицы, проблемы в сфере ЖКХ (29% от количества статей по Междуреченскому). На втором месте по количеству – статьи о школьной жизни и активности населения (по 24%).

Таким образом, проведя анализ публикаций районной газеты «Пинежье» за 2013 год мы предполагаем , что село Сура имеет большую социальную привлекательность, чем посёлок Междуреченский (в пользу нашего предположения свидетельствует большее количество публикаций о духовном возрождении и активности населения села Сура и отсутствие публикаций по социальным проблемам).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Проблемы миграции молодежи из сельской местности повсеместно становятся все более актуальными в связи с социально - демографическими тенденциями в нашей стране. Миграционная ситуация в российской глубинке в последние годы значительно усугубилась.

Молодежь является наиболее динамичной и активной частью современного общества. Среди сельской молодежи в сравнении со всем населением сельской местности обычно повышена миграционная подвижность. Молодежь активно покидает родные места и не желает возвращаться обратно. Миграция школьников из села с целью обучения может трансформироваться в постоянную и безвозвратную.

В работе мы изучили некоторые аспекты молодежной миграции на основании анализа анкетирования школьников Междуреченской и Сурской школ.

Нам показалось интересным сравнить позицию старшеклассников именно этих общеобразовательных заведений в связи с территориальными особенностями расположения села Сура и поселка Междуреченский, а также наличием различных социальных факторов, характерных для данных населенных пунктов.

К территориальным особенностям села Сура относятся: отдаленность от районного центра, наличие преграды – реки Пинеги, проблемная транспортная доступность.

Из социальных факторов, характерных для села Сура следует выделить сильные православные традиции, активность населения, для поселка Междуреченский - обострившаяся в последние годы ситуация с сокращением работников колонии, как градообразующего предприятия.

В исследовании приняли участие 70 учащихся 10-11-х классов Сурской и Междуреченской школ Пинежского района. По результатам исследования установлено :

По ряду вопросов старшеклассники имеют единое мнение. Так, учащиеся 10-11-х классов, в целом, выбирают профессии, не учитывая востребованность их в районе, что говорит, скорее всего, о том, что они не планируют возвращаться обратно.

Главным условием возвращения в район учащиеся старших классов Сурской и Междуреченской школ считают наличие достойно оплачиваемой работы по избранной специальности.

Более половины школьников обеих средних школ не хотят возвращаться в район, т.к. считают, что в районе «нет перспективы жизни и работы».

Однако, имеются и различия. Школьники Сурской школы более ориентированы на получение востребованных, на их взгляд, профессий (в отношении рабочих специальностей и профессий в сфере образования).

Общее количество учащихся Сурской школы, желающих вернуться в район и считающих возможным вернуться при определенных условиях после получения профессии, больше чем таковых в Междуреченской школе более чем в 2 раза.

Таким образом, результаты анкетирования учащихся старших классов Сурской и Междуреченской школ позволил нам сделать предположение о большей социальной привлекательности села Сура.

Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013год также свидетельствует в пользу сделанного нами вывода.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась: перспектива возвращения молодежи в Пинежский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории.

Мы полагаем, что полученные нами в ходе исследовательской работы результаты могут быть использованы при разработке программ социально-экономического развития, молодежной политики в Пинежском районе.



Список литературы:


1

Бобров А.В. Краткий очерк истории поселка Междуреченский// Режим доступа: http://www.ignatiev.hdd1.ru/historyposeloc.htm

2

Волков Ю.Г. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-576с

3

Игорь Орлов: «Сура – знаковое место для Поморья и России» // Режим доступа: https://twitter.com/.../404894079059623936

4

Кашницкий И. Миграция молодежи в России: влияние на возрастную структуру. // Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2013/0573/student01.php

5

Конъюнктурный обзор. МУЗ «Карпогорская ЦРБ» 2008год, 1том

6

Конъюнктурный обзор. ГБУЗ АО «Карпогорская ЦРБ» 2012год, 1том

7

Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности)Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. –М.:Просвещение, 1979. – 175с.

8

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.——М.: Просвещение, 1984.—256с.

9

МАМОПР. Перечень юбилейных дат и памятных событий    Пинежского района, 2002 год

10

МАМОПР. Ф.5.Д.3. лист 4.  Информация о работе Междуреченского сельсовета за 1998 год

11

Мезина Е.В. Демографические процессы в сельской местности Ставропольского края в контексте региональной безопасности // Режим доступа: - http://www.isprras.ru/pics/File/avtoref-11/Mezina.pdf

12

Миграция молодежи на Запад: демографические, социальные и экономические аспекты. // Режим доступа : http://www.sociodone.ru/codo-737.html

13

Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР. М.: Наука, 1990. с. 97-98.

14

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

15

Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М: Academia. - 2008. - C. 267 - 269

Принятые сокращения:

*МАМОПР – Муниципальный архив муниципального образования «Пинежский муниципальный район»










ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 АНКЕТА

Пожалуйста, заполните предложенную анкету. Подчеркните выбранный Вами вариант.

1)Укажите Ваш возраст? А)14-17 Б)18-25 Пол А) Муж Б) Жен

2)Укажите Ваш род деятельности? А) обучаетесь в школе Б)студент

3) Вы планируете получить профессию в сфере:

А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления

Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант________________

4)Профессия из какой сферы деятельности, на Ваш взгляд, самая востребованная в Пинежском районе А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант_______________

5)Хотели бы вернуться в родной район после получения профессии?

А) да б)нет в)возможно, если…

- найду работу по выбранной специальности

- найду достойно оплачиваемую работу по выбранной специальности

- улучшится организация досуга молодежи - Ваш вариант______________________

6) Причины, по которым вы не хотите возвращаться в свой район?

А) в районе не востребована моя будущая профессия

Б) в районе нет перспективы жизни и работы

В) «не интересно» жить

Г) нет возможности полноценно воспитывать детей

Д ) ваш вариант_____________________________

7) Что бы Вы предложили изменить ,чтобы у молодежи возникло желание вернуться в свой район обратно?

А) возможность создать свое дело

б) рабочие места с достойной заработной платой

в) организация досуга

г) собственное жилье

д) развитая социальная сфера

е) ваш вариант

Благодарим за сотрудничество!










ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Основные демографические показатели в 2006– 2012г.г.



2006

2007

2008

2009

2010

2011*

2012

Численность по району, в т.ч.:

31918

31903

31126

31275

31106

26870

26019

Дети до 18 лет, в т.ч.:

7011

6588

6179

5849

5664

5327

5007

- подростки 15-18 лет

1983

1824

1632

1358

1192

1048

922

-пенсионеры



10360

10268

10409

7645

7112

Рождаемость (по данным ЗАГС)

9,2%о

10,4%о

9,3%

9,3%

8,6 о/оо

9,5 о/оо

8,3 о/оо

Смертность (по данным ЗАГС)

16,5%о

14,4%о

15,7%

15,3%

14,4о/оо

16,5о/оо

14,6о/оо

Естественный прирост

-7,3%о

-4%о

-6,4%о

-6,0%о

- 5,8 о/оо

- 7 о/оо

- 6,3 %о




14


Название документа юность пинежья.pptx

Некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛ...
Цель исследования -изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского ...
Изучить литературу по вопросам миграции молодёжи. Изучить социально-демографи...
Гипотеза : Перспектива возращения молодёжи в Пинежский район после получения...
Пожалуйста, заполните предложенную анкету. Подчеркните выбранный Вами вариан...
Показатели смертности и рождаемости в Пинежском районе
 посёлок Междуреченский
 Село Сура
Игорь Орлов: «Сура –знаковое место для всего региона и России в целом»
Численность населения в Пинежском районе (2006-2012 г.)
1)Анализ анкетирования школьников Исследовательская часть
Характеристика выборки: общая численность-70 человек, школьники 10-11 классов...
1)Вы планируете получить профессию в сфере:
2)Профессия из какой сферы,на Ваш взгляд, самая востребованная в Пинежском ра...
3)Хотели бы вы вернуться в район после получения профессии?
3.1)Условия возвращения школьников в Пинежский район
Причины,по которым вы не хотите возвращаться в свой район
5)Что бы вы предложили изменить,чтобы у молодёжи возникло желание вернуться в...
2)Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013 год
Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2012 год Тематика публикаций...
1.УЧАЩИЕСЯ ОБЕИХ ШКОЛ В ЦЕЛОМ ВЫБИРАЮТ ПРОФЕССИИ НЕ УЧИТЫВАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДО
Описание слайда:

Некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНОСТЬ ПИНЕЖЬЯ» Направление : социология Выполнена ученицей 11 класса МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» Олейниковой Елизаветой Юрьевной Научный руководитель – учитель МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» Маслова Светлана Николаевна с.Карпогоры, 2014 г

№ слайда 2 Цель исследования -изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского рай
Описание слайда:

Цель исследования -изучить некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района Архангельской области

№ слайда 3 Изучить литературу по вопросам миграции молодёжи. Изучить социально-демографичес
Описание слайда:

Изучить литературу по вопросам миграции молодёжи. Изучить социально-демографическую ситуацию в Пинежском районе. Провести анкетирование школьников 10-11 классов Сурской и Междуреченской средних школ Пинежского района На основе анализа анкетирования изучить некоторые аспекты миграции молодёжи из Пинежского района Провести анализ публикации в районной газете «Пинежье» за 2013 год на предмет социальной привлекательности населенных пунктов: село Сура и посёлок Междуреченский Задачи исследования:

№ слайда 4 Гипотеза : Перспектива возращения молодёжи в Пинежский район после получения об
Описание слайда:

Гипотеза : Перспектива возращения молодёжи в Пинежский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории проживания Методы исследования: анализ докуметнов (литературные источники,архивные документы, Периодические издания); опрос(анкетирование).

№ слайда 5 Пожалуйста, заполните предложенную анкету. Подчеркните выбранный Вами вариант.
Описание слайда:

Пожалуйста, заполните предложенную анкету. Подчеркните выбранный Вами вариант. 1)Укажите Ваш возраст? А)14-17 Б)18-25 Пол А) Муж Б) Жен 2)Укажите Ваш род деятельности? А) обучаетесь в школе Б)студент 3) Вы планируете получить профессию в сфере: А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант 4)Профессия из какой сферы деятельности, на Ваш взгляд, самая востребованная в Пинежском районе А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант 5)Хотели бы вернуться в родной район после получения профессии? А) да б)нет в)возможно, если… - найду работу по выбранной специальности - найду достойно оплачиваемую работу по выбранной специальности - улучшится организация досуга молодежи Ваш вариант 6) Причины, по которым вы не хотите возвращаться в свой район? А) в районе не востребована моя будущая профессия Б) в районе нет перспективы жизни и работы В) «не интересно» жить Г) нет возможности полноценно воспитывать детей Д ) ваш вариант 7) Что бы Вы предложили изменить ,чтобы у молодежи возникло желание вернуться в свой район обратно? А) возможность создать свое дело б) рабочие места с достойной заработной платой в) организация досуга г) собственное жилье д) развитая социальная сфера е) ваш вариант

№ слайда 6 Показатели смертности и рождаемости в Пинежском районе
Описание слайда:

Показатели смертности и рождаемости в Пинежском районе

№ слайда 7  посёлок Междуреченский
Описание слайда:

посёлок Междуреченский

№ слайда 8  Село Сура
Описание слайда:

Село Сура

№ слайда 9 Игорь Орлов: «Сура –знаковое место для всего региона и России в целом»
Описание слайда:

Игорь Орлов: «Сура –знаковое место для всего региона и России в целом»

№ слайда 10 Численность населения в Пинежском районе (2006-2012 г.)
Описание слайда:

Численность населения в Пинежском районе (2006-2012 г.)

№ слайда 11 1)Анализ анкетирования школьников Исследовательская часть
Описание слайда:

1)Анализ анкетирования школьников Исследовательская часть

№ слайда 12 Характеристика выборки: общая численность-70 человек, школьники 10-11 классов, в
Описание слайда:

Характеристика выборки: общая численность-70 человек, школьники 10-11 классов, возраст 16-17 лет

№ слайда 13 1)Вы планируете получить профессию в сфере:
Описание слайда:

1)Вы планируете получить профессию в сфере:

№ слайда 14 2)Профессия из какой сферы,на Ваш взгляд, самая востребованная в Пинежском район
Описание слайда:

2)Профессия из какой сферы,на Ваш взгляд, самая востребованная в Пинежском районе

№ слайда 15 3)Хотели бы вы вернуться в район после получения профессии?
Описание слайда:

3)Хотели бы вы вернуться в район после получения профессии?

№ слайда 16 3.1)Условия возвращения школьников в Пинежский район
Описание слайда:

3.1)Условия возвращения школьников в Пинежский район

№ слайда 17 Причины,по которым вы не хотите возвращаться в свой район
Описание слайда:

Причины,по которым вы не хотите возвращаться в свой район

№ слайда 18 5)Что бы вы предложили изменить,чтобы у молодёжи возникло желание вернуться в св
Описание слайда:

5)Что бы вы предложили изменить,чтобы у молодёжи возникло желание вернуться в свой район обратно?

№ слайда 19 2)Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013 год
Описание слайда:

2)Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2013 год

№ слайда 20 Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2012 год Тематика публикаций ко
Описание слайда:

Анализ публикаций в районной газете «Пинежье» за 2012 год Тематика публикаций количество публикаций П.Междуреченский С.Сура Развитие территории 2 4 Духовное возрождение 0 7 Активность населения(участие в конкурсах, культурные мероприятия, деятельность общественных организаций, спортивные достижения) 5 15 Школьная жизнь 5 2 Проблемы населенного пункта( занятость, безработица, проблемы в ЖКХ, и пр.) 6 0 Патриотическоевоспитание 3 1 Всего 21 29

№ слайда 21 1.УЧАЩИЕСЯ ОБЕИХ ШКОЛ В ЦЕЛОМ ВЫБИРАЮТ ПРОФЕССИИ НЕ УЧИТЫВАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИХ
Описание слайда:

1.УЧАЩИЕСЯ ОБЕИХ ШКОЛ В ЦЕЛОМ ВЫБИРАЮТ ПРОФЕССИИ НЕ УЧИТЫВАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИХ В РАЙОНЕ 2.ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ В РАЙОН УЧАЩИЕСЯ ОБЕИХ ШКОЛ СЧИТАЮТ НАЛИЧИЕ ДОСТОЙНО ОПЛАЧИВАЕМОЙ РАБОТЫ ПО ИЗБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ШКОЛЬНИКОВ НЕ ХОТЯТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В РАЙОН ТАК КАК СЧИТАЮ ЧТО В РАЙОНЕ НЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНИ И РАБОТЫ 4.ШКОЛЬНИКИ СУРСКОЙ ШКОЛЫ БОЛЕЕ ОРИЕНТЕРОВАНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ ,НА ИХ ВЗГЛЯД, ПРОФЕССИЙ(РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ) 5.ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ СУРСКОЙ ШКОЛЫ ЖЕЛАЮЩИХ ВЕРНУТЬСЯ В РАЙОН И СЧИТАЮЩИХ ВОЗМОЖНЫМ ВЕРНУТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ТАКОВЫХ В МЕЖДУРЕЧЕНСКОЙ ШКОЛЕ БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА 6.ТАКИМ ОБРАЗОМ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СУРСКОЙ И МЕЖДУРЕЧЕНСКОЙ ШКОЛ ПОЗВОЛИЛ НАМ СДЕЛАТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ОБОЛЬШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА СУРА 7.АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ В РАЙОННОЙ ГАЗЕТЕ «ПИНЕЖЬЕ» ЗА 2013 ГОД ТАК ДЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О БОЛЬШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА СУРА Заключение

Исследовательская работа на тему "Некоторые аспекты миграции молодёжи из Пинежского района"
  • Другое
Описание:

Представлена работа ученицы 11 класса МБОУ "Междуреченская СОШ №6" Олейниковой Е.Ю. для участия в районной учебно-исследовательскойконференции "Юность Пинежья", направление: социология, на тему "Некоторые аспекты миграции молодёжи из Пинежского района".

Научный руководитель: Маслова С.Н., учитель МБОУ "Междуреченская СОШ №6".

Содержание работы:

1. Введение. Актуальность проблемы (цель, объект и предмет исследования, гипотеза, методы и задачи исследования).

2. Глава I. Миграция. Виды миграции. Особенности молодёжной миграции.

3. Глава II. Роль молодёжи в системе общественных отношений. Возрастные особенности старших школьников.

4. Глава III. Краткая социально-демографическая характеристика населения Пинежского района. особенности населённых пунктов: село Сура и посёлок Междуреченский.

5. Глава IV. Исследовательская часть.

6. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложение (Анкета).

Архив содержит текст работы с приложениями на 14 страницах и презентацию (21 слайд), сопровождающую выступление на конференции.

 

Автор Маслова Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 863
Номер материала 39508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓