Главная / Другое / Исследовательская работа на тему "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения домриста"

Исследовательская работа на тему "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения домриста"

hello_html_m6ff96e1d.gifhello_html_7bd982c8.gifhello_html_m48433e63.gifhello_html_7576e8f2.gifhello_html_m144d1d94.gifМинистерство культуры Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«САХАЛИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»




ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ДОМРИСТА





Курсовая работа

по курсу «Учебно-методическое

обеспечение учебного процесса»

студентки III курса

специальности

«Инструментальное исполнительство»

вид «Инструменты народного оркестра»

Кордюковой Марии.

Руководитель – Подколзина Т.В.





Южно-Сахалинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Особенности чтения нотной графики

6

1.1.Общие положения

6

1.2.Чтение метроритма

10

1.3. Освоение звуковысотной графики

14

1.4. Специфика чтения с листа на домре

19

Глава 2. Основные аспекты чтения с листа на начальном этапе обучения домриста


22

2.1. Подготовительный период

22

2.2. Подбор репертуара

23

2.3. Алгоритм чтения нот с листа

25

2.4. Возможные трудности и способы их преодоления

26

Заключение

28

Литература

30

Приложение

32




ВВЕДЕНИЕ


Одной из важнейших задач детской музыкальной школы является развитие у учащихся навыков чтения нот с листа. Работа над развитием умения играть с листа должна проводиться в течение всего срока обучения в ДМШ, систематически контролироваться. В дальнейшем успешность освоения этих навыков может стать одним из определяющих факторов успешности музыкальной карьеры.

Методическим подходам к развитию умения чтения с листа уделяется внимание уже в течение нескольких сотен лет, что отражено в работах К.Ф.Э. Баха, Ф. Куперена и др.1.

Проблема чтения с листа не утратила своей актуальности и в настоящее время. Существует множество методик по развитию этих навыков. В большинстве своем они предназначены для пианистов, например, «Вопросы методики чтения нот с листа» Р.А. Верхолаза2, «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» Ф.Д. Брянской3), методическое пособие Л.А. Баренбойма «Путь к музицированию»4 и др.

Пособие Т.И. Смирновой «Фортепиано. Интенсивный курс»5 направленно на развитие профессионального восприятия нотного текста. Рекомендации по его освоению на основе воспитания ритмической и высотной графики делает эти работы незаменимыми методическими пособиями для формирования навыка чтения с листа.

В. Голованов в своей работе «Техника беглого чтения нот»6 разработал приемы начального обучения чтению нот с листа, которые тесным образом связаны с освоением нотной грамоты и соответствующих навыков игры на фортепиано.

В работах А.Я. Александрова7, Н.Л. Игнатьевой8 только указана необходимость такого навыка как чтение с листа и обозначены его общие положения. О.К. Иваницкая в работе «Навыки чтения нот с листа в младших классах гитары и домры»9 указывает на необходимость накопления в памяти необходимых элементов домровой музыки и знания музыкальной азбуки. Т.А. Власенко «Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры»10 предлагает учить навыку чтения с листа на основе звуковых представлений, исключая при этом контроль зрением за грифом.

Несмотря на обилие методических пособий и разработок по формированию и развитию навыка чтения с листа, все же это методики предназначенные преимущественно для пианистов, скрипачей и др. На данный момент не существует методики по чтению с листа которая бы учитывала специфику строения домры, особенности звукоизвлечения и исполнительской техники домриста. Поскольку домра является не только сольным, но и оркестровым инструментом, то навык чтения нот с листа имеет большое значение.

На сегодня привитие навыка чтения нот с листа остаётся одним из слабых звеньев на всех этапах обучения. Это касается как молодых музыкантов в целом, так и обучающихся по классу домры в частности. В большей же степени «страдают» музыканты, обделённые вниманием методистов и педагогов. К таким музыкантам относятся и «народники», несмотря на то, что популярность русских народных инструментов среди учащихся и их родителей неуклонно растёт. В результате ослабевает не только интерес к обучению игре на инструменте, но и к музыке в целом, т.к. слабо развитые навыки чтения с листа ограничивают возможности для свободного музицирования с использованием огромного количества нот интереснейших произведений, находящихся в открытом доступе.

Этим обусловлена актуальность адаптации методик для формирования навыков по чтению нот с листа для домристов, особенно на ранних этапах обучения, когда закладываются все основы музыкальных знаний, умений и навыков.

Целью данной работы является систематизация и адаптация методических приемов, способствующих устойчивому формированию навыка чтения с листа на начальном этапе обучения домриста. Кроме этого, целью работы является подготовка материала для создания нотного пособия, состоящего из упражнений и лёгких пьес для развития технических элементов музыкальной азбуки домриста для дальнейшей педагогической работы по классу домры.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:

  1. изучить различные методические пособия по чтению нот с листа;

  2. установить специфические элементы формирования и развития умения читать с листа применительно к начальному этапу обучения школьников, владеющих минимальными техническими и теоретическими навыками;

  3. конкретизировать, систематизировать и адаптировать к домре методические приемы и упражнения, активизирующие процесс восприятия и озвучивания нотного текста с листа;

  4. выявить возможные трудности и способы их преодоления.



Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ НОТНОЙ ГРАФИКИ

1.1. Общие положения


Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, правильно интонационно и ритмически, без предварительного даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным; оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение авторских указаний, которые в наибольшей степени определяют характер исполняемой музыки.

«Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймете, что воспринимаете нотный текст «графически», то есть вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, а видите сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды. Не всматриваетесь в каждую ноту аккорда, а видите расположение нот, и пальцы сами выстраивают его»11.

Опыт работы Т.И. Смирновой показал, что можно всех без исключения научить читать с листа. Нужно с первого урока учить ребенка видеть нотный текст вперед, анализировать его, то есть видеть графически.

В работе Ф. Брянской «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»12 довольно подробно рассматриваются процессы и механизмы, связанные с чтением с листа. Автор отмечает, что при чтении с листа все действия осуществляемые музыкантом вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряженный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную динамическую функциональную систему, основанную на тесном взаимодействии зрения, слуха и моторики, систему, действие которой осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого опыта исполнителя.

Процесс игры с листа представляет собой сложный алгоритм, который можно условно разделить на три этапа:

  1. Первый этап – предварительный. Он включает группу действий, предваряющих игру с листа. В него входят следующие действия:

а) определение (по авторским ремаркам) характера, темпа исполняемого произведения, основной тональности и размера;

б) беглый просмотр текста и выявление особенностей метроритмического рисунка.

  1. Второй этап связан с работой зрения и слуха:

а) зрительный охват ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики по различным параметрам и построение гипотезы о его ближайшем продолжении;

б) слух «обрабатывает» одновременно то, что предстоит сыграть, и то, что исполняется в данный момент.

  1. Третий этап состоит в исполнении воспринимаемого текста. Это сложная координационная деятельность всего игрового аппарата.

В ранее указанной работе отмечается: «Музыкант, свободно играющий с листа, подобно тренированному стрелку, видит перед собой конечную цель – художественное исполнение. Многое из того, что предшествует этой цели - не становится для него предметом направленного внимания и осуществляется как бы помимо его осознания. Это значит, что целый ряд звеньев сложной цепи операции, описанных выше, выполняется автоматически».13

Прежде всего, такой музыкант владеет умением предвосхищать развертывание музыкального текста. На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И. Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение»14.

Возможность предугадывать текст очень важна в технике чтения с листа. Наличие этого умения зависит от двух факторов (по Ф. Брянской15):

  1. Первый фактор относится к нотному тексту, предназначенный для чтения. Чем выше упорядоченность текста, тем легче предугадать его продолжение. Это необходимо учитывать при подборе и последовательном распределении нотного материала.

  2. Второй фактор относится к музыканту и связан с его «начитанностью». К сожалению, приходиться признать, что музыканты, обучаясь в школе, училище, консерватории, не всегда овладевают языком музыки с необходимой полнотой. Так как накопление опыта, в процессе которого формируются и закрепляются в сознании «модели» музыкальной речи протекает во много стихийно вне строго продуманной системы. Поэтому, возможность предугадывания ограничивается, что в свою очередь отрицательно сказывается на беглости и связности чтения.

Предугадывание заключается не только в зрительно-слуховом предвосхищении, но и представление соответствующих игровых движений. Очень распространенная причина разлаженности игры с листа – отсутствие мгновенной двигательной реакции на нотный текст. Для предотвращения этих ошибок в будущем необходимо накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» домровой музыки, усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры. Важным условием реализации этого запаса является умение мгновенно анализировать исполняемый текст. Для этого читающему музыканту необходим навык восприятия текста комплексно по мотивам, фразам, предложениям.

Еще одним важным элементом чтения с листа является умение смотреть вперед, и воспитывать его необходимо с первого года обучения. Играя с листа, музыкант не имеет возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. Для этого существуют различные приемы ускоренного восприятия. Например, – так называемое относительное, или обобщенное чтение, которое осуществляется на основе закрепленных в памяти исполнителя представлений пространственных соотношений между нотными знаками. Ускоренное чтение предполагает - доведение до автоматизма знаний горизонтальных (гаммы, арпеджио) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, гармонические обороты) звуковых комплексов или «формул» музыки.

Большое значение в процессе игры с листа имеют также: а) уверенная, точная ориентировка рук на грифе без дополнительного контроля зрением; б) владение аппликатурной техникой – умение мгновенно выбирать лучший аппликатурный вариант.

Таким образом, главными элементами навыка чтения с листа являются: 1) уверенное знание «языка нот»;

2) ускоренное восприятие нотной графики;

3) умение предугадывать;

4) выработка мгновенной двигательной реакции;

5) восприятие нотного текста комплексно.

Это главные элементы навыка чтения с листа, начиная от восприятия текста и кончая его исполнением. Пути развития этого навыка, доведение до автоматизма значительной его части действий – все это должно явиться основной частью методики обучения игре с листа. И, одна из задач методики должна сводиться к тому, чтобы стимулировать планомерное накопление в сознании домриста устойчивых моделей, или «формул» домровой музыки, охватывающих более широко различные стилистические направления.

1.2.Чтение метроритма


Важным элементом для начинающих музыкантов в дальнейшем успешном чтении с листа является прочное усвоение возможных ритмических формул. Г.Нейгауз писал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».

В. Голованов16 предлагает начинать формирование навыка чтения с листа с однотоновых попевок с различными элементарными метроритмическими рисунками, которые сопровождены словесными текстами: поговорками, попевками, песенками (Приложение, часть 1). В процессе работы над примерами начинающие музыканты вырабатывают устойчивые навыки свободного чтения метроритмической структуры простейших музыкально-интонационных образцов.

Для исполнения подобных метроритмических упражнений необходимо соблюдать некоторые условия. Под нотным текстом не должно быть словесного. Его следует располагать рядом (нотный пример 1). Словесный текст для начинающего музыканта более знаком и проще воспринимается, чем нотный график. В связи с этим внимание ученика невольно переключается на слова (в случае если они находятся под нотами). И наша первоочередная задача следить за движением интонации, отраженной в нотах, уходит на второй план. Происходит раздвоение внимания ученика между чтением нотного графика и чтением словесного текста, что не способствует выработке навыка чтения с листа нотного текста. Этого допускать нельзя. Поэтому текст поговорки или песенки ученик должен выучить предварительно.

Нотный пример 117

Рисунок №....jpg

Т.И. Смирнова в «Интенсивном курсе»18 советует при работе с метроритмическими упражнениями ставить задачу «выработать у ребёнка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метроритма; это даст также легкость в чтении с листа». И предлагает следующие упражнения для постепенного освоения ритма (нотный пример 2).

Нотный пример 2

Этап I. Облегчённый. Схема.bmp

Исходя из субъективных и объективных предпосылок в выборе сочетания длительностей, мы остановимся на простых комбинациях. В содержании рабочей программы «Чтение с листа в классе домры»19 указаны требования по годам обучения. Так, для первого класса по семилетней программе обучения рекомендуется: читать с листа: пьесы, народные песни, пьесы-попевки в размере 2/4, 3/4, 4/4 с использованием простых ритмических рисунков без шестнадцатых нот. 2-3 пьесы на каждом уроке. И, для второго класса: Чтение разнохарактерных пьес, этюдов в тональностях до 2-х знаков с использованием пунктирного ритма. 2-4 пьесы на каждом уроке.

В. Голованов отмечает в своей работе «Техника беглого чтения нот»20 что, в практике последних столетий соотношение длительностей четвертные-восьмые (особенно в произведениях педагогического репертуара для начинающих) наиболее распространенное и наиболее удобное для воспроизведения. И, как показывает практический опыт, нотный график в четвертных-восьмых длительностях (в инструментальной группировке особенно) зрительно воспринимается учащимся живее и усваивается прочнее, чем соотношения других смежных длительностей. Поэтому на первых порах советует в качестве «рабочих» длительностей использовать четвертные и восьмые ноты.

На первых порах следует отойти от тоновысотной стороны музыкально-интонационного движения. Метроритмические упражнения лучше помещать не на одной линейке, а на целом нотоносце. При этом преследуем следующие дидактические цели: во-первых, без особого объяснения ученику наглядно показываем нотоносец и тем самым сразу же приучаем его к зрительному восприятию нотоносца; во-вторых, даем ему возможность самостоятельно рассмотреть, как записываются ноты на нотоносце. Таким образом, нашему ученику покажется, что глядя в ноты он сам познает как они пишутся. А всякое самопознание, особенно для детей, не только возбуждает невольный интерес к познанию, но и составляет существо всякого подлинно образовательного процесса.

Еще одним важным условием восприятия нотного графика являются тщательно вымеренные временные интервалы между нотными символами. При этом соблюдая временной масштаб записи: расстояние между восьмыми должно быть вдвое меньше, чем расстояние между четвертными. Ученики должны видеть реальное соответствие между графическим изображением и действительным интонированием. Это необходимое условие формирования их метроритмического чувства.

Как было выше сказано, примеры должны быть ограничены простыми размерами: двудольными и трехдольными. Возможны отдельные варианты примеров на один словесный текст данных в разных размерах.

Нельзя не сказать об общеизвестном приеме счета вслух. В. Голованов считает, что счет вслух уводит учащегося от основной музыкально-педагогической цели. Т.И. Смирнова21, пишет, что следует отказаться от принятого счета вслух, так как такой счет ассоциируется у детей с подсчитыванием количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развитию внутреннего чувства ритмической пульсации.

Вот, что по поводу ритмической организации говорит Ф. Брянская: «Вне ритма, т.е. вне временной организации музыкальной речи нет и музыки, как искусства. Ритм – её главный основополагающий элемент. Ритмические фигуры сохраняют свое структурное значение даже в том случае, если они действуют вне высоты»22.

Однако, отрицая счет вслух в самом начале процесса, мы, будучи согласны с академиком Б.Тепловым, не отрицаем счета вслух вообще. Этот прием приемлем на более высокой ступени музыкального развития ученика ( начиная с конца второго, начала третьего класса ДМШ). На указанном этапе обучения уже достаточно сформировано метроритмическое чувство. Если у ученика возникают трудности с исполнением определенных ритмических фигур, то счет вслух окажет ему помощь как средство метроритмического осмысления.





1.3. Освоение звуковысотной графики


Следующий этап пути развития навыков беглого чтения с листа – освоение мелодического движения, которое В. Голованов23 различает по двум признакам:

  1. Направление движения – восходящее, нисходящее, прямое (однотоновая мелодия);

  2. Вид движения – поступенное, скачкообразное, смешанное.

В предыдущей главе мы указали, что освоение метроритмического графика продуктивнее происходит на однотоновых мелодиях. В данном случае они являются по направлению движения прямыми. Следующей ступенью в приобретении навыка чтения с листа будет восходящее, нисходящее движение в сочетании с прямым. Таким образом, при развитии навыков интонирования голосом и на домре необходимо опираться на выработанные начальные навыки учеников в освоении его метроритмической организации. Развивать дальнейшие навыки чтения метроритмического движения, но уже на основе комбинации трех видов поступенного движения: восходящего, нисходящего, прямого. При этом обращаем внимание на то, что метроритмическая сторона движения выполняет ведущую роль.

При обучении чтению главное внимание учеников обращаем не на отдельные ноты и даже не на их механическую последовательность, а на целостную мелодию. Иначе говоря, исходным моментом при развитии навыков чтения нотного текста является интонируемая мелодия и ее графическое отражение в нотном письме.

При нотописании конкретизируем каждую деталь. Такая конкретизация обуславливается психологической причиной: необходимо постоянно конкретизировать внимание ученика на восприятии минимума определенных письменных условностей. Поэтому на первых порах отказываемся от всяких лишних формальностей в нотном письме. Иначе определяя – каждая деталь нотного письма должна быть чем-то обусловлена. В противном случае мы встречаемся с нежелательными, и, пожалуй, даже вредным побочным явлением – раздвоением внимания ученика между деталями нотной записи, имеющими определенное значение, и деталями, не имеющими никакого значения.

Обучаясь читать нотный график, ученик должен привыкать за цепочкой нот видеть и слышать музыкальную фразу, а также уметь воспроизводить ее, т.е. вырабатывать у себя чувство микроформы. Надежным помощником в понимании структуры произведения на данном этапе работы является словесный поэтический текст данного примера (см. Приложение).

Так как при обучении навыкам чтения нотного графика необходимо исходить не от отдельной ноты, а от интонируемой мелодии и ее графического отражения в нотах, то и от начинающих учеников В. Голованов советует не требовать предварительного заучивания названия каждой ноты в каком—либо ключе. Более того, В. Голованов пишет: «знание абсолютной высоты каждой ноты в скрипичном и басовом ключах мы искусственно отодвигаем на недалекое будущее временным введением в практический обиход системы ключей ДО наравне со скрипичным ключом… предлагаемый «парадокс» обусловлен основным принципом: подлинное чтение нотного письма связано с умением в нотном графике видеть отражение музыкально-интонационного движения, «слышать» графический рисунок и бегло его воспроизводить пением и на инструменте»24.

Примеры-упражнения не должны превышать восьми тактов, за редким исключением. Нотные примеры более восьми тактов следует записать с переносами на следующую строчку нотоносца. При этом перенос осуществлять по граням формы. Это обусловлено необходимостью постоянного сосредоточения внимания учеников на чтения нотного текста по его синтаксической структуре.

При чтении каждого примера ученик, прежде всего, должен читать: ритм и направление движения мелодии. По словам В. Голованова25, упражнения необходимы до тех пор, пока ученики не обретут устойчивых навыков чтения с листа основных видов элементарных форм музыкально-интонационного движения. Т.И. Смирнова напротив считает, что чтение упражнений необходимо сочетать с игрой лёгких пьес.26

При анализе песенного материала с поступенным движением мелодии замечено, что мотивные рисунки в нотах могут быть сведены к определенным группам мотивов-стереотипов, которые в различных вариантах встречаются в той или иной песне. Таких групп мотивов-стереотипов В. Головановым обнаружено три.

Давая те или иные названия мелодическим фигуркам, и сопровождая их тем или иным графическим рисунком, (таблица 1) мы исходим из следующих положений. Во-первых, ученику куда проще запомнить образно-конкретный нотный рисунок, скажем, «лесенку» или «впадинку», чем абстрактный для него мотив, состоящий из механической последовательности нот. Поэтому в данном случае мы допускаем мнемонический прием запоминания целого ряда мотивов-стереотипов. Во-вторых, такой мнемонический прием усвоения мотивных графических рисунков обусловлен и тем фактом, что образно-зрительные впечатления ребенка значительно прочнее и рельефнее закреплены в его сознании, нежели музыкально-интонационные. Поэтому прибегая к образно-зрительным впечатлениям ученика, мы тем самым помогаем ему приобрести и новые музыкально-интонационные впечатления.

Таблица 1

Таблица мотивов стереотипов (по В. Голованову27)

Вид движения

Название мотива

Графический рисунок

Нотно-графическое написание

Прямолинейное

Плавно вверх



hello_html_3fce5508.gif

Плавно вниз


hello_html_5b630a67.gif

Прямо


hello_html_29ab70ce.gif

Лесенкообразное

Лесенка вверх


hello_html_71fab747.gif

Лесенка вниз


hello_html_m67b93e17.gif

Скакалка


hello_html_m5a43b9b.gif

hello_html_730d5ef5.gif

Овальное

Бугорок


hello_html_m4b7a3b1f.gif

Впадинка


hello_html_m5ce0e902.gif

Змейка

hello_html_605c2aa5.gif

hello_html_m52a39250.gif


Разумеется, в данном случае нас интересует не чисто внешнее сходство нотно-графического рисунка с каким-либо зрительно воспринимаемым или представляемым объектом. Важнее принцип подхода к нотно-графическому изображению: мы последовательно и систематично внимание ученика направляем сначала зрительно, а потом и интонационно не на отдельную ноту и не на отдельный тон музыкальной системы, а на зрительный образ целого мотива, и таким путем вырабатывает у него навык чтения целого мотива. При этом вполне допускаем, что через год-другой наш ученик забудет про «змейки», «лесенки» и т.д., но у него вырабатывается прочный навык чтения в нотном графике целых интонационных комплексов (мотивов, фраз, предложений) – то, что и является основой чтения нотного графика.

Три вида интонационного движения, отмеченные нами в таблице мотивов-стереотипов (прямолинейное, лесенкообразное, овальное), позволяют упражнения разделить на три одноименные группы. Первая – плавно вверх, плавно вниз, прямо. Вторая – лесенка вверх, лесенка вниз, скакалка. И третья группа – бугорок, впадинка, змейка.

После того как освоено поступенное движение мелодии можно переходить к смешанному движению. Поскольку в чистом виде скачки встречаются редко, то нецелесообразно изучать их чтение отдельно от всей мелодии.

Для более быстрого и прочного зрительного восприятия скачка ученик должен уяснить, что линейки и дорожки нотного стана равноправны, так как и на линейках, и на дорожках пишутся ноты. Такое понимание нотоносца необходимо для осознанного чтения скачка. По написанию скачки можно разделить на два вида:

  1. Основание и вершина находятся или на линейках или на дорожках нотного стана (нотный пример 3). Это скачки на интервалы: терция, квинта, септима, нона и т.д.

Нотный пример 3

Риссунок №№№.jpg

  1. Основание скачка на линейке, а вершина на дорожке, или наоборот (нотный пример 4). Это скачки на интервалы: кварты, сексты, октавы, децимы и т. д.

Нотный пример 4

Риссунок №№№ - копия.jpg

На начальной стадии развития навыка чтения с листа ограничимся скачками в пределах сексты. При развитии техники чтения скачков идем от меньшего к большему: терции и поступенное движение; кварты, терции и поступенное движение; квинты, кварты, терции и поступенное движение; сексты, квинты, кварты, терции и поступенное движение.


1.4. Специфика чтения нот с листа на домре

Вопрос чтения нот с листа на домре не рассматривается не в одной из существующих школах игры28. Только А. Александров в «Школе игры на трехструнной домре»29 вскользь упоминает об общих правилах игры с листа. Он отмечает, что приступать к чтению с листа следует тогда, когда ученик усвоит основные навыки игры на домре, но не уточняет какие именно умения должны быть сформированы для наиболее эффективного освоения.

Методическая разработка «Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре» Н.Л. Игнатьевой30 также охватывает только общие положения, не раскрывая суть.

Только в последние пятилетие стали появляться методические разработки педагогов-домристов по чтению с листа. Например, такие работы как, методическая разработка «Навыки чтение нот с листа в младших классах гитары и домры» О.К. Иваницкой31. В этой работе автор обращает наше внимание на необходимые элементы, позволяющие свободно читать музыкальное произведение. К ним относятся: знание нотной грамоты (музыкальный алфавит, длительности, знаки альтерации, динамика, штрихи, аппликатура), технические навыки, творческое воображение, зрительное восприятие нотного текста и анализ произведения. О.К. Иваницкая пишет «чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов инструментальной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д.»32.

Т.А. Власенко пишет: «Важно постепенно приучать учащихся-домристов на начальном этапе обучения к тому, чтобы читать ноты на основе слуховых представлений предложенного для чтения нотного текста, а не на зрительной проверки точности попадания пальцев на грифе. Для формирования этого навыка можно использовать для чтения с листа на начальном этапе несложные упражнения на одной струне, варьируя направление движения мелодии. Основное условие результативности использования данных упражнений – исключить зрительный контроль за игровыми движениями рук» 33.

У исполнителей на народных инструментах зрительное восприятие нотного знака должно вызывать соответствующую реакцию мышц рук. Необходимо, чтобы движения пальцев левой руки были синхронизированы с движениями кисти правой руки.

Основные приемы игры домриста связаны с медиатором. Эту особенность необходимо учитывать при работе над формированием техники чтения с листа. На первых порах будут использоваться такие приемы игры как: удары медиатора вверх, удары медиатора вниз, чередование ударов вверх и вниз, эпизодически тремоло на отдельных нотах. Различить какие ноты какими приемами играть очень просто: половинные – тремоло, четверти ударом медиатора вниз, восьмые – переменными ударами. Все это относится к модели поведения правой руки.

Для левой руки все обстоит по-другому. Еще раз оговоримся, что на первых порах используем только первую позицию. Для каждого пальца левой руки на грифе есть свое место: указательному – второй лад, среднему – третий или четвертый, безымянному – пятый или шестой, мизинцу – седьмой. По звукам мажорного или минорного тетрахорда. Если у ученика маленькая ручка, и он физически не в состоянии дотянуться мизинцем до седьмого лада, то существует альтернативный вариант. Известно, что чем выше тон, тем лад уже, поэтому использование четвертой или пятой позиции позволит избавиться от неудобства для маленьких еще не подросших рук. Или игра в позиции хроматического тетрахорда.

Квартовый строй инструмента позволяет применять аппликатурные формулы на других струнах. Яркий пример этой возможности демонстрируется в р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Это период повторного строения, состоящий их восьми тактов. Первое предложение исполняется на струне ля, второе – на струне ми абсолютно одинаковой аппликатурой (нотный пример 5).

Нотный пример 5

Р.н.п. Во саду ли, в огороде.

C:\Users\1\Searches\Desktop\КУРСОВАЯ, Кордюкова\Во саду ли в огороде.bmp

Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ДОМРИСТА


2.1. Подготовительный период

Прежде чем начинать занятия по чтению с листа ученик должен освоить ряд знаний, умений, навыков. Базовые требования, необходимые для начала занятий по чтению с листа:

  1. Уверенное знание нотной грамоты

  2. Владение теоретическими понятиями: размер, ритм, такт, длительности, паузы, знаки альтерации, артикуляция (легато, стаккато, нон легато), динамика.

  3. Знание грифа домры до 5-7 го лада.

  4. Аппликатурные основы по хроматическому, мажорному и минорному тетрахордам.

  5. Технические навыки: тремоло (эпизодически, только на отдельных нотах), игра медиатором вверх и вниз, арпеджио по открытым струнам с одним зажатым звуком. Их условные обозначения показаны на схеме 1.

Если ориентироваться на курс школьной программы, то это приблизительно 3-4 четверть первого класса. Поскольку пока учебными программами в ДМШ не предусмотрено отдельных уроков по чтению нот с листа, либо они относятся к вариативной части, то освоение упражнений по чтению нот должно входить составной частью в каждый урок по специнструменту.

Время для прочной выработки навыков чтения метроритмических упражнений каждый раз устанавливается строго индивидуально и зависит от воспринимающих возможностей ученика.

По времени часть урока, отведенная на чтение нот, не должна быть чрезмерной: на первом уроке – не более 10 минут, на последующих уроках (по мере приобретения навыков) это время постепенно сокращается до пяти минут и сводится просто к проверке домашнего задания.

Схема 1

Обозначения приемов игры (по В.С. Чунину34)

Приемы игры.png

Перед началом занятий по развитию навыков беглого чтения нотного текста или параллельно этим занятиям учеников необходимо познакомить с понятиями размер и ритм в музыке. Разумеется, знакомство с этими понятиями должно быть действенным, активным, но не умозрительным.

Так как материальной основой музыки является музыкально-интонационное движение, то первоначальное развитие у учеников чувства метра (размера) и ритма проводится на основе определенных движений. Именно в телесных движениях ученики учатся чувственно различать как размеры, так и ритмическую структуру мелодий.


2.2. Подбор репертуара

В. Голованов в своей работе «Техника беглого чтения нот»35 советует максимально использовать программный материал, рекомендуемый учебными программами для ДМШ. Это материал как из сборников для домры, так и из учебников сольфеджио для младших классов.

«Как правило, для чтения с листа используются произведения на один класс ниже по уровню сложности. Однако для продвинутых учеников можно использовать произведения своего года обучения»36.

Поскольку простейшая мелодия это основа музыкального воспитания, то репертуар по развитию навыков чтения с листа на начальной стадии обучения состоит из народных прибауток, считалочек, попевок, песенок, детских песен и песен для детей композиторов разных стран.

Выбор такого репертуара В. Голованов в своей работе «Техника беглого чтения»37 объясняет с одной стороны тем, что песни являются простейшим элементом музыки. Интонационный материал, содержащийся в попевках, мелодические обороты народных песен являются своеобразным «строительным материалом» всей современной музыки. И юные музыканты должны осваивать эти «музыкальные кирпичики». Народно-песенный материал для начинающего музыканта более всего доступен для понимания.

Научиться правильно интонировать на инструменте возможно лишь после овладения интонирования голосом. Поэтому на первых порах необходимо уделять внимание вокальному интонированию.

Таким образом, необходимость научиться интонировать голосом и на домре (для развития навыка «предслышания») обусловила выбор репертуара. Он состоит из песенного материала.

Вот примерный список пьес пригодных для чтения с листа на начальном этапе формирования этого навыка (см. Приложение, часть 4): р.н.п. «Как пошли наши подружки», р.н.п. «Во саду ли в огороде», А. Филиппенко «Цыплятки», р.н.п. «Во поле береза стояла», В. Якубовская «Три струны», р.н.п. «Василек», у.н.п. «Прийди, прийди, солнышко», у.н.п. «Ой, джигуне, джигуне», р.н.п. «Ай, на горе дуб», р.н.п. «Ходила младешенька по борочку», р.н.п. «Под яблонею кудрявою», р.н.п. «Как под горкой под горой», Т. Захарьина «Маленький вальс», Т. Захарьина «Колыбельная», д.н.п. «Котик», М Красев «Топ-топ», старинная французская шуточная песенка «Жан и Пьеро» обработка Ж.Б. Люлли.


2.3. Алгоритм чтения нот с листа

В. Голованов в работе «Техника беглого чтения нот»38 предлагает следующий алгоритм чтения примеров:

1. Анализ примера:

- размер,

- ритм (прохлопать в ладоши),

-тональность,

- фигурки (движение вверх, вниз, лесенкой и т.д.),

- количество музыкальных слов (мотивов, фраз),

- какой рукой исполнять каждое музыкальное слово.

2. Словесный текст наизусть.

3. Исполнение примера (на фортепиано и пение).

4. Транспонирование примера

5. Исполнение примера в ином ладу.

6. Гармонизация примера основными ступенями лада (тоника, субдоминанта, доминанта).

В методической разработке О.К. Иваницкой39 приводится другая последовательность работы при чтении с листа.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

1. Тональность произведения.

2. Размер.

3. Особенности фактуры.

4. Ритмические рисунки.

5. Характер музыки.

6. Исполнительские приёмы (динамика, артикуляция, темп, аппликатура, штрихи).

7. Составные части мелодии (предложения, фразы, мотивы).

8. Выявление характерных особенностей мелодики (движения по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачки).

В контексте начального этапа обучения чтению с листа на домре представленный алгоритм следует интерпретировать следующим образом:

  1. Анализ примера:

- определение размера,

- ритмическая организация (прохлопать в ладоши).

- выяснить с какой ноты начинается, направление движения,

- какими приемами следует пользоваться при игре,

- на каких струнах играть,

- возможные аппликатурные варианты.

2. Исполнение.

3. Транспонирование.

4. Исполнение с использование других аппликатурных вариантов.


2.4. Возможные трудности и способы их преодоления

При чтении нот с листа могут возникнуть различные трудности. Ребенок не может оторвать взгляда от грифа, но при этом не смотрит в ноты и пытается сыграть наугад. Т.А. Власенко в своей работе «Процесс установления звукомоторной связи при формировании навыка чтения с листа»40 указывает на то, что еще педагоги XVIII столетия – Ф.Э. Бах, Д.Гюрк, Ф. Куперен, Ф. Марпург задумывались над решением этой проблемы. И предлагали использовать приемы, которые помогают выработать свободную, независимую от зрения, осязательную ориентировку пальцев и рук на инструменте. К ним относятся, разучивание и исполнение произведений со скрытым от глаз грифом. И исполнение выученных наизусть произведений в темноте или с закрытыми глазами.

Доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет41: « Чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо вначале разграничить функции глаз и рук. Они должны быть более независимы друг от друга; взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку – читать ноты и отыскивать клавиши».

На начальном этапе формирования навыка чтения с листа в классе домры для облегчения задачи («исключение зрительного контроля за руками») предлагаемые для чтения пьесы должны быть выдержаны в одной позиции. Когда навык слухового контроля при чтении с листа в первой позиции у учащегося будет сформирован, постепенно объем используемых позиций необходимо расширять.

Исходя из специфики устройства струнных инструментов, имеющих гриф, где низкие ноты находятся наверху, а высокие – внизу, возникают вопросы с ориентированием на грифе. На первом этапе обучения, на инструменте дети часто путают восходящее направление с нисходящим, и наоборот. Решение: можно представить гриф домры как многоэтажный дом, в котором чем выше этаж, тем выше звучит нота. Или представить гриф как фортепианную клавиатуру, где влево это вниз, а право – вверх.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться ученики, связана с сильным натяжением струн. Это очень серьезное препятствие, которое вызывает отрицательные психофизические ощущения у ребенка. Первое и единственное, что можно сделать – это спустить струны на 1,5 – 2 тона.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Методические пособия, посвящённые развитию навыков чтения нот с листа, в обилии представлены среди музыкальной литературы. Однако адресованы они преимущественно пианистам. Бесспорно, они содержат массу полезного материала и для педагогов, работающих с другими музыкальными инструментами. При этом русским народным инструментам характерно большое количество специфических особенностей, связанных как с исполняемым репертуаром, так и с техническими приёмами игры на инструментах. Эти особенности обязательно должны быть учтены при организации методологического аппарата по формированию навыков по чтению нот с листа. В противном случае, продуктивность такого обучения заметно снижается, уменьшается «свобода» музицирования, ослабевает интерес к инструменту. Струнные народные инструменты в целом и домра в частности, современная история которых насчитывает чуть больше одного века, обделены количеством и разнообразием методических разработок в области формирования навыков чтения нот с листа. Это делает народные инструменты менее конкурентоспособными в плане технического освоения по сравнению с такими инструментами как фортепиано, скрипка и т.д.

Приступать к развитию умения чтения нот с листа необходимо на начальном этапе обучения при сформировавшихся минимальных технических навыков и теоретических знаний. Среди специфических элементов формирования и развития умения читать с листа на начальном этапе обучения школьников по классу домры необходимо выделить позиционную игру, включающую вертикальные и горизонтальные движения левой руки, а также их сочетания, подцепы, зависимость направления удара медиатором от длительности исполняемой ноты, а также использование приёма тремоло при исполнении нот большой длительности.

С учётом указанных специфических особенностей нами были адаптированы к домре, а также разработаны методические приёмы и упражнения, способствующие активизации процесса восприятия и озвучивание нотного текста при чтении с листа. Основанные на этих методических приёмах упражнения и короткие пьесы лягут в основу методического пособия по формированию навыков чтения с листа.

При чтении с листа начинающий домрист может столкнуться со следующими трудностями: неумение играть «вслепую», т.е. необходимость контролировать гриф глазами отвлекает внимание ученика от нотного текста; сложность ориентирования на грифе; сильное натяжение струн. Все эти трудности решаемы при грамотном подходе к процессу обучения. В данном случае приемлем принцип от простого к сложному, а именно: использование на начальном этапе обучения только одной позиции; опора на образное мышление (домра как многоэтажный дом) для закрепления звуковысотного ориентирования на грифе вместо пространственного. Кроме того, нельзя допускать возникновения у ученика отрицательных физиологических и психологических ассоциаций с инструментом, связанных с сильным натяжением струн, которое, при необходимости, нужно ослабить.

Итак, на начальном этапе становления ребенка как музыканта очень важно формировать навык чтения нот с листа. Когда этот навык перерастет в способность, интерес к музицированию возрастет, что даст возможность знакомиться не с двумя-тремя произведениями за полгода, но с гораздо большим их числом. Этот навык позволит учащемуся раскрывать перед собой бóльшие горизонты в мире музыки.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Музыка, 1979. – 172 с.

  2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. – Вып. 1. – Л.: Советский композитор, 1981. – 184 с.

  3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – 65 с.

  4. Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.

  5. Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – 3 с. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

  6. Вольская Т.И., Уляшкин М.И. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург: Диамант, 1995. – 161 с.

  7. Голованов В. Техника беглого чтения нот. М.: Композитор, 2002. – 64 с.

  8. Иваницкая О.К. Навыки чтение нот с листа в младших классах гитары и домры. Методическая разработка – Североморск, 2012. – 20 с. – Рукопись. Режим доступа: http://educontest.net/component/content/article/18393. Дата обращения: 12.02.2014.

  9. Игнатьева Н.Л. Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре. Методическая разработка – СПб., 2010. – 24 с. Рукопись. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/metodicheskaya-razrabotka-voprosy-kompleksnogo-razvitiya-detey-v-nachalnyy. Дата обращения: 12.02.2014.

  10. Круглов В.П. Искусство игры на домре. – М.: Композитор, 2003. – 86 с.

  11. Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Вторая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.

  12. Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Первая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.

  13. Мироманов В.И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. – М.: Кифара. – 2003. – 136 с.

  14. Ниненко С. Азбука домриста. – Кемерово: Фирма Полиграф, 2006. – 49 с.

  15. Предмет по выбору. Чтение с листа в классе домры. Рабочая программа. МБОУ ДОД ДМШ № 3 г. Новосибирск. 2010 г. 11 с. Режим доступа: http://xn--3-7sbumfdq1b8b.xn--p1ai/. Дата обращения: 20.02.2014.

  16. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – 56 с.

  17. Толкачева И. Навык чтения нот с листа // Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 266-279.

  18. Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Советский композитор, 1990. – 151 с.

  19. Толкунова Е.В. Начальные уроки игры на фортепиано: Учебное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 2011. – 128 с.

  20. Королькова И. Крохе музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 56 с.

  21. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для первых и вторых классов детских музыкальных школ. – М.: Кифара, 1998. – 80 c.

  22. Дьяконова И. Г. Азбука домриста. Тетрадь 1. – М.: Классика XXI, 2004. – 32 с.

  23. Потапова А. Домра с азов. – Спб.: Композитор, 2003. – 56 с.


1 Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – 3 с. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

2 Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.

3 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2006. – 65 с.

4 Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Вып. 1. – Л.: Советский композитор, 1981. – 184 с.

5 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – 56 с.

6 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – 64 с.

7 Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Музыка, 1979. – 172 с.

8 Игнатьева Н.Л. Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре. Методическая разработка – СПб., 2010. – 24 с. Рукопись. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/metodicheskaya-razrabotka-voprosy-kompleksnogo-razvitiya-detey-v-nachalnyy. Дата обращения: 12.02.2014.

9 Иваницкая О.К. Навыки чтения нот с листа в младших классах гитары и домры. Методическая разработка – Североморск, 2012. – 20 с. – Рукопись. Режим доступа: http://educontest.net/component/content/article/18393. Дата обращения: 12.02.2014.

10 Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – 3 с. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

11 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – С. 25.

12 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – 65 с.

13 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – С. 10.

14 Толкачева И. Навык чтения нот с листа // Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 268.

15 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – 65 с.

16 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 33.

17 Ниненко С. Азбука домриста. – Кемерово: Фирма Полиграф, 2006. – С. 11.

18 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – С. 23.

19 Предмет по выбору. Чтение с листа в классе домры. Рабочая программа. МБОУ ДОД ДМШ № 3 г. Новосибирск. 2010 г. С. 6. Режим доступа: http://xn--3-7sbumfdq1b8b.xn--p1ai/. Дата обращения: 20.02.2014.

20 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 34.


21 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – С. 20.

22 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – С. 21.

23 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 40.

24 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 45.

25 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 47.

26 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – С. 25.

27 Голованов В. Техника беглого чтения нот. – М.: Композитор, 2002. – С. 46.

28 Вольская Т.И., Уляшкин М.И. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург: Диамант, 1995. – 161 с.; Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Вторая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.; Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Первая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.; Мироманов В.И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. – М.: Кифара. – 2003. – 136 с.; Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Советский композитор, 1990. – 151 с.

29 Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Музыка, 1979. – 172 с.

30 Игнатьева Н.Л. Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре. Методическая разработка – СПб., 2010. – 24 с. Рукопись. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/metodicheskaya-razrabotka-voprosy-kompleksnogo-razvitiya-detey-v-nachalnyy. Дата обращения: 12.02.2014.

31Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – 3 с. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

32 Иваницкая О.К. Навыки чтение нот с листа в младших классах гитары и домры. Методическая разработка – Североморск, 2012. – 20 с. – Рукопись. Режим доступа: http://educontest.net/component/content/article/18393. Дата обращения: 12.02.2014.

33 Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – С. 2. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

34 10. Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. – М.: Сов. композитор, 1990. – С. 10.

35 Голованов В. Техника беглого чтения нот. М.: Композитор, 2002. – С. 27-34.

36 Предмет по выбору. Чтение с листа в классе домры. Рабочая программа. МБОУ ДОД ДМШ № 3 г. Новосибирск. 2010 г. С.11. Режим доступа: http://xn--3-7sbumfdq1b8b.xn--p1ai/. Дата обращения: 20.02.2014.

37 Голованов В. Техника беглого чтения нот. М.: Композитор, 2002. – С. 35.

38 То же. – С. 44.

39 Иваницкая О.К. Навыки чтение нот с листа в младших классах гитары и домры. Методическая разработка – Североморск, 2012. – С. 18. – Рукопись. Режим доступа: http://educontest.net/component/content/article/18393. Дата обращения: 12.02.2014.

40 Власенко Т.А. Процесс установления звукомоторной связи при формирования навыка чтения с листа в классе домры. – Каргасок, 2012. – С. 1. Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-332989.html. Дата обращения: 12.02.2014.

41 Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика - XXI, 2008. – С. 10.

Исследовательская работа на тему "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения домриста"
  • Другое
Описание:

Одной из важнейших задач детской музыкальной школы является развитие у учащихся навыков чтения нот с листа. Работа над развитием умения играть с листа должна проводиться в течение всего срока обучения в ДМШ, систематически контролироваться. В дальнейшем успешность освоения этих навыков может стать одним из определяющих факторов успешности музыкальной карьеры.

Несмотря на обилие методических пособий и разработок по формированию и развитию навыка чтения с листа, все же это методики предназначенные преимущественно для пианистов, скрипачей и др. На данный момент не существует методики по чтению с листа которая бы учитывала специфику строения домры, особенности звукоизвлечения и исполнительской техники домриста. Поскольку домра является не только сольным, но и оркестровым инструментом, то навык чтения нот с листа имеет большое значение.

Автор Кордюкова Мария Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2066
Номер материала 28537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓