Главная / Классному руководителю / Исследовательская работа на тему "Дети войны - наши земляки"

Исследовательская работа на тему "Дети войны - наши земляки"


Филиал МБОУ «Бухарайская СОШ» Заинского муниципального района республики Татарстан «Урсаевская основная образовательная школа»»





Тема поисково-исследовательской работы


«Детство, опаленное войной»


hello_html_m753b5df5.jpg




Участники:

учащиеся 3 Б класса

МБОУ «Урсаевкая ООШ»

Руководитель:

Ямаева Галина Николаевна

учитель начальных классов




с.Урсаево, 2014


Оглавление



Введение…………………………………………………………………3

§ 1. Военное детство…………………………………………………….5

§ 2. Мои земляки – дети войны…………………………………………6


Заключение………………………………………………………………12




































Актуальность работы.


Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.


hello_html_7bc50983.jpg

Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".


Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.


Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.

3) Встретиться с ветеранами войны, проживающими ныне в селе Урсаево.


При выборе методов исследования мы использовали встречи и беседы с тружениками тыла, изучали художественную и научную литературу, архивные документы сельского поселения, краеведческого музея.


Методы исследования:

  • интервьюирования

  • аналитический

  • работа с документами и периодической печатью.


Исследовательская работа включает в себя:

  1. Неопубликованные источники – архивные документы сельского поселения, историко-краеведческого музея села Урсаево. В качестве источника мы использовали личные интервью с участниками событий военных лет.

  2. Справочная литература по Великой Отечественной войне, а также похозяйственная домовая книга Урсаевского сельского поселения.




















§ 1. Военное детство

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.

Село Урсаево - это место, где мы родились и живём. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, мы встречались с некоторыми из них, и никто не отказывался нас принять и выслушать. Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.


hello_html_7e2ee4a4.jpg hello_html_m5624224d.jpg





§ 2. Мои земляки – дети войны


hello_html_a7106b1.jpg


В Великой Отечественной войне победу ковали не только на фронтах, но и в тылу. В Урсаеве таких немало (см.фото слева направо):

  1. Чумеева Мария Викторовна (12.02.1929),

  2. Ефремов Василий Дмитриевич (18.06.1931),

  3. Ефремова Зоя Ивановна (13.02.1930),

  4. Степанова Анна Сергеевна (26.08.1929),

  5. Спиридонова Александра Лаврентьевна (15.11.1929),

  6. Зиновьева Надежда Николаевна (20.02.1932),

  7. Табачникова Александра Васильевна (17.07.1931),

  8. Соколова Анна Николаевна (13.10.1928),

  9. Сударева Надежда (07.05.1932); (на стульях)

  10. Фролова Мария Сергеевна (21.02.1925),

  11. Валова Тамара Захаровна (05.01.1932),

  12. Акимова Александра Николаевна (21.11.1931)

  13. Барышников Михаил Сидорович (09.11.1930),

  14. Табачников Николай Васильевич (16.03.1935),

  15. Юленков Владимир,

  16. Борисова Валентина Сергеевна (18.03.1934),

  17. Соколов Александр,

  18. Ястребов Иван Лаврентьевич (18.02.1940),

  19. Ястребова Александра Исаевна (15.05.1943),

  20. Мурунова Юлия Александровна (17.121934) и др.

В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну. В живых на 2014 год тружеников тыла осталось __ человек.

Нами, учениками третьего класса были опрошены жители нашего села, на момент войны которым было от 6 до 13 лет: Чумеева Мария Викторовна, Табачникова Александра Васильевна, Табачников Николай Васильевич, Зиновьева Надежда Николаевна с помощью анкеты-опросника.

Ф.И.О

  1. Дата рождения

  2. Учились ли в школе? Образование (сколько классов)

  3. Сколько вам было лет, когда началась война?

  4. Как вы узнали о начале войны?

  5. Как жили и чем занимались в период военных лет

  6. Где и кем работали Ваши родители

  7. Воевали ли ваши родные и близкие

  8. Вернулись ли они с фронта

  9. Интересные случаи из жизни

  10. Помните ли День Победы 1945года

  11. Как жили после войны

  12. Чем вы увлекаетесь сейчас

  13. Сколько у вас сейчас детей и внуков

  14. Какие награды вы имеете


Вот воспоминания некоторых из тех, с кем мы встречались и беседовали:



hello_html_75f3b463.pnghello_html_m4d98a0b9.png









  1. Табачникова Александра Васильевна родилась 17. 07. 1931 года.


hello_html_69f0df42.jpghello_html_7f0af607.jpg

Из воспоминаний: « Когда началась война, мне было 10 лет. В школе я не училась уже со второго класса, потому что не было одежды.

О начале войны родители узнали в поле. В первый же год войны отец ушел на фронт и вскоре погиб. Нас осталось с мамой пятеро детей, все девочки. С раннего утра до позднего вечера нам приходилось выполнять всю непосильную работу: кто повзрослей, сено косили, поля вспахивали и засеивали их вручную, потом жали серпом рожь и вязали снопы. Мы выполняли тоже тяжелую работу. Мама научила меня снопы вязать. С другими ребятишками мешки с зерном ворочали, пересыпали для просушки, а потом грузили их на подводы и вывозили с поля. В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и осенью школьники собирали колосья. Во время уборки, на очистке зерна, вручную работали женщины и девушки. Я работала на молотилке и получила тяжелую травму левой руки, мне оторвало средний палец. Да, если все вспомнить, пережили мы не мало. Плакать даже не было сил, терпели.

Было очень тяжело выполнять всю работу и даже в послевоенное время. Нас посылали на лесоразработки в Пермскую область, где бригада из 4 человек должна была заготовить в день по 20 кубометров древесины. А потом мы выкорчёвывали пни для прокладывания дорог. Стоял сорокаградусный мороз. Под корнями пней была вода. Мы по колена в ней стояли долгое время, и под конец дня, изнемогая от холода и голода, еле-еле добирались до первого костра, чтобы немного просушить одежду. В колхозе работала помощницей на комбайне, поваром в колхозной столовой. Вот так и жили...

Имею юбилейные медали и медаль «Ветеран труда».

В 2012 году с мужем отметили 55-летие совместной жизни. У нас 2 сына, 4 внука и 7 правнуков. В настоящее время по силам и возможностям ведем домашнее хозяйство, разводим овец и занимаемся пчеловодством»


  1. Табачников Николай Васильевич родился 16.03.1935 г.


hello_html_m24d2f1d3.jpg

Из воспоминаний: «Когда началась война, мне было 6 лет. В семье нас было трое детей. О начале войны родители услышали на работе. Прибежали домой, плачут. И взрослые, и дети выбежали на улицу, собрались на сходку, где представитель из района сообщил о начале войны. Отца Василия Ивановича сразу же призвали на фронт и 16.04.1942 года он погиб.

В школу я пошел в 1943 году. Несмотря на суровое время, мы ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах чернилами, перьями, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…

Многое выпало на долю детей военного времени, мы рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры… В летние каникулы каждому школьнику давали разное задание - собирать в поле колоски, кто постарше, того отправляли на сенокос, мы были заняты работой на собственных огородах. Во время войны каждый год в сентябре школьники ходили на поля собирать колоски ржи. Обычно сентябрь, октябрь старшие и средние классы не учились, а работали на колхозных полях, на токах, куда машины привозили с полей собранное зерно, а школьники его просушивали.

В мае 1945 г. война окончилась и эту радостную весть принесли старшие ученики, которые, узнав о Победе, прибежали в школу. По окончании войны Николаю Васильевичу было 10 лет. Сначала учился в Урсаевской школе, потом в Новоспаской школе. Закончил 10 классов и поступил в Акташское училище. Отучился на тракториста, затем шофера и вернулся в родное село. После службы в армии привел в дом молодую жену. Работал в деревне электриком, был членом ревизионной комиссии. Затем из колхоза направили обучаться на агронома. Отучился и стал работать агрономом. Несколько лет работал бригадиром.

Ушел на пенсию в 2000 году. В 2012 году с женой отметили 55-летие совместной жизни. У нас 2 сына, 4 внука и 7 правнуков».



  1. Зиновьева Надежда Николаевна. Родилась 20.02.1932 года.


hello_html_a7106b1.jpg

Из воспоминаний: «Когда началась Великая Отечественная война, мне было 9 лет. Это было тяжелое время для всех. В самом начале войны стали приходить повестки об отправки на фронт. Вся деревня провожали своих родных и близких. Так и мы проводили отца на войну в 1943 году. На фронте его ранили и после госпиталя отправили домой. Приехав домой стал работать в колхозе на тракторе, а мама работала на сенокосе, уборке урожая, пасла скот. Родителям не приходилось рассчитывать на какую-нибудь, даже незначительную оплату труда. В годы войны выдача продуктов на душу населения сильно сократилось. Всё отправляли на фронт. Жили плохо, одевать было нечего. Люди ели лебеду, солому, перезимовавшую картошку. Все это смешивали с мукой, жмыхом и пекли лепёшки. За годы войны забыли вкус настоящего хлеба.

Во время войны мы продолжали учиться. Было трудно: школа размещалась в бараке. Зимой было холодно. Закончила 3 класса.

С 1942 г. я уже работала, помогала взрослым вместе с другими ребятами на полях: собирали колосья, привозили воду, работали на сеялках. Выполняли любую работу, которую нам назначали. Это был наш вклад в победу над врагом. Работа была очень сложная, физически тяжелая.

В 1945 г. мне исполнилось 13 лет и я уже хорошо помню день, когда все узнали о нашей победе. Это была великая радость для тех, кто вернулся домой и тех, кто дождался своих родных. А для тех, чьи близкие погибли, было очень тяжело.

Имею медаль за «Материнение» (6 детей) и награждена 5-ю юбилейными медалями. В данный момент проживаю в деревне Урсаево, смотрю за внуками (их 8) и правнуками».




  1. Чумеева Мария Сергеевна. Родилась 12.02.1928 г.


hello_html_a7106b1.jpg hello_html_m1cc02220.png


Из воспоминаний: «Родилась 12 февраля 1928 года в деревне Урсаево. В семье нас было 2 детей я и младший братишка с 1934 г.р.

Училась в школе, закончила 3 класса. В 1941 г. мне было 13 лет. Детство было тяжелое. Мама умерла ещё до войны. Отец на фронт был призван в 1943 году. Письма с фронта не приходили. Вскоре пришла телеграмма, что он пропал без вести. Нас воспитывала мачеха.

В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Были поля, на которых сеяли овес, приходилось сажать и копать картофель. То посадка, то прополка.

Трудности в годы войны заключались только в одном, было очень голодно. Ели мерзлую картошку, лебеду, траву. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли.

Когда окончилась война весть о победе быстро облетела деревню: все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда.

Награждена медалью «Заслуженный ветеран тала и труда». Имеет 6 детей, 13 внуков, 18 правнуков. Любит заниматься рукоделием: вязать, шить, вышивать.



Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, мы узнали, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.


Заключение


9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

  • изучили литературу, архивные документы,

  • встречались с ветеранами войны и труда;

  • часть материала была представлена в проекте «Живи и помни» и презентована 9 мая 2013 года на митинге у памятника Воинам-землякам в селе Урсаево.

В результате исследовательской работы мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы считаем, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.



ВАХТА ПАМЯТИ



hello_html_m6e0e14d6.jpg



hello_html_m68c75170.jpg



hello_html_719231c.jpg

















Исследовательская работа на тему "Дети войны - наши земляки"
  • Классному руководителю
Описание:

Данная исследовательская работа посвящена 70-летию победы в ВОВ. В нашем селе остается немного очевидцев тех лет, кто может рассказать нам о военных годах.  Дети посещали пожилых людей с целью изучения их биографии в годы ВОВ.

Предварительно составлен опросник для детей.  Для исследования взято только несколько бабушек и дедушек, проживающих в нашем селе Урсаево. Ветераны рассказали о том времени, когда началась война, как они узнали о войне, сколько им было лет. Жители рассказывали о том, как приходилось выживать в суровыу военные годы.  Собранный матерал обобщен и оформлен в проект.

Автор Ямаева Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 3003
Номер материала 27915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓