Главная / Начальные классы / Исследовательская работа "Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий"

Исследовательская работа "Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Реченская средняя общеобразовательная школа

имени профессора Николая Дмитриевича Колесова

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

»)





Методические рекомендации организации и проведения учебных экскурсий в природу.







Выполнил:

учитель начальных классов МБОУ Реченская СОШ

Алексеевский муниципальный район х.Реченский д.66

Минаева Галина Владимировна























хутор Реченский 2012год



1

Аннотация

Курсовой работы «Методические рекомендации организации и проведения учебных экскурсий в природу»



Курсовая работа на тему «Методические рекомендации организации и проведения учебных экскурсий в природу» содержит 30 страниц текста, 3 презентации обучаемых, 5 сообщений, 10 рисунков детей по материалам экскурсии. Для написания курсовой использовалось15 источников.

Цель курсовой работы: изучение проблемы применения учебных экскурсий в природу и рекомендации по их организации.

Исследования данной проблемы проводила методом анализа методической и нормативной литературы, практическими методами-проведение экскурсий.

Основываясь на теоретических и практических методах исследования, были изучены следующие вопросы:

-Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

-Методологические основы методики ознакомления младших школьников с природой.

-Экскурсия – способ формирования у младших школьников умения наблюдать.

- образовательно-воспитательное –значение экскурсий в природу.

-Виды, структура и содержание экскурсий в природу.

Обобщив изученное были выработаны основные требования к организации и проведению учебных экскурсий в природу.

Данные методические рекомендации могут оказать методически-консультационную и практическую помощь учителям начальных классов, воспитателям ГПД, классным руководителям в организации и проведении экскурсий как на уроках, так и во внеклассной работе школы.

В приложении собраны практические материалы обработки результатов экскурсии, выполненные обучающимися.



Автор работы: Минаева Галина Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ Реченской СОШ

Высшей квалификационной категории





















2

Пояснительная записка.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основании традиционной программы по курсу «Окружающему миру» и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данные методические рекомендации содержат основные положения методологических основ по организации и проведению экскурсий, требования к видам и структуре экскурсий, практические рекомендации по методике проведения экскурсий













































































Содержание

Введение. Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

    1. Методологические основы методики ознакомления младших школьников с природой.

1.2.Экскурсия – способ формирования у младших школьников умения наблюдать.

1.3. Образовательно-воспитательное -значение экскурсий в природу.

Глава2. Практическая часть. Методические рекомендации организации и проведения учебных экскурсий.

2.1 Виды, структура и содержание экскурсий в природу.

Глава3. Заключение.

Список литературы.

Приложение (рисунки, презентации, сообщения)





































Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.

1.1.Методологические основы методики ознакомления младших школьников с природой.

Счастье – это быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

(Л. Н. Толстой.)

Более 100 лет назад выдающийся учёный Д.Н. Кайгородов написал: «Мне рисуется в далёком будущем, (а может, и не так уж далёком!) такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор – сама Природа».

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский, — и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой решалась по-разному в зависимости от позиций того или иного автора. Важная роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, являющимся одной из организационных форм обучения в школьном учреждении. Экскурсии дают возможность непосредственно в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий младшие школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии и великолепии, замечают взаимосвязь явлений.

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать. Она – учительница и воспитательница, влияющая на наше духовное развитие. Природа оставляет глубокий след в душе не только ребенка, но и любого человека, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но и в современной методике преподавания он не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс окружающего мира имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.

В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.

    1. Экскурсия – способ формирования у младших школьников умения наблюдать.

Наблюдение, как метод познания окружающей действительности, играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только на уроках окружающего мира. Теоретически, да и практически формировать наблюдательность можно и на уроках математики, русского языка, рисования, музыки и технологии. Но приоритет принадлежит всё же урокам окружающего мира. На этих уроках всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.





1.3. Воспитательно – образовательное значение экскурсий в природу.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... расширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений». ( 5; с.196)

Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». ( 10; с. 41) И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».(10; с.42)

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повтор¬ные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описатель¬ный рассказ об увиденном.

Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются бла¬гоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознаком¬ление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если учитель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, чем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. На экскурсиях обучающиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у детей интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли» ( 8; с.139) Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому учителя, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться закрепить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно учителя учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, красочной содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать. Живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка. Он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и, возможно, вкусовые ощущения, которые, сливаясь воедино, создают в сознании пытливого исследователя целостный, взаимосвязанный образ природы – многоликой, прекрасной.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

2.1. Виды, структура и содержание экскурсий в природу.

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность. Реализацию требований к планированию можно проиллюстрировать на примере осенней экскурсии: «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к людям труда.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этапподготовительный.

Работа на этом этапе направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоционально-мотивационный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает обучающимся о правилах поведения.

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей.

Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует учитель. Основной метод этого этапа— это наблюдение объектов и явлений природы, которое сопровождается пояснениями и вопросами учителя, которые условно можно разделить на три типа:

нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа применяются на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями в природе, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг учитель может задать вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, си-ние) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?

Очень часто используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Больше всего таких вопросов используется на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, но имеющие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Например, на повторной экскурсии в лес учитель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось.

Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с обучающимися 3-4 классов. Так, зимой в лиственном лесу, учитель может задать вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?

Огромное место отводится в ходе экскурсии в природу выполнению детьми разнообразных практических заданий, которые определяются её содержанием и обеспечивают познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших исследований, для поделок, создания гербария и т. д.

При проведении экскурсий часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат и других детёнышей. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача учителя разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, нежели в неволе. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.

В конце экскурсии целесообразно провести игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу», после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию».

Третий этап экскурсии — заключительный.

Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на формирование устойчивого развития их интересов, творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Успех экскурсии во многом зависит от профессионализма учителя и его отношения к организации. Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Будет заблуждением рассматривать их, как случайное эпизодическое явление мало связанное с процессом преподавания, что-то вроде прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе, то есть в другой обстановке. Поэтому и отношение к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом, тематическом планировании учебного предмета по каждому классу.

Расписание экскурсий должно быть согласовано, чтобы не срывать других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Тематика экскурсий определяется программой по окружающему миру. Анализ различных программ в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют аналогичную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:

ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

экскурсии в музеи, на производство.

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса–это проведение наблюдений за явлениями природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных богатств человеком и его воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости от ее тематики – природоохранная направленность.

Методика проведения экскурсии

Рассмотрим методику проведения экскурсий в природу, так как они наиболее сложны в организационном и методическом плане и требуют специальной подготовки.

В тематическом и годовом плане определяется время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание. Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл предварительно ее посетить.

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, учитель определяет содержание и составляет конспект экскурсии, продумывает задания для организации самостоятельной работы учащихся. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий. В зависимости от тематики и цели экскурсии данный примерный список оборудования может изменяться и дополняться.

Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна дать детям что-то новое, углубить и расширить их знания об окружающем мире

Во время экскурсии учитель должен обеспечить надлежащую дисциплину, позаботиться о том, чтобы экскурсия имела организованный и целенаправленный характер. Чтобы внимание учащихся во время экскурсии не рассеивалось, не следует увлекаться рассмотрением многих объектов, быстро переходить от одного объекта к другому без определенного порядка, останавливаться на мелочах.

В том случае, когда у учащихся возникнут вопросы, по другой теме, необходимо переключить их внимание на изучаемый объект, пообещав объяснить интересующее их позднее. Отсутствие информации на такие вопросы может погасить интерес у детей, их стремление глубже и всестороннее познать окружающий мир.

Результативность экскурсии заключается в четкой, доступной формулировке цели экскурсии, в умении организовать работу учащихся, руководить ею, сосредоточить внимание детей на изучаемом объекте. По мере накопления экскурсионного опыта в работе обучающихся будет появляться все больше самостоятельности. Задача учителя в ходе экскурсии – развивать инициативу, самостоятельность и активность детей, организовывать наблюдение и коллекционирование, измерения, рисование и фотографирование, ведение необходимых записей, рекомендовать учащимся определенные технические приемы и способы выполнения работы. Все это будет активизировать их внимание, познавательную деятельность, развивать наблюдательность, способствовать прочному запоминанию.

Стойкому вниманию и активности учащихся способствуют групповые и индивидуальные задания, которые учитель должен дать обучающимся перед экскурсией. Групповые задания должна получть каждая группа. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся могут возникнуть определенные трудности и вопросы, необходимость в дополнительных пояснениях и помощи. Поэтому учитель должен видеть, как работают все группы, замечать ситуации в работе , чтобы вовремя прийти на помощь.

Очень важно, чтобы на экскурсии и после учащиеся выполняли доступные им задания исследовательского и практического характера. Большое значение во время экскурсии имеют объяснения учителя. Его рассказ должен быть кратким, интересным, увлекательным и доступным дляобучающихся. Если экскурсия требует теоретических пояснений, то их следует давать или перед экскурсией, но не во время неё. Нельзя перегружать объяснения названиями объектов: дети будут воспринимать их поверхностно, не понимая сущности.

Не менее важно правильно выбрать место для наблюдения и демонстрации объектов. Обучающиеся должны хорошо слышать учителя и все видеть. На экскурсиях детей следует приучать бережно относится к природе (не рвать без надобности цветки, не ломать веток на деревьях и кустах, не мять травы, не оставлять следов своего пребывания ,какой вред приносит разорение гнёзд, отлов животных. обдирание коры и т. д..

Следует обязательно обратить внимание детей на краски осеннего леса, разноцветный покров весенних лугов, на журчание весеннего ручья, на разноголосое пение птиц, на тишину в зимнем лесу и пр. Все это пробуждает у них чувство прекрасного, воспитывает эстетические вкусы, любовь к родной природе, оставляет незабываемые впечатления на всю жизнь.

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность обучающихся на экскурсиях, педагог должен помочь им установить причинновременные связи, зависимости между фактами и явлениями природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют все чувства, познание, творчество. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у обучающихся формируются яркие реалистические представления о природе, о связях и закономерностях, существующих в ней..

Современный мир для младшего школьника достаточно богат и разнообразен, но главное в картине мира для него – тесно связанные друг с другом семья (родные, друзья, дом), школа, непосредственное природное и социо-природное окружение. Как известно, отношение к ним у ребенка формируется под воздействием знаний, чувств и действий, в особенности нравственно-эстетических чувств и ценностных ориентации, побуждающих его к определенному поведению и деятельности. Поэтому комплексный подход к организации и проведению экскурсий в природу должен проявляться во взаимосвязи различных учебных предметов в многообразной деятельности учащихся, обобщении результатов и использовании собранных материалов и наблюдений на уроках различных дисциплин.

Опыт показывает, что комплексный подход позволяет учителю объединить планируемые программой экскурсии по разным предметам в одну с учетом заданных целей. Если с этих позиций рассмотреть федеральные программы, то можно убедиться в том, что практически все учебные предметы ориентируют учителя на ознакомление детей с природным и социо-природным окружением.

Особое внимание при проведении комплексной экскурсии важно уделить организации деятельности обучаемого. Известно, что в школьной практике преобладают словесные методы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж. Инструктаж и беседы следует проводить не в природе, во время экскурсии, а предварительно – в классе, на школьном дворе.

Экскурсии в природу необходимо проводить в случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Сюда относятся, например, такие вопросы, деревья и кустарники леса, весенние раннецветущие растения рассеивание плодов и семян, жизнь животных водоема т.п. Экскурсии необходимы, чтобы проследить сезонные изменения в природе. Они дают возможность на ярких конкретных фактах показать детям материальную связь явлений природы, а также господство человека над природой.

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным и растительным миром и наблюдать за объектами как в природе в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека.

При правильной организации экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные объекты и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно зависимы. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску листвы по временам года. Картина леса, парка по сезонам воспринимается ими ярче, полнее, если учитель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет обучающийся в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого ребенок познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и на основе которого у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у школьников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает В.А. Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли». Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому учителя, направляя деятельность учащихся, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию.

Одновременно они учат учащихся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной, дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Природоведческие знания важны для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла в старшей школе. Отсутствие или недостаток достоверных знаний о природе служит почвой для возникновения суеверий, предрассудков. Искаженные представления могут вызвать неправильное, а иногда и жесткое отношение к растениям, животным.

На экскурсиях учащиеся знакомятся не только с девственной природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность; все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения в природе, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у школьников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. При возвращении в школу можно предложить мальчикам нести оборудование, а также собранный материал.

Умственное и нравственное развитие и воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим. Разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.

В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных- научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и др.). Однако качество эстетического восприятия во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому учитель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания. (Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонкими и темными ветками берез, выделяющимися в фоне блестящего снега, голубого неба и т. д.). Педагог использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое воспитание наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жесты, мимику. Общеизвестна также эффективность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой практике с этой целью используется чтение стихотворений или их фрагментов. Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произведения А.Пушкина, И.Никитина, С.Есенина, С.Маршака, С.Благининой. Иногда целесообразно подготовить одного – двух детей для декламации поэтических строчек.

Эстетическое воспитание обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

Активное включение мыслительной деятельности в процессе эстетического воспитания – предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляется наблюдательность ребенка, сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлением с природой дети рано начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности-учебе, игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка проводится рисование на тему «Наш парк зимой», после экскурсии на луг – предлагается написать сочинение на тему «Луговые цветы».

В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдают детям» описывает, с каким увлечением школьники рисуют то, что наблюдали на экскурсиях, приводят тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе, труде людей на колхозных полях. Автор отмечает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».Без сомнения-такие занятия развивают творчество, способствует тому, что понимание красоты природы становятся более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях существенно изменяется чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви младшего школьника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, - не только выращенные человеком, но дикорастущие, усваивает правила – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д. Ребята также заботятся о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливают корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.

Действенная любовь к природе подразумевают участие в ее преобразовании(посадке растений, очистке берегов рек и т. д.). Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии младших школьников. Врач и педагог Е.А.Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе – «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка». Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающего организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов. Испытываемые учащимися радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств – ловкости и выносливости.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что комплексные экскурсии имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью; помогают наиболее полно реализовать один из главных методов обучения природоведению – наблюдение; способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип, т.е. ребята знакомятся с теми объектами, которые живут рядом с нами.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Глава2. Практическая часть. Методические рекомендации организации и проведения учебных экскурсий.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Традиционно, экскурсию относят к вспомогательным формам учебной работы, дополняющим классно – урочную деятельность учащихся. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания природоведения большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами школы. По содержанию их можно разделить на два вида.

Iвид - экскурсии в лес, парк, на луг, водоем.

II вид - на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, поле.

Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. (Например, в лесу школьники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.)

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, огороде), на повадки и образ жизни животных. Конечно, у нас в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Содержание экскурсий в природу определено программой обучения. В соответствии с ней школьники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе обучения раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение уже имеющихся представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке и др. —волнуют эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные чувства, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений характерные изменения в живой и неживой природе. Главное звено в этой работе — установление признаков сезона ( длительность светового дня, температура воздуха, и т.п.). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Например, осенью дети замечают, что отлет птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, многие птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, некоторые несложные связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выясняют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Далее учитель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого обучающиеся могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят спасают его.

Экскурсия на луг помогает сформировать у детей представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно доказали возможность усвоения детьми систематизированных знаний, выражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Не составляет труда познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Например, наблюдая за животными, дети отмечают их защитную окраску (благодаря которой осуществляется маскировка), характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет). Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Дети благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках выясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека. Некоторые улетают в теплые края. Следует ещё раз обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех), что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку.

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (например, в средней группе их подводят к обобщению представлений об овощах, фруктах, хвойных деревьях, домашних животных).

С целью развития наблюдательности, любознательности, инте¬реса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, кото¬рых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных но¬рах, на болотах, в камнях.

В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в извест¬ное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью рас¬тения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение). Зима, а, следовательно, и ее характерный признак — снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губи¬тельно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно по¬казать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники под-водятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противо¬речат прошлым представлениям: оказывается, что холод — одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный по¬кров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей.

Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт де¬тей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, разви¬тия, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспи¬тателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки прове¬дения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот пе¬риод, когда наиболее ярко выражены характерные

особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

При разработке содержания экскурсий необхо¬димо исходить из программных требований и природного окруже¬ния. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов:они должны обеспечить первоначальное яркое целостное вос-приятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними.»(4;с.18)



2.1. Виды, структура и содержание экскурсий в природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсиях принимает весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения

формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

В учебных программах устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов.

Классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические цели решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяют три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д.

Реализацию требований к планированию можно проиллюстрировать на примере осенней экскурсии в плодовый сад (средняя группа): «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом»(3; с. 132)

Результативность экскурсии во многом определяется тем, на-сколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап — подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, при первоначальном ознакомлении с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям конкретизировать свои представления, выражать свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие фор¬мированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом на¬блюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес (средняя группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось.

Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им во¬прос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?

Очень важную роль, в ходе экскурсии в природу, играет выполнение разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

При проведении экскурсий необходимо иметь в виду. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат и т.п. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их домой или в живой уголок, выходить и вырастить, но делать этого нельзя. Задача учителя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.

В конце экскурсии целесообразно организовать игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные зна¬ния. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу», после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию» .

Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение зна¬ний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Методика проведения экскурсии

Рассмотрим методику проведения экскурсий в природу, так как они наиболее сложны в организационном и методическом плане и требуют специальной подготовки.

В тематическом и годовом плане определяется время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание. Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл предварительно ее посетить.

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, учитель определяет содержание и составляет конспект экскурсии, продумывает карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий.

Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна дать детям что-то новое, углубить и расширить их знания об окружающем мире

Во время экскурсии учитель должен обеспечить надлежащую дисциплину, позаботиться о том, чтобы экскурсия имела организованный и целенаправленный характер. Чтобы внимание учащихся во время экскурсии не рассеивалось, не следует увлекаться рассмотрением многих объектов, быстро переходить от одного объекта к другому без определенного порядка, останавливаться на мелочах.

В том случае, когда у учащихся возникнут вопросы не по теме, следует переключить их внимание на изучаемый объект, а если это трудно, то кратко объяснить то, что заинтересовало детей, или пообещать сделать это позже. Отказом или уклонением на такие вопросы можно погасить интерес у детей, их стремление глубже, всесторонне познать окружающий мир.

Искусство руководства экскурсией заключается в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовать работу всей группы и отдельных учащихся, руководить ею, сосредотачивать внимание детей на изучаемом объекте. По мере приобретения экскурсионного опыта в работе учащихся будет появляться все больше самостоятельности. Задача руководителя экскурсии – развивать инициативу и активность детей, организовывая во время экскурсии наблюдение и коллекционирование, измерения, рисование и фотографирование, ведение необходимых записей, рекомендуя учащимся определенные технические приемы и способы выполнения работы. Все это будет мобилизировать их внимание, активизировать познавательную деятельность, развивать наблюдательность, способствовать крепкому запоминанию.

Стойкому вниманию и активности учащихся способствуют групповые и индивидуальные задания, которые учитель дает им перед экскурсией. Групповые задания получает каждое звено. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся могут возникнуть определенные трудности, потребность в дополнительных пояснениях, своевременной помощи. Поэтому учитель должен видеть, как работают все звенья, замечать критические моменты в работе учащихся, чтобы во время экскурсии помочь им.

Важно, чтобы во время экскурсии и после нее учащиеся выполняли доступные им задания исследовательского и практического характера. На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д.

Реализацию требований к планированию можно проиллюстрировать на примере осенней экскурсии в плодовый сад (средняя группа): «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом»(3; с. 132)

Результативность экскурсии во многом определяется тем, на-сколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению или естествознанию. Анализ различных программ в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения – это проведение наблюдений за явлениями природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных богатств человеком и его воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости от ее тематики – природоохранная направленность

Большое значение во время экскурсии имеют объяснения учителя. Его рассказ должен быть кратким, интересным и доступным для учащихся. Если экскурсия требует теоретических пояснений, то их следует давать или перед экскурсией, или после нее, но не во время экскурсии. Не следует увлекаться объяснениями технологии производственных процессов. Без надлежащей научной базы, которой учащиеся еще не имеют, они не дадут никакой пользы. Процессы производства рассматриваются с учащимися начальных классов в общих чертах. Нельзя перегружать объяснения названиями объектов: дети будут воспринимать их поверхностно, не понимая сущности.

Не менее важно правильно выбрать место для наблюдения и демонстрирования объектов. Учащиеся должны хорошо слышать учителя и все видеть.

На экскурсиях детей следует приучать бережно относится к природе (не рвать без надобности цветки, не ломать веток на деревьях и кустах, не мять травы, не оставлять следов своего пребывания на экскурсионном объекте и т.д.). Учитель должен объяснить учащимся, какой вред приносят растениям обламывание веток, обдирание коры.

Следует обязательно обратить внимание детей на краски осеннего леса, разноцветный покров весенних лугов, на журчание весеннего ручья, на разноголосое пение птиц, на тишину в зимнем лесу и пр. Все это пробуждает у них чувство прекрасного, воспитывает эстетические вкусы, любовь к родной природе, оставляет незабываемые впечатления на всю жизнь.

III Заключение.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной при¬роде — значит растить ее верного друга, будущего за¬ботливого хозяина богатств своей Родины.

Успех экскурсии во многом зависит от профессионализма учителя и его отношения к организации. Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное эпизодическое явление мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке и так далее, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом, тематическом планировании учебного предмета в каждом классе.

Исследовательская работа "Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий"
  • Начальные классы
Описание:

 В своей работе я постаралась изучить вопрос о методике работы в начальных классах по экскурсиям, т.к, эта работа часто вызывала затруднения . Изучив методологические основы вопроса я составила для себя несколько полезных рекомендаций, которые опробировала в практической деятельности в ходе учебного процесса.

  В исследовательской работе представлено несколько экскурсий, которые я использовала в своей работе, а также варианты обработки результатов экскурсиии.

Материал рассчитан на определённую целевую аудиторию: учителя начальных классов, классные руководители, педагоги, осуществляющие внеурочную и кружковую деятельность.

Автор Минаева Галина Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1576
Номер материала 4064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓