Главная / Математика / Исследовательская работа «Любимый город в задачах»

Исследовательская работа «Любимый город в задачах»

16


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования город Нижний Тагил



МБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов

им. Г.Н.Зайцева



Направление «Научно-техническое»


Секция "Математика и информатика"



Исследовательская работа


Любимый город в задачах





Исполнители: учащиеся 5Б класса

Дмитриева Вероника

Старикова Арина





Руководитель: Ильина Н.А.

учитель математики







г. Н. Тагил

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Страницы


Глава I. Введение………………………………………………………………3

Глава II. Основная часть……………………………………………………....4

2.1. Задачи по теме «История появления нашего города»…………………...6

2.2. Задачи по теме «Природа нашего города»……………………………….9

2.3.Задачи по теме «Знаменитые люди нашего города»……………………..10

2.4. Задачи по теме «Нижний Тагил в цифрах и фактах»……………………12

Глава III. Заключение ….……………………………………………………..15

Глава IV. Список использованной литературы..……………………………16

































Глава I. Введение


Поскольку текстовые задачи – наш главный предмет исследования, необходимо было бы сначала определить, что мы понимаем под текстовой задачей. Изучив необходимую литературу, мы определились под нетекстовой задачей понимать задачу, сформулированную с использованием только математических символов и технических выражений типа: «Решите уравнение…». Соответственно, текстовая задача – это задача, использующая нематематические слова для передачи математического смысла. Но, однако, многие ученики не любят решать задачи, так как те задачи, которые имеются в наших школьных учебниках, им не интересны, а иногда и сложны для понимания. Однако нельзя отрицать следующие факты:

  • Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязь между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

  • Решение задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению

  • Использование исторических задач и способов их решения обогащает мыслительную деятельность учащихся.

Поэтому нами было решено попробовать составить такие текстовые задачи для учащихся 5-х классов, чтобы они были интересными, познавательными и доступными каждому ученику. Мы решили составить задачи с использованием краеведческого материала, а именно задачи про историю нашего любимого города. Тем более, что в прошлом году наш город отпраздновал юбилей – 290 лет со дня своего основания.

Следующий этап нашей работы – сбор данных. Нами были собраны интересные факты истории нашего города с помощью различной литературы и материалов интернет.

Следующий и основной этап – составление задач. Так как мы учимся в 5 классе, то мы составили задачи, которые решаются только с помощью действий с натуральными числами.

Цель работы: Создать слайд-сборник задач по математике для учащихся 5 классов с использованием исторических сведений о городе Нижний Тагил и его жителях.

Задачи работы:

  1. Составить математические задачи на основе данных о городе Нижний Тагил.

  2. Проиллюстрировать каждую задачу фотографией.

  3. Составить слайд – сборник по собранному материалу.

  4. Апробировать данный сборник на уроках математики в пятых классах


















Глава II. Основная часть

В краю лесов и гор высоких,

    Где ищут пристань облака,

    Тагил раскинулся широко -

    Заводы, улицы, река…

Нижний Тагил не столичный и даже не областной, но и не обычный провинциальный российский город. Нельзя не отметить сходство его со многими уральскими городами и в то же время удивительное своеобразие этого индустриального центра: рабочую выправку, жаркое дыхание мартенов и домен, устремленность городских улиц к заводским проходным, замечательное переплетение прошлого и настоящего. http://www.moytagil.ru/uploads/f1/s/2/552/image/459/678/medium_V'ezd_v_gorod.jpg

    Гора Высокая, "родившая и вскормившая" Нижний Тагил, стала символом безмерного богатства тагильских недр. О природных богатствах окрестностей Нижнего Тагила с нескрываемой гордостью писал Д.Н. Мамин - Сибиряк: "... едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточала свои дары. Помнит гора Высокая, как воды реки Тагил несли на восток ладьи Ермака Тимофеевича, как примостились рядом с ней первые деревеньки Плешакова и Петракова, как дымили вогульские кузницы и как искал Яков Савин на ее склонах "магнит-камень". http://philatelia.runwww.philatelia.ru/pict/cat2/dir1/241ru.jpg

    В 1722 году тульский заводчик Акинфий Демидов завершил строительство у подножья горы Высокой Выйского медеплавильного завода и одновременно в трех верстах от него возводил на реке Тагил крупный чугуноплавильный и железоделательный завод. В конце декабря 1725 года окрестные горы осветились огненными сполохами - это был выплавлен первый чугун Нижнетагильского завода, и одновременно с заводами на восточном склоне Среднего Урала рядом с географической границей Европы и Азии родился горнозаводской поселок, получивший свое название от реки Тагил.http://perm-kray.ru/pic5/p094-04.jpg

  Богата и насыщенна современная духовная жизнь тагильчан: город всегда был инициатором многих важных и интересных дел. Именно в Нижнем Тагиле появился первый в России музей-завод - уникальный памятник индустриальной культуры общемирового значения.

    Нижний Тагил - город в промышленном сердце России. Город - оплот кузница, арсенал и хранитель российской школы мастеровых, инженеров и заводчиков. Всего и не упомнишь, обо всем не расскажешь…


Предлагаем задачи по следующим темам, связанным с нашим любимым городом:

  1. История появления нашего города

Задача 1.

19 октября 1722 года считается датой основания Нижнего Тагила. В этом же года на Выйском заводе была получена первая продукция – чугун. В каком году наш город будет праздновать трехсотлетие?

Решение:

1722 + 300 = 2022 (г)

Ответ: в 2022 году наш город будет праздновать трехсотлетие.


Задача 2.

Статус города Нижний Тагил получил 20 августа 1919 постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета:


«Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил, безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства»
Город Нижний Тагил сливается в одно целое из Тагильской, Выйско-Никольской, Троицко-Александровской волостей.

Екатеринбург получил статус уездного города в 1781 году.

На сколько лет позже Нижний Тагил получил статус города по сравнению с Екатеринбургом?

Решение:

1919 – 1781 = 138 (л)

Ответ: на 138 лет позже Нижний Тагил получил статус города по

сравнению с Екатеринбургом.


Задача 3.

Сколько лет исполнится в этом году главному символу города, башне на Лисьей горе? О том, что строение было возведено в 1818 году, свидетельствует надпись на чугунной литой плите, закрепленной на углу башни. Уже давно башня не выполняет своего прямого предназначения, являясь лишь памятником истории и символом второго по величине города Свердловской области.
А раньше она была пожарной сторожевой вышкой, возвышавшейся над просторами небольшого городка, состоящего в основном из легковоспламеняющихся деревянных конструкций. По данным историков, в случае пожара в городе сторожевые, находящиеся в башне, подавали сигнал с помощью ярких фонарей и набатного колокола. По другой, менее распространенной версии, башня была обсерваторией, предназначенной для наблюдения за звездами.

Решение:

203 – 1818 = 195 (л)

Ответ: 195 лет исполнится в этом году башне на Лисьей горе.



Задача 4.

В Нижнем Тагиле в 1722 году на горе Высокой начали разрабатываться 3 месторождения малахита. Спустя 223 года были зафиксированы значительные выходы поделочного малахита. Определите, в каком году это произошло.

Решение:

1722 + 223 = 1945 (г)

Ответ: в 1945 году.


Задача 5.

В 1853 году управляющий заводами Нижнетагильского горного округа А.Н. Карамзин предписал открыть заводскую библиотеку. Во время гражданской войны она была разграблена, и в 1925 году библиотека была открыта заново. Спустя сколько лет произошло повторное открытие библиотеки?

Решение:

1925 – 1853 = 72 (г)

Ответ: через 72 года библиотека была открыта вновь.


Задача 6.

В 1836 году Малахитовая гостиная Зимнего дворца была украшена восьмью малахитовыми колоннами и пилястрам, каминами и парой малахитовых канделябров. Для этого и Нижнего Тагила было поставлено 200 пудов камня по цене 500 рублей за 1 пуд. Сколько денег было затрачено на материал?

Решение:

500 · 200 = 100000 (руб)

Ответ: 100 000 рублей было затрачено.



Задача 7.

В апреле 2008 года к Нижнему Тагилу было присоединено 22 поселка и деревень площадью 3808 кв.км. Какова была начальная площадь города, если известно, что после присоединения поселков она стала равна 4106 кв. км?

Решение:

4106 – 3808 = 298 (кв. км)

Ответ: 298 кв. км. Была первоначальная площадь города.


  1. Природа в нашем городе

Задача 8.

На западе от города проходит главный водоразделочный Уральский хребет, протянувшийся с севера на юг. Средняя высота гор составляет около 500 м, гора Белая составляет hello_html_m59bbff82.gif от высоты гор. Гора Широкая на 61 м выше, чем гора Белая, а Старик-Камень на 8 м меньше, чем гора Широкая. Определить высоту каждой горы.

Решение:

500 : 5 · 7 = 700 (м)

700 + 61 = 761 (м)

761 – 8 = 753 (м)

Ответ: 700 м высота горы Белая, 761 м – горы Широкая и 753м – горы Старик-Камень.


Задача 9.

Нижний Тагил занимает территорию площадью 288 км², лежащую на восточном склоне Среднего Урала у реки Тагил (бассейн Оби) и на берегах Нижнетагильского пруда. Территорию города пересекают еще 13 небольших рек. Длина Тагильского пруда – 16 км, максимальная ширина – 1км 500 м. Какую площадь занимает Тагильский пруд? Во сколько раз его площадь меньше площади города?

Решение:

16000 · 1500 = 24000000 (кв. м) = (24 кв. км)

288 : 24 = 12 (раз)

Ответ: 24 кв. км. Площадь тагильского пруда; что в 12 раз меньше площади города.


Задача 10.

В 1814 году на Нижнетагильском заводе из-за отсутствия воды в пруду (!) было остановлено все прокатное производство, «кроме двух машин, оставленных для окончания недоделанного железа». А 15–17 июня 1927 года  в Нижнем Тагиле произошло сильное наводнение. Десятки улиц, сотни домов были затоплены водой. Тагил превратился в Венецию. Вот только по каналам-улицам плавали не изящные гондолы с туристами, а лодки, груженные самоварами, узлами, корзинами. Сколько лет прошло между этими двумя событиями?

Решение:

1927 – 1814 = 113 (лет)

Ответ: 113 лет.


  1. Знаменитые люди нашего города


Задача 11.

В 2012 году отмечалось 100 лет со смерти Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, русского произаика и драматурга, бывшего учащегося Висимской школы. В каком году родился великий писатель, если в 2027 году будет праздноваться 175 лет со дня его рождения?


Решение:

2027 – 175 = 1852 (г)

Ответ: Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году.


Задача 12.

Российский режиссер театра и кино Владимир Мотыль был актером и режиссером в театрах Нижнего Тагила после окончания им Свердловского театрального института в 1948 году. Сколько лет ему было на тот момент, если известно, что актер умер в 2010 году в возрасте 82 лет?

Решение:

2010 – 82 = 1928 (г) – он родился

1948 – 1928 = 20 (лет)

Ответ: 20 лет ему было на тот момент.


Задача 13.

В 2015 году исполнится 215 лет со дня создания слесарем Ефимом Артамоновым первого в мире велосипеда с педалями и рулевым управлением. В каком году был сделан первый в мире велосипед?

Решение:

2015 – 215 = 1800 (г)

Ответ: в 1800 году был сделан первый в мире велосипед.


Задача 14.

Чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина начала заниматься кикбоксингом в 1993 году, когда переехала жить в Нижний Тагил. В 1998 году она уехала в Москву по приглашению одного известного тренера. Во сколько лет она покинула Тагил, если известно, что она родилась в 1976 году?


Решение:

1998 – 1976 = 22 (г)

Ответ: Наталье Рогозиной было 22 года.


Задача 15.

Максим Канунников – российский футболист, бывший учащийся нашей школы, родился в 1991 году. Он стал обладателем кубка России в 2009 году. Сколько лет ему было на тот момент?

Решение:

2009 – 1991 = 18 (лет)

Ответ: 18 лет.


Задача 16.

Мэр города Нижний Тагил Носов Сергей Константинович родился 17 февраля 1961 года. На должность мэра он вступил 17 октября 2012 года. Во сколько лет Сергей Носов занял пост мэра? Сколько дней он является мэром, если сегодня 5 марта 2013 года?

Решение:

2012 – 1961 = 51 (г)

14 + 30 + 31 + 31 + 28 + 5 = 139 (дней)

Ответ: в 51 год Сергей Носов занял пост мэра; 139 дней он является мэром.


  1. Нижний Тагил в цифрах и фактах


Задача 17.

Перевозка пассажиров трамваями в Нижнем Тагиле осуществлялась по 15 маршрутам. Их общая протяженность составляла около 285 км. Сколько в среднем составляла протяженность одного маршрута?


Решение:

285 : 15 = 19 (км)

Ответ: 19 км протяженность одного маршрута.


Задача 18.

Нижнетагильский музей-заповедник был основан в 1841 г. П.Н. Демидовым. Это один из старейших музеев страны. В его состав входят девять музеев, в том числе единственный в России Музей-завод, Музей истории подносного промысла, не имеющий аналогов в стране, а также Историко-технический музей, Музей природы, Музей быта и ремесел, два литературных музея и выставочные залы. Среднее количество посетителей музея за год 128480 человек. Сколько в среднем человек в день приходит в музей?

Решение:

128 480 : 365 = 352 (ч)

Ответ: в среднем 352 человека.


Задача 19.

Нижнетагильский музей изобразительных искусств открыт 30 сентября 1944 года. Собрание музея составляет более 8 000 единиц хранения произведений русского и западно-европейского искусства XV-XX веков. Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция западноевропейского искусства ("Тагильская Мадонна" - "Святое семейство" Рафаэля Санти) - 45 ед. хр., Коллекция "Русское искусство XVII - начала XX века" - 195 ед. хр., Коллекция "Русское искусство XX века" - 2700 ед. хр., Коллекция "Тагильский поднос" - 180 ед. хр. Каково общее количество уникальных картин музея?

Решение:

45 + 195 + 2700 + 180 = 3120 (ед)

Ответ: 3120 уникальных картин хранится в нашем музее.

Задача 20.

По данным 2011 года в нашем городе проживает 361329 человек, из них в Тагилстроевском районе проживает 140698 человек, в Дзержинском 120315 жителей. Сколько людей проживает в Ленинском районе? На сколько человек увеличилось население нашего города с момента его основания? (проживало 42000 человек)

Решение:

361329 – 140698 – 120315 = 100316 (ч)

361329 – 42000 = 319329 (ч)

Ответ: 100 316 человек проживает в Ленинском районе; на 319329 человек увеличилось население нашего города.


Задача 21.

Сейчас 2013 год. Через 2 года Нижнетагильский Драматический театр будет праздновать 70 лет со дня основания. Найти дату основания театра.

Решение:

2013 + 2 – 7 0 = 1945 (г)

Ответ: в 1945 году был основан Нижнетагильский Драматический театр.













Глава III. Заключение


Работая над составлением задач, мы:

  • каждую задачу сопровождали исторической справкой;

  • из исторической справки выбирали математическое содержание;

  • соблюдали, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения;

  • выписывали из исторической справки все числовые данные и устанавливали зависимости между числами; выясняли, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

  • формулировали условие и вопрос задачи;

  • оформляли слайды с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.



























Глава IV. Список литературы


  1. Семенов И.Г., Малеева Л.П., Музей горнозаводского дела, Изд-во «Баско», 1992 г.

  2. Нижнетагильский музей-заповедник, Средне-Уральское книжное издательство, 1988г.

  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Нижний Тагил – официальный сайт города, http://www.ntagil.org/






Исследовательская работа «Любимый город в задачах»
  • Математика
Описание:

   Текстовые задачи являются важным средством обучения математике; решение задач развивает смекалку  и  сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них; использование исторических задач и способов их решения  обогащает мыслительную деятельность учащихся.
    Авторы решили составить задачи с использованием краеведческого материала, а именно задачи про историю нашего любимого города. Ими были собраны интересные  факты истории нашего города с помощью различной литературы и материалов интернет.
В своей работе ученицы приводят примеры задач и их решение на различные темы, связанные с историей нашего города: «История появления нашего города», «Природа нашего города»,  «Знаменитые люди нашего города», «Нижний Тагил в цифрах и фактах».
    Авторами также создан слайд-сборник задач по математике для учащихся 5 классов с использованием исторических сведений о городе Нижний Тагил и его жителях.

 

 

 

Автор Ильина Наталья Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2389
Номер материала 42448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓