Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыИсследовательская работа "Китс и Тукай"

Исследовательская работа "Китс и Тукай"

Скачать материал

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

 

 

на тему:

«Китс и Тукай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Володина Валентина Семёновна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории,

МБОУ  «Кулаевская СОШ» Пестречинского района Республики Татарстан.

 

 

2014 год

Содержание работы

 

1)    Введение…………………………………………………………………3.

 

-    Обоснование выбора темы

-    Проблематика

-    Актуальность

-    Гипотеза

-   Объекты исследования

-   Предмет исследования

-   Цель исследования

-   Задачи

-   Методы и формы работы

 

2)  Основная часть……………………………………………………….4-18

 

Жизнь и творчество Г. Тукая.

Жизнь и творчество Д. Китса.

-  Интересные факты сходства  жизни и творчества поэтов.

 

 

3)  Заключение……………………………………………………………18-19

 

-   Выводы

 

4). Библиографический список…………………………………………..20

 

5)    Приложение. Летопись жизни  и творчества поэтов………………..21-27

 

                                            

                                            1. Введение

    Я живу в прекрасном и живописном месте нашей огромной России -  Республике Татарстан. Моя Республика, мой родной край  славится замечательной природой, ресурсами, богатейшей историей,  и, конечно же, людьми. Каждый человек  открывает и находит своего поэта и старается углубить свои познания о жизни и творческом пути  своего  кумира.   Мой поэт – Габдулла Тукай. Его родина,  деревня Кырлай  Арского района, находится недалеко от моего села Кулаево Пестречинского района. Если посмотреть на карту Республики, то увидишь, что несколько  километров разделяют наши поселения. Темой моего  исследования стали сходства  жизни и творчества  двух великих и ярких личностей. Данное исследование также затрагивает проблему сопоставления  понимания поэтами темы любви, природы.   Актуальность  работы связана с неизученностью выбранной темы, а также с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных: на какие языки мира переведены произведения поэтов, как отражено их творчество в литературе, изобразительном искусстве, музыке.  

Гипотеза  исследования:

 -  жизнь  и творческий путь.

 

Объект исследования –жизнь и творчество Габдуллы Тукая и Джона Китса.

Цель исследования – выявить сходства и различия в жизни  и творчестве двух великих и ярких поэтов, писавших в разных странах.

Задачи для  достижения цели:

    - найти и прочитать необходимую литературу;

    - изучить и сравнить биографии;

    - изучить и  сравнить творческий путь поэтов;

    - сопоставить понимание поэтами  темы любви, отношения к природе;

    - привести к систематизации и обобщению материал;

    - сделать выводы.

Методы исследования:

- аналитический метод

     - биографический метод

- метод анализа продуктов деятельности

- метод сравнения

- исследовательский метод

- метод обобщения

 

2. Основная часть

                            Жизнь и творчество Г. Тукая.

      Габдулла Мухамметгарифович Тукаев родился в  деревне Кушлавыч в семье муллы 26 (14) апреля 1886 г(ныне Атнинский район РТ). В возрасте пять месяцев умирает его отец, его мать, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы. Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы — терпел одни обиды. Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сосну. Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы — мальчик оказывается круглым сиротой. Соснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду по матери. Но и здесь родной бабушки уже не было в живых, семья многодетная. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в Казань, на Сенной базар, где тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел из толпы мужчина — он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла.  В этой семье маленький Габдулла прожил только два года, оба родители заболели. Его обратно вернули в деревню Училе.  Отсюда отправили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый — для Габдуллы это был уже шестой дом. В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Здесь он задержался подольше и начал учиться в медресе. Жизнь в Кырлае дала ему обилие таких впечатлений, которые позже щедро питали его творчество. Но вот забирают Габдуллу из Кырлая в Кушлавыч, чтобы отправить его к родственникам по отцу, в далекий Уральск. Но к тому времени юнец уже всей душой успел проникнуться сельской жизнью — ее трудами, ее поэзией. Выходцами Заказанья были и тетя Тукая по отцу Газиза с ее мужем Галиасгаром Усмановым, в чей дом приехал Тукай. Галиасгар Усманов отвел Габдуллу в медресе «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка. Среди шакирдов был силен интерес к литературе, поэзии. В доме хозяина медресе Мутыгуллы-хазрета звучали музыка, пение. Габдулла быстро сдружился с его сыном Камилем, а Камиль получил европейское воспитание, хорошо пел, одевался по последней моде, прилично знал русский, арабский, мог наизусть читать Коран. Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литературы. Тукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 г. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Революционные выступления происходили и летом, и осенью 1905 г. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинается новый этап: он поступает в типографию наборщиком. Большевики Уральска пользуются типографией «Уральца для распространения революционных листовок. Под их влиянием писал он в 1905—1907 г. свои страстные публицистические статьи, беспощадно разоблачая истинное лицо защитников отживающего мира. В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», фактическим редактором которого становится Тукай. Он уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) — на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Журналистика становится для него родной стихией. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге. И осенью 1907 года Тукай на извозчике въезжает в Казань. Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким. С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни Тукая. В Казани Тукай начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» (Реформа) и в журнале «Яшен» (Молния). У него появляются новые друзья: Ф.Амирхан, Х.Ямашев, К.Бакир, В.Бахтияров, Г.Камал, С.Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни. В Казани до приезда Тукая вопросы народной и детской литератур еще ни разу не ставились в качестве особо важных проблем. Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг. В 1910 г. под редакцией журналиста Ахмета Урманчеева начинает выходить сатирический журнал «Ялт-юлт» (Зарница), которому Тукай отдавал много сил. Там опубликовал он большинство своих сатирических произведений. Совместно с Г.Кулахметовым, Ф.Амирханом, Ф.Агеевым, С.Рахманкуловым и др. писателями и журналистами Тукай проводит литературные вечера, концерты, лекции. Подлинный расцвет поэзии Тукая падает на казанский период. Тукай возымел такое высокое общественное признание, что все журналы того времени первыми стремились напечатать его произведения. Тукай придавал огромное значение становлению татарского национального театра. Жизнь в Казани на многое раскрыла глаза Тукаю. Меняется настроение его духа. Вдохновенное творческое горение сменяется душевным надломом, а в десятые годы в нем снова оживают светлые надежды на новый революционный подъем. В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье. Тукай уже чувствовал, что жить ему остается считанные месяцы. Летом 1912 г. Тукай с Ф.Амирханом принимают решение издавать новый литературно-художественный журнал. Издателем его уговаривают стать Ахметгарая Хасани. На даче Хасани у Лебяжьего озера договариваются назвать журнал «Ан» (Сознание). В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины. Его публицистические статьи «Первое дело по пробуждении», «По случаю юбилея», «Два напоминания», стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем», «Мороз» — это подлинные шедевры. Отправляясь из гостиницы «Амур» в Клячкинскую больницу, Тукай сознает, что для него это — последнее «путешествие». 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер, прожив неполные двадцать семь лет. Такой многолюдной процессии Казань еще не знала. В день похорон Тукая во всех городских и сельских медресе были прерваны занятия. Редакции газет и журналов были завалены телеграммами соболезнования и скорби. Об этом же свидетельствует периодика Петербурга и Москвы.

 Творчество Габдуллы Тукая, выдающегося татарского поэта, литературного критика и публициста, одного из родоначальников новой татарской литературы и основателей современного татарского языка, было настолько популярно, что еще при жизни сделало его народным поэтом. Его наследие имело большое значение не только для развития культуры и литературы татарского народа, но и для развития культуры всех тюркских народов. До смены арабской графики (1927) оно было доступно всем народам общетюркского культурного пространства.
Яркость и востребованность творчества поэта нашло отражение не только в изучении и составлении полного собрания его произведений, но и в их переводах с татарского языка на другие языки. Несмотря на то, что творчество и деятельность Г. Тукая изучено и изучается в разных аспектах, задача специального исследования переводов его произведений еще не ставилась. Более 120 произведений Г. Тукая переведены на другие языки: английский, арабский, башкирский, венгерский, казахский, киргизский, китайский, немецкий, персидский, русский, таджикский, турецкий, украинский, узбекский, уйгурский, финский, французский.
Естественно, что наибольшее число произведений Г. Тукая многократно переведено на русский язык. Обзор известных переводов произведений Г. Тукая пока не выявил прижизненные переводы его произведений. Однако первые русские переводы его произведений были опубликованы уже в 1914 году в Москве (видимо, как отклик на безвременную кончину выдающегося поэта) в «Восточном сборнике» (2), который представлял собой издание трудов Лазаревского института. В этот сборник вошли такие произведения Г. Тукая, как «Любовь», «Разбитая надежда», «Шурале», «Отрывок», «Колыбельная песня», «Нищий», «Униженной», «К смерти Л. Н. Толстого», в переводах Н. Ашмарина, С. Якуба, Акчурина.
Одним из самых переводимых на другие языки произведений Г. Тукая является его поэма-сказка «Шурале»: она переведена на русский язык десятью (по меньшей мере) разными переводчиками. Более того, поэма была первым произведением поэта, переведенным на иностранный язык, а именно на арабский. В наше время как раз «Шурале» чаще, чем другие произведения поэта, переводится на другие иностранные языки. На сегодняшний день известны переводы «Шурале» на пятнадцать языков (по существу, переводы этой поэмы дают вышеприведенный перечень языков). Превосходный казанский театровед А.Габаши рассказывает о созданном народной фантазией татар образе Шурале. Он стал героем прекрасной поэмы-сказки "Шурале" Габдуллы Тукая, первого татарского балета "Шурале" композитора Фарида Яруллина, персонажем работ многих графиков, живописцев, скульпторов, мастеров прикладных искусств. Не покидает Шурале и сцену: в Татарстане появляются и появляются новые, на сегодняшний лад спектакли драматических и музыкальных театров о нём.

 

 

                         Жизнь и творчество Д. Китса.

       Джон Китс родился 31 октября 1795 года в Финсбери. Он был первенцем Томаса и Фрэнсис Китс. У Джона были еще три младших брата – Джордж (17971841), Томас (17991818), Эдвард (18011802) – и сестра Фрэнсис Мэри (18031889). В молодости отец будущего поэта служил на платной конюшне, принадлежавшей Джону Дженнингсу, затем женился на дочери хозяина и стал управляющим.С восьми лет Джон был отдан в престижную частную закрытую школу преподобного Джона Кларка в Энфилде (к северу от Лондона). Сын директора школы Чарльз Кауден Кларк, в более поздние годы видный литератор, был учителем и другом Китса. Он первый познакомил мальчика со старой английской поэзией. Джон увлекся стихотворчеством и даже взялся за собственный перевод «Энеиды» Вергилия. Да и в целом дела у мальчика шли неплохо, но 16 апреля 1804 года Томас Китс погиб в результате несчастного случая, и дети остались сиротами. Мать недолго печалилась о безвременно ушедшем супруге и 27 июня того же года вторично вышла замуж – за Уильяма Роллингса. Отчим не захотел содержать детей Китса. Фрэнсис пришлось отдать их на воспитание к своим родителям в Энфилде. Почти через год, 8 марта 1805 года умер дедушка – Джон Дженнингс. Кстати, именно в его честь и был назван первенец Китсов. Дед оставил семье небольшое состояние. Бабушка с детьми переселилась в Эдмонтон, неподалеку от Энфилда. Здесь младшие Китсы тихо и дружно жили, пока в марте 1810 года не умерла от туберкулеза их мать, и они остались круглыми сиротами. К сожалению, Фрэнсис успела заразить неизлечимой тогда болезнью своих сыновей Томаса и Джона. Опекунами несовершеннолетних Китсов были определены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби, оба почтенные и уважаемые в округе люди. В отличие от трагических историй из душещипательных романов оба опекуна честно и искренне заботились о сиротах. После смерти Сэнделла в 1816 году все заботы о молодых людях взял на себя Ричард Эбби, зажиточный чаеторговец. Летом 1811 года шестнадцатилетний Джон Китс покинул школу в Энфилде и поступил в обучение к хирургу и фармацевту Томасу Хэммонду в Эдмонтоне. Именно в годы учебы у Хэммонда юноша окончательно оформился как поэт. В 1814 году Китсом был создан ряд стихотворений, в частности известный сонет «Как голубь из редеющего мрака…», написанный по случаю смерти бабушки Алисы Дженнингс (урожденной Уолли). В октябре 1815 года началась стажировка Джона в лондонском госпитале Гая. Одновременно молодой человек не оставлял усиленные занятия поэзией. У него появились связи в литературном и художественном мире Лондона. Китс познакомился с поэтом и журналистом Ли Хантом (17841859), издателем популярного еженедельника «Наблюдатель», с художниками Б. Р. Хейдоном (17861846) и Дж. Северном (17931879), которые стали его близкими друзьями. Впервые произведение Джона Китса было опубликовано Хантом еще до их личного знакомства. 5 мая 1816 года в «Наблюдателе» появился сонет «К одиночеству». Тогда же началась дружба Китса с Перси Биш Шелли. Стажировка будущего хирурга близилась к концу. В июле 1816 года Джон сдал экзамены и получил право по достижении совершеннолетия практиковать в качестве хирурга и фармацевта. Опекун Эбби был доволен – его долг перед покойными друзьями медленно, но неуклонно исполнялся. И неожиданно коса нашла на камень. Однажды во время операции Джон Китс поймал себя на том, что достаточно длительное время думал не о больном и о последовательности своих действий, а сочинял стихотворение. Молодой человек испугался. С одной стороны, так можно погубить невинного человека, с другой стороны, видимо, главное призвание его жизни – поэзия.С этого времени жизнь Китса неотделима от поэзии. Первый этап его творчества лучше всего представляют упомянутые большие стихотворения 1816, навеянные тесным общением с природой. Но при всем богатстве описаний природы поэтический сюжет стихотворения движется по цепочке ассоциаций, направляющих внимание читателя на творческие возможности человеческого ума. Здесь воображение выступает скорее как созидающее и провидческое, нежели просто копирующее природу.И Джон объявил о том, что оставляет врачебную практику. Эбби был в шоке, он умолял, уговаривал своего подопечного одуматься, но безрезультатно. Китс бесповоротно ушел из медицины. В этом решении Джона поддержал Ли Хант. Молодой человек был окрылен поддержкой нового друга и посвятил ему свой первый поэтический сборник, озаглавленный «Стихотворения», который вышел в марте 1817 года. Критика отнеслась к молодому поэту одобрительно, но Китс ожидал большего. В апреле 1817 года он уехал из Лондона, чтобы в уединении работать над поэмой «Эндимион». Она была опубликована через год и неожиданно подверглась жесткой критике в ведущих литературных журналах. Обозреватели литературных отделов объявили поэму «спокойным, невозмутимым, слюнявым идиотизмом» и советовали «Джонни» оставить стихи и «вернуться к своим склянкам и пилюлям». К тому времени в настроениях Китса произошли значительные перемены. Он стал тяготиться опекой Ханта. Сам ли поэт, или по чьейто подсказке, но Китс вдруг заметил поверхностность суждений уже немолодого покровителя, его в определенной мере легкомысленность и самонадеянность. У Джона появился новый учитель – видный радикал Уильям Хэзлитт (17781830). Блестящий критик, знаток Шекспира, историк английской поэзии и театра, политический писатель, он бесстрашно нападал на лиц, облеченных высшей властью, и на важнейшие общественные институты Великобритании. Под влиянием Хэзлитта Китс создал поэму «Изабелла, или Горшок с базиликом» на сюжет пятой новеллы четвертого дня «Декамерона» Боккаччо. В конце июня 1818 года уехал в Америку второй по старшинству брат Китса – Джордж. Он был уже женат, и на отъезд подвигла молодого человека его супруга Джорджиана. Джон проводил супругов до Ливерпуля. Он мучительно переживал это расставание, поскольку на руках у него оставался тяжело больной младший брат Томас, да и сам поэт не мог похвастать крепким здоровьем. Чтобы немного развеяться, Китс в компании своего друга Чарльза Брауна отправился в пешее путешествие по Озерному краю, Шотландии и Ирландии. Он посетил могилу Бёрнса в Дамфрисе и его домик в Эре. Поездку пришлось срочно прервать – на острове Малл Джон сильно простыл, как оказалось впоследствии, эта простуда спровоцировала у него скоротечный туберкулез. Дома поэт застал умирающего от чахотки Томаса. У постели агонизирующего брата, чтобы хоть немного отвлечься, Китс начал сочинять поэму «Гиперион», навеянную творчеством Мильтона. Великое произведение осталось неоконченным – Китс завершил лишь две первые книги. Работа над поэмой была прервана смертью брата. Томас Китс умер 1 декабря. Потрясенный до глубины души Джон решил переселиться в Хэмпстеде к Чарльзу Брауну, вместе с которым он решил написать пьесу «Оттон Великий». Соседкой Брауна была милая восемнадцатилетняя девушка по имени Фанни Брон (18001865). При первой встрече она очень не понравилась Китсу, но уже через неделю он был очарован ею. 25 декабря 1818 года поэт сделал Фанни предложение, а в июле 1819 года состоялась помолвка. История их любви отражена в замечательных письмах поэта, принадлежащих, как и большинство его писем, к шедеврам английской эпистолярной прозы. 1819й – последний творческий год в жизни поэта. Начался он с завершения романтической поэмы «Канун Святой Агнессы». Но великим взлетом поэтического гения Джона Китса стали апрель и май, когда им были созданы пять од. Четыре из них – «Ода Психее», «Ода Соловью», «Ода греческой вазе» и «Ода Меланхолии» признаны вершинами англоязычной поэзии. Летом и осенью Китс написал трагическую поэму «Ламия» и переработал «Гиперион», новый вариант известен под названием «Падение Гипериона. Видение». После сентября 1819 года Китс ничего значительного не создал. Материальное его положение ухудшилось по вине брата Джорджа. С конца года поэт все чаще ощущает нездоровье, утомление, все труднее и мучительнее его борьба за существование, непрестанная нужда и зависимость от друзей. В письмах его все сильнее звучат пессимистические мотивы; начатые осенью сатирическая поэма «Колпак с бубенцами» и трагедия «Король Стефан» остались незавершенными. В январе 1820 года в Лондон приехал Джордж Китс. Почти месяц длилась последняя встреча братьев. 3 февраля Джон проводил Джорджа до Ливерпуля, а по возвращении домой у него открылось сильнейшее легочное кровотечение. Понимая, что долго ему не протянуть, Китс попытался расторгнуть помолвку с Фанни Брон, но девушка категорически отказалась с ним расставаться. В начале июля 1820 года вышла в свет последняя прижизненная книга поэта – «“Ламия”, “Изабелла”, “Канун святой Агнессы” и другие стихи». Осенью, поскольку здоровье Китса неуклонно ухудшалось, он по настоятельным советам врачей отправился на лечение в Италию. 18 сентября в сопровождении художника Джозефа Северна поэт отплыл из Грейвзэнда, а 15 ноября путешественники прибыли в Рим. К этому времени состояние Китса было безнадежным. 30 ноября поэт написал свое последнее письмо. С 10 декабря течение его болезни резко обострилось. Джон Китс умер в Риме 23 февраля 1821 года. Похоронили его на римском протестантском кладбище. Потрясенный ранней смертью приятеля, Шелли посвятил ему одно из самых замечательных своих произведений – элегию «Адонаис» (1821). О Джоне Китсе забыли почти на тридцать лет. Но в 1848 году вышла в свет биография поэта, затем издали его сочинения. И к Китсу пришла заслуженная повсеместная слава. На его могиле установили примечательный памятник, а дома в Риме и в Хэмпстеде, где он жил, стали музеями. На русский язык поэзию Джона Китса переводили К. И. Чуковский, Б. Л. Пастернак, В. Левик, С. Я. Маршак и многие другие замечательные отечественные переводчики.

3. Интересные факты сходства в жизни и творчестве.

 

 

№ п/п

Джон Китс

Габдулла Тукай

1

За двадцать пять лет своей короткой жизни поэт пережил смерть стольких близких людей, сколько мало кому довелось и в пятидесятилетнем возрасте. Эта уготованная судьбой печаль неизбежно сказалась на творчестве Китса. Первый биограф и первый издатель поэта Ричард Монктон Милнз (впоследствии лорд Хотон) так одной фразой описал его жизнь: «Несколько верных друзей, несколько прекрасных стихотворений, страстная любовь и ранняя смерть».

 

Будущего поэта несчастья преследовали с рождения: он потерял отца пятимесячным ребенком, а маму в четыре года! Он никогда не забудет некоторые горькие эпизоды из своего детства. Как страшный кошмар будет вспоминаться ему и то, как однажды привезший его в Казань ямщик ходил по Сенному базару и предлагал: «Кому отдать сироту на воспитание?»

 

2

Джон Китс с профессиональным пониманием созерцал свое быстрое угасание, но самым удивительным оказывается то, что чем слабее становилось его здоровье, тем сильнее разгорался поэтический дар. Как «лихорадочный румянец» на лице туберкулезника, прогрессировало творчество молодого поэта, он торопился жить, писал все более ярко и сочно о природе, о человеческих чувствах, о красоте жизни и смерти.

Тукай уже чувствовал, что жить ему остается считанные месяцы. Он старается воспользоваться каждой минутой, чтобы успеть высказать народу свои последние слова.

3

Жизнь выдающегося английского поэта Джона Китса была короткой и неприметной, вдали от эпохальных бурь и людских страстей. Фактически это была продолжительная агония умирающего человека в окружении умирающих людей.

А острых впечатлений, драматизма и лишений  в его короткой 27-летней жизни будет еще предостаточно. И борьбы тоже. И сопутствующей таланту зависти. И это все тоже отразится в его стихах, поэмах. Как и красота жизни…

 

4

Жизненная и творческая судьба Джона Китса, английского поэта – романтика, современника А.С.Пушкина, представляется для любящего литературу российского читателя довольно типичной: яркое проявление поэтического дарования, творческая плодовитость в сочетании с пренебрежением сильных мира сего соотечественников к произведениям поэта, безвременная смерть, затем бессмертие на Родине и далеко за ее пределами. «Англия без Китса немыслима – как Голландия без полей цветущих тюльпанов, как Испания без ритмов гитары – фламенко», - пишет в предисловии к изданию Д. Китса (1998) известный переводчик и поэт Е. Витковский.

 

Для нас имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда остался жить в благодарной памяти народа.  Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.

Народ полюбил Тукая сразу же, с первых его стихотворений. Они заучивались наизусть. А поэт, которого полюбил народ, это поэт навсегда. И Тукай по праву стал своим, национальным Пушкиным. И имя Тукая для татарской культуры сопоставимо со значением Пушкина для русской.

5

Как рождаются поэты? Никто не скажет. Тайна.

 

. ..И неожиданно коса нашла на камень. Однажды во время операции Джон Китс поймал себя на том, что достаточно длительное время думал не о больном и о последовательности своих действий, а сочинял стихотворение. Молодой человек испугался. С одной стороны, так можно погубить невинного человека, с другой стороны, видимо, главное призвание его жизни – поэзия.

Как рождаются поэты? Никто не скажет. Тайна.

Про Тукая можно сказать только одно: не окажись он, девятилетний сирота, в городе Уральске, не привезти его сюда в свой дом сестра отца, возможно, не состоялось бы рождения его как поэта. Не было бы, возможно,  и его творческой встречи ни с Пушкиным, ни с Лермонтовым и со многими другими великими. Ничего бы не было. Или по-другому пути пошла бы его жизнь. И это был бы уже другой Габдулла Тукай. И другой поэт… С другими интонациями и мотивами.

6

Большее значение, чем политическая тема, имела в лирике Китса тема природы и искусства, которое себя ей посвятило. Характерен, например, сонет "Как много славных бардов..." ("How Many Bards...", март 1816), где мысли о поэтах давно прошедших времен ассоциируются со сладостными звуками и ощущениями, вызываемыми "пением птиц, шепотом листьев, голосом вод... приятной музыкой". Все больше растет поэтическая смелость Китса, богатство и разнообразие создаваемых им образов природы, воспроизводящих непосредственные чувственные впечатления от окружающего. Таковы стихи "Если б ты во время оно" ("Hadst Thou Lived in Days of Old...", февраль 1816), "Я вышел на пригорок и застыл" ("I Stood Tip-toe Upon a Littje Hill...", декабрь 1816).

 

…удивительно красивая природа родных мест Г. Тукая, сказочный лес осеннего Кырлая, который оставил в памяти поэта неизгладимый след. С некоторой грустью и, одновременно, с восхищением Тукай описывал осенний пейзаж родных мест в своих стихотворениях «Осень», «Осенние ветры», «Родной земле», «Ель» и других.

 

7

Однако особенно сильно сказывается тревожное, слегка мистическое настроение поэта в его балладах, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла» и другие. Здесь он разрабатывает мотивы народных поверий и окружает их поэтическим ореолом, покоряющим воображение читателя.

Ламия - в греческой мифологии - чудовище, пожиравшее чужих детей. Впрочем, этот момент у Китса опущен. Да и не мудрено, у разных народов Ламия представляется по-разному. У кого-то это существо с головой собаки и змеиной нижней частью тела.  Они лишены способности говорить, однако умеют издавать мелодичный свист и, завлекая им путников в пустыне, пожирают их.

О прочной связи  творчества Тукая  с традициями национального эпоса, и прежде всего сказочного, свидетельствует и целый ряд других его произведений: «Сказка о козе и баране», «Плешивый сорванец» («Таз»), «Водяная», «Золотой петушок».

 

 

Созданный  народной фантазией татар образ Шурале стал героем прекрасной поэмы-сказки "Шурале" Габдуллы Тукая

8

В стихотворении «Робин Гуд» (Robin Hood, 1818), в котором поэт воспевает легендарного героя и его вольнолюбивых друзей из Шервудского леса, сказался его интерес к героической теме народной борьбы.

 

После революции 1905 г. Тукай пишет стихотворение «Паразитам» (1906 г.), где поэт призывает народ не дать « безмозглой туше придавить наш день грядущий…» .

9

Китс обращался к различным жанровым формам - сонету, оде, балладе, исторической трагедии («Отгон Великий» - Otho the Great, 1819) и поэмам: незавершенная сатирическая поэма («Колпак и бубенцы» - The Cap and Bells), идиллическая («Эндимион», 1817), трагическая («Изабелла», 1818, «Ламия», 1819), героическая («Гиперион», 1818).

 

Тукай оставил после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк  (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний). 

 

10

Осенью, поскольку здоровье Китса неуклонно ухудшалось, он по настоятельным советам врачей отправился на лечение в Италию. 18 сентября в сопровождении художника Джозефа Северна поэт отплыл из Грейвзэнда, а 15 ноября путешественники прибыли в Рим. К этому времени состояние Китса было безнадежным.

Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена

11

Экспозиции   прекрасного  музея  Джона Китса  передают весь образ его жизни …

Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.

    * Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского районаТатарстана.

 

12

Творчество поэта находит отражение в английской литературе…О нём пишет Шелли и многие другие.

Харрас Аюп , Николай Беляев, Лилия Газизова,  Равиль Бухараев, Муса Джалиль  и многие другие

 

13

Творчество художников   Холмана Ханта, Джона Уайта Александра,  Джона Эверетта Миллеса  передаёт прекрасные образы Изабеллы…

 

Творчество Тукая всегда было благодатной темой для художников. Многие произведения татарского изобразительного искусства созданы по мотивам его лирики и сказок. Вдохновляют художников и образ самого поэта, живописные виды деревень Кырлай, Кушлавыч, Училе, с которыми было связано детство Г. Тукая.

 

14

Китс не раз говорил о любви как о великой силе, преображающей людей, позволяющей им выйти за пределы своего ограниченного эгоистического внутреннего мира и раскрывающей неведомые для них самих духовные возможности. Только такую любовь Китс считает достойной человека.

Любовь в его изображении торжествует над смертью не только потому, что она сильнее, но и потому, что одержала победу над всей оставшейся за пределами любви жизнью.

 

О своей безответной любви пишет Тукай …

Я-жертва, бедный мотылёк на пламени любви,

 

Приди красавица, явись,

Спали меня, спали…

15

Произведения переведены на русский, французский…

Более 120 произведений Г. Тукая переведены на другие языки: английский, арабский, башкирский, венгерский, казахский, киргизский, китайский, немецкий, персидский, русский, таджикский, турецкий, украинский, узбекский, уйгурский, финский, французский.
Естественно, что наибольшее число произведений Г. Тукая многократно переведено на русский язык.

16

В марте 2011 года завершился конкурс переводов поэзии Джона Китса, организованный в Екатеринбурге в честь 215-летнего юбилея этого великого поэта

2011 год объявлен годом Г. Тукая

 

 Очень интересный факт я обнаружила в работе Анатолия  Шуклецова г. Екатеринбург ( По образованию горный инженер-геолог, по роду занятий литератор.), где непосредственно пересекаются имена поэтов….

13.1 – 13.15: Великие юноши. – Торопись смолоду. – С меня при цифре 37. – Поэты умирают рано. – Выполнив свою миссию. – Апогей человека. – Золотая жатва. – В привычном напряжении сил. – Прожить сколько нужно. – Прекрасна осень прекрасных. – Боялся умереть рано. – Возможности сильно ослабели. – Главный источник молодости. – Многие расцветают поздно. – Творческая потенция долговека.

13.3. С меня при цифре 37…

 …Акутагава Рюноскэ (35), Гийом Аполлинер (38), Джордж Байрон (36), Виссарион Белинский (37), Обри Бердслей (26), Роберт Бёрнс (37), Жорж Бизе (37), Виктор Борисов-Мусатов (35), Александр Вампилов (35), Антуан Ватто (37), Павел Васильев (28), Фёдор Васильев (23), Отто Вейнингер (23), Дмитрий Веневитинов (22), Артём Весёлый (39), Франсуа Вийон (32), Люк Вовенарг (32), Аркадий Гайдар (37), Всеволод Гаршин (33), Вильгельм Гауф (25), Ван Гог (37), Александр Грибоедов (34), Николай Гумилёв (35), Антон Дельвиг (33), Николай Добролюбов (25), Сергей Есенин (30), Джон Китс (26), Алексей Кольцов (33), Иван Коневской (24), Борис Корнилов (31), Михаил Лермонтов (27), Гарсия Лорка (38), Владимир Маяковский (37), Феликс Мендельсон (38), Николай Миклухо-Маклай (39), Вольфганг Моцарт (35), Семён Надсон (25), Иван Никитин (37), Александр Одоевский (37), Николай Островский (32), Дмитрий Писарев (28), Александр Полежаев (34), Александр Пушкин (37), Рафаэль Санти (37), Артюр Рембо (37), Николай Рубцов (35), Анри Тулуз-Лотрек (37), Павел Федотов (37), Даниил Хармс (37), Велимир Хлебников (37), Томас Чаттертон (18), Микалоюс Чюрлёнис (36), Перси Шелли (30), Фредерик Шопен (39), Франц Шуберт (31), Габдулла Тукай (27)…

 

 

 

 

 

3. Заключение.  Выводы.

Итак, выводы работы.

1.            Хоть поэты жили в разное время и в разных странах,  при сравнении выяснилось, что их судьбы во многом схожи. Оба рано потеряли родителей, росли и воспитывались  практически сиротами. Им не понаслышке знакомо чувство потери, одиночества, страдания. И это, несомненно, повлияло  на формирование и становление их характеров,  а в дальнейшем нашло отражение и  в  творчестве.

2.           К сожалению, яркий творческий период Джона Китса  всего шесть лет.    А  свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “наполовину недосмотренным сном”.  

3.     Оба поэта понимали как быстро они угасают, считали последние месяцы их жизни…

4.      Жизнь выдающихся  поэтов была короткой, но полной  острых впечатлений, драматизма и борьбы...

5.     Имена поэтов  означают целую эпоху в развитии английского и татарского народов соответственно, в становлении литературы, искусства, культуры в целом.

6.     Как рождаются поэты? Никто не скажет. Тайна. ….Однажды во время операции Джон Китс поймал себя на том, что достаточно длительное время думал не о больном и о последовательности своих действий, а сочинял стихотворение. Молодой человек испугался. С одной стороны, так можно погубить невинного человека, с другой стороны, видимо, главное призвание его жизни – поэзия. Про Тукая можно сказать только одно: не окажись он, девятилетний сирота, в городе Уральске, не привезти его сюда в свой дом сестра отца, возможно, не состоялось бы рождения его как поэта. Не было бы, возможно,  и его творческой встречи ни с Пушкиным, ни с Лермонтовым и со многими другими великими. Ничего бы не было. Или по-другому пути пошла бы его жизнь. И это был бы уже другой Габдулла Тукай.

7.     Произведения  поэтов посвящены разным темам. Но в тоже время стоит отметить,  что они перекликаются. Оба в своих произведениях часто обращаются к теме природы, любви.  Джон Китс. Сонет "Как много славных бардов..." ("How Many Bards.  Г.Тукай «Осень», «Осенние ветры», «Родной земле», «Ель»

8.       Творчество поэтов связано с традициями национального эпоса, и прежде всего сказочного,  «Сказка о козе и баране», «Плешивый сорванец» («Таз»), «Водяная», «Золотой петушок» у Тукая; в  балладах Китса, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла»  мотивы народных поверий .

9.     Поэты обращаются к различным жанровым формам – стихам, сонету, оде, балладе, сказкам, очеркам, письмам, воспоминаниям.

10.  Творчество поэтов находит отражение в литературе, искусстве,музыке

11.  Их произведения переведены на  многие языки мира.

 

 Очень интересный факт я обнаружила в работе Анатолия  Шуклецова г. Екатеринбург ( По образованию горный инженер-геолог, по роду занятий литератор.), где непосредственно пересекаются имена поэтов….

13.1 – 13.15: Великие юноши. – Торопись смолоду. – С меня при цифре 37. – Поэты умирают рано. –

          

           На основании  вышесказанного можно подвести итог,                Жизни поэтов  –  драматичные  биографии  в истории мировой литературы.  

              Они  стали  великими поэтами своего народа. Их творчество стало неотъемлемой частью не только английского или татарского народов, а также народов мира.

                   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Магдеев М., Колыбель поэта (1886-1894)[Электронный ресурс]: интернет-портал, посвященный Габдулле Тукаю  - Режим доступа: www.gabdullatukay.ru, свободный

2.  Габдулла Тукай «Что я помню о себе»

3. Ренат Харрис «Поэтический мир Тукая» [Электронный ресурс]: интернет- портал, посвященный Губдулле Тукаю – Режим доступа: www.gabdullatukay.ru, свободный

4. Биография Габдуллы Тукая [Электронный ресурс]: Татарская электронная библиотека – Режим доступа: www.kitap.net.ru, свободный

5. Биография Габдуллы Тукая, биография Джона Китса [Электронный ресурс]: Сетевой литературно-общественный журнал “Дневники слова» - Режим доступа: www.dnevniki-slova.ru, свободный

6. Биография Джона Китса  [Электронный ресурс]: интернет-портал, посвященный Китсу – Режим доступа: www.keats.narod.ru, свободный

7.     М. Морозов. Шекспир, Бернс, Шоу...    М., "Искусство", 1967

8. Н. Я. Дьяконова, Э. Л. Линецкая, С. Л. Сухарев
"Литературные памятники". Л., "Наука", Ленинградское отделение, 1986

 

Краткая летопись жизни и творчества Джона Китса

№ п/п

Годы

Событие

1

1795

     Родился 31 октября в Лондоне -  первенцем  в  семье  содержателя

платной конюшни Томаса Китса (род. ок. 1775) и его жены Фрэнсис,  урожденной

Дженнингс (р. 1775).

2

 

     1803 - В августе  Китс  начинает  обучение  в  частной  закрытой  школе

преподобного Джона Кларка в Энфилде (к северу от Лондона).

 

3

 

     1804 - Смерть отца 16 апреля в результате несчастного случая.  27  июня

мать Китса выходит замуж  за  Уильяма  Роллингса;  второй  брак  оказывается

неудачным. Дети поселяются у родителей матери в Энфилде.

 

4

 

     1805 - 8 марта умирает дедушка Китса - Джон Дженнингс (род. ок.  1730).

Дети поселяются с бабушкой в Эдмонтоне (поблизости от Энфилда).

 

5

 

 

     1810 - 20 марта - похороны матери, скончавшейся от туберкулеза. В  июле

опекунами осиротевших детей назначаются Джон Науленд Сэнделл и Ричард  Эбби.

После смерти Сэнделла в 1816  г.  Ричард  Эбби,  чаеторговец  по  профессии,

становится единственным опекуном.

 

6

 

1811 -Летом Китс покидает школу в Энфилде  и  поступает  в  обучение  к

хирургу и фармацевту Томасу Хэммонду в Эдмонтоне.

 

7

 

1814 - К концу 1813 - началу 1814 относятся  первые  поэтические  опыты

Китса. 19 декабря - похороны бабушки Китса Алисы Дженнингс, урожденной Уолли

(р. 1736).

 

8

 

     1815 - 1 октября Китс  приступает  к  изучению  медицины  в  лондонском

госпитале Гая, продолжая вместе с тем усиленные занятия поэзией.

 

9

1816

- Первая публикация: 5 мая в еженедельнике  Ли  Хента  "Экзаминер"

появляется сонет Китса "К одиночеству".

10

1816

25 июля после  сдачи  экзамена  Китс

получает право по достижении совершеннолетия практиковать в качестве хирурга

и фармацевта.

11

1816

Август Китс проводит с братом Томом в Маргите;

12

1816

по  возвращении

в Лондон в сентябре поселяется вместе с братьями в  Чипсайде. 

13

1816

В  октябре  -

ноябре  входит  в  круг  литераторов  и  художников.  Отклоняет  настойчивые

увещевания Эбби  приступить  к  медицинской  практике  и  принимает  решение

целиком посвятить себя поэтическому творчеству.

 

14

1817

- 3 марта выходит  в  свет  первый  поэтический  сборник  Китса  -

"Стихотворения".

15

1817

    

25 марта поселяется  вместе  с  братьями  в  Хэмпстеде. 

16

1817

14

апреля отбывает на остров Уайт; в конце апреля перебирается к Тому в  Маргит

и начинает работу над "Эндимионом".

17

1817

           

В  мае  -  июне  посещает  Кентербери  и

Гастингс;

18

1817

с 3 сентября по 5 октября находится в Оксфорде у Бейли.

19

1817

28  ноября

в Берфорд-Бридж завершает  "Эндимиона". 

20

1817

15  декабря  посещает  спектакль  с

участием Кина и посвящает ему рецензию в журнале "Чемпион".

 

21

1818

- В январе  -  феврале  посещает  лекции  Хэзлитта  об  английских

поэтах.

22

1818

Март _ апрель проводит вместе с больным Томом в  Тинмуте.  Завершает

поэму "Изабелла, или Горшок с базиликом".

23

1818

Около 27 апреля  поэма  "Эндимион"

выходит в свет отдельной книгой.

24

1818

В конце июня Китс сопровождает до Ливерпуля

Джорджа Китса с женой, эмигрировавших в Америку; затем отправляется в  пешее

путешествие по Озерному краю, Шотландии  и  Ирландии  совместно  с  Чарльзом

Брауном. Посещает могилу Бернса в Дамфрисе и его  домик  в  Эре. 

25

1818

2  августа

совершает восхождение на гору Бен Невис.

26

1818

18 августа  спешно  возвращается  в

Хэмпстед ввиду серьезного заболевания, вызванного простудой на острове Малл.

 

27

1818

В конце сентября  в  журнале  "Куортерли  Ревью"  опубликована  уничтожающая

рецензия на "Эндимиона".

28

1818

Китс, неотлучно находясь у постели умирающего Тома,

начинает работу над поэмой "Гиперион".

29

1818

Осенью знакомится с Фанни Брон.

30

1818

После

смерти Тома 1 декабря Китс поселяется  в  Хэмпстеде  вместе  с  Брауном. 

31

1818

25

декабря происходит объяснение с Фанни Брон.

 

32

1819

18 января - 2 февраля Китс совершает вместе с  Брауном  поездку  в

Чичестер и Бедхэмптон, где им написана поэма "Канун  святой  Агнесы". 

33

1819

13-17

февраля пишет "Канун  святого  Марка". 

34

1819

Апрель  -  май  отмечены  высочайшим

творческим взлетом Китса: написаны пять "великих од", баллада "La Belle Dame

sans Merci", ряд сонетов и стихотворений.

35

1819

28 июня Китс отправляется вместе с

Райсом на остров  Уайт; 

36

1819

12  августа  вдвоем  с  Брауном  они  переезжают  в

Уинчестер, где совместно работают над трагедией "Оттон  Великий".  Здесь  же

Китс завершает поэму "Ламия" и пишет  фрагмент  "Падение  Гипериона". 

37

1819

10-15

сентября совершает короткую поездку в Лондон.

38

1819

Около 19 сентября написана ода

"Осень".

39

1819

8 октября Китс возвращается в Лондон;

40

1819

к концу года наступает резкое

обострение туберкулезного процесса.

41

1819

В конце декабря обручается с Фанни Брон.

 

42

1819

К ноябрю -  декабрю  (и,  по-видимому,  к  самому  началу  следующего  года)

относятся последние творческие усилия Китса.

В январе Джордж Китс около месяца проводит в Лондоне.

43

1820

3  февраля

Китс провожает брата до Ливерпуля; по возвращении у него открывается сильное

легочное кровотечение. Фанни Брон отказывается от предложения Китса расторг-

нуть помолвку.

44

1820

В начале июля выходит в свет третья и последняя  прижизненная

книга Китса - ""Ламия", "Изабелла", "Канун святой Агнесы" и  другие  стихи".

 

45

1820

Осенью ввиду неуклонного ухудшения состояния  здоровья  Китс  по  настояниям

врачей решает отправиться в Италию.

46

1820

18 сентября отплывает  из  Грейвзэнда  в

сопровождении художника Северна.

47

1820

15 ноября Китс с Северном прибывают в Рим и

поселяются на Пьяцца ди Спанья.

48

1820

30 ноября Китс пишет свое последнее  письмо;

 

49

1820

с 10 декабря течение его болезни резко обостряется.

 

50

 1821

После мучительной агонии Китс умирает  23  февраля  в  11  часов

вечера.

51

1821

Похороны состоялись 26 февраля на римском протестантском кладбище.

 

 

5)Приложение.

Краткая летопись жизни и творчества Габдуллы Тукая

№ п/п

Годы

Событие

1

26 апреля 1886 года

 

Родился в селе Кышлавыч в семье муллы Мухамметгарифа.

 

2

26 августа 1886 года

 

Смерть отца.

 

3

 

1886-1890 годы

 

Разлука с матерью, жизнь у старухи Шарифы. Переезд к матери в деревню Сосна.

 

4

Январь 1890 года

 

Смерть матери.

 

5

1890-1892 годы

 

Жизнь в доме деда по матери Зинатуллы, жизнь в Казани в семье Мухамметвали и Газизы.

 

6

1892-1894 годы

 

Жизнь в Кырлае у Сагди и Зухры, учеба у абыстай, в сельском медресе.

7

 

Декабрь 1894 года

 

Переезд в город Уральск к тете Газизе и дяде Галиаскару Усмановым.

Поступление в медресе «Мутыйгия».

 

 

8

Январь 1895 года

 

Первые творческие опыты Тукая, перевод на татарский язык 77 басен И.А. Крылова.

 

9

1897-1898 годы

 

Организация в медресе литературного кружка, именуемого «Научное общество».

10

1904 год

 

Выпуск стенной газеты «Магариф» и рукописного журнала «Эль-Гасрель-джадид» («Новый, век»), участие в них Тукая. Признание Тукая первым поэтом медресе «Мутыйгия». Работа учеником наборщика в типографии  газеты «Уралец».

 

 

11

 

Начало 1905 года

 

Издание газеты «Фикер» («Мысль»), появление в газете первого печатного  произведения начинающего поэта «Сон мужика», написанного как свободный перевод стихотворения русского поэта А.В.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?»

12

6 ноября 1905 года

 

Первый выпуск литературно-политического журнала «Эль-Гасрель-джадид» («Новый век»)

13

 

Январь 1906 года

 

Работа наборщиком и корректором в сатирическом журнале «Уклар», публикация стихов, статей, пародий Тукая в этих татарских изданиях.

 

14

Июнь 1906 года

 

Участие Тукая в революционных событиях в Уральске. Прекращение учебы в «Мутыйгии», переезд в гостиницу «Казань».

15

1905-1906 годы

 

Написание стихотворений «Что рассказывают шакирды, покинувшие медресе», «Приятелю, который просит совета - стоит ли жить на свете», «Не уйдем!», «Пара лошадей», «Родной земле», поэмы «Шурале».

16

1907 год

Переезд в Казань. Поэт поселился в сороковом номере гостиницы «Булгар». Работа в газете «Эль-Ислах», редактируемой Ф.Амирханом.

 

17

Октябрь 1907 года

 

Издание сатирического журнала «Яшен».

Написание сатирической поэмы «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», выпуск поэмы отдельной книгой.

18

С августа 1908 года по июнь 1909 года

Октябрь 1908 года

 

Плодотворная работа Габдуллы Тукая в качестве поэта, публициста, общественного деятеля, талантливого педагога и просветителя, многочисленные издания сборников его произведений.

Издание сатирического журнала «Ялт-йолт».

 

19

1907-1912 годы

 

Длительные поездки в города Астрахань, Уфу, Санкт-Петербург, Троицк, Заказанье, В деревню Училе.

Резкое ухудшение здоровья. Пребывание в Клячкинской больнице. Работа над новыми стихами, статьями, фельетонами, подготовка к печати большого сборника избранных произведений.

 

20

Март 1910 года

 

 

21

Начало 1913 года

С 26 февраля 1913 года до смерти 


Написание последних стихов «Слова Толстого», «На досуге», «Школа».

 

22

6 ноября 1905 года2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут

 

 

Смерть поэта в возрасте 27 лет.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Китс и Тукай""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. поэты жили в разное время и в разных странах, при сравнении выяснилось, что их судьбы во многом схожи. Оба рано потеряли родителей, росли и воспитывались практически сиротами. Им не понаслышке знакомо чувство потери, одиночества, страдания. И это, несомненно, повлияло на формирование и становление их характеров, а в дальнейшем нашло отражение и в творчестве. 2. К сожалению, яркий творческий период Джона Китса всего шесть лет. А свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “наполовину недосмотренным сном”. 3. Оба поэта понимали как быстро они угасают, считали последние месяцы их жизни… 4. Жизнь выдающихся поэтов была короткой, но полной острых впечатлений, драматизма и борьбы... Как рождаются поэты? Никто не скажет. Тайна. ….Однажды во время операции Джон Китс поймал себя на том, что достаточно длительное время думал не о больном и о последовательности своих действий, а сочинял стихотворение. Молодой человек испугался. С одной стороны, так можно погубить невинного человека, с другой стороны, видимо, главное призвание его жизни – поэзия. Про Тукая можно сказать только одно: не окажись он, девятилетний сирота, в городе Уральске, не привезти его сюда в свой дом сестра отца, возможно, не состоялось бы рождения его как поэта. Не было бы, возможно, и его творческой встречи ни с Пушкиным, ни с Лермонтовым и со многими другими великими. Ничего бы не было. Или по-другому пути пошла бы его жизнь. И это был бы уже другой Габдулла Тукай. 7. Произведения поэтов посвящены разным темам. Но в тоже время стоит отметить, что они перекликаются. Оба в своих произведениях часто обращаются к теме природы, любви. Джон Китс. Сонет "Как много славных бардов..." ("How Many Bards. Г.Тукай «Осень», «Осенние ветры», «Родной земле», «Ель» 8. Творчество поэтов связано с традициями национального эпоса, и прежде всего сказочного, «Сказка о козе и баране», «Плешивый сорванец» («Таз»), «Водяная», «Золотой петушок» у Тукая; в балладах Китса, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла» мотивы народных поверий . 9. Поэты обращаются к различным жанровым формам – стихам, сонету, оде, балладе, сказкам, очеркам, письмам, воспоминаниям. Творчество поэтов находит отражение в литературе, искусстве,музыке 1 Их произведения переведены на многие языки мира.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 497 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.11.2020 344
    • DOCX 70.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малыхина Олеся Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малыхина Олеся Александровна
    Малыхина Олеся Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86973
    • Всего материалов: 250

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основные методики обучения немецкому языку

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 82 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания немецкого языка с учетом требований ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 403 человека

Курс профессиональной переподготовки

Китайский язык: теория и методика обучения иностранному языку в образовательной организации

Учитель китайского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе