Главная / Другое / Исследовательская работа "Боро арга - простое лечение"

Исследовательская работа "Боро арга - простое лечение"

hello_html_648175e3.gifБоро арга и современные методы лечения


14.03.2011, 10:33

Содержание: 
Введение………………………………………………………………………………3
 
Основная часть………………………………………………………………………4
 
§1.Боро арга ………………………………………………………………………….4
 
§2.Виды лечения боро арга и использование в домашних условиях…………5
 
2.1. Лечение ангины…………………………………………………………………6.
 
2.2. Лечение болезней кровеносной системы……………………………………..6
 
2.3. Лечение при ожогах…………………………………………………………….6
 
2.4. Лечение радикулита…………………………………………………………….7
 
2.5.Лечение…отита…………………………………………………………………...7
 
2.6. Лечение заболеваний внутренних органов…………………………………..8
 
2.7. Лечение дыхательных путей…………………………………………………..8
 
2.8. Лечение суставов……………………………………………………………….9
 
2.9 Лечение хондроза……………………………………………………………….9
 
2.10. Лечение ран, нарывов, опухолей…………………………………………..9
 
2.11. При воспалении лимфаузлов…………………………………………………9
 
2.12. При
 зубных болях…………………………………………………………….. 9 
2.13. При обмороках, при слабости рожениц, для восстановления сил ……..9
 
2.14. Лечение пупочной грыжи……………………………………………………10
 
2.15. При
 головных болях…………………………………………………………10 
Заключение………………………………………………………………………….11
 
Респонденты………………………………………………………………………….12
 
Список литературы…………………………………………………………………12

СНОСКИ…………………………………………………………………………….12

3 
Введение
 
Раньше буряты лечились природными средствами. Они занимались своевременной заготовкой лечебных трав, корней и листьев. Возрождение народной медицины в последние годы стало реальностью культурной жизни и быта населения Бурятии. Современные буряты знакомы сразу с двумя донаучными стадиями развития медицины: это собственно бурятская народная медицина, истоки которой уходят вглубь истории культуры бурят, а также заимствованная вместе с буддизмом традиционная тибетская медицина, получившая с XVII в. распространение, главным образом, у восточных бурят. Поэтому под понятием «бурятская народная медицина» в наши дни могут подразумевать самые разные варианты лечебно-оздоровительных практик, которые к началу ХХ в. были распространены среди коренного населения бурят. Одним из видов бурятской народной медицины является боро арга (простые методы лечения). Актуальность нашего исследовании обусловлена тем, что на данный момент к боро арга обращаются все чаще и чаще, причем и дипломированные врачи начинают рекомендовать «народные рецепты». Я думаю, и со мной все согласятся, что заботиться о своем здоровье люди начинают после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь близким в домашних условиях. Поэтому мы хотим уделить особое внимание проведенным вековой практикой простым и доступным методам лечения. Нам стало интересно, как же буряты, не имевшие современных знаний в медицине, боролись с болезнями, пользовались ли они лекарственными травами, использовали ли хирургические вмешательства, заботились ли о применении профилактических мер для предупреждения болезней.
 
Цель нашего исследования - изучить виды лечения боро арга и их возможности использования при лечении в домашних условиях.
 
Объектом нашего исследования является: Боро арга или простые методы лечения бурят. Предмет исследования: Виды методов лечения бурят.
 
Задачи:
 
1.Изучить понятие «боро арга»
 
2.Изучить виды боро арга.
 
3. Рассмотреть виды лечения боро арга и их возможности использования при лечении в домашних условиях.
 
4
 
Основная часть
 
§1.Боро арга
 
Слово «боро» - простой, исходит из того, что буряты ели простую пищу, одевались просто, были сами просты в общении. Кухня кочевых бурят, хотя была небогата, но в ней были представлены одомашненные и дикие животные, дикорастущая флора; Наиболее распространенной формой летнего отдыха у бурят был прием ванн в минеральных и горячих источниках.
 
Формирование бурятской народной медицины происходило в условиях определенной этнокультурной и этноязыковой общности, в которую входили монгольские, тунгусские и тюркские этнические компоненты.
 
Как и многие стороны традиционной культуры, простые методы лечения бурят в наши дни могут служить ценными источниками, позволяющими восстановить историю.
 
Распространение в Бурятии тибетской медицины не привело к полному вытеснению методов бурятской народной медицины из быта населения. Удивительно, как выживали буряты до появления тибетской медицины. В тибетской медицине каждое
 лекарство имеет определенный состав, дозу, его принимают строго по отведенному времени, а простые методы лечения имели более обобщенные понятия, передали друг другу устно, понаслышке, однако до распространения традиционной тибетской медицины буряты лечились и выживали за счет простых методов лечения. 
Буряты вели кочевой образ жизни, встречались с разными племенами, разными культурами, у них переняли многое и в том числе и методы лечения.
 
Простые методы лечения бурят разнообразны. Эта древняя традиция врачевания вполне мирно уживалась с дацанской «ученой» медициной.
 
Ламы-лекари специализировались на лечении составами растительного происхождения и не могли составить конкуренцию местным баряаша, наследственно владевшим умением править кости и мануальной терапией. В охотническом и скотоводческом быту в структуре заболеваемости травматизм, как известно, занимает одно из первых мест, и искусство рук баряаша всегда было в цене.
 
Костоправы (баряаши) пользуются почетом,
 играли и играют большую роль в жизни бурят. По оценкам историков, в начале XX в. 
В Забайкалье было около 100 костоправов на 1000 лам-лекарей. Обычное право не только защищало народных лекарей от притеснений со стороны буддийского духовенства, которое могло увидеть в них конкурентов, более того, уравнивало врачебный статус этих людей, зачастую не знавших ни монгольской, ни, тем более, тибетской грамоты с дацанскими образованными ламами.

5 
Буряты хорошо разбирались в болезнях с точки зрения заразные - незаразные. Люди трезво осознавали свое бессилие против эпидемических болезней и поэтому чутко следили за любыми слухами о появлении в округе признаков очередной напасти. Меры принимались чрезвычайные, начиная от изоляции больных и вплоть до массовой откочевки из зараженной местности, оставляя больных с некоторым запасом провизии.
 
§2.Виды лечения боро арга и использование в домашних условиях.
 
2.1. Лечение ангины
 
При ангине у больного страдает практически весь организм – повышается температура тела, происходит обезвоживание, появляются боли в суставах и
 головная боль, боль в горле. Все эти симптомы проявляются у больного уже на второй день заболевания. Итак, с чего начать лечение ангины в домашних условиях? Ангина является очень опасным заболеванием, а не долеченная ангина может оставить следы в вашем организме на всю жизнь. Именно поэтому лечение ангины в домашних условиях должно проводиться до полного восстановления организма - нужно продолжать лечение горла еще пару дней после выздоровления. Ангину буряты считали простудным заболеванием. Народная медицина бурят различает несколько разновидностей ангины и их способы лечения:1.Хонин гэм (овечья ангина) - образование желтизны на языке человека. Чтобы излечиться от нее, пили ложку крови, добытой из надреза овечьего языка. 
2.Ямаан гэм (козья ангина) - появление на языке белизны, которую лечили кровью, взятой из надреза языка домашней козы.
 
3.Хэлэнэй бэрилдэлгэ (срастание у младенцев кончика языка с нижней десной и опухоль кровеносного сосуда над языком)- устраняли разрезом, не задевая при этом кровеносные сосуды.
 
4.Үүргэнэ гэм (Шиповничья ангина) - появление гнойного воспаления по бокам языка – лечили отваром стебля ветвистого шиповника.
 
5.Тулеэнэй хорхойн гэм - (Ангина древесного червя) – появление на языке кочковатого гнойного воспаления, которое лечили мазью, полученной при разложении на солнце желтоватого древесного червя.
 
6.Шоргоолжон гэм - (Муравьиная ангина)– гнойное воспаление на десне, лечившееся муравьиной кислотой.
 
7. Хоолойгоо шарлалга (Острое воспаление лимфатических образований зева) – лечили полосканием горла кровью голубя с последующим глотанием.
 
8. Хорхойн гэм (червячья ангина) - появление на языке зигзагообразной воспалительной полоски, против чего применялась мазь, полученная при разложении червя в закрытой посуде на солнцепеке.
 
Для лечения ангины также использовали желчь кабана, медведя.

6 
2.2. Лечение болезней кровеносной системы
 
Одним из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы, является артериальное давление. При гипертонии пили зеленый кирпичный чай, а остаток заварки
сушили и шили подушки. Собирали богородскую траву, сушили в темном месте, из них делали стельки и носили их несколько месяцев. Давление падало. 
От давления также пили Арсу - верус как антибиотик. Хачкару использовали от устранения давления. Отвар из плодов шиповника настаивают в стакане горячей воды, пьют утром, днем и вечером, при давлении и при
 головных болях. При почечном давлении и больных почках прибегали к помощи сердцевины изюбра. Её разрезали на тонкие пластины, сушили и измельчали. Пили одну чайную ложку этого порошка, растворяли в стакане воды и пили 3 раза в день. Почечное давление возникает потому, что больные почки постоянно выбрасывают в кровь много сосудосуживающих веществ. И нижний показатель давления, который как раз и фиксирует степень сжатия сосудов, в этом случае обязательно будет заметно выше нормы — до 140. 
Малокровие — это состояние организма, при котором резко сокращается количество красных телец и красного красящего вещества в крови. Раньше, когда не было медицинскихпрепаратов, для лечения малокровия использовали кровь левого желудочка сердца только что убитого волка или молодого барана. И к удивлению, сегодня, это подтверждается при анализе крови, гемоглобин крови увеличивается. Это одно из самых эффективных средств для лечения малокровия.
 
2.3. Лечение при ожогах
 
При небольших ожогах на сковороде без масла жарили желток яйца, выделенное масло мазали на сожженное место. Если поверхность ожога невелика (не более площади ладони) и кожный покров сохранен, то обожженное место мазали внутренний жир медведя, не втирая. Жир растапливается, при этом он сохраняет свой эффект на долгое время. Из рассказа старожила села Хужиры Тункинского района Комиссарова Намсарая Дугаровича мы узнали, что при сильных ожогах или неизлечимых внутренних болезнях больного заворачивали в свежую только что снятую шкуру барана или телёнка. Больного при этом еще обкладывают трепещущими внутренними органами по принципу сердце - на сердце, печень - на печень и т.д. Больной должен был лежать, пока шкура не остынет и,
 
7
 
со стороны, обращенной к телу, станет совершенно желтой. Изменение цвета обозначало, что болезнь «высосана», после процедуры лекарь относил шкуру подальше и закапывал. Эта процедура называлась арhанда оруулха «введение в шкуру» или «жэн табиха» - компресс делать.
 
2.4. Лечение радикулита
 
Радикулит – распространенное заболевание периферической нервной системы, при котором поражаются пучки нервных волокон, отходящие от спинного мозга, – так называемые корешки спинного мозга. Самая частая причина радикулита – остеохондроз (отложение солей в местах соединения позвонков), при котором межпозвоночные диски утрачивают свою эластичность и сдавливают корешки. В старину человека, страдающего радикулитом, сажали на потревоженный муравейник. Муравьиная кислота даёт стойкий эффект.
 
2.5. Лечение отита
 
Отит - заболевание, представляющее собой воспалительный процесс в ухе. Отит бывает наружным (ограниченным и разлитым), средним и внутренним или отит внутреннего уха обычно называется Лабиринтит. Наиболее распространенной разновидностью отита является средний отит.
 
Острый отит лечат следующим образом. В ступу насыпают горячий уголь, а сверху серую муку с можжевельником. После этого, больное ухо прикладывают к ступе так, чтоб тепло не уходило в сторону. Затем надевают теплую
 шапку. 
2.6. Лечение заболеваний внутренних органов
 
1) Лечение желудка
 
При расстройстве желудка буряты колют барана, начиняют кровью желудок, варят и, когда он чуть остынет, кладут на живот ребенка. Собственно прижигание делается не на теле ребенка, а на поверхности бараньего желудка. Лечебное значение прижигания у бурят, на сегодня забыто. Эта процедура, кроме бурят, известна у соседей якутов - хакасов. Эта процедура под названием «тон табиха» (ставить моксу) совершает старая женщина при расстройстве желудка маленького ребенка.
 
8
 
Язва желудка, она же язвенная болезнь желудка (ЯБЖ) — локальный дефект слизистой оболочки желудка (иногда с захватом подслизистого слоя), образующийся под действием кислоты и желчи, вызывающий на этом участке трофические нарушения. Буряты использовали жир барсука для лечения язвы желудка, также хранили его в растопленном виде.
 
2) При завороте кишок, который в наше время без вмешательства хирургов, не вылечить, буряты лечили следующим образом: плели веревку из конского волоса на ней завязывали 7 узелков, чтобы их легко можно было развязать, больной крепко хватался за узел веревки, а с другой стороны дергали верёвку так, чтобы больной встряхнулся и узел развязался. Так встряхивали больного 7 раз, пока не развязывались 7 узлов веревки.7 узлов по бурятскому поверию «долоон дом арга» - «7 удачных методов.»
 
3) Лечение печени
 
Когда повреждали печень или ломали кость - пили медную опилку. Медь пилили напильником. Полученную опилку смешивали с едой, примерно с чайную ложку. Также при болях печени применяется медвежья желчь. Ее едят, запивая небольшим количеством воды. При желтухе заваривали корень подорожника (до консистенции густого чая) сверху добавляли яйцо белой куропатки, и пили 3 раза в день.
 
2.7. Лечение дыхательных путей
 
Дыхательные пути человека уязвимы для инфекционных возбудителей, о чем свидетельствует последняя эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС). При кашлях на грудь ставили медное
 зеркало - толи. 1 столовую ложку сухих листьев подорожника на 1 стакан кипятка настоять, укутав на 2 часа, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 4 раза в день за 20 мин. При простуде используют Рододендрон Адамса, заваривают багульник. Также применяли тарбаганий жир при кашле и различных простудных заболеваниях. 
При болезнях легких употребляли медвежий жир, он также полезен для растущего организма.

9 
2.8. Лечение суставов
 
При болях в суставах принимают горячие ванны с запаренным стлаником.
 
2.9 Лечение хондроза
 
Хондроз плечевого сустава развивала однообразная утомительная работа за дойкой скота, выделыванием кож и шитья рано у бурятских женщин, поэтому многие имели специальные крючковатые палки, которыми могли самостоятельно растереть болезненную точку на спине. При хондрозе брали 1 стакан шелухи кедрового ореха и желчь домашней свиньи и размешивали, настаивали 2 недели и мазали на плечи, спину. Это лечение может любой в домашних условиях. Наиболее простым и доступным видом медицинской помощи являлся массаж. Этот массаж хорошо снимал усталость после трудового дня и оказывал успокаивающее и снотворное действие.
 
2.10. Лечение ран, нарывов, опухолей
 
Буряты на гноящиеся раны накладывали примочки из трав или смазывали гусиным или тарбаганьим жиром, предварительно разогрев его. На нарывы мазали мездру свежей заячьей или беличьей шкуры. Также при нарывах и опухолях буряты использовали медное шило и шкуру ежа. Они протыкали больное место шилом и накладывали шкуру ежа. Обрядовое теломытие больного человека «уhан тарим» (букв. водный тарим) совершали в ломоты какой-нибудь части тела и при нарывах.
 Летом на берегу речки рыли неглубокую яму по фигуре человека, на дно бросали раскаленные камни, которые обливали водой из ручья и закидывали свежими березовыми листьями, на них укладывали больного. Процедуру проводил отец больного, по сути своей это была паровая ванна. После ванны отец укладывал больного на выделанную медвежью шкуру и делал массаж или же дословно «разминал все кости». 
При опухолях тонкий слой говяжьего мяса солили, делали из него компресс на больное место. Когда мясо начинало портиться, опухоль проходила. Уринотерапию использовали при опухолях, жаре, при панкреатите, вывихах. Делали компрессы. Несложным методом помощи себе и другим были грелки и согревающие компрессы (бур. жэн) с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических предметов,

10 
кусков войлока, иногда нагретых с маслом. Применялись они для снятия колющих болей и при слабом пищеварении - «холоде живота».
 
2.11. При воспалении лимфаузлов мазали слюной на голодный желудок -γлэн шγлhэн. Воспаление лимфоузлов может возникнуть по нескольким причинам вследствие: инфекций органов дыхания, заболеваний органов ротовой полости, общего снижения.
 
2.12. При
 зубных болях запаривают хвою стланика и отваром полощут рот. 
2.13. При обмороках, при слабости рожениц, для восстановления сил после продолжительной болезни лечили простым говяжьим бульоном - боро шγлэн. Мелко нарубленное мясо клали в ледяную воду(нельзя класть в теплую или кипяченую воду) и ставили на огонь ,при этом нужно беспрерывно помешивать и размельчать мясо поварешкой до кашицы недолго до закипания в бульон добавляют серую муку. Лук, соль не добавляли. Как только бульон начинает закипать, нужно убирать с огня.
 
2.14. Лечение пупочной грыжи. Причинами являются слабости строения тех участков тела, через которые происходит выпячивание грыжевого мешка (паховая область, пупочное кольцо и пр.), физический труд (чаще всего это поднятие тяжестей), постоянное натуживание (например при запорах), иногда общей причиной может стать слабое развитие мышц. При пупочной грыже, на пупок приклеивали медную пятикопеечную монету.
 
2.15. При
 головных болях на височную кость ставили медные монетки. 
Это лишь небольшой перечень средств народной медицины, используемых нашими предками.

11 
Заключение
 
Простые методы лечения бурят с точки зрения исторической науки представляет собой источник сведений о прошлом.
 
С точки зрения современной медицины, простые методы лечения бурят представляет собой источник знаний о лечении растениями, элементами животного происхождения, о методах лечения различных заболеваний.
 
Лекарственные травы оказывали фармацевтическое действие. Обертывание в шкуру было не что иное, как прогревание, что и объясняет её целительные свойства. Водные процедуры на свежем воздухе (yhaм тарим) имеют прототип и в сегодняшние дни – закаливание организма. Массаж был и остается самым эффективным средством для снятия усталости и напряжения после долгого рабочего дня.
 
К сожалению, истинно простые методы лечения бурят в практике встречаются редко. Многие люди забывают «бабушкины» рецепты, и не передают их своим детям. Но врачи, зачастую дают рекомендации обращаться к местным ламам, баряаша и другим лекарям. На сегодняшний день более популярным и древним методом народной медицины бурят являются баряаша. Простые методы лечения можно использовать самостоятельно, либо в сочетании с классической медициной. Их действительность доказана вековым опытом бурятского народа. Нетрадиционная медицина и наука тесно взаимодействуют между собой, применяя, друг у друга всё самое лучшее и полезное. Изучение народной медицины бурят вызывает особенный интерес в наши дни. Ведь в современном мире взаимодействие человека с природой минимальное. Пользуясь достижениями
 химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду - все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни. 
И в дальнейшем наша задача - продолжить исследование, чтобы сохранить то, что накоплено предыдущими поколениями нашего народа.

12 
Респонденты: Цырен гэбгы - лама дацана «Зандан Жуу», Комиссаров Намсарай Дугарович, старожил с.Хужиры Тункинского района, старожилы сел Шанага, Хонхолой Бичурского района: Шоймполова Рэгзыма Ешеевна, Бадмаева Светлана Сергеевна.
 
Список литературы.
 
1. Абрютина, Л.И.Народы Севере России: право на здоровье.-М.,1999
 
2. Александров Н.П., Александров А.Н., Александрова В.Н.Народная медицина. М., 2003 г.
 
3.Алексеева,А.А.,Блинова,К.Ф.,Комарова,М.Н.,Копгельм,Н.А.,Михеев,Б.И.Лекарственные растения Бурятии.-Улан-Удэ,1974
 
4. Базарова Э.Э., Турнуев В.А., Цыденова М.Б.Растения и
 аллергия. Улан-Удэ, 2005г 
5.Гаммерман, А.Ф., Гром,И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР.-М.,1976.
 
6.Дугаров, Б.С. О происхождении окинских бурят. Улан-Удэ,1983
 
7.Зорина, Т.Г Школьникам о лесе.-М,1971
 
8.Мыреева, А.Н.Лексика эвенкийского языка. Растительный и животный мир.-Новосибирск,2000
 
9.Николаев С.М.Тибетская медицина. Улан-Удэ, 1998 г.
 
10.Тулуев, К.Д.,Дугаров, Б.С.Край
 поднебесных долин.-Улан-Удэ,2000 
СНОСКИ:
 
1.Школа как систематизирующий фактор устойчивого развития сельского сообщества. И.А.Маланов, Н.Б.Дондобон.Бэлиг 2004. 128стр.
 
2.Сүүгэлэй дасан.Д.Цырендашиев.2008

Бурятская Традиционная Медицина

« Начало темы : 28 апреля 2010, 00:08 »

Как обещал, начал тему про Бурятскую Традиционную Медицину, которая единственная из этномедицин России имеет Канонические тексты.
Начнем с последней книги.
 
"Тибетская медицина у бурят" Новосибирск, Изд-во сибирского отделения Российской Академии наук, 2008 г.
Оглавление:
глава 1. Народная медицина бурят.
глава 2. Тибетская медицина на территории этнической Бурятии (манба-дацаны).
Реорганизация дацанских медицинских школ.
2.2. Издания бурятских дацанов по ТМ.
2.3. Бурятские рецептурники – чжоры. 
2.4. Письменные источники.
Глава 3. Лекарственное сырье природного происхождения.
3.1. Растительное сырье.
3.2. Сырье неорганического происхождения. Идентификация.
3.3. Лекарственное сырье от животных.
3.4. Технологические приемы и методы изготовления лекарств.
Глава 4. Особенности формирования ассортимента лекарственных средств ТМ в Бурятии.
4.1. Правомерность замены лекарственного сырья.
4.2. Трансформация представлений о лекарственных растениях в ТМ.
Глава 5. Тибетская традиция врачевания и перспективы.
Литература - 263 источника
Приложения:
1. Издания бурятских дацанов по ТМ.
2. Список лекарственных растений, используемых в ТМ в Бурятии (тибетское, латинское, русское названия, используемая часть, источник).
3. Сведения о применении лекарственных растений в тибетских источниках и практике бурятских лам (название, лечебные средства в практике лам, источник, сведения в тибетских источниках, ссылка).
4. Список сырья неорганической природы (тибетское, русское название, применение по Большому Агинскому Жору).
5. Сырье животного происхождения. (название животного на 3 языках, использование, части, органы, продукты, показания).
Указатель лекарственного сырья.
Глоссарий.
http://www.sibran.ru/psb/books/show_cart.phtml?new+2036
Бурятская Традиционная Медицина является ветвью Монгольской Традиционной Медицины, которая является продолжением Аюрведы (Традиционной Индийской Медицины), параллельно и независимо от Тибетской Медицины, которая, в свою очередь имеет несколько разновидностей.
Изучение Бурятской Медицины очень актуально для нашей местности, ведь все источники сырья растут рядом.
Бурятская, Монгольская, Тибетская Медицины не являются народными, а научными, только со своей понятийной базой, имеется масса исследований в стандартах Доказательной Медицины.
Обширная литература написана на разных языках, хочу набрать группу добровольных помощников по расшифровке рецептуры, для чтения текстов на тибетском, монгольском языках необходимо установить специальные шрифты.  

Камень, лежащий вне дороги, не может быть помехой, он просто камень. Только камни, портящие дорогу, могут быть помехами, но они же и знаки верного направления. А. Шевцов. "Введение в науку думать".

Здравствуйте!!!
Почему именно бурятской? Чем бурятская отличается от калмыкской или тибетской медицины? Я хоть и живу на два города (иркутск и у-удэ) но впервые слышу о бурятской медицине. Вы какое нибудь отношение имеете к нарану?
Ну и последний вопрос. У вас лечение делается в комплексе или только травами?

http://38mama.ru/forum/Themes/default/images/ip.gif


Очень сильный аргумент. В начале темы я сказал, что буряты единственный этнос на территории России, которые имеют канонические источники. Джигме Гьямцо, например, который живёт в Калмыкии является этническим тибетцем и практикует в тибетских традициях. 
Я не имею никакого отношения к "Нарану". Приверженность тому или иному направлению Аюрведы, зависит от источников поступления лекарств. Применяя препараты из разных стран и сравнивая состав и инструкции, я пришел к выводу о существенных отличиях этих направлений. В состав лекарств входят, как я писал ранее, различные части растений, животных и минералы.

30 апреля 2010, 04:57

Во время последнего семинара по Монгольской Медицине в Иркутске Майи Пронькиновой, была сделана электронная копия с книги Джигме Гьямцо, тем более, что в предисловии автора сказано, что «издание рассчитано на широкий круг читателей и возможно воспроизведение данной работы в любой форме - полностью или частично - без ссылки на автора».
Ссылаться на автора буду, т. к. в этой книге нашел много интересного.
Одна из глав книги посвящена диетологии и голоданию, воспроизвожу текст книги с моими небольшими изменениями.
ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ МЕДИЦИНУ. ISBN 5-94587-269-5
http://www.jigme-doctor.narod.ru/rus/main.htm
Об авторе:
Джигме Гьямцо родился в 1972 году в тибетской провинции Амдо. В 10 лет он стал монахом тантрического монастыря Лавран, где изучал буддийскую философию, логику, медитацию, сутру, тантру и другие дисциплины. Затем он учился в медицинском колледже, высшей медицинской академии и аспирантуре.
В 1998 году Джигме Гьямцо защитил степень доктора медицинских наук, работал некоторое время в Непале, а затем был направлен на север Индии в Ладакх преподавать медицину в медико-астрологическом институте Зан-гкар.
В Россию Джигме-лама приехал в 2001 году, работал священнослужителем, врачом в хуруле Элисты.
В настоящее время он является председателем Правления Межрегионального общественного благотворительного фонда «Дети Тибета» и как врач-астролог ведет прием больных в буддийских центрах Элисты, Москвы, Астрахани, Краснодара, Волгограда, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Новосибирска, Улан-Удэ и др.
От автора:
При чтении тибетских слов в русской транскрипции, следует учитывать, что ударение в основном падает на второй слог. Приводимая транскрипция дана по диалекту провинции Амдо и иногда отличается от устоявшегося произношения, используемого в живом разговорном тибетском языке. Передача некоторых звуков отличается от традиционно принятой в русском языке. К примеру, согласные произносятся следующим образом: заднеязычные (гортанные) к, г, нг произносятся горлом; палатальные (церебральные) ч, дж, нъ произносятся прижатием средней части языка к небу; зубные т, тх, д, дх, н произносятся так же, как церебральные, но с кончиком языка, прижатым к основанию зубов; в придыхательных кх, тх, дх основной элемент сопровождается слабым призвуком типа английского h.
Своеобразная терминология и классификация болезней в тибетской медицине, языковой барьер вызывают значительные трудности в идентификации болезней. Тибетские медицинские термины за небольшим исключением не имеют научных эквивалентов. Анатомические термины в тибетской медицине также не всегда совпадают с понятиями современной анатомии, поэтому строгие соответствия между ними невозможны.
Автор признает, что представленная работа весьма далека от совершенства, но надеется, что она поможет всем интересующимся тибетской медициной и культурой Тибета.
Вся заслуга от этой книги посвящается во благо всем живым существам.
Обо всех замечаниях и пожеланиях можно сообщать по электронному адресу:Jigme2@vandex.ru

М. б. сможем пригласить для ответа на вопросы Джигме Гьямцо или кого-нибудь из его окружения.

«Диетотерапия. В жизни наблюдаются редкие случаи, когда человек, несмотря на грубые нарушения в диете, чувствует себя неплохо и живет немало. Такие примеры демонстрируют скорее скрытые резервы организма, стойко сопротивляющегося влиянию неблагоприятных факторов питания, чем независимость здоровья от качества пищи.
Тибетские врачи рекомендуют: лучше руководствоваться правилом – есть тогда, когда появляется чувство голода. Не
стоит путать голод с аппетитом – искусственным возбуждением вкусовых ощущений всевозможными способами. Еда ради еды абсурдна, так как далеко не всегда обусловлена потребностью организма.
Количество потребляемой пищи должно соответствовать потребностям организма. Если съедается больше пищи, чем может принять пищеварительная система, функция Селезенки и Желудка будет нарушена. Признаками их дисфункции будут отрыжка с неприятным запахом, изжога, боль и вздутие живота, отсутствие аппетита, понос.
Пристрастие к алкогольным напиткам, жирам, сладостям может вызвать дисфункции селезенки и желудка, признаками которых являются чувство переполнения, головокружение, обильное образование мокроты, фурункулы и карбункулы, геморрой с кровотечением. Предпочтение холодной пищи и напитков приводит к угасанию метаболического огня, к развитию состояния ma zhu-ba [ма щу-ва], вызывая боли в животе и понос.
Продукты делятся на холодные и теплые.
К холодным продуктам относятся: арбуз, виноград, гранат, лимон, мандарин, персик, слива, хурма, баклажан, зеленый горошек, кабачок, капуста, морская капуста, морковь, хрен, петрушка, помидор, тыква, арахис, грибы, свинина, кефир, вода, соль, уксус, крахмал, пшено. Такая пища охлаждает, делает тело мягким и вялым, при избытке она порождает потерю аппетита, подавленность и чувство разбитости.
К тёплым продуктам относятся: кукуруза, горчица, красный перец, банан, груша, картофель, репчатый лук, редька, чеснок, бобы, грецкий орех, гречиха, пшеница, рис, мед, кунжутное, подсолнечное и кукурузное масло, крольчатина, коровье молоко, макароны, мука, вино, чай, сахар, яйца. Эти продукты приносят тепло, делают тело более твердым. При избыточном их потреблении появляется напряженность, лихорадочность, раздражительность (неопределенные, размытые термины - А. П.).

К средствам внутреннего очищения, как тела, так и мыслей, относится голодание. Во время голодания кровь, которая в обычных условиях выполняет транспортную функцию переноса к клеткам питательных веществ, поступающих в пищеварительный тракт, освобождается от этой работы и в большей степени участвует в восстановительных и очистительных процессах организма. Кроме того, голодание вызывает стрессовую в безопасных пределах физиологическую реакцию организма, на что он отвечает широким диапазоном защитных реакций: повышает иммунитет, активизирует восстановительные процессы, переводит все клетки тела на более экономный режим потребления кислорода и питательных веществ, имеющихся в резерве.
Когда человек болен, то он, как правило, теряет аппетит, природа сама подсказывает ему, как надо лечиться. Организм идет на такую жертву, чтобы полнее мобилизовать свои защитные резервы.
Чтобы вернуть утраченное здоровье при язвенных заболеваниях, болезнях органов пищеварения, аллергических, нервных и многих других рекомендуется кратковременное еженедельное голодание в течение суток.
При более длительном голодании необходимо ежедневное потребление 10-12 стаканов воды, иначе может произойти самоотравление продуктами обмена веществ. Одним из признаков самоотравления в период голодания является головная боль. При недостаточном потреблении воды все функциональные системы организма работают не в оптимальном режиме: не вырабатывается достаточного количества важнейших соков, без которых невозможно нормальное пищеварение; несвоевременно удаляются из организма продукты обмена веществ и «биологический мусор», который возникает при непрерывном обновлении органов и тканей. Недостаток воды в организме способствует повышению концентрации солей в тканях, их отложению прежде всего в почках, желчном пузыре, в суставах (просторечная теория – А. П.).
Накануне голодания необходимо провести определенную психологическую тренировку, настроясь на то, что организм освободится от ядов, шлаков, заживут больные органы, вернется здоровье, сила и молодость. В период голодания желательно вести умеренный, разумный образ жизни, больше бывать на свежем воздухе, на природе, избегать шума, чрезмерных перегрузок, как физических, так и умственных, не париться в бане. Если голодание переносится плохо или приходится себя принуждать к нему, то лучше от него отказаться, до появления добровольного желания.
Отрицательные явления после очищения организма голоданием вызывает потребление продуктов животного происхождения, особенно мяса, рыбы, яиц, птицы, жиров, алкоголя, сладкого, а также мучных изделий на дрожжах. Поэтому и эффект модных диет часто бывает кратковременным: килограммы возвращаются при переходе на обычную, несбалансированную диету с обилием продуктов животного происхождения, сахара, мучного.
На следующее утро после голодания следует съесть сырые овощи или фрукты, пережевывать пищу как следует и не переедать. Обедать и ужинать можно уже как обычно.
Метод голодания рекомендуется при лечении:
состояния ma zhu-ba [ма щу-ва] (тибетская нозология – А. П.);
заразных болезней (просторечный термин – А. П.);
сахарного диабета (не указан тип – А. П.);
подагры;
ревматизма (просторечный термин, видимо подразумеваются воспалительные заболевания суставов разной этиологии А. П.);
болезней Селезенки; (тибетская нозология – А. П.);
болезней нисходящего отдела толстого кишечника (просторечный термин – А. П.);
поноса и рвоты (просторечный термин – А. П.);
лихорадки (просторечный термин – А. П.);
ожирения (просторечный термин – А. П.).

Противопоказаниями для голодания считаются болезни системы rlung [лунг], нервное истощение (просторечный термин – А. П.), туберкулез, беременность, кровотечения, старость, бессонница.
(А. П. – показания и противопоказания размыты и требуют уточнения!)
Многих женщин интересует вопрос: как похудеть? Единственно правильный путьснижения веса – это нормализация обмена веществ, восстановление нормальной функции всех органов.
Известно, что при чрезмерном употреблении острой, жирной, высококалорийной и сладкой пищи развивается ожирение. Сладкая пища в современном понимании - это легко усвояемые углеводы.
Неспособность сбрасывать лишний вес может указывать на истощение запасов железа в организме. Но следует иметь в виду, что железо является палкой о двух концах. Переизбыток его в организме ведет также к различной патологии.
В двадцать лет почти никто не знает боли, усталости и апатии, но в течение нескольких последующих лет эти ощущения постепенно проявляются, так как мы начинаем лениться и меньше двигаемся, переедаем, употребляем алкоголь.
Ожирение почти всегда вызывает в организме значительные расстройства: затрудняется работа сердца, нарушается кровообращение, появляется одышка, быстрая утомляемость, понижается работоспособность организма и его устойчивость к инфекциям. Ожирение способствует развитию атеросклероза и различным расстройствам обмена веществ.
При появлении первых признаков ожирения сразу же необходимо принять меры к ликвидации отложений жира, особенно в нижней части спины, так как эта область, в основном, функционирует при ходьбе, наклонах и поворотах туловища. Если вы будете всегда заботиться о своих бедрах и ягодицах, особенно после тридцати лет, то вам не придется прилагать усилия для исправления своей фигуры. Средний вес человека в тридцать лет является наиболее желательным и в последующие годы.
Нужно стараться всегда держать спину прямо. Сутулость вызывает отложение жира в пояснице, тем самым отяжеляя мышцы спины и вызывая расстройства функций внутренних органов. Для лечения ожирения применяют «цокам рилбу» (второе названиепрепарата «цо чипа»). Показания для применения: чрезмерное разрастание тканей тела, неестественная полнота, прерывистое дыхание, слабость, тяжесть в теле и все болезни, вызывающие ожирение.
Часто ко мне обращаются с просьбой вылечить родных от пьянства. Человека можно вылечить от алкоголизма при условии, если он сам желает этого. Но почему-то все пьющие не считают себя больными людьми.
Употребление алкоголя вызывает разрушение многих органов и систем организма: развивается жировая инфильтрация в печени, гастрит, энтероколит, возникают тяжелые формы цирроза, нарушаются процессы всасывания из кишечника.
Ни одно мероприятие не проводится без употребления спиртных напитков. Но в этом случае мы и не должны удивляться тому, что кто-то сгорел от водки, совершил преступление в состоянии опьянения либо случилось несчастье по вине алкоголя. Ведь это тоже должно быть неотъемлемой частью празднества. Если мы не представляем свою жизнь без водки, почему мы так страдаем, когда пьют наши дети, родственники.
Мы решили поместить в книге сутру о природе возникновения водки и ее вреде как для тела, так и для души человека, поведанную некогда людям великим проповедником буддийского Учения Гуру Падмасамбхавой - Учителем, проповедовавшего буддизм в Тибете в VIII в.
Читая данное повествование, необходимо вновь и вновь анализировать и обсуждать в семье, в кругу друзей вред алкоголя, чтобы вовсе отказаться от его употребления. Это будет действительной верой и духовной практикой Учения Будды».

(С большой буквы мной выделены метафизические понятия и латинская транслитерация, где я смог её восстановить из транскрипции. Прошу помощи знатоков тибетского языка в восстановлении первоначального тибетского текста, т. к. некоторые термины в кириллической транскрипции я перевести не могу. – А. П. – Андрей Петров).

Тема 7. Применение немедикаментозных средств в целях профилактики заболеваний и повышения работоспособности План: 1. «Азбука» работоспособности. 2. Парадоксы утомления. 3. Диапазон оптимальной деятельности. 4. Система восстановления работоспособности. 5. Фитотерапия как одно из средств профилактики и повышения работоспособности. 6. Аромотерапия – «запахи диктуют настроение». 7. Ограничения, показания и противопоказания к применению немедикаментозных средств поддержания и повышения работоспособности. 8. Составить индивидуальные рекомендации по использованию немедикаментозных средств. Литература:80 1. Буров М. Физиотерапия в домашних условиях / М. Буров.– Ростов: Феникс, 2005. 2. Золотая книга народной медицины: 100000 советов и рецептов нетрадиционной медицины/ [сост. В.А. Миронов] – М.: РИПОЛ Классик, 2004.- 733с. 3. Иванов Ю.М. Энциклопедия исцеления: теория и практика оздоровления души и тела/ Ю.М. Иванов. - М.: Спб: Диля, 2004.- 319с. 4. Иванов В.И. Жизнь без лекарств: исцели себя сам / В.И. Иванов.- М.: ОЛМА- пресс, 2004.- 319с. 5. Мазнев Н.И. Лучшие рецепты народной медицины/ Н.И. Мазнев- М.: Мартин пресс: Тверь : Мартин, 2004.- 349с. 6. Профилактика и лечение заболеваний ароматами: что необходимо знать о лечебных свойствах эфирных масел /[С.С.Солдатченко и др.]- М.: Амрита-Русь, 2004.- 62с. 7. Селлар В. Энциклопедия эфирных масел: [пер. с англ.]/Ванда Селлар – М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004.- 394с. 8. Шеффер М. Практика оригинальной цветочной те

Исследовательская работа "Боро арга - простое лечение"
  • Другое
Описание:

 Словосочетание "боро арга" в дословном переводе с бурятского языка означает "простое лечение", или бурятская медицина, представляющая собой наследие наших предков. Также слово простой, исходит из того, что буряты ели простую пищу, одевались просто, были сами просты в общении. Формирование бурятской медицины происходило в условиях определенной этнокультурной и этноязыковой общности, в которую входили монгольские, тунгусские и тюркские этнические компоненты. Как и многие стороны традиционной культуры, простые методы лечения бурят в наши дни могут служить ценными источниками, позволяющими восстановить историю.

Автор Моритоева Галина Цыбендоржиевна
Дата добавления 02.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 716
Номер материала 57345
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓