Главная / История / Исследовательская работа «Байки Верхнего Дона»

Исследовательская работа «Байки Верхнего Дона»


Отечество - 2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»



Номинация «Культура и фольклор родного края»



Тема: «Байки Верхнего Дона»



Подготовила: Артамонова Елена Олеговна,

учащаяся 8 класса,

МБОУ Верхнедонская гимназия,

ст. Казанская, ул. Коммунальная, 13,

Верхнедонской район,

Ростовская область, 347170.

х. Нахаловский, Верхнедонской район,

Ростовская область, 347180,

9381308197.


Руководитель: Харченко Лилия Николаевна,

учитель физики,

МБОУ Верхнедонская гимназия,

ст. Казанская, ул. Коммунальная, 13,

Верхнедонской район,

Ростовская область, 347170,

905 430 8348.



Ростов-на-Дону

2014 г.


Содержание

Введение

2

Основная часть

3

Байки о прозвищах станиц

3

Байки о прозвищах казаков

6

Народные байки о жизни казаков

7

Заключение

9

Источники, литература

10

Приложение 1. Вопросник

11

Приложение 2. Байка о Чигуше

11

Приложение 3. Байка «Всем достанется»

14

Приложение 4. Байка «Как одно корыто троих спасло»

15

Приложение 5. Байки «Про глупых и умных»

17

Приложение 6. Байки « Сало. Доброхоты. В многодетной семье»

18

















Введение

Я живу в большой семье: мама, папа, дедушка, бабушка, я и мои младшие брат и сестра. Однажды к нам в гости приехал товарищ моего дедушки из станицы Мигулинской. Приветствовали они друг друга странным образом:

- Здорово дневал, Чапура!

- Слава Богу, Лапша!

На вопрос, почему они так здоровались друг с другом, дедушка рассказал байки или, как он выражался – побаски, о прозвищах станиц, которыми испокон века дразнят жителей Казанской и Мигулинской станиц. Дедушка сокрушался, что прозвища других станиц уже позабыл, а нынешняя молодежь вообще этого никогда не знала и знать не желает. Мне же стало интересно - какие еще байки связаны с Верхним Доном, насколько точно местный фольклор отражает историческое прошлое Верхнего Дона. Так была определена проблема исследования.

Я хочу знать историю своей земли. Исследование устного народного творчества актуально потому, что изучая легенды, предания, байки, мы изучаем историю родного края.

Была определена цель: начать собирать байки от жителей моего района. Для ее достижения поставлены задачи:

- систематизировать байки;

- выявить особенности баек – как жанра устного народного творчества;

- проанализировать связь содержания баек с историческими событиями, происходящими на территории Верхнедонского района.

Предполагаю, что встречи со старожилами и краеведами района восполнят пробелы в знании истории станицы, казачества, России.

Объектом исследования стал фольклор Верхнего Дона, предметом - байки Верхнего Дона. Применялись следующие методы: теоретические (при изучении литературы), практические: беседы со старожилами, краеведами, анализ и сопоставление результатов устных опросов, систематизация и обобщение полученных данных, презентация полученных данных.

Результатом будет мой исследовательский труд, который я смогу использовать на уроках литературы Дона, Доноведения, и т.д. Фонд центральной районной библиотеки будет пополнен брошюрой «Байки Верхнего Дона», в которую включены все собранные в ходе исследования материалы. Брошюра будет напечатана на принтере гимназии.

Была изучена литература по данной проблеме. Были прочитаны книги - «Донские сказки и байки» [1] и «Байки деда Игната» [4].Это помогло лучше понять особенности баек – как жанра устного народного творчества. Для правильного проведения бесед, интервью были изучены рекомендации в специальной литературе [2, c.47-57]. Согласно книге Семёнова А.В. «Практические рекомендации по работе в фольклорной экспедиции» [5], был составлен вопросник.

Вместе с прабабушкой по воскресениям мы ходили в гости к ее подругам, которые собирались по несколько человек для игры в лото. На таких посиделках мне предоставляли слово, я объясняла цель беседы. Многие собеседники сетовали, что уж ничего не помнят, но несколько раз мне улыбалась удача, и я смогла записать забавные истории, которые вспоминали бабушки на посиделках.

Произведя обработку и анализ полученной информации, пришла к выводу, что тематически собранный материал можно разделить на байки

  • о прозвищах станиц,

  • о прозвищах казаков,

  • о казачьей жизни.








Основная часть

1. Байки о прозвищах станиц

Смотритель Мещеряковского музея донского казачества, Есаков П.П., рассказал, что есть у казаков такой обычай: давать прозвище - кличку каждой станице. Любят казаки подтрунить друг над другом — в самый неподходящий момент спросить у казака – собеседника: «А как вашу станицу «дражнютъ»? Задавший коварный вопрос, конечно, знает про станицу всю подноготную. И станичнику ничего другого не остается, как тут же взять реванш: задать встречный вопрос: «А твою как?» Но отношения между станичниками всегда оставались вполне дружественными и братскими, и прозвища эти оставались на уровне дружеской подначки.

Так мигулинцев дразнили «лапшевниками», казанцев - «чапурами» (цаплями). Байки о происхождении этих прозвищ рассказал мне дедушка, Дерецкий Ю.Н., 1950 года рождения, уроженец хутора Стоги.

В жизни каждой станицы бывали смешные недоразумения. Вот какой случай произошел в Мигулинской станице.

В кои века провинился здесь казак Родион Лапша, приказали его высечь. А тут как раз окружной атаман с писарем через станицу проезжал.

-Что за сборище? – спрашивает.

Ему и разъясняет местный казак:

-Это, ваше благородие, Лапшу на станичном сборе секут.

-Что ты, братец, чепуху мелешь? За что же лапшу- то сечь?

-А за то, что с ложки дюже сваливается, - ответил в шутку казак.

Приехал атаман в Петербург, к царю на доклад явился. Спрашивает у него царь, как там казаки порядок в станицах наблюдают. Атаман и похвались: «Мои казаки до того соблюдают порядок, что даже лапшу на сборе секут, чтоб с ложки не сваливалась…» Вроде бы приказал тогда царь записать этот случай в книгу об истории Войска Донского...

А казаков из станицы Казанской «чапурами» называют. И тому есть причина.

У переправы, в правлении устанавливали строгое дежурство. Поочередно молодые казаки «отсиживали» свой срок. За ними так и закрепилось слово «сидельцы». По их милости вся Казанка получила прозвище «чапура».

Бают так – ждали большое начальство. В утреннем тумане сиделец услышал крик: «К вам! К вам!». То ли спросонки, то ли с похмелья заорал он дурным голосом: «Едуть! Чичас, ваш бродь!» Переплыли Дон. Никого. Лишь цапли (по-местному - чапуры) бродят у берега, вылавливают лягушек и изредка кричат: «Ква, ква!»

С той поры и приклеилось к станице такое прозвище. Цапля является неофициальным символом нашей станицы. Её изображение встречает путников на всех въездах в станицу.

Интересуясь станичными дразнилками, я нашла статью Н.Е. Ермакова, в которой он сообщает, что в основе прозвища станицы Мигулинской – лежит байка "Ежами юрт пахали» [6]. Но ни один из моих собеседников этой байки не знает.

С незапамятных времен существует деление казаков на верховых и низовых. Верховцы жили в станицах, лежащих вверх по Дону, начиная с Цимлянской, низовые – в низовьях Дона. Это деление определялось различиями в языке, внешнем облике, родом занятий, уровнем благосостояния.

В литературной байке известного на Дону поэта и прозаика Н. Ф. Дика «Как Чига-Чигуша свое имя получил» говорится, что верховые казаки дразнят низовых «низовцами заморскими», а низовые верховых «лапотниками». Автор полагает, что прозвище «лапотники» появилось так: «к верховым казакам больше беглый люд из Руси-матушки пристраивался. Кто-то из них с собой и искусство плести лапти лыковые принес. Незаметно и казаки некоторые искусству тому обучились. Шустрые низовые казаки прослышали про те лапти и стали посмеиваться над верховыми:

- Да шо це за казак, коли он в лаптях шлындрает?!

А находчивые верховые ответ держат:

-А почто мы каблучки сапожек сафьяновых о каменюки хуторские сбивать будем? Токмо низовые в ум не возьмут, что в лето в другой обувочке ходить можно. Вот и жарятся в жару в сапожищах своих заморских»[1, с. 53].

Автор, Н.Ф. Дик, утверждает, что все его байки основаны на различных малоизвестных фактах, но переложены литературным языком. Едва ли, сведения, изложенные в этой литературной байке можно считать верными - старожилы района, Прибытков П. С. и Карташова Е. И., говорят, что никогда наши казаки не носили лаптей.

Выводы

1. Байки о прозвищах станиц - образцы народного казачьего творчества, в котором ярко проступает народный юмор, картины ушедшей жизни в особом, народном восприятии.

2. Станичные прозвища – это обычай верховых казаков.

3. Местные жители, которые слышат в свой адрес «дражнение», не обижаются, а находят в ответ такую же меткую «дразнилку».
















2. Байки о прозвищах казаков

Среди коренного мужского населения района, наверное, не найти ни одного представителя без прозвища. Уроженец станицы Шумилинской, Курючкин В.А., 1940 года рождения рассказывает, что практически все «шумиляне» имеют прозвища: Мышь, Кот, Жук, Козел, Лис, Чирик, Дракон, Лев. Горбыль, Коромысло, Волокуша… Прозвища переходят от деда к сыну, затем к внуку. Прозвища отражают особенности внешности, говора, характера, поведения человека.

Многие прозвища уходят корнями в глубокую древность. Иногда, лишь байки могут поведать о происхождении прозвища. Одну из них поведал еще в 1894 году историк Сулин И.М в газете «Донские епархиальные ведомости»: «…Сохранилась байка о том, что некогда татары, возвращаясь в большой силе из набега на Русь и гоня с собой много скота, мимоходом вздумали взять Старый казанский городок: «бой был страшнейший через Варгунку, казаки защищались из-за стены и из-за лесу, которым был покрыт весь их остров». В ходе того боя, один из татар влез на дерево, откуда стал насмехаться над казанцами, но был свален на землю метким выстрелом казака, которого с тех пор прозвали Лыгой — от слова «лыгать», что на местном говоре значит ударить, хватить; потомки этого Лыги и во второй половине XIX в. здравствовали в станице[8].

Смотритель Казанского музея, Абакумов Г.Н., считает, что военная жизнь казаков способствовала возникновению прозвищ. Называть друг друга по фамилии, имени, отчеству было очень долго, да имена у многих были одинаковы.

Сколько у нас на Дону баек старинных! Байки о казачке - простачке Чигуше до сих пор помнят и передают из поколения в поколение. Откуда пошло это непонятное прозвище? Может быть, над казаком подшучивали за привычку употреблять в разговоре присловие «чи», «чаво»: а бывал-чи (бывало), таперича (теперь), чаво? (что?).

«Под Казанкой даже есть хутор Чиганаки, где по казачьей байке жил казак Чигуша. Что песню спеть, что шутку выкинуть - лучше Чигуши никто не мог. Скажет тебе Чигуша словцо, другое, чепуху какую-нибудь, а на душе легче»[3]. Один раз на спор одно слово сорок верст пел. Да с переливами, да с переходами, с мелодиями разными! И слово то недлинное – «гвоздик». В Мигулинской запел: «Гво – о – о - е – е – е, - а в Казанской закончил: - здик». Вот такой был Чигуша, а знаменитый дед Щукарь, говорят ему родня, - то ли внуком, то ли правнуком приходится!

От Георгия Николаевича Абакумова узнала веселую байку о Чигуше (Приложение 1).

Выводы

1. Прозвища помогали казакам осуществлять коммуникацию во враждебном окружении при осуществлении разведывательных поручений или диверсий.

2. Прозвища имеют воспитательное значение, так как удерживают станичников от неблаговидных поступков, которые могут стать основой очень «неудобной» дразнилки.















3. Народные байки о жизни казаков

Многое о народе можно узнать из баек. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет рассказа может быть самым фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные. Историкам удаётся по фольклорным материалам, и байкам в том числе, восстанавливать картины жизни далёких времён.

Моими любимыми байками являются те, которые повествуют о быте казаков.

Смотритель нашего краеведческого музея, Абакумов Г.Н., рассказал нам байку «Всем достанется» (Приложение 2). В этой побаске говорится о забавном случае в мануфактурной лавке – «свободном» полете говорящего попугая, попутно я узнала, что толчком развития торговли в хуторе Тиховском стало закрытие Мигулинского монастыря, что первыми купцами были предприимчивые монахи.

Старожил хутора Мещеряки, потомственный казак Прибытков П.С., 1925 года рождения, поведал нам байку «Как одно корыто троих спасло». (Приложение 3). В ней повествуется о событиях гражданской войны в нашем округе. Примечательно, что в этой истории нет места идеологии. Герой байки не за «белых» и не за «красных», он — «добра людина», что сохраняет стойкость духа и интерес к жизни в любых обстоятельствах.

На одной из «посиделок» моя собеседница, Карташова Е.И., 1927 года рождения, уроженка хутора Морозовский, рассказала насколько баек, я их назвала «Про глупых и умных» (Приложение 4).

Главный герой этих анекдотов - солдат - человек простой, веселый, находчивый, может приврать, но он не совершает подлости, предательства.

В любой казачьей байке свой особый смысл, в байках - азы христианской нравственности и морали. Моя бабушка, Артамонова Л.Г., 1953 года рождения, уроженка хутора Придонский, не раз рассказывала мне байки «В многодетной семье», «Доброхоты», «Сало» (Приложение 5). Вместе мы смеялись над незадачливыми героями, но в голове откладывались непреложные истины: «гостю - лучший кусок», «во всем должна быть мера», «не хвастай», «не загадывай наперед», «ври, да не завирайся»... Когда у меня будут внуки, я не буду им «читать морали», лучше я буду рассказывать им байки. И весело, и поучительно.

Выводы

1. Рассказывая, о простых людях, о смешных событиях имевших место в том или ином хуторе или станице, байки на самом деле повествуют о истории нашего края, увлекательной и трагической.

2. Байки о жизни казаков не только закрепляют исторические события в народной памяти, но и приближают их к повседневности, учат достойно выходить из самых неожиданных ситуаций.






















Заключение

  1. В ходе исследования я познакомилась с теми произведениями устного народного творчества, которые пришли к нам из далекого прошлого, из них узнала о важных исторических событиях на Верхнем Дону, о роли баек в жизни простых людей и культуре родного края.

  2. Истории, описанные в байках, воспитывают любовь к своему народу, к своей стране.

  3. Принципы казачьей вольницы нашли отражение в устном народном творчестве, прославили народ, способный адаптироваться в любой обстановке, преодолевать жизненные трудности с шутками и прибаутками. Даже байки Верхнего Дона исподволь проповедуют их незыблемые правила:

  • Чтобы чего - то добиться, нужно поработать.

  • Как потопаешь, так и полопаешь.

  • Богатство в навозе находят.

  • Твое счастье - в твоих руках.

  • Слава тебе, Господи, что мы казаки!

  1. Главная особенность казачьих баек как фольклорного жанра :

  • байки казаков учат добру, симпатии народа всегда на стороне слабого, обездоленного: так воплощал народ свою мечту о справедливости;

  • в шутливой форме высмеиваются жадность, глупость, легковерность;

  • в них искрометный юмор, легкое подшучивание сочетаются с откровенными фантазиями, на которые часто ведется слушатель.

  1. Задачи исследования выполнены, цель достигнута. В будущем хочу изучить малые жанры фольклора Верхнего Дона.






4. Источники

Своими воспоминаниями поделились старожилы района:

  1. Абакумов Георгий Николаевич, ст. Казанская, 1960г.р.

  2. Артамонова Людмила Григорьевна, х. Придонский, 1953 г.р.

  3. Дерецкий Юрий Николаевич, х. Стоговской, 1950 г. р.

  4. Карташова Елена Ивановна, х. Кукуевский, 1927 г.р.

  5. Прибытков Павел Стефанович, х. Мещеряковский,1925 г. р.


  1. Литература

  1. Дик Н.Ф. Донские сказки и байки/ Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  2. Калина Е.Г., Новикова Н.А. Понятия и методы исследовательской деятельности. «Практика административной работы в школе», №7, 2013.

  3. Моложавенко В.С. Голубые родники (От истоков до устья Дона). М., «Мысль», 1971.

  4. Радченко В.Г. Байки деда Игната — М.:НП «Историко-культурное наследие Кубани», 2008.

  5. Семёнов А.В. Практические рекомендации по работе в фольклорной экспедиции. - М.: ООО Издательство «Композитор», 2010.

  6. Ермаков. "Родимый край", №55, 1964 г., Франция.

  7. И.М. Сулин «Краткое описание станиц Области Войска донского», 1894, №18, стр. 624-625.








Приложение №1

Вопросник

1. Ваша фамилия, имя, отчество?

2. Год и место Вашего рождения?

3. Как давно Вы проживаете в данной местности?

4. Являетесь ли Вы коренным жителем данного района?

5. Какие забавные истории Вы слышали от родителей, бабушек, дедушек?

6. Что Вам известно о происхождении прозвищ односельчан?

7. Слышали Вы о шутнике – балагуре Чигуше (Чагуше)?

8. Знакомы Вам анекдотичные истории, связанные с Чигушей (Чагушей)?

Приложение №2

Байка о Чигуше

Поехал как-то Чигуша к брату на свадьбу, в хутор Демидовский. Дон переплыли на каюках, хвать – а балалайку дома забыли. Что тут делать? Глядь – Жучок, собака Чигуши, хвостом крутит, только сказать не может. Умная бестия. Чигуша приказывает: «Жучок, балалайка в хате у припечки стоит. А ну, мигом!» Собака – в воду и поплыла. Не успели покурить, глядь – уже обратно плывет, и на балалайке брынчит.

Записано от Абакумова Г.Н., ст. Казанская, 2014 г.


Приложение №3

Байка «Всем достанется»

Казаки испокон веков были людьми набожными и не жалели средств на строительство храмов на своей земле. В середине 17 века старец Капитон со своей братией, проживающей в подземных монастырях Верхнего Дона, с божьей помощью и на пожертвование казаков начал постройку мужского монастыря, близ Мигулина городка. В 1698 году монастырь был отстроен и зарегистрирован в Московской епархии. В виду того, что монастырь стоял на казачьей земле, и в округе не было крепостных крестьян, для ведения монастырского хозяйства, синодом было выделено несколько сот душ. В монастыре, к тому времени служило 300 монахов, многие из которых практически отвечали за одно из направлений большого монастырского хозяйства (коневодство, овцеводство, животноводство, бортничество и т.д.). Крестьяне основали себе поселение, которое именовали Черновской слободой. В 1798 году монастырь по указанию Московской епархии был закрыт и разрушен до основания. Крепостным объявили вольную и они по согласованию с руководством Войска Донского переименовали слободу в хутор Тиховской, т.к. он был отстроен на берегу речки Тихой. С монастыря часть монахов перебралась на службу в монастыри расположенные на Рязанской земле, часть ушли служить в храмы Верхнедонья, а часть монахов, которые вкусили мирской жизни, при занятии коммерцией в монастыре, сняли рясы. Они компактно поселились в хуторе Тиховской и отстроили целую улицу. До сих пор эту торговую улицу бывалые хуторяне называют Жидовской. На этой улице был банк, торговый ряд, большой рынок, церковь. В торговом ряду предприимчивый монах построил большую мануфактурную лавку, которая пользовалась большим успехом у казачек, близ лежащих хуторов. Во все времена торговцы в своих лавках делали всевозможные «заманухи», так поступил и наш новоявленный купец. Им на рынке в г. Азове была приобретена диковинная птица – попугай. Бренд торговой точки был помещен в большую, плетеную из ивовых прутьев клетку, которую на всемирное обозрение установили в торговом зале. Попугай птица любопытная и с большим интересом слушал бабий гомон, особенно при завозе нового товара, когда в лавку битком набивалось покупателей. Но он был воспитанной в пятом поколении говорящей птицей и не запоминал плохих бабьих слов, а запоминал то, что говорил его щедрый на угощения хозяин. А хозяин при отпуске товара, только и твердил – не спешите, всем достанется.

Этот случай произошел зимним морозным, солнечным днем. С утра купец разлаживал на прилавок только что завезенный товар - рулоны ситца и сатина модных расцветок. Бабы очередь у лавки заняли еще затемно, в надежде рвануть побольше модной материи и снести модисткам, чтобы затем на пасху прошуршать пестрыми юбками. Ближе к обеду дверь лавки распахнулась и, появившийся на пороге, купец пригласил всех в лавку. Толпа озябших казачек рванулась во внутрь, сбивая с ног хозяина и забыв про очередь. С трудом поднявшийся с пола горе коммерсант твердил: «Не спешите, всем достанется».

С утра сытно накормленный попугай мирно дремал на своем шестке, но дикий крик ополоумевших баб испугал заморскую птицу. Попугай стал метаться по клетки и плохо закрытая дверца распахнулась. Птица выпорхнула и стала летать под потолком, цитируя хозяина – «Не спешите, всем достанется». С криком: «Ах ты, жидовский выкормыш!», казачки платками стали гонять бедную животину, которая увидев открытую дверь, выпорхнула на улицу.

В бывалые времена хозяйкой на улице была сорока. Они к зиме собирались стаями и дружно зимовали на задворках, помойках, амбарах. И если на их территорию вторгалась даже сорока с соседнего хутора, ей быстро показывали дорогу, куда следовать далее. И по их стрекоту, сродни работы пулемета, узнавали, что кто-то появился на улице чужой. А тут, откуда не возьмись, средь бела дня, появилась крашеная, чужеродная, нахальная птица. Пока попугай летал кругом своей родной лавки, за ним уже летала стая сорок, стрекоча пулеметами. Поняв, что иностранец отпору не дает, сороки пошли в атаку. По очереди, догоняя незваного гостя, хозяйки хутора долбили его в хвост и в гриву так, что разноцветные перья валялись кругом на снегу. Жирный, как рождественский гусь, попугай не мог увернуться от атак противника и безвозвратно терял свое пестрое оперение. Был бы он вороной, закаркал от боли, был бы воробьем - зачирикал. Но он был иностранцем и не знал на местном диалекте никаких фраз за исключением одной: «Не спешите, всем достанется».

Переполох на Жидовской улице поднялся страшный. Купец, боясь потерять свою дорогую диковину, бегал по улице, пытаясь загнать попугая в лавку. А попугай все летал по улице и своим криком: «Не спешите всем, достанется», утешал сорок. Бабы, забыв про очередь, от смеха валялись на снегу. Наверное, поняв, что на всех хуторских сорок перьев не хватит, попугай, изловчившись, влетел в лавку, заскочил к себе в клетку и, подцепив клювом дверь, закрыл ее. Бабы, вставая на ноги, кричали купцу: «Давай, иди, торгуй, и если всем не достанется, получишь по шее, как попугай». Зная крутой нрав казачек, сконфуженный купчишка поспешил за прилавок. Молва про отважного попугая облетела всю округу. И приезжающие гости на хутор, по делам или на рынок, все старались заглянуть в мануфактурную лавку, поглазеть на отважную птицу, а заодно и что-то, прикупить. Так что во все времена реклама была двигателем торговли.

Записано от Абакумова Г.Н. в ст. Казанской. 2014 г.

Приложение № 4

Как одно корыто троих спасло

Было это на дальних хуторах не то Сетраки, не то Скельновский, как раз революция кончилась. Кто головушки не сложил, те в отступ по морю ушли, кто непримиримый остался - в лесах в банды собралися. Жизнь тяжелая началась, еды только, что огород да сад уродит. Начали казаки кто как выживать. Ну, вот навалил дед полную арбу: там вишня сушеная, терн моченый, фасоль, тыква, жито, бурак, груши сушеные, пшеницы пара кошелей. Все б хорошо, да ехать ему через Фомины леса. Остался в этих лесах атаманить Яков Фомин с казаками, кто оружие не сложил. Для казаков трафарет повесили. А на нем нацарапали: «До стольки-то езжай, никто тебя не тронет, опосля не серчай».

Приехал дед в Миллерово, сыскал лавку знакомого хохла. Сбыл ему весь товар. Раздобыл соль, спички, керосин, табак и перцу скаженного. Набил дед опять полную арбу. Попрощались, и поспешил дед домой. Да запамятовал дед о времени на том трафарете, а солнце уже садится. Надо поспешать, а тут слышит топот конский, наверное, со страху, а может и правда, Фомины казачки дороги проверяли. Чего делать - ума не приложит. Начал дед молиться. Только он первую молитву прочел, ему мысль в голову вдарила. Хохол же ему горчицу в подарок дал. Поплевал на нее, да быкам на срамное место под хвост - одному и второму. Эх, как рванули кони, как поперли! Дед с арбы упал, чуть памраки не отбил. Вскочил. Догонять их, а куда, прижало их! Они поперли, только пыль по шляху стоит. Что делать, стоять? Скоро казаки Фомина прискочат, все деньги отберут, да и товар кто встретит, без хозяина заберет. Не долго думал дед, шаровары снял, да и себе натер… Побежал дед, как молодым не бегал , только успевал шаровары подтягивать! Так и добежал домой, а быки уже там, опустили зады в корыто и бунят. Недолго думая, и наш дед спустил шаровары, да и сел воду. Вот так одно корыто всех трех спасло!

Записано от Прибыткова П.С. в х. Мещеряковском. 2014 г.

Приложение №5

Про глупых и умных

Идет солдат на побывку. Видит, старуха старика по голове скалкой колотит. Сшила старику рубаху, а горловину не прорезала, вот и колотит, чтоб голова пролезла.

-Что ты делаешь, старуха?- спрашивает солдат.

- Да вот сшила старику рубаху, а голова не пролазиет.

- Да ты бы горловину прорезала, голова б и пролезла!

-А и то, правда, умный человек, живи с нами!

-Да что с вами, дураками, жить - только время тужить!

***

Идёт, солдат видит, дед с бабой подставили лестницу к крыше дома. Дед корову на налыгаче на лестницу тянет, а баба подпирает.

- Что вы делаете?- спрашивает солдат.

- Да вот солома на крыше заколосилась, хотим корову покормить, - отвечает дед.

- Вот глупые люди, да вы ж скосите зелень, да корову покормите.

-А и то, правда, умный человек, живи с нами!

-Да что с вами, дураками, жить, только время тужить!

***

Идёт солдат видит, что старуха лупит курицу, а цыплята разбежались, пищат.

- Что ты делаешь?- спрашивает солдат.

-Да вот родила цыплят, а сиськой не кормит.

-Вот глупая старуха, да ты ж пшена насыпь, они и сыты будут.

-А и то, правда, умный человек, живи с нами!

-Да что с вами, дураками, жить, только время тужить!

Весна - Красна

После рождественского поста дед с бабой закололи кабана.

- Ой, дед, столько сала, куда ж девать то будем?

- Ничего, старая, Весна-Красна придёт, всё подберёт!

Услышал говор прохожий, подождал пока дед на ярмарку поедет. Надел красные штаны, да красную рубаху и заявился к старухе.

- Здравствуй, бабушка!

- Здравствуй, соколик! Не ты ли Весна-Красна будешь?

-Я, бабушка!

- Ну, вот и забирай всё сало!

Возвратился дед, а баба на радости: ,

-Дед, Весна-Красна приходил, да, спасибо, всё сало в мешок угодил!

Копегу зазевал

Поехал дед на базар на быках.

Баба: - Смотри, дед, товар продавай, да быков не прозевай!

-Да, что ты, баба!

Подошли к деду молодчики на базаре:

-Дед, а давай, кто должее прозевает, тот копегу зазевает.

Согласился дед. Затянул: - А-а-а-а-а!

-Ну, ладно, дед, твоя - взяла, получи копегу, выиграл!

-Дед, а давай, кто должее прожмурит, тот две копеги нажмурит!

Дед жмурил, жмурил, глядь - ни молодчиков, ни быков. Вернулся домой таков.

Бабка: - Я ж говорила, смотри, быков прозеваешь!

-Э-э-э! Бабка, я как зевал, так копегу зазевал, а как жмурил, так быков прожмурил!

Записаны от Карташовой Е.И.в х.Кукуевском. 2014г.



Приложение № 6

ДОБРОХОТЫ

Сидели в саду два казака и оплетали вареники. Вареников страсть какая. Тут мимо брел цыган – голодный-голодный. Вот казак-хозяин заприметил его, да и шепчет друзьяку: «Давай цыгана накормим. Ты его за руки станешь держать, а я вареники в сметану буду макать и в рот ему кидать».

Сказано-сделано. Ухватили перепуганного цыгана, и давай его потчевать: один руки держит, другой вареники в рот сует.

Цыган глядел-глядел, глотал-глотал, да как закричит: «Отпустите меня. Я за вас обоих успею!»

САЛО

Шли два хуторянина по дороге. Путь им выдался неблизкий, и скучно было идти молча. Вот один казак и говорит:

- Шли бы мы, шли да кусок сала нашли. Я б его – кусь!

- А я бы кусь-кусь! – говорит второй.

- Ах, ты два раза кусаешь, а я раз. Ну, погоди!

И задрались они из-за сала.

В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ

Пришел сват в гости к свату, а у того внуков полная хата. Дошло время до обеда. Хозяин поставил на стол громадную чашку с мясом и пригласил свата отобедать. Тут же и дети пристроились.

Говорит хозяин:

- Ну, сват, выбирай кусок получше.

Сват выбрал, жует. Дети глядят.

- Ешь, сват, ешь! – угощает хозяин. Потом поворачивается к внукам:

- Хватайте дети!

Тут уж свату больше ничего не досталось.

Записано от Артамоновой Л. Г. в х. Придонский. 2014 г.


Исследовательская работа «Байки Верхнего Дона»
  • История
Описание:

Я хочу знать историю своей земли. Исследование устного народного творчества актуально потому, что изучая легенды, предания, байки, мы изучаем историю родного края.

Цель работы: начать изучать байки Верхнего Дона, найти в них отражение истории родной земли.

1.    Главная особенность казачьих баек:

     байки казаков учат добру, симпатии народа всегда на стороне слабого, обездоленного: так воплощал народ свою мечту о справедливости;

   в шутливой форме высмеиваются жадность, глупость, легковерность;

         в них искрометный юмор, легкое подшучивание сочетаются с откровенными фантазиями, на которые часто ведется слушатель

Автор Харченко Лилия Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 766
Номер материала 50523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓