Исследовательская работа учителя английского языка: «Способность
учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные
процессы социального и экономического развития общества».
Учитель: Гусейнова Людмила
Алексеевна
2015 год
г. Новый – Уренгой
Учитель
– кто он?.. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он –
скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко
благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему
взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в
сознании величия своего дела.
С.Л. Соловейчик.
1. Профессиональная
автономия
Сегодня нам,
учителям ИЯ, приходится работать в сложной ситуации, так как в методике
обучения иностранным языкам в последние годы произошли изменения.
Если мы раньше
страдали от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со
стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы,
недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями,
то теперь учитель имеет доступ к многообразным зарубежным и отечественным
материалам по иностранному языку.
В настоящее время
нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению
иностранных языков.
Появилась
необходимость в профессиональной автономии – способности и умении думать и
действовать в профессиональной области независимо от чужой воли,
обстоятельств, собственных страхов, самостоятельно осуществлять выбор и
принимать ответственное решение, ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные
стратегии их достижения.
Уметь работать в
постоянно меняющихся условиях многообразии образовательных программ, учебников
и образовательных учреждений, вырабатывать способность адаптироваться к
педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы
социального и экономического развития общества.
Диапазон
профессии учителя требует непрерывного самообразования постоянного обновления,
уточнения и пополнения профессионально значимых ЗУН.
Хорошо известно, что работа учителя носит
творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Учитель
исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен
творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить
научно- исследовательскую работу (НИР) с целью повышения эффективности и
качества обучения и воспитания в школе. Исследовательская деятельность
педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность.
Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 г., где
заложены в качестве концептуальной идеи «участие педагогических работников
в научной деятельности», «интеграция научных исследований с образовательным
процессом», в новых требованиях к квалификации педагогических и руководящих
работников при присвоении им квалификационных категорий и в др. нормативных
документах. Профессиональная компетентность - качество
действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических
проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях
педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся
квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными
технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных
и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и
т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное
совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных
источников информации в области компетенции и методик преподавания для
построения современных занятий с обучающимися.
Исследовательская компетенция учителя ИЯ
является одной из составляющей профессиональной компетенции учителя ИЯ, знания
+ навыки и умения в превосходной степени, =это опыт и мастерство
( не только опыт, но и личность Зимняя И.А.), т.е. профессиональная
компетентность.
2. Научное решение проблем
Учитель должен быть готов к изучению,
анализу и прогнозированию развития личности, владеть средствами диагностики и
методиками оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся,
демонстрировать результаты реализации направлений образовательной политики, при
использовании педагогических технологий ориентироваться на результаты
апробации/адаптации в условиях своего образовательного учреждения. Таким
образом, исследовательские умения должны входить в состав общепрофессиональных
умений педагога. В процессе включения в исследовательскую работу значительная
нагрузка возлагается на учителя как на научного руководителя. Сложность
этой роли заключается в том, что учителя этому никто не обучал и не
«вооружил» методической литературой. Все ли педагоги
владеют основами методики исследования и готовы к практической работе по
организации исследовательской деятельности учащихся? Необходима курсовая
подготовка учителя. Сегодня это очень актуально.
Учитель-исследователь
владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить
к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить НИР с целью
повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.
Научное решение
проблем выбора целей, содержания, форм и методов эффективного обучения в
конкретных условиях конкретного учителя становится возможным на основе
анализа деятельности учителя – мастера, в том числе, его исследовательской
деятельности.
В
исследовательской деятельности учителя ИЯ – гностические умении, которые служат
предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей,
организаторской и коммуникативно – обучающей деятельности, и собственно –
исследовательские умения, лежащие в основе НИР учителя.
1. Умение
подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических
знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации , реферата
доклада, сообщения.
2. Умение
наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и
использования в практике преподавателя.
3. Умение
ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и
проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты
проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.
Виды
НИР:
1. Участие
в методических конкурсах.
2. Поиск
научных источников.
3. Участие
во встречах с учеными страны.
4. Участие
в оформлении стендов по научной работе.
5. Участие
во встречах с учителями – исследователями.
6. Участие
в эксперименте.
В процессе обучения иностранному языку нам
приходится осуществлять различные исследовательские функции.
Для того чтобы грамотно планировать уроки,
мы обретаем адекватные средства обучения, вовремя реагируем на изменения
в учебном процессе, анализируем собственную деятельность как на уроке, так и
вне урока и своевременно корректируем их.
1. Рефлексивная
функция учителя иностранного языка в научном самоанализе своей
профессиональной деятельности. Для выполнения этой функции учителю необходимо
владеть специальным знанием и умение (гностические и исследовательские).
2. Функция
обобщения ППО. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью
его обобщения и использования в технике преподавания. (участие в конкурсе
«Учитель года – 2003 год»)
3. Внедрение
результатов научных исследований в учебный процесс.
Проекторная методика, языковой портфель, научно – исследовательская
конференция «Шаг в будущее», НИР с учащимися.
Проектная
методика. Одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в
процессе преподавания. Не все методы можно успешно применить для развития
автономии при обучении ИЯ. Одним из наиболее эффективных в этом отношении мы
считаем проектную методику, которая нацеливает его на эмансипацию обучаемого,
устранения его зависимости от преподаваемого путем самоорганизации и
самообразования в процессе создания конкретного продукта или решение проблемной
ситуации, взятой из реальной жизни.
Автор
методических проектов – американский философ и педагог Джон Дьюи.
Принцип
методических проектов:
1. Связь
идеи с реальной жизнью.
2. Интерес
к выполнению со сторон всех его участников.
3. Ведущая
роль консультативно – координирующей функции учителя.
4. Самоорганизация
и ответственное отношение участников проекта.
5. Нацеленность
на создание конкретного продукта.
6. Монопредметный
и межпредметный характер проектов.
7. Временная
и структурная завершенность проекта (маленькие, средние, большие структуры:
подготовительной, основной, заключительный).
Метод
проектов – самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из
непосредственного личного обращения с реальной жизнью, развивая и них самостоятельность,
независимость, инициативность и рефлексию (способность познавать и понимать
самого себя, свои внутренние психологические акты и состояния).
Языковой
портфель
Российский
языковой портфель, в основу которого положены документы Совета
Европы, как «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и
«Европейский языковой портфель».
Он
призван внедрять в практику преподавания иностранного языка:
1. перспективную
образовательную идеологию в областях ИЯ;
2. развивать
и поддерживать заинтересованность учащихся в изучении ИЯ на протяжении
всей жизни;
3. вооружать
учащихся надежным инструментом для определенных своих достижений в овладении
иностранным языком;
4. дать
учителю оценивать уровень достижения каждого учащегося в овладении ИЯ и
вести коррективы в педагогическую деятельность;
5. обеспечивать
учащимся социальную мобильность в рамках единой Европы.
3
части языкового портфеля: паспорт, языковая биография и досье.
Уровней
владения 4: А1(уровень выживания), А2 (допороговый уровень), Б1 (пороговый), Б2
(продвинутый).
Уровни
владения
Первый уровень А1 – уровень выживания с
V – IX классы с планом 3 раза в неделю.
Второй уровень А2 – допороговый в
школах, лицеях, гимназиях с I –II кл.
Третий уровень Б1 – пороговый в школах
с углубленным изучением ИЯ.
Четвертый Б2 – пороговый продвинутый
школы лингвистического портфеля (10 часов в неделю).
4. Изобретательская
функция. Работа учителя приобретает новый смысл, когда учитель стремится не
просто грамотно и правильно воплотить те или иные методические
рекомендации, методы, приемы обучения, а стремится изобрести и разобрать новые
формы и средства обучения (авторская программа «Моя Бурятия»).
5. Самообразовательная
функция. Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования по
Языковой Н.В., углубления и расширения теоретических знаний на основе
индивидуального чтения научно-методической литературы, формирование умения
осуществлять связь между теорией и практикой путем решения методических задач.
К технологиям профессионального творчества относятся:
- Диагностика и идентификация – умение
определять тип профессиональной системы и ее структуру. Проводится
тестирование и специальная контрольная работа.
- Экспертиза – умение оценивать эффективность
каждой структуры элемента профессиональной системы и предложить ее
усовершенствование. Проводится путем сравнения полученных
результатов диагностики с требованиями государственных стандартов.
- Исследование – умение изучать особенности
различных средств, в которых функционирует профессиональная система.
Проводится путем посещения уроков своих коллег, обсуждения учебного
процесса на семинарах и педсоветах. Это необходимо для согласования своей
профессиональной деятельности с деятельностью других учителей.
- Проблематизация – умение определить и решить
проблемы функционирования профессиональной системы. Поиск решений проблем
с помощью различных методов, форм преподавания или изменения его
содержания.
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ – УМЕНИЕ РАЗРАБОТАТЬ ПРОЕКТЫ НОВЫХ
ВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Проектирование такой системы
преподавания своего предмета, которое обеспечит решение обнаруженных
проблем.
- Прогнозирование – умение составлять перспективный
план развития профессиональной системы или заданных условий. Перспективное
планирование результатов учебной деятельности, которое осуществляется в
процессе составления тематического плана. Это – по сути дела научно
образованный прогноз – необходимо как система перспективных целей, в
соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность.
Будущим
выпускникам предстоит жить в технологическом обществе, самостоятельно
решать проблемы, проводить исследования профессионального и
общесоциального содержания, давать экспертные заключения, создавать
проекты, т.е. заниматься всеми важнейшими видами творческой деятельности,
необходимыми для достижения успеха в обществе.
Для
целенаправленной творческой деятельности недостаточно владеть методами
творчества, необходимыми развивать в себе качества творческой личности и
планировать свою карьеру с учетом закономерности жизненной стратегии творческой
личности.
Анализ
работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функции школьников, об
их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских
задач, об освоении опыта творческой деятельности, умение грамотно и
компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя
происходят чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащихся.
Создания условий для НИР школьников позволяет реализовать право на
получения качественного и современного образования, обеспечить
конкурентоспособность выпускников.
Приобщение
учащихся старших классов к научным исследованиям – мощное средство, позволяющее
увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и
совершенствования. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу
в этой работе. Внедрение НИР в педагогическую деятельность учителя
повысит уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ и обеспечит
конкурентоспособность его на рынке труда. Неумение вести педагогический поиск,
ошибки в исследовательской работе зависят больше всего не от отсутствия
способностей, а от недостатка необходимых знаний и умений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.