Главная / Иностранные языки / Исследовательская работа : «Способность учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества»

Исследовательская работа : «Способность учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества»


Исследовательская работа учителя английского языка: «Способность учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества».  

                                                        Учитель: Гусейнова Людмила Алексеевна

                                                                                             

2015 год

г. Новый – Уренгой

Учитель – кто он?.. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко  благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

                                  С.Л. Соловейчик.

  1. Профессиональная автономия

        Сегодня нам, учителям ИЯ, приходится работать в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам в последние годы произошли изменения.

        Если мы раньше страдали от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь учитель имеет доступ к многообразным зарубежным и отечественным материалам по иностранному языку.

        В настоящее время нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению иностранных языков.

        Появилась необходимость в профессиональной автономии – способности и умении думать и действовать  в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов, самостоятельно осуществлять выбор и принимать ответственное решение, ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные стратегии их достижения.

        Уметь работать в постоянно меняющихся условиях многообразии образовательных программ, учебников и  образовательных учреждений, вырабатывать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.  

        Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования постоянного обновления, уточнения и пополнения профессионально значимых ЗУН.

Хорошо известно, что работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Учитель исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить научно- исследовательскую работу (НИР) с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе. Исследовательская деятельность педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 г., где заложены в качестве концептуальной идеи «участие педагогических работников в научной деятельности», «интеграция научных исследований с образовательным процессом», в новых требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий и в др. нормативных документах. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.

Исследовательская компетенция учителя ИЯ является одной из составляющей профессиональной компетенции учителя ИЯ, знания     + навыки и умения в превосходной степени, =это опыт и мастерство ( не только опыт, но и личность Зимняя И.А.), т.е. профессиональная компетентность.

2. Научное решение проблем

Учитель должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития личности, владеть средствами диагностики и методиками оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся, демонстрировать результаты реализации направлений образовательной политики, при использовании педагогических технологий ориентироваться на результаты апробации/адаптации в условиях своего образовательного учреждения. Таким образом, исследовательские умения должны входить в состав общепрофессиональных умений педагога. В процессе включения в исследовательскую работу значительная нагрузка возлагается на учителя как на научного руководителя. Сложность  этой роли заключается в том, что учителя этому никто не обучал и не «вооружил» методической литературой.  Все  ли педагоги владеют основами методики исследования и готовы к практической работе по организации исследовательской деятельности учащихся? Необходима курсовая подготовка учителя.  Сегодня это очень актуально.

        Учитель-исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить НИР с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.

        Научное решение проблем выбора целей, содержания, форм и методов эффективного обучения в конкретных условиях конкретного учителя  становится возможным на основе анализа деятельности учителя – мастера, в том числе, его исследовательской деятельности.

        В исследовательской деятельности учителя ИЯ – гностические умении, которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно – обучающей деятельности, и собственно – исследовательские умения, лежащие в основе НИР учителя.

  1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации , реферата доклада, сообщения.

  2. Умение наблюдать, изучать,  анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в практике преподавателя.

  3. Умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.

Виды НИР:

  1. Участие в методических конкурсах.

  2. Поиск научных источников.

  3. Участие во встречах с учеными страны.

  4. Участие в оформлении стендов по научной работе.

  5. Участие во встречах с учителями – исследователями.

  6. Участие в эксперименте.

В процессе обучения иностранному языку нам приходится осуществлять различные исследовательские функции.

Для того чтобы грамотно планировать уроки, мы обретаем адекватные  средства обучения, вовремя реагируем на изменения в учебном процессе, анализируем собственную деятельность как на уроке, так и вне урока и своевременно корректируем их.

  1. Рефлексивная функция учителя иностранного языка в научном самоанализе своей профессиональной деятельности. Для выполнения этой функции учителю необходимо владеть специальным знанием  и умение (гностические и исследовательские).

  2. Функция обобщения ППО. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в технике преподавания. (участие в конкурсе «Учитель года – 2003 год»)

  3. Внедрение результатов научных исследований  в учебный процесс.  Проекторная методика, языковой портфель, научно – исследовательская конференция «Шаг в будущее», НИР с учащимися.

Проектная методика. Одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в процессе преподавания. Не все методы можно успешно применить для развития автономии при обучении ИЯ. Одним из наиболее эффективных в этом отношении мы считаем проектную методику, которая нацеливает его на эмансипацию обучаемого, устранения его зависимости от преподаваемого путем самоорганизации и самообразования в процессе создания конкретного продукта или решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни.

Автор методических проектов – американский философ и педагог Джон Дьюи.

Принцип методических проектов:

  1. Связь идеи с реальной жизнью.

  2. Интерес к выполнению со сторон всех его участников.

  3. Ведущая роль консультативно – координирующей функции учителя.

  4. Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта.

  5. Нацеленность на создание конкретного продукта.

  6. Монопредметный и межпредметный характер проектов.

  7. Временная и структурная завершенность проекта (маленькие, средние, большие структуры: подготовительной, основной, заключительный).  

Метод проектов – самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного обращения с реальной жизнью, развивая и них самостоятельность, независимость, инициативность и рефлексию (способность познавать и понимать самого себя, свои внутренние психологические акты и состояния).

Языковой портфель

Российский языковой портфель, в основу которого  положены  документы Совета Европы, как «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и «Европейский языковой портфель».

Он призван внедрять в практику преподавания иностранного языка:

  1. перспективную образовательную идеологию в областях ИЯ;

  2. развивать и поддерживать заинтересованность учащихся в изучении  ИЯ на протяжении всей жизни;

  3. вооружать учащихся надежным инструментом для определенных своих достижений в овладении иностранным языком;

  4. дать учителю оценивать уровень достижения каждого учащегося в овладении  ИЯ и вести коррективы в педагогическую деятельность;

  5. обеспечивать учащимся социальную мобильность в рамках единой Европы.

3 части языкового портфеля: паспорт, языковая биография и досье.

Уровней владения 4: А1(уровень выживания), А2 (допороговый уровень), Б1 (пороговый), Б2 (продвинутый).

Уровни владения

Первый уровень А1 – уровень выживания с V – IX классы с планом 3 раза в неделю.

Второй уровень А2 – допороговый в школах, лицеях, гимназиях с I –II кл.

Третий уровень Б1 – пороговый в школах с углубленным изучением  ИЯ.

Четвертый Б2 – пороговый продвинутый школы лингвистического портфеля (10 часов в неделю).

  1. Изобретательская функция. Работа учителя приобретает новый смысл, когда учитель стремится не просто грамотно и правильно воплотить  те или иные методические рекомендации, методы, приемы обучения, а стремится изобрести и разобрать новые формы и средства обучения (авторская программа «Моя Бурятия»).

  2. Самообразовательная функция. Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования по Языковой Н.В., углубления и расширения теоретических знаний на основе индивидуального чтения научно-методической литературы, формирование умения осуществлять связь между теорией и практикой путем решения методических задач.

К технологиям профессионального творчества относятся:

  1. Диагностика и идентификация – умение  определять тип профессиональной системы и ее структуру. Проводится тестирование и специальная контрольная работа.

  2. Экспертиза – умение оценивать эффективность каждой  структуры элемента профессиональной системы и предложить ее усовершенствование. Проводится путем  сравнения полученных результатов диагностики с требованиями государственных стандартов.

  3. Исследование – умение изучать особенности различных средств, в которых функционирует профессиональная система. Проводится путем посещения уроков своих коллег, обсуждения учебного процесса на семинарах и педсоветах. Это необходимо для согласования своей профессиональной деятельности с деятельностью других учителей.

  4. Проблематизация – умение определить и решить проблемы функционирования профессиональной системы. Поиск решений проблем с помощью различных методов, форм преподавания или изменения его содержания.

  5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ – УМЕНИЕ РАЗРАБОТАТЬ ПРОЕКТЫ НОВЫХ ВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Проектирование такой системы преподавания своего предмета, которое обеспечит решение обнаруженных проблем.

  6. Прогнозирование – умение составлять перспективный план развития профессиональной системы или заданных условий. Перспективное планирование результатов учебной деятельности, которое осуществляется в процессе составления тематического плана. Это – по сути дела научно образованный прогноз – необходимо как система перспективных целей, в соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность.

        Будущим выпускникам предстоит жить в технологическом обществе, самостоятельно  решать проблемы, проводить исследования профессионального  и общесоциального содержания, давать  экспертные заключения, создавать проекты, т.е. заниматься всеми важнейшими видами творческой деятельности, необходимыми для достижения успеха в обществе.

        Для целенаправленной творческой деятельности недостаточно владеть методами творчества, необходимыми развивать в себе качества  творческой личности и планировать свою карьеру с учетом закономерности жизненной стратегии творческой личности.

        Анализ работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функции школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении  опыта творческой деятельности, умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходят чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащихся. Создания условий для  НИР школьников позволяет реализовать право на получения качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников.

        Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям – мощное средство, позволяющее увлечь   новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.  Внедрение  НИР в педагогическую деятельность учителя повысит уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ и обеспечит конкурентоспособность его на рынке труда. Неумение вести педагогический поиск, ошибки в исследовательской работе зависят больше всего не от отсутствия способностей, а от недостатка необходимых знаний и умений.



Исследовательская работа : «Способность учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества»
  • Иностранные языки
Описание:

Исследовательская работа учителя английского языка: «Способность учителя адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества».  

                                                        Учитель: Гусейнова Людмила Алексеевна

                                                                                             

2015 год

г. Новый – Уренгой

Учитель – кто он?.. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко  благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

                                  С.Л. Соловейчик.

 

Автор Гусейнова Людмила Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 391
Номер материала 50141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓