Инфоурок География Другие методич. материалыИсследовательская работа "Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны"

Скачать материал

70 – летию Победы посвящается…

 

 

 

Министерство образования и науки Красноярского края

 

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны

 

 

 

 

 

 

 

Поторочина Ульяна Владимировна

19.07.2001г.

г.Ачинск, 662150, Партизанская д.29, кв.4, 89135656057

МБОУ «Средняя школа №4»  7 класс «В»

г.Ачинск , Ул.Ленина12, 4-12-29

Руководитель: Маутэр Наталья Михайловна

Учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

г. Ачинск 2015 г.

 

 

 

Содержание

 

  Введение…………………………………………………………………………3

             Глава I.  Сибиряки – герои Великой Отечественной войны……………..5

 Глава II. Биографические сведения …………………………………………6

 ГлаваII.1Богатков Борис Андреевич ……………………………………….6

 ГлаваII.2 Крестин Михаил Васильевич……………………………………..7

 Заключение………………………………………………………………………8

 Литература……………………………………………………………………....9

            Приложение 1……………………………………………………………………10

 

 

            Приложение 2……………………………………………………………………17

 

            Приложение 3……………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Научная работа «Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны»  направлена на  формирование  у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому  родного города, активной  жизненной и гражданской позиции. Работа направлена на изучение роли писателей  и поэтов Красноярского края в годы Великой Отечественной войны. В ходе работы    учащиеся  знакомятся с историей Красноярского края,  учатся работать с историческими источниками и  анализировать их

 

Актуальность  работы

      Актуальность  заключается в том, что мы очень мало знаем о своей Малой Родине, а в частности о героях, которые встали на защиту нашей  Родины. В рамках  празднования 70- летия  Великой Победы, будет актуально еще раз вспомнить и рассказать сверстникам о Героях Красноярского края, об их подвигах, их вкладе в литературу и историю Красноярского края.

Цель: познакомить с историейВеликой Отечественной войны через изучение биографий героев – Красноярского края  и их произведения

Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

Изучить и собрать материалы о героях Красноярского края и их подвигах.

Изучить произведения писателей и поэтов земляков-сибиряков

Объект и предмет исследования.

Объектом научной работы являются мужество и героизм, проявленные советскими воинами в годы Великой Отечественной войны. 

Предметом работы являются  рукописные, печатные, энциклопедические и публицистические материалы о судьбах исторических личностях, упоминаемые в истории Красноярского края.

Средства, используемые в работе учащимися, это беседа, консультация с работниками музея им. Д.С. Каргополова, с руководителем проекта, также экскурсии, проводимые на уроках истории.

Методы: анализ, классификация

     Начать исследование мы решили с посещения школьной библиотеки, посетили Городскую центральную библиотеку им. А.С. Пушкина, где стали изучать «Летопись града Ачинска», пользовались электронным ресурсом.

 Далее мы направились в Ачинский городской Краеведческий музей имени Д.С. Каргополова, где работали с сотрудниками музея. Мы изучили материалы о героях Красноярского края, письма друзей, автобиографии писателей Красноярского края: Богаткова Бориса Андреевича, Крестина Михаила Васильевича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Сибиряки – герои Великой Отечественной войны

 

Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа.

22 июня... Когда увидишь листок календаря с этим числом, то невольно вспоминаются уже далекие 1941-1945 гг., быть может, самые трагические, но и самые героические годы не только в Красноярской и Советской, но и в многовековой истории нашего Отечества. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, победа над страшным врагом - все это было в 1941-1945 гг.

Война нанесла невосполнимый урон  и Ачинским землям. На фронт уходило из города и района 23,5 тысяч человек, осталось на полях сражений – 11,2 тысячи. В память о них стоит обелиск "Скорбящая мать", автором которого является Ачинский художник В.А. Дубинский.

И писатели - фронтовики внесли свой вклад в историю своей Родины. Мы рассмотрим некоторые биографии писателей и поэтов Красноярского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.1 Биографические сведения

 

Мы изучили архивные материалы о каждом из героев  и  узнали, что:

 

Борис Андреевич Богатков (1922-1943)

 

Поэт - фронтовик, родился в Ачинске. Начал печатать стихи  в местной  газете «Ленинский  путь»  в  1939  году. После окончания школы учился в Московском автодорожном техникуме, участвовал в строительстве метрополитена. В 1941 году добровольно ушел на фронт. После тяжелой контузии жил в Новосибирске, со­трудничал в окружной армейской газете «Красноармейская правда». Его призывы и плакаты появля­лись в «Окнах ТАСС». В 1943 году снова ушел на фронт в составе 22-ой Сибирской добровольческой дивизии.  Автор «Песни Сибирской добровольческой дивизии», «У эшелона» и других стихов. Погиб при штурме    Гнездиловских    высот    в    Спасе   -   Деменском    районе Смоленской  области. 

Награжден  орденом  Отечественной   войны  I степени (посмертно). Стихи и письма поэта вышли посмертно в сбор­нике «Единственная книга», «Молодая гвардия», «Имена на поверке», «Пороховая память». (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.2 Крестин Михаил Васильевич - поэт-сказочник

(1909-1946)

Родился в 1909 году в деревне Мариновка Ачинского уезда, учился в сельской школе, летом батрачил. Затем семья переехала в город Ачинск.

Рано начал писать сказки и стихи. Был членом литературного объединения города Ачинска, а затем города Красноярска.

Участник Великой Отечественной войны в звании капитана был награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией 1941—1945 годов».

С войны вернулся инвалидом II группы. Умер от ран 24.08.1946 года в городе Ачинске, был похоронен на местном кладбище.

Еще на фронте Крестин М.В. пишет такие стихи, как «Почтальон», «Первое мая», «Победа», «Пожар», басню «Полкан», «Октябрь», «Новогоднее», песни «Почему ты смотришь..», «Как то встретишь», памфлет «Заступился», «Возвращение на Родину», «Посмертное не оконченное сочинение». Из прозаических произведений им написаны «Дневники 1937 и 45-46гг.», «Два молодых охотников», «Сущая правда», «Сердца любви и ненависти», «О молодильных яствах» и много других произведений. (Приложение 2, 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           В данной  работе были проанализированы биографии писателей времен отечественной  войны. Посещая музей,  исследуя различную литературу, перед нами предстает целостная картина событий  в истории города. В процессе  работы мы  поняли,  какое значение имели подвиги наших земляков. Действительно, биографиями таких героев, как  Боготкова,Б.А,. Крестина М.В. и других писателей Красноярского края, не искажаются, не преувеличиваются исторические вехи, а пишется история страны.

На основе этой работы и собранных данных о Героях  мы подготовили сборник биографических материалов, подготовили брошюру произведений писателей Красноярского края, которую в дальнейшем можно будет использовать на уроках «Краеведения» при изучении тем: «Знаменитые земляки – Ачинцы. Герои Великой Отечественной войны», «Малая Родина», также на уроках литературы при изучении писателейВОВ.

 Это позволит учащимся больше узнать о своей Малой Родине. А учителя, воспитатели, родители смогут использовать в целях воспитания Патриотизма и привития детям любви к своей Малой Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.            Геннадий Лопаткин. Летопись града Ачинска. Красноярское региональное политическое движение «Свет». 

2.            "Золотые звезды северян", Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1971 г., с. 139-143.

3.             Краткая справка из двухтомного издания "Герои Советского Союза" (М., Воениздат, 1987 г., т.2, стр. 35).

4.            Использование архивного материала из Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргаполова

5.            Использование электронного ресурса:

http://www.warheroes.ru/

http://rudocs.exdat.com/

http://www.adm-achinsk.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Богатков Борис Андреевич (1922 – 1943)

Борис Богатков родился 3 октября 1922 года в селе Балахта, близ Ачинска Красноярского края. Отец, Андрей Михайлович, был партийным работником и часто уезжал в командировки. Мать, Мария Евгеньевна, была преподавателем математики. Борис был единственным и любимым сыном в семье Богатковых. Мальчик рос ласковым, подвижным и любознательным. Родители в любую свободную минуту были с сыном вместе, рассказывали сказки, читали стихи. Борис рано научился читать, а поэтому его первыми друзьями были книги. Андрей Михайлович приучал сына к труду, любви к людям. Мария Евгеньевна тяжело заболела и в 1931 из больницы написала записку сыну: "Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик".

Трудное детство выпало Борису. После смерти матери на воспитание взяла его к себе Татьяна Евгеньевна Зыкова, тоже учительница. Борис приехал в Новосибирск и поселился вместе с тетей Танечкой, как он её звал, и её семьёй, по ул. Октябрьской 3 (первый этаж). Борис был средним учеником, но больше всего любил историю и литературу, особенно поэзию. Любимым поэтом был Маяковский. Вначале Борис даже подражал Маяковскому и писать стихи начал с 10 лет. Писал их всегда и везде - на клочках бумаги, блокнотах, в тетрадях по арифметике. Его стихи помещались в стенных газетах, печатались в "Пионерской правде". В 1933 году он встал под Красное знамя, пионерское. Борис стал пионером.

Борис Богатков принимал активное участие в жизни школы. Будучи общительным и жизнерадостным, он всегда находился среди своих друзей-сверстников. Но иногда он склонял свою русую голову и его ясные голубые глаза становились грустными. В такие минуты Борис уединялся.

Татьяна Евгеньевна любила Бориса как своего родного сына, заботилась о нём, просиживала бессонные ночи около постели, когда поднималась температура и Борис отдавал должное этой простой и скромной женщине лаской и вниманием. Но нет-нет да и загрустит от того, что не было мамы, которая так нужна особенно в детские годы.

Шли годы. Борис рос, мужал, набирался сил. Будучи подростком он много времени уделял спорту - любил футбол, плавание, лыжи, легкую атлетику. Он был выше среднего роста, легкоатлетического сложения. В эти годы Борис отличается от многих своих друзей твердостью характера, большой силой воли, смелостью. Никогда не был безразличен к тому, что происходит в жизни, любое важное событие в нашей стране и за рубежом волновало его. Мог часами спорить о литературе, поэзии, науке, о месте человека в обществе и на всё у него был установившийся взгляд и убеждение. Уже в возрасте 15-17 лет был внимателен к людям и мог остановить любого хулигана, оскорбляющего прохожих, или разбушевавшегося «балбеса». Борису до всего было дело. Это был удивительный человек.

Борис очень любил своего отца. Они тянулись друг к другу, а поэтому он иногда уезжал из Новосибирска к отцу в Ачинск, Омск. Он учился в автодорожном техникуме, а потом и в вечерней средней школе. Постоянным его спутником была поэзия. Днем Борис учился или работал, а по вечерам занимался в кружках молодых поэтов и писателей. И вот 1940 год, последний предвоенный год. Борис стремиться сделать как можно больше, его пылкий ум и мечущаяся натура мечтает о больших делах. В то время при "Комсомольской правде" был создан совет поэзии, руководимый Антокольским, туда и пришел Борис, совмещая одновременно учёбу в литературном институте (вечернее отделение), 18-летний юноша с голубыми застенчивыми глазами спускается в штрек и вместе с такими же парнями строит Московское метро.

Борис Богатков был настоящим комсомольцем, настоящим человеком.

Грохот пушек 22 июня 1941 года возвестил миру о начале Великой Отечественной войны. Борис Богатков, придя в военкомат, попросился в летное училище. Он мечтал о небе, но не о полёте в мирном небе, а о жесткой борьбе с фашистами, чтобы сегодня ярко сияло солнце.

Но Борис был зачислен курсантом авиационных техников. Об этом он вспоминал:

Небо, небо! Не познав полёта,
Не парив в высокой синеве,
Я сильней бывалого пилота
Мучаюсь, тоскую по тебе!
Значит буду на аэродроме,
Буду не на фронте, а в тылу?

И Борис предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Друг, вынесенный из огня, уже снова воевал, а Борису врачи говорят: "Вам грозит глухота, меньше волнуйтесь. Не будете беречься свалитесь в постель. От вас скрывать нечего. Вы человек мужественный".

В один из осенних дней 1942 года, когда деревья сбрасывали свой лиственный наряд, на тихих улицах Новосибирска появился белокурый парень в солдатских обмотках, опиравшийся на палку. Борис поселился в бревенчатом доме по ул. Ленская-85, где жила его тетя Танечка. Отсюда он выходил по утрам, бродил по городу, часами просиживал среди пылающих кленов в первомайском сквере и писал, писал в своей толстой тетради. Борис начинает работать и драться другим оружием. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.

В “Окнах ТАСС”, в окружной газете “Красноярская звезда”, в сатирических передачах “Огонь по врагу” появились стихи и песни Бориса.

Шел 1942 год. В Новосибирске формировалась Сибирская добровольческая дивизия.

И вот однажды вечером с учений шли солдаты. Несли на плечах минометный стволы, противотанковые ружья, пулеметные станки. “Запевай” - приказал старшина, и запевалы голосами хриплыми от пыли и жажды, начали:

На родном зауральском заводе
Крепко сделан, фашистам на страх,
Он у каждого есть в нашем взводе,
Он в надежных гвардейских руках,
Мы прогоним врага до границы,
С боем вражий рубеж перейдем
До проклятой фашисткой столицы,
С автоматом сибирским пройдем!

Солдаты подхватили:

Метко бьет по створе грязной
Вороненый верный брат,
Беспощадный, безотказный,
Наш гвардейский автомат!

Они не знали, кто написал слова этой боевой походной песни о гвардейском автомате, не видели, что уже несколько вечеров подряд под высокими тополями стоит белокурый юноша в старой шинели и, слушая песню, кусает губы, чтобы не разрыдаться от счастья.

Богатков продолжает сражаться. Он прислал письмо “треугольник” своему другу Николаю Мейсаку, в котором писал: “Ты и представить себе не можешь, как я счастлив. На мне снова военная форма, я сержант Сибирской добровольческой дивизии. Скоро забегу расцеловать тебя и распрощаться”.

Татьяна Евгеньевна в эти дни получила открытку похожую на телеграмму: “Приезжайте попрощаться, еду воевать. Борис”. Плакала Татьяна Евгеньевна. “Ничего, тетя Танечка! - уговаривал Борис, - ну ничего не случиться. Я даже выздоровею на фронте. Ну, прощай, мамочка моя золотая, - прижал он ее к груди, - до свидания, до свидания!”.

Итак, опять фронт.

В августе 1943 года войска Западного фронта, в составе которого сражалась Сибирская добровольческая дивизия, громя фашистов, вышла на дальние подступы к старинному русскому городу Смоленску. На пути сибиряков встали сильно укрепленные противником Гнездиловские высоты, близ станции Павлино. “Грозные” - назвали их гвардейцы.

Гнездиловские высоты были важнейшей ключевой позицией: они прикрыли коммуникации фашистках армий.

Особенно сильно укрепил враг высоту, обозначенную на полевых картах отметкой 233,3. Разведчики доносили: немцы опоясали ее несколькими линиями траншей, противотанковыми рвами, километрами колючей проволоки и минными полями. Более двухсот огневых точек насчитывали разведчики, девяносто вагонов снарядов израсходовали на высоту артиллеристы. Гнездиловские высоты надо было брать. И командование приказало: "Высоту 233,3 штурмует Новосибирский полк".…Уже дважды бросался полк на штурм вражеских укреплений, но откатывался назад, залёг в высокой ржи. Дважды автоматчики гвардии сержанта Богаткова поднимались в атаку и, прижатые бешеным огнём, ложились на сухую дымящуюся землю. Богатков, разгорячённый боем, тяжело дыша смотрел на своих солдат. Уже второй раз отходит взвод. Сколько погибло ребят, а сколько ещё побьют, Проклятые!

Неужели вражеские пулемётчики сильнее его, Бориса Богаткова, сильнее его товарищей-сибиряков?

А что если… Если вот сейчас в этом адском грохоте запеть песню. Свою новую песню, которую он только что закончил. Запеть во весь голос, чтобы услышал полк?

Огромнейшим усилием воли он заставил себя оторваться от земли. “Стой, Борис! Куда?! – закричали солдаты. – Ложись!”Но он встал, оглянулся и, бросив потрясённому взводу короткое и властное “запевай” во весь рост двинулся вперёд, прямо на вражеские пулемёты.

Несколько мгновений изумлённые солдаты смотрели на своего командира. Высокий, сильный, с лицом, чёрным от пыли и дыма, он упрямо шёл вперёд, не падая, не оглядываясь, шёл и всё громче пел песню, которую написал сам и теперь, как знамя, понес впереди полка:

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных
Новосибирской области родной.
Немало получили враги ударов грозных
От гвардии сибирской огневой!
Нас месть ведет в атаку и наш порыв неистов,
Мы все преграды превращаем в пыль,
Чем дальше мы на запад идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь!

В тот миг, когда пробиваясь сквозь шум боя загремела подхваченная сотнями голосов песня, немецкие пулемётчики прекратили огонь.Они с ужасом смотрели на людей, поднимающихся в разных концах поля с громкими яростным припевом:

Всё, гвардеец, в боях изведай:
Холод, голод, смертельный риск –
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск:

Немцы повели огонь ещё злее, ещё ожесточённее, но первые цепи сибиряков уже прошли вперёд. Люди падали, но песня неудержимо и грозно надвигалась на фашистские окопы и вот в какое-то мгновение перешла на русское “ура-а-а”!

Сибиряки ворвались в немецкие траншеи. Схватка была стремительной и острой. Борис бил врагов из автомата, колол своим трофейным кинжалом, но когда он преследуя немца, спрыгнул в окоп, другой фашист, раненый, не добитый, напрягая последние силы, дотянулся до автомата и… дал очередь в спину Бориса.

Гнездиловские высоты были взяты. А после боя, собрались на опушке рощи усталые бойцы. И подходя к развесистой березе, низко склоняли головы. В тени ветвей на окровавленной шинели, неподвижно лежал их любимый друг и командир, юноша с чистой душой и ласковыми глазами.

Так, прожив на свете чуть более двадцати весен, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Васильевич Крестин –поэт-сказочник

 

Приходят в краеведческий музей посетители, смотрят экспозицию. Но все чаще и дольше задерживается их взгляд у темы «Ачинцы в тылу и на фронте». На фотографии молодого задумчивого человека в форме капитана с наградами. Под фотографией надпись: поэт-сказочник, за мужество и отвагу в боях награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и  медалью «За боевые  заслуги».

М.В. Крестин родился в 1909 году в деревне Мариновка Назаровского района. Четыре года учился  в сельской школе. Зиму учился, а лето батрачил, после школы тоже батрачил и пас скот. С 1927 года со всей семьей переехали в г. Ачинск. В Ачинске Михаил работал год разнорабочим, четыре года работал на распиловке леса пильщиком. Затем армия. В 1932 году М.В. Крестин был принят в кандидаты  ВКП (б), 20 августа  1932 года в ячейку ВКП(б). В РКК А Михаил Васильевич был активным военкором, редактором взводной Илычевки. Именно тогда приходит увлечение поэзией, сказками, анекдотами. Михаил Васильевич сотрудничает с местной газетой «Ленинский путь», публикует в газете сказки, стихи. Он работает над сказками «Клад», «О молодильных средствах», «Доброе слово», «Ангел».

Началась война. В 1941 году М.В. Крестин был призван Ачинским райвоенкоматом  в ряды действующей армии.   В боях за Советскую Родину капитан  М. В. Крестин 17 декабря 1944 года был тяжело ранен осколком мины в левое бедро. Потянулись длинные  дни. Операция. Вторая операция. В госпитале Михаил  завел дневник. Этот дневник сохранился, правда, он сильно изменился от времени. 9мая 1945 года оставил следующую запись.  Сегодня исключительно радостный день для народов всего Советского Союза. День всенародного торжества, праздник победы над фашисткой Германией. В 2ч. 20 минут ночи кто- то из ребят вбежал в палату и включил репродуктор. Радио заговорило. Кто-то из ребят заругался. Но когда услышали слова диктора, читающего акт о безоговорочной капитуляции надГермании, тогда все притихли, внимательно слушая, не пропуская ни одного слова. Кто-то из больных закричал ура. По коридору забегали няни, сестры, больные, вышел аккордеонист  с аккордеоном, и открыли танцы в коридоре. Танцевали до 3х ч. ночи. В госпитале Михаил Васильевич много пишет. 21 мая 1945 года он пишет стихотворение «Победа»

« Дела... теперь минувших дней

Судьбы коварной и жестокой,

В сердце родины моей.

Вонзились скважины глубокой.

Нам не забыть тех дней судьбы,

Дней рабства, каторги, насилий,

Сверхчеловеческих усилий»

В госпитале Крестин пишет стихи про лучших сестер нашей планеты под заголовком «Берите с них пример». Стихотворение начинается так:

Кто  нас больше любит

Раненых – больных,

Как своих родных?

Мы сейчас покажем

Четырех сестриц,

Имена расскажем,

Этих мастериц.

В госпитале М.В. Крестин выпускает газету, в которой пишет свои сатирические стихотворения. Здесь же он пишет сказку- быль «Сердце любви и ненависти», «сказку про бога и попа и про Ивана Простака», стихотворение «Приключение с инвалидом», «Замечание Деда Мороза», «Н.А. Волковой», «Пожар» и другие.

 Вмарте 1946 года М.В. Крестин вернулся из госпиталя.

« Звенящим зеленым разливом

Струится июль по полям,

 Вагоны бегут торопливо

Навстречу цветным тополям.

В открытые окна вагона

Медовая хлещет струя,

Не слышно большого стола,

Я ехал в родные края.

Я ехал туда, где родился,

Другим с сибирячкой одной,

С суровой природой родился

В сибирской колхоз мне родной»

Писал  Крестин в одном из своих  замечательных стихотворений, которое нельзя читать без слез «Возвращение на родину»

С войны Крестин  М. В. пришел инвалидом II группы. Он умер 24 августа 1946 года от ран. Был похоронен в г. Ачинске.

 

 

Приложение 3

 

Михаил Васильевич был по характеру  человеком доброй души, веселым, жизнерадостным, любил играть на гармони, любил петь. Любимой певицей была Лидия Русланова. «Жигули»- его любимая песня и может быть, поэтому своих дочур Риту  и Люду он ласково называл «Жигулятыми»

В Ачинске у Михаила Васильевича остались две дочурки.

9 сентября 1942 года он пишет в письме:

  «Здравствуй дочка, Рита!

 С приветом папа. Я получил от тебя  письмо. Я сильно по тебе соскучился, Дочка, как перебьем всех фрицев, так я приеду. Тогда опять будем петь и танцевать и в кино вместе ходить будем. Дочка, живите дружно с Людочкой и слушайтесь  маму и тетю Аню. Рита, передай привет бабе Дуне, скажи, что папа побьет всех фрицев и придет домой, тогда вместе пойдем в гости к бабе Дуне. Пиши, дочка, письма чаще, я сильно по вас скучаю, каждый день смотрю на Ваши карточки. До свидания, дочка. Целую тебя крепко.

Твой папа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Научная работа «Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны»  направлена на  формирование  у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому  родного города, активной  жизненной и гражданской позиции. Работа направлена на изучение роли писателей  и поэтов Красноярского края в годы Великой Отечественной войны. В ходе работы    учащиеся  знакомятся с историей Красноярского края,  учатся работать с историческими источниками и  анализировать их

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1028
    • DOCX 43.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маутэр Натали Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маутэр Натали Михайловна
    Маутэр Натали Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56035
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 369 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе