Главная / Биология / Исследовательская работа «Подросток: алкоголь или здоровье». (9 - 11 классы)

Исследовательская работа «Подросток: алкоголь или здоровье». (9 - 11 классы)



МКОУ Алешковская сош







Исследовательская работа

«Подросток:

алкоголь или здоровье».





Выполнила работу ученица 9 класса:

Ченцова Анна.

Руководитель: Данцева Нина

Ивановна.






2013г.




План.

1.Немного истории.

2.Причины употребления алкогольных напитков.

3.Влияние алкоголя на организм человека.

4.Влияние алкоголя на детский и подростковый организм.

5.Алкоголь и способности человека.

6.Алкоголь и потомство.

7. Ущерб, наносимый обществу алкоголем.

8. Профилактика.

9.Приложение.



































Цели: убедить школьников в недопустимости употребления в этом возрасте каких бы то ни было спиртных напитков.

Показать отрицательное влияние даже малых доз алкоголя на физические и интеллектуальные способности человека, в особенности подростка.

Ознакомить учащихся с влиянием алкоголя на потомство.

Раскрыть многостороннюю панораму бед и несчастий, наносимых алкоголем, проанализировать и оценить их с позиций гражданственности.

Показать губительные действия алкоголя на растения.



































Пьянство есть упражнение в

безумии.

(Пифагор)

.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времён. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из мёда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

1. Немного истории.

Чистый спирт начали получать в VI - VII веках арабы и назвали «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом.

Крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счёт постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства).

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. С XVI столетия начался массовый завоз из – за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове утверждаются «царёвы кабаки», давшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из- за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

В России создалась своеобразная «питейная процедура», согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не должен проходить без вина. Родился ребёнок - крестины. Умер человек - поминки. Встречают рождение - пьют за здоровье, провожают человека из жизни - за упокой.

Запрет продажи спиртных напитков в некоторых странах не только не способствует уменьшению алкоголизма, а, напротив, как свидетельствует статистика, в ряде случаев увеличивает пьянство. Таким образом, «сухой» закон» проблемы не решает.

2. Причины употребления алкогольных напитков.

Причины употреблять алкоголь обусловлена комплексом факторов, первыми из которых являются обычаи социальной микросреды.

Алкоголь создаёт иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться, что трудности, житейские невзгоды не имеют особого значения. Социальная микросреда, в которой живёт человек, определяет его отношение к алкогольным напиткам. Обычаи семьи при этом занимают одно из ведущих мест. И там, где положительно относятся к употреблению алкоголя, у детей и подростков в силу подражания закрепляется, воспитывается стереотип подобного же отношения, т.е. складывается «алкогольный стиль жизни». Молодое поколение, вырастая, зачастуя передаёт алкогольные установки своим детям. Образуется порочный круг.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения в зависимости от возраста. До

11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребёнок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам).

В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости». С 14 - 15 лет появляются такие поводы, как удобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости». Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.

Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желания быть как все, стремление подражать старшим. Возрастными особенностями подростков в определённой мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости».

Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление

избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться

от неприятных переживаний.

3.Влияние алкоголя на организм человека.

Алкоголь, попадая в организм, влияет на работу жизненно важных органов. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования. Вот почему он выступает главным виновником автотранспортных катастроф и аварий. Нетрезвые водители часто наезжают на людей, потому что не успевают вовремя затормозить, объехать, свернуть. Но алкоголь не только замедляет реакцию, он отрицательно воздействует на способности: человек , что называется тупеет. В начале XX в, проводились эксперименты с участием детей, которые показали, что употребление даже небольших доз алкоголя здоровыми, способными детьми ухудшает их память. Они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13 – 14 – летние мальчики не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в арифметических действиях делают грубейшие ошибки. Таким образом, алкоголь – разбойник гасит лампу разума.

Но он поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, лёгким, нарушая их нормальную деятельность.

Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту на протяжении всей жизни. Чтобы неустанно работать на протяжении всей жизни, сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода. Алкоголь же, токсически воздействуя на мышцу сердца, препятствует усвоению ею этих питательных веществ и кислорода, в результате чего сердце может остановиться и наступает смерть. Учёные считают, что отравление алкоголем в 18,5% случаев является причиной смерти.

Алкоголь непосредственно повреждает ткань лёгких, делая её проницаемой для микробов, которые вызывают различные лёгочные заболевания.

Под влиянием хронического употребления алкоголя происходит перерождение печёночных клеток, замещение их грубой соединительной тканью, которая не способна выполнять ни одну из многочисленных функций этого органа. Больные жалуются на нарушения пищеварения, боли в правом подреберье, страдают от сильного зуда кожи, возникающего вследствие раздражающего действия желчных пигментов, обмен которых при алкогольном поражении печени нарушен. Часто алкоголики страдают гастритом и язвенной

болезнью желудка, двенадцатиперстной кишки. Общее отравление организма алкоголиков проявляется в снижении устойчивости к инфекциям, в то числе и к туберкулезу.

Алкоголь, поступая в кровь, заставляет работать сердце в неблагоприятном для него режиме. Изменяются стенки кровеносных сосудов. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается

атерос клероз, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Она перерождается и наступает внезапная смерть от инфаркта.

Алкоголь оказывает отрицательное воздействие на центральную нервную систему. Постепенно кора полушарий головного мозга, которая выполняет функции сознания и мышления, выходит из строя. Мозг человека, создающий машины, прекрасные города, разрушается.

4. Влияние алкоголя на детский и подростковый организм.

В конце XIX в. врач Морис Ленде наблюдал влияние алкоголя на поведение и способности детей в возрасте от 6 до 15 лет. Тотчас после приёма алкоголя они становились необычайно активными, быстрее читали, но в письме делали много ошибок, в арифметических действиях допускали грубые ошибки. Заучивание наизусть давалось им труднее. В 13 – 15 - летние мальчики не могли передавать своими словами содержание прочитанного. У всех детей изменялся характер: они становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Алкоголь задерживает в мозгу рост и развитие нервных клеток, нарушает их функционирование, значит нарушается и развитие способностей: ребёнок или подросток начинает плохо соображать, «тупеет», что непременно сказывается на результатах успеваемости. Если же употребление алкоголя носит регулярный , частый характер (например, в каждый праздник), то оно задерживает психическое развитие, как утверждают некоторые ученые, приблизительно на один год.

Внутренние органы детей и подростков находятся в состоянии интенсивного роста. Желудок, пищевод в подростковом возрасте выстилается тонким эпителием. Алкоголь как бы обжигает его, попадая в пищевод или желудок: происходит слущивание клеток, образование маленьких язвочек. Нарушаются секреция и состав желудочного сока, с помощью которого переваривается пища. А это расстраивает усвояемость пищи, что обязательно сказывается на росте и развитии подростков – они задерживаются. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа , гипофиз, надпочечник. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиваться сахарный диабет, нарушение половой функции. Сердце растущего человека чутко реагируют на присутствие алкоголя в организме. Неблагоприятно изменяется частота сокращений, сердце начинает биться часто – часто, а иногда, наоборот, медленнее, чем обычно. Кроме того, нарушается ритм. В обычном состоянии сердце бьётся ровно, т.е. сокращение наступает через равные промежутки времени. При наличии алкоголя в организме ритм сердца становится неравномерным: сокращение сердечной мышцы происходит то через короткие промежутки времени, то через длинные.

Доказано, что, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо – физиологическими и психологическими особенностями детского и подросткового организма. В конце прошлого века был описан такой случай. У двухмесячного малыша судорожно дёргались руки и ноги. Доктора долго не могли понять, в чём дело. Предложили родителям вывезти ребёнка из прежнего жилища. После этого судороги прекратились и больше не возобновлялись. Оказалось, что воздух прежней квартиры был пропитан винными парами, так как в подвале дома находился винный погреб магазина.

Описаны также случаи смертельного отравления детей 4 – 9 лет. Например, четырёхлетний мальчик потерял сознание после того, как съел бисквит, смоченный небольшим количеством ликёра.

Известный русский врач И.В. Сажин, занимавшийся исследованием влияния алкоголя на нервную систему, в 1902г. писал: « Что касается детского, отроческого и юношеского возраста, то здесь для естественного и правильного гармонического развития волевых, нравственных и умственных способностей решительно и необходимо требуется безусловное устранение спиртных напитков в каком бы то ни было качестве и в каком бы то ни было количестве».

5.Алкоголь и способности человека.

Алкоголь губительно влияет на любой организм, даже на физически закалённый организм спортсмена. Известный хоккеист Борис Майоров заметил, что теперь, в век невиданных скоростей в спорте, когда он не по дням, а по часам молодеет, спортсмен, чтобы добиться результатов, должен сдерживать себя от многих соблазнов, в первую очередь, от алкоголя: «И это не абстрактное философствование, а мысли, рождённые трагической судьбой моих близких товарищей, сгоревших в этом костре совсем ещё молодыми. Смею заверить, что они были наделены железным здоровьем».

Спортсмен, потребляющий алкоголь, может погибнуть на тренировке из – за разрыва сосудов, ставших хрупкими. Ведь при напряжении его сердце за одно сокращение выбрасывает около 120 мл крови (в обычном состоянии – 50 – 60 ), а вентиляция лёгкого достигает 120 л в минуту ( в обычном состоянии – 6- 7). Алкоголь отрицательно влияет на человека не только непосредственно после его употребления, но и в последующее время, ведь он длительно выводится из организма. Так, в мозгу его следы обнаруживают даже спустя 15 дней.

Алкоголь пагубно действует и на интеллектуальные способности человека. Ухудшается логическое и абстрактное мышление, способность концентрировать внимание, притупляются память, способность к творчеству.

Проводились специальные наблюдения за машинистками, а также наборщики типографии. Создавалось впечатление, что после приёма 10 г алкоголя работа идёт лучше и быстрее. Но при подведении итогов выявилось, что снизился темп печатания и набора текста, увеличилось число ошибок.

Немецкий учёный Смит около 25 дней изучал на себе и своём товарище способности к запоминанию и сложению чисел, а также скорость и продолжительность ассоциативного мышления. При этом сначала, 6 – 8 дней, они не употребляли алкоголя, в последующие дни принимали сначала по 40г, а затем по 60г и по 80г. В результате выявилось, что в первый же день после приёма алкоголя производительность уменьшилась и в последующие дни продолжала снижаться соответственно увеличению дозы спиртного. Когда же учёный прекращал на 7 – 9 дней приём алкоголя, а затем опять принимал его, производительность умственного труда резко падала даже по сравнению с первой серией опытов.

Таким образом, повторное употребление алкогольных напитков ещё больше снижает интеллектуальные способности. Вывод: алкоголь и учеба, алкоголь и творчество несовместимы. Не случайно великий русский учёный – физиолог И.П. Павлов сделался убеждённым противником спиртного после того, как проделал над собой опыт с алкоголем и оценил его воздействие как потерю «ясновидения действительности».

6.Алкоголь и потомство.

Рождение здорового, полноценного ребёнка во многом зависит от здоровья и поведения его родителей. Женская половая клетка зреет 12 дней, мужская – 72 дня. Если в течение этого времени вступившие в брак употребляют алкоголь, то ручаться за здоровье будущего ребёнка не приходится. Исследования показали, что наличие алкоголя в крови резко повышает чувствительность наследственного аппарата человека к внешним воздействиям (температурным, воздушным, водным), которые в обычных условиях наследственности не изменяют. С помощью электронного микроскопа доказано, что в половых клетках в этих случаях наблюдаются различные изменения хромосом, в которых заключён генетический код человека. Таким образом, алкоголь может вредно воздействовать уже на стадии образования и развития половых клеток, т.е. задолго до зачатия. Наиболее распространённый наследственный дефект у детей, чьи родители потребляют алкоголь, - это расщепление нёба, так называемая «волчья пасть», и верхней губы – «заячья губа».

Алкоголь опасен не только для созревающих половых клеток, он может сыграть роковую роль и в момент оплодотворения полноценных (нормальных) половых клеток.

В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тыс. детей – идиотов, содержавшихся в специальных домах – приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период маслениц, свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождавшихся потреблением алкоголя.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития, - алкогольный синдром плода (АСП), или синдром алкогольной фетопатии. Для АСП характерны врождённые аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребёнка в росте и развитии. У детей с синдромом алкогольной фетопатии маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Степень проявления алкогольного синдрома плода может быть разной, но он обязательно есть у ребёнка, мать которого во время беременности употребляла алкоголь. Шведские исследователи, например, установили, что у женщин, употреблявших в первые месяцы беременности от 25 до 50 г чистого алкоголя (125г водки или 500 г вина), в 33% случаев рождаются младенцы с острой формой алкогольного синдрома: «заячья губа», аномалии суставов, дефекты строения сердца. В 34% других случаев симптомы несколько более сглаженной формы. И только в 33% случаев у пьющих женщин рождаются внешне нормальные дети. Однако затем они все отстают в росте и развитии.

У пьющих женщин больше половины детей умирает от отёка мозга и других заболеваний уже в первые месяцы жизни. Дети, которые выживают, растут хилыми, болезненными, отстают в психическом развитии.

Алкоголизм матери в два раза сильнее влияет на потомство, чем отца.Французская исследовательница Ружот установила, что алкоголизм отца как причина задержки роста детей отмечается в 45 % случаев, а алкоголизм матери – в 85%; низкая масса тела соответственно в 37 % случаев и 66.

7.Ущерб, наносимый обществу алкоголем.

Проблемы, связанные с потреблением алкоголя, являются давними проблемами человечества. Но только с конца прошлого века мировое сообщество начало осознавать масштабы ущерба, который наносит алкоголь.

Биологический аспект ущерба.

По данным современной статистики, от всех видов алкогольной интоксикации в США умирает до 100 тыс. человек в год, в Англии – до 40 тыс., во Франции – до 18 тыс.

У лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, риск возникновения травмы в 4,3 раза выше по сравнению с непьющими. Пьяные забывают об осторожности, лезут на глубину, купаются во время шторма. Пьяному море по колено, а лужа по уши. По данным американских исследований, в четырёх случаях из пяти в автокатастрофах повинны пьяные водители или пешеходы. 88.7% погибших от несчастных случаев на транспорте были пьяны, причём 58,2% из них – в состоянии лёгкого опьянения.

Все дети алкоголиков отстают от своих сверстников в здоровье как в момент рождения, так и в последующей жизни, им не удаётся компенсировать это отставание в психическом и физическом развитии.

Социальный аспект ущерба.

Основной удар приходится на семью: алкоголь разрушает её. Он поглощает от 40 до 70% семейного бюджета, создаёт, как правило, напряжённую, конфликтную обстановку, дети растут беспризорными, в атмосфере асоциальности и зачастую становятся правонарушителями.

По подсчётам специалистов, в семьях пьяниц и алкоголиков вырастает 70% подростков – правонарушителей. От 60 до 80 % разводов происходит из – за пьянства одного или обоих супругов.

Преступность также часто вызывается потреблением алкоголя: 80 % хулиганских актов, 70% убийств и изнасилований совершается в состоянии опьянения. Среди лиц, судимых за воровство, пьяницы составляют 58 %.

Экономический аспект ущерба.

По мировой статистике, 50 – 70 % дорожно – транспортных происшествий связано с алкоголем. По чехословацким данным, одна кружка пива перед рейсом увеличивает число аварий в 7 раз, 50 г водки – в 30 раз, а 200г водки – в 130 раз!


8. Профилактика.

Физическая подготовка детей занимает важное место в воспитании. Спортивные упражнения требуют выносливости и ловкости.

Спортивных результатов можно добиться только постоянными тренировками и безусловным выполнением режима труда, отдыха, питания, при условии отказа от вредных для здоровья привычек, в первую очередь употребления вина и курения. Алкоголь парализует волю.

При беседе о вреде алкоголя можно привести такие факты. На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежало 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелось лишь 78 цыплят; 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами: зародыши были отравлены парами спирта. Всё сказанное относится и к человеку. В пьющих семьях 40% детей оказываются больными. В таких семьях в два раза чаще дети рождаются мёртвыми, а их смертность в раннем возрасте в три раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Опыты, демонстрирующие влияние алкоголя на растения.

Опыт №1.

Семена ячменя делим на 2 части. Одну часть кладём во влажную, смоченную простой водой марлю, другую часть – также во влажную марлю, но смоченную спиртовой водой (на стакан воды – две чайные ложки спирта). Каждую часть кладём на своё блюдце, которые помечаем, чтобы не спутать, и в течение недели смачиваем марлю: одну – водой, другую – водой со спиртом. ( Приложение см.фото №1)

В первом опыте семена, завёрнутые в марлю, смоченную водой, прорастут – появится нежная зелень; в другой марле, смоченной водой со спиртом, семена не только не прорастут, а даже почернеют. ( Приложение см.фото №2).

Опыт №2.

Готовим два стакана: в одном – вода, в другом – вода и одна чайная ложка спирта. В каждый кладём по головке лука так, чтобы они только на 2/3 были погружены в жидкость. Стаканы помечаем, чтобы в дальнейшем не спутать. В один по мере убывания добавляем чистой воды, а в другой – воду со спиртом.( Приложение См. фото №3)

Луковица в стакане с чистой водой даст зелёные побеги, а луковица в стакане с водой и спиртом не прорастёт, а начнёт загнивать.( Приложение см.фото №4).


Опыт «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».

В две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 - 90%. В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом.

Во второй пробирке образуется плотный белый осадок — в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.( Приложение см. фото 5).

Вопрос: «Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?»

Ответ: Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов.


Алкоголь считают вредной привычкой, но тем не менее некоторые употребляют алкоголь из любопытства со сверстниками.



Приложение




hello_html_5dcaa91d.jpg


Фото №1.





hello_html_4681c770.jpg


Фото № 2.


hello_html_400d34b4.jpg



Фото № 3.



hello_html_145aaafd.jpg


Фото №4









hello_html_7f8f043e.jpg


Фото №5. Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя.























Литература.

  1. В.Н. Ягодинский Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Москва. Просвещение. 1985г.

  2. Е.Скворцова. Профилактика употребления алкоголя школьниками.Ж. Воспитание школьников № 3 1991.

  3. Е.Скворцова. Профилактика употребления алкоголя школьниками.Ж. Воспитание школьников № 4 1991.

  4. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Влияние алкоголя на подростка. Вред никотина.

  5. А.Ф. Никитин, В.М. Обухов Трезвость норма жизни. М. Просвещение. 1987г.


































Исследовательская работа «Подросток: алкоголь или здоровье». (9 - 11 классы)
  • Биология
Описание:

Показать отрицательное влияние даже малых доз алкоголя на физические и интеллектуальные способности человека, в особенности подростка.

Ознакомить учащихся с влиянием алкоголя на потомство.

Раскрыть многостороннюю панораму бед и несчастий, наносимых алкоголем, проанализировать и оценить их с позиций гражданственности.

Показать губительные действия алкоголя на растения.

по плану

1.Немного истории.

2.Причины употребления алкогольных напитков.

3.Влияние алкоголя на организм человека.

4.Влияние алкоголя на детский и подростковый организм.

5.Алкоголь и способности человека.

6.Алкоголь и потомство.

7. Ущерб, наносимый обществу алкоголем.

8. Профилактика.

9.Приложение.

Автор Данцева Нина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1238
Номер материала 53174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓