Главная / История / Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…».

Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…».

Название документа Исследовательская работа МБОУ СОШ№32.docx

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения»

Краевой фестиваль школьных музеев,

посвященный Победе в Великой Отечественной войне








Исследовательская работа



«Мужество, отмеченное войной…».





Работу выполнила:Куценко Евгения Александровна

23.05.1996г 0409 835901

663340 Красноярский край

г. Норильск район Кайеркан ул. Школьная 5-115

МБОУ «СОШ№32» 10 «А» класс

музей «Боевой и Трудовой славы»

663340Красноярский край

г. Норильск район Кайеркан ул. Победы д.11,

8(3919) 39-47-29

руководитель: Корнецкая Светлана Владимировна














Красноярск

2013



Содержание.

  1. Введение ______________________________________________2 - 3

Цели и задачи работы

Определение актуальности поставленной проблемы

  1. Основная часть. Предисловие

Чеченская трагедия______________________________________4-5

Исследование биографии героя-земляка, Атланова Алексея Юрьевича________________________________________________6-7

3. Заключение____________________________________________ 8

4. Список использованной литературы________________________ 9

5. Приложение ____________________________________________10-19





























В жизни всегда есть место подвигу…
М. Горький

Введение

Актуальность, цели и задачи исследования

Моя Родина – Россия - страна, которая славиться героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, например, развитое чувство служения своей Родине, желание быть патриотом.

И я считаю, что каждый человек, являясь патриотом своей Родины, должен знать историю не только своей необъятной страны, но и историю свой малой Родины, историю народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирование исторического и патриотического сознания подрастающего поколения, является краеведение. Сейчас просто необходимо развивать интерес учащихся в области краеведения, это связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, районе и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

История России в XX веке, знает не только ВОВ, но и другие войны, их называют локальные вооруженные конфликты, в которых, как и в ВОВ были проявлены героизм и мужество. Люди погибали, калечились и безусловно заслужили сохранение своих имен в памяти нашего народа.

Свою работу я считаю актуальной, так как уверена, что людям всех поколений необходимо знать правду о том, как любая война влияет на судьбы и дальнейшую жизнь не готовых к ней молодых парней.

В своей работе, я решила обратить внимание на изучение таких локальных конфликтов и ликвидировать существующие пробелы. Объектом моего изучения является локальный вооруженный конфликт и участник, боевых действий в Чечне.


Цель работы: изучить участие в Чеченской войне выпускника МБОУ «СОШ№32» Атланова Алексея Юрьевича. Для достижения поставленной цели мне предстояло реализовать следующие задачи:

  1. собрать устный и письменный материал( воспоминания) и документальные сведения об участнике войны в Чечне;

  2. изучить теоретический материал о войне;


В ходе реализации поставленных задач проводилось изучение семейного архива: документов, фотографий. Изучались заметки в газете трудового коллектива «Металлург «Надежды». Был получен ответ на запрос руководителем музея Смаженовым А.О. о призыве на военную службу Атланова А.Ю. (см. Приложение №10)

Проведенная работа имеет практическую значимость, так как собранный материал пополнил фонды школьного музея «Боевой и Трудовой славы» и позволил провести экскурсии и лекции по военно-патриотическому воспитанию.

Материалы данной работы можно использовать на уроках краеведения, тематических классных часах.

Методы исследования:интервьюирование, фотографирование, изучение семейного архива, материалов СМИ, исторической литературы, ресурсов интернет.

Источники исследования: воспоминания отца Атланова Юрия Павловича, классного руководителя Манухиной Аллы Сергеевны.































Предисловие

В школе №32 я учусь с 2003 года. В нашей школе есть музей «Боевой и Трудовой славы». В музее я увидела стенд парню, который погиб, ему было всего 18 лет. Почему он стал героем? Я захотел изучить его жизнь, его боевой путь.

Я наметила себе программу действий: встречи с родственниками и друзьями погибшего; изучение фотоматериалов; изучение документов, сохранившихся в семье погибшего и школьном музее, а также изучить и понять Чеченскую войну.


Чеченская трагедия.


Чтобы узнать, что же это за война такая, я прочитал книгу «История России. ХХ – начало ХХI века». Глава называется «Чеченский кризис». Сухие строки: «новый этап вооруженного противостояния…, обострение военных действий…, российские солдаты находятся в Чечне не для войны с чеченским народом»

В начале 40-х гг. XIX в. складывается единое государство народов Чечни и Дагестана - имамат Шамиля, - просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 г.

С середины 20-х годов против Чечни была по существу развязана новая война.

В 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области объединились в одну Чечено-Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 г. была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР.

23 февраля 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована с насильственной депортацией народа в районы Казахстана и Средней Азии. Свыше полумиллиона чеченцев и ингушей были депортированы.

В январе 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного чеченского народа пошел семимильными шагами.

23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех партий и движений. На нем была поставлена конкретная задача – провозглашение суверенной Чеченской республики. В результате выборов 27 октября 1991 г. был избран Президент Чеченской Республики и Парламент. 1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской Федерации.

В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую популярность, а уже в 1992 г. захватывает власть.

31 декабря 1994 года – официальный ввод войск в Чечню.

 Да, война есть война - тяжело всем. Но всё-таки основная тяжесть ложится на плечи, зачастую ещё неокрепшие, хрупкие, рядового солдата. Когда 30 ноября 1994 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики", было принято решение об использовании, регулярной армии. И в декабре 1994 г. российские войска пересекли границу Чечни. По сводкам газет и телевизионных новостей штурм Грозного показал, насколько бездарным было командование войсками, но ведь эта бездарность обернулась огромными человеческими жертвами. Погибли российские солдаты и офицеры, и никто не может ответить на вопрос: "Ради чего?" Прочитав статью в интернете дочери командира Тихоновой Марины в ней были такие строки: «Папа говорит: " Приказы не обсуждаются, приказы выполняются. Иначе я плохой солдат". И он - то понимает из-за чего была развязана эта война, что, по его словам, навести порядок в этой республике было необходимо, т.к. после провозглашения в 1991 г. государственной независимости и выхода Чечни из состава России, Чечня превратилась в кровоточащую рану на теле нашего государства. Другое дело, что вестись она должна была по - другому - с минимальными потерями, с другим оснащением. Ведь не секрет, что из-за плохой связи, свои иногда расстреливали своих. Но наша армия стала нищей. А страдают от этого в первую очередь солдаты, те, кто в свои 18-20 лет присягнули на верность Родине и остаются верны своей клятве, несмотря ни на что. Папа рассказывает, в каком ужасном положении находятся федеральные войска вЧечне: "Мальчишки грязные, оборванные, голодные; бушлат одет прямо на голое тело; в глазах - ужас. Какой из него воин? Его только недавно оторвали от матери и сразу - в такое пекло. Это неправильно, этого не должно быть. Воевать должны профессионалы, т.е. такие, как мы. Ведь даже у тех, кто вернётся домой, психика сломана, и не известно на какой путь эти ребята встанут в мирной жизни"»1.

К сожалению, слова папы Тихоновой Марины находят отражение в реальной жизни. Периодически в СМИ появляются сообщения о преступлениях, совершённых людьми, прошедшими ад Чеченской войны. И нашим сверстникам иногда становиться страшно идти служить в армию.
















Атланов Алексей Юрьевич.E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg


Родился 9 апреля 1976 года в Медногорске. В 1980 г. с семьёй переехал в Красноярский край, где в городе Кайеркане пошел учиться в школу № 32. В 1993 году Алексей закончил школу.

По воспоминаниям отца Юрия Павловича «Леша любил спорт, с одноклассниками ходил на дзюдо, хоккей, увлекался музыкой, в школе проводил часто дискотеки. Мама умерла когда Леша учился в 6 классе. В армии первые пол года учился в школе сержантов в г. Ульяновске. Участвовал в совместных Российско-американских учениях. С первых дней в Чечне – командир БТР…»

Из воспоминаний классного руководителя Манухиной Аллы Сергеевны « Алеша Атланов, был обычный, живой непоседливый мальчишка. Хорошо помню первую встречу – высокий, вихры темных волос, широко открытые любопытные глаза – таким я его увидела в 4 классе. Учился он легко…тогда мы все были пионерами, и Алексей имел много поручений за время обучения в школе: и председателем совета отряда, и физоргом, и старостой. А на смотре строя и песни – командиром нашего взвода…было все: и проблемы и радости – человек рос мечтал, строил планы. Ему было интересно все! Он торопился жить. Имел много друзей.

И вот последняя встреча. Июнь 1994 года. Алеша спускается с горки от «Дома Быта» и еще издалека увидев меня, кричит «Здравствуйте! Меня в армию забирают!..» Голос звенит восторгом… Высокий, красивый, полный жизненных сил и энергии, сияющие глаза – ведь у него впереди целая жизнь! Я пожелала ему удачи. На этом мы расстались и оказалось навсегда…»

Алексей до призыва в армию работал на Надежденском металлургическом заводе - аппаратчиком. После службы планировал поступить в юридический институт. Но все планы оборвала смерть. В ночь с 23 на 24 декабря 1994 года младший сержант, Алексей, находясь в составе батальона миротворческих сил, в районе Аргуна (Чечня) принял бой с превосходящим числом противника. Погиб, выполняя специальное задание военной службы.

29декабря 1994 года отец Юрий Павлович получил телеграмму о смерти сына. Позже пришло извещение – документ для возбуждения ходатайства о назначении пенсии(пособия) и представления льгот, установленных законодательством Союза ССР. А также письмо командира войсковой части 73506 Л. Новожилова.(см. Приложение №1,2)

Указом Презедента Российской Федерации за отвагу и мужество во время боевых действий, Атланов Алексей посмертно награжден орденом мужества. Награда №0212 от 6 января 1995 года. (см.Приложение №3,4)

Коллектив цеха по производству элементарной серы в газете трудового коллектива Надеждинского металлургического завода «Металлург «Надежды» за 12 января 1995 года написали небольшую статью «Вечная память» «…Жизнь любого коллектива – большого или маленького – идет по своим определенным законам, а горе каждого переживается всеми… в 1993 году пришел учеником аппаратчика конденсации серы Алеше Атланов. За очень короткое время с помощью отца Юрия Павловича освоил он работу по выбранной специальности. Был хорошим исполнительным работником…

Но пришло время Алеше служить в армии, выполнить свой солдатский долг перед Родиной. А.Атланов считал, что ему повезло: попал он в элитные воздушно-десантные войска, стал десантником. Служил в благополучном Ульяновске…Тяжело по началу давалось солдатская наука, но он все понимал и говорил: «тяжело в учении – легко будет в бою!».

И не знал Алексей Атланов, что вскоре предстоит ему испытание войной – хоть и в своей стране, но в чужой республике – Чечне…

Алеши Атланова уже нет на этой земле. Но память о нем всегда будет жить в нашем коллективе….» (см. Приложение №5)

31 июля 1997 года на территории части торжественно был открыт памятник воинам-десантникам, 84 погибшим в Чечне 1994-1996гг. Есть на нем и фамилия Атланов А.Ю. с честью выполнившего воинский долг. (см.Приложение №6,7)















Заключение.

Итогом моей работы является осмысление проблемы Чеченской войны. Я познакомилась с литературой по данной теме, провела интервьюирование отца и классного руководителя погибшего воина, нашла статью в газете коллектива цеха и пришла к выводу: сегодняшняя молодежь мало что знает об Чеченской войне, о героях которые вот так же ходили в школу, учились, мечтали, а когда пришло время показали себя настоящими героями.

Моя исследовательская работа – желание помочь молодым людям узнать имена героев, которые прошли суровое испытание в локальных вооруженных конфликтах, не уронив чести Российского воина. Когда есть такие ребята, как Алексей Атланов, Россию никто и никогда не сможет поставить на колени и мы должны помнить о своих защитниках.

Наш долг – окружить внимание и заботой родных и близких погибших и тех солдат, которые получили увечье в ходе локальных войн и конфликтов.

Показать пример мужества, на который можно равняться. Дорогую цену заплатили наши войска за помощь «братскому народу». Всем известно, что войны начинают политики, а расплачивается за них простой народ. Солдаты не выбирают войну. Они выполняют приказ.

В школьном музее «Боевой и Трудовой славы» МБОУ «СОШ№32» оформлен стенд, посвященный памяти выпускнику школы – участнику Чеченской войны, Атланову Алексею. (см.Приложение №8)

Если бы не было войны, были бы живы эти парни, по-другому сложились бы судьбы их матерей, жен, детей. Мне очень хочется верить в то, что свою жизнь молодые ребята отдали не напрасно. И не только народ будет любить, защищать свое Отечество, но и Отечество повернется лицом к своему народу.

Эта тема постепенно уходит с первых полос газет, с экранов телевизоров, зная, что на территории Северного Кавказа продолжают гибнуть наши ребята. И как можно целыми днями крутить рекламу, музыкальные клипы, веселиться, улыбаться, когда уже в сотни семей пришла беда?

А закончить мою работу хочется строками из стихотворения поэтессы Любови Александровны Майской:

«Золотые слова: детство, мама и Родина

Стали вдвое дороже без войны на войне.

Пуля быстро летит, все сметая упрямо.

Снятся в доме родном беспокойные сны.

И стареют до срока поседевшие мамы,

Что детей проводили на войну без войны.

Защити их, броня, пронеси мимо горе.

Пусть услышат они запах мирной весны.

Возвращайтесь домой, будет радости море.

Отслужите, мальчишки, на войне без войны.”


Список использованной литературы:



  1. «История России. ХХ – начало ХХ века», А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, - Москва, «Просвещение», 2008.

  2. Материалы музея «Боевой и Трудовой славы» МБОУ «СОШ№32»

  3. Классный час по патриотическому воспитанию «Я гражданин России», Классные часы, Москва, 2011

Источники:

  1. Воспоминания отца - Атланова Юрия Павловича.

  2. Воспоминания классного руководителя - Манухиной Аллы Сергеевны.

  3. Статья в газете «Вечная память»// Металлург «Надежды»,№1,1995


Интернет-ресурсы:

  1. http://artofwar.ru/r/rassypuha/text_0510-1.shtml Тихонова Марина Игоревна    "Человек и война".

  2. http://www.pobediteli.ru/

  3. http://velikvoy.narod.ru/

  4. http://ru.wikipedia.org/










Приложение №1E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg




Приложение №2

E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Приложение №3E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Приложение №4

E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg













Приложение №5

E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg





Приложение №6E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg













Приложение №7

E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

















































Приложение №8 (экспозиция в школьном музее)

E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111136.JPG



















E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111123.JPG

Приложение №9 (фото семейного архива)E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111125.JPG























E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111127.JPG





















E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111138.JPG









E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\важно работа 2012-2013 уч год\Атланов Ю\P2111135.JPG



Приложение №10

E:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

1(http://artofwar.ru/r/rassypuha/text_0510-1.shtml Тихонова Марина Игоревна   "Человек и война")




15



Название документа Презентация ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.ppt

Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…» выполнила: ученица 1...
Объект изучения: локальный вооруженный конфликт в Чеченской Республике – Чече...
23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского на...
26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм Грозного, что означ...
Родился 9 апреля 1976 года в Медногорске. В 1980 г. с семьёй переехал в Красн...
29декабря 1994 года отец Юрий Павлович получил телеграмму о смерти сына. Позж...
Указом Презедента Российской Федерации за отвагу и мужество во время боевых ...
Коллектив цеха по Производству элементарной серы в газете трудового коллекти...
31 июля 1997 года на территории части торжественно был открыт памятник воинам...
В школьном музее «Боевой и Трудовой славы» МБОУ «СОШ№32» оформлен стенд, посв...
Светлая память тем, чья жизнь безвременно оборвалась в боях! Удачи тем, кто н...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…» выполнила: ученица 10 «
Описание слайда:

Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…» выполнила: ученица 10 «А» класса Куценко Евгения.

№ слайда 2 Объект изучения: локальный вооруженный конфликт в Чеченской Республике – Чеченск
Описание слайда:

Объект изучения: локальный вооруженный конфликт в Чеченской Республике – Чеченская война, в которой участвовали военнослужащие Российской Армии. Цель работы: изучение участия в Чеченской войне выпускника МБОУ «СОШ№32» Атланова Алексея Юрьевича. Задачи: 1) собрать устный и письменный материал ( воспоминания) и документальные сведения об участнике войны в Чечне; 2)изучить теоретический материал о войне.

№ слайда 3 23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народ
Описание слайда:

23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народа. Задача съезда – провозглашение суверенной Чеченской республики. 1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской Федерации. Дудаев вместе со своими сторонниками в 1992 г. захватывает власть.

№ слайда 4 26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм Грозного, что означало
Описание слайда:

26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм Грозного, что означало: военные действия против Чечни начались. Спустя несколько дней, а именно 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин подписывает секретный указ о вводе войск в Чеченскую республику. 31 декабря 1994 года - официальный ввод войск в Чечню.

№ слайда 5 Родился 9 апреля 1976 года в Медногорске. В 1980 г. с семьёй переехал в Краснояр
Описание слайда:

Родился 9 апреля 1976 года в Медногорске. В 1980 г. с семьёй переехал в Красноярский край, в городе Кайеркане учился в школе № 32. Норильским городским военным комиссариатом призвался на военную службу 13.06.1994года. В ночь с 23 на 24 декабря 1994 года младший сержант, Алексей, находясь в составе батальона миротворческих сил, в районе Аргуна (Чечня) принял бой с превосходящим числом противника. Погиб, выполняя специальное задание военной службы.

№ слайда 6 29декабря 1994 года отец Юрий Павлович получил телеграмму о смерти сына. Позже п
Описание слайда:

29декабря 1994 года отец Юрий Павлович получил телеграмму о смерти сына. Позже пришло извещение – документ для возбуждения ходатайства о назначении пенсии(пособия) и представления льгот, Установленных законодательством Союза ССР. А также письмо командира войсковой части 73506 Л. Новожилова.

№ слайда 7 Указом Презедента Российской Федерации за отвагу и мужество во время боевых дей
Описание слайда:

Указом Презедента Российской Федерации за отвагу и мужество во время боевых действий, Атланов Алексей посмертно награжден орденом мужества. Награда №0212 от 6 января 1995 года.

№ слайда 8 Коллектив цеха по Производству элементарной серы в газете трудового коллектива
Описание слайда:

Коллектив цеха по Производству элементарной серы в газете трудового коллектива Надеждинского металлургического завода «Металлург «Надежды» за 12 января 1995 года написали статью «Вечная память» .

№ слайда 9 31 июля 1997 года на территории части торжественно был открыт памятник воинам де
Описание слайда:

31 июля 1997 года на территории части торжественно был открыт памятник воинам десантникам, 84 погибшим в Чечне 1994-1996гг. Есть на нем ифамилия Атланов А.Ю. с честью выполнившего воинский долг.

№ слайда 10 В школьном музее «Боевой и Трудовой славы» МБОУ «СОШ№32» оформлен стенд, посвяще
Описание слайда:

В школьном музее «Боевой и Трудовой славы» МБОУ «СОШ№32» оформлен стенд, посвященный памяти выпускнику школы – участнику Чеченской войны, Атланову Алексею

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Светлая память тем, чья жизнь безвременно оборвалась в боях! Удачи тем, кто нахо
Описание слайда:

Светлая память тем, чья жизнь безвременно оборвалась в боях! Удачи тем, кто находится в рядах российских армий! Здоровья и счастья вернувшимся домой живыми!

Исследовательская работа: «Мужество, отмеченное войной…».
  • История
Описание:

Моя  Родина – Россия - страна, которая славиться героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, например, развитое чувство служения своей Родине, желание быть патриотом.

И я считаю, что каждый человек, являясь патриотом своей Родины, должен знать историю не только своей необъятной страны, но и историю свой малой Родины, историю народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирование исторического и патриотического сознания подрастающего поколения, является краеведение. Сейчас просто необходимо развивать интерес учащихся в области краеведения, это связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, районе и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. 

Автор Корнецкая Светлана Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 882
Номер материала 17684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓