Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа «А.С.Пушкин в творчестве поэтов-модернистов».

Исследовательская работа «А.С.Пушкин в творчестве поэтов-модернистов».

Скачать материал

Исследовательская работа

«А.С.Пушкин в творчестве поэтов-модернистов».

 

Автор: Хабовец Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ лицей №13 г.Ростова-на-Дону.

                                                                                   

В чём пушкинского гения  основа

И в чём его прозренья хороши?..

В свободном изъяснении души

Единственной раскованностью слова.

 

И если воспринять его готова

Твоя душа, не опоздай, спеши

Поймать его и в творческой тиши

Своей судьбой его наполнить снова.

 

Михаил Дудин

Время и Пушкин.

 

Александр Сергеевич Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и всё же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде неизведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно весёлые, то задумчивые,  умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем.

 

Творчество  знаменитого поэта всегда привлекало не только простого читателя, но и  известных, именитых мастеров художественного слова. И для каждого -  Пушкин -  свой  мир, со своими особенностями, тайнами и открытиями. Для одного  Пушкин – это учитель, для другого Пушкин – друг, для третьего Пушкин – соратник на нелёгком поэтическом  поприще.

 

Особенно интересен образ  великого поэта в произведениях рубежа веков – века Золотого и века Серебряного. С появлением модернизма в литературе произошли   глобальные изменения. Представители различных течений  выдвигали свои конкретные программы по изменению  основ поэтики, лексики, морфологии…

 

Менялись темы, идеи, другими становились идеалы.

     В борьбу вступили представители  двух ведущих направлений эпохи – реализма и модернизма. Их выразители, как известно, не принимали друг друга и  вели  острую полемику   между собой. Эстетическая борьба опиралась на существенные позиционные различия реалистов и модернистов, но она также не исключала глубинных контактов двух направлений. Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры.    Откровенная надежда  на предвосхищение будущего  или даже на преображение мира средствами искусства была чужда реалистам. Однако  они  отражали внутреннее человеческое влечение к гармонии и красоте, к созидательному чувству.

 

Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом. Некоторые художники слова, организационно не связанные с этими объединениями, внутренне тяготели к опыту одного из этих течений (И.Анненский – к символизму, М.Волошин и М.И.Цветаева – к акмеизму). Сергей Есенин был ведущим  новокрестьянским поэтом.

 

Развитие модернизма имело свою историю. В острых спорах течения сменяли друг друга, в пределах каждой группы появлялись отдельные самостоятельные тенденции.

Тем не менее, это движение опиралось на общую основу. В деятельности любого творческого союза так или иначе сказывалось стремление к предвосхищению идеальной культуры. Идеалом поэтического слова  во все времена было и, я думаю, навсегда останется  мастерство Александра Сергеевича Пушкина.

 

Что же  хотели предоставить в идеале модернисты? Какие формы, в отличие от классических, они видели в своём стремлении к высшим целям?

 

Освоение новейших, современных форм поэзии приобрело особое значение именно потому, что они были призваны выразить неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать их силу.  Влечение к такому идеалу привело к удивительным художественным свершениям, к развитию поэтической культуры.

 

А что же  идеал классики?

 

«Пушкинская нота» звучит в произведениях практически каждого поэта серебряного века: литературно-критические статьи, посвящённые творчеству Пушкина, лирические эссе о его влиянии на их творческие биографии, многочисленные реминисценции из пушкинских творений. Особый интерес представляют стихотворения поэтов рубежа веков непосредственно о самом Пушкине.

 

Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы 19 века. И не только… Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли  свою лепту в исследование его поэзии.

 

Век  модернизма называют Серебряным веком русской поэзии. Перекличка двух веков  - « золотого» пушкинского  и « серебряного» -  звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием  мастерства Александра Сергеевича Пушкина. Их новаторство возросло на основе прекрасного знания русской поэтической классики. Особенно наглядно это сказалось в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Игоря Северянина, Владимира Маяковского…

 

У каждого из них – свой Пушкин…

 

Символизм и Пушкин.

Первым  и самым  крупным  из модернистских  литературных  течений, возникших в России, был символизм. Критерием познания символисты считали внутренний духовный опыт. Возник культ впечатления, он замыкал человека  в самом себе. Ценным и реальным становилось то, что мимолётно, неуловимо, недосказано, загадочно. Символизм – явление многогранное. Многое в нём  связано и с непосредственным  состоянием отечественной поэзии.  При  всём различии символистам -  с их эмоциональной напряжённостью и музыкальностью – был присущ культ формы, стремление к демонстрации глубоких познаний в различных областях – от историко-географической экзотики до философских и лингвистических тонкостей.

 

Большое количество  своих произведений поэты-символисты посвящали А.С.Пушкину. Родоначальником, основоположником русской поэзии считали великого поэта  представители этого литературного течения.

 

И.Анненский.

И.Анненский- ведущий представитель символизма -  наметил важнейшие основы своего поэтического окружения в своей статье « О современном лиризме» (1909 год): « Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней  редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы». Из этого мы видим, насколько высоко ценил творчество мастеров поэтического слова  века минувшего этот  поэт и к каким идеалам он призывал. Поэтика Анненского вобрала в себя и  причудливо синтезировала традиции лирики века XIX – прежде всего Пушкина и Тютчева.

 

« Гений чистой красоты положительно слепит меня своим нестерпимым блеском. Но таково бывает только первое впечатление. Через всю поэзию Пушкина проходит, в сущности, совсем другое, более жизненное отношение к красоте… Красота для Пушкина была что-то самодовлеющее и лучезарно-равнодушное к людям. Мимолётное видение, гений чистой красоты, равнодушная природа…все эти символы не лишены скорбного сознания, что красота живёт своей особой  и при том непонятною и чуждою всем нам жизнью…»

(«Символы красоты у русских писателей»).

 

 

Александр Блок.

Другой представитель символизма – Александр Блок преклонялся перед А.С.Пушкиным как перед настоящим сыном,  истинным гражданином своей Родины, который в своих произведениях не раз затрагивал тему патриотизма, ответственности перед родной землёй.

Для Блока Пушкин – прежде всего певец свободы. Поэзия Пушкина как бы служит путеводной звездой, помогая увидеть грядущие века.

 

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги  в немой борьбе

 

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

 

Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук –

Имя Пушкинского Дома

В Академии наук.

 

Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему.

 

(«Пушкинскому Дому»,11 февраля 1921 год).

Для Блока имя Пушкина – « родной для сердца звук». Поэт не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту.

 

Большое количество своих произведений Блок посвящает Пушкину, восхищаясь его писательским мастерством:

«Это лёгкое имя – Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не лёгкая и не весёлая; она трагическая…однако…праздничное и триумфальное шествие поэта…слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже  бога.

          Мы знаем Пушкина-человека, Пушкин - друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Всё бледнеет перед одним: Пушкин – поэт».

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов.

« Мой  герой – Пушкин» - эти слова принадлежат В.Я.Брюсову, одному из основоположников русского символизма. Поэт, прозаик, переводчик, историк и теоретик литературы, он был крупнейшим пушкинистом начала XX века. Им опубликованы 82 работы, посвящённые Пушкину. Именно ему принадлежит мысль издать сборник статей под названием  «Мой Пушкин». Однако книга появилась лишь в 1929 году, через пять лет после смерти поэта. Многие её страницы интересны и сегодня.

Вот как оценивал Брюсов вклад А.С.Пушкина в развитие русской культуры:

«Всеобъемлющий гений Пушкин охватывал все стороны духовной жизни его времени: не только интересы искусства, в частности поэзии, но и вопросы науки, общественной деятельности, политики, религии… И вся эта разностороння деятельность образует стройное целое, потому что отражает единое мировоззрение, составляет различные проявления единой цельности личности великого  поэта».

 

Сам Брюсов был кладезем разнообразнейших знаний, работал в самых разных областях  литературы, для него драгоценна каждая пушкинская строка. Как вдохновенно он говорит о рукописях Пушкина:

 

«… по ним мы знакомимся с работой гениального ума, читая их, мы как бы становимся причастны интимнейшим мыслям  великого поэта. По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастают в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях… Мы как бы присутствуем в лаборатории гения…»

         Поражают научная добросовестность Брюсова и глубина его знаний о Пушкине, но Валерий Яковлевич – прежде всего поэт. Неоднократно он обращается к пушкинским темам и образам, вступая со своим кумиром в творческое соревнование. В июле 1912 года, в период напряжённой работы над рукописями Пушкина, им написано стихотворение «Памятник», перекликающееся с одноимённым пушкинским.

 

Мой памятник стоит, из строф созвучный сложен.

Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!

Распад певучих слов в грядущем невозможен, -

Я есмь и вечно должен быть.

 

Это мастерская стилизация. Та же кованая медь стиха, тот же размер, та же вера в нетленность поэтического слова, дарящего своему творцу бессмертие, но нет мудрой, благородной пушкинской сдержанности и внутренней гармонии. Главное в брюсовском стихотворении подхвачены гуманистические идеи пушкинского шедевра: «За многих думал я, за всех знал муки страсти, но станет ясно всем, что эта песнь – о них». Поэт и человечество едины. Он, поэт, пропускает через своё  сердце людские чаяния и беды и творит ради людей.

Брюсову-теоретику и поэту не удалось превзойти своего героя, его поэзия всё-таки слишком рациональна (так, Марина Цветаева назвала его «мастером без слуха»), недаром он восхищался совершенством стихотворной техники Пушкина, но, постигая тайны пушкинской поэзии, Брюсов лучше осознавал своё время, самого себя. Высшей наградой для Брюсова-поэта можно считать оценку Александра Блока: « Ясно, что он «рукоположен» Пушкиным, это поэт «пушкинской плеяды».

 

 Акмеизм и Пушкин.

Акмеизм – литературное течение, которое было генетически связано с символизмом. Однако главной своей  задачей они ставили – преодоление символизма. Акмеисты выступали против символистических уходов в миры иные и на первый план выводили своё представление о мужественном ясном взгляде на жизнь. Но несмотря на такое видение, ведущими учителями современности у акмеистов были М.Кузьмин, И.Анненский, А.Блок.

Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя некоторые его крайности ухода в нереальный мир.

Высшее место в галерее акмеистских ценностей занимала культура. С этим понятием связана очень важная категория человеческих ценностей – категория памяти. В эпоху футуристического бунта против традиций именно акмеизм выступил  за сохранение культурных ценностей, потому что мировая культура была для них тождественной памяти человечества.

Именно  с  отношением  к высшим идеалам культурного наследия  и связывали  имя Пушкина акмеисты .

 

Михаил Кузьмин.

«Солнцем  русской поэзии» называли Александра Сергеевича Пушкина. Уподобление поэта солнцу мы не раз встречаем в стихотворениях, посвящённых  мастеру. У поэта-акмеиста М.Кузьмина  это сравнение даётся немного в необычной форме. Поэт  восхищается талантом Пушкина. Не раз упоминает в своих стихах о бессмертности таланта и творческого наследия.

 

Он жив!у всех душа нетленна,

Но он особенно живёт!..

Благоговейно и блаженно

Вкушаем вечной жизни мёд…

 

Он – жрец и он весёлый  малый,

Пророк и страстный человек,

Но в смене чувства небывалой

К одной черте направлен бег.

Москва и лик Петра победный,

Деревня, Моцарт, Дон Жуан,

И мрачный Герман, Всадник Медный

И наше солнце, наш туман!

(«Пушкин»).

 

Он -  не трагически погибший поэт, «оклеветанный молвой», в нём вообще нет ничего трагического, тягостного, тёмного, это удивительно светлое, безбольное начало.

 

Анна Андреевна Ахматова.

В жизни и поэзии Анны Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. Она росла и училась Царском Селе и с детства впитала воздух русской поэзии и культуры. Здесь написаны многие стихи её первого сборника «Вечер» (1912 год).

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают  низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

 

По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа), в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Ахматовой: сочетание конкретного ощущения его личности («здесь лежала его треуголка») и всеобщего поклонения национальному гению («и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»).

У Пушкина Ахматова училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Бродя по царскосельскому парку, она в восхищении останавливается перед фонтаном, некогда  воспетым Пушкиным. В 1916 году она напишет об этом стихотворение и назовёт его так же, как великий предшественник: «Царскосельская статуя».

 

…Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой,

Играли на её плечах

Лучи скудеющего света.

 

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюблённой…

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно обнажённой.

 

Лирическая героиня стихотворения относится к бронзовой статуе как к живой сопернице, ей кажется, что девушка только притворяется грустной, ещё бы, ведь ей подарил бессмертие сам Пушкин.

 

Анна Ахматова была оригинальным исследователем пушкинского творчества. «Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься… изучением жизни и творчества Пушкина…»

 

«Мне надо привести в порядок мой дом», - сказал умирающий Пушкин.

Через два дня его дом стал святыней для его родины…Вся эпоха… стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками… Он победил время и пространство. Говорят:  пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят  его портреты и хранятся его книги, а их бледные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин. Всё остальное никому не интересно».

 

        Пушкин и футуристы.

Последним и самым мятежным течением века Серебряного был футуризм. Представители этого течения претендовали на вселенскую миссию: выдвигали утопическую мечту о рождении сверхискусства, которое преобразит мир. Главной программой футуристов был отказ от мировых культур:

«…Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, толстого и проч., и проч., с Парохода Современности…»

Несмотря на то, что такие яркие индивидуальности, как Маяковский, Хлебников, Северянин, внесли огромный вклад, самобытный, необычный в поэзию мировой литературы, мотивы века прошлого мы замечаем в их творчестве, как бы ни отвергали традиции прошлого футуристы.

Уважение к поэту-мастеру своего дела, к Александру Сергеевичу Пушкину, восхищение его талантом мы  наблюдаем в произведениях не одного поэта.

Игорь Северянин.

Пушкин для Северянина – это не просто конкретная историческая личность поэта-классика. Он как бы разрастается и заполняет собой весь мир, становясь воплощением всех земных и космических стихий.

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! –

Могущественные слова!..

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва?

 

И молодеет не от них ли

Стареющая молодёжь?..

И не при них ли в душах стихли

Зло, низость, ненависть и ложь!

 

Да, светозарны и лазорны,

Как ты, весенняя листва,

Слова, чьи звуки чудотворны,

Величественные слова!

(«Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..)

 

От имени Пушкина перехватывает дыхание, оно настолько  всеобъемлюще и неисчерпаемо, что бессмысленно  заключать его в строгие рамки привычного предложения, и только  эстетическое восклицание способно хоть как-то передать северянинское ощущение Пушкина.

 

Рядом с этим именем в первой строке недостойны стоять другие слова, кроме тех святынь, которые для любого русского человека символизируют настоящую жизнь. И высказав, выкрикнув эти «могущественные слова», Северянин дальше строит стихотворение по принципу «всё остальное ничтожно и второстепенно по сравнению с ними». Пушкин настолько велик, что одно только его имя, заряженное   колоссальной энергией, способно преобразить несовершенный мир, заставить замолчать «зло, низость, ненависть и ложь». Северянину важна именно эта магическая, волшебная, чудотворная сила звуков пушкинского имени, эти звуки становятся универсальной метафизической силой, управляющей миром: от них распускается листва, молодеют люди…

 

Владимир Маяковский.

Творчество Владимира Маяковского необычайно и  своеобразно. Из всех футуристов его выделяла яркая индивидуальность, независимость, бунтарство. Его  творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Как поэт-модернист  он совершил подлинный переворот в поэзии. Поэт – прежде  всего гражданин. Для Маяковского поэт – звезда, которая зажигается, и её свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убеждённый в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. 

 

Продолжая традиции  наших великих классиков -  Лермонтова, Некрасова, Пушкина – Маяковский особенно выделял в этой именитой плеяде «солнце русской поэзии». Поэт – прежде  всего гражданин. Он должен быть сыном Отечества. «Глаголом жги сердца людей», - завещал Пушкин. Маяковский продолжил дело  знаменитого  соотечественника.

 

В своих произведениях Маяковский не поёт гимн великому поэту. Он как бы делится с ним своими трудностями и бедами, как делятся с  близкими друзьями. В своём обращении к Пушкину Маяковский поднимает массу проблем. Он говорит о том, что поэзия воспринимается  «в штыки», что поэты вынуждены заниматься  «служебной нудой», он рассказывает Пушкину о том, как обедняется русский язык, как засоряется страшными сокращениями, наводняется иностранными словами. Он бросает взгляд на всю поэзию со времён Пушкина и обнаруживает, что между ним и Пушкиным некого поставить.

Маяковский признаётся, что он не Пушкина не любит, а именно «классику», т.е. застывшее, хрестоматийное: « Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, по жизни -  думаю – тоже бушевали. Африканец!»

 

Пушкин – совершенно земной и жизнедеятельный поэт.  Его стихи понятны и просты. Но  в  то же время  сколько мощи и  величия мы находим, читая его произведения. Лирическая   сила Маяковского грандиозна. Гиперболы, контрасты, развёрнутые метафоры – его  естественное выражение чувств.  Несмотря на то, что футуристы напрочь отказывались от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», творчество Пушкина для Маяковского всегда оставалось особой темой. В своих стихах поэт неоднократно обращается  к творцу и  говорит о том, что они  очень похожи в своих идеалах о смысле жизни и о назначении поэта и поэзии.

 

Александр Сергеевич,

             разрешите представиться.

                                               Маяковский.

  …Нами

              лирика

                      в штыки

                                   неоднократно атакована,

 ищем речи

                точной

                             и нагой.

Но поэзия - 

              пресволочнейшая  штуковина:

существует –

                   и ни в зуб ногой.

                                                                       («Юбилейное»)

Маяковский по-дружески ведёт разговор с великим поэтом. Чувствуется огромное уважение в его словах.

 

Александр Сергеич,

                                 да не слушайте ж вы  их!

Может

            Я 

                 Один 

                            Действительно жалею,

Что сегодня нету вас в живых.

Мне

               при жизни

                             с вами

                                    сговориться б надо.

 

 

 

Поэт  ставит себя  рядом с поэтом, упоминая о том, что его не раз называли   вторым Пушкиным в малых литературных кругах, и  его стихотворное соперничество с Державиным.

 

- Тоже, мол,

                      у лефов

                                        появился

                                                               Пушкин.

Вот арап!

               а состязается      

                                с Державиным…

Я люблю вас,

                но живого,

                           а  не мумию.

         

Маяковский резко отмежевывается от всех тех, кто считает поэзию делом сугубо личным. Он, подобно Пушкину, с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:

       

Мой стих

                                трудом

                    громаду лет прорвёт

и явится

                   весомо,

                                  грубо,

                                               зримо,

как в наши дни

                      вошёл водопровод,

сработанный ещё рабами Рима.

 

Маяковский  действительно оказался прав: стихи поэтов, чья жизнь и творчество неразделимы, пройдя сквозь призму времени, не обесцениваются, а  их «звонкая сила » по-прежнему напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина.

 

Марина Цветаева.

Марина Ивановна Цветаева – поэт, который не относил себя ни к какому литературному течению. Несмотря на это, её творчество оставило огромный след в эпоху Серебряного века. Говоря о Цветаевой, нельзя не сказать об её отношении к Пушкину.

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Эти строки из стихотворения М.И.Цветаевой – поэта оригинального, страстного и мятежного. В её творчестве много проникновенных строк посвящено не только русским, но и зарубежным поэтам. Вспомним цикл «Стихов к Блоку», стихотворения, посвящённые Максимилиану Волошину, Анне Ахматовой, Владимиру Маяковскому и другим. Но поистине первой и неизменной любовью её был  А.С.Пушкин:

« С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, - я поделила мир на поэта – и всех  выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались…»

(«Мой Пушкин»).

Мало сказать, что это её «вечный спутник», Пушкин, в понимании Цветаевой, был тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты всех поколений – от Лермонтова до Блока и Маяковского. И для неё он был самый «вечно  современный Пушкин», всегда оставался лучшим собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии. Но в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно-коленопреклонённого почитания литературной «иконы».

 

Думая и говоря о Пушкине, о его гении, о роли в русской жизни и культуре, Цветаева была близка к Блоку и Маяковскому. Она вторит Блоку, когда говорит:

«Пушкин дружбы, Пушкин брака, Пушкин бунта, Пушкин трона, Пушкин света, Пушкин няни… Пушкин – в бесчисленности своих ликов и обличий – всё это спаяно и держится в нём одним: поэтом».

(«Наталья Гончарова»)

 

В отношении  Цветаевой к Пушкину, её понимании Пушкина, её безграничной любви к Пушкину самое важное, решающее – это твёрдое убеждение в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным:

 

«…чудный памятник. Памятник свободе – воле – стихии – судьбе – конечно победе гения: Пушкину восставшему из цепей».

(«Мой Пушкин»)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(«Памятник» А.С.Пушкин.)

 

Порукой этому – сама духовная свобода Пушкина. В его поэзии, в его личности, в природе его гения Цветаева видит полное торжество той свободной и освобождающей стихии, выражением которой служит истинное искусство.

 

Когда Цветаева писала о Пушкине, она твёрдою рукой стирала с него «хрестоматийный глянец». Разве что в ранних, полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» этого ещё не заметно:

 

Запах – из детства – какого-то дыма

Или каких-то племён…

Очарование прежнего Крыма

Пушкинских милых времён.

Пушкин! – Ты знал бы по первому взору,

Кто у тебя на пути.

И просиял бы, и под руку в гору

Не предложил мне идти.

Не опираясь о смуглую руку,

Я говорила б, идя,

Как глубоко презираю науку

И отвергаю вождя…

 

Отношение Марины Цветаевой к Пушкину – кровно заинтересованное и совершенно добровольное, как к единомышленнику, товарищу по цеху поэтов. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла – каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой остроты, каждого слова. В это знание Цветаева вкладывала своё личное, лирическое содержание. Самым дорогим в Пушкине она считала его безмерность. Недаром из всего Пушкина самым любимым, самым близким, самым своим оставалось для неё море.

 

« Это был апогей вдохновения. С « Прощай же,  море…» начинались слёзы.. «Прощай же, море! Не забуду…» – ведь он же это морю – обещает, как я – моей берёзе, моему орешнику, моей ёлке, когда я уезжаю из Тарусы. А море, может быть, не верит и думает, что – забудет, тогда он опять обещает: « И  долго, долго слышать буду – Твой гул в вечерние часы…»

(«Мой Пушкин»)

 

Пушкин для Цветаевой не «мера» и не «грань», но источник вечной и бесконечной стихии поэзии:

 

Стихия свободной стихии

С свободной стихией стиха…

 

Гений Пушкина.

 

Поэтическое наследие Пушкина навсегда останется великим даром, бесценным достоянием  всей мировой и несомненно русской литературы.

215  лет прошло со дня рождения  великого поэта, но его произведения  также интересны, как и в прошлые века.

 

Он вошёл другом в каждую русскую семью, стал  сказочником для детей, благодарным другом молодёжи и людей пожилых. Для каждого возраста у Пушкина есть стихи, созвучные пониманию того или иного человека.

        Интерес к его творчеству не угаснет никогда. На протяжении двух веков   его произведения изучают тысячи простых читателей, критиков, поэтов и писателей, но от этого оно ещё более загадочно, таинственно.

        Каждое поколение « жгущих глаголом сердца людей» представляет первого поэта России  по-разному и видит его мастерство в своём фокусе.

        Гений Пушкина неповторим: для кого-то он ценен как поэт – форма, слог, язык – всё в идеале; для другого – эталон для сравнения своей поэзии, для третьего – это философия.

       Утрата интереса к поэзии и вообще к творчеству Пушкина также невозможна, как если бы мы  когда-нибудь могли забыть свою родину, свой родной край, свою первую учительницу, первую книгу, которая скорее всего была  сказкой Пушкина.

        Почему Пушкин по праву вечно  останется первым поэтом России?

        На этот вопрос хочется ответить словами Белинского, который писал о стихах Пушкина:

«…Какое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.     Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы.  Статьи. – М.: Олимп;             Издательство АСТ, 1996.

2.     Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М .: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

3.     Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

4.     Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

5.     Егоров В.Н. А.С.Пушкин в философской критике И.А.Ильина. Ст. в жур. «Литература в школе» стр. 12 ,№1 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда привлекало своей неповторимостью.

 

Особенный интерес представляет собой  образ великого поэта в произведениях писателей рубежа веков, когда менялись взгляды, нравы, устои.

 

Работа  представляет собой  исследование.    Необычен  жанр –  творческая,  исследовательская работа  сопоставительного характера  творчества  великого поэта начала 19 века – «солнца русской поэзии», мастера, учителя всех последующих поэтов и  стихотворений и критических статей  поэтов-модернистов  начала 20 века.

 

 Представлен большой материал, переработанный и  собранный по стихотворениям поэтов 19 – начала 20 века, литературно-критические статьи представителей разных модернистских группировок, дана  оценка, творчества  Пушкина в произведениях  представителей символизма, акмеизма и футуризма.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа «А.С.Пушкин в творчестве поэтов-модернистов»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Исследовательская работа.

Поэтическое наследие Пушкина навсегда останется великим даром, бесценным достоянием  всей мировой и несомненно русской литературы.
      Интерес к его творчеству не угаснет никогда. На протяжении двух веков   его произведения изучают тысячи простых читателей, критиков, поэтов и писателей, но от этого оно ещё более загадочно, таинственно.
        Каждое поколение « жгущих глаголом сердца людей» представляет первого поэта России  по-разному и видит его мастерство в своём фокусе.
        Гений Пушкина неповторим: для кого-то он ценен как поэт – форма, слог, язык – всё в идеале; для другого – эталон для сравнения своей поэзии, для третьего – это философия.
       Утрата интереса к поэзии и вообще к творчеству Пушкина также невозможна, как если бы мы  когда-нибудь могли забыть свою родину, свой родной край, свою первую учительницу, первую книгу, которая скорее всего была  сказкой Пушкина.
        Почему Пушкин по праву вечно  останется первым поэтом России?

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10712
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 2129
    • DOCX 94 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабовец Татьяна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабовец Татьяна Вячеславовна
    Хабовец Татьяна Вячеславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 26880
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 706 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе