Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»

Исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»

Скачать материал

Кичменгско-Городецкий муниципальный район

БОУ «Косковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Волокитина Полина

ученица 3-го класса

 

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Тэн Мария Александровна

 

 

 

 

с. Косково

2013 г.

Введение

Наш русский лес очень нуждается

 в друзьях-охранниках.

(Д. Кайгородов)

 

   Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой.

   Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Оно позволяет каждому, кто того захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у нее же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

   Цель

   Определить роль синиц в природе и жизни человека.

   Задачи

1.     Подобрать и изучить литературу о жизни синиц.

2.     Понаблюдать за птицами в природе.

3.     Определить значение синиц в природе и жизни человека.

4.     Написать памятки «Поведение человека в природе» и «Как подкармливать птиц  зимой».

5.     Сделать зимнюю кормушку для птиц.

6.     Создать папку творческих и литературных работ о птицах (рисунки, аппликации, кроссворд, ребус), подобрать стихи, загадки, пословицы, приметы о птицах.

7.     Составить вопросы для викторины о птицах.

   Методы и приемы

·        Наблюдение за синицами;

·        Сбор информации о синицах;

·        Экскурсия в лес;

·        Самостоятельная работа с литературой;

·        Обработка собранной информации;

·        Творческая работа;

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?

Смысл проектной деятельности

Познать природу.

Цель проекта

Определить роль синиц в природе и жизни человека.

Кому адресован проект

 

Продукт проектной деятельности

Синица.

Необходимые средства (что нужно для выполнения проекта):

Источники информации

Литература,

электронные ресурсы

Приборы и материалы

Кормушка

Необходимые умения, способы работы

Изучать литературу о жизни птиц, умение наблюдать за птицами в природе, делать выводы.

Время, необходимое для выполнения проекта

 

План работы над проектом:

Этап 1

Подобрать и изучить литературу о жизни птиц.

Этап 2

Наблюдение за птицами.

Этап 3

Сделать кормушку для птиц. Создать папку творческих и литературных работ о птицах, подобрать стихи, загадки, пословицы.

Этап 4

Сделать вывод и выступить перед классом.

 

   Гипотеза

   Если изучить значение синиц в жизни природы и человека, то можно узнать, полезные или вредные это птицы. (Слайд 4)

   Объект исследования: синица.

Реализация проекта:

Знакомство

   Однажды мое внимание привлекли громкие птичьи голоса, доносившиеся из открытого окна. Я выглянула и увидела сидящих на дереве птиц. (Слайд 3) Их было много, и все они одновременно громко кричали. Птицы оказались смелыми: они не улетали, увидев меня в окне дома, а продолжали с писком перелетать с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривая каждую трещинку в коре. Я стала наблюдать за этими непоседами. Они были подвижные: подвешивались к веткам вниз головой, качались, держась на самых тонких веточках. В этом им помогали их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки сильные и толстые. Одна из птиц села на подоконник. Я стала ее внимательно рассматривать. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине - черный галстук; спинка зеленая; на голове бархатная шапочка; щечки белые; хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой; крылья и хвост серого цвета. Красивая птица! (Слайд 5)

   Почему же этих баловниц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Прислушавшись к голосам птиц, я услышала: «Си-си-си». Птица громко попискивала, будто сама себя называла. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами. (Слайд 6)

   Синицы меня очень заинтересовали, и я решила узнать о них как можно больше. Где живут эти птицы? Чем они питаются? Вредные синицы или полезные? (Слайд 7)

 

Постройка гнезд

   Однажды апрельским утром я услышала голоса синиц: тили-тили-тень, тили-тень! Выглянув в окно, заметила, как две синицы заметались в кустах. Я стала следить за ними. Птицы опускались на землю., повисали на ветках деревьев, гонялись друг за другом – наверное, они играли в догонялки. Так продолжалось несколько дней. Синицы осматривали деревья, как будто что-то искали.

   Как-то, возвращаясь из школы, я увидела на стене бани синицу. Она упиралась в бревно лапками и вытягивала клювом паклю. Набрала целый пучок – и стрелой к дереву, юркнула в дупло. А другая синица в это время несла тонкую веточку. Потом птичка подлетела к окну и стала дергать нитки из марли, которой было закрыто окно. Тут я догадалась: птицы строят себе гнездо. Пять дней синички таскали себе в гнездо корешки, мох, клочки шерсти собак, сухие стебельки трав. Строили гнездо вместе, дружно.

   Из книг я узнала, что сселяться птицы в самых разных местах. Известны случаи использования для гнездования совершенно необычных мест (Слайд 8): например, в пустыне Кызылкум пара синиц свила гнездо и вывела птенцов в черепе верблюда. Гнездятся они иногда и в почтовых ящиках. Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов, а также в других закрытых местах, обычно на высоте 2-6 м от земли. В дупла синицы натаскивают иногда до 200 г строительного материала, стремясь заполнить им все внутреннее пространство дна. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ. (Слайд 9)

 

Питание синиц

   Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – все покрыто  снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Голодные и ослабевшие  птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

   Всему миру показали синицы свою находчивость и изобретательность. Так, например, в Англии синицы, обитавшие около загородных усадеб, научились снимать крышки с выставленных бутылок с молоком или продырявливать крышки и клевать сливки. Чтобы защититься от синиц, люди стали покрывать бутылки салфетками или пустыми коробками.

   В России синицы научились забираться в свертки и пакеты с продуктами, которые люди вывешивали за окнами домов. Иногда эти разбойницы залетали в форточки между оконными рамами, где хранятся зимой продукты. За это синиц прозвали «форточницами». (Слайд 10). Но сейчас свертков за окнами стало меньше – у всех появились холодильники. Сейчас людям не приходиться прятать свои продукты от птиц. Значит, синицы не приносят вреда человеку.

   Но птицам стало трудно находить корм зимой. Я решила помочь им в голодное время. Мы с папой сделали кормушку и повесили ее около дома. Каждое утро я оставляла там корм. Что птицы любят есть, я не знала и сначала пыталась угощать их тем, что люблю сама. К кормушке прилетали и синицы, и воробьи, и другие птицы. Но никто из них не стал клевать мои конфеты, яблоки, апельсины, зато они с удовольствием склевали крошки от булочки, семечки, маленькие кусочки мяса, сало,  семена подсолнечника и арбуза. (Слайд 11)

   Оказывается, большая синица – всеядная птица. За сутки она съедает примерно 2,5 раза больше собственного веса, то есть около 50 г.

   Летом она питается гусеницами, мухами, жуками, пауками. Осенью ест ягоды, и плоды. Весной лакомиться семенами и жуками.

   Среди насекомых, которыми питаются синицы, очень много вредных в хозяйственном отношении видов, таких как  шелкопряды, долгоносики, листоеды, клопы, тли. Шелкопряды – это бабочки, которые поедают листья и хвоинки деревьев. Деревья слабеют, усыхают, гибнут. Например, сибирский шелкопряд уничтожает сотни тысяч гектаров ценных хвойных лесов, превращая их в кладбище высохших, почерневших деревьев. На каждое дерево одновременно набрасывается тысячи прожорливых гусениц, которые объедают хвою с низу до верха кроны. Эти насекомые губят зеленые насаждения, принося вред природе и человеку. Синицы истребляют этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели. (Слайд 12)

   Значение синиц в борьбе с вредными насекомыми очень велико еще и потому, что они отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца практически круглый год. Поэтому во всех крупных странах эти птицы находятся под охраной. В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Интересно, что первые законы об охране птиц были приняты еще в Средние века. Они касались именно синиц. Так, например, по указу Людвига Баварского за поимку синицы следовало суровое наказание. Для них развешивают искусственные закрытые гнездовья, не вырубают дуплистые деревья, чтобы в них могли жить птицы. (Слайд 13)

   Птицы являются и санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками дизентерии и других тяжелых желудочно-кишечных заболеваний.

   Итак, гипотеза о том, что синицы – полезные птицы, оказалась верной. Никакого вреда человеку и природе они не приносят, а, наоборот, надежно охраняют наши леса, сады, парки от вредных насекомых. А еще они радуют нас своим пением и красотой. Поэтому людям необходимо помогать птицам выжить зимой. Надо делать для пернатых друзей кормушки. Пусть им будет сытно и тепло в холодное время.

 

Вывод

   На основе наблюдений за синицами и изучения литературы были сделаны выводы о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:

·        Соблюдать правила поведения в природе;

·        Делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;

·        Защищать и охранять птиц.

(Слайд 14)

 

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

Итоги работы

·        создание памяток «Правила поведения в природе», «Как подкармливать птиц»;

·        изготовление кормушки;

·        создание папки творческих и литературных работ о синицах (рисунок, аппликация, кроссворд, ребус), подбор стихотворений, загадок, пословиц, примет о птицах.;

·        составление вопросов для викторины;

·        выступление  с сообщением о синицах и их пользе для природы и человека.

    Литература

1.Иваницкий В.И. Большая синица.М-1995г

2. Зорин Т.Г. Школьникам о лесе. М-1971 с. 203

3.Юный натуралист. 2007 г. №7 с. 12

4. Атлас-определитель «От земли до неба»

5.Плешаков А.А. «Зеленые страницы»

6. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Памятка «Как подкармливать птиц»

·        Кормушку для птиц можно сделать любую, они бывают разные.

·        Развешивать их надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.

·        Кормушку можно подвесить около дома. В окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

·        Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.

·        Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

·        Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

·        Следите, чтобы в кормушке не было снега.

·        Не кладите в кормушку конфеты, яблоки, апельсины. Этот корм птицы не едят.

·        Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнечника и арбуза.


 

Так давайте беречь

Нашу Землю, наш дом!

Жить давайте не только

Сегодняшним днем,

Чаще думать о том,

 

 

Что же будет потом.

И когда, уходя,

Оглянувшись назад,

За спиной мы увидим

Бушующий сад.

               (М. Матышко)


Викторина

 

1.     За что эту птицу прозвали синицей?

2.     Каких синиц вы знаете?

3.     Чем они отличаются друг от друга.

4.     Где живут синицы?

5.     Какую помощь синицы оказывают лесу?

6.     Как можно помочь птицам зимой?

7.     Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья?

8.     Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?

9.     Сколько раз в год у синицы появляются птенчики?

 

Продолжи пословицу или народную примету

 

Больше птиц - … (…выше урожай).

Срубили кусты - … (…прощайте птицы).

Поздний отлет  птиц - … (…к теплой зиме).

С утра пищит синица - … (…зиму вещает).

Громко пищит синица - … (…ночью будет мороз).

Синица запела - … (…тепло ворожит).

 


Загадки

1.     Все хлопочет, все вертится,

Все вертится, суетится.

Ей на месте не  сидится,

Называется ... (синица).

 

 

2. Ей все на месте не сидится,

Все летает целый день.

Суетится , суетится,

Целый день звенит: тень, тень!

Угадай-ка, что за птица?


 

Стихи

Синица.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг да скок, прыг да скок,

Завертелась, как волчок.

 

То веселая … (синица)

 

 

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень:

- Тире, тире, тире-тень!

(А.Барто)

Что снится синице?

Где зимой живет синица?

Что зимой синице снится?

Может, белые снега,

Может желтые стога,

В поле спелые хлеба,

Сенокос и молотьба,

Сытных зерен теплый ворох,

Комаров летучих шорох,

Птичий песенный стозвон,

Лето с четырех сторон?


 


КРОССВОРД

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.     Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

2.     Птица с мешком под клювом.

3.     Маленькая серенькая птичка с красной грудкой.

4.     Длинноногая птица.

5.     Живет на болоте, любит лягушек.

6.     За лето съедает тысячу полевок и мышей.

По вертикали:

1.     Одна из самых полезных зимующих птиц: уничтожает вредителей растений.

 


ОТВЕТЫ

По горизонтали:

1.     Сорока 2. Пеликан 3. Снегирь 4. Аист 5. Цапля 6. Сова

По вертикали:

     1. Синица

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наш русский лес очень нуждается

 в друзьях-охранниках.

(Д. Кайгородов)

 

   Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой.

 

   Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Оно позволяет каждому, кто того захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у нее же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 877
    • DOCX 97.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тэн Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тэн Мария Александровна
    Тэн Мария Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2514
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек