МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
Волшебные бусинки
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
|
Выполнила: Душина Алина,
ученица 2В класса
Научный руководитель: Данилюк
Татьяна Вениаминовна,
учитель начальных классов.
|
Минусинск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
I
глава. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИСЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 3
1.1 РОДОСЛОВНАЯ
СТЕКЛЯННОЙ БУСИНКИ.. 3
1.2 Бисерный
промысел в России. 6
1.3 «Золотой век»
русского бисера. 7
1.4 Бисер в
национальных костюмах. 8
II
ГЛАВА. ВОЛШЕБНЫЕ БУСИНКИ.. 11
2.1 Виды бисера. 11
2.2 Как выбрать
бисер. 13
2.3 Необходимые
инструменты и материалы. 14
2.4 Техники
бисероплетения. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема для исследовательской работы
была выбрана неспроста. Бисер – это чудесный материал, из которого можно
сделать множество очень красивых и необычных вещей. Впервые изделия из бисера,
мы увидели в магазине и они настолько заинтересовали и очаровали нас своей
красотой, и нестандартностью, что мы решили сами попробовать сделать
что-нибудь из него. Сделали первый цветочек и начала проявляться фантазия, и
бисер заинтересовывал все больше и больше. Это волшебные маленькие шарики, о
которых хотелось бы рассказать подробнее.
Актуальность исследования :
несмотря на высокие достижения цивилизации, мы по-прежнему ценим предметы
одежды, интерьера, украшения, выполненные вручную, передающие чувства и
настроения создававшего их мастера. Именно поэтому в настоящее время стали
столь актуальны и популярны различные виды старинных ремесел, в том числе и
искусство бисероплетения.
Цель исследования: изучить бисерное плетение для самостоятельного изготовления изделий из
бисера для украшения интерьера и одежды.
Объект
исследования: материалы для украшения одежды и
интерьера.
Гипотеза
исследования : предположим, что искусство бисероплетения популярно и актуально в
настоящее время.
Задачи исследования:
В III-II вв. до н.э. стеклянные бусины стали изготовляться и в Греции. Центром
их производства был о. Родос.
В VI в. н.э. Образцы
стеклоделия Римской империи попадают в Византию, а уже из Византии - в
Венецию.
В X в. начинается
расцвет венецианского бисерного производства. В началеXIII в. в связи с участившимися пожарами венецианские стеклодельные
мастерские «переселились» из города на соседний о. Мурано, который и стал на
долгие годы единственным в Европе местом изготовления стеклянного бисера.
Секреты создания «драгоценных» бусинок тщательно оберегались под страхом
смертельной казни. Лучшие сорта бисера использовались для имитации драгоценных
камней и производства четок.
В начале XVI в. появилась
новая технология обработки стекла, так называемое производство « над огнем» или
«над лампой». Этот способ позволил разнообразить форму, размеры и цвета
изделий.
В XVIII
в. в Тюрингии попытки воссоздать венецианское стекло привели к появлению дутых
стеклянных бус — прообразу знакомых нам елочных игрушек. И лишь в Чехии, в
Богемии удалось освоить производство стекла и бисера высокого качества.
Богемские мастера научились гранить его и покрывать цветными эмалями,
перещеголяв в этом искусстве своих венецианских предшественников. Чешские
стеклянные бусы и бисер пользуются огромным спросом и в наше время благодаря
своему высочайшему качеству и огромному разнообразию форм, размеров, цветов и
огранки.
В Древнюю Русь бисерные изделия были впервые завезены из Венеции. А уже
в XI в. в Киеве появились свои кустарные
мастерские, в которых изготовлялись стеклянные сосуды, бусины, смальта для
мозаики. Качеством и оригинальностью изделий русских умельцев восхищались даже
венецианские купцы. Стеклянная продукция пользовалась спросом, и подобные
стеклянные мастерские появились в других русских городах: Чернигове, Владимире,
Рязани. Однако развитие стеклянного производства на Руси на долгие века было
прервано нашествием монголо-татар.
В XVв бисер ввозился в
Россию из Венеции и был настолько дорог, что использовался в украшениях наравне
с жемчугом и драгоценными камнями.
Новые попытки возрождения бисерного промысла в России были предприняты
лишь в XVII в. В 1668г. В подмосковном с. Измайлово
был заложен стеклянный завод. В 1670г. По окончании его строительства в Москву
приехали мастера-стеклоделы из Венеции. Но налаживать постоянное производство
бисера им не удалось.
Следующая попытка организовать бисерное производство в России была
предпринята М. В. Ломоносовым. В 50-х годах XVIII в. на фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, была
получена стеклопродукция. Бисер и стеклярус производили по рецептам самого
Ломоносова, причем многие выпускаемые сорта не имели иностранных аналогов.
Однако после смерти Ломоносова, в 1768г. Фабрику закрыли, и производство
высококачественного бисера в России было приостановлено. Бисер невысокого
качества продолжали изготовлять в небольших кустарных мастерских.
В конце XIX в. в стране вновь
возрождается производство отечественного бисера.
В Европе в XVII-XVIIIвв. Производство бисера резко сократилось. Однако в XIXв. Бисер вновь входит в моду. Появляется, машинные, более дешевые
способы его изготовления, благодаря чему украшения становятся доступны среднему
сословию.
В конце XIX – начале XXв. Бисер имеет особенный успех у художников-модернистов.
В конце XXвв во всем мире
вновь вспыхнул интерес к бисеру, этому удивительно красивому материалу и
изделиями из него.
С конца XVIIIв.
В России бисерное рукоделие в аристократических кругах было столь популярно,
что стало неотъемлемой частью культурной жизни страны. В России, в отличие от
стран Европы, бисерные изделия на продажу изготовлялись только в монастырях. А
в основном бисероплетение было занятием «домашним», не для прибыли, а для души.
В XIX в. и в городах, и
в дворянских усадьбах распространился обычай дарить родным и знакомым милые
сувениры, собственноручно сделанные из бисера. Красивый и прочный бисер
использовали при изготовлении кошельков, обложек для альбомов и записных
книжек, чехлов. Футляров, детских игрушек. Бисером вышивали картины и иконы,
стены во дворцах украшали гобеленами из стекляруса.
В старину на Руси особое
внимание уделяли воротникам мужских кафтанов - "козырям". Их украшали
пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были
съемными. Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для
изготовления ожерелий и серег, отделки платья и головных уборов, но и для
церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных предметов.
Привозной, очень нарядный бисер ценился очень высоко и нередко соседствовал с
драгоценными камнями и золотом. Исключительно русские женские украшения -
кокошники; головной убор густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга,
перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь - сетка из бисера, стекляруса
или перламутра. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с
яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками, лентами -
верхнюю расшивали поневу юбку.
На Крайнем Севере
вышивкой бисером украшали шубы, обувь, головные уборы, оленью упряжь.
Африка
по праву считается колыбелью человечества. Бисер широко используется в
национальных костюмах многих африканских племен. Выставленные на продажу для
туристов, диковинные браслеты, серьги и амулеты - часть самобытной Африки, а
эти шедевры нисколько не уступают европейскому искусству.
В
Японии цвета одежды, рисунки и орнаменты, используемые для ее оформления, имели
огромное значение и несли в себе символы и тайный смысл, связанные с
миропониманием японцев. Культура и религия предписывали использование
драгоценных камней и бусинок для украшения божественных существ. В повседневной
одежде и национальных костюмах бисер использовался мало. Очень богато
украшенная одежда была у гейши и самураев, особенно ярко декорировались пояса.
Вообще, круглая форма в декоративном искусстве Японии имеет большое значение. Видимо,
круг - символ жизни, и любой предмет круглой формы символизирует именно
бесконечность кругообращения мира и повторение всего сущего.
Если
культура Японии во многом опиралась на круглые формы, то для культуры Китая
характерны "перетекающие" мотивы. Стекло также нашло свое место в
достижениях китайской цивилизации. Бусинки широко применялись для декорирования
одежды и даже выросли в целое направление искусства, называемое в современном
искусстве японским словом "нэцкэ".
Изначально
нэцкэ - это бусины, которые подвешивались к поясу, чтобы он не спадал с одежды.
Постепенно эти бусины принимали самые разнообразные формы и превратились в
изумительные фигурки, завоевавшие весь мир и прочное место в культуре Японии.
Нэцкэ считают традиционно японским искусством, но японцы заимствовали его у
китайцев. В национальной одежде бусинки также использовались в украшениях и
очень редко - в вышивке. Именно у китайцев зародилась особая техника гравировки
рисунков на узких поверхностях с добавлением драгоценных камней и стекла. Тайна
этого способа хранилась в Китае больше двух тысяч лет, как и тайна шелка, но
была похищена, и сейчас эта удивительная китайская технология широко
используется и в других странах.
В современных
стилизованных национальных костюмах бисер применяется очень широко - и в
украшениях в самобытном стиле, и в вышивке национальных узоров. Можно сказать,
что бисер получил "второе дыхание" - или национальные одежды получили
новый источник для бесконечных поисков возрождения - уже в новом, современном
материи. Бисероплетение - занятие аристократок.
Стеклянный
бисер ценился рукодельницами наравне с жемчугом и драгоценными камнями.
Интересно то, что «бисер» в переводе со старославянского значит «жемчуг».
Изделия из бисера всегда были востребованы как среди зажиточных граждан, так и
у простого народа. Бисероплетением занимались и дворянки, и крестьянки,
например, поэту Пушкину его жена Наталья Гончарова вышила бисером кошелек. В
любом историческом музее можно увидеть шедевры бисероплетения разных времен.
Современное применение бисера просто поражает своими масштабами. Бисером
вышивают картины и иконы, плетут всяческие украшения, отделывают элементы
одежды, изготавливают сувениры, декорируют предметы интерьера. А главное, что
любой может сам изготовить из бисера всё, что захочет.
Стеклярус - трубочки из цветного стекла -
изготовляют разных размеров, цветов, формы витой и граненый. Главный размер
стекляруса – его длина. Стеклярус имеет острые края, поэтому для работы
необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса
можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет.
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») - бисер из
прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей
«серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого,
но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из
бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого – золотым.
«Хамелеон» (с цветной нитью) - бисер из цветного
прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской,
отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять
цвет в зависимости от освещения.
Обливной (мокрый) - бисер слабо прозрачный бисер, как
правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
Перламутровый (цейлонский) - чуть прозрачный бисер
пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
Непрозрачный - натуральный бисер (естественный,
обычный), матовый, глухой бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без
блеска.
Металлический бисер стеклянный бисер с покрытием «под
металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в
процессе носки стирается.
Блестящий (люстровый) бисер с глянцевым, сильно
блестящим покрытием без переливов – лакированный.
Прокрашенный внутри бисер из бесцветного
прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с
тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Костинский выпускаемый на фабрике в Костино, похож
на Клинский, но ровнее его.
Клинский крупный прозрачный бисер, выпускаемый на
лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с
большими отверстиями. По размеру он близок к рубленому бисеру №7/0, 8/0.
Асфальтовый (графитовый) темно-серый, почти черный
бисер с металлическим блеском.
Тертый полупрозрачный бисер с тусклой,
шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное
шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим
эффектом – светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий
глаз».
Полосатый бисер из стекла, в которое были вплавлены
цветные полосы.
Радужный бисер с блестящим, прозрачным, слегка
переливающимся покрытием.
Бензиновый (переливчатый) бисер с блестящим, сильно
переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой
пленки на воде.
Прозрачный натуральный (естественный,
обычный) бисер из прозрачного стекла без покрытия.
Мраморный (меланжевый) бисер с неоднородным
покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка
отличаются друг от друга оттенком или тоном.
С золотой нитью бисер из прозрачного бесцветного стекла,
поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной)
краской.
Волокнистый(снежок, соломка) рубленый бисер или
стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).
Для
бисероплетения хорошо подходят капроновые нити, поскольку они достаточно
тонкие и прочные. Но при этом они неупругие и слишком скользкие. Поэтому тем,
кто только начал осваивать технику бисероплетения, для начала лучше
использовать нити из натуральных волокон. Можно использовать обычные
хлопчатобумажные. Также используют проволоку, леску и эластичную нить-резинку.
Бисерные иглы – это тонкие гибкие иглы около 5 см длиной. Выпускают иглы для
бисера под номерами: 10, 12, 13, 14, 15 и 16. Чем больше номер, тем игла
тоньше. В бисероплетении иглы №12 наиболее используемые, поскольку с легкостью
проходят сквозь бисер очень маленького размера.
Фурнитурой для
бисероплетения называются металлические детали, используемые для соединения
фрагментов изделия, швензы и застежки. Для бисероплетения вам могут
понадобиться различные детали - от металлических колечек для соединения до
основы для заколок.
Из инструментов вам
понадобятся пинцет, ножницы, круглогубцы и кусачки для работы с проволокой.
Различные
техники бисероплетения позволяют создавать изделия из бисера для декора
интерьера, женские украшения и всевозможные аксессуары, игрушки из бисера для
детей, формировать свой мир красоты и уюта, делать эксклюзивные подарки
знакомым и близким.
Техники
бисероплетения различаются по способу соединения между собой бисера и бусин.
Используя различные техники бисероплетения, рукодельницы создают настоящие
бисерные шедевры.
Основные
техники бисероплетения: цепочки, подвески, жгуты, мозаика (кирпичный стежок),
шевронное плетение (ндебеле), ткачество и вышивка бисером.
Цепочки
– самая простая техника бисероплетения. Они являются основными элементами
многих изделий из бисера. Цепочки бывают простыми однорядными и сложными.
Распространенная техника бисероплетения цепочки «в крестик». Каждое звено в
такой цепочке состоит из 4-х бисеринок. Ажурные цепочки в технике крестик можно
изготовить при использовании 6-8 шт. бисеринок для каждого звена.
Изделия из бисера, выполненные в технике бисероплетения «подвески»,
изготавливаются двух видов – кисточки и бахрома. При такой технике
бисероплетения кисточка может состоять из нескольких рядов бисера в одну
свободную нить, или из бисерных рядов в форме петелек. Мозаичное плетение дает
возможность получать плотное полотно. Используют цилиндрическое и круговое
мозаичное плетение. Такая техника бисероплетения позволяет легко прибавлять и
убавлять столбики и создавать ажурные элементы изделия. Кирпичный стежок также можно
рассматривать, как один из видов мозаичной техники бисероплетения. В верхнем
ряду такого плетения стык двух соседних бисерин находится напротив центра
бисеринки нижнего ряда. Техника бисероплетения ручного ткачества используется
для создания плотного полотна с параллельными рядами, в которых бисеринки
расположены строго друг над другом. Такое полотно клетчатой структуры часто
служит основой для подвесок и используется в изделиях с узором. Одной из
разновидностей ручного ткачества является техника шевронного плетения
(ндебеле). Ндебеле (Ndebele) – название племени в Южной Африке, женщины
которого используют технику шевронного плетения более 200 лет. Техника
бисероплетения ндебеле отличается характерным рисунком плетения «елочкой». При
этом бусины располагаются на прямых линиях, так же, как при вязании спицами.
Техника
бисероплетения жгутов очень разнообразна по своим приемам и способам
исполнения. Бисерные жгуты выполняются в техниках ндебеле, мозаичного плетения
или плетутся крючком. Жгуты используют в качестве основы для кулонов, а
также как самостоятельное украшение.
Вышивка
бисером – одна из самых широко применяемых техник бисероплетения. Для вышивки
используют бисер различной формы, размеров и цветовой гаммы, а также кабошоны и
бусины. Основой для вышивки служит любой плотный материал: кожа, замша, бархат.
Вышивку бисером используют для изготовления колье, брошей, браслетов и кулонов.
Комбинация в изделиях вышивки бисером и канителью или отделкой сутажом дают
поразительный эффект роскоши и богатства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.