Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыИсследовательская практическая работа " Детское манипулирование"

Исследовательская практическая работа " Детское манипулирование"

Скачать материал

 

 

 




Тема работы:

                         «Детская манипуляция»

 

 

 

 

 

            Направление: педагогика и психология

 

 

 

Исполнила педагог- психолог МБОУ СОШ №11 г-к Анапа

 

Юркова Ольга Евгеньевна

 

 

 



Содержание

  1. Введение                                                                                                                             3
  2. Обзор литературы                                                                                                              4
  3. Описание работы                                                                                                                7

·        Результаты диагностик                                                                                          7

·        Выводы                                                                                                                    9

·        Заключение                                                                                                           10

  1. Библиографический список                                                                                            11
  2. Приложения                                                                                                                      12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              Мы часто сталкиваемся с невероятным умением детей манипулировать взрослыми. Никто не способен так быстро и безболезненно заставить родителей дать положительный ответ на свой вопрос, как ребенок. Он всегда знает, или чувствует, как и когда выпросить у мамы и папы ту или иную игрушку, как заставить бабушек ходить перед ним на "задних лапках". Вы скажите, что не все родители так податливы и не все бабушки так добры, и будете в какой-то степени правы. Но ведь согласитесь, что, порой, родителям стоит немалых трудов заставить себя не поддаться на уговоры ребенка. Даже у самых, казалось бы, строгих родителей не всегда хватает сил на то, чтобы отказать любимому чаду в его просьбе. К сожалению, не все взрослые понимают, что ребенку в первую очередь нужен рядом сильный и уверенный в себе близкий человек, а не группа угождающих и преклоняющихся перед ним родственников.[4].

          Что же такое манипуляция? Почему одним детям удается манипулировать окружающими, а другим нет? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе нашего исследования.

            Актуальность данной работы заключается в том, что проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики, а наше исследование поможет взрослым и детям лучше понять друг друга  и избежать каких-либо ошибок в дальнейшем.

            Цель работы: изучить причины возникновения детской манипуляции взрослых.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме: «Детская манипуляция»
  2. Подготовить методики по изучению манипуляции (для подростков и их родителей)
  3. Провести исследование
  4. Опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Предметом нашего исследования явилось изучение детской манипуляции.

Объектом нашей работы явилось исследование склонности к манипуляции

учащихся 8 класса МБОУ СОШ № 11 г-К АНАПА, а также семейный тип взаимоотношений этих подростков со своими родителями.

            В работе использованы следующие методы и методики: наблюдение, методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА)  тест для родителей: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?

            В качестве гипотезы мы предположили, что не все дети манипулируют взрослыми, предпосылки подростковой манипуляции зарождаются в раннем детстве и причиной их развития является «неправильное» воспитание.

 

Обзор литературы.

                Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие, с использованием эмоций, чувств, состояний партнера по общению, с целью получения выгоды для автора манипуляции. Манипуляция–это какое-то управление, это нечто скрытое. Чувства – инструмент манипуляции! Эмоция (положительная или негативная) – один из двигателей поступков. Человек стремиться сохранить и преумножить приятную эмоцию, и одновременно избежать, уйти от неприятных переживаний, восстановить психологический комфорт. Это принцип и используется при манипуляции. Выгода может быть не только материальная, например, получение денег в долг в результате манипуляции, но и психологическая, к примеру, унижение другого человека в глазах других людей с целью получения более высокого собственного статуса и уважения в обществе по сравнению с другими. [5]

                 Но в определении манипуляции не исключается получение выгоды для объекта манипуляции. Так, например, родители, воспитывая ребенка – зачастую используют манипуляции в общении со своим чадом. Они подводят его к социально одобряемому поведению, заставляют говорить «здравствуйте» взрослым, хорошо учиться, делать зарядку, обливаться холодной водой – и делают это не только ради себя, но и ради будущей выгоды для своего ребенка, справедливо (или наивно) полагая, что далее он оценит их старания.

                  Возникает вопрос: «Почему одни дети манипулируют своими родителями, другие – нет? Какие существуют причины для развития детской манипуляции?»

                   Наиболее важные побудительные причины, оказывающие влияние на появление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в истоках формирования личности, то есть в том, как протекает детство ребенка, как ведет себя его окружение, как происходит дальнейшее развитие человека, а также в каких условиях он осуществляет свою жизнедеятельность. Специалисты в области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями. В последствии, когда ребенок стремится скрыть неблаговидные поступки, он начинает прибегать к умолчанию факта их совершения или к прямому отрицанию того, что им сделано, то есть начинает использовать ложь или манипуляцию по отношению ко взрослым.[6]

                Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности. Формирование манипулятивных тенденций поведения, начиная с детского возраста и проявление их в различных сферах жизни американский исследователь Э.Шостром достаточно полно описал в книге «Человек-манипулятор».[8]

                  Исследователи природных предпосылок формирования психики справедливо подчеркивают также роль биологических и наследственных факторов, определяющих развитие индивида, которые, в свою очередь, становятся все менее благоприятными в силу ухудшения экологии и естественной среды обитания человека. Высказывается предположение, что существует генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму. Последнее качество, как известно, во многом способствует проявлению неискренности в общении.[1]

                 В целом, в обществе существует огромное число предпосылок, начиная с функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых на протяжении всей жизни человека способствует формированию личностных качеств, обусловливающих использование лжи и манипуляций при решении жизненно важных проблем.

                 Не случайно личностные особенности индивида, связанные с тенденциями к манипулированию другими людьми и использованию разнообразных форм лжи в обыденной жизни и деловых отношениях, получили название «макиавеллизм» – по имени философа, оправдывающего любые средства для достижения поставленной цели. Люди с такими чертами характера предпочитают ограничивать передаваемую информацию, с легкостью искажают ее, манипулируют другими людьми для достижения собственных целей. Как ни парадоксально, но исследования показали, что сами они не всегда могут хорошо определять ложь у других, хотя подозрительны по натуре. Их вера в то, что людьми можно управлять, применяя любые средства, помогает искусно лгать, не испытывая при этом угрызений совести.[2]

                «Детское» манипулирование порой начинается так невинно и мило: «Подуй, горячо!», «Подними, я упал!», развиваются с угрожающей быстротой: малыш специально падает, чтобы его поднимали, испытывая свои способности руководить поведением рослых (на подсознательном уровне).

            А поскольку дети все разные, то и способов манипулирования нами, взрослыми тоже много.

                Подростковый возраст достаточно труден как для самого ребенка, так и для его родителей. Эксперты указывают на 6 самых распространенных способов, которые используют подростки, чтобы управлять своими родителями: слёзы, угрозы, сравнение себя с другими, ложь, хандра, шантаж. Специалисты рассказали, почему они это делают и что предпринять старшим, чтобы прекратить манипулирование и восстановить мир в семье.

                Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить свою порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, получить то, что они хотят и почувствовать свое влияние. В этом вся природа подросткового поведения – вычислять, как реагируют на его поведение, делать разные вещи и наблюдать, какой отклик они вызывают.

                Но есть еще одна причина – родительское поведение. Зачастую родители поступают так, что конфликт только разгорается, и пропасть в отношениях увеличивается. Мамы и папы поступают инстинктивно и как им кажется правильно, а эффект получается обратный.

                 Возможно, самый распространенный способ манипуляции родителями, который используют подростки – это постоянный прессинг. Главная цель – вызвать у родителя чувство «я должен», а иногда и ощущение вины. Как правило, такая подростковая политика характеризуется никогда не заканчивающимися и постоянно повторяющимися требованиями, главная цель которых получить то, что он или она хочет.

                 Если родители видят, что их подросток использует эти методы, чтобы манипулировать взрослыми и получить то, что он хочет, то существует правило: Необходимо дать ему знать, что попытка управлять родителями, таким образом, абсолютно недопустима, и также необходимо обозначить последствия такой политики.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание работы.

           Из литературных источников и интернет ресурсов мы выяснили, что может являться причинами подростковой манипуляции и каким образом дети воздействуют на своих родителей. Данная тема очень заинтересовала нас и мы решили провести обследование в 8 классе МБОУ СОШ №11 г-к Анапа на способность учащихся манипулировать взрослыми.

            В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены следующие этапы:

  1. Диагностика учащихся 8 класса по методике измерения уровня макиавеллизма личности (Приложение № 1)[7]
  2. Диагностика родителей учащихся 8 класса, с помощью теста: «Насколько Ваш ребёнок склонен к манипулированию» (Приложение № 2) [3]
  3. Опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

 

Результаты диагностики.

В диагностировании учащихся по методике измерения уровня макиавеллизма

участвовало 22 ученика ( из них 11 девочек и 11 мальчиков) 8 класса МОУ. Опросник для выявления выраженности макиавеллизма авторов Кристи и Гейса состоит из 20 утверждений, половина из которых положительно, а другая - отрицательно связаны с данной чертой личности. Количество набранных баллов суммируется, и результат показывает уровень «макиавеллизма» данного человека. Данная методика является надежным диагностическим инструментом, выявляет склонность к манипулированию как черту личности. Она может служить способом диагностики склонности к манипулятивности. Были получены следующие результаты:

              Как видно из диаграммы у 46 % учащихся высокий уровень макиавеллизма, что свидетельствует о доминантности, качестве лидера, агрессивности, напористость, личностной силе, любви к соревнованию. Пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность. Уверенность, чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству. Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации. Именно эти учащиеся способны манипулировать окружающими людьми.

              У 54 % учащихся – низкий уровень макиавеллизма, что свидетельствует о застенчивости, вежливости, отсутствии грубых выражений в речи. Этим детям свойственны сострадательность, доброта, сердечность, сочувствие, уступчивость, понимание. Ощущение радости от процесса (творчества). Потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим. Правдивость, доверчивость, искренность, добросовестность.

              Тогда же мы решили разделить ответы детей на ответы девочек и ответы мальчиков, и пришли к следующему выводу:

 Как видно из полученных результатов  высокий уровень макиавеллизма наблюдается у большинства девочек, т.е они склонны к манипуляции больше, чем мальчики.

               Следует отметить, что некоторых подростков, у которых выявился высокий уровень макиавеллизма, можно было выявить и при наблюдении за их поведением и общением со взрослыми и сверстниками, а данная методика лишь подтвердила наши догадки. По каким же признакам мы об этом догадались:

  1.  Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут.
  2. Постоянно угрожают как родителям, так и учителям: "Наверное, я брошу школу"
  3. Сравнивают себя с окружающими: «У меня всегда всё хуже других», хотя на самом деле не в чём не нуждаются.
  4. Постоянно лгут, чтобы оправдать себя: «Я этого не делал»

               Причем мы заметили, что данное поведение свойственно больше девочкам.

               После проведенного обследования мы задумались, почему же одни дети манипулируют взрослыми, а другие нет. Проанализировав, соответствующую литературу и придя к выводу о возможном влиянии на подростков семейного воспитания, решили провести тестирование у родителей учащихся 8 класса  «Насколько Ваш ребёнок склонен к манипулированию», в нем принимали участие 22 родителя.  Были получены следующие результаты:

   Как видно из диаграммы у 54 % опрошенных родителей отношения с ребёнком честные – дети и взрослые в этих семьях не прибегают к манипулированию.

           У 26 % опрошенных родителей стиль отношений со своим ребенком – манипулирование друг другом. Им хочется быть самыми лучшими родителями, поэтому они боятся конфликтов.

             У 20% опрошенных родителей ребёнок манипулирует ими, т.к эти родители на первом месте ставят интересы ребёнка, а потом свои. Дети в таких семьях, как правило, вырастают эгоистами.

             Если сравнить ответы детей с ответами их родителей, то можно сделать вывод, что  82% ответов детей совпадает с ответами взрослых. У 18% родителей ответы с их детьми не совпадают, причём, мы обратили внимание, что у детей в этом случае выявлен высокий уровень макиавеллизма, а родители отмечали честные, доброжелательные отношения с ребёнком, т.е. сами родители не замечают того, что дети манипулируют ими. А проанализировав 80% совпадений ответов детей с ответами взрослых, можно сделать вывод, что у детей развивают умение манипулировать сами взрослые.

Выводы.

          В результате нашего исследования мы пришли к выводу:

  1. Не все дети манипулируют своими родителями
  2. От воспитания зависит будет ли ребёнок манипулировать взрослыми или нет.

Таким образом наша гипотеза подтвердилась что не все дети манипулируют взрослыми, предпосылки подростковой манипуляции зарождаются в раннем детстве и причиной их развития является «неправильное» воспитание.

Было проведено родительское собрание на тему «Детская манипуляция», а некоторым родителям были даны индивидуальные консультации по воспитанию детей.

 

Заключение.

             Изучив в ходе нашей работы  литературные источники по выбранной теме и проведя соответствующее практическое исследование можно прийти к следующему заключению:

  1. Склонность к манипуляции у ребёнка закладывается в раннем детстве, поэтому не все дети манипулируют своими родителями.
  2. Для предотвращения манипулятивного поведения родителям необходимо дать ребёнку знать, что попытка управлять ими, таким образом, абсолютно недопустима, и также необходимо обозначить последствия такой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический справочник.

  1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. М., 2003.
  2. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В.В. Знаков // Психол. журнал. 2000. Т. 21. № 5.
  3. Зацепин В.И. На пути к общей типологии личности. СПб., 2002.
  4. http://www.mamulya.su/big-world/raise/det-manupulate.html
  5. http://vzglid.do.am/index/manipuljativnoe_vlijanie_i_zashhita/0-15
  6. http://becmology.ru/blog/psychology/manip_tech04.htm
  7. http://a-baby.com.ua/rebenok-manipulator-test.htm
  8. http://www.syntone.ru/library/books/content/2652.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА).

(Методика разработана Р.Кристи и Ф.Гейс, 1970г.)

               Макиавеллизм – макиавеллистичность – свойство личности, включающее в себя цинизм, отчужденность, эмоциональную холодность, пренебрежение конвенциональной моралью, допускающее использование других в своих целях. При таком виде манипуляции эксплуатация другого актуализирует его потребность в сотрудничестве, желании иметь хорошие отношения и хорошо выглядеть в глазах окружающих.

(для сравнения: манипуляция – это процесс, посредством которого манипулятор получает больше определенного вида вознаграждений, чем он бы получил без манипуляции, а кто-то получает меньше, по крайней мере в пределах актуальной ситуации)

 Инструкция. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки отвечают вашим установкам относительно себя и других людей. Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя пятибалльную шкалу:

 1 – совершенно не согласен;

2 – не согласен;

3 – трудно сказать;

4 – согласен;

5 – совершенно согласен.

 Пункты шкалы:

1. Никогда не говори кому-либо, почему ты делаешь что-то, если тебе это не приносит выгоды.

2. Большинство людей – хорошие и добрые.

3. Наилучший способ ладить с другими людьми – это говорить им только приятные вещи.

4. Ты должен делать что-либо лишь в том случае, если совершенно уверен, что это правильно.

5. Самое лучшее – это верить, что любой человек будет жульничать, если только представится подходящий случай.

6. Нужно всегда быть честным, несмотря ни на что.

7. Иногда можно и вред другому причинить, чтобы получить то, что хочется.

8. Большинство людей не будут работать прилежно, если их не заставлять.

9. Лучше быть обыкновенным, рядовым человеком и честным, чем известным и нечестным.

10. Лучше честно сказать человеку, почему тебе нужно, чтобы он помог тебе, чем изобретать какую-нибудь небылицу и обманным путем побудить его помогать тебе.

11. Преуспевающие люди в основном честные и хорошие.

12. Тот, кто верит всем, подвергает себя большой опасности.

13. Преступник такой же человек, как и все мы, только он оказался настолько глуп, что попался.

14. Большинство людей правдивы.

15. Быть добрым, хорошим с важными для тебя людьми, даже когда ты не любишь их, - это умно.

16. Можно быть хорошим человеком всегда и во всем.

17. Большинство людей не поддаются обману (их нелегко обмануть).

18. Иногда надо немножко жульничать, обманывать, чтобы получить то, что хочешь.

19. Лгать, обманывать всегда нехорошо.

20. Потеря денег – это гораздо большая неприятность, чем потеря друга.

 

Обработка результатов МАК-ШКАЛЫ.

 Обработка заключается в суммировании написанных обследуемых баллов во всех пунктах, входящих в соответствующую шкалу.

 ПМ (показатель макиавеллизма): 1, (2), 3, (4), 5, (6), 7, 8, (9), (10), (11), 12, 13, (14), 15, (16), (17), 18, (19), 20.

 Номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную пятибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемым, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из шести.

То есть необходимо использовать формулу: S = 6 – М, где М – балл, написанный испытуемым, S – балл, который войдет в общую сумму баллов для данной шкалы.

 Интерпретация:

 Низкий уровень макиавеллизма (до 50 баллов и ниже) предполагает: застенчивость, вежливость, отсутствие грубых выражений в речи. Сострадательность, доброту, сердечность. Эмпатию, сочувствие, уступчивость, понимание. Ощущение радости от процесса (творчества). Потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим. Правдивость, доверчивость, искренность, добросовестность.

 Высокий уровень макиавеллизма (от 50 баллов и выше) предполагает: стремление говорить правду, критичность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Доминантность, качества лидера, агрессивность, напористость, личностная сила, любовь к соревнованию. Пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность. Уверенность, чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству. Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации.

 Люди с высокими значениями по данной шкале (Высокие Маки – термин, предложенный Р.Кристи) – первые там, к чему все стремятся, конкурируя, используя других как средство выиграть так, что другие благодарят их за эту возможность.

 Люди с высокими баллами по данной шкале значительно более успешны при ведении переговоров, использовании манипулятивных тактик и получении вознаграждения, чем имеющие средние и тем более низкие баллы.

 

Приложение № 2

Тест: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?

Есть ли у Вашего ребенка склонность к манипулированию, вы сможете узнать, ответив на вопросы следующего теста.

Вопросы к тесту: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?

1. Неудачники обычно сами виноваты в своих проблемах? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

2. Может ли Ваш ребенок достаточно долго для своего возраста заниматься какой-то интересной для него деятельностью? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

3. Вы хороший психолог? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

4. Считаете ли Вы, что участие в игре важнее, чем победа? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

5. Всегда ли Ваш ребенок старается избегать драк? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

6. Малыш легко переносит скуку? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

7. Вам хочется заняться самосовершенствованием? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

8. Материнство и отцовство – это прежде всего самоответственность, а уже потом радость? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

9. Часто ли рассказывает Ваш ребенок, чем он станет заниматься, когда вырастет? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

10. Вы стесняетесь спрашивать малознакомых людей, где находится туалет? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

11. Все лучшее в семье должно доставаться том, кто больше зарабатывает, а не ребенку? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

12. Понятия добра и зла всегда абсолютны и неизменны? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

13. Ваш ребенок удивляет вас неожиданным решением стандартных заданий? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

14. Легко ли Вы отделываетесь от слишком назойливого продавца? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

15. Ребенок указывает взрослым (родителям, воспитателям, гостям и т.д.) на их оплошности? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

16. Вы можете попросить человека не курить, если Вам это неприятно или мешает? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

17. Пацифисты – просто трусы? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл

18. Вам нравится удивлять окружающих людей? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов

Ключ к тесту: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?

0-4 балла. Отношения с ребенком не искренни

Общение с ребенком лишено искренности. Вы сами в душе еще дети, поэтому роль родителя вас пугает. Перестаньте манипулировать ребенком – и начнете получать настоящее удовольствие от его общества!

5-9 баллов. Отношения с ребенком честные

Ваши отношения с ребенком по-настоящему честные и открытые. Малыш умеет добиваться цели, учитывая интересы окружающих, и не прибегает к манипулированию.

10-14 баллов. Манипулирование друг другом – стиль ваших отношений

Манипулирование друг другом – стиль ваших отношений. Вам хочется быть самыми лучшими родителями, поэтому Вы боитесь конфликтов. Измените эту позицию и займитесь тем, что вам нравится.

15-18 баллов. Ребенок манипулирует Вами

Ребенок манипулирует Вами. Вы поступаетесь своими интересами в пользу ребенка. Лучше научите его получать радость от творчества, а сами чаще общайтесь с людьми, которые Вас ценят.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская практическая работа " Детское манипулирование""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

              Детская манипуляция

Мы часто сталкиваемся с невероятным умением детей манипулировать взрослыми. Никто не способен так быстро и безболезненно заставить родителей дать положительный ответ на свой вопрос, как ребенок. Он всегда знает, или чувствует, как и когда выпросить у мамы и папы ту или иную игрушку, как заставить бабушек ходить перед ним на "задних лапках". Вы скажите, что не все родители так податливы и не все бабушки так добры, и будете в какой-то степени правы. Но ведь согласитесь, что, порой, родителям стоит немалых трудов заставить себя не поддаться на уговоры ребенка. Даже у самых, казалось бы, строгих родителей не всегда хватает сил на то, чтобы отказать любимому чаду в его просьбе. К сожалению, не все взрослые понимают, что ребенку в первую очередь нужен рядом сильный и уверенный в себе близкий человек, а не группа угождающих и преклоняющихся перед ним родственников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1840
    • DOCX 7.7 мбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юркова Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юркова Ольга Евгеньевна
    Юркова Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8931
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 147 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 133 человека

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе