Тема работы:
«Детская
манипуляция»
Направление: педагогика и психология
Исполнила педагог-
психолог МБОУ СОШ №11 г-к Анапа
Юркова Ольга
Евгеньевна
Содержание
- Введение
3
- Обзор литературы
4
- Описание работы
7
·
Результаты диагностик
7
·
Выводы
9
·
Заключение
10
- Библиографический
список 11
- Приложения
12
Введение.
Мы
часто сталкиваемся с невероятным умением детей манипулировать взрослыми. Никто
не способен так быстро и безболезненно заставить родителей дать положительный
ответ на свой вопрос, как ребенок. Он всегда знает, или чувствует, как и когда
выпросить у мамы и папы ту или иную игрушку, как заставить бабушек ходить перед
ним на "задних лапках". Вы скажите, что не все родители так податливы
и не все бабушки так добры, и будете в какой-то степени правы. Но ведь
согласитесь, что, порой, родителям стоит немалых трудов заставить себя не
поддаться на уговоры ребенка. Даже у самых, казалось бы, строгих родителей не
всегда хватает сил на то, чтобы отказать любимому чаду в его просьбе. К
сожалению, не все взрослые понимают, что ребенку в первую очередь нужен рядом
сильный и уверенный в себе близкий человек, а не группа угождающих и
преклоняющихся перед ним родственников.[4].
Что же
такое манипуляция? Почему одним детям удается манипулировать окружающими, а
другим нет? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе нашего исследования.
Актуальность
данной работы заключается в том, что проблематика детско-родительских отношений
остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и
практики, а наше исследование поможет взрослым и детям лучше понять друг друга
и избежать каких-либо ошибок в дальнейшем.
Цель
работы: изучить причины возникновения детской манипуляции взрослых.
Для решения данной
цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить
литературу по теме: «Детская манипуляция»
- Подготовить
методики по изучению манипуляции (для подростков и их родителей)
- Провести
исследование
- Опираясь на
знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и
сделать выводы.
Предметом нашего исследования явилось изучение
детской манипуляции.
Объектом нашей работы явилось исследование
склонности к манипуляции
учащихся 8 класса МБОУ СОШ № 11 г-К АНАПА, а
также семейный тип взаимоотношений этих подростков со своими родителями.
В
работе использованы следующие методы и методики: наблюдение, методика
измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА) тест для родителей:
Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?
В
качестве гипотезы мы предположили, что не все дети манипулируют
взрослыми, предпосылки подростковой манипуляции зарождаются в раннем детстве и
причиной их развития является «неправильное» воспитание.
Обзор литературы.
Манипуляция
– это скрытое психологическое воздействие, с использованием эмоций, чувств,
состояний партнера по общению, с целью получения выгоды для автора манипуляции.
Манипуляция–это какое-то управление, это нечто скрытое. Чувства – инструмент
манипуляции! Эмоция (положительная или негативная) – один из двигателей
поступков. Человек стремиться сохранить и преумножить приятную эмоцию, и одновременно
избежать, уйти от неприятных переживаний, восстановить психологический комфорт.
Это принцип и используется при манипуляции. Выгода может быть не только
материальная, например, получение денег в долг в результате манипуляции, но и
психологическая, к примеру, унижение другого человека в глазах других людей с
целью получения более высокого собственного статуса и уважения в обществе по
сравнению с другими. [5]
Но
в определении манипуляции не исключается получение выгоды для объекта манипуляции.
Так, например, родители, воспитывая ребенка – зачастую используют манипуляции в
общении со своим чадом. Они подводят его к социально одобряемому поведению,
заставляют говорить «здравствуйте» взрослым, хорошо учиться, делать зарядку,
обливаться холодной водой – и делают это не только ради себя, но и ради будущей
выгоды для своего ребенка, справедливо (или наивно) полагая, что далее он
оценит их старания.
Возникает вопрос: «Почему одни дети манипулируют своими родителями, другие –
нет? Какие существуют причины для развития детской манипуляции?»
Наиболее
важные побудительные причины, оказывающие влияние на появление склонности ко
лжи и манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в
истоках формирования личности, то есть в том, как протекает детство ребенка,
как ведет себя его окружение, как происходит дальнейшее развитие человека, а
также в каких условиях он осуществляет свою жизнедеятельность. Специалисты в
области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения
детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь
наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с
ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок,
сталкиваясь с затруднительными ситуациями. В последствии, когда ребенок
стремится скрыть неблаговидные поступки, он начинает прибегать к умолчанию
факта их совершения или к прямому отрицанию того, что им сделано, то есть
начинает использовать ложь или манипуляцию по отношению ко взрослым.[6]
Формы
манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка могут
варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности. Формирование
манипулятивных тенденций поведения, начиная с детского возраста и проявление их
в различных сферах жизни американский исследователь Э.Шостром достаточно полно
описал в книге «Человек-манипулятор».[8]
Исследователи
природных предпосылок формирования психики справедливо подчеркивают также роль
биологических и наследственных факторов, определяющих развитие индивида,
которые, в свою очередь, становятся все менее благоприятными в силу ухудшения
экологии и естественной среды обитания человека. Высказывается предположение,
что существует генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму.
Последнее качество, как известно, во многом способствует проявлению
неискренности в общении.[1]
В
целом, в обществе существует огромное число предпосылок, начиная с
функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых на
протяжении всей жизни человека способствует формированию личностных качеств,
обусловливающих использование лжи и манипуляций при решении жизненно важных
проблем.
Не
случайно личностные особенности индивида, связанные с тенденциями к
манипулированию другими людьми и использованию разнообразных форм лжи в
обыденной жизни и деловых отношениях, получили название «макиавеллизм» – по
имени философа, оправдывающего любые средства для достижения поставленной цели.
Люди с такими чертами характера предпочитают ограничивать передаваемую
информацию, с легкостью искажают ее, манипулируют другими людьми для достижения
собственных целей. Как ни парадоксально, но исследования показали, что сами они
не всегда могут хорошо определять ложь у других, хотя подозрительны по натуре.
Их вера в то, что людьми можно управлять, применяя любые средства, помогает
искусно лгать, не испытывая при этом угрызений совести.[2]
«Детское»
манипулирование порой начинается так невинно и мило: «Подуй, горячо!»,
«Подними, я упал!», развиваются с угрожающей быстротой: малыш специально
падает, чтобы его поднимали, испытывая свои способности руководить поведением рослых
(на подсознательном уровне).
А
поскольку дети все разные, то и способов манипулирования нами, взрослыми тоже
много.
Подростковый
возраст достаточно труден как для самого ребенка, так и для его родителей. Эксперты
указывают на 6 самых распространенных способов, которые используют подростки,
чтобы управлять своими родителями: слёзы, угрозы, сравнение себя с другими,
ложь, хандра, шантаж. Специалисты рассказали, почему они это делают и что
предпринять старшим, чтобы прекратить манипулирование и восстановить мир в
семье.
Дети
манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить свою
порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, получить то, что они хотят и
почувствовать свое влияние. В этом вся природа подросткового поведения –
вычислять, как реагируют на его поведение, делать разные вещи и наблюдать, какой отклик они вызывают.
Но
есть еще одна причина – родительское поведение. Зачастую родители поступают так, что конфликт только разгорается, и
пропасть в отношениях увеличивается. Мамы и папы поступают инстинктивно и как
им кажется правильно, а эффект получается обратный.
Возможно,
самый распространенный способ манипуляции родителями, который используют
подростки – это постоянный прессинг. Главная цель – вызвать у родителя чувство
«я должен», а иногда и ощущение вины. Как правило, такая подростковая политика
характеризуется никогда не заканчивающимися и постоянно повторяющимися
требованиями, главная цель которых получить то, что он или она хочет.
Если
родители видят, что их подросток использует эти методы,
чтобы манипулировать взрослыми и получить то, что он хочет, то существует
правило: Необходимо дать ему знать, что попытка управлять родителями, таким
образом, абсолютно недопустима, и также необходимо обозначить последствия такой
политики.[5]
Описание работы.
Из
литературных источников и интернет ресурсов мы выяснили, что может являться
причинами подростковой манипуляции и каким образом дети воздействуют на своих
родителей. Данная тема очень заинтересовала нас и мы решили провести
обследование в 8 классе МБОУ СОШ №11 г-к Анапа на способность учащихся
манипулировать взрослыми.
В
соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и
осуществлены следующие этапы:
- Диагностика
учащихся 8 класса по методике измерения уровня макиавеллизма личности
(Приложение № 1)[7]
- Диагностика
родителей учащихся 8 класса, с помощью теста: «Насколько Ваш ребёнок
склонен к манипулированию» (Приложение № 2) [3]
- Опираясь на
знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и
сделать вывод.
Результаты диагностики.
В
диагностировании учащихся по методике измерения уровня макиавеллизма
участвовало 22
ученика ( из них 11 девочек и 11 мальчиков) 8 класса МОУ. Опросник
для выявления выраженности макиавеллизма авторов Кристи и
Гейса состоит из 20 утверждений, половина из которых положительно, а другая -
отрицательно связаны с данной чертой личности. Количество набранных баллов
суммируется, и результат показывает уровень «макиавеллизма» данного человека.
Данная методика является надежным диагностическим инструментом, выявляет
склонность к манипулированию как черту личности. Она может служить способом
диагностики склонности к манипулятивности. Были получены следующие результаты:
Как
видно из диаграммы у 46 % учащихся высокий уровень макиавеллизма, что
свидетельствует о доминантности, качестве лидера, агрессивности, напористость,
личностной силе, любви к соревнованию. Пренебрежение социальным одобрением,
тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, нацеленность на
результат, прагматичность. Уверенность, чувство собственного превосходства,
независимость, стремление к соперничеству. Саморефлексия, наличие внутренних
конфликтов, общий негативный эмоциональный фон. Тщеславие, любовь к лести,
честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации. Именно эти учащиеся
способны манипулировать окружающими людьми.
У 54 % учащихся – низкий уровень макиавеллизма, что свидетельствует о застенчивости,
вежливости, отсутствии грубых выражений в речи. Этим детям свойственны
сострадательность, доброта, сердечность, сочувствие, уступчивость, понимание.
Ощущение радости от процесса (творчества). Потребность в помощи, доверии,
признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству,
дружелюбное отношение к окружающим. Правдивость, доверчивость, искренность,
добросовестность.
Тогда же мы решили разделить ответы детей на ответы девочек и ответы мальчиков,
и пришли к следующему выводу:
Как видно из полученных результатов высокий
уровень макиавеллизма наблюдается у большинства девочек, т.е они склонны к
манипуляции больше, чем мальчики.
Следует отметить, что некоторых подростков, у которых выявился высокий уровень
макиавеллизма, можно было выявить и при наблюдении за их поведением и общением
со взрослыми и сверстниками, а данная методика лишь подтвердила наши догадки.
По каким же признакам мы об этом догадались:
- Когда они
чего-то хотят, то ноют и хнычут.
- Постоянно
угрожают как родителям, так и учителям: "Наверное, я брошу
школу"
- Сравнивают себя с
окружающими: «У меня всегда всё хуже других», хотя на самом деле не в чём
не нуждаются.
- Постоянно лгут,
чтобы оправдать себя: «Я этого не делал»
Причем
мы заметили, что данное поведение свойственно больше девочкам.
После
проведенного обследования мы задумались, почему же одни дети манипулируют
взрослыми, а другие нет. Проанализировав, соответствующую литературу и придя к
выводу о возможном влиянии на подростков семейного воспитания, решили провести
тестирование у родителей учащихся 8 класса «Насколько Ваш ребёнок склонен к
манипулированию», в нем принимали участие 22 родителя. Были получены следующие
результаты:
Как видно из диаграммы у 54 % опрошенных
родителей отношения с ребёнком честные – дети и взрослые в этих семьях не
прибегают к манипулированию.
У 26 %
опрошенных родителей стиль отношений со своим ребенком – манипулирование друг
другом. Им хочется быть самыми лучшими родителями, поэтому они боятся
конфликтов.
У 20%
опрошенных родителей ребёнок манипулирует ими, т.к эти родители на первом месте
ставят интересы ребёнка, а потом свои. Дети в таких семьях, как правило,
вырастают эгоистами.
Если сравнить
ответы детей с ответами их родителей, то можно сделать вывод, что 82% ответов детей
совпадает с ответами взрослых. У 18% родителей ответы с их детьми не совпадают,
причём, мы обратили внимание, что у детей в этом случае выявлен высокий уровень
макиавеллизма, а родители отмечали честные, доброжелательные отношения с
ребёнком, т.е. сами родители не замечают того, что дети манипулируют ими. А
проанализировав 80% совпадений ответов детей с ответами взрослых, можно сделать
вывод, что у детей развивают умение манипулировать сами взрослые.
Выводы.
В
результате нашего исследования мы пришли к выводу:
- Не все дети
манипулируют своими родителями
- От воспитания
зависит будет ли ребёнок манипулировать взрослыми или нет.
Таким образом наша
гипотеза подтвердилась что не все дети манипулируют взрослыми, предпосылки
подростковой манипуляции зарождаются в раннем детстве и причиной их развития
является «неправильное» воспитание.
Было проведено
родительское собрание на тему «Детская манипуляция», а некоторым родителям были
даны индивидуальные консультации по воспитанию детей.
Заключение.
Изучив в ходе нашей работы
литературные источники по выбранной теме и проведя соответствующее практическое
исследование можно прийти к следующему заключению:
- Склонность к манипуляции
у ребёнка закладывается в раннем детстве, поэтому не все дети манипулируют
своими родителями.
- Для предотвращения
манипулятивного поведения родителям необходимо дать ребёнку знать, что
попытка управлять ими, таким образом, абсолютно недопустима, и также
необходимо обозначить последствия такой политики.
Библиографический
справочник.
- Доценко,
Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. М., 2003.
- Знаков,
В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его
исследования / В.В. Знаков // Психол. журнал. 2000. Т. 21. № 5.
- Зацепин
В.И. На пути к общей типологии личности. СПб., 2002.
- http://www.mamulya.su/big-world/raise/det-manupulate.html
- http://vzglid.do.am/index/manipuljativnoe_vlijanie_i_zashhita/0-15
- http://becmology.ru/blog/psychology/manip_tech04.htm
- http://a-baby.com.ua/rebenok-manipulator-test.htm
- http://www.syntone.ru/library/books/content/2652.html
Приложение № 1
Методика
измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА).
(Методика
разработана Р.Кристи и Ф.Гейс, 1970г.)
Макиавеллизм –
макиавеллистичность – свойство личности,
включающее в себя цинизм, отчужденность, эмоциональную холодность,
пренебрежение конвенциональной моралью, допускающее использование других в
своих целях. При таком виде манипуляции эксплуатация другого актуализирует его
потребность в сотрудничестве, желании иметь хорошие отношения и хорошо
выглядеть в глазах окружающих.
(для сравнения: манипуляция – это
процесс, посредством которого манипулятор получает больше определенного вида
вознаграждений, чем он бы получил без манипуляции, а кто-то получает меньше, по
крайней мере в пределах актуальной ситуации)
Инструкция. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки отвечают
вашим установкам относительно себя и других людей. Оценку каждого приведенного
суждения необходимо выразить, используя пятибалльную шкалу:
1 – совершенно не согласен;
2 – не согласен;
3 – трудно сказать;
4 – согласен;
5 – совершенно согласен.
Пункты шкалы:
1. Никогда не говори кому-либо, почему ты делаешь что-то,
если тебе это не приносит выгоды.
2. Большинство людей – хорошие и добрые.
3. Наилучший способ ладить с другими людьми – это говорить
им только приятные вещи.
4. Ты должен делать что-либо лишь в том случае, если
совершенно уверен, что это правильно.
5. Самое лучшее – это верить, что любой человек будет
жульничать, если только представится подходящий случай.
6. Нужно всегда быть честным, несмотря ни на что.
7. Иногда можно и вред другому причинить, чтобы получить то,
что хочется.
8. Большинство людей не будут работать прилежно, если их не
заставлять.
9. Лучше быть обыкновенным, рядовым человеком и честным, чем
известным и нечестным.
10. Лучше честно сказать человеку, почему тебе нужно, чтобы
он помог тебе, чем изобретать какую-нибудь небылицу и обманным путем побудить
его помогать тебе.
11. Преуспевающие люди в основном честные и хорошие.
12. Тот, кто верит всем, подвергает себя большой опасности.
13. Преступник такой же человек, как и все мы, только он
оказался настолько глуп, что попался.
14. Большинство людей правдивы.
15. Быть добрым, хорошим с важными для тебя людьми, даже
когда ты не любишь их, - это умно.
16. Можно быть хорошим человеком всегда и во всем.
17. Большинство людей не поддаются обману (их нелегко
обмануть).
18. Иногда надо немножко жульничать, обманывать, чтобы
получить то, что хочешь.
19. Лгать, обманывать всегда нехорошо.
20. Потеря денег – это гораздо большая неприятность, чем
потеря друга.
Обработка результатов МАК-ШКАЛЫ.
Обработка заключается в суммировании написанных
обследуемых баллов во всех пунктах, входящих в соответствующую шкалу.
ПМ (показатель макиавеллизма): 1, (2), 3, (4), 5, (6), 7,
8, (9), (10), (11), 12, 13, (14), 15, (16), (17), 18, (19), 20.
Номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную
пятибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы,
которые написаны испытуемым, а разница, которая получается после вычитания
написанного (в бланке ответов) балла из шести.
То есть необходимо использовать формулу: S = 6 – М, где М – балл, написанный испытуемым, S – балл,
который войдет в общую сумму баллов для данной шкалы.
Интерпретация:
Низкий уровень макиавеллизма (до 50 баллов и ниже) предполагает: застенчивость, вежливость, отсутствие
грубых выражений в речи. Сострадательность, доброту, сердечность. Эмпатию,
сочувствие, уступчивость, понимание. Ощущение радости от процесса (творчества).
Потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к
тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим. Правдивость,
доверчивость, искренность, добросовестность.
Высокий уровень макиавеллизма (от 50 баллов и выше) предполагает: стремление говорить правду, критичность,
прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Доминантность, качества
лидера, агрессивность, напористость, личностная сила, любовь к соревнованию.
Пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение, отличное от
мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность. Уверенность,
чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству.
Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный
фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой
ситуации.
Люди с высокими значениями по данной шкале (Высокие Маки
– термин, предложенный Р.Кристи) – первые там, к чему все стремятся,
конкурируя, используя других как средство выиграть так, что другие благодарят
их за эту возможность.
Люди с высокими баллами по данной шкале значительно более
успешны при ведении переговоров, использовании манипулятивных тактик и
получении вознаграждения, чем имеющие средние и тем более низкие баллы.
Приложение № 2
Тест: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?
Есть
ли у Вашего ребенка склонность к манипулированию, вы сможете узнать, ответив на
вопросы следующего теста.
Вопросы к тесту: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?
1.
Неудачники обычно сами виноваты в своих проблемах? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
2.
Может ли Ваш ребенок достаточно долго для своего возраста заниматься какой-то
интересной для него деятельностью? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
3.
Вы хороший психолог? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов
4.
Считаете ли Вы, что участие в игре важнее, чем победа? Да – 1 балл, Нет – 0
баллов
5.
Всегда ли Ваш ребенок старается избегать драк? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
6.
Малыш легко переносит скуку? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
7.
Вам хочется заняться самосовершенствованием? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов
8.
Материнство и отцовство – это прежде всего самоответственность, а уже потом
радость? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов
9.
Часто ли рассказывает Ваш ребенок, чем он станет заниматься, когда вырастет? Да
– 0 баллов, Нет – 1 балл
10.
Вы стесняетесь спрашивать малознакомых людей, где находится туалет? Да – 1
балл, Нет – 0 баллов
11.
Все лучшее в семье должно доставаться том, кто больше зарабатывает, а не
ребенку? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
12.
Понятия добра и зла всегда абсолютны и неизменны? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
13.
Ваш ребенок удивляет вас неожиданным решением стандартных заданий? Да – 1 балл,
Нет – 0 баллов
14.
Легко ли Вы отделываетесь от слишком назойливого продавца? Да – 0 баллов, Нет –
1 балл
15.
Ребенок указывает взрослым (родителям, воспитателям, гостям и т.д.) на их
оплошности? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов
16.
Вы можете попросить человека не курить, если Вам это неприятно или мешает? Да –
0 баллов, Нет – 1 балл
17.
Пацифисты – просто трусы? Да – 0 баллов, Нет – 1 балл
18.
Вам нравится удивлять окружающих людей? Да – 1 балл, Нет – 0 баллов
Ключ к тесту: Насколько Ваш ребенок склонен к манипулированию?
0-4 балла. Отношения с ребенком не искренни
Общение
с ребенком лишено искренности. Вы сами в душе еще дети, поэтому роль родителя
вас пугает. Перестаньте манипулировать ребенком – и начнете получать настоящее
удовольствие от его общества!
5-9 баллов. Отношения с ребенком честные
Ваши
отношения с ребенком по-настоящему честные и открытые. Малыш умеет добиваться
цели, учитывая интересы окружающих, и не прибегает к манипулированию.
10-14 баллов. Манипулирование друг другом – стиль ваших отношений
Манипулирование
друг другом – стиль ваших отношений. Вам хочется быть самыми лучшими
родителями, поэтому Вы боитесь конфликтов. Измените эту позицию и займитесь
тем, что вам нравится.
15-18 баллов. Ребенок манипулирует Вами
Ребенок
манипулирует Вами. Вы поступаетесь своими интересами в пользу ребенка. Лучше
научите его получать радость от творчества, а сами чаще общайтесь с людьми,
которые Вас ценят.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.