Главная / Математика / Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения

СОРИПКРО





Реферат



«Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения»





Выполнила

Учитель математики

ГБОШИ РФМЛИ

Бурнацева Елена Витальевна















ВЛАДИКАВКАЗ

2014

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения

В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении уроков учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы обучения, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.

К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию “первооткрывателей”, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

  • создание проблемной ситуации;

  • организация коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;

  • выбор рационального способа решения проблемы;

  • обобщение полученных результатов;

  • формирование выводов.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.

Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.

В зависимости от индивидуальных качеств мышления на разных возрастных этапах учащихся можно использовать различные приемы:

индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;

  • прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности;

  • частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;

  • исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных уроках;

  • цель и назначение проблемно-исследовательского метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.

Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

  1. Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

  2. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

  3. Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

Например, при изучении математики учащимся предлагаются лабораторные и практические работы, которые носят исследовательский характер, например, когда учащиеся из опыта своих наблюдений делают выводы с последующим доказательством теорем, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Такие работы можно проводить при изучении многих тем, например, при изучении таких тем, как «Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.» (6 класс), «Сумма углов треугольника» (7 класс), «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» (7 класс), «Смежные углы» 7 класс, «Свойства уравнений» 6 класс, « Сумма углов выпуклого многоугольника» (9 класс) и др.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.

Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.

Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.

Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.





Литература.

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.

  2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.

  3. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. Ростов на Дону. “Учитель”, 2007 г.

  4. Никишина Е.В. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в разделе “Человек и его здоровье”. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании”., 2007 г.

  5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.



































Создание проблемной ситуации на уроке геометрии в 9 классе «Сумма углов выпуклого многоугольника»

На этом уроке учащиеся в процессе небольшой исследовательской работы выводят формулу суммы углов выпуклого n-угольника.

Цели урока:

  1. Развивать внимание , наблюдательность, мотивировать учащихся на познавательную деятельность;

  2. Учащиеся должны научиться использовать полученную в ходе исследования информацию. Вывести формулу для вычисления суммы углов выпуклого n-угольника;

  3. Научиться решать задачи на нахождение суммы углов n-угольника; на нахождение числа сторон n-угольника с равными углами, если известна градусная мера одного угла

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Повторяются: определения выпуклого многоугольника и его элементов; сумма углов треугольника.

3. Исследовательская работа.

Учащиеся работают в парах, выполняют задания на заранее выданных им раздаточных материалах

1.Проведите в каждом из начерченных выпуклых многоугольников все диагонали из точки А.

hello_html_69ceeb76.gif







2.Заполните таблицу, используя рисунки.








Кол-во

сторон

многоугольника


Кол-во

диагоналей, проведенных

из одной

вершины

Кол-во получившихся

треугольников

Сумма углов

одного треугольника

Сумма углов

данного

многоугольника

1






2






3






4






5








3hello_html_2b303f02.gif. Заполните таблицу для выпуклого n-угольника, учитывая данные, полученные при заполнении таблицы в пункте 2




Количество сторон

Кол-во

диагоналей, проведенных из одной вершины

Кол-во получившихся треугольников

Сумма углов одного треугольника

n





4. Сформулируй гипотезу (напишите формулу)

Сумма углов выпуклого n-угольника _________________________________



4. Обсуждение полученных результатов, взаимоконтроль.

Учащиеся обсуждают данные, внесенные ими в таблицу.

















Создание проблемной ситуации на уроке геометрии в 7 классе «Смежные углы»



Тема урока. Смежные углы



На этом уроке учащиеся, уже знакомые с понятиями угла, дополнительных лучей, развёрнутого угла, свойством измерения углов, знакомятся с понятием смежных углов и их свойством посредством проблемной ситуации

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием "смежные углы"

  2. Учить определять и объяснять понятия

  3. Учить применять свойство смежных углов при решении задач

  4. Развивать культуру устной и письменной математической речи

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Повторить определение угла, дополнительных лучей, свойство измерения углов

  1. Введение понятия смежных углов

1.Изображаю на доске несколько углов.



hello_html_m59db2e1d.jpg

2. Задаю учащимся вопросы:

1.Что общего у пар углов а) и б)?

- Каждая пара углов имеет общую вершину.

2.Еще что общего у них?

- У них одна сторона общая.

3.Чем же отличаются пара углов а) от пары углов б)?

- В паре углов б) одна сторона одного угла является продолжением стороны другого угла. Можно ещё сказать, что развёрнутый угол и луч, проходящий между его сторонами

Объявляю учащимся, что пару углов б) называют смежными углами.

Сформулируйте определение смежных углов.

Учащиеся дают определение смежных углов.

3. Предлагаю в тетрадях начертить по две пары смежных углов.

4. Проверяю на доске правильность выполнения отдельных работ. Обсуждение.

5. Чему может равняться сумма смежных углов? Объяснить. Сформулировать полученное свойство смежных углов





































Создание проблемной ситуации на уроке математики в 6 классе «Решение уравнений»

На этом уроке учащиеся, умеющие решать уравнения с одной неизвестной, стоящей только в одной из частей уравнения, сталкиваются с другой записью уравнений

Тема. Решение уравнений

Цели урока

  1. Повторение правил, которыми пользуются при решении уравнений;

  2. Ознакомление со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений. Выработка умений решать уравнения с применением их свойств.

  3. Развитие интереса к предмету на базе получения новой информации, грамотной математической речи, творческих способностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Повторить определения уравнения с одной переменной, корня уравнения

На доске записаны уравнения: х+10=5; 12-х=20; -2/5х=3; -5:х=6; 4х:10=-4; 9х=3х+6; 5х+7+2х-1

Вопрос. На какие две группы можно разбить эти уравнения? Чем они отличаются?

Учащиеся разбивают так:

1 группа: х+10=5; 12-х=20; -2/5х=3; -5:х=6; 4х:10=-4. 2 группа: 9х=3х+6; 5х+7+2х-1

В 1 группе слагаемое с неизвестной только в левой части. Их мы можем решить. Во 2 группе- в обеих частях уравнения. Их решить не можем.

Вопрос. Какие правила нужно знать, чтобы решить уравнения первой группы?

Нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя, неизвестного вычитаемого.

Почему не можем решить уравнения 2 группы?

3. Методом «мозгового штурма» обсуждаем проблемы, которые можно поставить для каждой группы уравнений:

Выводы учащихся: 1. В 1 группе для каждого уравнения своё правило. Их много. Нельзя ли уменьшить?

2.Во 2 группе сделать уравнения, похожими на уравнения 1 группы, чтобы слагаемое с неизвестной было только в одной части.

Подводим итог «мозгового штурма»

Надо научиться переносить слагаемые из одной части уравнения в другую, попробовать обходиться меньшим количеством правил для нахождения неизвестных компонентов



Для этого изучим свойства уравнений





Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения
  • Математика
Описание:

 

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики с проблемно-поисковым методом обучения

 

В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении уроков учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы обучения, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

 

Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.

 

Автор Бурнацева Елена Витальевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 958
Номер материала 34986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓