Главная / Физика / исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, решение задач турнира юных физиков.

Более 15 лет в нашем городе ежегодно проходит турнир юных физиков.

Команда школы №7 принимала участие в областном ТЮФе а также успешно выступали на Российском турнире юных физиков.

Расскажу немного о том, как мы готовимся к турниру. Каждая предложенная задача подразумевает исследование.

При исследовании учащийся должен увидеть проблему, выдвинуть гипотезу и предложить ее решение, систематизировать и обобщить данные, сформулировать выводы подтверждающие, или аргументировано, опровергающие гипотезу.

Прежде чем приступить к решению задачи работаем над понятиями в названии задач, затем работаем с учебной и научной литературой по теме задачи. Работая с литературой, учащиеся составляют карточку источников, которыми можно воспользоваться при объяснении результатов, полученных в эксперименте. Далее предполагаем, от каких параметров может зависеть результат эксперимента, и составляем план исследования. Часто для проведения исследования недостаточно бывает оборудования, тогда обращаемся за помощью к родителям и шефам. Проводя эксперимент, учащиеся внимательно следят за процессом: делают записи, фотографии, видеосъемку. Затем изменяют условия опыта и снова следят за процессом. Далее идет обработка результатов. При обработке результатов используем различные компьютерные программы. Результаты эксперимента объясняем с теоретической точки зрения. Далее учащиеся делают презентацию и выступают с докладом перед командой, отвечают на вопросы, возникающие в процессе доклада.

При решении задач турнира юных физиков каждый член команды побывает в роли докладчика, оппонента, рецензента. Решая задачи турнира, учащиеся выполняют комплекс мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез, а также используют различные методы: индукции и дедукции, эвристический и исследовательский, приобретают практические умения. При организации такой исследовательской деятельности функции учителя серьёзно изменяются. Учитель из транслятора информации превращается в консультанта, аналитика, диагноста познавательных потребностей и возможностей школьника. В процессе исследовательской деятельности происходит расширенное взаимодействие ученика, так как ему приходится общаться не только с учителем. Оно даёт возможность сформировать высокий уровень социализации школьника, расширить его информационную среду. Критерием для оценки расширенного взаимодействия является достижения школьника. Хочу отметить, что те ребята, которые участвовали в турнире, поступают в вузы, где успешно учатся и, всегда приходя в школу, интересуются, участвует ли команда в турнире.



исследовательская деятельность учащихся на уроках физики
  • Физика
Описание:

Исследовательский  подход в  обучении - это путь знакомства учащихся  с  методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, решение задач турнира юных физиков.

    Более 15 лет в нашем городе ежегодно проходит турнир юных физиков.

Команда  школы №7  принимала участие в областном  ТЮФе а также  успешно выступали на  Российском турнире юных физиков.

Расскажу немного о том, как мы готовимся к турниру. Каждая  предложенная задача подразумевает исследование.

При исследовании учащийся должен увидеть проблему, выдвинуть гипотезу и предложить ее  решение, систематизировать и обобщить данные, сформулировать  выводы подтверждающие, или  аргументировано,  опровергающие гипотезу.

Прежде чем приступить к решению задачи работаем над понятиями в названии задач, затем работаем с учебной и научной  литературой  по теме задачи.  Работая с  литературой,  учащиеся составляют карточку источников, которыми  можно воспользоваться  при объяснении  результатов, полученных в  эксперименте.  Далее  предполагаем,  от каких параметров может зависеть результат эксперимента,  и составляем план исследования.  Часто  для проведения исследования недостаточно  бывает оборудования, тогда обращаемся за помощью к родителям и шефам. Проводя эксперимент, учащиеся внимательно следят за процессом: делают записи, фотографии, видеосъемку. Затем изменяют условия опыта и снова следят за процессом. Далее идет обработка результатов. При обработке результатов используем различные компьютерные программы. Результаты эксперимента объясняем с теоретической точки зрения. Далее учащиеся делают презентацию и выступают с докладом  перед командой, отвечают на вопросы, возникающие в процессе доклада.

При решении задач турнира юных физиков каждый член команды побывает в роли докладчика, оппонента, рецензента. Решая задачи турнира, учащиеся выполняют комплекс мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез, а также  используют  различные  методы: индукции и дедукции, эвристический  и исследовательский, приобретают практические умения. При организации такой  исследовательской  деятельности функции учителя серьёзно изменяются. Учитель из транслятора информации превращается в консультанта, аналитика, диагноста познавательных потребностей и возможностей школьника. В процессе исследовательской деятельности происходит расширенное взаимодействие ученика,  так как ему приходится  общаться не только с учителем. Оно даёт возможность сформировать высокий уровень социализации школьника, расширить его информационную среду. Критерием для оценки расширенного взаимодействия является достижения школьника.  Хочу отметить, что те ребята, которые  участвовали в турнире, поступают в вузы, где успешно учатся и,  всегда приходя в школу, интересуются, участвует ли команда в турнире.

Автор Гулидова Анна Ефимовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 439
Номер материала 26524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓