Инфоурок Физика Другие методич. материалыИсследовательская деятельность учащихся на уроках физики

исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Скачать материал

Исследовательский  подход в  обучении - это путь знакомства учащихся  с  методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, решение задач турнира юных физиков.

    Более 15 лет в нашем городе ежегодно проходит турнир юных физиков.

Команда  школы №7  принимала участие в областном  ТЮФе а также  успешно выступали на  Российском турнире юных физиков.

Расскажу немного о том, как мы готовимся к турниру. Каждая  предложенная задача подразумевает исследование.

При исследовании учащийся должен увидеть проблему, выдвинуть гипотезу и предложить ее  решение, систематизировать и обобщить данные, сформулировать  выводы подтверждающие, или  аргументировано,  опровергающие гипотезу.

Прежде чем приступить к решению задачи работаем над понятиями в названии задач, затем работаем с учебной и научной  литературой  по теме задачи.  Работая с  литературой,  учащиеся составляют карточку источников, которыми  можно воспользоваться  при объяснении  результатов, полученных в  эксперименте.  Далее  предполагаем,  от каких параметров может зависеть результат эксперимента,  и составляем план исследования.  Часто  для проведения исследования недостаточно  бывает оборудования, тогда обращаемся за помощью к родителям и шефам. Проводя эксперимент, учащиеся внимательно следят за процессом: делают записи, фотографии, видеосъемку. Затем изменяют условия опыта и снова следят за процессом. Далее идет обработка результатов. При обработке результатов используем различные компьютерные программы. Результаты эксперимента объясняем с теоретической точки зрения. Далее учащиеся делают презентацию и выступают с докладом  перед командой, отвечают на вопросы, возникающие в процессе доклада.

При решении задач турнира юных физиков каждый член команды побывает в роли докладчика, оппонента, рецензента. Решая задачи турнира, учащиеся выполняют комплекс мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез, а также  используют  различные  методы: индукции и дедукции, эвристический  и исследовательский, приобретают практические умения. При организации такой  исследовательской  деятельности функции учителя серьёзно изменяются. Учитель из транслятора информации превращается в консультанта, аналитика, диагноста познавательных потребностей и возможностей школьника. В процессе исследовательской деятельности происходит расширенное взаимодействие ученика,  так как ему приходится  общаться не только с учителем. Оно даёт возможность сформировать высокий уровень социализации школьника, расширить его информационную среду. Критерием для оценки расширенного взаимодействия является достижения школьника.  Хочу отметить, что те ребята, которые  участвовали в турнире, поступают в вузы, где успешно учатся и,  всегда приходя в школу, интересуются, участвует ли команда в турнире.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Исследовательский  подход в  обучении - это путь знакомства учащихся  с  методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, решение задач турнира юных физиков.

    Более 15 лет в нашем городе ежегодно проходит турнир юных физиков.

Команда  школы №7  принимала участие в областном  ТЮФе а также  успешно выступали на  Российском турнире юных физиков.

Расскажу немного о том, как мы готовимся к турниру. Каждая  предложенная задача подразумевает исследование.

При исследовании учащийся должен увидеть проблему, выдвинуть гипотезу и предложить ее  решение, систематизировать и обобщить данные, сформулировать  выводы подтверждающие, или  аргументировано,  опровергающие гипотезу.

Прежде чем приступить к решению задачи работаем над понятиями в названии задач, затем работаем с учебной и научной  литературой  по теме задачи.  Работая с  литературой,  учащиеся составляют карточку источников, которыми  можно воспользоваться  при объяснении  результатов, полученных в  эксперименте.  Далее  предполагаем,  от каких параметров может зависеть результат эксперимента,  и составляем план исследования.  Часто  для проведения исследования недостаточно  бывает оборудования, тогда обращаемся за помощью к родителям и шефам. Проводя эксперимент, учащиеся внимательно следят за процессом: делают записи, фотографии, видеосъемку. Затем изменяют условия опыта и снова следят за процессом. Далее идет обработка результатов. При обработке результатов используем различные компьютерные программы. Результаты эксперимента объясняем с теоретической точки зрения. Далее учащиеся делают презентацию и выступают с докладом  перед командой, отвечают на вопросы, возникающие в процессе доклада.

При решении задач турнира юных физиков каждый член команды побывает в роли докладчика, оппонента, рецензента. Решая задачи турнира, учащиеся выполняют комплекс мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез, а также  используют  различные  методы: индукции и дедукции, эвристический  и исследовательский, приобретают практические умения. При организации такой  исследовательской  деятельности функции учителя серьёзно изменяются. Учитель из транслятора информации превращается в консультанта, аналитика, диагноста познавательных потребностей и возможностей школьника. В процессе исследовательской деятельности происходит расширенное взаимодействие ученика,  так как ему приходится  общаться не только с учителем. Оно даёт возможность сформировать высокий уровень социализации школьника, расширить его информационную среду. Критерием для оценки расширенного взаимодействия является достижения школьника.  Хочу отметить, что те ребята, которые  участвовали в турнире, поступают в вузы, где успешно учатся и,  всегда приходя в школу, интересуются, участвует ли команда в турнире.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 455
    • DOCX 12.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гулидова Анна Ефимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гулидова Анна Ефимовна
    Гулидова Анна Ефимовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1303
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 999 человек

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе