Инфоурок Другое Другие методич. материалыИсследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике

Исследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике

Скачать материал

Исследовательская деятельность студентов СПО:

 от теории к практике

 

 

Князева Н.Г., соискатель на ученую степень канд. пед. наук,

г. Слободской, КОГОБУ СПО СГКПиСО

e-mail: natalya_knyazeva_74@mail.ru, тел.:8(83362)4-24-23

 

В науке в достаточной степени, раскрыты вопросы организации исследовательской деятельности студентов такими учеными дидактами как Н.С. Амелиной, В.Б. Бондаревским, И.М. Грушко, Л.Г. Квиткина, В.И. Крутов и др.

Роль исследовательской деятельности студентов СПО в профессиональной подготовке студентов освещалась в работах  Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистова, др.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как процесс описан в работах О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Т.И. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, Н.М. Яковлевой и др.

Вопросами подготовки студентов к исследовательской деятельности в учреждениях СПО занимались такие ученые как М.П. Гурьянова, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Митрош и др.

Изучив литературу отечественных авторов, предлагаем рассмотреть понятие «учебно-исследовательская деятельность»:

-                   это абсолютно независимое изучение, решение студентами отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности преподавателя и студента [4].

-                   вид самостоятельной познавательной деятельности, в которой реализовывается комплексное изучение объектов исследования, выражается его проблема, выдвигается гипотеза, происходит поиск путей решения проблемы, подвергаются разбору полученные результаты, производится их качественная и количественная оценка [5];

-                   это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых и новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, теории и практике, методике организации, её содержании, принципах, методах и формах [6].

В литературе выделены  особенности видов, функций, форм учебно-исследовательской деятельности.

Дубовик, И.М. описывает основные виды учебно-исследовательской деятельности: проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый [3].

К числу дидактических функций учебно-исследовательской деятельность относятся следующие: мотивационная; информационная; контрольно-корректирующая [2].

Основными формами учебно-исследовательской работы студентов СПО, по мнению Бережновой Е.В. и Краевским В.В. являются: участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских; групповое и индивидуальное выполнение в период практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий; написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

В свою очередь формами представления студентами исследовательской работы являются: выпускная квалификационная работа; курсовая работа; учебно-исследовательский проект; доклад; сообщение по теме; дневник педагогических наблюдений; алгоритм решения конкретной задачи; конструкция дидактического средства; аннотированный библиографический список; терминологический словарь; реферат; аннотация; план решения проблемы (простой или сложный) [1].

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать  вывод о необходимости исследовательского компонента в системе подготовки конкурентоспособного специалиста в любой сфере экономики.

Целью организации учебно-исследовательской работы студентов учреждений СПО является повышение качества подготовки специалиста, способного к самостоятельному творческому участию в инновационных процессах, развертывающихся в различных образовательных учреждениях.

Исследовательская работа организуется в КОГОБУ СПО «Слободском государственном колледже педагогики и социальных отношений» с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами навыков исследовательской работы. В колледже сложилась  система  включения студентов в  исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая,    как правило, включает написание и защиту рефератов, курсовой работы  и выпускной  квалификационной  работы,  выполнение исследовательских заданий в рамках изучаемых дисциплин и производственной практики, участие в работе студенческого научного общества.

В колледже   проводятся конкурсы исследовательских работ, начиная с первого года обучения;  организуется  публичная защита исследовательских работ; выступления студентов на конференциях различного уровня, в том числе и международном; публикация  в сборниках;  участие в городских и областных конкурсах исследовательских работ и проектов. 

      Первые студенческие конференции  в колледже  начали проходить в 1996 году, когда колледж стал  экспериментальной площадкой Российской Академии образования, участие в исследовательской деятельности студентов и преподавателей было одним из основных условий реализации совместного проекта.

С 2002 года студенты стали регулярно участвовать в городских конференциях, где каждый год занимают призовые места. 

В 2003 год  на базе колледжа была проведена первая  областная студенческая конференция по педагогическим специальностям. 

Начиная с 2006 года,  на протяжении пяти лет колледж организовывал  и проводил областные конференции по экономическим специальностям для студентов средних профессиональных заведений  области, вне зависимости от профиля учебного заведения.

Колледж  уже третий год становится площадкой для проведения городских конференций, на которых активно участвуют студенты и  преподаватели [7].

      Студенты колледжа подтверждают уровень исследовательских умений и навыков на студенческих конференциях, проводимых как в  области,  так и за ее пределами.

Таким образом, исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Исследовательская  деятельность стимулирует студентов  на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи,  что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.  

 

 

Литература

1.                     Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - С. 128.

2.                     Братенникова, А.Н. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста [Текст]: мат. межд. конф. / А.Н. Братенникова,  Е.И. Василевская, Ф.Ф. Лахвич //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 2. - С. 29-33.

3.                     Дубовик, И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И.М. Дубовик. - Гомель, 2005.

4.                     Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева.  Нижний Новгород, 2006. – 21с.

5.                     Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.

6.                     Полонский, В. М. Оценка качества науч.-пед. исследований, М., 1987; Краевский В. В., Полонский В. М.

7.                     Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Понятие «учебно-исследовательская деятельность»

Исследовательская деятельность студентов колледжа: виды (проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый), функции (мотивационная; информационная; контрольно-корректирующая), задачи, формы учебно-исследовательской деятельности (участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских; групповое и индивидуальное выполнение в период практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий; написание курсовых и выпускных квалификационных работ)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 123 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 568
    • DOCX 79 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Князева Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Князева Наталья Геннадьевна
    Князева Наталья Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4206
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе