Главная / Другое / Исследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике

Исследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике

Исследовательская деятельность студентов СПО:

от теории к практике



Князева Н.Г., соискатель на ученую степень канд. пед. наук,

г. Слободской, КОГОБУ СПО СГКПиСО

e-mail: natalya_knyazeva_74@mail.ru, тел.:8(83362)4-24-23


В науке в достаточной степени, раскрыты вопросы организации исследовательской деятельности студентов такими учеными дидактами как Н.С. Амелиной, В.Б. Бондаревским, И.М. Грушко, Л.Г. Квиткина, В.И. Крутов и др.

Роль исследовательской деятельности студентов СПО в профессиональной подготовке студентов освещалась в работах Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистова, др.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как процесс описан в работах О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Т.И. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, Н.М. Яковлевой и др.

Вопросами подготовки студентов к исследовательской деятельности в учреждениях СПО занимались такие ученые как М.П. Гурьянова, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Митрош и др.

Изучив литературу отечественных авторов, предлагаем рассмотреть понятие «учебно-исследовательская деятельность»:

  • это абсолютно независимое изучение, решение студентами отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности преподавателя и студента [4].

  • вид самостоятельной познавательной деятельности, в которой реализовывается комплексное изучение объектов исследования, выражается его проблема, выдвигается гипотеза, происходит поиск путей решения проблемы, подвергаются разбору полученные результаты, производится их качественная и количественная оценка [5];

  • это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых и новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, теории и практике, методике организации, её содержании, принципах, методах и формах [6].

В литературе выделены особенности видов, функций, форм учебно-исследовательской деятельности.

Дубовик, И.М. описывает основные виды учебно-исследовательской деятельности: проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый [3].

К числу дидактических функций учебно-исследовательской деятельность относятся следующие: мотивационная; информационная; контрольно-корректирующая [2].

Основными формами учебно-исследовательской работы студентов СПО, по мнению Бережновой Е.В. и Краевским В.В. являются: участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских; групповое и индивидуальное выполнение в период практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий; написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

В свою очередь формами представления студентами исследовательской работы являются: выпускная квалификационная работа; курсовая работа; учебно-исследовательский проект; доклад; сообщение по теме; дневник педагогических наблюдений; алгоритм решения конкретной задачи; конструкция дидактического средства; аннотированный библиографический список; терминологический словарь; реферат; аннотация; план решения проблемы (простой или сложный) [1].

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о необходимости исследовательского компонента в системе подготовки конкурентоспособного специалиста в любой сфере экономики.

Целью организации учебно-исследовательской работы студентов учреждений СПО является повышение качества подготовки специалиста, способного к самостоятельному творческому участию в инновационных процессах, развертывающихся в различных образовательных учреждениях.

Исследовательская работа организуется в КОГОБУ СПО «Слободском государственном колледже педагогики и социальных отношений» с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами навыков исследовательской работы. В колледже сложилась система включения студентов в исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая, как правило, включает написание и защиту рефератов, курсовой работы и выпускной квалификационной работы, выполнение исследовательских заданий в рамках изучаемых дисциплин и производственной практики, участие в работе студенческого научного общества.

В колледже проводятся конкурсы исследовательских работ, начиная с первого года обучения; организуется публичная защита исследовательских работ; выступления студентов на конференциях различного уровня, в том числе и международном; публикация в сборниках; участие в городских и областных конкурсах исследовательских работ и проектов.

Первые студенческие конференции в колледже начали проходить в 1996 году, когда колледж стал экспериментальной площадкой Российской Академии образования, участие в исследовательской деятельности студентов и преподавателей было одним из основных условий реализации совместного проекта.

С 2002 года студенты стали регулярно участвовать в городских конференциях, где каждый год занимают призовые места.

В 2003 год на базе колледжа была проведена первая областная студенческая конференция по педагогическим специальностям.

Начиная с 2006 года, на протяжении пяти лет колледж организовывал и проводил областные конференции по экономическим специальностям для студентов средних профессиональных заведений области, вне зависимости от профиля учебного заведения.

Колледж уже третий год становится площадкой для проведения городских конференций, на которых активно участвуют студенты и преподаватели [7].

Студенты колледжа подтверждают уровень исследовательских умений и навыков на студенческих конференциях, проводимых как в области, так и за ее пределами.

Таким образом, исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.



Литература

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - С. 128.

  2. Братенникова, А.Н. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста [Текст]: мат. межд. конф. / А.Н. Братенникова, Е.И. Василевская, Ф.Ф. Лахвич //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 2. - С. 29-33.

  3. Дубовик, И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И.М. Дубовик. - Гомель, 2005.

  4. Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.

  5. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.

  6. Полонский, В. М. Оценка качества науч.-пед. исследований, М., 1987; Краевский В. В., Полонский В. М.

  7. Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114


Исследовательская деятельность студентов СПО: от теории к практике
  • Другое
Описание:

Понятие «учебно-исследовательская деятельность»

Исследовательская деятельность студентов колледжа: виды (проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый), функции (мотивационная; информационная; контрольно-корректирующая), задачи, формы учебно-исследовательской деятельности (участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских; групповое и индивидуальное выполнение в период практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий; написание курсовых и выпускных квалификационных работ)

Автор Князева Наталья Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2654
Номер материала 21914
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓