Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалы«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Скачать материал

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся

как фактор развития творческой  личности.

Е.А.Кудрявцева, учитель биологии, МБОУ «Гимназия № 3»

 

Аннотация.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

 

 «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Бернард Шоу

Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На мой  взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение  исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии.

Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Обучение приёмам исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

       Важно отметить значимость исследовательской деятельности в образовательном процессе. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.

Приобщение учителей и учащихся к исследовательской деятельности имеет такую цель:

- развитие навыков исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить,   использование полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре задачи:

1) повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие  одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной  деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);

2) создаются условия для личностного и профессионального   самоопределения учителей, (учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя, и возможность её дальнейшего использования);

      3)  формирование умений и навыков планирования, организации и контроля   собственной деятельности;

4)  развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.

 

      Состав участников научного общества учащихся определяется учениками 2 – 11 классов. В комплектовании научного общества учащихся принимают участие руководитель научного общества учащихся и учителя - предметники.

      Научное  общество учащихся функционирует на протяжении учебного года с проведением заседаний не реже 1 раза в месяц.

      НОУ - это самостоятельная ученическая структура, имеющая Гимн, Положение, план работы, символику, девиз.

       Результатом работы НОУ является проведение школьной научно – практической конференции или  проектной недели. 40 % учащихся принимают  участие в школьной научно-практической конференции или проектной неделе. Реферативно-исследовательские работы учащихся представляются на внешкольный уровень. В результате реализации новшества  наблюдается  повышение уровня социальной адаптации у 50% учащихся,  мотивации достижения у 50% учащихся, 100%учащихся владеют навыками работы с различными информационными ресурсами;  умеют  представлять результаты исследовательской деятельности.

 

Исходя из  интересов пожеланий учащихся открыты   предметные секции.  В соответствии с уровнем подготовки ребят руководители составили планы работы и определили тематику заседаний секций. Работа в секциях велась по самым различным направлениям: от решения задач повышенной сложности до проведения индивидуально-экспериментальной работы. Учащимся предлагался широкий выбор деятельности в НОУ. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в исследовательской  работе.

 

 Особое внимание в исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Исследование факторов направленности педагогической деятельности на исследовательское обучение, проведенное в школе, позволяет констатировать, что:

65% учителей  школы считает, что исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя;

10% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного заведения;

20% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;

5% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).

 

Организация исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.

 

Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

 

 

Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации исследовательской деятельности учащихся, учителя  школы назвали следующие:

 

слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы (62,5%);

большая загруженность учащихся, отсутствие времени (41%);

преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами (6,5%).

 

 

Выделяют три груп­пы проблем: профессиональные, психологические и социальные.

Профессиональная проблема связана с общей осведомлённос­тью и отношением педагога к новым видам обучения, а также име­ющимся у него «багажом» необходимых знаний, умений и навы­ков.

Психологическая проблема связана с уровнем развития его творческих способностей, инициативностью, стремлению к само­совершенствованию.

Социальная проблема– внешняя: она отражает то, насколько государство ценит такую сферу жизнедея­тельности общества, образование.

Как помочь педагогам, испытывающим те или иные труднос­ти в приобщении  школьников к научной практике?

Практическая часть

   Цель: способствовать осознанию педагогами наличия трудностей  в исследовательской деятельности и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.

Оборудование: листы  А3, фломастеры, карандаши.

1.        Вступление

Информационный блок

  Трудности  в исследовательской деятельности  бывают разные: возрастные, социальные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сегодня, нам представляется  возможность поработать над осознанием своих проблем, которые возникают вовремя исследовательской работы.

2.        Основная часть

   Работа по подгруппам

Инструкция: «Наиболее часто встречающимися барьерами в научно-исследовательской  работе  являются: возрастные, социальные,  профессиональные, индивидуально-личностные. Сейчас,  вам предстоит  работа по подгруппам.   Каждая подгруппа получит задание:

 1) Ответить на вопрос.

2) Придумать девиз, отражающий основную мысль вашей группы.

3) Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению.

Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

 

Представитель вашей группы выступит с  полученными результатами.

На работу 15 минут

 

 

Возрастные трудности

1.        Влияет ли возраст учителя на эффективность исследовательской работы?

2.        Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Возрастные трудности в исследовательской работе».

3.        Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

  Социальные трудности

1.          Как влияет  социальный статус и благосостояние родителей  ребенка участвующего в исследовательской деятельности?

2.          Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Социальные трудности в исследовательской работе».

3.          Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

 

Профессиональные трудности

1.  Являются ли знания учителя и его профессиональный опыт проблемой   для исследовательской работы?

2.  Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Профессиональные трудности в исследовательской работе».

3.  Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

 

Индивидуально-личностные трудности

1.      Какие личностные качества учителя могут затруднить работу в этом направлении? Как вы относитесь к высказыванию: «Остановившейся в развитии учитель представляет опасность для ученика».

2.      Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Индивидуально- личностные трудности в исследовательской работе».

3.      Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

 

Список качеств, затрудняющих

исследовательскую деятельностью

 

1.  Ощущение беспомощности

2.  Неуверенность в себе

3.  Стрессогенное состояние

4.  Чрезмерная болтливость

5.  Пассивность

6.  Гиперответственность

7.  Эмоциональность

8.  Недостаток знаний

9.  Недостаточная организованность

10.  Молчаливость

11.  Чрезмерная активность

12.  Нехватка времени

13.  _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

Вывод:

  Одной из наиболее эффективных обучающих и развиваю­щих инновационных технологий, на наш взгляд, является иссле­довательская деятельность, позволяющая комплексно решать за­дачи интеллектуального и социального совершенствования лич­ности как обучающегося, так и учителя.

 

 

Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа. Творческая работа учителя и ученика приносит свои результаты.

 

Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно - воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования.

 

Необходимо отметить, что в результате этой деятельности увеличи­лось не только количество участников проектно-исследовательской дея­тельности, но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствуют  призовые места, занятых учащимися  городских конкурсах и научно-практических конференциях.

Данная работа способствовала также увеличению количества школьников, принимавших участие в муниципальных, окружных и го­родских турах олимпиад по различным предметам и интеллектуальных марафонах.

 

Я бы хотела подарить вам буклеты  по теме исследовательская деятельность. И вернуться к эпиграфу нашего семинара

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Бернард Шоу

Так давай те же будем творить и двигаться вперед.

Нам не дано предугадать

                     Как наше слово отзовется,

                     Посеять в душах благодать

                     Увы, не всякий раз дается.

                     Но мы обязаны мечтать

                     О дивном времени, о веке,

                     Когда цветком прекрасным стать

                     Сумеет личность человека.

                     И мы обязаны творить,

                     Презрев все тяготы мирские,

                     Чтоб истин светлых заложить

                     Зачатки в души молодые

                     Чтоб верный путь им указать

                     Помочь в толпе не раствориться

                     Нам не дано предугадать –

                      Но мы обязаны стремиться!

 

 

Андрей  Дементьев

 

 

Анкета для участников семинара

«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой  личности».

Как Вы оцениваете содержательное наполнение семинара (подчеркните нужный вариант):

1.                  А) содержательный

                     Б) не очень

2.   Что бы Вы предложили нового в исследовательской работе с учащимися? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _

3.    Если подобные мероприятия будут проводиться, Вы бы предпочли (подчеркните нужный вариант):

                     А) выступить и поделиться опытом;

                     Б) изучить теоретические положения по проблеме;

                     В) изучить все на практике уроков.

Пожелания организаторам семинара _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 478
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кудрявцева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30835
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Оператор-машинист: управление передвижными подъемниками

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 946 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека