Главная / Начальные классы / Исследовательская деятельность на уроках филологического цикла

Исследовательская деятельность на уроках филологического цикла

Исследовательская деятельность на уроках филологического цикла


Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и

кто умеет добывать эти знания.

В. П. Вахтеров.


Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

Новые социальные запросы обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности. Именно в исследовательском обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л. С. Выгодского, "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть

школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями".

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

С первого сентября 2011 года вступил в действие Федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изучение предметной области «Филология» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;

-формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

-осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому и познавательному развитию;

-формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков;

-обогащение словаря для достижения более высоких результатов при изучении других предметов

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении.

На уроках русского языка и литературы я учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Стараюсь так построить урок, создать такие ситуации, чтобы школьник мог защитить своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.

В духе исследовательского метода достаточно часто предлагаю ученикам исследовательские и творческие задания, провожу уроки - исследования.

При изучении устного народного творчества на уроках литературы я

проводила сравнительный анализ народных сказок. При рассказывании сказки «Теремок» у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того, чтобы его разрешить, мы познакомились с разными вариантами сказки (в пересказе О. Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей, сюжет сказки одинаков. Это заинтересовало ребят. Проведя исследование, мы получили представление о вариативности. Затем сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». При сравнении русской народной сказки «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Замысел проекта «Поэты земли Воронежской» возник в ходе знакомства школьников с творчеством И. А. Бунина, а дополнился в связи с чтением стихотворений И. С. Никитина, А. В. Кольцова. То, что такие замечательные люди - наши земляки, взволновало ребят и возбудило огромный интерес. Работа над проектом продолжалась в течение второй четверти. Совместно с родителями была специально организована поездка в город Воронеж. Ребята прочитали много стихотворений, подбирали материал, фотографии, иллюстрации. Работа проходила в группах, что увеличивало ответственность каждого ученика. Таким образом, решалась коммуникативная задача – учащиеся не только выполняли совместную работу, но и учились деловому общению.

Приведу фрагмент одной из работ «Прогулки с Кольцовым». «Когда мы проходили по проспекту Революции, то узнали, что здесь, тогда на Большой Дворянской улице, стоял дом, где жил поэт. Сейчас по проспекту мчатся машины, спешат люди. И трудно даже представить, что почти 200 лет назад здесь гулял такой поэт! Неспешно прогуливались дамы в длинных платьях и мужчины в шляпах – котелках, проезжали лошади, запряженные в кареты» И еще. «Есть в Воронеже Кольцовская улица. И нам даже стало смешно, когда мы узнали, что в старину она была окраиной города. А пастухи прогоняли по ней каждый день большое стадо коров. Еще здесь была ярмарка, где Кольцов и его отец – торговец скотом - покупал или продавал скот».

«Береза – символ России» - эта фраза немного смутила учащихся 3 класса, показалась им не до конца понятной. Я предложила ребятам самим разобраться. Так возник проект «Люблю березку русскую». Дети с интересом читали пословицы, поговорки, произведения поэтов и писателей о березах. Они узнали, что береза – лекарственное растение, и какую пользу приносило оно в годы Великой Отечественной войны.

На одном из уроков внеклассного чтения у детей возник вопрос: «Что такое счастье?» Обсуждение проходило очень оживленно. Каждый счастье понимал по-своему. Тему проекта «Что такое счастье?» предложили сами ребята. Для ответа на вопрос учащиеся прочитали много книг, рисовали свое понимание счастья, подбирали картины художников, проводили анкетирование среди учащихся и родителей. Вот выдержка одной из работ: «Для меня самое большое счастье, когда мама улыбается. В такие минуты хочется броситься к ней, обнять ее, прижаться покрепче и прошептать: «Мамочка! Я так тебя люблю!» Это настоящие минуты счастья. И чудеснее таких минут нет ничего».

Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Я часто предлагаю учащимся роль исследователя при изучении нового материала. Но особенно нравятся детям уроки – исследования одного слова, когда учащиеся исследуют его с разных сторон науки о языке.

Учитывая, что главная цель исследовательского обучения –

формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, я регулярно провожу исследовательскую работу над словом. Исследуя слово, стараемся получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследования, собрать всю информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее.

На первом этапе (1 - 2 класс) работа над словом проходит фронтально.

На уроке мы вместе с детьми собираем информацию о слове. На следующих занятиях - у каждого ребенка своя страничка нашего словаря, которую он готовит самостоятельно. С учениками 1-х классов мы уже исследовали слова «бурун», «флора», «дубрава».

Дети работают с большим интересом. Они подбирают и составляют загадки, рисуют, придумывают ребусы.

На втором этапе (3 - 4 класс) - (самостоятельная исследовательская

творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать всю информацию о слове. После урока – исследования слова «Доброта» дети решили пополнить наш классный словарь словом «Дружба». Они не только работали с разными словарями, но и собирали пословицы и поговорки о дружбе, стихи и песни на эту тему, рассмотрели три типа дружбы по возрастным категориям (детскую, юношескую, взрослую).

Приведу фрагмент одной из работ: «Настоящая дружба в нынешнее время – редкое явление. Можно казаться лучшим другом, но не быть им. Настоящая дружба – это уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, не оставит и не предаст в трудную минуту. Вот это для меня самое главное».

Такая работа выходит за рамки одного урока и требует много времени и подготовки. Безусловно, эта деятельность сближает ребенка с родителями. Проявление заинтересованности, помощь с их стороны советом, информацией – важный фактор поддержки мотивации. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне и его стремление создать проект лучше возрастает.

Исследовательскую работу «В мире слов» мы проводим по следующему плану:

  1. Слово и его лексическое значение (работа со словарями).

  2. История происхождения слова (работа со словарями).

  3. Слово и его «родственники»

  4. Синонимы и антонимы.

  5. Слово во фразеологических оборотах.

  6. Рисунок слова.

  7. Слово в фольклоре.

С учениками 4 –х классов мы   продолжили исследовательскую

деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время, работая с фразеологизмами.   

Исследование фразеологизмов мы проводим по следующей схеме:

1. Значение фразеологизма

а) выясняется по картинке-иллюстрации;

б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований;

в) выясняется по фразеологическому словарю.

2. История происхождения фразеологизма.

3. Синонимы и антонимы.

4. Использование фразеологизмов в литературе.

Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап представления школьником своей работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.

        Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников я использую следующие диагностические методы:

- педагогическое наблюдение,

- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

- Анкеты, опросники, тесты, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявление креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию.

Начиная исследовательскую работу, я убедилась, что учащиеся 1 класса оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге;

•    поиск дополнительной литературы, подготовку доклада, сообщения;

•    самоанализ и самооценку.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.

Такая работа позволила мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в 3 – 4 классе.

Для проверки эффективности данной работы, которая начинается в 1 классе и, постепенно усложняясь, продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе, я провела обследование детей (наблюдения, тестирование, анкетирование) и пришла к выводу, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, значительно выше, чем у детей, не принимавших участие в исследовательской деятельности, средние уровни исследовательских умений, а именно: умения выделять главное и второстепенное, давать определение понятиям, классифицировать, сравнивать, определять закономерности, наблюдать, высказывать суждение, задавать вопросы по прочитанному тексту, умение пользоваться словарями, умение выдвигать гипотезу, формулировать цель, умение адекватно определить успехи и недочеты.

Следовательно, чем выше уровень сформированности исследовательских умений, тем выше мотивация, познавательный интерес, познавательная активность, продуктивность, творчество.

На родительском собрании в 4 классе я провела анкетирование среди родителей.

100% опрошенных родителей считают, что навыки исследовательской деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили эти занятия.

На вопрос: «Какие изменения в связи с занятиями учебно-исследовательской деятельностью произошли с Вашим ребенком?» родители ответили: 84% - «узнал много нового»; 82% - «стал активнее и увереннее в общении с детьми»; 79% - «стал более ответственным».

Результаты работы уже видны. Все ученики в классе - активные читатели школьной, детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. Толковый словарь Ожегова – настольная книга почти каждого ученика.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в среднюю школу, ребенок уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать». Наша задача – ему в этом помочь.

Ведь как приятно слышать от ребенка: «Я это делать умею! Мне это интересно!»

А когда детские глаза светятся от успеха, это высшее счастье для учителя!





















5


Исследовательская деятельность на уроках филологического цикла
  • Начальные классы
Описание:

Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности.   Именно         в исследовательском обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л. С. Выгодского, "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть

школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями".

 

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Автор Подкуйко Наталья Евгеньевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 48937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓