Главная / Математика / Исследовательская деятельность на опытно-экспериментальной площадке

Исследовательская деятельность на опытно-экспериментальной площадке








Отчет


о работе в муниципальной опытно – экспериментальной площадке «Создание педагогической технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала с использованием технологии ««Диалог культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова» учителя математики МБОУ «СОШ №18» первой квалификационной категории


Пастуховой Натальи Алексеевны.

































I критерий







Сущность своего педагогического эксперимента, тема работы, цель, задачи















Аналитический отчет об исследовательской деятельности

Экспериментальная деятельность МБОУ «СОШ №18» ориентирована на использование отдельных элементов школы «Диалога культур»  в условиях общеобразовательного учебного заведения с целью формирования толерантности обучающихся и создания поликультурной комфортной школьной среды.
  В рамках экспериментальной площадки, деятельность которой направлена на методическое усовершенствование и создание дидактических единиц на базе технологии школы «Диалога культур», учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна ставила перед собой задачи:
-  повышение уровня своего педагогического мастерства в методической и учебно - воспитательной работе;
- применение инновационных педагогических технологий, интерактивных методов обучения и воспитания;

- проведение исследовательской работы по теме «Изучение страниц истории математики как средство гражданского патриотического воспитания обучающихся»
- достижение положительной динамики в показателях успеваемости, воспитанности, толерантности обучающихся.

Учитель математики Пастухова Н.А. на своих уроках и во внеурочное время применяет интерактивные методы обучения и воспитания: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры); метод проектов; исследовательский метод; разрешение проблем через «мозговой штурм»; разминки; изучение и закрепление нового материала (использование ИКТ, работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»).

Реализуя данные методики, учитель провела мониторинг достижений учащихся в учебной деятельности, а также проследила положительную динамику воспитанности обучающихся.

Учитель математики Пастухова Н.А. в рамках внеурочной занятости занималась с группой учащихся 5а и 5б классов проектной деятельностью по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?».



























II критерий





Применяемые методы педагогического эксперемента




















В условиях реформы образования, проводимой в нашей стране, все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности школы.

Опираться в данном вопросе нужно на деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, которая занимает ведущее место в современной педагогике.

Сформировать у детей чувство гражданственности можно только через деятельность. Деятельность может быть и речевая, и практическая, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.

Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться прежде всего через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов.

  1. Проблемно – диалогический метод

Одним из основных способов организации учебной деятельности является учебный диалог. Учебный диалог включает в себя слово ребёнка, его высказывание своей мысли, своей точки зрения. Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и «заблуждения», самостоятельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог. В том, как строятся высказывания, доказательства и опровержения в спорах, обсуждениях и т. д., обнаруживает себя логика, в какой мыслит ребёнок. Ученик не воспроизводит заданные ему понятия, а если и воспроизводит, то делает их предметом своего рассмотрения, согласия или несогласия, возражения-принятия. Возникает возможность разномыслия, разноречия. Задача учителя — выявить, явить себе, другим учащимся голос ученика, представить ему самому его собственное видение, понимание в сопряжении, в столкновении с другими видениями и пониманиями. Ученик таким образом не «усваивает» готовый учебный предмет, но и не просто выражает своё мнение, а, оказываясь в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, включается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.

На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается познавательная мотивация, интерес к новому материалу. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала.

Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся.






Урочная деятельность

Неаудиторная деятельность

Тема занятия

1

Урок в 7 классе по теме «Высота, биссектриса, медиана треугольника». На уроке проанализированы различия в этих понятиях и обсуждены способы построения биссектрисы, высоты, медианы треугольника.

Элективный предпрофильный курс «Решение уравнений и неравенств с модулем». На занятиях формировались умения сравнивать, классифицировать, обобщать, ставилась проблема построения графиков различными способами.

2

Урок в 7 классе по теме «Решение систем уравнений методом алгебраического сложения». На уроке развивалось умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; формировались умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивалась у учащихся самостоятельность в мышлении.

Проектные занятия по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?» Постановка проблемы, выдвижение гипотез, поиск области применения старинные русские меры длины, объема, веса.

3

Урок в 7 классе по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций». Цель урока: Сформировать понятие углового коэффициента прямой, рассмотреть зависимость расположения графиков линейных функций от значения коэффициентов k и b. Научиться по внешнему виду формул, задающих линейные функции устанавливать взаимное расположение графиков этих функций, научиться видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы.

Классный час по теме «Военный орден в твоей семье». Цель занятия: пробуждать интерес к своим историческим корням; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной; формировать активную гражданскую позицию. Это коллективная работа учащихся. ( Рассказы детей прилагаются)

4

Урок в 5 классе по теме «Уравнения». На уроке осуществляется развитие навыков поиска, обработки и представления информации; показывается практическая значимость математических знаний для решения уравнений из повседневной жизни. (Конспект урока прилагается)




  1. Исследовательский метод.

Технология формирования учебно-исследовательской культуры учащихся является последовательной системой взаимосвязанных действий педагога и учащихся на основе инструментально-дидактических средств. Деятельность учителя в ней включает: мониторинг состояния учебно-исследовательской культуры учащихся; анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету; организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы; предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы; обучение их методам научного познания и технологиям учебного исследования; обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами; оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:   

- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; 

- формулировка целей и задач исследования;  

- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); 

- проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. 

- объяснение полученных данных; 

- формулировка выводов, оформление результатов работы. 

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.    

Учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна применяет данный метод на уроках и во внеурочной работе с обучающимися.




Урочная деятельность

Неаудиторная деятельность

Тема занятия

1

Урок в 7 классе по теме «Внешний угол треугольника». На уроке поводится работа в группах по исследованию свойства внешнего угла треугольника.

Элективный предпрофильный курс для 9 классов «Решение уравнений и неравенств с модулем». На занятиях исследовались разные способы решения уравнений и неравенств построения графиков различными способами.

2

Урок в 5 классе по теме «Проценты». На уроке осуществлялось выявление закономерностей и обобщение учебного материала;

развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач. (Конспект урока прилагается)

Проектные занятия по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?» Учащиеся исследовали литературные источники, в которых встречаются данные меры. Подготовили презентацию – игру «Восстанови цитату. Возможно ли это?».

3

Урок в 10 классе по теме «Выпуклые многогранники». На уроке учащиеся исследовали связь между количеством ребер, вершин, граней многогранника.


Классный час: «Ключ к успеху», посвященный толерантности. Обучающиеся на классном часу исследовали личностные качества толерантного человека. (Конспект прилагается)

4

Урок в 7 классе по теме «Разложение многочлена на множители с помощью различных приемов». Обобщение и систематизация методов разложения многочлена на множители, поиск рациональных практических методов вычислений значений выражений.












  1. Метод проектов.

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна с учащимися 5а и 5б классов во внеурочное время занималась созданием проекта по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?» (Материалы проекта прилагаются).

На уроке математики в 5а и 5б классе учащиеся создали проект по теме «Математика в жизни моих родителей», отражающий значимость знаний математики для будущей профессиональной деятельности.








  1. Игровые технологии.

Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. В начале урока математики рекомендуется проводить разминку в виде устного счёта, которая имеет целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к теме урока, а если это в середине урока, то дать им разрядку. Разминкой может служить любое интересное упражнение или игра.

Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса)  обучения химии, являющейся общеобразовательной дисциплиной. Ролевая игра, например, может быть проведена в виде урока определенной тематики. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна использует на уроках математики различные игры: обучающие, ролевые, соревнования-марафоны, игра «Карусель».

Описание некоторых из игр.

Обучающие игры Устный счёт

  • Задания написаны на доске, к каждому заданию даны варианты ответов (один верный). Каждый ответ подписан каким-нибудь действием, например: "взять себя за нос", "присесть около стола", "скрестить руки на груди".

  • Игра «Светофор».

На доске записаны решения примеров, нужно выбрать правильно решенное задание и поднять соответствующего цвета кружок.

  • Игра "Тридцать три».

Начинаем считать по порядку. Тот участник, которому предстоит сказать число, кратное 3, должен встать и хлопнуть в ладони.




















III критерий





Перечень интерактивных методик, которые использует педагог на уроках, внеклассных мероприятиях, кружковой работе, проектной деятельности


















Аналитическая справка применения интерактивных методик

Учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна применяет на уроках и во внеурочное время следующие интерактивные методики:

п/п

Методические приемы

Применение

1

Игры

Игра «Карусель» на уроке в 5 классе по теме « Решение задач на проценты»;

соревнование – марафон на уроке в 5 классе «Действия с десятичными дробями»;

деловая игра на уроке в 7 классе по теме «Признаки равенства треугольников»

Ролевая игра «Старинные русские меры на Русской ярмарке» в 5 классе во внеурочное время

2

Разминка

Устный счет с применением физических упражнений на уроках в 5 и 7 классах

3

Творческие задания и работа в паре

Уроки в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника», анализ результатов проведенных измерений;

Уроки в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами» (составление текстов задач)

4

Метод «каждый учит каждого»

Урок в 10 классе по теме «Применение производной для исследования функции», учащиеся, выполнившие первыми правильно задание, становятся консультантами

5

Метод проекта

Проект «Математика в жизни моих родителей» на уроке в 5 классе по теме «Что изучает геометрия» показывает значимость знаний математики для будущей профессиональной деятельности;

Проект « Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса» в 5 классе во внеурочное время

6

Поисково-исследовательская работа

Урок в 7 классе по теме «Разложение многочлена на множители с помощью различных приемов»;

Урок в 10 классе по теме « Вычисление производных»

Урок в 5 классе по теме «Решение задач на проценты»

7

«Мозговой штурм»

Определение задач проекта « Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса» в 5 классе во внеурочное время

8

Работа с наглядными пособиями

Составление геометрических моделей пространственных фигур из спиц при изучении в 10 классе темы «Перпендикулярность прямой и плоскости»














IV критерий





Перечень проведенных мероприятий в рамках класса с использованием ШДК













  1. Пастухова Наталья Алексеевна, классный руководитель 5б класса, в 2012-2013 учебном году провела классный час по теме: «Ключ к успеху», посвященный толерантности. На этом занятии учащиеся проанализировали черты толерантного человека и пришли к формуле успеха «Уважай других и цени себя». (Разработка классного часа прилагается).

  2. Пастухова Наталья Алексеевна, классный руководитель 5б класса подготовила с детьми творческую коллективную работу «Военный орден в твоей семье». (Материалы классного часа прилагаются)

  3. Пастухова Наталья Алексеевна, учитель математики, с учащимися 5А и 5Б классов подготовила проект по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема и веса?» Учащиеся сформулировали вывод: старинные русские меры длины, объема, веса надо знать, чтобы лучше понимать устное народное творчество и произведения русских писателей, в которых мы встречаемся с этими мерами. Надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его, украшать, а не уродовать. (Разработка проекта прилагается).















































V критерий





Участие в школьных, городских мероприятиях, конференциях, конкурсах, семинарах.












Пастухова Н.А. на заседании ШМО учителей математики и информатики 13.03.2013 сделала сообщение «Проектно-исследовательская деятельность по математике во внеурочное время как условие раскрытия познавательных способностей учащихся» и показала занятие проектной группы.

Учащиеся учителя математики Пастуховой Н.А. в 2012 – 2013 учебном году принимали участие в школьных, муниципальных и более высокого уровня конкурсах.



мероприятие

уровень

Ф.И. учащихся

Участие, место

Дата

1

1 этап Всероссийской олимпиады по математике

школьный

Снегирев Валерий, 5а

2

23.10.12


Гордиенко Сергей, 5а

2


Левенцов Александр, 5а

2


Музалевская Ольга, 7б

3

2

Зимняя интернет олимпиада по математике МЕТАШКОЛА

всероссийский

Мерзляков Максим, 5а

призер

Февраль 2013


Ежов Даниил, 5б


Милашевская Таисия, 7б


Конкурс проектов «День науки»

школьный

Группа учащихся 5а и 5б классов

участие

Май 2013

















Паспорт проекта

по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема и веса?»

Руководитель проекта учитель математики Пастухова Н.А.

Возраст участников проекта учащиеся 5А и 5Б классов

Тип проекта групповой

Вид проекта информационно межпредметный

Цель проекта

1. На материале по истории математики, изучаемом в 5 классе воспитывать патриотические чувства, любовь к родине и истории русского народа.

2. Повышение мотивации и интереса к изучению истории математики.

Задачи проекта

  1. Провести социологическое исследование среди пятиклассников по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема и веса?»

  2. Собрать материал и создать презентацию по теме «Старинные русские меры длины. Пословицы и поговорки».

  3. Собрать материал и создать презентацию по теме «Старинные русские меры объема и веса. Пословицы и поговорки».

  4. Собрать цитаты из произведений русских писателей, русских народных сказок, содержащие старинные русские меры длины, объема, веса, и создать презентацию по теме «Восстанови цитату. Возможно ли это?»

  5. Собрать материал и создать сюжетную презентацию по теме «Старинные русские меры на Русской ярмарке».

Продолжительность проекта 4 четверти

Форма защиты проекта сюжетная презентация по теме «Старинные русские меры на Русской ярмарке».

Сроки защиты проекта май 2013г.








VI критерий





Формы мониторинга и диагностики, применяемых педагогом для выяснения эффективности, результативности своей деятельности и деятельности учащихся.


















Показатели результативности применения проблемно-диалогического метода обучения в 5Б классе

(оценка по пятибалльной системе)


Умение задавать вопросы

Умение анализировать

Умение работать в группе

Уровень

самостоя

тельности

Умение работать с ИКТ

1

Баранова Виктория

4

3

5

5

4

2

Волокитина Эстелла

3

3

4

4

3

3

Дашдемиров Эльмар

3

4

5

4

3

4

Дячук Илья

2

3

3

3

3

5

Ежов Даниил

5

5

4

5

5

6

Зуев Александр

5

4

5

4

4

7

Кириллов Александр

2

2

2

2

2

8

Колпакова Алёна

3

3

4

4

2

9

Лазарев Вячеслав

3

2

2

3

3

10

Левина Ольга

2

2

2

2

2

11

Логинов Константин

4

3

3

3

3

12

Медведева Варвара

2

2

2

2

2

13

Мельников Никита

4

4

4

4

3

14

Нежданов Сергей

4

4

4

4

5

15

Пруцкова Ксения

4

4

4

4

4

16

Скрипкина Ирина

3

3

3

3

3

17

Сурсков Илья

4

4

4

4

3

18

Сучкова Анастасия

2

2

3

2

2

19

Филатов Никита

5

5

4

5

4

20

Филиппова Анастасия

4

3

4

4

4

21

Шеремет Дмитрий

4

4

3

4

4

22

Щеренко Максим

3

3

3

3

3

23

Лазаренко Виолетта

2

2

2

2

2

24

Лазаренко Кристина

2

2

2

2

2

25

Исмаилов Юрий

3

3

4

3

3

26

Гомонов Артур

3

3

3

3

3







Показатели результативности изучения материала по истории математики на примере учащихся 5Б класса, занимавшихся внеурочной проектной деятельностью

(оценка по пятибалльной системе)



Ф.И. учащегося

Знание старинных русских мер

Правильность выполнения заданий со старинными русскими мерами в «Кенгуру»

Самостоятельное знакомство с историей математики

1

Баранова Виктория

4

3

4

2

Волокитина Эстелла

3

3

3

3

Ежов Даниил

5

4

5

4

Зуев Александр

5

3

3

5

Колпакова Алёна

3

3

3

6

Пруцкова Ксения

4

3

4

7

Сурсков Илья

4

4

4

8

Филатов Никита

3

3

4

9

Филиппова Анастасия

3

3

3



Исследовательская деятельность на опытно-экспериментальной площадке
  • Математика
Описание:

 Отчет о работе в муниципальной опытно-эспериментальной площадке "Создание педагогической технологии на основе дидактического совершенствования и реконструирования материала с использованием технологии "Диалог культур" В.С. Библера, С.Ю. Курганова".

Первый критерий: сущность педагогического эксперимента, тема работы, цель, задачи.

Второй критерий: применяемые методы педагогического эксперимента.

Третий критерий: интерактивные методики.

Четвертый критерий: мероприятия с использованием ШДК.

Пятый критерий: участие в школьных, муниципальных мероприятиях.

Шестой критерий: мониторинг и диагностика.

Автор Пастухова Наталья Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 638
Номер материала 52452
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓