Исследовательская деятельность как одно из условий эффективного
обучения
Пензина О.В.
(учитель начальных
классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г.
Ангарска)
Любому
обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и
развить способности всех его представителей.
Главная
задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы.
Детская
потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок
рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы
психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс
саморазвития.
Поэтому
приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению,
является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры.
Главная
задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в
самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и
склонностей.
Проведение
учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или
внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и
ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а
также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту
работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Представлю
систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Начиная
с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия,
позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие
осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый
этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить
каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С
первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда
можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого
человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в
компьютере и т. д.
Впоследствии,
уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы
учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это
делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о белке. Моя
задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных
возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив
последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело
удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к
выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность
ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне
развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах
посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их
результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают
статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему.
Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают
сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям
возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.
Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного
раза в четверть. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Начиная
со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать
наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения,
структурировать материал и др.
Предлагаю
задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на
практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных
свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку
зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если
смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь
то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для
этого выполняем следующие упражнения:
·
продолжи неоконченный рассказ;
·
составь рассказ от имени другого персонажа
(представьте, что вы на какое-то время стали рыбкой в нашей реке Китой, грибом
в лесу;
·
опишите один день вашей воображаемой жизни) или
используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Даниил продолжал стоять
у доски; …и мышонок мирно заснул на руках у Милены);
·
определи, сколько значений у предмета (найди как
можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,
например, кирпича, газеты, кусочка мела);
·
назови, как можно больше признаков предмета
(например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед
за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу,
т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность
и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как
решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических
рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число
событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.
Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание
начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки.
Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.
Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение
гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В
умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
·
давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах
не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
·
другое задание: при каких условиях предмет,
например, ветка дерева, листок из книги и т. д.
Делая
предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим,
возможно, может быть и т. д.
Ещё
важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое
познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения:
показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им
вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете,
лежащем на столе?
Игра
«Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же
предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»), либо игра
«Угадай, о чём спросили». Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда
продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё
может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или
сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также
необходимо научить давать определения понятиям. Детям трудно было дать
определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для
того, чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:
описание сравнение своих описаний с описанием этих же предметов
учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень -
времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Важным
средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю
на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное
задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это
вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание
кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также
с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование
и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному
отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных
признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые
для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные
категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому
основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное
задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по
цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А
это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних
умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи
позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской
деятельности.
Ещё
мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь
наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Упражнения
на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми
какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет
внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и
прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем
изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие
различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению
анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С
ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов
исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с
реальными предметами и их свойствами.
Учимся
анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти
и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для
создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе. Как же мы над
этим работаем?
Успех
деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим
руководством составляется план-график выполнения учебного исследования:
определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл
технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти
путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство
учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но
наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных
положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы,
которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
·
фантастические -
ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и
явлений;
·
теоретические -
ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках;
·
эмпирические - проведение
собственных экспериментов.
Я
помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит
затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных
пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не
угас.
Исследовательская
работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные
проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным
особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При
совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы.
Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята
формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной,
с элементами неожиданности, необычайности.
На
всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый
нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых
знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном
случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя.
Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет,
проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный
в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской
работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических
новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба
эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой
связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К
оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие
титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются
цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В
основной части в логической последовательности излагаются результаты
исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и
чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита
- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего
исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое
настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся
излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему,
учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные
работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может
получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения
дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и
учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В
работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность
собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы
на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того,
отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую
оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и
т. д.
Презентация
работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку
своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными,
общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются
наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических
конференциях.
Анализируя
результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать
выводы:
·
усвоение алгоритма научного исследования
способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
·
значительно расширяется кругозор школьников в
предметных областях;
·
вооружает учащихся универсальными способами учебной
деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
·
формирует социальный опыт в труде и общении;
·
способствует профессиональному росту учителей,
расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке,
даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также
расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исходя
из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка -
это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля
детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в
самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей,
способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них
потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к
исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного
интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого
интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и
непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
·
классифицировать;
·
обобщать;
·
отбирать все возможные варианты решения;
·
переключаться с одного поиска решения на другой;
·
составлять программу действий по своей работе;
·
рассматривать объект с различных точек зрения;
·
сравнивать различные объекты и их совокупности;
·
составлять задания по предложенной теме;
·
проводить самоконтроль.
Наблюдения
за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные умения
сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым
модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует
исследовательское поведение детей.
Литература
1.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской
деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.
2.
Савенков А.И. Содержание и организация
исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М:
«Сентябрь»,2003, №8.
3.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью
педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М:
«Сентябрь»,1998, №7
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.