Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская деятельность младших школьников в рамках ФГОС.

Исследовательская деятельность младших школьников в рамках ФГОС.

Скачать материал

Исследовательская деятельность  младших школьников  в рамках ФГОС. (выступление на ШМО 06.11.14 г. защита опыта)

 

                                                      "Плохой учитель преподносит истину,

                                                       хороший учит её находить".

                                                                                                        Дистервег А.

 В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

 Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Работаю над этой темой уже 5 лет.

 Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. На основе полученных данных создаю образ класса. Хотелось бы отметить, что успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников. Каждый ученик совместно с родителями создаёт портфолио,  которое  помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей. На первом этапе создания портфолио уже начинается исследовательская деятельность. Ученики совместно с родителями изучают свой гороскоп, значение имени, составляют генеалогическое древо семьи.

 В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке,  найти информацию в интернете, а затем рассказать в классе.

 Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. Выбирая тему, нужно учитывать интересы ребёнка.

 Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

 Что представляет тренировочное занятие?

 1. Подготовка к занятию. Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.

 2. Выбор темы и методов исследования. Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали тему «ёж», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию о еже. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о еже?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.

 3. Сбор информации. Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не толь с помощью записей, но и рисунками. В классе разместить специальный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами.

 4. Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.

 Самостоятельное исследование.

 1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.

 Во-первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, математика и др. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования, т. е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, а предварительный характер. При этом тема должна быть не расплывчатой, а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения..

 2. Составление плана.

 3. Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

 4. Определение цели и задач. Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.

 5. Сбор и изучение информации,  если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

 6. Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое. Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации и фотографии и др.

 7. Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Особое внимание обратить на речь докладчика. После выступления члены комиссии, зрители и другие участники могут задать вопросы, поэтому докладчик должен быть готов на них ответить.

 Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Красная книга». Учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Воздействие табака на организм человека», «Тайна моего имени», «Голуби в моей жизни», « Влияние сотового телефона на здоровье детей».

С данными работами Куськова Екатерина заняла 2 место и Ляблин Максим – 1 место приняли участие в районных и краевых  конкурсах «Шаг в будущее»,  где занимали призовые места, стали участниками Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». 2013 году Трофимов Михаил с работой «Плох обед, коли колбасы нет» - 2место.

К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. На первых порах придётся взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее. Помнить, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская деятельность младших школьников в рамках ФГОС."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 016 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 262
    • DOCX 17.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пархоменко Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3140
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 415 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека