Главная / Начальные классы / Исследовательская деятельность краеведческой направленности как условие патриотического воспитания младших школьников.

Исследовательская деятельность краеведческой направленности как условие патриотического воспитания младших школьников.


Исследовательская деятельность краеведческой направленности

как условие патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом процессе невозможно переоценить.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Эти цели как нельзя лучше достигаются в процессе исследовательской деятельности школьников,т.к.один из компонентов учебной исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного проведения исследования.

Одна из основных задач современных общеобразовательных организаций - интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества у младших школьников. Здесь большую роль играет творчество учителя. «Живое слово» педагога всегда было ведущим в плане обучения и воспитания детей. Как выстроить учебный процесс так, чтобы сделать учебную деятельность младших школьников успешной как в области предметных знаний так и метапредметных умений? Как и в любом деле, на мой взгляд, необходима мотивация учащихся. Одним из приемов мотивации в деле воспитания патриотизма, как подсказывает опыт работы, является включение обучающихся в исследовательскую деятельность краеведческой направленности.   Основная цель такой работы в целом состоит в стимулировании познавательной активности в изучении истории и культуры малой родины, формировании логического и научного мышления учащихся.   Ещё Я. Коменский, основоположник дидактики, считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины, а не потребителя чужих наблюдений и объяснений», что всецело удовлетворяет основным положениях ФГОС.

Мы, учителя, обязаны сформировать у обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить умения, необходимые учащимся при организации учебной исследовательской деятельности:

- умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);

- умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, умение определить методы исследования, умение осуществить поиск информации);

- умение работать с информацией (иметь представления о видах информации и источниках информации, умение разделять на смысловые части, умение выделять главное, умение кратко излагать мысли, умение конспектировать и т.д.);

- умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика);

- оценочные умения (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью).

Условиями для формирования умений организации исследовательской деятельности , по мнению Н.А.Семёновой, являются:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследование предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; научный комментарий.

Таким образом, опора на необходимые знания, полученные из психолого-педагогической литературы, и собственный опыт позволяют мне успешно реализовывать воспитание и обучение учащихся на основе краеведческого материала в следующих направлениях:

- факультативный курс «Юный исследователь»

- урок

- внеклассная работа

- внеурочная деятельность

- проектная деятельность

Программа факультативного курса «Юный исследователь» направлена на:

  • создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • профилактику ассоциативного поведения;

  • интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;

  • укрепление психического здоровья.

Программа факультатива рассчитана на 4 года обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Теоретические знания являются руководством к проведению ряда исследований: собственной родословной, традиций семейных праздников, флоры и фауны Воронежского заповедника, заочные экскурсии к объектам города, вызывающим интерес у детей. При исследовании того или иного объекта мы с детьми работаем по определенному плану:

  • обращение к источникам информации (беседы со знающими людьми, книги и Интернет, наблюдения, экскурсии и т.д.);

  • деление на группы, где распределяются обязанности по желанию или с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

  • определение графика представления работ;

  • консультационная помощь учителя, родителей;

  • сбор итогового материала в обобщенном виде;

  • использование полученных материалов в конкурсах, на уроках, на классных часах;

  • анализ проделанной работы, определение дальнейших планов.

В зависимости от объекта исследования представленный план работы корректируется.

Урок, по словам В.А.Сухомлинского, «первая искорка, зажигающая факел любознательности», поэтому для повышения познавательной активности я ввожу элементы краеведения как на определённых этапах уроков по всем предметам (без исключения), так и посвящаю этой проблеме целые уроки. Тематические уроки лучше проводить на основе изученного материала. Так по математике были проведены уроки на тему «Умножение круглых чисел», «Деление на 3-х значное число», по русскому языку – «Слова с непроизносимыми согласными», « Правописание безударных падежных окончаний прилагательных».В основу использования краеведческого материала на уроках ложатся результаты как экспресс-исследований, так и результаты долговременных проектов.

За период обучения во втором классе мною была организована исследовательская деятельность учащихся на тему «Познай историю своей малой родины». В результате были созданы проекты: «Мосты города Воронежа», «Художественные ремёсла Воронежской области», ««Лебединое» озеро на улице Остужева», «Исторические памятники города», «Водоёмы Воронежской области», «Театры родного города». Результат исследования - создание сборника «Изучаем историю родного города». В 3-м и 4-м классах начальной школы работа над созданием сборника будет продолжаться.

Не остаются без внимания и проекты, созданные моими бывшими учениками. Так, в моей методической копилке имеется проект «Календарь памятных дат», посвящённый военному периоду города Воронежа (1941-1945г.). Данный проект, представленный в виде отрывного календаря, служит методическим пособием при проведении классных часов на военную тему, позволяет отмечать знаменательные даты в военной истории города, является образцом исследовательской деятельности для нынешних учеников.

Желание моих учеников участвовать в исследовательской деятельности с краеведческой направленностью поддерживается ещё и тем, что лучшие работы демонстрируются на родительских собраниях, получают рекомендации для участия в научно-практической конференции лицея, которая именуется в Ломоносовскими чтениями.

Подводя итоги, хочу отметить практическую значимость данного вида педагогической деятельности:

Исследовательская деятельность с краеведческой направленностью - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- формируются патриотические чувства;

-повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Опыт своей работы я дважды представляла перед слушателями курсов в ВОИПКиПРО ( март 2013 года и март 2014 года) в форме мастер-класса.

Считаю, что данный вид педагогической деятельности в достаточной мере позволяет мне достичь цели, определённой требованиями ФГОС – получить портрет выпускника начальной школы:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Любящий родной край и свою страну

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

  • Умеющий высказать свое мнение

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

  • Владеющий основами умения учиться

Список литературы

  1. Обухова Л.А., д-р пед. наук, проф. ВОИПКРО; Н.С. Махина, ст. преп.

ВОИПКиПРО. «Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала». – Воронеж, 2006. – 32 с.

  1. Решаем и познаем. Задачи с краеведческим сюжетом. / Коновалова Р.В., Псарева Л.А. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Рос. акад. наук ; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М., Просвещение, 2011.









Исследовательская деятельность краеведческой направленности как условие патриотического воспитания младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:

Главная цель моей раработки - обмен опытом с целью патриотического воспитания личности младшего школьника, так как проблема, которую я выдвигаю в своей статье всегда являлась одной из важнейших задач школы, а в условиях перехода на стандарты второго поколения приобретает особую значимость.

Возраст младшего школьника является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, для  выработки чувства гордости за свой народ,уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

 


        Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом процессе невозможно переоценить.

Автор Сысоева Татьяна Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 667
Номер материала 25126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓