Главная / Биология / Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников

Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой)
















Влияние загрязненной воды

на прорастание семян







Автор: Бажина Алёна, ученица 4-Б класса


Руководитель: Сагадеева

Галина Анатольевна, учитель

химии и биологии












г. Аша

Введение


Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции. Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды.

Цель исследования: изучение влияния загрязненной воды на семена фасоли

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме;

  • провести опыты, показывающие действие загрязняющих веществ на семена фасоли;

  • сделать выводы о влиянии загрязняющих веществ на семена фасоли

Предмет исследования: семена фасоли.

Объект исследования: прорастание семян фасоли под действием загрязняющих веществ.

Методы исследования: биотестирование семян фасоли.


Влияние загрязнения окружающей среды на прорастание семян


Роль растений в формировании экосистем особо важна при химическом загрязнении окружающей среды. Повышенное содержание в почве и воздухе химических веществ приводит к гибели растений, снижению зеленой массы растения, прироста, продуктивности, сокращению сроков цветения, изменениям количественного состава химических элементов растений, изменению видового состава, сокращению числа видов и т.д.

Растения, произрастающие в условиях загрязнения воздуха, для осуществления фотосинтеза расходуют больше воды.

Заражённая, грязная вода губит природу: от неё страдают речные растения, рыба и животные. Грязная вода является источником многих болезней и у человека.

Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды.

В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, дезинфицирующие средства, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, включая туалетную бумагу и детские подгузники, отходы растительной и животной пищи. С улиц в канализацию стекает дождевая и талая вода, часто, с песком или солью, используемыми для ускорения таяния снега и льда на проезжей части улиц и тротуарах.

На развитие растений оказывает влияние и промышленное производство. У некоторых видов в этих условиях изменяется строение листа. В одних случаях может уменьшаться зеленая окраска, в других, наоборот, увеличиваться.

При повышенном содержании металлов и тяжелых металлов в почве и воздушном пространстве растения начинают запасать их в органах. Растения разных видов по-разному реагируют на увеличения ядовитых веществ.

Нефть отрицательно влияет на рост и развитие растений, существенно тормозит начало цветения и плодоношения.

Для исследования взяли шесть чашек Петри, выстелили дно бумажной салфеткой, разложили по 5 семян фасоли.

Семена в каждой чашке поливали раствором загрязняющего вещества (половину чайной ложки загрязняющего вещества на стакан воды – 200 мл).

Чашка №1 – контрольная (полив водопроводной водой)

В виде загрязняющих веществ использовали:

чашка №2 – сахар;

чашка №3 – уксус;

чашка №4 – соль;

чашка №5 – подсолнечное масло;

чашка №6 – стиральный порошок.

В течение 6 дней вела наблюдения за прорастанием семян фасоли: наблюдала появление корешков, измеряла их длину, наблюдала появление стебельков и другие изменения. Свои наблюдения я записывала в таблице:


День

Вода

Сахар

Уксус

Соль

Подсолнеч-ное масло

Стиральный порошок

1

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

2

3 шт. проклюну-лись, длина по 5 мм

1 шт. проклюну-лось, длина 3 мм

Нет изменений

Нет изменений

3 шт. проклюну-лись, длина 1 см, 6мм, 1см

1 шт. проклюну-лась, длина 2 мм

3

3 шт. проросших длина 3 см, 1 см 5мм, 1 см 5мм

2 шт. проросших длина 1 см 5мм, 2 см 5мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина по 1 см 5 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 2 мм, 9мм

4

3 шт. проросших длина 3 см 3мм, 2см, 1см 5мм

2 шт. проросших длина 3 см, 2 см 5 мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина 3см, 1 см 5мм, 2 см, 1 см 4 мм, 2 см 1 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 1 см, 5 мм

55

У 3 шт. появился стебелек, длина корешков 3 см 5мм, 2 см, 1 см 7 мм

У 2 шт. появился стебелёк, длина корешков 3см, 2 см 2 мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина 3 см 2 мм, 1 см 6 мм,2 см 2 мм, 1 см 5 мм,3 см 3 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 1 см, 1 см 4 мм, корешки чернеют, непроросшие покрываются плесенью

66

У 3 шт. стебелек, длина корешков 4 см 5мм, 3 см, 2 см 7 мм

У 2 шт. стебелёк, длина корешков 4см, 2 см 8 мм

Нет изменений

Нет изменений

У 4 появился стебелек, у каждого корешок чернеет

1) длина-3см;

2) 1см, почернел;

3) покрылся плесенью

4) почернел


В первый день исследования изменений не наблюдалось.

Во второй день в чашке с семенами, которую поливали водой, 3 семени проклюнулись, которую поливали раствором сахара – 1 семя проросло. В чашке, которую поливали раствором уксуса и соли изменений не произошло. В чашке, которую поливали раствором подсолнечного масла, проросли 3 семени, а раствором стирального порошка – только одно.

На третий день исследования в чашке, которую поливали водой и сахаром, размер проростков увеличился. Не произошло изменений в чашках с раствором соли и уксуса. Семена, поливаемые раствором подсолнечного масла, проклюнулись все 5 штук, а те, которые поливали раствором стирального порошка, только 3 семени проросли.

На четвертый день длина проростков в воде, сахаре, подсолнечном масле и растворе стирального порошка продолжает увеличиваться. По-прежнему нет изменений в чашках, которые поливали растворами уксуса и соли.

На пятый день исследования у семян, которые поливали водой и раствором сахара, появились стебельки, размер корешков увеличился. По-прежнему не проросли семена, которые поливали растворами уксуса и соли. У проросших семян, которые поливали растворами подсолнечного масла и стирального порошка, увеличился размер корешков, но они начали чернеть. На непроросших семенах появилась плесень.

На шестой день исследований мы увидели, что проросшие и живые семена остались только в тех чашках, которые поливали водой и раствором сахара. Во всех остальных произошло загнивание проросших семян.

Исследования проводили 2 раза, результаты подтвердились.


Заключение


Изучив литературу по данной теме, проведя исследование, я выявила следующее:

Лучше всего проросли семена фасоли, которые поливали водой. Чуть хуже проросли семена, которые поливали раствором сахара.

При поливе семян растворами уксуса и соли семена не проросли.

При поливе семян растворами подсолнечного масла и стирального порошка наблюдалось активное прорастание семян, но впоследствии произошло загнивание проросших корешков, семена покрывались плесенью, многие семена не проросли.

Таким образом, можно сделать вывод, что на состояние, рост и развитие растения воздействуют вещества, которые имеются в воде. При поливе загрязняющими веществами рост и развитие семян приостанавливаются и растение может погибнуть.

Поэтому нужно бережно относиться к окружающей природе: не выливать на растения воду после стирки, мытья посуды, не сливать в реки и озера воду промышленных предприятий, содержащих загрязняющие вещества, не мыть в проточной вода автомобили и другие виды транспорта.

Данные нашего исследования были опубликованы в школьной газете «Девяточка», в экологическом выпуске школьного телевидения. Выступления на классных часах вызвали живой отклик у одноклассников и младших школьников.

Защита природы – дело каждого, и мы должны принять посильное участие в охране растений.
















Список литературы


  1. Гаврилов А. Мир воды [Электронный ресурс]. - http://www.uspeh.uroki4you.ru/deti_pobediteli_4_20.htm

  2. Загрязнение воды [Электронный ресурс]. - http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/03/1000374/1000374F.htm

  3. Львович М.И. Вода и жизнь: Водные ресурсы, их преобразование и охрана. М., 1986.

  4. Фильтрация воды. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя. – М., ИНТ. – 12 с.

  5. Экология моего города [Электронный ресурс]. - http://ecol12.narod.ru/RastSreda.htm






























ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


hello_html_4a102683.jpg

Рис. 1. Полив контрольных образцов

растворами загрязняющих веществ
















Приложение 2


hello_html_24cdab.jpg


Рис. 2. Первый день исследования

























Приложение 3


Второй день исследования


hello_html_6ad3cafd.jpg

hello_html_b066fda.jpg

Контрольный образец – вода


Чашка №2. Полив раствором сахара



hello_html_mc2e9d00.jpg

Чашка №3. Полив раствором уксуса


hello_html_6649c7c4.jpg

Чашка №4.Полив раствором соли


hello_html_459f9246.jpg

Чашка №5. Полив раствором подсолнечного масла

hello_html_ffe92d5.jpg

Чашка №6. Полив раствором стирального порошка

Приложение 4


hello_html_m15926f35.jpg

Измерение длины проростков


hello_html_51a5de6.jpg

Измерение длины проростков


hello_html_51afb0a3.jpg

Запись результатов исследования





Приложение 5


Пятый день исследования


hello_html_m6285be0f.jpg

hello_html_m3e68541d.jpg

Контрольный образец – вода


Чашка №2. Полив раствором сахара



hello_html_m76d83a8a.jpg

Чашка №3. Полив раствором уксуса


hello_html_2fac0c60.jpg

Чашка №4.Полив раствором соли


hello_html_m5dbe31f4.jpg

Чашка №5. Полив раствором подсолнечного масла

Чашка №6. Полив раствором стирального порошка



Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников
  • Биология
Описание:

Исследовательская работа выполнена ученицей 3 класса на занятиях внеурочной деятельности по химии. В работе рассматривается влияние различных загрязнителей воды (соль, масло, сахар, стиральный порошок и т.жд.) на прорастание семян фасоли.

Работа может использоваться как элемент проектной деятельности на уроках по программе "Окружающий мир" в начальных классах или на занятиях по внеурочной деятельности естественно-научного направления.

Исследовательская работа была представлена на научной конференции младших школьников муниципального уровня, на региональном конкурсе исследовательских работ "Первые шаги в экологию", Всероссийском конкурсе "Юный исследователь", где заняла призовые места.

Автор Сагадеева-Галина-Анатольевна
Дата добавления 27.08.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1220
Номер материала MA-060504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓