Главная / Физика / Исследования в действии презентация

Исследования в действии презентация

СанаеваСабираСатыбалдиевна Портфолио учителя Отчет А1

Группа №2 2-го уровня

Город Караганда

hello_html_2625eb52.gifhello_html_m1ebe5936.gifhello_html_512165b1.gifОтчет А

Исследование в действии

Тема: Влияние групповой работы на саморегуляцию

учащихся 9 класса на уроке физики


Ребенок может понять весьма многое,

если только оно предложено ему в

доступной форме и с его точки зрения.

Я.К.Грот.


Программа второго уровня, основанная на конструктивистской теории обучения, направлена на развитие профессиональных знаний и навыков учителя, на его компетентность и убеждённость в том, что эффективность уроков зависит от качественной и плодотворной деятельности учителя. При этом усилия и внимание учителя должны быть концентрированы на личности ученика. Конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие ученика на уроках, самостоятельное постижение им (учеником) смысла изучаемого по предмету. По теории Шульмана учитель имеет «трёх помощников»: голову, руки и сердце. При помощи них компетентный учитель регулирует весь процесс успешного обучения учащихся, используя те методы и приёмы преподавания, которые наиболее приемлемы в определённых условиях обучения (Руководство для учителя, 2010, стр.154).

Мысль о самонаправленности учащихся в процессе работы, о самостоятельном определении ими проблемы и цели урока, самостоятельный выбор пути их решения мне помогла в выборе темы. Учение —  это, конечно, труд, а не беззаботное развлечение. Но труд этот может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Если труд является добровольным и приносит удовольствие, тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд останется трудом, и эффективность его повысится, если учащиеся с желанием будут относиться к получению знаний. А саморегуляцию по Флейвеллу можно рассматривать как совокупность знаний, понимания и контроля над когнитивными процессами, или как использование когнитивных процессов в качестве возможности выявления ошибок и мониторинга мышления (Руководство для учителя, стр. 218). Шанк и Циммерман акцентируют внимание на формировании самостоятельности детей в процессе мониторинга и контроля своего обучения, то есть ученикам необходимо самостоятельно работать и развиваться и должны быть готовы «обучаться тому, как учиться». Саморегуляция в конечном своём результате приведёт учащихся к успешному обучению. Нам, учителям, необходимо содействовать обучению учащихся, научить их понимать как происходит обучение, помочь им осознать необходимость и выбор методов самообучения на протяжении всей жизни, осознать значимость собственных творческих талантов, грамотно владеть устной речью и цифровой грамотностью, систематически размышлять над собственным процессом обучения, как процессом значимым и полезным. В современной общеобразовательной школе чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Настало время вносить изменения в процесс обучения для того, чтобы повысить эффективность преподаваемого предмета, его результативность. Это важно в выбранном мною классе, потому что считаю, что учащиеся должны уметь саморегулировать знания, полученные при изучении нового материала, могли вместе прийти к общему мнению, помогать друг другу, вырабатывать в себе чувства товарищества и взаимопомощи.В контексте школы важно, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся — отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности и чтобы учителя могли применять групповые и парные формы работы в своей деятельности. Большинство личностно — ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений. Ученик, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, целеполагание, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде, оценка и так далее.

Тема моего исследования «Влияние групповой работы на саморегуляцию учащихся 9 класса на уроке физики». Основная цель моего исследования: научить учащихся самостоятельно контролировать знания, работая в сотрудничестве, развить их интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. Задачи моего исследования были таковы:

  • разработать правила работы в группе и организовать её на должном уровне;

  • создать коллаборативную среду для групповой работы;

  • содействовать развитию саморегуляции учащихся;

  • создать условия для расширения среды общения и получения информации

Основные идеи группового обучения: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В основе обучения в группе лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, а это естественно предусматривает помощь каждого члена команды друг другу и индивидуальную ответственность. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижение своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены в группе одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше.

При организации групп большую значимость приобретает мотивация самостоятельной учебной деятельности учащихся, так как учителю необходимо не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо добиться того, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания.

Групповая работа — это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, то есть только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. «Положение о групповой работе» разрабатывается коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. (Я считаю что важней всего разработать правила с учащимся…..) Приведу примерное положение.

  • Групповая работа на уроке вводится во избежание бездумного списывания.

  • Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи.

  • Во время работы с уважением относитесь к товарищам, каждый ученик прав по- своему. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

Наверное, здесь следует прокомментировать некоторые пункты «Положения о групповой работе». Цель групповой работы: вызвать интерес учащихся к предметам; повысить уровень знаний учащихся; учить критическому мышлению. 3адачи групповой работы является: научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их

внимание к работе и заинтересовать. Групповая работа применяется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Для этого, учитель должен обладать педагогическим тактом и терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание.

При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение — это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения. Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Для проведения исследования в действии я выбрала 9 класс с русским языком обучения в количестве 9 человек, из них 8 девочек и 1 мальчик. Наша школа малокомплектная, в ней учатся 132 учеников с русским и казахским языками обучения. Учащиеся в выбранном мною классе на уроках физики проявляют повышенную мотивацию и интерес к решению разных по сложности задач, выполнению тестовых задач и лабораторных работ. К выбору тем последовательных уроков, проведённых в данном классе, я подошла с мыслью о том, что темы «Сила и её виды», «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения», «Явление фотоэффект и его применение» и практическая работа на силу трения помогут им в будущем при сдаче ЕНТ, так как вышеперечисленные темы являются для учащихся труднодоступными, но в то же время интересными и увлекательными. Мне хотелось, чтобы при изучении данных тем на уроках учащиеся научились самостоятельно находить пути решения разноуровневых задач, применяя при этом приёмы и методы их решения. На уроках я выступала в роли наблюдателя и направляла деятельность учащихся, чтобы они учились самостоятельно находить проблемы и пути их решения, пользуясь при этом элементами критического мышления, такими как мозговой штурм, вопросы по ромашке Блума (толстые и тонкие вопросы), Инсерт, Знаю, Хочу, Узнал, кластер. На всех уроках вместе с учениками разрабатывали критерии оценивания. На каждом из проведённых уроков ученики оценивали как свою работу, так и работу своих одноклассников по этим критериям. И хочется отметить, что эту работу учащиеся выполняли с большим удовольствием. Лидеры групп (учащиеся категории А) выступали в роли моих помощников, так как на них была возложена важная задача: контролировать работу всей группы и каждого в частности. При этом ученики категории С не оставались в стороне (с каждым последующим уроком их интерес повышался и на последнем уроке было заметно, что и они участвуют в ходе урока). Полезным на уроках физики может быть работа в группах из 4 – 5 человек. Первый урок «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения» должен был направить детей на самостоятельное определение ускорения и открытия свободного падения тел. Цель урока была достигнута путём использования методов и приёмов таких модулей, как: использование элементов критического мышления (составление кластера, пометки на полях), диалогическое обучение, оценивание для обучения, использование ИКТ. Работанад презентацией стало любимым занятием моих учеников а в основном слабых, которые пытались показать свою работу хотя бы в виде рисунков.

Результаты научных исследований показали, что диалог занимает главное место на уроке. По мнению Мерсера и Литлтона(2007) диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Оценивание - это категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. Развитие информационно – коммуникационных технологий сопряжено со своевременным внесением изменений в систему использования и оценивания знаний. (Руководство для учителя 2012 стр. 251,257,264).

Хочу отметить, что использование перечисленных форм и методов уже на первом уроке позволило сделать урок интересным, ученики остались довольными, о чём говорят их записи на стикерах в стадии рефлексии урока.

Второй урок «Явление фотоэффекта и его применение» должен был направить учащихся на знания о квантовой природе света. Цель данного урока была достигнута с помощью лидерства учеников категории А

(с повышенной мотивацией). На первом этапе второго урока группы отвечали на вопросы, данные в рабочей карте урока. Это позволило на втором этапе решать задачи на нахождение красной границы, пользуясь формулой, находили кинетическую энергию и работу выхода фотоэффекта. Также каждая группа досконально разбиралась с решением предложенной задачи, все ученики не только записывали условие задачи, искомую величину и решение в свои тетради, но и готовились объяснить это решение другой группе. На третьем этапе урока состав групп меняется по цветам, обвернутых фантиков конфет. Таким образом, чтобы в каждой группе оказались ученики с разными интеллектом обучения, решающие соответствующие разноуровневые тестовые задания. На уроке были выполнены задания, которые заранее были подготовлены по уровням. Применение этих перечисленных форм и методов помогло ученикам сделать выводы по уроку и оценить уровень подготовленности класса. Я предложила, для проведения рефлексии, учащимся ответить на вопросы: о чем был урок? Насколько трудным был сегодняшний урок? Что я почувствовал в конце урока? Тем самым мы провели самооценивание и рефлексивную лестницу.

Третий урок «Сила и её виды», целью которого была изучить и обобщить знания о явлениях в природе и направлении силы в ней. Цель достигнута путем применения элементов критического мышления (корзина идей, кластеры), новых подходов в преподавании (групповая работа, беседа с партнером, добывания знаний через чтение текста с пометкой на полях), использования информационно – коммуникативных технологий.

Кроме того, использовала таблицу «ЗХУ», которая охватывает все 3 стадии. На первой стадии ученики записывают, что они знают. На стадии осмысления ученики заполняют графу таблицы, что хотели бы знать. На последней стадии заполняется строка, что учащиеся узнали на данном уроке и, что хотели бы узнать. При этом акцентирую внимание учащихся на самостоятельное добывание знаний. При проведении урока физики на тему «Взаимное расположение прямых в пространстве» заполнили таблицу:

Что знаю

Что узнал на уроке

Что хочу знать или есть вопросы

Сила тяжести,

Сила трения, сила упругости,

сила реакции опоры и единицы измерения, формулы


Зависимость силы трения от нагрузки, от площади поверхности,

Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей

Применение в практической жизни.


Четвертый урок, как обобщение и закрепление к последнему уроку, мною, по желанию учеников, была разработана практическая работа на тему «Определить зависимость силы трения …. Совместно с учениками была проведена практическая работа на тему: «Сила трения» была организована по группам, где проводили опыты сами учащиеся.

1 группа работала над темой:  «Определить зависимость силы трения от нагрузки».


рис 1 Парная работа первой группы.

2 группа работала над темой: «Определить зависимость силы трения от площади поверхности».


рис 2 Работа девочек определение силы трения от площади.


3 группа работала над темой: «Определить зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей». Я дала ученикам инструкцию хода работы, после чего, каждая группа выполняла данное ей задание и самостоятельно делала выводы по выполненной работе, и каждая группа прочитывала выводы и были записаны в тетрадь.



рис 3. Групповая работа. Определение зависимости силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей

Также при проведении обратной связи, применила метод «Тонкие и толстые вопросы», когда ученики учились отвечать на вопросы не только кратко, но и умели давать развернутый ответ, что развивает физическую речь учащихся. Эти приемы применяла при решении физических задач, при осмыслении силы трения и зависимость силы трения от площади поверхности, от состояния и рода трущихся поверхности, от нагрузки.

Я заметила в ходе серии уроков, что идеи и предложении предложенные самими учениками оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся. На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания. С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.

Думаю, групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна не только при проведении практических работ, лабораторных по естественно - научным предметам, но и на обычных уроках можно так построить работу в группах, чтобы все ученики были вовлечены и активно работали, высказывая своё мнение. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и тому подобное. И все это сопровождается интенсивной совместной самостоятельной работой. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Работая в группах, ученики выбранного мною 9 класса оказывали друг другу непосредственную помощь в выполнении заданий, предложенных им. Они работали по правилам, выработанным в начале исследования, поэтапно следовали тем условиям, которые были предложены. Думаю, что работа в сотрудничестве выработала в учащихся взаимоуважение, взаимовыручку и взаимопомощь, что является положительным результатом исследования и помогла при саморегуляции всей деятельности учеников в течение всех последовательных уроков. Это было заметно по их ответам и скорости выполнения заданий. На уроках были такие нюансы, как то, что ученик категории А не смог выполнить задания, которое было ему предложено, и не смог показать себя в групповой работе. И наоборот, ученица категории В сумела выложиться на все сто процентов, показав неплохие знания по теории, выполняя все предложенные практические задания вовремя и качественно. Ученицы категории С смогли ответить, хоть и неполно, на вопросы, заданные по ходу урока.

Думаю, что на проведённых мною уроках, ученики научились работать в группах, развили способность понимать, контролировать и следить за своими опытом обучения через процесс метапознаний. Я пыталась достичь этого с помощью использования на уроках методов и приёмов семи модулей, с которыми нас познакомили на первом этапе второго уровня трёхмесячных курсов повышения квалификации, построенном на основах кембриджского подхода к обучению.

Обучение в сотрудничестве является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп (Руководство для учителя, стр. 230).

Коллаборативная среда, созданная на уроке, настраивает учащихся на положительную работу, на активное участие их в процессе обучения. Работая в сотрудничестве, ученики больше узнают о том, что преподаётся и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в группах, остаются довольными всей работой класса и своей работой в частности.


Делая выводы по проведённому исследованию, хочу отметить, что мои ученики стали более раскрепощёнными и активными, заинтересованными и увлечёнными всем учебным процессом. Особенно это было заметно по ученикам, которые раньше были мало задействованы на уроке. Причина была в том, что Дину не интересовал предмет, Таня – очень стеснительна и неразговорчива. На последнем уроке Дина и Таня стали активно участвовать на уроке, проявлять познавательный интерес к предмету, высказывать своё мнение, оценивать работу своих одноклассников. Изучая и применяя приемы критического мышления в своей практике я научилась более критично подходить к своему преподаванию и постепенно совершенствовать и развивать свои педагогические навыки.

Когда я собиралась на трёхмесячные курсы, не имела никакого представления о ходе курсов, о значимости для себя, был страх перед изменениями, предстоящими после их прохождения. Но сейчас, когда мы прошли половину пути, уверена, что поступила правильно, приехав на курсы и открыв для себя много интересного и нового. Я думаю если работать дальше по данной программе результат, несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя чтобы научить после детей. Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного,как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.В ходе проведения исследования в действии мне пришлось измениться и самой: стала с большей ответственностью подходить к планированию уроков (научилась составлять краткосрочное и среднесрочное планирования), больше внимания стала обращать на детей с пониженной мотивацией, больше начала использовать элементов критического мышления, новых подходов в обучении и раскрыла для себя их значимость и пользу, поняла, что настала пора в корне менять процесспреподавания физики в школе, перейти от традиционной 5-ти бальной системе к критериальному оцениванию знаний учеников, помочь учащимся самим оценивать имеющиеся знания по предмету, подходить к оцениванию критически, находить свои ошибки и пути решения проблем, которые стоят перед ними. В будущем хочу наладить работу с одарёнными и талантливыми детьми, узнать ещё больше о критическом мышлении и его элементах, о лидерстве и управлении.  Я согласна с автором данных слов, что « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться» сказал А. Бебель. Понимаю, что за три месяца всему научиться невозможно и нереально, поэтому буду стремиться к самореализации в ходе моей учительской деятельности. Мне необходимо перестроить своё сознание, научиться видеть проблемы и находить пути их решения. Опыт приходит с годами: «Век живи, век учись», как говорится в известной пословице. Перед нами, учителями, обучающимся на втором уровне, стоит важная задача: обучить не только учащихся как учиться, но и коллег, которые нуждаются в методической помощи, обучить тому, как учить детей, используя исследования в области преподавания и обучения, внедряя процессы коучинга и менторинга, которые помогут учителям в выборе методов и приёмов обучения, в качественной и результативной подаче программного материала учащимся. Довести до сознания коллег, что изменения необходимы, так как мы, учителя, несём большую ответственность за то, чтобы ученики могли использовать полученные знания вне школы, чтобы эти знания помогли им состояться как личность, умеющая высказываться и решать проблемы, стоящие перед ними.






Используемая литература

  1. Shulman.L.S.(2007). «Goodteaching» ["Компетентное преподавание"].

  2. Flavell. J.H.(1976). Metacognitive aspects of problem solving [Метакогнитивныеаспектырешенияпроблемы]. In Resnick, L.B.(Ed) The Nature of Intelligence( Hillsdale, NJ,Erlbaum)

  3. Mercer, N. and Littleton, K., (2007) Dialogue and the development of thinking. Asocioculturalapproach. NY: Routledge.

  4. Руководство для учителей. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012.









11


Исследования в действии презентация
  • Физика
Описание:

 Исследование в действии

Тема: Влияние групповой работы  на  саморегуляцию

учащихся 9 класса  на уроке физики

 

Ребенок может понять весьма многое,

если только оно предложено ему в

доступной форме и с его точки зрения.

Я.К.Грот.

 

Программа второго уровня, основанная на конструктивистской теории обучения, направлена на развитие профессиональных знаний и навыков учителя, на его компетентность и убеждённость в том, что эффективность уроков зависит от качественной и плодотворной деятельности учителя. При этом усилия и внимание учителя должны быть концентрированы на личности ученика. Конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие ученика на уроках, самостоятельное постижение им (учеником) смысла изучаемого по предмету. По теории Шульмана учитель имеет «трёх помощников»: голову, руки и сердце. При помощи них компетентный учитель регулирует весь процесс успешного обучения учащихся, используя те методы и приёмы преподавания, которые наиболее приемлемы в определённых условиях обучения (Руководство для учителя, 2010, стр.154).

Мысль  о самонаправленности  учащихся в процессе  работы, о самостоятельном определении  ими  проблемы и  цели урока, самостоятельный  выбор пути их  решения   мне помогла в выборе темы. Учение —  это, конечно, труд, а не беззаботное развлечение. Но труд этот может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Если труд является добровольным и приносит удовольствие, тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд останется трудом, и эффективность его повысится, если учащиеся с желанием будут относиться к получению знаний. А саморегуляцию по Флейвеллу можно рассматривать как совокупность знаний, понимания и контроля над когнитивными процессами, или как использование когнитивных процессов в качестве возможности выявления ошибок и мониторинга мышления (Руководство для учителя, стр. 218). Шанк и Циммерман акцентируют внимание на формировании самостоятельности детей в процессе мониторинга и контроля своего обучения, то есть ученикам необходимо самостоятельно работать и развиваться и должны быть готовы «обучаться тому, как учиться». Саморегуляция в конечном своём результате приведёт учащихся к успешному обучению. Нам, учителям, необходимо содействовать обучению учащихся, научить их понимать как происходит обучение, помочь им осознать необходимость и выбор методов самообучения на протяжении всей жизни, осознать значимость собственных творческих талантов, грамотно владеть устной речью и цифровой грамотностью, систематически размышлять над собственным процессом обучения, как процессом значимым и полезным.  В современной общеобразовательной школе  чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Настало время вносить изменения в процесс обучения для того, чтобы повысить эффективность преподаваемого предмета, его результативность. Это важно в  выбранном мною  классе, потому что считаю, что учащиеся должны уметь саморегулировать  знания, полученные при изучении нового материала, могли вместе прийти к общему мнению, помогать  друг другу, вырабатывать в себе чувства товарищества и взаимопомощи.В контексте школы важно, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся — отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности и чтобы учителя могли применять групповые и парные формы работы в своей деятельности. Большинство личностно — ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений.  Ученик, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, целеполагание, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде, оценка и так далее.

Тема моего исследования «Влияние групповой работы  на  саморегуляцию  учащихся 9 класса  на уроке физики». Основная цель моего исследования: научить учащихся самостоятельно контролировать знания, работая в сотрудничестве, развить их интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. Задачи моего исследования были таковы:

ü    разработать правила работы в группе и организовать её на должном уровне;

ü    создать коллаборативную среду для  групповой работы; 

ü    содействовать развитию саморегуляции учащихся;

ü    создать условия для расширения среды общения и получения информации

Основные идеи группового обучения: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В основе обучения в группе лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, а это естественно предусматривает помощь каждого члена команды друг другу и индивидуальную ответственность. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижение своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены в группе одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше.

При организации групп большую значимость приобретает мотивация самостоятельной учебной деятельности учащихся, так как учителю необходимо не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо добиться того, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания.

Групповая работа — это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, то есть только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. «Положение о групповой работе» разрабатывается  коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. (Я считаю что важней всего разработать правила с учащимся…..) Приведу примерное положение.

Ø    Групповая работа на уроке вводится во избежание бездумного списывания.

Ø    Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи.

Ø    Во время работы с уважением относитесь к товарищам,  каждый ученик прав по- своему. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

Наверное, здесь следует прокомментировать некоторые пункты «Положения о групповой работе». Цель  групповой работы:  вызвать интерес учащихся к предметам;  повысить уровень знаний учащихся; учить критическому мышлению. 3адачи  групповой работы является:  научить детей  самооцениванию и взаимооцениванию;  расширять круг знаний учащихся;  воспитывать чувство ответственности за работу;  научить детей работать вместе, дружно;   подтянуть отстающих детей, привлечь их

внимание к работе и  заинтересовать. Групповая  работа применяется для того, чтобы   научить детей разговаривать,  научить их думать,  мыслить, слушать и слышать. Для этого,  учитель должен обладать педагогическим тактом и терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание.

 При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение — это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения. Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

          Для проведения исследования в действии я выбрала 9 класс с русским языком обучения в количестве 9 человек, из них 8 девочек и 1 мальчик. Наша школа малокомплектная, в ней учатся 132 учеников с русским и казахским языками обучения. Учащиеся в выбранном мною классе на уроках физики проявляют повышенную мотивацию и интерес к решению разных по сложности задач, выполнению тестовых задач и лабораторных работ. К выбору тем последовательных уроков, проведённых в данном классе, я подошла с мыслью о том, что темы «Сила и её виды», «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения», «Явление фотоэффект и его применение» и практическая работа на силу трения помогут им в будущем при сдаче ЕНТ, так как вышеперечисленные темы являются для учащихся труднодоступными, но в то же время интересными и увлекательными. Мне хотелось, чтобы при изучении данных тем на уроках учащиеся научились самостоятельно находить пути решения разноуровневых задач, применяя при этом приёмы и методы их решения. На уроках я выступала в роли наблюдателя и направляла деятельность учащихся, чтобы они учились самостоятельно находить проблемы и пути их решения, пользуясь  при этом элементами критического мышления, такими как мозговой штурм, вопросы по ромашке Блума (толстые и тонкие вопросы), Инсерт, Знаю, Хочу, Узнал, кластер. На всех уроках вместе с учениками разрабатывали  критерии оценивания. На каждом из проведённых уроков ученики оценивали как свою работу, так и работу своих одноклассников по этим критериям. И хочется отметить, что эту работу учащиеся выполняли с большим удовольствием. Лидеры групп (учащиеся категории А) выступали в роли моих помощников, так как на них была возложена важная задача: контролировать работу всей группы и каждого в частности. При этом ученики категории С не оставались в стороне (с каждым последующим уроком их интерес повышался и на последнем уроке было заметно, что и они участвуют в ходе урока). Полезным на уроках физики может быть  работа в группах из 4 – 5 человек. Первый урок «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения» должен был  направить детей на самостоятельное определение ускорения и открытия свободного падения тел. Цель урока была достигнута путём использования методов и приёмов таких модулей, как: использование элементов критического мышления (составление кластера, пометки на полях), диалогическое обучение, оценивание для обучения, использование ИКТ. Работанад презентацией стало любимым занятием моих учеников а в основном слабых, которые пытались показать свою работу хотя бы в виде рисунков.

 Результаты научных исследований показали, что диалог занимает главное место на уроке. По мнению Мерсера и Литлтона(2007) диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников  и их результативности в обучении. Оценивание - это категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. Развитие информационно – коммуникационных технологий сопряжено со своевременным внесением изменений в систему использования и оценивания знаний. (Руководство для учителя 2012 стр. 251,257,264).

Хочу отметить, что использование перечисленных форм и методов уже на первом уроке позволило сделать урок интересным, ученики остались довольными, о чём говорят их записи на стикерах в стадии рефлексии  урока.

       Второй урок «Явление фотоэффекта и его применение» должен был направить учащихся на знания о квантовой природе света. Цель данного урока была достигнута с помощью лидерства учеников категории А

(с повышенной мотивацией). На первом этапе второго урока группы отвечали на вопросы, данные в рабочей карте урока. Это позволило на втором этапе решать задачи на нахождение красной границы, пользуясь формулой, находили кинетическую энергию и работу выхода фотоэффекта. Также каждая группа досконально разбиралась с решением предложенной задачи, все ученики не только записывали условие задачи, искомую величину  и решение в свои тетради, но и готовились объяснить это решение другой  группе. На третьем  этапе урока состав групп меняется по цветам,  обвернутых фантиков конфет. Таким образом, чтобы в каждой группе оказались ученики с разными интеллектом обучения, решающие соответствующие  разноуровневые тестовые задания.  На уроке были выполнены  задания, которые заранее были подготовлены по уровням.  Применение этих перечисленных форм и методов помогло ученикам сделать выводы по уроку и оценить уровень подготовленности класса. Я предложила,  для проведения рефлексии, учащимся  ответить  на вопросы: о чем был урок? Насколько трудным был сегодняшний урок? Что я почувствовал в конце урока? Тем самым мы провели самооценивание и рефлексивную  лестницу.

Третий урок «Сила и её виды», целью которого была изучить и  обобщить знания о явлениях в  природе и направлении силы в ней. Цель достигнута путем применения элементов критического мышления (корзина идей, кластеры), новых подходов в преподавании (групповая работа, беседа с партнером, добывания знаний через чтение текста с пометкой на полях), использования информационно – коммуникативных технологий.

Кроме того, использовала  таблицу «ЗХУ», которая охватывает все 3 стадии. На первой стадии ученики записывают, что они знают. На стадии осмысления ученики заполняют графу таблицы, что хотели бы знать. На последней стадии заполняется строка, что учащиеся узнали на данном уроке и, что хотели бы узнать. При этом акцентирую внимание учащихся на самостоятельное добывание знаний. При проведении урока физики  на тему «Взаимное расположение прямых в пространстве» заполнили таблицу:

Что знаю

Что узнал на уроке

Что хочу знать или есть вопросы

Сила тяжести,

Сила трения, сила упругости,

сила реакции опоры и единицы измерения, формулы

 

Зависимость силы трения  от нагрузки, от площади поверхности,

Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей

Применение в практической жизни.

 

     Четвертый урок,  как обобщение и закрепление к последнему уроку,  мною,   по желанию учеников,  была разработана практическая работа на тему  «Определить зависимость силы трения ….  Совместно с учениками  была проведена практическая работа на тему: «Сила трения»  была  организована по группам, где проводили опыты сами учащиеся.

1 группа работала над темой:  «Определить зависимость силы трения от нагрузки».

 

рис 1  Парная работа первой группы.

2 группа работала над темой: «Определить зависимость силы трения от площади поверхности».

 

рис 2 Работа девочек определение силы трения от площади.

 

3 группа работала над темой:  «Определить зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей»Я дала ученикам  инструкцию  хода работы, после чего, каждая группа выполняла данное ей задание и самостоятельно делала выводы по выполненной работе,  и каждая группа прочитывала  выводы и были записаны в тетрадь.

 

 

рис 3.  Групповая работа. Определение зависимости силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей

Также при проведении обратной связи, применила  метод «Тонкие и толстые вопросы», когда ученики учились отвечать на вопросы не только кратко, но и умели давать развернутый ответ, что развивает физическую речь учащихся. Эти приемы применяла при решении физических задач, при осмыслении  силы трения и зависимость силы трения от площади поверхности, от состояния и рода трущихся поверхности, от нагрузки.

Я заметила в ходе серии уроков, что идеи и предложении предложенные самими учениками оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся. На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания. С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.

      Думаю, групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна не только при проведении практических работ, лабораторных  по естественно - научным предметам, но и на обычных уроках можно так построить работу в группах, чтобы все ученики были вовлечены и активно работали, высказывая своё мнение. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и тому подобное. И все это сопровождается интенсивной совместной самостоятельной работой. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

     Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

     Работая в группах, ученики выбранного мною 9 класса оказывали друг другу непосредственную помощь в выполнении заданий, предложенных им. Они работали по правилам, выработанным в начале исследования, поэтапно следовали тем условиям, которые были предложены. Думаю, что работа в сотрудничестве выработала в учащихся взаимоуважение, взаимовыручку и взаимопомощь, что является положительным результатом исследования и помогла при саморегуляции всей деятельности учеников в течение всех последовательных уроков. Это было заметно по их ответам и скорости выполнения заданий. На уроках были такие нюансы, как то, что ученик категории  А  не смог выполнить задания, которое было ему предложено, и не смог показать себя в групповой работе. И наоборот, ученица категории В сумела выложиться на все сто процентов, показав неплохие знания по теории, выполняя все предложенные практические задания вовремя и качественно. Ученицы категории С смогли ответить, хоть и неполно, на вопросы, заданные по ходу урока. 

Думаю, что на проведённых мною уроках, ученики научились работать в группах, развили способность понимать, контролировать и следить за своими  опытом обучения через процесс метапознаний. Я пыталась достичь этого с помощью использования на уроках методов и приёмов семи модулей, с которыми нас познакомили на первом этапе второго уровня трёхмесячных курсов повышения квалификации, построенном на основах кембриджского подхода к обучению. 

     Обучение в сотрудничестве является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп (Руководство для учителя, стр. 230).

Коллаборативная среда, созданная на уроке, настраивает учащихся на положительную работу, на активное участие их в процессе обучения. Работая в сотрудничестве, ученики больше узнают о том, что преподаётся и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в группах, остаются довольными всей работой класса и своей работой в частности.

 

     Делая выводы по проведённому исследованию, хочу отметить, что мои ученики стали более раскрепощёнными и активными, заинтересованными и увлечёнными всем учебным процессом. Особенно это было заметно по ученикам, которые раньше были мало задействованы на уроке. Причина была в том, что Дину не интересовал предмет, Таня – очень стеснительна и неразговорчива. На последнем уроке Дина и Таня стали активно участвовать на уроке, проявлять познавательный интерес к предмету, высказывать своё мнение, оценивать работу своих одноклассников. Изучая и применяя приемы критического мышления в своей практике я научилась более критично подходить к своему преподаванию и постепенно совершенствовать и развивать свои педагогические навыки.

     Когда я собиралась на трёхмесячные курсы, не имела никакого представления о ходе курсов, о значимости для себя, был страх перед изменениями, предстоящими после их прохождения. Но сейчас, когда мы прошли половину пути, уверена, что поступила правильно, приехав на курсы и открыв для себя много интересного и нового. Я думаю если работать дальше по данной программе результат, несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя чтобы научить после детей. Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного,как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.В  ходе проведения  исследования в действии  мне пришлось измениться и  самой:  стала с большей ответственностью подходить к планированию уроков (научилась составлять краткосрочное и среднесрочное планирования), больше внимания стала обращать на детей с пониженной мотивацией, больше начала использовать элементов критического мышления, новых подходов в обучении и раскрыла для себя их значимость и пользу, поняла, что настала пора в корне менять процесспреподавания физики в школе, перейти от традиционной 5-ти бальной системе к критериальному оцениванию знаний учеников, помочь учащимся самим оценивать имеющиеся знания по предмету, подходить к оцениванию критически, находить свои ошибки и пути решения проблем, которые стоят перед ними. В будущем хочу наладить работу с одарёнными и талантливыми детьми, узнать ещё больше о критическом мышлении и его элементах, о лидерстве и управлении.  Я согласна с автором данных слов, что « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться»  сказал А. Бебель.  Понимаю, что за три месяца всему научиться невозможно и нереально, поэтому буду стремиться к самореализации в ходе моей учительской деятельности. Мне необходимо перестроить своё сознание, научиться видеть проблемы и находить пути их решения. Опыт приходит с годами: «Век живи, век учись», как говорится в известной пословице. Перед нами, учителями, обучающимся на втором уровне, стоит важная задача: обучить не только учащихся как учиться, но и коллег, которые нуждаются в методической помощи, обучить тому, как учить детей, используя исследования в области преподавания и обучения, внедряя процессы коучинга и менторинга, которые помогут учителям в выборе методов и приёмов обучения, в качественной и результативной подаче программного материала учащимся.  Довести до сознания коллег, что изменения необходимы, так как мы, учителя, несём большую ответственность за то, чтобы ученики могли использовать полученные знания вне школы, чтобы эти знания помогли им состояться как личность, умеющая высказываться и решать проблемы, стоящие перед ними.  

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.                Shulman.L.S.(2007). «Goodteaching» ["Компетентное преподавание"].

2.                Flavell. J.H.(1976). Metacognitive aspects of problem solving [Метакогнитивныеаспектырешенияпроблемы]. In Resnick, L.B.(Ed) The Nature of Intelligence( Hillsdale, NJ,Erlbaum)

3.                Mercer, N. and Littleton, K., (2007) Dialogue  and the development of thinking. Asocioculturalapproach. NY: Routledge.

4.                 Руководство  для учителей.  АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Санаева Сабира Сатыбалдиевна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 2199
Номер материала 56209
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓