Главная / Другое / Исследование "Воспитание толерантных взаимоотношений во время внеучебной деятельности"

Исследование "Воспитание толерантных взаимоотношений во время внеучебной деятельности"

34


Воспитание толерантных взаимоотношений во время

внеурочной деятельности

Методист по кружковой работе Джанкойской общеобразовательной

школы-комплекса № 2 Республики Крым

Сосновских И.Г.


Воспитание детей и юношества является одним их главных приоритетов и неотъемлемой частью составляющей образования в современном обществе.

Основная цель национального воспитания – воспитание сознательного гражданина, патриота, формирование у молодежи социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений, потребности и умения жить в обществе, духовности, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры.

В Республике Крым выработана Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования. Одним из направлений воспитательной работы в Крыму избрано воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечит мирное, поступательное, устойчивое развитие полиэтнического, мультикультурного Крыма.

Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов. Состав населения Крыма в настоящее время насчитывает 130 национальностей. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национальностей и вероисповеданий. Кроме того, Крым ежегодно посещают до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает особые условия социализации молодежи в курортных зонах. Поэтому особенно важно воспитывать в подрастающем поколении признания права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур, воспитание терпимости и уважения к людям другой национальности, формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира, воспитание гостеприимства по отношению к людям, приезжающим в Крым на отдых и лечение.

Нам повезло жить в эпоху глобальных перемен в прямом и переносном смысле этого слова. Изменения социокультурной ситуации в России способствуют тому, что в нашей педагогике постепенно утверждается гуманистический идеал воспитания. Детство рассматривается гуманистической психологией и педагогикой не как подготовка к жизни, а как сама жизнь. Ф.Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а уже человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью понимать и принимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Дети в гуманистической психологии и педагогике не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны. Сегодня в все большее распространение в детской, особенно подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, через социальное окружение детей, через семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется поиск эффекта механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят и будут приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся трудно переоценить.

Понятие толерантности впервые начали использовать в XVIII веке. В своем «Трактате о веротерпимости» известный французский писатель и философ Вольтер писал: «Безумством является уверенность, что все люди должны одинаково думать об определенных предметах».

Понимание толерантности в разных культурах трактуется по-разному, потому что зависит от исторического опыта народов. У англичан толерантность понимают как готовность и способность без протеста понимать другую личность, у французов – как свободу другой, отличающейся личности, ее мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. У китайцев быть толерантным означает великодушно и с любовью относиться к другим. В арабском мире толерантность – это умение прощать, терпеть, сочувствовать, а у персов это и способность к примирению.

В наше время толерантность понимают как уважение и признание равноправности, отказ от доминирования и насилия, признание права других на собственные мысли и взгляды. Значит, толерантность, прежде всего, имеет цель принятия других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе договоренности.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Одна из задач школы состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыком, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью, как своей жизненной позицией. Толерантность является признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами будущее. Толерантность – это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Согласно краткой философской энциклопедии, толерантность, то есть терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам является «признаком уверенности человека в себе, сознания надежности своих собственных позиций». Уверенность в себе – это не внешний признак уверенности в себе, а как следствие внутренней уверенности человека осознание им надежности своих позиций. В таком случае задача формирования толерантности ребенка, подростка в семье, в школе, в обществе выступает как задача формирования именно этой внутренней уверенности. Как воспитать эту уверенность? Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в будущей жизни и уважал других, готов был слушать и понимать другие точки зрения? Как ребенку изучить себя, знать свои недостатки и преимущества, не перекладывать собственную ответственность на плечи других. Как педагоги и родители должны воспитать ребенка, чтобы он в будущем имел успех в общении, добропорядочно относился к другим, в то же время правильно оценивая себя.

Все вышесказанное означает, что проблема воспитания толерантности существует. В соответствии с этой проблемой целью данного исследования будет: показать необходимость воспитания толерантности у школьников в современном социуме.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность толерантности.

  2. Выявить принципы формирования толерантности.

  3. Определить педагогические условия воспитания толерантной личности в современной школе.

  4. На экспериментальном материале средней школы-комплекса №2 г. Джанкоя показать результаты работы по воспитанию толерантности у школьников во время внеурочной деятельности.


    1. Теория воспитания толерантности у школьников.

I.1. Принципы воспитания толерантности у школьников.


Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, отношений в классном коллективе, отношений между детьми и взрослыми во время внеурочной деятельности. Этот процесс зачастую происходит стихийно. Для того, чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов. Что это за принципы?

1.Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения. Для того, чтобы он реализовался необходимо:

  • добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;

  • предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • дети, осознавая принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с другими группами;

  • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

Для осуществления этого принципа педагог должен придерживаться следующих правил:

  • педагог сам должен быть толерантным;

  • нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

  • в общении с ребенком должно доминировать уважительное к нему отношение;

  • педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем, защита ребенка должна быть приоритетной задачей всей педагогической деятельности;

  • в любых объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организован воспитательный процесс. Задачи воспитания направлены на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

Условия реализации данного принципа будут:

  • соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;

  • координация взаимодействий социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;

  • обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;

  • ориентация педагогического процесс на реальные нормы, доминирующие на группах социума;

  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды;

  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от СМИ.

Для осуществления этого принципа педагог должен придерживаться следующих правил:

  • процесс воспитания толерантности строится с учетом особенностей экономики, политики, духовности общества;

  • школа не должна замыкать ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

  • педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

3. Принцип индивидуализации предполагает выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформирования толерантности у ребенка, раскрытию потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление каждому учащемуся возможностей для самореализации самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;

  • определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;

  • учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств;

  • предоставление школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.

Для выполнения этого принципа педагог должен выполнять следующие правила:

  • успех в воспитании толерантности при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

  • только на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

  • выбирая воспитательные средства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся;

  • постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на ребенка и определять совокупность используемых средств.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме.

Условиями реализации этого принципа будет следующее:

  • стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;

  • совместный с педагогом анализ решения различных социальных проблем в настоящих и имитируемых ситуациях;

  • самооценка своих поступков и прогнозирование своих отношений с кем-либо в дальнейшем;

  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Для этого педагог должен придерживаться следующих правил:

  • проблемы отношений детей нужно решать с детьми, а не за них;

  • ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений;

5. И самый важный принцип – создание толерантной среды. Он требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которого лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание толерантной среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. В социальном окружении ребенка должны доминировать творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Реализовать этот принцип возможно лишь выполнив ряд условий:

  • принятии общих правил отношений, единых для всей группы учащихся;

  • предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения;

  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

  • развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей;

  • формирование позитивного отношения к творчеству;

  • наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;

  • педагоги и учащиеся – это члены одного коллектива, они помогают друг другу;

  • необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважение к ним;

  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

  • толерантный педагог воспитывает толерантных учащихся.


I.2. Содержание воспитания толерантности


Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Это качество проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В тоже время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Аморально и преступно мириться с насилием, терроризмом, унижением достоинства, ущемлением прав и интересов человека.

Если невозможно однозначно определить, где истина, что лучше, оптимальнее, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Крым – очень многонациональная республика, поэтому особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря СМИ, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.

Воспитание ставить целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

  • содержание международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения людей, позволяют принимать действенные меры по разрешению возникающих межэтнических конфликтов;

  • культуру народов и государств мира, их взаимоотношения, взаимовлияния культур и традиций;

  • экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий, кооперирование предприятий различных стран;

  • политические, экономические, технические, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время.

Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.

Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии многонационального Крыма. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры означает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к традициям и культурам различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

На всех этапах работы с кружковыми коллективами, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся необходимо продумать практические меры, чтобы детям было легче преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися литературных и краеведческих музеев, различных национальных и культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов.

Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования межнациональных отношений в любом возрасте.

Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных, близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношения между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

  • национальный состав коллектива учащихся;

  • проблемы в отношениях между детьми и их причины;

  • культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которых складываются межнациональные отношения среди учащихся и в их семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальностей, от их уровня жизни, от их вероисповедования. Это возможно реализовывать в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, кружка, школы.

Для целенаправленной работы по воспитанию толерантности руководителю детского коллектива целесообразно составить программу работы с этим коллективом на основе изучения отношений между детьми, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей.


I.3. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности


Одна из задач педагога при организации деятельности учащихся – регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызывает потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.

Наиболее благоприятной для воспитания толерантности является внеурочная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды урочной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.

Эффективность совместной деятельности как средства формирования толерантности повышается, если:

  • сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразнее распределение ролей и функции между учащимися и педагогом в этом процессе;

  • создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

  • каждый участник может реализовывать себя, добиться успеха и в тоже время проявить заботу о других;

  • отсутствует давление, навязывание со стороны педагога, который может занять позицию старшего товарища.

Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечивается:

  • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

  • выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

  • определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;

  • создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

  • предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

  • создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;

  • оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющеюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств, реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Коллективная творческая деятельность, общение способствует формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в микрогруппе. Для этого необходимо:

  • при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместную значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;

  • обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

  • создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;

  • не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;

  • добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в микрогруппе;

  • обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемости ролевых позиций детей, лидеров в зависимости от видов деятельности;

  • создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг к другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;

  • с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;

  • добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

  • При анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Для воспитания толерантности большое значение имеет включенность всех детей в классе в управлении его жизнедеятельностью. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельностью, подростки не могут без помощи и поддержки педагога построить жизнь в классе. При устранении педагога от оказания помощи в развитии самодеятельных начал коллектива, возможны результаты, совершенно противоположные ожидаемым. Но в то же время излишнее выполнение открытой руководящей роли педагога тормозит зачастую развитие отношений детей. Суть педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать условия, в которых подростки могли проявить творческие способности, самостоятельность. Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо общаться, поддерживать робких и помогать им, придавать уверенность в своих силах.

Особую актуальность проблема толерантности приобретает в многонациональных коллективах, где недопустимо иметь место ситуациям проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций, накладывает определенный отпечаток на поведение и взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеурочной деятельности крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.


II. Реализация возможностей воспитания толерантности у школьников.

II.1. Методы и приемы воспитания толерантности


Традиционно метод воспитания рассматривают как способ воздействия на человека с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используя отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. В качестве примера использования метода убеждения можно привести беседу с детьми о сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так как все. Внешнее впечатление часто обманчиво.

Так, логически, при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения какой-то социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные ребенком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия , стыд и другие. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит правильно в эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Под внушением понимают такое психологическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику имформации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение к формированию толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализовываться через использование высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речевок, лозунгов.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в той или иной ситуации учитель или родители?»

При воспитании толерантности нельзя забывать об аспекте мотивационной сферы. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Прежде всего, речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. При этом педагог должен четко выражать негативное отношение к интолерантному поведению школьников, основанному на неприятии норм или обычаев какой-либо социальной группы людей. Стимулированием может быть одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Нужно учесть, что разные группы детей по-разному воспримут слова учителя, поэтому и одобрение и осуждение должно применяться педагогом очень осторожно. Позитивная оценка одной группы детей может быть не понятна другой группе, в результате может возникнуть непонимание действий педагога.

Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: смелость, мужество, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Выполнение деятельности на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям, инициатива, требовательность к себе – это особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают метод требования и упражнения. При этом, более эффективно, использование косвенного требования (совет, просьба, намек, одобрение). Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требования вызывают положительную, отрицательную или безразличную реакцию воспитанников. В этой связи выделяют позитивные и негативные требования. Как правило, прямые приказания большей частью негативны, негативны также косвенные требования осуждения и угрозы. Они рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Бывает так, что в ситуациях неуспеха, неподкрепления, личность все же проявляет активность. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект. Здесь нужно формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль. К методу воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменение в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Пример педагога – приемлимый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовывать себя и как существо сугубо общественное и как неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций, то есть ситуации, в процессе которых ребенок становится перед необходимостью решить какую-то проблему. Это прежде всего проблема выбора способа отношений с другими людьми. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социального испытания как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует отметить, что не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе.

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.

Первая группа связана с организацией детей в кружковой группе.

Вторая группа методов связана с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в ходе проведения рефлексивной беседы с ребенком.

  1. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже от его лица.

  2. Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Ведется поиск из сложившейся ситуации.

  3. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы. Вопросы и ответы затем подвергаются коллективному обсуждению.

  4. Учащиеся выдвигают свои позиции в ходе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Педагог должен внимательно следить, чтобы были обозначены главные линии, по которым должно произойти обсуждение.

Третья группа приемов связана с использованием художественной литературы, кинофильмов. Это и предложение детям придумать новый конец истории, и догадаться, какие книги любят их товарищи по классу, и сочинить пародию на известный фильм, используя сюжеты из своей жизни, и вспомнить, какие добрые слова говорит герой фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).

Педагогических приемов – множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый педагог из этого множества находит те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Важно помнить, что прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлим для другого.




II.2 Диалоговые формы воспитания толерантности


Основу диалоговых форм воспитания составляет обмен мнениями, информацией участников педагогического процесса. Диалоговые формы обеспечивают субъективную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументированно высказывать свое мнение.

К диалоговым формам воспитания можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.

Дискуссия – равноправное обсуждение педагогами и детьми планируемых дел и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ, нов ходе дискуссии формулируется новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему. При ведении дискуссии дети говорят наравне с педагогом, а не только отвечают на поставленные вопросы, важен сам смысл вопроса, правильными могут быть самые разные ответы учеников, обмен фразами идет более медленно, фразы становятся длиннее, когда ребенок хочет в чем-то убедить окружающих.

Дискуссия – это относительно новая форма взаимодействия в коллективах школ, если ее рассматривать как постоянную форму взаимодействия, когда в школе или классе введена система коллективного обсуждения всех – больших и малых дел и проблем, и ни одно решение не принимается волевым усилием учителя или директора, без обсуждения. Конечно, такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, но ее эффект будут виден на этапе реализации решений. Решение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее.

Для успешного проведения дискуссии нужен ряд условий самого разного характера, за выполнением которых должен следить педагог. Это должны быть организационные условия: несколько точек зрения на предмет обсуждения; у дискутантов должно быть желание услышать и понять другие доводы; знание и понимание предмета разговора в ходе дискуссии должно развиваться; выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны; решения принимаются с учетом перспективы развития группы.

Должны быть выполнены также условия открытости, т.е. предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии; дискуссия открыта для всех педагогов и учащихся; время для дискуссии не ограничено и участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождения общих точек зрения.

Само общение во время дискуссии предполагает, что: педагоги и учащиеся должны слушать и отвечать друг другу; соблюдать миролюбие, дружелюбие, равенство и уважение к каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал.

Естественно, для организации дискуссии необходимо запастись терпением, не следует также с самого начала полагаться на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Педагогу необходимо запастись серией вопросов и следить за соблюдением правил. Дискуссии можно включать в различные формы: конференции, классные часы, деловые игры.

Очень близок к дискуссии диспут. Он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может возникнуть спонтанно, в то время, как диспут проводится по конкретной теме, специально готовится и организуется педагогом. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, этические и эстетические темы. Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность выбранной самими детьми темы.

Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников, т.е. за одну-две недели участники должны быть ознакомлены с вопросами и рекомендуемой литературой для их подготовки. Успех диспута во многом зависит от правильности действия ведущего – он должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме, стимулировать активность участников, следить за тем, чтобы дискуссия не выходила за рамки обсуждаемой проблемы, снижать накал страстей, обобщать различные точки зрения. Конечно, хорошо, если ведущий обладает здоровым чувством юмора. В свою очередь, участники диспута не должны вступать в пререкания с ведущим, прерывать выступающих, переводить вопросы на обсуждение личности своих оппонентов. Нужно добавить, что если у учащихся нет опыта проведения диспутов, то целесообразно сначала обсудить вопрос в микрогруппах, а затем переходить к индивидуальным высказываниям.

Дебаты – это технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались, как программа для учащихся, позволяющая научить умению рассуждать, критически мыслить. Отличительным признаком дебатов следует считать высокую степень стандартизированности ( жестки временный лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания).

Дебаты исключают лишние эмоции, стихийность и спонтанность хода обсуждения, отказ от обсуждения главной проблемы ради рассмотрения второстепенной.

Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения, с учетом того, что и противоположная имеет право на существование. Дебаты формируют готовность противостоять современному «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.





II.3 Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.


Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если родители не будут союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учиться общаться, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет пример близких, родственников. Именно атмосфера в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для детей и родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, порой не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, еврее, татарине. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям других национальностей.

Поэтому, целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и их родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают их родители.

Конечно, перевоспитать, переубедить родителей педагог вряд ли сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, изменить их поведение по отношению к ребенку и другим людям в лучшую сторону возможно. В основе взаимодействия педагогов и родителей должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

  • опору на положительные стороны родителей и детей;

  • доверие ребенку и его родителям;

  • принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

  • принятие, учет традиций семьи;

  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

  • обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между детьми и родителями;

  • забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о ребенке, родителях, семье.

В ходе работы по формированию толерантности у взаимодействующих сторон у педагогов будут следующие задачи:

  • изучить состояние и отследить результаты взаимодействия родителей и детей;

  • выявить трудности проблемы при взаимодействии в семье;

  • организовать изучение и обобщение передового опыта взаимодействия родителей и детей;

  • пропагандировать лучшие достижения взаимодействия родителей и детей;

  • обучать учащихся и родителей совместной деятельности и общению;

  • создавать благоприятную атмосферу для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и семейных взаимоотношений.

Для того, чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача педагога помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности детей и их родителей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения. Содержанием психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей могут быть следующие вопросы:

  • сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;

  • виды толерантности, межнациональная толерантность и веротерпимость;

  • факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

  • взаимоотношения в семье, как фактор воспитания толерантности;

  • пример родителей в формировании толерантности;

  • особенности формирования толерантности с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Нужно не забывать, что проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности тогда даст результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.



III. Опыт работы воспитания толерантности во время внеурочной деятельности

III.1 Игры и упражнения


При составлении плана реализации Концепции приоритетных направлений воспитательной работы школы-комплекса №2 г. Джанкоя была определена основная цель работы, как создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. Соответственно этой цели были определены и задачи:

  • гуманизация воспитательного процесса, что выражается в создании условий для всестороннего развития личности, направленной на самоанализ, самооценку, саморазвитие;

  • поддержка и укрепление национальных традиций, социализация школы;

  • постоянное совершенствование мастерства классных руководителей, руководителей кружков, способных компетентно заниматься выполнением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания учащихся.

Нужно заметить, что помимо учебной деятельности в школе-комплексе ведется большая кружковая работа, т.е. в учебном расписании наряду с уроками стоит расписание кружковых занятий по интересам и каждый учащийся занимается делом, которое ему по душе. Формирование у ребенка установки на определенный, гуманистический тип отношений, толерантности, можно умело проводить на кружковых занятиях, тем более, что на занятия кружка ребенок ходит с большим интересом, ему здесь все нравится, он занимается любимым делом. Кроме того, здесь не нужно бояться, что ты чего-то не знаешь, не ответишь (как на уроке), здесь можно непринужденно пообщаться с друзьями их других классов, проявить свои таланты, показать себя с новой, интересной стороны, узнать лучше себя и других.

Как опыт работы воспитания толерантности во внеурочной деятельности предлагаются следующие мероприятия.

Вначале учебного года, когда группа для занятий детей на кружке только сформирована, можно провести игру-знакомство

Все мы чем-то похожи.


Цели игры: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль, что он в чем-то не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.

Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, вывесив в кабинете получившийся в результате игры список, возвращаясь время о времени к общему, что дети обнаружили у себя и у других

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Педагог: Разбейтесь пожалуйста на группы по 3-4 человека. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. Например, в этом списке можно написать «у каждого из нас дома есть кошка…», или «у каждого из нас есть мягкая игрушка…», «любимый цвет у каждого из нас – красный…», « летом мы очень любим отдыхать на море», «мы все не выносим, когда обижают животных» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Рефлексия:

  • Узнал ли ты что-нибудь интересное о других детях?

  • Есть ли что-то такое, что объединяет всех детей на кружке?

  • Есть ли что-то такое, что отличает тебя от остальных детей?

  • Как вы работали в своей команде?

  • Нравится ли тебе быть похожими на других, или ты предпочитаешь от всех отличаться?

  • Какими должны быть твои друзья – похожими на тебя или совсем другими?


Игра на занятиях кружка «Роспись по дереву»

«Павлин»


Цели игры: При создании аппликации «Павлин» каждый ребенок чувствует свою ценность, игра способствует сплочению детей, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.

Материалы: На большом листе бумаги нарисован павлин, нужна также цветная бумага (можно использовать яркие обвертки от конфет), ножницы, клей, карандаши.

Педагог: Сегодня мы с вами будем создавать необычную аппликацию. Это будет павлин. Он уже нарисован. Вы ему сделаете оперение. Перья можно вырезать из бумаги любого размера и формы, но каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценишь и любишь. Это качество записывается на перо. Каждый участник может вырезать сколько угодно перьев.

Все перья раскладываются педагогом на хвосте павлина и приклеиваются. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены остальными детьми.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали в ходе занятия?

  • Легко ли было говорить о своих достоинствах?

  • Что значит быть в гармонии с собой?

  • От чего зависит эта гармония?


Следующая игра успешно проводится на занятиях, где дети много

двигаются – кружок танцев, кружок художественной гимнастики – в перерыве, когда ребята отдыхают.


Игра Волшебная лавка


Цели игры: Помочь ребенку сосредоточиться на представлении о себе, своих особенностях и на их анализе, обдумывании того, чтобы им хотелось изменить в себе. Игра позволяет прийти к мысли – за что-либо приобретенное всегда приходится платить.

Педагог: Я хочу вам помочь посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, полностью расслабьтесь. Можно закрыть глаза.

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Услышьте пение птиц. Почувствуйте запахи цветов.

Внезапно, на повороте тропинки перед вами возникает старый дом. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, желание вы должны отдать что-либо другое (другое качество, которое у вас есть) или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «Что ты отдашь за это?» Он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-то из группы захочет приобрести это качество, способность, или, если мне, хозяину лавки, этот обмен покажется равноценным. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали в процессе игры?

  • Что нового узнали о себе?


Экран настроения


В кабинетах кружковых занятий висят «Экраны настроения». Когда ребенок приходит на занятия кружка, он отмечает на экране (по принципу календаря погоды), какое у него настроение в этот момент, а когда заканчивается занятие, опять помечает, какое у него стало настроение. Детям очень нравится узнавать друг о друге, сочувствовать, заботится, сопереживать, где-то подбадривать друг друга, где-то пожурить, объясняя, что товарищ был не прав, обидевшись на кого-то. Те, у кого все хорошо и ясно на душе стремятся поделиться своей радостью и успехами. Дети чувствуют общность с другими, укрепляется доверие внутри группы, они признают, принимают и понимают друг друга.


ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ




- очень злой - хочется плакать - хочется петь

- хорошее настроение - не пойму, что со мной

Фамилия, имя

ребенка

даты


1.03

4.03

7.03

11.03





1.

Иванова Лиза







2.

Петров Ваня








3.

Васильева Рита












III. 2. Занятия по толерантности.


На кружковых занятиях, помимо игр, способствующих воспитанию толерантности, проводятся специальные занятия, на которых объясняется значение толерантности для человека, ведется разговор о самих детях, ребенок задумывается над отношением к самому себе и оценивает свое поведение по отношению к другим.


Занятие – игра «Знакомство с толерантностью» ( 5 –7 классы)


Цель:

  • объяснить, что такое толерантность;

  • показать значимость толерантного поведения в ходе взаимодействия с другими;

  • развивать умение принимать иной образ жизни, как бы ни был он отличен от собственного;

  • укрепление позитивных межличностных связей в коллективе при выполнении упражнений;

  • развивать навыки невербального поведения.

Материалы: бумага для работы в группах, плакат для ассоциативного ряда «Толерантность»; игрушки или таблички с названиями животных, предметов, людей; таблички с названиями эмоций; взрослый, исполняющий роль Кота Леопольда, возможно музыкальное сопровождение.

Ход игры:


  1. Ведущий объявляет о теме занятия. Дети разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека. Объявляются правила работы в группах:

    • один говорит – все слушают

    • каждый принимает активное участие

    • говорить только от своего имени

    • уважать чужое мнение

    • не критиковать


  1. Для того, чтобы войти в коллективную работу проводится игра-разминка «Эмоции». Каждой группе выдается карточка-задание с названиями эмоций (радость, страх, удивление, испуг и т.д.) Через 1 минуту кто-то из группы должен изобразить эмоцию, остальные отгадывают.

Рефлексия:

  • Легко ли понять, какую эмоцию тебе передают?

  • Легко ли передавать эмоции?

  • Какую эмоцию было трудно передавать? Почему?

  • Что вы чувствовали, когда передавали другие эмоции?


  1. Ведущий: «Сегодня мы будем понимать других и уважать других». Затем делает информационное сообщение «Толерантный человек».


  1. Мозговой штурм – ассоциативный ряд к слову «Толерантность». Напоминание принципов мозгового штурма: выработать как можно больше идей, нет плохих или хороших идей, все идеи записываются, ни одна не отрицается.

Т - творческий

О – отзывчивый, ответственный

Л – ласковый, любознательный

Е – единство

Р – радушный, радостный

А - активный

Н – нежный, надежный

Т - тактичный

Н - неравнодушный

О - осторожный

С - сочувствующий

Т - трогательный

Ь – терпимость


  1. Выход кота Леопольда. Какие вежливые слова вы знаете? Можно ли вежливого человека считать толерантным? Чтение загадок о вежливых словах.


  1. Игра-упражнение «Не в своих санях». Каждому ребенку раздаются карточка с названиями. (Лягушка, утес, китаец, лилипут, йог, человек с тяжелым характером, человек с легким характером, помидор, жираф, толстяк, молодой учитель, чукча). Затем задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответствии с новым своим положением.

Вопросы:

Ваша любимая еда?

Что вы любите делать больше всего на свете?

Что вас может рассмешить?

Какие слова могут сделать вас счастливым? (печальным? злым? уверенным?)

Рефлексия:

  • Легко или трудно оказалось для вас прокатиться «в чужих санях?»

  • Почему нам все-таки хочется иногда оказаться не «в своих санях?»

  • Кому-нибудь из вас хотелось бы отказаться от предложенной ему роли?

  • Хотелось кому-то засмеяться? Почему сдержались?


  1. Разминка «Австралийский дождь». Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Сейчас кот Леопольд нам расскажет и покажет. Он будет рассказывать и выполнять движения а вы повторять. Следите внимательно.

  • В Австралии поднялся ветер (задвигались ладони)

  • Начинает капать дождь (задвигались пальцы)

  • Дождь усиливается (по груди ладонями)

  • Начинается настоящий ливень (по коленям)

  • А вот град – настоящая буря (топот ногами)

  • Но что это? Буря стихает (по коленям)

  • Дождь успокаивается (по груди)

  • Редкие капельки дождя падают на землю (пальцы)

  • Тихий шелест ветра (ладони)

  • Выглянуло солнце ( руки верх)


8. Закрепление теоретического материала о толерантности. Работа в микрогруппах. Упражнение «Согласен – не согласен». Половина групп работает, выполняя первое задание, половина – второе.


Задание 1. Составить перечень слов и выражений, с помощью которых вы выражаете согласие.

Задание 2. Составить перечень слов и выражений, с помощью которых вы выражаете несогласие.

Тихая музыка. Демонстрация результатов после 4-5 минут работы.

Рефлексия: Трудно или легко находить слова для согласия?

Трудно ли выражать свое несогласие?


  1. Подведение итогов. Прощание – пожелание. Слова Софокла:

Ты молод, многому учиться должен,

услышать много, много воспринять




Занятие – разговор «Что делать, чтобы тебя не унижали?» ( 8-10 класс)


Цели: - воспитание толерантного отношения к окружающим;

- закрепление и обобщение нравственного понятия учащимися «уважение к себе и окружающим», «терпимость».

Расходные материалы:

    • листы формата А-4 для работы в группах;

    • плакаты: «Ты унижаешь себя, если….», «Дерево жизни», «Золотые правила», «Способы разрешения конфликтов;

    • листы с написанными ситуациями;

    • маркеры.


  1. Ведущий:

-Возраст от 12 до 16 лет часто связан с первыми серьезными размышлениями о жизни. Ты можешь задумываться над тем, что ты - человек со своими чувствами, своими мыслями. В это время чувства могут быть очень путаными. Это время сомнений, конфликтов, перемен. Иногда ты чувствуешь себя одиноким, отдаленным от жизни. Ты стоишь на мосту между детством и непознанным взрослым миром. Ты уже не ребенок, но уже и не взрослый, у тебя есть чувства и ребенка и взрослого. Это время нерешительности и противоречий. Это теневая сторона твоего возраста.

Но есть и светлая гамма. Это возраст взросления. Много чего хорошего случается с тобой. Жизнь открывается для тебя новым белым листом. Что будет на нем написано? Это полностью зависит от тебя. Это похоже на сказку о путешественнике, который стоит на распутье. В сказках есть указатели. А в жизни – нет. Что написано на твоем камне? Каких встреч ты ждешь?

Сегодня мы поведем разговор о тебе. Как сделать, чтобы все было приятно в жизни, чтобы ты никогда не чувствовал себя униженным, чтобы тебя не унижали…


2.Упражнение «Ожидания». Задание – написать на листе бумаги то, чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия, что нового вы хотели бы узнать.

Дети пишут на бумаге в виде листков дерева и приклеивают к плакату.


Ведущий: Есть разные способы встречи с жизнью. Некоторые из них ведут к удовольствию от общения с другими людьми, желание пробовать делать что-то новое, к быстрому усвоению нового опыта, который приобретаешь. Остальные – к страху, к избеганию отношений, чувству жертвы, зависимости от окружающих.

Вы можете иметь разный опыт общения с миром. Может быть, в каких-либо отношениях ты чувствуешь себя и ведешь как сильный и независимый человек, а иногда позволяешь давить на себя, унижать и тогда ты чувствуешь себя жертвой, позволяешь использовать себя.


3.Упражнение «Чувства человека, которого унизили». Задание – за 5 минут дети в группах по 4-5 человек излагают на бумаге те чувства, которые, по их мнению, испытывает человек, которого унизили.

Это: неполноценность, беззащитность, обида, безысходность, тоска, желание уединиться, мысли о суициде, обозленность на окружающих, агрессивность (как способ защиты).

Подводятся итоги обсуждения, делается акцент на том, что на чувствах людей нельзя играть, т.к. реакция на одни и те же события у нас разная. Нехотя можно так обидеть человека, довести его до крайности, когда уже ничего нельзя исправить.

Каждый человек имеет право на свободу мысли и чувств, и это право нужно научиться уважать!


4. Обсуждение вопроса с детьми: Что такое унижение? Как можно унизить?

Выводы: - это слово, или выражение;

- это жест или знак;

- это ситуация или поведение.

Унижение – это слова или действия, которые приводят к тому, что ты начинаешь к себе плохо относиться.


5. Задания группам ( для его выполнения дети делятся на 2 группы):

1гр. – Какие действия, на ваш взгляд, могли бы вас унизить?

2гр. – Какие слова или выражения могут унизить?

Далее идет общее обсуждение получившихся ответов.

Ответы 1гр. могут быть: если тебя игнорируют в разговорах; если не интересуются твоим мнением в деле, касающемся тебя; если тебя оскорбляют в присутствии знакомых и близких и т.д.

Ответы 2 гр. – это глупая идея; это может каждый дурак; ты всегда такой; ты ни на что не годишься; ты предатель и т.д.

Ведущий: Обратите внимание, разве вы сами не употребляете эти выражения или действия по отношению друг к другу? Если вы хоть раз так поступали, значит не только унижали чье-то человеческое достоинство, но тем самым унижали и себя!


6. Плакат на доске: «ТЫ УНИЖАЕШЬ СЕБЯ!»

Ведущий: Это случается, если ты не принимаешь комплименты за свои заслуги и достижения; если не признаешь своих хороших качеств; часто прикрываешь свою мысль чужой: «Мой знакомый говорит…»; не хвалишь себя, так как считаешь, что недостоин; отзываешься на прозвища и клички.


7. Разбор конфликтных ситуаций, предложенных руководителем, или детьми.

Ведущий: Есть различные способы разрешения конфликтов - арессивный, выжидающий (промолчать и подождать), взвешенный (спокойно доказать свою точку зрения). Какой следует выбрать, чтобы тебя не унизили? Если ты хочешь избежать позиции унижения, уважать себя, не останавливаться на поражениях, то должен понимать, что этот путь не может быть коротким.


8. Золотые правила отношения к себе (разрабатываются в группах по 4-5 человек).

    • уважая свои чувства, помни о чувствах других;

    • полюби себя, тогда другие также отнесутся к тебе с любовью;

    • каждый человек уникален (не только ты);

    • помни о том, чего ты хочешь, стремись к этому!

    • нет предела совершенству.


9. Аутотренинг. Повторять слова в трудных ситуациях:

    • Я – это все, во всем мире нет такого второго!

    • Мне принадлежит все, что есть у меня: мое тело, мои мысли, мои чувства.

    • Мне принадлежат все мои победы и поражения.

    • Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

    • Я принадлежу себе, и поэтому могу совершенствоваться.

    • Я – это я, и я – это прекрасно!

10. Упражнение «Дерево итогов»: на липких листочках дети пишут итоги занятия и приклеивают на уровне корней дерева.

Ведущий: Что вы получили сегодня от встречи? Какие ожидания сбылись? Давайте подведем итоги. Пусть каждый нарисует свой портрет в центре солнечного круга, а вдоль лучей напишет все хорошее, что он о себе знает (но не преувеличивая и не преуменьшая).

А теперь вывесим галерею портретов и внимательно на нее посмотрим. Может, после сегодняшнего разговора вы посмотрите друг на друга другими глазами, откроете для себя неизвестные стороны товарищей? А может кому-то не хватило лучей на солнце? И это хорошо!

Еще одно занятие для старшеклассников, которое может занять не все время на кружковом занятии, а только часть его. Это занятие-разговор «Толерантная и интолерантная личность»

Цели:

- познакомиться с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

- на основе самоанализа определить в себе черты толерантной и интолерантной личности.

Разминка. Каждый из участников работы по кругу называет своего любимого героя и основную черту, которая в нем привлекает.

Основное содержания занятия:

Каждый из участников группы на листочках пишет перечень качеств, которые, он считает, присущи толерантной личности, на оборотной стороне – перечень качеств, которые присущи интолерантной личности.

Путем обобщения составляется общий сводный перечень качеств.

Качества толерантной личности фиксируются на одном листе ватмана, интолерантной – на другом. Затем группа делиться пополам. Одна мини-группа составляет портрет толерантной личности и проигрывает поведение такой личности в следующих ситуациях:

  • Вы видите человека, который попал в сложную ситуацию…

  • За невыполненное поручение вас сильно ругают…

  • Вы пришли в гости и встретились там с человеком другой национальности, который горячо отстаивал свои убеждения… и т.д.

Другая группа проигрывает поведение в тех же ситуациях интолерантной личности.

Ситуации, которые будут проигрываться, могут предлагать сами школьники.

Заключительные замечания ведущего:

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низком уровне воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающем мире, желанием власти, материального достатка любой ценой, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь – это путь человека хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Рефлексия:

  1. Что больше всего понравилось на занятии?

  2. Согласны ли вы с портретом толерантной личности?

  3. Что, на ваш взгляд, является основной причиной формирования интолерантной личности?


III.3. Коллективные творческие дела


Кроме игр, упражнений, занятий - бесед, формирующих толерантность во время кружковых занятий, в школе проводятся конкурсные программы – коллективные творческие дела, в которых принимают участие и дети, и их родители, и руководители кружков. Одним из таких дел, девиз которого «Признание. Принятие. Понимание», была конкурсная программа «Слово о моем роде».

Программа рассчитана на определенный период времени и заключительные конкурсы являются своеобразным подведением итогов с семьями. Как правило, для проведения таких конкурсов выбираются семьи разных национальностей, с разными традициями и обычаями, число участников программы 5-6 семей.


Цели:

  • формирование уважительного отношения к истории своего рода и к себе, как к представителю этого рода;

  • формирование объективных знаний о своих родовых особенностях;

  • формирование уважительного отношения к особенностям родовых традиций других людей;

  • демонстрация способов толерантного взаимодействия в творческой семейной деятельности с целью взаимообогащения;

  • осознание понятий «семейная атмосфера», «согласованность», «сотрудничество».


Конкурсы.

  1. Творческая работа «География моего рода», в котором отражается географические перемещения рода. Это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода. Можно также предложить учащимся составить генеалогическое дерево своей семьи. Для проведения этого конкурса может понадобиться карта бывшего СССР. Учащиеся защищают свои творческие работы.

  2. «Эхо старины». Если на конкурсе не присутствуют бабушки и дедушки, как главы рода, то дети должны выполнить домашнее задание – провести интервью с бабушками и дедушками о том, как осуществлялось воспитание в их семье. Это задание дополняется воспоминаниями тех историй, которые передаются из поколения в поколение в каждой семье (история жизни, отдельные события предков, история фамилии и т.д.)

  3. «Семейная реликвия». Подготовка - определение учащимися совместно с родителями тех предметов, хранящихся в семье, которые могли бы являться семейными реликвиями. Рассказ «Как бы я впервые представил семейную реликвию своему потомку».

  4. «Игровая копилка семьи». Подготовка - в семьях выбирается игра, в которую в детстве любили играть родители, бабушки и дедушки. Об этих играх предстоит рассказать и научить в них играть остальных. Педагог заранее должен сориентировать семьи на то, что игры должны иметь положительный социальный характер. Можно провести общую игру «Семейное понимание» - детям выдается задание, они мимикой и жестами должны объяснить своей семье какую-то фразу.

  5. «Новый год». Какой бы не были люди национальности, они всегда встречают Новый год. О традиционной встрече нового года и расскажут участники этого конкурса.

  6. «Вкусный» конкурс – любимое блюдо семьи. Желательно приготовить сладкие блюда и завершить конкурсную программу чаепитием.

В конкурсную программу можно включить номера художественной самодеятельности, возможно это будут выступления в национальных костюмах с народными песнями и танцами.



Сделаем выводы.

Успешность проблемы воспитания толерантности зависит от реализации в педагогической деятельности ряда принципов, таких, как принцип субъективности, принцип адекватности, принцип индивидуализации, принцип рефлексивной позиции, и, самый главный принцип – создание толерантной среды. Главная трудность для педагога, думается, будет в организации педагогической деятельности по правилам, выполнение которых и требуют эти принципы. Прежде всего – толерантность самого педагога.

Учитывая, что мы живем в многонациональном Крыму, нужно помнить, что ребенок способен к развитию в себе толерантности только в том случае, если осознает собственную культурную идентичность, составление программ по воспитанию толерантности должно учитывать эту особенность.

Наиболее благоприятной для воспитания толерантности является внеучебная совместная деятельность, причем воспитательный потенциал ее возрастет, если она носит творческий характер, если дети, в ходе ее, приобретают опыт гуманного, партнерского взаимоотношения с педагогами, своими сверстниками, старшими и младшими.

Методические результаты исследования показали многообразие способов воспитания толерантности. Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантной личности: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Кроме того, можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Это организация всей деятельности детей в классе, либо в неурочное время, организация диалоговой рефлексии и использование художественной литературы, кинофильмов. Важно помнить, что педагогических приемов – множество, но применять их нужно очень мудро - то, что подходит одному ученику, может не подойти другому.

Еще один важный аспект проблемы воспитания толерантности отражен в данном исследовании – взаимодействие педагогов и родителей. В основе этого взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу – должна лежать идея гуманизма. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить работу по воспитанию толерантности, начатую в школе, найти в лице родителей своих помощников.

В исследовании обобщен опыт работы воспитания толерантности на примере школы-комплекса №2 г. Джанкоя. Особенность воспитания детей в этой школе состоит в том, что после уроков всем учащимся предлагаются кружки по выбору, то есть внеурочное время школьником сориентировано на творчество, причем на такое, которое является его любимым делом. Именно на кружках, в неформальной обстановке, удобнее всего применять методы систематического и рационального обучения толерантности.

Опыт показывает, что дети, посещающие регулярно кружки, более дружелюбны, приветливы, более реалистично оценивают себя и свои возможности, умеют сопереживать, «болеть» друг за друга, стараются тактично относиться друг к другу, понимая, что все мы очень разные, но хорошее есть у всех. Более того, после «доверительных» бесед, после игр, в которых нужно быть предельно откровенными, они идут в свой класс и несут туда тот гуманистический настрой, полученный на кружке. Умный руководитель кружка намеренно организует встречи кружковцев с иными культурами, опосредуя их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Коллектив кружка 10 – 15 человек, объединенный общей деятельностью, как нельзя лучше подходит для формирования естественной внутренней силы и уверенности ребенка в себе, как основы толерантного отношения к другим, поэтому задача руководителя кружка сделать максимально возможное усилие, чтобы ребенок чувствовал, что педагог тоже толерантен, что он любит и принимает детей такими, как они есть, без оценок и стремлений подогнать их под те или иные социальные стандарты.

Закончить хочется словами В.А.Сухомлинского, над которыми нужно задуматься и педагогам, и родителям, и школьникам: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо».







Литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002.

  2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. // Вопросы психологии. 1998, № 6.

  3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000.

  4. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.

  5. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1999, № 6.

  6. Декларация о воспитании народов в духе мира.

  7. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.

  8. Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине».

  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

  11. Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке. – М., 2001.

  12. Немов Р.С. Психология. В 3-х частях. – М., 1998.

  13. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г.Григорьева, Т.П.Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.

  14. Пальминова С.Г. Семейный праздник. // Классный руководитель. 2000, № 8.

  15. Прутченком А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. – М., 1993.

  16. Словарь практического психолога. – Минск, 1997.

  17. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.

  18. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.

  19. Степанов П.В. Феномен толерантности. // Классный руководитель. 2004, № 3.

  20. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. // Классный руководитель. 2002, № 2.

  21. Толерантность в общественном сознании России. - М., 1997.

  22. Уолцер М. О терпимости. – М., 2000.

  23. Уланов В. Формирование толерантности в школе // Директор школы. – 2003, № 4.

  24. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001.

  25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. – М., 2001.


Исследование "Воспитание толерантных взаимоотношений во время внеучебной деятельности"
  • Другое
Описание:

Исследование "Воспитание толерантных взаимоотношений во время внеурочной деятельности" проведено на базе школы-комплекса № 2 г. Джанкоя. Рассмотрены вопросы воспитания детей в поликультурном пространстве многонациональной Республики Крым, принципы и содержание воспитания толерантности, методы и приемы воспитания, а также работа с родителями по воспитанию толерантности. В практической части предложены игры, вовлекающие детей в интенсивный процесс информации о себе.  позволяющие сосредоточиться  на представлении о себе. своих особенностях, их анализе, способствующие сплочению коллектива, а также занятия по толерантности для различных возрастных групп детей.   В работе представлен опыт работы по воспитанию толерантности во внеурочное время в школе-комплексе. 

Автор Сосновских Ирина Геннадьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1531
Номер материала 2931
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓