Инфоурок Другое Другие методич. материалыИсследование "Память - наше богатство"

Исследование "Память - наше богатство"

Скачать материал

 20  ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ 20 ВЕКА»

Заочный конкурс: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Направление: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (краеведение)

              

 

                                                                                                 

  

 

                            

                                    Память – наше богатство.

 Виктор Федорович Бич,

житель блокадного Ленинграда, председатель Совета Ветеранов Северного округа.

                      

                                                                                             Волик

 

 

 

                                                                                            

           Оренбург 2013

 

                                               

 

 

 

 

 

 

                                      Содержание работы

                  

                                                                                           стр.               

I. Введение                                                                       3                                 

II. Основная часть                                                           4

·        Дети-блокадники.                                                  4

·         Эвакуация.                                                             6

·        Юность.                                                                   8

·        На службе Отечеству.                                            8

·        И сегодня в строю.                                                 9

                       III. Заключение                                                               11

                       Список литературы                                                        12 

                       Приложение                                                                    13

        

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследования – на примере жизни жителя блокадного Ленинграда Бич Виктора Федоровича проследить жизнь детей-блокадников, предав огласке страшные страницы испытаний нашей Родины.

                   Задачи:

·        Показать несовместимость понятий «дети и война»;

·        Изучить документы того времени;

·        Воспитать чувство патриотизма у подрастающего поколения.

 

 

 

              

Актуальность.

             В преддверии праздника Победы мы вспоминаем о людях, подаривших нам счастье мирного неба.     

          «Память – основа культуры,- писал академик Д.С.Лихачев. -  Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память -  наше богатство».

 

 

                                    Введение

                 Всё дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу за то, чтобы мы были на земле. За все послевоенные годы про войну было написано так много, что не хватит целой книги, чтоб только перечислить названия произведений о войне. Но эта тема никогда не перестаёт волновать людей, потому что в ней слились воедино история и память. Она живёт страшным, горьким воспоминанием, и каждый год алеют тюльпаны на могилах погибших воинов, возле памятников и монументов Вечной Славы, как символ пролитой на войне крови, как символ нашей памяти.  Есть люди, чьи имена у нас на слуху: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. Но эти великие полководцы ничего бы не стоили без своих солдат, чудо богатырей, до конца стоявших на поле брани, живота не жалевших в боях за святую Русь – матушку. Россия всегда была сильна мужеством солдата, готовностью каждого русского стать солдатом в черную годину войны.
                «Память – основа культуры,- писал академик Д.С.Лихачев. -  Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память -  наше богатство».

                  Широкой рекой течет она, омывая берега нашей жизни. Каждый год в преддверии майского праздника мы склоняем головы в знак нашей благодарности в минуты молчания под мелодичный голос диктора. Мы вспоминаем о тех, кто подарил нам жить в мире, кто не увидел Победы, кто свято любил страну и верил в свою Родину.

                  Ветераны…Встречи  с ними не измерить ничем. Но  с каждым годом эти  бесценные  хранители памяти народной уходят от нас. Поэтому каждая встреча с ними дорога и желанна. Мы внимательно вглядываемся в их лица, жадно вслушиваемся в их рассказы.

   

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Основная часть.

 

          С каким человеком  неиссякаемой энергии и оптимизма мы познакомились в этом году. Это житель блокадного Ленинграда, председатель Совета Ветеранов Северного округа Виктор Федорович Бич.

        Нелегко складывалась судьба этого человека. Родился он 27 декабря 1937года в Ленинграде. После ареста отца остался с мамой и бабушкой.  Детская память сохранила тяжелые воспоминания о днях блокады. В осажденном городе мальчик прожил до 1943 года. Вместе с семьей он был эвакуирован через Ладожское озеро на большую землю. «Дорога жизни» запомнилась бомбежками, канонадой, атаками вражеской авиации. При бомбежке мальчик потерял мать. Вместе с бабушкой он оказался в Сибири.

          Главной темой для Ленинграда были дети блокадного города ,беззащитные удавленные немецкой агрессией ,нечего непонимающие ,голодные дети. Во время наступления фашистов на Ленинград детей оставалось в городе большое количество и естественно главной задачей города была обеспечить детям безопасность, сделать так, что бы их как можно скорее вывезли за пределы города.

          Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг  наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах.

          Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали за защиту города

          Понятия дети и война несовместимы!

           Однако юным ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

          Детям было хуже ,чем взрослым!

          Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему?

          Но детским чутьём они понимали, что в их дом прищла большая беда.

          Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

            Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм ,проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

           Дети, оставшиеся в Ленинграде

           Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

           Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характернейшей чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.1

           У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей .

            Откройте сегодня монографию “Рисуют дети блокады” Шурик Игнатьев трех с половиной лет от роду , 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре .”Что ты нарисовал!” -спросила воспитательница . Он ответил: “Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего”.

            Они были такими же блокадниками, как и взрослые . И погибали так же.2

            Город не мог уберечь детей от недоедания ,от истощения ,но тем ни менее для них делалось все ,что возможно .

             В разгар самой первой страшной зимы Исполком Ленсовета и горком парка организовали для них новогодние ёлки .

            Для младших – по месту жительства ,для старших в трех театрах города.

             Вот программа праздника: “Художественная часть .Встреча с бойцами и командирами .Танцы и игры у ёлки. Обед”.

              Все было выполнено кроме танцев и игр .На них у истощенных детей не хватило сил .Они не смеялись ,не шалили – ждали обеда .Он состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба ,котлетки из крупы или из шротов и киселя .Дети ели медленно и сосредоточенно ,не теряя ни крошки .Они знали цену хлеба .3

              В детской душе горела та же ненависть к фашизму .Маленький ленинградец Женя Терентьев писал 8 августа 1942 года в газете “Смена”:

“До войны мы жили хорошо и счастливо.

             Фашисты помешали нам .Во время артиллерийского обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом .Я слышал раздававшийся из под его обломков стоны моих товарищей и друзей .Когда их раскопали в груде камней и досок ,они были уже мертвы   .     Я ненавижу фашистских гадов! Я хочу мстить им за своих погибших товарищей».

             Хлебный паек (день в граммах) в блокированном Ленинграде.

Дата

Июль

2.9.41

12.9.41

1.10.41

25.12.41

11.11.42

Рабочие

800

600

500

400

350

500

Служащие

600

400

300

200

200

400

Иждивенцы

400

300

250

200

200

300

Дети

400

300

300

200

200

300

 


 

                                  Эвакуация

                   Вплоть до декабря 1941 года по Ладоге пробивались к Ленинграду буксиры с баржами .К этому времени Военный совет фронта уже сделал все для подготовки будущей “Дороги Жизни” . 21 ноября 1941 года пошел ,потянулся по первому льду конный обоз ,вскоре пошли и автомашины ,60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой .Ленинград стал получать хлеб .Но потребовались недели и месяцы ,пока на карточки стали выдавать не 125 граммов ,а 200 граммов ,а потом 300 граммов .Хлеб подвозили ,пробиваясь через вьюги ,минуя ледяные полыньи ,трещины ,машины из Кобоны .”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в городе .Страна слала Ленинграду все, что могла .Эшелоны с подарками ,партизанские обозы 6.А назад ,из Ленинграда ,машины увозили матерей с детьми .Самых бедственных .Двадцать тысяч солдат ,офицеров ,вольнонаёмных обслуживали “Дорогу Жизни”.Они делали всё, что могли ,да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни .Героизм этих людей составляет одну из прекрасных страниц истории Великой Отечественной Войны .Они были герои – каждый опять-таки по-своему ,своим отдельным ,неповторимым поведением.

                 “Все мы очень боялись умереть на льду .Почему? Потому что мы боялись ,что нас съедят рыбы .Мы говорили ,что лучше умереть на земле ,на мелкие куски разорвет ,но только не на льду“.

Эвакуация началась во второй половине января .Сперва эвакуировали тяжело раненых . 7

Очень страшной была эвакуация .

                Эвакуировали детей ,больных ,женщин…Это назывался ценно-драгоценный груз ,потому что это были живые люди ,истощённые ,голодные!

Эти люди были настолько страшные ,настолько исхудалые ,что они были закутаны и одеялами и платками – чем придется ,только бы проехать эту ледовую дорогу .А перед рассветом ,когда машины проезжали через ладожское озеро ,шоферы очень мчались ,для того чтобы быстрее проехать эти тридцать-тридцать два километра ,перед рассветом было найдено по пять ,по шесть трупиков .Это были маленькие изможденные дети .Они уже были мертвыми ,потому что представьте себе: ребенок на полном ходу вылетал из рук матери ,он при вылете скользил ,ударялся об этот лед…Мы старались узнать –чей это ребенок? Разворачивали ,но там не записки ,ничего не было .Это были дети от восьми месяцев до годика ,мальчики и девочки 8.

               Машины были закрытые ,но отопления не было .И нередко во время пурги у машины перехватывало радиатор, так как вода замерзала мигом, и шофёру приходилось затрачивать полтора часа ,а может быть ,даже и все два .И хорошо ,если он близко остановиться от палатки ,тогда детей забирали в палатку ,оказывали медицинскую помощь ,кормили .И если видели, что ребенок плохо себя чувствует ,то делали все ,чтобы он доехал до большой земли .Приходилось порой делать уколы – камфару вводить ,чтобы сердечко билось .И когда в палатку приходил шофер и говорил, что можно ехать, то все дети сопротивлялись, так как не хотели уходить из тепла ,и много раз приходилось их сопровождать до самой Кобоны и говорить, что там будет а два раза теплее и много еды и тогда некоторые успокаивались, а санитарам приходилась ехать до самой Кобоны .9

                Из блокадного города увозили тяжело раненых ,больных ,женщин и детей ,машины привозили в блокадный Ленинград еду ,а увозили людей ,чем толще становился лед на Ладоге, тем больше машин ездило по “Дороге Жизни”,а если больше машин то больше было еды и меньше оставалось в блокадном городе раненых и женщин с детьми .Всем было трудно, так как машинам надо было преодолеть около 33 километров ,но труднее всего приходилось женщинам которые везли на своих руках детей ,они были истощенные и ,когда машина едет на полной скорости по льду и из рук матери вылетает её ребенок ,представьте себе какого это ,было.10

 

                     В 1947 году было послано письмо-запрос о местонахождении матери. Ее след отыскался в Бугуруслане. Радости мальчика не было предела. Но счастье не было долгим. Судьба готовила ребенку новое испытание.

                   В 1950 году в доме Виктора Федоровича случился пожар. Взрывной волной его выбросило из дома. Маму, к сожалению, спасти не удалось. Так мальчишка рано стал взрослым.

                  До 1954 года он живет в детском доме имени Сталина в Бугуруслане. Это был образцовый детский дом. Постоянные комиссии контролировали условия жизни сирот. Страна заботилась о детях, потерявших родителей, старалась воспитать из них настоящих граждан. Многие выпускники поступают в суворовские училища. Этот путь был уготован и Виктору Федоровичу, но он решает уехать к родственникам в Сибирь.

       С 16 лет Виктор Федорович начал работать на лесозаводе. Поступил в ФЗО, работал слесарем в Красноярске. Судьба круто меняла место жительства парня.

        Служил в Советской Армии. В Тоцких лагерях, спустя 2-3 года после испытаний атомной бомбы, участвовал во всех крупных учениях.

          В 1968 году снова был призван на военные учения, которые проходили в Чехословакии. Прошел от города Георгиу Деж (сейчас Лиски) через Украину и Белоруссию.

          Проработал 16 лет в нефтеразведке. По комсомольской путевке участвовал в поднятии целины. Много лет был на комсомольско-партийной работе.

          В 1975 году приезжает в Оренбург, где 25 лет своей жизни посвящает работе в буровой компании. В 1997 году уходит на пенсию, но продолжает активно участвовать в жизни нашего города.

           Виктор Федорович Бич имеет 12 правительственных наград (почетные знаки и 2 благодарности от министра обороны).

          Сейчас Виктор Федорович возглавляет Совет Ветеранов Северного округа (с 2004 года). Он лектор-пропагандист, который ведет работу с ветеранами  и подрастающим поколением. Помогает решать различные вопросы участникам войны, поздравляет их, оказывает помощь.  Наш Совет Ветеранов занесен в книгу Почета в Москве.

            Особое место в жизни блокадника Ленинграда Виктора Федоровича занимает работа со школьниками и молодежью. Он частый гость в школах№9,10,67, в библиотеках, участвует в «Вахтах Памяти». Мы с большим удовольствием, затаив дыхание, слушаем его рассказы о блокадном Ленинграде, Сталинградской битве, Дне Победы. Он является для нас тем источником, из которого мы черпаем знания о великом подвиге народа. Это живое общение не заменят ни учебники, ни фильмы. Каждая новая встреча – это открытие, откровение. Виктор Федорович тщательно готовится к этим мероприятиям, ищет материал, читает стихи.

           

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение.

 

                Вот и стараемся мы, поколение 21 века, хранить наше прошлое, беречь память о людях и событиях. Нельзя предать забвению годы страшных испытаний Родины. В памяти наша сила, память помогает нам с оптимизмом смотреть в будущее.

                Подвиг детей войны сопоставим с подвигом солдат на передовой. Фашисты отняли у них детство, но не смогли отнять веру в победу, в справедливость, светлое будущее.

               Это они строили после войны, восстанавливали страну, поднимали могучее государство. Мы в долгу перед ними. Мы помним о тех, кто подарил нам мирное небо.

 

 

 

 

 

  

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список литературы:

                          1.Альбом-“Ленинград,блокада,подвиг”.Над альбомом работали: Юлий Гальперин,Игорь Лисочкин,Вера Архарова,Анатолий Михайлов,и другие.

 

                         2.Блокадная книга ,А.Адамович,Д.Гранин.”Советский Писатель”.,1982 г.,стр.,167

                         3.”В осажденном Ленинграде”.Сост.:Н.Р.Иванов,Л.,1982 г.,с.3.

 

 

4.     http://www.pobeda.witebsk.info/project.php

 

5.     http://slovari.yandex.ru/agreement «Великая Отечественная война»            

 

6.       BattleFront.ru

 

7.    Семейные фотографии, воспоминания, документы.                                                   

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследование "Память - наше богатство""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В преддверии праздника Победы мы вспоминаем о людях, подаривших нам счастье мирного неба.     

          «Память – основа культуры,- писал академик Д.С.Лихачев. -  Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память -  наше богатство».

 

                  Широкой рекой течет она, омывая берега нашей жизни. Каждый год в преддверии майского праздника мы склоняем головы в знак нашей благодарности в минуты молчания под мелодичный голос диктора. Мы вспоминаем о тех, кто подарил нам жить в мире, кто не увидел Победы, кто свято любил страну и верил в свою Родину.

                  Ветераны…Встречи  с ними не измерить ничем. Но  с каждым годом эти  бесценные  хранители памяти народной уходят от нас. Поэтому каждая встреча с ними дорога и желанна. Мы внимательно вглядываемся в их лица, жадно вслушиваемся в их рассказы.

    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 663 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 630
    • DOCX 297.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арапова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арапова Татьяна Александровна
    Арапова Татьяна Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20599
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе