Главная / Русский язык и литература / Исповедь беспокойной совести. (Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После бала

Исповедь беспокойной совести. (Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После бала

Исповедь беспокойной совести.

(Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После бала".)

Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.

2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.


Оборудование урока:

портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.

Методические приёмы:

беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах:

1) литературоведы.

2) художники,

3) исследователи.

План урока: 1). Организационный момент.

2). Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)

3). Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.

4). Проверка домашнего задания (по группам)

5). Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.

6). Решение проблемных вопросов урока, составление характеристики героя, чтения стихотворения Б.Окуджавы «Песенка»

7). Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

8). Домашнее задание (дифференцированное).

9). Обсуждение эпиграфа урока.


Эпиграф:

Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…

Н.Гусев

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. СЛАЙД1

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Откройте свои тетради. Запишите тему урока.

Исповедь беспокойной совести.

(Урок - размышления по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.

На нашем уроке представиться возможность высказаться всем

группам ребят: литературоведам, исследователям, художникам.

2.2. Цель урока: СЛАЙД 2

Понять авторскую мысль: моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.

2. 3. Эпиграф СЛАЙД 3

Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…

Н.Гусев

2.4. Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов: СЛАЙД 4

  • Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?

  • Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?

  • Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня?

Учитель. Посмотрите на тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». (Слово исследователям)

Исповедь- у этого слова два значения:

1) у христиан - признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние;

2) откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях.

  • В каком произведении мы уже знакомились с определением данного

слова? (в поэме «Мцыри»? - сам Мцыри)

  • А кто исповедуется перед нами в рассказе Толстого «После бала»?

(Иван Васильевич)

  • Что послужило поводом для написания рассказа? СЛАЙД 5,6,7

(Время правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным)

Толстой обращается к событиям прошлого. Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни».

УЧИТЕЛЬ. Давайте составим словарь урока . СЛАЙД 8

Исповедь, нравственный, композиция, рассказ в рассказе, прием

контраста, антитеза, сюжет, деталь.

  • Как вы понимаете слово нравстенный, нравственность? (Исследователи: Человек, обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения).

  • От чего имени ведется повествование? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования необходимо изменить условия, в которых живут люди)

  • Как построен рассказ? (Рассказ в рассказе).

  • Что означает слово рассказ?

(Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).

  • А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича?

(«Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого...»)

УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить:

  • Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл?

  • Какими же внутренними качествами руководствовался Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей?

СЛАЙД 9

УЧИТЕЛЬ. Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность.

Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему нравственного выбора наш герой Иван Васильевич.

- Что заставило задуматься его над своей жизнью?

3. Работа с текстом

  1. О каком событии из своей жизни поведал нам рассказчик? (о том, что с ним произошло на балу, что он увидел после бала).

  2. И так окунемся в атмосферу бала.

Звучит музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс».

  • Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? (приподнятое, весёлое, т.к. это мазурка).

  • А какие чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны ли они настроению молодого человека на балу?

Найдите в произведении, как писатель описывает эту сцену бала?
Какие элементы использует Л.Т.Толстой?


(стр.56-57) СЛАЙД 10

4.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языковыми средствами. СЛАЙД 11

(по группам) (зачитываются примеры из 1 колонки и, затем заполняется 2 колонка таблицы).

Таблица.


1 группа «Бал»

2 группа «После бала»

- зала у предводителя

- хозяева бала

- Варенька

- Полковник

- Иван Васильевич


- описание улицы

- солдаты

- наказываемый

- полковник

- Иван Васильевич

-зала прекрасная, бал чудесный.

буфет великолепный, музыканты

знаменитые, беспрерывно звучит мотив мазурки.

-белые плечи добродушной хозяйки, добродушный старичок.

-Варенька вся в белом, в белых

перчатках, в белом платье с Розовым поясом, в белых башмачках, грациозная с

сияющими глазами, милыми, ласковыми, царственный вид, величественная (18-ти лет).

- отец Вареньки- красивый, статный, высокий, свежий с белыми усами, бакенбардами. С блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью.

С сильными плечами и длинными ногами, старый служака.

-Иван Васильевич, доволен,

счастлив, пьян от любви, «обнимал он весь мир своей любовью», добр, блажен, счастлив, восторженное нежное чувство (умилённость).

-в весеннем мокром тумане
движутся пешеходы, по талому
снегу, огромные сапоги извозчиков шлёпают, кузнец в заса
ленном полушубке несёт какое – то большое черное;
- чёрные люди, солдаты
в чёрных мундирах, что-то
страшное, приближающее
ко мне, оголённый по пояс
человек,
-сморщенное лицо нака
зываемого, оскаленные зубы , это было что-то пёстрое , тело мокрое, красное, неестественное «что я не поверил, чтобы это было тело человека».

-полковник шёл твёрдой подрагивающей походкой, румяное белое лицо.

-Ивана Васильевича охватывает грусть, тоска, тревога, разочарование,

5. Работа с иллюстрациями учащихся.

- Какое же чувство испытывает на балу Иван Васильевич от всего

увиденного? Смогли ли вы это передать в своих работах?

Вспомните свои ощущения на празднике?

Радость

Веселье

Любовь

Вальс

Восторг

Наш герой захвачен атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку.

  • Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего повествования?

  • Находит ли оно своё продолжение? (Нет.Оно резко меняется в противоположную сторону).

  • Почему чувства у героя меняются?

6. Беседа по тексту. Звучит чтение актера сцены «После бала»

(полковник наказывает провинившегося солдата). СЛАЙД 12


Мы видим, как резко меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного: цвет, (белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата, делать перчатка – связывает части рассказа) – для этого строит своё повествование на основе контраста- приёма антитезы. СЛАЙД 13

Радость сменяется грустью

веселье- тревогой

любовь- разочарованием.

мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты СЛАЙД 14

восторг - стыдом.

Л.Н. Толстой передает впечатление повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного построения фраз (все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так же двигалась фигура статного полковника), а в первой части этот прием передает ощущение бесконечного счастья (вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее).

УЧИТЕЛЬ. Контрастное изображение героев, их психологическое состояния помогают раскрыть социальные противоречия.

Вывод. Толстой - мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души человека. СЛАЙД 15

  • А как вы думаете полковник на балу и после бала….

(Где он настоящий?)

  • Почему он отвернулся?

(Полковник убежден, что «все делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет его поступки. А может он и не считает солдат за людей).

СЛАЙД 16

  • Каким представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

  • Какую роль в судьбе его сыграл случай?

  • Почему не вмешался наш герой?

(Растерялся. Понять происходящее он не может. И где-то в глубине души догадывается, именно общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось).

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 17

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»?

УЧИТЕЛЬ: Слово критикам СЛАЙД 18

  • Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?

  • Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?

  • Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?


7. Подведение итогов. СЛАЙД 19


Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения произведения.

1группа учащихся работает на компьютерах.

2группа выполняет тест на бланках.


8. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 19


Над этими вопросами вы сможете подумать еще дома, выполнив домашнее задание:

  1. Группа №1: сочинение – миниатюра «Не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась».

  2. Группа №2: «Был ли в жизни Ивана Васильевича какой-то смысл?»

  3. Группа №3: напишите письмо Ивану Васильевичу, сохранив стиль эпохи.


9. УЧИТЕЛЬ И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что

не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).

Н.Гусев писал:

«Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»

- Согласны ли вы с автором этих строк?




Тест по теме.

Л.Н. Толстого «После бала»

вопроса

Вопрос

Варианты ответов (подчеркнуть)

1

Жанр произведения

А.Повесть

Б.Очерк

В.Рассказ

2

Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу:

А.Антитеза

Б.Гипербола

В.Аллюзия

3

Композиция произведения

А.Последовательная

Б.Ретроспективная

В.Рамочная

4

Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми

А.Любовь к жизни человека

Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования

В.Проблемы в отношении отцов и детей

5

Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу

А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен

Б.Он был растерян и обманут

В.Ему было грустно и одиноко

6

Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу

А.Уважение к его заслугам перед Отечеством

Б.Восторг и нежность

В.Робость и уважение

7

Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно Иван Васильевич выделял

А.Ласковую улыбку

Б.Страстную фигуру

В.Грацию

8

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях

А.На балу

Б.Перед балом

В.После бала

9

Действие в произведении происходит в годы правления:

А.Александра 1

Б.Николая 2

В.Николая 2

10

Образ полковника, отца Вареньки:

А.Не типичен для России начала 19 века

Б.Типичен для своего времени

В.Комичен

11

Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:

А.Приветливо улыбнулся новому знакомому

Б.Гневно прикрикнул на него

В.Сделал вид, что не знает

12

Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

А.Он стал военным

Б.Он не стал больше служить

В.Во всех своих неудачах он винил полковника


Исповедь беспокойной совести. (Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После бала
  • Русский язык и литература
Описание:

Исповедь беспокойной совести. Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить  проблематику произведения, идейное содержание.

2) развивающая:закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3)воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.

 

Оборудование урока:

портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.

Методические приёмы: 

                 беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания,  дифференцированные, работа учащихся в группах:

1) литературоведы.

2) художники,

3) исследователи.

План урока:    1). Организационный момент.

2).  Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)

3).  Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.

4).  Проверка домашнего задания (по группам)

5).  Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.

6).  Решение проблемных вопросов урока, составление характеристики героя, чтения стихотворения Б.Окуджавы «Песенка»

7). Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

8).  Домашнее задание (дифференцированное).

 

9).  Обсуждение эпиграфа урока.

Автор Строкова Светлана Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1295
Номер материала 51945
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓